Аварийность в трубопроводном транспорте

аварии на трубопроводном транспорте

1:04:19 Аварийность в трубопроводном транспорте Видео-курс «Дефекты металла и сварных соединений»

1:04:19

282674

5:42 Аварийность в трубопроводном транспорте Основные сведения о магистральных трубопроводах

5:42

249447

42:29 Аварийность в трубопроводном транспорте ЛУВ 2019 6 Состав транспорта УВ

42:29

855842

1:56 Аварийность в трубопроводном транспорте 2002. 02. Мегион. Ликвидация аварии нефтепровода

1:56

57227

18:20 Аварийность в трубопроводном транспорте KLS. Railway Transportation

18:20

258922

5:46 Аварийность в трубопроводном транспорте Транспортировка природного газа

5:46

379158

9:55 Аварийность в трубопроводном транспорте СТЕНД 3 — Лаптева Ульяна Викторовна

9:55

680227

2:53 Аварийность в трубопроводном транспорте Катушка. Вырезка и врезка

2:53

720212

15:44 Аварийность в трубопроводном транспорте Школа трубопроводной арматуры (ТПА). Дисковый затвор

15:44

221109

15:44 Аварийность в трубопроводном транспорте Школа трубопроводной арматуры (ТПА). Дисковый затвор

15:44

860735

9:18 Подводные переходы. Нормы проектирования

9:18

129776

2:03:27

2:03:27

863689

2:12:24 Международный форум 100 лет электричества. Сессия 1

2:12:24

433545

1:08:36 ТХСНГ 2018 10 Технология последовательной перекачки

1:08:36

379634

15:01 НВиТП 11 класс урок 21 22

15:01

918842

4:41 [Роснефть]Основные способы транспортировки нефти и газа

4:41

327171

1:09:58 ТХСУВС 2019 4 5 Состав МНП и МГП

1:09:58

613133

52:25 ТХСНГ лекция Нефтебазы 7 2017

52:25

766302

7:32 Транснефть | Порт Козьмино

7:32

491979

Масштабные прорывы: топ-5 крупнейших разливов нефти на нефтепроводах

Аварийность в трубопроводном транспортеПрорыв трубопровода в Альберте, Канада, 2001

В прессе регулярно возникают сообщения об утечке нефти в результате столкновения танкеров, взрывов на нефтеплатформах или разрывах трубопроводов. Нефть изливается на почвы и в воды. «Зеленые» говорят об угрозе мировой экологии, нефтяные компании подсчитывают убытки от разлившейся нефти, а консалтинговые фирмы приводят неутешительную статистику. Например, британская компания TINA Consultants, занимающаяся предотвращением утечек нефти с нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих предприятий и трубопроводов, подсчитала, что за период с 1995 по 2005 год из каждого миллиона тонн добытой или хранимой нефти около 3 тонн попадало в водную среду. Ежегодно количество аварийных утечек нефти все увеличивается.

Россия — одна из главных нефтедобывающих держав, и она же — лидер по масштабу «нефтепотерь». Россия теряет 3,5–4,5% нефтяного сырья при добыче и транспортировке. Такова статистика НП «Центр экологии ТЭК».

А по данным РБК, при уровне добычи в 510 млн тонн в год потери составляют 18–23 млн тонн. Соответственно, «утекает» от 14,2 до 17,2 млрд долларов.

Большее количество нефти изливается при её транспортировке по трубопроводам в результате их изношенности или механических повреждений.

В мире же самые крупные катастрофы случаются в результате морских аварий. Так, ежегодно в воду попадает около 1,5 млн кубометров нефти и нефтепродуктов, гибнут птицы, рыбы, а иногда и люди. Такие катастрофы трудноустранимы.

Пресса, правительства и международные организации уделяют им большее внимание. Однако сегодня поговорим о крупнейших за последние 20  лет прорывах нефтепроводов и их последствиях.

Ведь, казалось бы, не столь значительные, они наносят не менее губительный удар по экологии и экономике нефтедобывающих стран.

Август 1994 г. Авария на нефтепроводе Возей — Головные сооружения АО «Коминефть». Усинский район Республики Коми

Аварийность в трубопроводном транспортеЛиквидация последствий прорыва трубопровода в Республике Коми © ecoindustry.ru

Крупная экологическая катастрофа, связанная с аварией на нефтепроводе АО «Коминефть», произошла в августе 1994г. в Усинском районе Республики Коми. В результате появления на трубовопроде маленьких дырочек, так называемых свищей, произошла массовая утечка нефти. По разным данным, потеря составила от 102 000 до 576 000 баррелей сырой нефти. Точных данных о площади загрязненной поверхности нет, но цифры колеблются от 69 до 115 га. Эта катастрофа оказалась крупнейшей за последние 20 лет не только на территории Коми, но и в масштабах всей страны.

В докладе, опубликованном на сайте Министерства развития промышленности и транспорта Республики Коми, среди причин прорывов трубопроводов на севере республики названы «корроизный износ коммуникаций, а также сложная инженерно-геологическая обстановка, обусловленная распространением многолетнемерзлых пород».

Так, аварийный нефтепровод, по которому нефть транспортировалась от группы месторождений в Ненецком автономном округе и в Усинском районе Республики Коми до Головных сооружений АО «Коминефть», пролегал по трассе с многомерзлыми грунтами, термокарстовыми явлениями, оползнями по берегам рек. Все это крайне негативные факторы, которые часто приводят к разрывам трубопроводов.

Износ трубопровода также сыграл не последнюю роль. Введенный в эксплуатацию в 1975г, он использовался без какого-либо ремонта почти 15 лет.

В результате проведенных исследований выяснилось, что без защиты от коррозии трубопровод мог разрушиться еще к 1990г.

Соответствующие меры действительно были приняты, но оказались недостаточно эффективны: еще до аварии в 1994г. на этом трубопроводе было зафиксировано 32 аварийных случая.

Руководству «Коминефти» достаточно долго удавалось скрывать произошедшую катастрофу. Об утечке большого количества нефти стало известно только спустя месяц после аварии.

Происшествие взволновало не только жителей республики, но и мировую общественность.

Излияние нефти через реки Колва и Уса в реку Печора, а затем в Баренцево море и Северный Ледовитый океан могло повлиять на экологию стран Северной Европы, Канады и США.

Последствия коснулись непосредственно жителей Усинского района, оказавшихся в радиусе загрязнения. А именно 63,5 тысячи человек, проживающих в 8 населенных пунктах на территории утечки нефти.

Некоторые из этих поселений специализировались на животноводстве и фермерском хозяйстве.

Ухудшение среды обитания рыб и птиц, сильное загрязнение почвы и воды, резкое повышение падежа скота – все это последствия аварии, которые негативно сказались на рыболовстве и сельском хозяйстве. В этих районах также повысилась заболеваемость среди взрослых и детей.

Грандиозные убытки от разлива понесла и «Коминефть».

За загрязнение окружающей среды компании пришлось выплатить Министерству природы Республики Коми 62,2 млрд рублей и более 311 млрд рублей Департаменту охраны окружающей среды и природных ресурсов Республики Коми за загрязнение водной среды региона. Помимо этого, «Коминефть» оказалась должны 124 млн долларов международным финансовым структурам, предоставившим кредит на устранение последствий аварии.

В результате банкротства АО «Коминефть» оказалось в составе ОАО «НК “Лукойл”».

1998г. Авария на подводном трубопроводе компании ExxonMobil. Нигерия

Аварийность в трубопроводном транспортеГоловные сообружения подводного трубопровода в дельте Нигера (Нигерия) © AFP/File

С открытием нефти в Нигерии в 1956 году страна постоянно страдает от негативных последствий взрывов и утечек нефти. Согласно статистике, за 20 лет (1976–1996) произошло 4647 аварийных случаев, в окружающую среду излилось в общей сложности 2 369 470 баррелей нефти.

Самой крупной аварией в истории Нигерии стал прорыв на нефтепроводе компании Mobil в 1998 году.

Причины: Компания Mobil начала добычу нефти в нигерийском штате Аква-Ибом около 30 лет назад. По нефтепроводам, которые соединяют 14 буровых платформ на прибрежном шельфе, нефть доставляют к нефтяному терминалу в Ква-Ибо. Из-за того, что трубопроводы были подвержены сильной коррозии, там и раньше случались прорывы и разливы нефти.

Возможно, ситуацию усугубил и тот факт, что нефтепроводы пролегают по территории крайне бедных поселений, и местные жители часто делают надрезы в трубопроводах, желая поживиться «бесплатной» нефтью. Воровство нефтепродуктов процветает в Нигерии: в результате таких случаев за последние несколько лет погибло сотни людей.

Последствия: В результате аварии в Атлантический океан попало 14 тысяч тонн нефти. Вода покрылась черной нефтяной пленкой на 200 км вдоль берегов штата Аква-Ибом.

Урон был нанесен морской фауне этого региона, загрязнены десятки квадратных километров сельскохозяйственных земель.

В целях ликвидации катастрофы ExxonMobil пришлось привлечь самолеты, вертолеты, корабли и специалистов из Великобритании и США.

Местные жители, страдающие от нищеты, безработицы и экологической обстановки, выступили против Mobil с протестной акцией, требуя рабочих мест для молодежи региона. Руководство компании ответило отказом, объяснив его необразованностью населения.

Тем временем прорывы нефтепроводов уносят сотни жизней. Во время взрыва 1998-го года погибли более тысячи нигерийцев.

Январь 2000г. Авария на трубопроводе компании Petrobras. Рио-де-Жанейро, Бразилия

Аварийность в трубопроводном транспортеБерег бухты Гуанабара после разлива © AFP

21 января 2000 года в бухте Гуанабара на берегу Рио-де-Жанейро разорвался трубопровод бразильской государственной нефтяной компании Petrobras. В воду вылилось около 8 177 баррелей нефти. Экологическая катастрофа настолько велика, что специалисты приравняли её масштабы к последствиям войны в Персидском заливе (тогда в ходе военных действий иракские войска сбросили в воды залива 8 млн баррелей нефти). Министр экологии Андре Корреа отметил, что это самая крупная для страны экологическая катастрофа за последние 25 лет.

Читайте также:  Своими руками сделать станок гнуть профильную трубу гнуть

Причиной катастрофы стал разрыв проложенного по дну моря нефтепровода. По одной из версий, авария случилась на участке подводного перехода с размытым дном, что привело к деформации трубы.

Аварийность в трубопроводном транспортеВид на бухту Гуанабара

Авария в бухте Гуанабара сильно ударила по бюджету компании Petrobras. Происшествие вошло в рейтинг крупнейших штрафов за экологические преступления, подготовленный информационным агентством ТАСС.

  Petrobras признала свою вину за случившееся и выплатила штраф более $25 млн.

«Средства были направлены на восстановление экосистемы бухты и возмещение убытков, нанесенных населению прибрежных районов», — указано на сайте ТАСС.

Однако вред экологической обстановке уже был нанесен. Специалисты признали, что на восстановление окружающей среды после подобной катастрофы необходимо почти четверть века.

В результате утечки нефти для нескольких городов возникла серьезная угроза отравления питьевой воды. Пляжи около Рио-де-Жанейро  оказались закрыты из-за сильного загрязнения.

Погибло большее количество птиц и рыб, что нанесло значительный ущерб рыбному промыслу и экономике региона.

Компания Petrobras вообще не очень любит бухту Гуанабара. Это уже второй разлив нефти, допущенный одной и той же компанией в одном и том же месте. В 1997 году Petrobras вылил в бухту около 12 000 баррелей нефтепродуктов.

Январь, февраль 2010г. Авария на нефтепроводе Восточная Сибирь – Тихий Океан компании «Транснефть». Ленск, Якутия и Сковородинский район, Приамурский край

Аварийность в трубопроводном транспортеРазлив нефти на месте аварии © energyland.info

Общие сведения: Нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий океан был введен в эксплуатацию в декабре 2009 года, а уже спустя 2 месяца на участке, проходящем в 30 км от города Ленска, произошла первая утечка нефти. На территории Ленского района было объявлено чрезвычайное положение. А вскоре после ликвидации последствий данной аварии, в феврале того же года, произошел прорыв нефтепровода в Приамурском крае.

В ходе расследования по этому делу оказалось, что причиной аварии стало нарушение правил ведения работ: ковшом экскаватора был поврежден трубопровод, что привело к его механическому повреждению и затем к разливу нефти.

Аварийность в трубопроводном транспортеАмбар (котлован для временного слива нефти) на месте аварии 22 января © sakhanews.ru

В Ленском районе Республики Саха 196 человек, принимавшие участие в ликвидации аварии, очистили 20 000 кв м загрязненной территории. Что касается аварии в Приамурском крае, из поврежденного участка вытекло 20 300 баррелей чистой нефти. Экологии Приамурья уже нанесен вред. Но больше беспокоит другое.

Нефтепровод пролегает в непосредственной близости от городов и поселков, и в случае более крупной аварии могут погибнуть и пострадать тысячи людей. Ученых-экологов  также волнует участок нефтепровода, который пролегает вблизи озера Байкал. Некоторые специалисты утверждают, что в случае аварии в Байкал может попасть несколько тонн нефти.

И это будет уже настоящая катастрофа.

Декабрь 2014г. Авария на нефтепроводе Ашкелон – Эйлат. Пустыня Арава, Израиль

Аварийность в трубопроводном транспорте© NPA

Общие сведения: Одна из самых тяжелых аварий 2014 года произошла 5 декабря на нефтепроводе Ашкелон – Эйлат на юге Израиля. Из разорванной трубы в пустыню Арава вылилось 21 900 баррелей нефти. Экологи отметили, что это самая крупная авария за всю историю Израиля.

Причины: Расследование показало, что утечка нефти стала следствием неосторожности при проведении ремонтных работ, во время которых и был поврежден трубопровод.

Последствия: Экономический ущерб государства из-за прорыва нефтепровода составил $7,6 млн.

В результате аварии сильно пострадали природоохранные зоны, находящиеся в области загрязнения. Например, заповедник Эврона, где живут олени и растут редкие виды растений.

Проведенные измерения показали, что в воздухе на территории заповедника содержится повышенное содержание токсичного вещества бензола.

Кроме того, из-за отравления ядовитыми парами были госпитализированы более 80 человек, оказавшихся на месте происшествия.

По мнению ученых, потребуются годы, чтобы восстановить окружающую среду загрязненного района. Однако, возможно, что полностью очистить территорию не удастся.

Организация и проведение аварийно-спасательных работ на трубопроводном транспорте

Трубопроводный транспорт — вид транспорта, осуществляющий передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых продуктов по трубам. В зависимости от назначения и территориального расположения различают магистральный и промышленный (технологический) трубопроводный транспорт.

К магистральному трубопроводному транспорту относятся газонефтепроводы, по которым транспортируются продукты от мест добычи к местам переработки и потребления — на заводы или в морские порты для перегрузки в танкеры и дальнейшей перевозки.

По магистральным продуктоводам перемещаются готовые нефтепродукты с заводов в районы потребления. Общая протяженность магистральных трубопроводов по территории России составляет около 200 тыс.км. На пути следования они более 5 тыс. раз пересекают различные водные преграды.

Ежегодно на магистральных трубопроводах регистрируются 50-60 крупных ЧС, которые влекут за собой большие экономические и экологические потери. Так, в результате утечки нефти из нефтепровода «Харьян-Усинск» вытекло около 100 тыс.

т продукта, чем был нанесен огромный ущерб приполярной тундре в районе бассейна р. Печора.

Технологические трубопроводы составляют свыше одной трети трубопроводов промышленных предприятий.

По ним транспортируются газ, пар, жидкость, являющиеся сырьем, полуфабрикатами, готовой продукцией, отходами производства или продуктами, необходимыми для нормального течения технологического процесса.

По технологическим трубопроводам транспортируются также вредные для здоровья и опасные в пожарном отношении продукты, причем при разных давлениях и температурах.

  • При возникновении ЧС на продуктоводах спасатели выполняют следующие виды работ:
  • — осуществляют, в первую очередь, спасение и эвакуацию людей из опасной зоны (особенно это касается предприятий, на которых произошла авария), а также, при необходимости, из прилегающей к опасной зоне местности;
  • производят разведку очага поражения для оценки масштабов и возможностей дальнейшего развития ЧС, возможности появления вторичных поражающих факторов;
  • определяют количество людей, техники, средств защиты, инструментов и приборов, необходимых для проведения работ;
  • определяют маршруты выдвижения в очаг поражения, последовательность выполнения работ, места размещения необходимого оборудования, техники и систем поддержания жизнеобеспечения спасателей на месте аварии;

осуществляют локализацию аварии и ликвидацию ее последствий. При повреждении продуктовода в любом случае необходимо немедленно изолировать аварийные участки с помощью задвижек, затворов и других запорных устройств. Одновременно отключаются емкости, останавливается работа насосов, компрессоров. При крупных авариях возможна остановка деятельности всего предприятия.

  1. Местонахождение запорных и отключающих устройств спасатели могут определить:
  2. — использовав опыт специальных учений на данном объекте (если они проводились);
  3. — воспользовавшись помощью спасательной службы и технического персонала объекта;
  4. — по направлению струи выброса — тогда необходимо отключить подачу продукта, перекрыв ближайшее запорное устройство на аварийной трубе;
  5. — по технологическим схемам и планам производства, знакам безопасности и указателям.

При ликвидации аварий на технологических сетях с СДЯВ и их обеззараживании в случае выброса или разлива к месту аварии следует подходить только с наветренной стороны в изолирующих противогазах и защитной одежде.

Фильтрующие противогазы разрешается использовать при отсутствии высоких концентраций ядовитых паров. Организация работ в очаге заражения СДЯВ поддерживается постоянной связью с техническим персоналом объекта для решения вопросов, касающихся ликвидации очага заражения.

Связь может осуществляться по радио или по телефону.

Поисково-спасательные работы желательно проводить с участием личного состава газоспасательных служб объекта, так как самостоятельное перекрывание и открывание кранов и вентилей на технических коммуникациях, перемещение конструкций и аппаратуры, не согласованное с администрацией объекта, может отрицательно повлиять на ход выполнения работ.

Аварийность в трубопроводном транспорте

В необходимых случаях спасатели производят обеззараживание территории объекта и прилегающей к нему местности. Применяемые для этого средства должны соответствовать характеру вещества, которое необходимо нейтрализовать.

Обеззараживание СДЯВ производится химическим, физико-механическим и механическим способами. При химическом способе выполняется дегазация (нейтрализация) СДЯВ — зараженные площади поливают дегазирующими растворами.

Читайте также:  Самодельная труба для капельного полива

Для этого могут использоваться поливочно-моечные и пожарные машины, водяные мотопомпы и насосы, передвижные и переносные распылители.

Если произошел выброс большого количества СДЯВ, то необходимо предупредить их разлив на значительной площади. С этой целью устраиваются земляные валы такой высоты и толщины, чтобы предотвратить их прорыв СДЯВ, а также просачивание этих активных веществ сквозь них.

Подобная работа выполняется обычно с привлечением тяжелой землеройной техники: бульдозеров, грейдеров и др. В некоторых случаях, если масштабы аварии невелики или землеройную технику применить невозможно, земляные валы устраиваются вручную штыковыми и загребными лопатами. Для укрепления таких насыпей можно использовать доски, деревянные щиты, листы металла и т.д.

На сильно пересеченной местности проще не создавать земляные валы, а собирать растекшиеся СДЯВ в выемки или близлежащие естественные низины. Это делается следующим образом. Землеройной техникой или вручную выкапывается выемка, а к низинам прокладываются канавы, вокруг которых также, при необходимости, создаются земляные валы.

Количество мест сбора СДЯВ будет при этом зависеть от величины выброса, степени пересеченности местности. Собранные СДЯВ перекачиваются насосами в специальные емкости или же в автоцистерны. При растекании СДЯВ на территории предприятий необходимо не допустить попадание жидкости в канализационную сеть.

Для этого потоки СДЯВ направляют в обход канализационных люков и решеток, а если такой возможности нет, то люки и решетки накрывают щитами, брезентом и засыпают земляным грунтом.

Дегазация проводится с СДЯВ, оставшимися после их частичной откачки в запасные емкости (полную откачку технически осуществить крайне сложно), а также в тех случаях, когда откачка СДЯВ с пораженной территории невозможна.

Обеззараживание разлившихся СДЯВ осуществляется с использованием дегазирующих веществ, вступающих в химическую реакцию между собой с образованием нетоксичных продуктов.

Дегазирующие вещества подбираются в зависимости от типов СДЯВ, применяемых в технологическом процессе конкретного предприятия.

Основной принцип обеззараживания СДЯВ заключается в том, что вещества кислого характера дегазируются веществами, имеющими щелочную реакцию (гашеная известь, растворы соды или едкого натра и др.

), а вещества щелочного характера — веществами, имеющими кислотную реакцию. Дегазирующие вещества, кроме жидкого состояния, могут находиться в твердом состоянии, — в этом случае их рассыпают по зараженной территории.

Можно использовать и отходы производства, обладающие кислотным или щелочным характером.

Некоторые СДЯВ, вступая в реакцию с дегазирующими веществами, выделяют большое количество тепла, что может привести к пожарам и взрывам. В таких случаях разлившиеся СДЯВ обеззараживают смесью дегазирующего вещества с песком, щебнем, землей, гравием.

  • При разливе нефтепродуктов во время аварий на продуктоводах выполняются следующие работы:
  • — отключается поврежденный участок коммуникации;
  • — локализуется дальнейшее растекание продукта, который собирается в выемки, низины, а также на территории, окруженной земляными валами;
  • — производится откачка нефтепродукта в запасные емкости.

Нейтрализовать нефть и нефтепродукты довольно сложно, так как они плохо смешиваются и вступают в химическую реакцию с другими веществами, а также содержат в себе большое количество различных компонентов (фракций). Поэтому для дегазации нефтепродуктов применяются иные способы.

При физико-механическом способе обеззараживания СДЯВ и агрессивные вещества выжигаются или испаряются под воздействием горячих газов реактивного двигателя. Чаще всего выжиганию подлежат нефтепродукты. Этот способ можно использовать, если нет опасности того, что горящие вещества вызовут вторичные пожары или нанесут ущерб окружающей природной среде.

Выжиганию и испарению подлежат те СДЯВ, которые при протекании данных процессов разлагаются на нетоксичные компоненты.

Ликвидация аварий на газопроводе начинается, прежде всего, с отключения его поврежденного участка и перекрытия газопровода запорными устройствами (замками, задвижками), расположенными на нем и у газгольдерных станций.

При срезах или разрывах труб газопровода низкого давления концы их заделывают деревянными пробками, обмазывают глиной или обматывают листовой резиной, трещины на трубах заваривают или заделывают, устанавливая муфты.

Временно трещины можно заделывать, обматывая трубы плотным бинтом и обмазывая глиной, или обматывая листовой резиной с накладкой хомутов.При воспламенении газа его давление в газопроводе снижают, после чего пламя гасят песком, землей, глиной, набрасывают на газопровод мокрый брезент, а затем засыпают землей и поливают водой.

Рекомендуемые страницы:

Безопасность в технологических процессах в трубопроводном транспорте

Определение 1

Трубопроводный транспорт – это вид транспорта, который подразумевает перемещение жидкостей и газов по трубам.

Роль трубопроводного транспорта возрастает ежегодно. Увеличение грузопотока нефти, нефтепродуктов и природного газа способствует совершенствованию управления и обслуживания трубопроводов, а также увеличению диаметра труб. Безопасность и надежность трубопроводного транспорта являются важнейшим требованием в рамках его эксплуатации.

Аварии и повреждения элементов трубопроводного транспорта приводят к внушительным экономическим потерям.

Из-за увеличения диаметра труб и протяженности трубопроводов резко возрастает вероятность пожаров и аварий на трубопроводах, что становится причиной загрязнения окружающей среды.

Поэтому выполнения требований по безопасности трубопроводного транспорта во время его эксплуатации является очень важным мероприятием. Основными требованиями по безопасности являются:

  1. Эксплуатация трубопровода разрешена только в том случае, если предприятие получило лицензию Ростехнадзора.
  2. Технические устройства, которые используются на трубопроводах должны соответствовать требованиям, предусмотренным промышленной безопасностью.
  3. Предприятия обязаны предоставлять в Ростехнадзор информацию о эксплуатируемых трубопроводах, для их регистрации государственном реестре.
  4. До начала ввода трубопровода в эксплуатацию на предприятии должен быть разработан план ликвидации возможных аварий.
  5. Предприятие должна иметь систему управления промышленной безопасностью трубопроводного транспорта.
  6. Все сотрудники предприятия должны быть обучены промышленной безопасности.
  7. Исполнительная и проектная документация, а также акты технических испытаний и обслуживания должны храниться на предприятии в течении всего срока эксплуатации трубопроводного транспорта и его элементов.

Классификация аварий на трубопроводах

Определение 2

Промышленные аварии – это аварии, произошедшее на промышленном объекте, причинами которых могли быть конструктивные, технологические, эксплуатационные факторы, а также факторы внешнего воздействия.

Все аварии, которые могут произойти на частях промышленного трубопровода делятся на категорийные и некатегорийные. К категорийным относятся те аварии, которые расследуются в соответствии с инструкцией Ростехнадзора – РД 03-293-99.

К таким авариям относятся частичное или полное разрушение объектов транспортировки полезного ископаемого, приведшие к утечке нефти в объеме от 10 кубометров или утечке природного газа в объеме от 10 000 кубометров.

Некатегорийные аварии расследуются в соответствии с РД 39-132-94. К таким авариям относятся:

  1. Образование закупорок, которые привели к уменьшению пропускной способности трубопровода.
  2. Разрывы и трещины по сварным швам.
  3. Механические повреждения, приведшие к нарушению герметичности трубопровода.
  4. Негерметичность из-за воздействия коррозии.
  5. Негерметичность регулирующей и запорной арматуры.

Системы безопасности на трубопроводах

Предприятия, которые эксплуатируют трубопроводы тратят значительные средства на обеспечение их безопасности. Для достижения этой цели на них используются системы непрерывного контроля технического состояния трубопровода, которые позволяют обнаружить утечки и другие повреждения. Такие системы безопасности основаны на разнообразных физических принципах.

К системам безопасности на трубопроводах предъявляется ряд требований, среди которых относительно низкая стоимость оборудования, возможность обнаружения утечек с чувствительностью 1 %, малое число ложных срабатываний, возможность регистрации механических повреждений, высокая скорость работы.

Работа акустических систем безопасности основана на регистрации частот волн, которые образовались из-за утечек полезного ископаемого.

Самыми известными акустическими системами безопасности являются СНГКН-1, СНГКН-2, «Капкан», «LeakWave». Параметрические системы безопасности основаны на измерении давления и расхода продукта перекачки.

Самыми известными такими системами являются «Leak Detection System», «LeakSpy» и «ATMOS».

Параметрические и акустические системы имеют преимущества перед другими благодаря более высоким экономическим и техническим показателям. Экономический анализ данных систем условно делит их на две группы (распределенные или протяжные системы), которые отличаются способом своего монтажа на трубопроводе.

К менее распространенным системам безопасности относятся: система виброакустического мониторинга (с использованием волоконно-оптического кабеля и датчика) и система дистанционно-оперативного контроля, работа которой основана на измерении проводимости изоляционного слоя трубопровода.

Аварии на трубопроводах объектов экономики

 

  •     Глава 1. Общие сведения
  • Глава 2. Профессиональное    обучение спасателей МЧС
  • Глава 3. Организация и проведение    поисково-спасательных работ (ПСР)
  • Глава 4. Оказание первой   медицинской помощи пострадавшим
  • Глава 5. Охрана труда при ликвидации   последствий чрезвычайных ситуаций
  •    Литература
  • взаимодействие с другими службами препятствия природного и техногенного характера при авариях выше транспортных магистралей при авариях ниже транспортных магистралей над водной поверхностью по дну водоема
Читайте также:  Диаметр трубы каминной вытяжки

   Поисково-спасательные работы по ликвидации последствий ЧС на объектах коммунально-бытового и коммунально-жилищного хозяйства проводятся спасателями во взаимодействии со специалистами этих служб. При этом они руководствуются заранее составленными планами объектов, на которых должны быть указаны места прокладки сетей, направления движения от насосных станций воды, газа, пара и технологических продуктов, обозначены координаты привязки смотровых колодцев, камер насосных станций, скважин, резервуаров воды и емкостей со взрыво- и пожароопасными продуктами, а также указаны места возможного сброса воды, выкачиваемой из подвалов или канализационной воды, вытекающейизколодцев.

   На пути трубопроводов, особенно большой протяженности, встречается много препятствий естественного и искусственного происхождения: водные преграды, транспортные магистрали, пересеченность местности (горная складчатость, холмы, овраги и т.д.), другие трубопроводы.

Для их преодоления на трубопроводах делаются отводы, позволяющие повторять изгибы местности или возвышаться над препятствиями.

Аварии, происходящие на трубопроводах, в этих местах имеют наиболее опасные последствия, так как в случае выброса или разлива транспортируемый продукт может покрыть собой большие площади, поразив их и вызвав вторичные последствия аварии (взрывы. пожары, нарушения экологии и др.).

Возможны также нарушения транспортного сообщения, энергоснабжения, функционирования предприятий. Серьезной проблемой при локализации и ликвидации последствий ЧС на трубопроводах при преодолении ими препятствий является затрудненность доступа к месту утечки. Если позволяют условия, то подъем к аварийному участку осуществляется с использованием специальной техники.

   При авариях на трубопроводах, проходящих выше транспортных магистралей, применяются: — на железнодорожном транспорте — ремонтные составы;

—  на автомагистралях -автомобили с подъемниками (мачтовыми, коленчатыми, телескопическими). Подъем на трубопровод может быть осуществлен с корпусов и приспособлений транспортных средств, не предназначенных для проведения такого вида работ.  Если нет возможности использовать технику (опасность взрыва продукта. отсутствие подъездных путей и др.

), то к месту аварии спасатели перемещаются по верхней поверхности трубопровода большого диаметра, приставным или навесным лестницам — если диаметр труб невелик. Также по приставным лестницам перемещаются и в котлованы, овраги, низины, глубокие траншеи.

Использование лестниц в данном случае связано с потенциальной опасностью обрушения грунта при пешем перемещении по поверхностям крутых откосов.

   В случае аварии трубопровода, проходящего под транспортным полотном, всякое движение транспорта прекращается и переводится на объездные пути.

Транспортное полотно разбирается или вскрывается.

Применяемые для этого средства выбираются в зависимости от глубины залегания трубопровода, пожаро- и взрывоопасности вытекшего продукта, возможности развертывания технических средств.

   Когда авария произошла на трубопроводе, проходящем над водной поверхностью, то выдвижение к поврежденному участку производят по верху трубопровода, если у него большой диаметр или он состоит из нескольких параллельно тянущихся, впритык расположенных труб малого диаметра. Перемещение к трубопроводу и подъем на него могут также осуществляться с борта плавсредства (спасательный катер, моторная лодка, шлюпка и др.).

   Авария, возникающая на трубопроводе, проходящем по дну водоема, ликвидируется спасателями с использованием водолазного снаряжения. Необходимые для работы инструменты и оборудование размещаются на берегу или на борту плавсредства, в зависимости от удаленности места аварии от берега.

Это место определяется по внешним признакам (вытекание жидкости и выход пузырей на поверхность водоема).

Если вытекший продукт пожаро-, взрывоопасен, то на месте аварии нельзя применять плавсредства на механическом ходу, а также механизированный инструмент: подводное освещение осуществляется фонарями с аккумуляторными источниками питания.

В каждом конкретном случае необходимо определить, возможны ли подъем на поверхность трубопровода и перемещение по нему и не приведет ли это к усложнению аварийной ситуации. В случаях, когда нет уверенности в прочности поврежденных участков трубопровода, работы на нем выполняются с лестниц или из люлек.

   При угрозе здоровью и жизни спасателей при ПСР на трубопроводах необходимо использование средств защиты.

Авария на трубопроводе

Авария на трубопроводе – это опасное происшествие на трубопроводе, связанное с выбросом и (или) выливом под давлением опасных химических пожаровзрывоопасных или нейтральных веществ (жидких, газообразных или многофазных), приводящее к возникновению техногенной чрезвычайной ситуации и наносящее ущерб человеку, объектам техносферы и окружающей среде. Аварийное предельное состояние трубопроводов соответствует полному отказу трубопровода из-за чрезмерных нагрузок и (или) локального повреждения с обязательной потерей целостности трубопровода (течь/разрыв).

Развитие энергетики, в т.ч. атомной, ракетно-космической и авиационной техники, химической промышленности, связано с широким использованием трубопроводов высокого (до 10 Мпа) и сверхвысокого (до 500 Мпа) давления.

Непрерывный рост масштабов производства и переработки углеводородного сырья обусловливает увеличение единичных мощностей и концентрации технологических и магистральных трубопроводов общей протяженностью до 400 тыс.

км и давлением до 25 Мпа на производственных площадях и магистралях горючих и взрывоопасных продуктов и прежде всего сжиженных углеводородных газов, нефти, широких фракций углеводородов. Это, в свою очередь, ведет к увеличению масштабов, числа и тяжести пожаров, мощности аварийных взрывов и осложнению оперативной обстановки при аварии.

Причинами А. на т. могут быть: механические повреждения из-за усталости, химическая и электрохимическая коррозия, технологические дефекты, внешние электромагнитные воздействия, ошибочные действия операторов и персонала, террористические акты.

Крупные аварии и взрывы на трубопроводах, как правило, сопровождаются утечкой радиоактивных теплоносителей, легковоспламеняющихся и химически опасных жидкостей и газов, сжиженных углеводородных газов.

Особую опасность представляют большие залповые выбросы этих веществ, при которых создаются значительные трудности локализации аварий и защиты людей.

В последние годы значительно возросло производство, транспортирование и потребление жидкого аммиака на производящих (до 70 тыс. т), перерабатывающих предприятиях, транспортирующих базах (на припортовых базах – до 130 тыс. т).

На химических предприятиях в больших объемах производят, хранят и транспортируют жидкий хлор. Быстрый рост его производства обусловливает увеличение объемов складов, а следовательно, и увеличение потенциальной опасности А. на т.

На стартовых ракетных комплексах, использующих жидко-реактивные двигатели, широко применяются специальные трубопроводные системы (с давлением до 60 Мпа и температурами до 1200 °С) для жидких топлив и окислителей, создающих опасность пожаров, взрывов и заражений.

В объектах ядерной энергетики по трубопроводам прокачиваются со скоростями до 50 м/с водяной и паровой теплоносители, жидкие металлы (натрий, свинец, висмут) с давлениями до 20 Мпа и температурами до 650 °С.

При авариях на таких трубопроводах возникают: опасные струйные течи, разрушающие инженерные сооружения, мощные реактивные силы, перемещающие трубопроводы на десятки и сотни метров; большие осколочные эффекты.

Особо опасны аварии на главных циркуляционных трубопроводах и трубных пучках парогенераторов ядерных энергетических установок с потерей радиоактивного теплоносителя.

Аварии с образованием течи или полным разрушением на технологических и магистральных трубопроводах создают опасность пожаров и загрязнений почв и акваторий.

Трубопроводы, транспортирующие широкие фракции углеводородов, при образовании течей создают исключительно высокую опасность взрывов и пожаров вследствие скопления больших масс этих веществ в низинах в связи с большей плотностью, чем плотность воздуха.

Для предотвращения А. на т. используются современные методы расчетов и испытаний на прочность и ресурс, методы штатной и оперативной диагностики (в т.ч.

внутритрубной), методы обнаружения и локации течей, специальные системы крепления трубопроводов, их прокладки в каналах и туннелях. Высокую эффективность показывают плакирование трубопроводов и системы коррозионной защиты, системы гашения пульсаций давления и вибраций.

Новые технологии ремонтно-восстановительных работ на аварийных трубопроводах (с применением композиционных материалов и материалов с памятью формы) позволяют не останавливать их эксплуатацию.

При обнаружении опасных утечек из аварийных трубопроводов используются системы оповещения персонала и населения и достаточно сложные технологии ликвидации последствий аварийных ситуаций.

Источник: Безопасность России: Правовые, социально-экономические и научно-технические аспекты: Безопасность трубопроводного транспорта — М., 2002.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector