Нумерация запорной арматуры правила

Ниже представлены ответы на самые распространенные вопросы по маркировке трубопроводов промышленных и гражданских объектов.

В какой цвет необходимо окрашивать трубопроводы в ЦТП, ИТП, котельной?

Согласно ГОСТ 14202 маркировка трубопроводов не зависит от объекта, а зависит от вещества в трубопроводе.

Трубопроводы с транспортируемым веществом ВОДА окрашиваются в зеленый цвет, ПАР — красный, ВОЗДУХ — синий, ГАЗ — желтый, КИСЛОТЫ — оранжевый, ЩЕЛОЧЬ — фиолетовый, ЖИДКОСТИ — коричневый, ПРОЧИЕ — серый.

Как маркировать трубопроводы в ЦТП, ИТП, котельной?

В трубопроводах ЦТП/ИТП/котельных наиболее распространенные вещества — вода, пар, газ.

Трубопровод с водой следует окрасить в зеленый цвет, с паром — в красный цвет, с газом — в желтый цвет. Опознавательную окраску допускается наносить участками.

Также необходимо указать наименование и направление движения вещества с помощью или . Их цвет должен быть такой же, как и цвет опознавательной окраски. Места расположения щитков регламентированы нормативной документацией.

Каким цветом окрашивать трубопроводы горячей/холодной воды/теплоносителя?

Все трубопроводы, транспортирующие вещества, основным компонентом которых является вода, окрашиваются в зеленый цвет в соответствии с .

Как согласно нормативной документации отличать цветом подающий трубопровод от обратного в ЦТП, ИТП, котельной?

Если маркировать трубопроводы в соответствии с , то подающий и обратный трубопровод окрашиваются в зеленый цвет (если теплоносителем является вода).

Для идентификации подающего и обратного трубопровода следует применять соответствующие обозначения с направлением движения и надписью, например “ТЕПЛОНОСИТЕЛЬ ПОДАЧА”

Правильно ли маркировать трубопроводы подачи/обратки теплоносителя желтым и коричневым кольцами на зеленом фоне?

Требование маркировать подающий трубопровод тепловой сети желтым кольцом на зеленом фоне, а обратный — коричневым кольцом на зеленом фоне, позаимствовано из недействующей сейчас «Типовой инструкции по эксплуатации, ремонту и контролю стационарных трубопроводов сетевой воды РД 34.39.501, ТИ 34-70-042-85» и было действительно лишь для трубопроводов сетевой воды, находящихся на балансе электростанций.

Действующая на сегодняшний день нормативная документация по маркировке трубопроводов с теплоносителем ссылается исключительно на требования ГОСТ 14202.

Нумерация запорной арматуры правила

Как правильно маркировать газопроводы?

  • Трубопроводы, транспортирующие любые газы, окрашиваются в желтый цвет в соответствии с .
  • Следует указать наименование газа и направление движения посредством или .
  • Также необходимо в зависимости от параметров газа нанести предупреждающие кольца красного или желтого цвета (таблица 3, ), а если газ имеет опасное свойство (легковоспламеняемость, ядовитость, окислитель), то необходимо нанести соответствующий знак опасности.

Как маркировать трубопроводы пара?

Трубопроводы с паром необходимо окрасить в красный цвет и нанести красный щиток с наименованием и направлением его движения .

Если давление в трубопроводе пара более 1 кгс/см² и температура св. 120С, то необходимо нанести желтое предупреждающее кольцо поверх окраски. При увеличении параметров пара увеличивается количество наносимых колец (см. табл.3

ГОСТ 14202-69 имеет статус действующего документа.

Какие материалы необходимо применять при маркировке трубопроводов по ГОСТ 14202-69?

Также нет документов запрещающих маркировку при помощи самоклеющихся лент и маркеров на основе ПВХ.

Более того использования самоклеющихся материалов целесообразнее (общепринято во всем мире) — удобнее, быстрее, аккуратнее, позволяет точнее соблюсти важные требования ГОСТ к цвету, размеру, шрифту и форме.

Опрессовка — это не просто гидравлическое испытание системы. Это целый ряд мероприятий, направленных на подготовку системы к отопительному сезону. Это и ремонт аварийных участков, и замена (ремонт) задвижек, и поверка манометров, прочистка фильтров и многое другое.

В этой статье опишу основные моменты, на которые обращают внимание представители контролирующих органов. Нижеописанное не является истиной в последней инстанции, у каждого инспектора свои тараканы в голове. Но необходимый минимум работ нужно выполнить в любом случае.

Итак, поехали…

Для начала давайте разберёмся, что мы будем опрессовывать. Существует несколько вариантов подключения здания к теплосети. Первый, самый распространённый вариант, когда рядом со стеной на входе из города установлены вводные задвижки.

При таком варианте границей разграничения ответственности считается фланец вводной задвижки, за всё, что дальше (включая вводную задвижку), отвечает собственник здания.

Соответственно, опрессовывается тепловой узел и система отопления здания.

Второй вариант, когда тепловой узел находится внутри здания, и к нему от вводных задвижек по зданию проходит внутренняя теплотрасса.

При таком варианте подключения нужно уточнять, где проходит граница разграничения. В этом нам поможет «Договор на теплоснабжение», который заключается между собственником и теплоснабжающей компанией.

В этом договоре есть приложение, в котором и указывается, где проходит граница разграничения.

Если границей разграничения считаются вводные задвижки, мы прессуем три элемента системы: внутреннюю теплотрассу, тепловой узел и систему отопления. Если граница разграничения ответственности проходит по задвижкам на тепловом узле, естественно, мы опрессовываем только элеваторный (тепловой) узел и систему отопления.

Манометры

Нумерация запорной арматуры правила

Поверка манометра

Каждый год манометры должны подлежать поверке. Поверка — это проверка измерительного прибора на точность показаний. Если показания манометра превышают допустимую погрешность, его нужно отправить на калибровку или заменить. Калибровка, по сути, это настройка манометра, направленная на уменьшение погрешности в точности измерений.

После поверки на корпус манометра наносится штамп Метрологической службы.

Нумерация запорной арматуры правила 2. Знак Госстандарта. 3. Последние цифры года (здесь 2002). 4. Индивидуальный знак поверителя.

5. Шифр Метрологической службы.

Новые манометры подлежат поверке только через 18 месяцев, то есть через год после ввода в эксплуатацию. Но при проверке необходимо предоставить паспорта на эти приборы (они идут в комплекте).

Подключение манометра

Нумерация запорной арматуры правила

Манометр должен быть подключен только через трехходовой кран или шаровой кран со спускником для сброса давления. Обычные шаровые краны не идут.

Нумерация запорной арматуры правила

Трехходовые краны часто подтекают. Совет: чтобы избежать течи, перед установкой проверните несколько раз шток крана вокруг своей оси. Тем самым вы равномерно смажете шток и внутреннюю поверхность крана солидолом, который наносился при сборке.

Где должны стоять манометры

Запорная арматура назначение, классификация. Обозначение запорной арматуры

Нумерация запорной арматуры правила

Запорная арматура служит для управления потоками газов и жидкостей в трубах путем изменения поперечного сечения. Арматуру классифицируют по назначению, конструктивным особенностям, материалам изготовления, другим основаниям.

Назначение запорной арматуры.

  • Различают следующие виды запорной арматуры:
  • регулирующая – служит для регулировки потока жидкости или газа (краны, затворы, регулирующие клапаны);
    запорная – служит для прекращения движения жидкости/газа в трубопроводе (заслонки, вентили задвижки, краны);
    предохранительная – применяется для сброса избыточного объема вещества при превышении давления (мембранные предохранители, предохранительные, перепускные клапаны);
    защитная – отключающая участок трубопровода при выходе параметров за допустимые пределы (обратные, отсечные клапаны, пневмозадвижки);
    фазоразделительная – служит для разделения веществ в разных агрегатных состояниях (маслоотделители, вантузлы, конденсатоотводчики);
    смесительно-распределительная – применяется для разделения или смешивания потоков жидкостей/газов (краны-смесители, клапаны);
    контрольная – используется для определения наличия и уровня жидкостей (краны спускные, датчики уровня).
  • Исходя из характеристик и конструктивных особенностей, запорную арматуру подразделяют по:

• областям применения на общепромышленную, сантехническую, специального назначения и т.д.;
• способам уплотнения на мембранную, сальниковую, шланговую;
• материалам изготовления корпуса на чугунную, стальную, алюминиевую, медную, латунную, бронзовую, керамическую, стеклянную;
• способам управления – ручное, дистанционное, с помощью привода;
• способам присоединения к трубопроводу – на муфтах, фланцах, штуцерах, патрубках;
• максимальному давлению – вакуумная, низкого, среднего, высокого, сверхвысокого давления (до 0,1, до 1,5, до 10, до 80, от 80 МПа соответственно);

• температурному диапазону – криогенная (до -160 градусов), жаропрочная (свыше +700 градусов) арматура, арматура высоких (300 – 700 градусов), средних (-50 – 300 градусов), низких (-10 – -50 градусов) температур.

Обозначение запорной арматуры.

  1. В обозначение арматуры входят чередующиеся группы цифр и букв:
  2. • первая группа цифр – тип арматуры;
    • группа букв – материал корпуса;
    • вторая группа цифр – обозначение модели (если в группе 3 цифры, первая указывает тип привода);
  3. • вторая группа букв – материал уплотняющих поверхностей.

  4. Типы арматуры обозначаются следующим образом:
  5. • 10, 11 – спускной и трубопроводный краны;
    • 12 –указатель уровня жидкости;
    • 13, 14, 15 – запорный, 22,24 – отсечной, 16 – обратный, 17 – предохранительный, 20 – перепускной, 23 – распределительный, 25, 26 – регулирующий, 27 – смесительный клапаны;
    • 19 – затвор;
    • 21, 18 – регулятор давления;
    • 30,31 – задвижка, 33 – шланговая задвижка;
    • 32 – поворотный затвор;
    • 40 – элеватор;
  6. • 45 – отводчик конденсата.
  7. Материал корпуса обозначают следующими буквами:
  8. • нж – нержавеющая, с – обычная, лс – легированная сталь;
    • ч – обычный, вч – высокопрочный, кч – ковкий чугун;
    • ск – стекло;
    • а – алюминий;
    • тн – титан;
    • Б – бронза, латунь;
    • п – пластик;
    • к – фарфор;
    • вп – винипласт;
  9. • мн – монель-металл.
  10. Материалы уплотнительных поверхностей имеют следующие обозначения:
  11. • мн – монель-металл;
    • бр – бронза, латунь;
    • нт – нитрированная, нж – нержавеющая сталь;
    • ст – стеллит;
    • бт – баббит;
    • к – кожа;
    • р – резина;
    • ср – сормайт;
    • э – эбонит;
    • п – пластик;
    • фт – фторопласт;
  12. • вп – винипласт.
  13. Тип привода обозначают следующими цифрами:
  14. • 0 – дистанционной управление;
    • 3 –ручной с червячной, 4 – с зубчатой, 5 – с конической передачей;
    • 6 – пневматический;
    • 8 – электромагнитный;
    • 7 – гидравлический;
  15. • 9 — электрический.
  16. К примеру, обозначение 30ч39р расшифровывается, как задвижка чугунная 39-ой модели с резиновым уплотнителем, а обозначение 16ч6п – клапан обратный, чугунный 6-ой модели с пластиковыми уплотнительными поверхностями.
  • Задвижка шиберная ножевая. Размеры, вес, цена;
  • Клапан обратный с приемной сеткой 16ч42р. Размеры, вес, цена;
  • Кран пробковый 11ч8бк. Размеры, вес, цена;
Читайте также:  Автоклавный газобетон: характеристика, технология, производство

Клапаны обратные поворотные фланцевый 19ч16бр. Размеры, вес, цена.

Запорная арматура цена, каталог.

  1. ЗАДВИЖКИ, КЛАПАНЫ, КРАНЫ по оптовым ценам со складов в Москве и Новосибирске от качественного производителя. Полный каталог всего имеющегося товара с ценами можно посмотреть в описании ниже:
  2. Почта: ord@arma-seti.ru
  3. (ответим о наличии, цене, сроках в течении 20 минут)

Задвижки шиберные ножевые


п/п
Наименование запорной арматуры Цена, руб
1 Задвижка шиберная стальная ножевая ручная Ру16 Ду 50 8712
2 Задвижка шиберная стальная ножевая ручная Ру16 Ду 65 10100
3 Задвижка шиберная стальная ножевая ручная Ру16 Ду 80 11616
4 Задвижка шиберная стальная ножевая ручная Ру16 Ду 100 14036
5 Задвижка шиберная стальная ножевая ручная Ру16 Ду 125 18300
6 Задвижка шиберная стальная ножевая ручная Ру16 Ду 150 22869
7 Задвижка шиберная стальная ножевая ручная Ру16 Ду 200 26983
8 Задвижка шиберная стальная ножевая ручная Ру16 Ду 250 38720
9 Задвижка шиберная стальная ножевая ручная Ру16 Ду 300 64178,4
10 Задвижка шиберная стальная ножевая ручная Ру16 Ду 350 80400
11 Задвижка шиберная стальная ножевая ручная Ру16 Ду 400 101059
12 Задвижка шиберная стальная ножевая ручная Ру16 Ду 450 185600
13 Задвижка шиберная стальная ножевая ручная Ру16 Ду 500 225000
14 Задвижка шиберная стальная ножевая  Ру16 Ду 600 с редуктором 270000
15 Задвижка шиберная стальная ножевая  Ру16 Ду 700 с редуктором 370000
16 Задвижка шиберная стальная ножевая  Ру16 Ду 800 с редуктором 417450
17 Задвижка шиберная стальная ножевая  Ру16 Ду 900 с редуктором по запросу
18 Задвижка шиберная стальная ножевая  Ру16 Ду 1000 с редуктором по запросу
19 Задвижка шиберная стальная ножевая  Ру16 Ду 1200 с редуктором по запросу
20 Задвижка шиберная чугунная ножевая ручная Ру16 Ду 50 6098,4
21 Задвижка шиберная чугунная ножевая ручная Ру16 Ду 65 7070
22 Задвижка шиберная чугунная ножевая ручная Ру16 Ду 80 8131,2
23 Задвижка шиберная чугунная ножевая ручная Ру16 Ду 100 9825,2
24 Задвижка шиберная чугунная ножевая ручная Ру16 Ду 125 12810
25 Задвижка шиберная чугунная ножевая ручная Ру16 Ду 150 16008,3
26 Задвижка шиберная чугунная ножевая ручная Ру16 Ду 200 18888,1
27 Задвижка шиберная чугунная ножевая ручная Ру16 Ду 250 27104
28 Задвижка шиберная чугунная ножевая ручная Ру16 Ду 300 44924,88
29 Задвижка шиберная чугунная ножевая ручная Ру16 Ду 350 56280
30 Задвижка шиберная чугунная ножевая ручная Ру16 Ду 400 70741,3
31 Задвижка шиберная чугунная ножевая ручная Ру16 Ду 450 129920
32 Задвижка шиберная чугунная ножевая ручная Ру16 Ду 500 157500
33 Задвижка шиберная стальная ножевая  Ру16 Ду 600 с редуктором 189000
34 Задвижка шиберная стальная ножевая  Ру16 Ду 700 с редуктором 259000
35 Задвижка шиберная стальная ножевая  Ру16 Ду 800 с редуктором 292215
36 Задвижка шиберная стальная ножевая  Ру16 Ду 900 с редуктором по запросу
37 Задвижка шиберная стальная ножевая  Ру16 Ду 1000 с редуктором по запросу
38 Задвижка шиберная стальная ножевая  Ру16 Ду 1200 с редуктором по запросу

Клапаны обратные с приемной сеткой 16ч42р

№  п/п Наименование запорной арматуры Цена, руб
1    Клапан 16ч42р Ду 50 Ру2,5 обратный чугунный фланцевый с приемной сеткой 1815
2    Клапан 16ч42р Ду 65 Ру2,5 обратный чугунный фланцевый с приемной сеткой 2500
3    Клапан 16ч42р Ду 80 Ру2,5 обратный чугунный фланцевый с приемной сеткой 3800
4    Клапан 16ч42р Ду100 Ру2,5 обратный чугунный фланцевый с приемной сеткой 5566
5    Клапан 16ч42р Ду150 Ру2,5 обратный чугунный фланцевый с приемной сеткой 6292
6    Клапан 16ч42р Ду200 Ру2,5 обратный чугунный фланцевый с приемной сеткой 10890
7    Клапан 16ч42р Ду250 Ру2,5 обратный чугунный фланцевый с приемной сеткой 14000
8    Клапан 16ч42р Ду300 Ру2,5 обратный чугунный фланцевый с приемной сеткой 18000
9    Клапан 16ч42р Ду400 Ру2,5 обратный чугунный фланцевый с приемной сеткой 25000

Клапаны обратные поворотные 19ч16бр

№ п/п Наименование запорной арматуры Цена, руб
1 Клапан 19ч16бр Ду 50 Ру10/16 чугунный обратный фланцевый 3751
2 Клапан 19ч16бр Ду 65 Ру10/16 чугунный обратный фланцевый 5500
3 Клапан 19ч16бр Ду 80 Ру10/16 чугунный обратный фланцевый 6800
4 Клапан 19ч16бр Ду 100 Ру10/16 чугунный обратный фланцевый 7865
5 Клапан 19ч16бр Ду 150 Ру10/16 чугунный обратный фланцевый 13915
6 Клапан 19ч16бр Ду200 Ру10 чугунный обратный фланцевый 23837
7 Клапан 19ч16бр Ду250 Ру10 чугунный обратный фланцевый 31900
8 Клапан 19ч16бр Ду 300 Ру10 чугунный обратный фланцевый 45193

Краны пробковые 11ч8бк

№ п/п Наименование запорной арматуры Цена, руб
1 Кран 11ч8бк Ду50 Ру10 чугунный пробковый фланцевый 3080
2 Кран 11ч8бк Ду65 Ру10 чугунный пробковый фланцевый 3850
3 Кран 11ч8бк Ду80 Ру10 чугунный пробковый фланцевый 7700
4 Кран 11ч8бк Ду100 Ру10 чугунный пробковый фланцевый 7150
5 Кран 11ч8бк Ду150 Ру10 чугунный пробковый фланцевый 19800
6 Кран 11ч8бк Ду200 Ру10 чугунный пробковый фланцевый 28600
7    Кран 11ч8бк Ду250 Ру10 чугунный пробковый фланцевый 35000

1.7.4. Все оборудование, в том числе трубопроводы

1.7.4. Все основное и вспомогательное оборудование, в том числе трубопроводы, системы и секции шин, а также арматура, шиберы газо- и воздухопроводов, должно быть пронумеровано.

При наличии избирательной сис­темы управления (ИСУ) нумерация арматуры по месту и на исполнительных схемах должна быть выполнена двойной с указанием номера, соответствующего опе­ративной схеме, и номера по ИСУ.

Основное оборудо­вание должно иметь порядковые номера, а вспомога­тельное – тот же номер, что и основное, с добавлением букв А, Б, В и т.д. Нумерация оборудования должна производиться от постоянного торца здания и от ряда А.

На дубль-блоках каждому котлу должен присваивать­ся номер блока с добавлением букв А и Б. Отдельные звенья системы топливоподачи должны быть пронуме­рованы последовательно и в направлении движения топлива, а параллельные звенья – с добавлением к этим номерам букв А и Б по ходу топлива слева направо.

Требования ПТЭ об упорядочении нумерации всего основного и вспомогательного оборудования, трубопрово­дов, арматуры, шиберов, систем и секций шин и т.п. необ­ходимы для того, чтобы обеспечить правильность опера­тивных распоряжений и точность исполнения этих распо­ряжений по месту при выполнении эксплуатационных работ — переключений, проверки оборудования, испыта­ний, ремонтов и пр.

В целях компактного и экономного размещения при­боров на пультах управления оборудованием на энерго­блоках применяется избирательная система управления (ИСУ), которая обеспечивает индивидуальное управле­ние от одного ключа на пульте управления десятками единиц запорной арматуры в зависимости от емкости (числа номеров) набирателя. Подключенная к такой си­стеме арматура имеет двойную нумерацию; кроме обыч­ного номера по оперативной схеме ей присваивается также номер по ИСУ.

Нумерация и условные обозначения дают возможность сокращать записи в технической документации и конкре­тизировать оперативные распоряжения.

Так, например, запись «Остановить дутьевой вентилятор № ЗА» означает, что следует остановить дутьевой вентилятор «А» третьего котлоагрегата; возможна более короткая форма: «Остано­вить ДВ-ЗА».

Запись «Отключить секционный выключа­тель между 2-й и 3-й секциями шин 6 кВ» можно сделать так: «Отключить СВ2-3 — 6 кВ».

Маркировку запорной и регулирующей арматуры, ши­беров рекомендуется производить по следующему прин­ципу: отдельная, начиная с первого номера для каждого агрегата, нумерация задвижек, вентилей и шиберов раз­дельно для паропроводов, питательных линий, воздухово­дов и газоходов, пыле- и мазутопроводов. Одноименные задвижки, шиберы и вентили всех агрегатов должны иметь одинаковый номер.

Например, главная паровая задвижка всех котлоагрегатов должна иметь один и тот же номер, шибер за дымососом всех котлоагрегатов — один и тот же номер (девятый газовый шибер четвертого котла) и т.д. Можно применить при нумерации и другие принци­пы, например, у паровых задвижек добавляется буква «П», у задвижек на питательной воде — буква «В», у задвижек на циркуляционной воде — буква «Ц» и т.

п.

Система обозначения и нумерации должна соответство­вать требованиям правил Госэнергонадзора и ПУЭ.

Сп 124.13330.2012 тепловые сети. актуализированная редакция снип 41-02-2003сп 124.13330.2012 тепловые сети. актуализированная редакция снип 41-02-2003

Основная статья: Запорная арматура

Запорная арматура служит для включения и отключения котельного агрегата, его элементов и отдельных участков трубопроводов в процессе эксплуатации котельной установки. Она работает периодически.

Основное требование к запорной арматуре — обеспечивать плотность отключения в закрытом состоянии и оказывать минимальное сопротивление протекающей среде в открытом состоянии. К запорной арматуре относятся краны, вентили, задвижки и поворотные затворы.

Запорную арматуру выпускают как с ручным, так и с электрическим приводом. В котельных установках средней и большой мощности в основном применяют запорную арматуру с электрическим приводом.

Номинальное давление

Буквы PN – это обозначение разрешенного рабочего давления. Последующая цифра указывает уровень внутреннего давления в барах, которое может выдержать изделие в течение срока службы в 50 лет при температуре воды 20 градусов. Этот показатель напрямую зависит от толщины стенки изделия.

PN10. Такое обозначение имеет недорогая тонкостенная труба, номинальное давление в которой – 10 бар. Температурный максимум, который она может выдержать, – 45 градусов. Такое изделие используется для прокачки холодной воды и устройства теплого пола.

PN16.Большее номинальное давление, большая предельная температура жидкости – 60 градусов Цельсия. Такая труба значительно деформируется под воздействием сильного нагрева, поэтому не подходит для использования в отопительных системах и для подачи горячей жидкости. Ее предназначение – холодный водопровод.

PN20. Полипропиленовая труба этой марки выдерживает давление в 20 бар и температуру до 75 градусов по Цельсию.

Она достаточно универсальна и используется для подачи горячей и холодной воды, однако не должна применяться в системе отопления, поскольку имеет высокий коэффициент деформации под воздействием тепла.

Читайте также:  Dyson труба 917260 01

При температуре 60 градусов отрезок такого трубопровода в 5 м удлиняется почти на 5 см.

Требования, предъявляемые к красящим веществам

Окраска, с помощью которой наносят отличительные знаки, должна быть устойчивой к воздействию химических реагентов и погодным условиям, так как маркировка коммуникаций необходима как в промышленной сфере, так и в жилых комплексах. ГОСТ 14202-69 не распространяется на электропроводные сети.

Существуют несколько способов нанесения краски на системы.

Сплошным методом окраска наносится в том случае, если трубопровод короткий и состоит из небольшого числа соединений.

При большом количестве составных частей проводных сетей, длинном километраже, а также в том случае, если архитектура здания не подразумевает больших площадей окрашивания, применяют окраску отдельными фрагментами. Остальной трубопровод колорируется под цвет стен, потолка, пола и др. В том случае, когда коммуникации располагаются вне зданий и сооружений, цвет должен уменьшать тепловое воздействие на трубы.

Размер покрытия зависит и от наружного диаметра труб. В том случае, если диаметр большой, цветовое обозначение наносится в виде полос высотой не менее 1/4 окружности трубы.

Согласно гост краска наносится на наиболее важные и ответственные участки, например, в местах соединений и прохода труб через стены, потолки, полы и др., у фланцев, у точек отбора и КиП, в области входа-выхода в помещение и из него через 10-метровые отрезки внутри здания и через 30-60 м снаружи.

Важно!

На трубопроводах с повышенным давлением окрашиванию подлежат соединительные фланцы, так как сами линейные системы находятся в защитных кожухах.

Маркировка коммуникаций различными приспособлениями

В том случае, когда содержимое коммуникаций носит особенно агрессивный характер, на них наносят предупредительные кольца одним из трех цветов: красный цвет соответствует легковоспламеняемости, огнеопасности и взрывоопасности; желтый цвет — опасности и вредности (ядовитость, радиоактивность, способность вызвать различного вида ожоги и др.); зеленый цвет с белой каймой соответствует безопасности внутреннего содержимого. Ширина колец, расстояние между ними, способы нанесения стандартизируются ГОСТ 14202-69.

Разметка сетей возможна с помощью наклеек. В том случае, когда наклейка содержит текст, он выполняется четко различимым шрифтом, без лишней символики, слов, аббревиатуры, максимально доступным слогом. Шрифты соответствуют ГОСТ 10807-78.

Наклейки выполняются также в виде стрелок, показывающих направление потока субстанции внутри трубы. Стрелки также стандартизированы относительно размеров

Обозначение на стрелках носит дифференцированный характер: «легковоспламеняющиеся вещества», «взрыво- и пожароопасно», «ядовитые вещества», «коррозийные вещества», «радиоактивные вещества», «внимание — опасность!», «пожароопасно — окислитель», «аллергические вещества». Цвет стрелок, как и надписей, наносят черным или белым цветом, для достижения наибольшего контраста по отношению к основному покрытию трубы

При особо опасном компоненте коммуникаций наклейки выполняются в виде предупреждающих знаков (дополнительно к цветовым кольцам). Знаки имеют треугольную форму с черным изображением на желтом фоне.

Важно!

В водопроводных сетях с горячей водой и в случае транспортировки этилированного бензина надписи должны быть белыми.

Если содержимое трубопровода может повредить цветовое обозначение, изменить его оттенок, в качестве дополнительной маркировки применяют специальные щитки, носящие информативный характер цифрового и буквенного характера.

Требования, предъявляемые к графике щитков, идентичны требованиям наклеек. Размерные характеристики щитков соответствуют характеристикам стрелок.

Маркировочные щитки должны располагаться в хорошо видимых местах, при необходимости подсвечиваются искусственным освещением без помех для рассмотрения обслуживающим персоналом.

Считываем информацию

  • На первом месте обычно стоит название фирмы изготовителя.
  • Далее идет обозначение типа материала, из которого выполнено изделие: РРН, PPR, PPB.
  • На трубной продукции обязательно указывается рабочее давление, которое обозначается двумя буквами – PN, – и цифрами – 10, 16, 20, 25.
  • Несколькими числами указаны диаметр изделия и толщина стенки в миллиметрах.
  • На отечественных модификациях может обозначаться класс эксплуатации по ГОСТу.
  • Максимально допустимое .

Дополнительно указываются:

  1. Нормативные документы, в соответствии с которыми изготовлена трубная продукция, международные регламенты.
  2. Знак качества.
  3. Информация о технологии, по которой выполнено изделие, и классификация по MRS (минимальная длительная прочность).
  4. 15 цифр, содержащих информацию о дате производства, номере партии и т. д. (последние 2 – год выпуска).

А теперь остановимся подробнее на самых важных характеристиках полипропиленовых труб, указанных в маркировке.

Контрольная арматура

Основная статья: Контрольная арматура

Для наблюдения за движением продукта и определения его уровня служит контрольная арматура. К ней относятся пробные и трехходовые краны, указатели уровня и др.

Трубопроводную арматуру изготовляют из чугуна, углеродистой и легированной сталей, цветных металлов и сплавов и т. п. В котельных установках в основном применяют стальную и чугунную арматуру. Пределы применения чугунной и стальной арматуры по правилам Госгортехнадзора и СНиП І-Г.7-62 приведены в таблице поданной ниже.

По конструкции присоединения к трубам и оборудованию изготовляют фланцевую, муфтовую, цапковую и приварную арматуру.

Наиболее распространенной в котельных установках является фланцевая арматура, так как она позволяет во время эксплуатации производить разборку, прочистку и ремонт систем трубопроводов.

Муфтовая арматура имеет на присоединительных концах внутреннюю резьбу. Выпускают такую арматуру с Dу до 80 мм и применяют для трубопроводов на ру до 10 кгс/см².

  • Для установки приборов контроля и автоматики выпускают цапковую арматуру диаметром до 20 мм, присоединительные концы которой нарезаны снаружи.
  • В не требующих разборки трубопроводах, транспортирующих малоагрессивные продукты, применяют приварную арматуру.
  • Пределы применения чугунной и стальной арматуры для внутрицеховых сетей

Dy мм (до)

Материал арматуры

Значения параметров для внутрицеховых трубопроводов

p раб’ кгс/см²

t в’°С

200 Серый чугун 13 300
400 Серый чугун 13 200
500 Серый чугун 13 150
300 Серый чугун 8 300
500 Серый чугун 8 200
600 Серый чугун 8 150
500 Серый чугун 5 300
200 Серый чугун 2,5 Любая
80 Ковкий чугун 40 400
100 Ковкий чугун 25 300
250 Ковкий чугун
Любой Углеродистая сталь 64 400;450

Примечания: 1. При наземной прокладке трубопроводов не допускается установка арматуры из ковкого чугуна—при температуре воздуха ниже —30°С и из серого чугуна — ниже — 10° С. В этих случаях должна устанавливаться стальная арматура.
2. Допускается установка арматуры из серого чугуна на дренажных и конденсационных линиях трубопроводов.

Индивидуальный тепловой пункт. Принцип работы

Центральный тепловой пункт, являющийся источником теплоносителя, подает горячую воду на вход индивидуального теплового пункта через трубопровод.

Причем эта жидкость никоим образом не попадает ни в одну из систем здания. Как для отопления, так и для подогрева воды в системе ГВС, а также вентиляции используется исключительно температура подаваемого теплоносителя.

Передача энергии в системы происходит в теплообменниках пластинчатого типа.

Температура передается магистральным теплоносителем воде, забранной из системы холодного водоснабжения.

Итак, цикл движения теплоносителя начинается в теплообменнике, проходит через тракт соответствующей системы, отдавая тепло, и по обратному магистральному водопроводу возвращается для дальнейшего использования на предприятие, обеспечивающее теплоснабжение (котельную). Часть цикла, предусматривающая отдачу тепла, обогревает жилища и делает воду в кранах горячей.

Холодная вода поступает в подогреватели из системы холодного водоснабжения. Для этого используется система насосов, поддерживающих требуемый уровень давления в системах. Насосы и дополнительные устройства необходимы для снижения, либо повышения, давления воды из снабжающей магистрали до допустимого уровня, а также его стабилизации в системах здания.

Недостатки централизованного отопления

Традиционная схема централизованного отопления работает так: от центральной котельной по магистралям теплоноситель поступает на централизованный теплопункт, где и распределяется по внутриквартальным трубопроводам потребителям (зданиям и домам). Управление температурой и давлением теплоносителя осуществляется на централизованно, в центральной котельной, едиными значениями для всех зданий.

При этом возможны потери тепла на трассе, когда одинаковое количество теплоносителя передается в здания, расположенные на разном расстоянии от котельной. Кроме того, архитектура микрорайона — это как правило здания различной этажности и конструкции. Поэтому одинаковые параметры теплоносителя на выходе из котельной не означают одинаковые входные параметры теплоносителя в каждом здании.

Использование ИТП стало возможным из-за изменения схемы регулирования теплоснабжения.

Принцип ИТП основан на том, что регулирование тепла производится прямо на входе теплоносителя в здание, исключительно и индивидуально для него.

Для этого отопительное оборудование располагают в автоматизированном индивидуальном теплопункте — в подвале здания, на первом этаже или в отдельно стоящем сооружении.

Определение ИТП индивидуальный тепловой пункт

Согласно хрестоматийному определению ИТП — это не что иное, как тепловой пункт, предназначенный для обслуживания целого здания или отдельных его частей. Эта сухая формулировка требует пояснения.

Функции индивидуального теплового пункта заключаются в перераспределении энергии, поступающей из сети (центральный тепловой пункт или котельная) между системами вентиляции, ГВС и отопления, в соответствии с потребностями здания. При этом учитывается специфика обслуживаемых помещений. Жилые, складские, подвальные и другие их виды, разумеется, должны отличаться и по температурному режиму и параметрам вентиляции.

Установка ИТП подразумевает наличие отдельного помещения. Чаще всего оборудование монтируется в подвальных или технических помещениях многоэтажек, пристройках к многоквартирным домам или в отдельно стоящих строениях, находящихся в непосредственной близости.

Модернизация здания путем установки ИТП требует существенных финансовых затрат. Несмотря на это, актуальность ее проведения продиктована преимуществами, сулящими несомненные выгоды, а именно:

  • расход теплоносителя и его параметры подвергаются учету и оперативному контролю;
  • распределение теплоносителя по системе в зависимости от условий теплопотребления;
  • регулирование расхода теплоносителя, в соответствии с возникшими требованиями;
  • возможность изменения вида теплоносителя;
  • повышенный уровень безопасности в случаях аварий и прочие.
Читайте также:  Труба 133х5 в ппу изоляции

Возможность влиять на процесс расхода теплоносителя и его энергетические показатели привлекательна сама по себе, не говоря об экономии от рационального использования тепловых ресурсов. Единовременные же затраты на оборудование ИТП с лихвой окупятся за весьма скромный промежуток времени.

Структура ИТП зависит от того, какие системы потребления он обслуживает. В общем случае в его комплектацию могут входить системы обеспечения отопления, ГВС, отопления и ГВС, а также отопления, ГВС и вентиляции. Поэтому в состав ИТП обязательно входят следующие устройства:

  1. теплообменники для передачи тепловой энергии;
  2. арматура запорного и регулирующего действия;
  3. приборы для контроля и измерения параметров;
  4. насосное оборудование;
  5. щиты управления и контроллеры.

Схема теплового пункта отопления построена с использованием пластинчатого теплообменника и является полностью независимой. Для поддержания давления на требуемом уровне устанавливается сдвоенный насос. Предусмотрен простой способ «доукомплектации» схемы системой горячего водоснабжения и другими узлами, и агрегатами, включая приборы учета.

Работа ИТП для ГВС подразумевает включение в схему пластинчатых теплообменников, работающих только на нагрузку по ГВС. Перепады давления в этом случае компенсируются группой насосов.

В случае организации систем для отопления и ГВС выше рассмотренные схемы объединяются. Пластинчатые теплообменники отопления работают вместе с двухступенчатым контуром ГВС, причем подпитка системы отопления осуществляется от обратного трубопровода теплосети посредством соответствующих насосов. Сеть холодного водоснабжения же является подпитывающим источником для системы ГВС.

Если к ИТП необходимо подключить и систему вентиляции, то он оснащается еще одним пластинчатым теплообменником, связанным с ней. Отопление и ГВС продолжают работать по ранее описанному принципу, а контур вентиляции подключается аналогично отопительному с добавлением необходимых контрольно-измерительных приборов.

3. Технологические трубопроводы

Запорная арматуры. Надписи. Задвижки. Краны. Байпасы. Размещение арматуры тепловых сетей

Запорная арматура предназначена для перекрытия или открытия потока рабочей среды в трубопроводе. В качестве запорной арматуры на трубопро­водах пара и горячей воды используют краны, задвижки, вентили и пово­ротные заслонки.

Запорная арматура должна обеспечивать в закрытом состоянии отсут­ствие протока через нее среды (то есть плотность закрытия), а также ми­нимальное гидравлическое сопротивление для транспортируемой среды в открытом состоянии.

Применять запорную арматуру в качестве регулирую­щей не допускается. Неполное открытие или закрытие запорной арматуры ведет к дросселированию транспортируемой среды и ускоренному эрози­онному износу рабочих поверхностей затвора.

При работе трубопровода запорная арматура должна быть либо полностью открыта, либо полностью закрыта.

Надписи на запорной арматуре

  • На вентили, задвижки и приводы к ним должны быть нанесены надписи следующего содержания:
  • а) номер или условное обозначение запорного или регулирующего орга­на, соответствующие эксплуатационным схемам и инструкциям;
  • б) указатель направления вращения в сторону закрытия («3») и открытия («О»),
  • Надписи на вентилях, задвижках и приводах делают в следующих местах:
  • а) при расположении штурвала вблизи корпуса вентиля (задвижки) — на корпусе или изоляции вентиля (задвижки), или на прикрепленной таб­личке;
  • б) при дистанционном управлении с помощью штурвала — на колонке или кронштейне штурвала;
  • в) при дистанционном управлении с помощью цепи — на табличке, не­подвижно соединенной с кронштейном цепного колеса и закрепленной в положении, обеспечивающем наилучшую видимость с площадки управле­ния;
  • г)  при дистанционном управлении вентилем или задвижкой, располо­женными под полом площадки обслуживания, с помощью съемного штур­вала (конец вала утоплен в полу и закрыт крышкой) — на крышке с вну­тренней и внешней сторон;
  • д) при дистанционном управлении с помощью электропривода — у пу­скового включателя;
  • е) при дистанционном управлении надписи должны быть нанесены и на маховики управляемой арматуры.

Задвижки

По устройству для подъема затвора задвижки бывают с выдвижным и невыдвижным штоком. У задвижек с выдвижным штоком шток движется вверх-вниз, вместе со штоком перемещается затвор.

У задвижек с невы­движным штоком затвор перемещается вверх-вниз по резьбе, нарезанной в нижней части штока. При выходе штока из корпуса задвижки устраива­ется сальниковое уплотнение из пеньковой набивки, которая укладывается кольцами вокруг штока и сжимается грундбуксой.

В настоящее время все большее применение находят сальники, выполненные из фторопластовых колец.

Задвижка

а — с невыдвижным штоком, б — с выдвижным штоком

На (рис. а) изображена задвижка с невыдвижным штоком с клиновым затвором. Задвижка состоит из корпуса и крышки корпуса, между которы­ми зажата паронитовая прокладка. Затвор состоит из двух дисков и вкла­дыша.

Для перемещения затвора служат шток, нарезная втулка и маховик. В нижней части штока нарезана резьба, на которую навернута нарезная втулка. На втулке свободно закреплены диски клинового затвора.

При вращении маховика резьбовая втулка двигается по резьбе штока вверх или вниз, поднимая и опуская затвор.

У задвижек с выдвижным штоком (рис. б) резьба нарезана в верхней части штока. В центре маховика закреплена резьбовая втулка из медного сплава. При вращении маховика шток поднимается вверх или опускается вниз по резьбе, нарезанной в резьбовой втулке.

По тому, насколько шток выступает над маховиком, можно определить степень открытия задвижки. Задвижка имеет параллельный двухдисковый затвор. Диски затвора дви­жутся по направляющим в корпусе.

При опускании затвора вниз до упора распорный клин упирается в низ корпуса и, раздвигая диски, прижимает их к уплотнительным поверхностям корпуса.

Краны

Кран состоит из двух основных деталей: неподвижной — корпуса и вра­щающейся — пробки. Шаровой кран 11б27бк имеет пробку в фор­ме шара, герметичность которой обеспечивается двумя уплотнительными кольцами из фторопласта со сферической поверхностью.

Шаровой кран

Латунный корпус крана 11б27бк состоит из двух частей, которые собира¬ются на резьбе. Алюминиевая ручка крана фиксируется в двух положени¬ях — открытом и закрытом. Присоединение крана к трубопроводу — муф¬товое.

Кран является полнопроходным, диаметр отверстия в пробке равен внутреннему диаметру трубопровода, поэтому шаровой кран создает наи¬меньшее сопротивление потоку. Фторопластовые кольца обеспечивают вы¬сокую герметичность крана. Затвор крана — пробка — вращается в корпусе вокруг своей оси.

Для полного открытия или закрытия пробку поворачи¬вают на 90°. Шаровые краны 11б27бк применяют на трубопроводах пара и горячей воды при давлении до 1,6 МПа и температуре до 150 °С.При более высоких давлениях и температурах применяют шаровые краны с более стойкими уплотнительными материалами.

Шаровой кран M10S2 состоит из корпуса 1 и крышки 2 из оцинкованной стали, соединенных между собой шпильками и гайками. Шар 3 из нержавеющей стали уплотнен кольцами 5 из армированного сталью (графитом) политетрафторэтилена PTFE. Другое название этого полимера — тефлон, в Рос-сии — фторопласт — 4.

Ручка 7 управляет штоком 4 из нержавеющей стали, который поворачивает шар 3 в положение «закрыто — открыто». Уплотнение штока осуществляется кольцами 6 из армированного политетрафторэтилена PTFE. Присоединение шаровых кранов серии Ml OS к трубопроводу может быть муфтовым, фланцевым или под приварку.

Шаровой кран M10S2

Вентили

Вентиль перекрывает проход среды перемещением затвора (клапана) в направлении, параллельном оси потока. К достоинствам вентилей отно­сится высокая герметичность закрытия, благодаря чему они широко при­меняются на теплопроводах. Фланцевый вентиль 15ч14п изготав­ливается из чугуна. Чугунная арматура при монтаже на трубопровод должна быть защищена от напряжений изгиба.

Плоское основание клапана имеет уплотнительное кольцо из пластмассы (фторопласта). Перемещение клапана происходит при ввинчивании штока в ходовую гайку, жестко закрепленную в стойке. Шток при вращении ма­ховика против часовой стрелке поднимается, открывая клапан. На махови­ке указано направление его вращения для открытия или закрытия вентиля.

Вентиль устанавливается так, чтобы поток среды был направлен под кла­пан и в закрытом положении давил на клапан со стороны седла. На корпусе вентилей имеется стрелка, указывающая направление потока среды. Если вентиль установить неправильно, при открывании клапан может оторвать.

Кроме того, такой вентиль оказывает большее гидравлическое сопротивле­ние. Шток при выходе из корпуса имеет сальниковое уплотнение, похожее по конструкции на уплотнение штока задвижек. Многие вентили имеют верхнее уплотнение, которое позволяет производить замену сальника при полностью поднятом вверх штоке.

Фланцевый вентиль 15ч14п может при­меняться при давлении не более 1,6 МПа и температуре не более 225 °С.

Фланцевый вентиль 15ч14п

Муфтовый вентиль HV3

У бронзового вентиля HV3 крышка 4 вворачивается в корпус 1, в который ввернуто седло 2 из нержавеющей стали.

Клапан 3 из нержавеющей стали закреплен на штоке 6, который может быть выполнен из бронзы или нержавеющей стали. Шток при выходе из крышки уплотняется сальником 5 из тефлона.

Для сжатия сальникового уплотнения служит гайка 8, которая давит на бронзовую буксу 7. Вращение штока осуществляет алюминиевый маховик 9.

Байпасы у запорной арматуры

Для регулирования скорости прогрева ответственных трубопроводов, а также для снижения перепада давления на рабочих органах арматуры па­раллельно ей должны устанавливаться байпасы для пропуска части потока среды в обход арматуры. Байпасы у задвижек и затворов предусматривают:

  • на водяных тепловых сетях диаметром 500 мм и более при давлении 1,6 МПа и более;
  • на водяных тепловых сетях диаметром 300 мм и более при давлении 2,5 МПа и более;
  • на паровых сетях диаметром 200 мм и более при давлении 1,6 МПа и более.

Размещение арматуры тепловых сетей

На тепловых сетях запорную арматуру устанавливают:

  • на всех трубопроводах выводов тепловых сетей от источников теплоты;
  • на трубопроводах водяных сетей условным диаметром 100 мм и более на расстоянии не более 1000 м (секционирующие задвижки) с устрой­ством перемычки между подающим и обратным трубопроводами;
  • в водяных и паровых тепловых сетях на трубопроводах ответвлений ус­ловным диаметром более 100 мм, а также на трубопроводах ответвле­ний к отдельным зданиям независимо от диаметра;
  • на конденсатопроводах на вводе к сборному баку конденсата.

Вернуться к списку

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector