Асфальт и асфальтобетон: в чем разница?

Что такое асфальтобетонная смесь?

Сокращенно АБС – искусственно созданный и рационально подобранный состав, получаемый в результате смешения различных минеральных:

щебень различных пород (изверженные, метаморфические, осадочные горные породы, а также металлургических шлаков);

песок – природный, или из отсева дробления;

минеральный порошок из молотого известняка,

и органических материалов – битума, или ПБВ, получаемых путем сложной химической переработки продуктов нефтехимии с последующим добавлением полимерных добавок.

Обратите внимание

Все вышеперечисленные материалы берутся в определенных пропорциях/соотношениях и перемешиваются в специальных смесительных установках на асфальтобетонных заводах, в соответствии с определенным температурным режимом, после чего полученная смесь укладывается асфальтоукладчиком и уплотняется особым образом отрядом катков, в результате, на выходе мы получаем готовое асфальтобетонное покрытие.

В дорожном строительстве существует градация АБС по типам. Так, по содержанию зерен щебня смеси делят на:

«ЩМАС» (щебеночно-мастичные АБС) с содержанием щебня от 70 до 80% по массе;

«А» с содержанием >50 до 60%;

«Б» >40 до 50%;

«В» >30 до 40%;

«Г» и «Д» — приготовленные на природных песках, или песках из отсева дробления.

Количество минерального порошка, используемого при производстве смеси варьируется от 10% до 20%.

Расход битума, или ПБВ в процентном соотношение значительно варьируется от 4,5 % — 6,0% для «Типа А», до 6,0% — 9,0% для типов «Г» и «Д». В среднем расход составляет в пределах 5,5% – 6,5%.

Точные цифры для конкретной смеси можно получить исключительно практическим путем в ходе подбора состава асфальтобетонной смеси, используя следующие государственные стандарты: «31015-2002» и «9128-2013».

В зависимости от температуры укладки, смеси делят на горячие, укладываемые при температуре не мене 110°C и холодные – не менее 5°C. При этом последние маркируются дополнительной буквой «х» (Пример: Бx – холодная АБС типа Б).

При размере зерен минерального заполнителя от 20 до 40 мм (наибольшая фракция) смесь называется крупнозернистой, от 5 до 20 мм — мелкозернистой, до 5 мм – песчаной.

Важное замечание к двум предыдущим абзацам: холодные асфальтобетонные смеси могут быть только песчаные и мелкозернистые!

Важно

АБС, приготовленные на основе дробленого щебня (гравия) называются щебеночными, на основе недробленого гравия – гравийными, состоящие на основе природного/дробленого песка – песчаными.

Для того, чтобы получить высококачественную АБС необходимо осуществить тщательный подбор ее гранулометрического состава, включающий в себя:

— испытание исходных материалов в дорожной лаборатории с последующим выбором тех, которые удовлетворяют поставленным задачам;— установление оптимального соотношения всех материалов (в соответствии со стандартом);— назначение примерного количества вяжущего материала и приготовление образцов с последующим их испытанием;

— новая корректировка вяжущего, формование образцов и так далее пока смесь не будет удовлетворять требованиям технического задания и нормативной документации.

Источник: https://roadtm.com/chto-takoe-asfaltobetonnaya-smes/

Что такое асфальтобетон?

В одно время в нескольких странах, таких как Франция и США, началась история создания смеси для покрытия дорог. Впервые люди узнали, что такое асфальтобетон в 19 веке.

Данным материалом начинали выкладывать дороги с последующим уплотнением их до определенного твердого состояния.

  Асфальтобетон относится к категории безобжиговых искусственных стройматериалов. Он состоит из минеральных заполнителей (песка, щебня, гравия и измельченного мелкозернистого порошка) и органических вяжущих веществ (битума, реже дегтя). Искусственное покрытие, в которое не входит щебень, называют асфальтом.

  В зависимости от размера щебня, наполняющего асфальтобетон, смеси бывают крупнозернистыми, мелкозернистыми и песчаными. От температуры укладки и вязкости битума зависит деление покрытий на холодные и горячие.

Процесс укладки горячего покрытия проводят при температуре свыше 120 °C, холодного – не менее 5 °C, при этом используется жидкий битум.

В свою очередь, плотные горячие асфальтобетонные смеси используют для укладки верхней части дорожных покрытий, пористые и высокопористые горячие смеси больше подходят для строительства оснований и нижних слоев дорог.

На заметку: Компания ООО «АБЗ» готова предложить асфальт http://abz196.ru/asfalt/ высокого качества по приемлемым в регионе УРФО ценам.

  Асфальтобетонные смеси бывают литыми, пластичными и жесткими. От состава массы зависит степень удобства обработки и подвижности поверхности. Для работы с более пластичными смесями затрачивается меньше времени и прикладывается меньше усилий на проведение процесса уплотнения. Однако такие поверхности являются менее прочными и больше подверженными деформациям.

Совет

  Асфальтобетон отличается от других покрытий высокой прочностью, водостойкостью и достаточной устойчивостью к климатическим изменениям.

Покрытие из этого материала, уложенное ровно и с соблюдением всех существующих норм, прослужит достаточно длительное время без потери своего первоначального вида.

Асфальтобетон отличается высоким уровнем звукоизоляции, то есть он обладает способностью к поглощению дорожных шумов. Такое покрытие хорошо чистится от пыли, грязи и другого мусора.

  На продолжительность службы асфальтобетонного покрытия влияют органические вещества, находящиеся в его составе. Так как они отличаются способностью к сравнительно быстрому старению, то и покрытие, составляющей частью которого они являются, также подвержено этому негативному фактору. Следует отметить, что данный показатель во многом зависит от климатических условий.

  Чтобы асфальтобетонное покрытие обладало большей устойчивостью к воздействию минусовых температур, в процессе нагревания производят добавление в смесь тщательно подобранных специальных добавок.

    В наше время, без асфальтобетона невозможно представить современные транспортные магистрали, дороги и тротуары. Данный стройматериал используют для возведения площадок и взлетно-посадочных полос на аэродромах.

Сегодня существуют также гидротехнические смеси, которые применяют для строительства специальных сооружений. Асфальтобетон промышленный применяют при заливке плоских крыш и полов.

Разделительные полосы, городские переходы и площадки строят с помощью декоративного асфальтобетона.

Изготовление садовой дорожки при помощи пластиковой формы

Источник: http://stroimasterskaya.ru/articles/2149

Типы асфальтобетонных смесей (битум) — Статьи от «СамАсфальт»

СНиП и ГОСТ

СМЕСИ АСФАЛЬТОБЕТОННЫЕ ДОРОЖНЫЕ, АЭРОДРОМНЫЕ И АСФАЛЬТОБЕТОН ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГОСТ 9128-97

Источники — Яндекс.Словари › БСЭ, 1969-1978. Основы генетической классификации битумов.

Асфальт (греч. asphaltos — горная смола). Различают природные и искусственные А.

Природный А. образуется из нефти в результате испарения лёгких фракций и окисления под влиянием гипергенеза. Сначала нефть превращается в густую, очень вязкую мальту, а затем в твёрдый, легко плавящийся А. Дальнейшее изменение А. обычно приводит к образованию асфальтита.

Иногда А. образует более или менее мощную кору на поверхности больших «нефтяных озёр» (например, асфальтовое озеро на о. Тринидад). А. широко распространён в районах неглубокого залегания или выхода на поверхность Земли нефтеносных пород. Обычно А.

заполняет трещины и каверны в известняках, доломитах и других породах. Содержание его в породах (по массе) колеблется от 2—3 до 20%. Крупные месторождения А.

Обратите внимание

в СССР расположены в Куйбышевской и Оренбургской области, Коми АССР; за рубежом — в нефтеносных районах Венесуэлы, Франции, Иордании, Канады, Израиля.

Искусственный А. — смесь битумов (13—60% ) с тонкоизмельчёнными минеральными наполнителями (главным образом известняками); отличаются от природных А. наличием парафина (до нескольких % ) и значительно большим содержанием нефтяных масел.

Важнейшие области применения А. — дорожное и строительное дело. А. обычно применяют в смеси с песком, гравием, щебнем (т. н.

асфальтовая мастика) для устройства полов, тротуаров, дорожных покрытий, как гидроизоляционный материал и др. Асфальтовая мастика — составная часть асфальтобетона. Кроме того, искусственный А.

используют в электротехнике как электроизоляционный материал, а также для изготовления кровельного толя, замазок, клея, асфальтовых лаков и др.

Типы асфальтобетонных смесей

Каждая асфальтобетонная смесь включает в себя:

  • Минеральные составляющие.
  • Органические вяжущие составляющие.

Однако в каждом асфальтобетоне используется оригинальный состав. Он определяется уникальными материалами минерального и органического вяжущего происхождения.

По виду минеральной составляющей асфальтобетонные смеси делятся на следующие типы (ГОСТ 9128-2009):

1. Щебеночные.
2. Гравийные.
3. Песчаные.

Разделяют асфальтобетон и по степени вязкости битума, допустимой температуре укладки (ГОСТ 9128-97):

  • Горячие смеси, включают жидкие и вязкие нефтяные дорожные битумы. Укладка производится при температуре материала не ниже 120 С.
  • Холодные смеси, включают жидкие нефтяные дорожные битумы. Укладка осуществляется при температуре 5 С.

Ранее по этим показателям асфальтобетоны делились на горячие, теплые и холодные (ГОСТ 9128-84). Однако при вступлении в силу ГОСТа 9128-97 в 1999 году определение «теплые асфальтобетонные смеси» было отменено. До вступления его в силу такие материалы укладывали при температуре не ниже 70 С, в качестве связующего в них использовали вязкие и жидкие битумы.

Асфальтобетоны обладают типовыми отличиями и по размеру зерна минеральных компонентов. Согласно этому критерию различают:

  1. Крупнозернистые асфальтобетонные смеси, размер зерна от 20 до 40 мм.
  2. Мелкозернистые асфальтобетонные смеси, размер зерна от 5 до 20 мм.
  3. Песчаные асфальтобетонные смеси, размер зерна до 5 мм.

Холодные асфальтобетонные смеси могут быть только:

  • Песчаными.
  • Мелкозернистыми.

Горячие асфальтобетоны различают по величине остаточной пористости:

  1. Высокоплотные горячие смеси, показатель 1,0-2,5 %.
  2. Плотные горячие смеси, показатель 2,5-5,0 %.
  3. Пористые горячие смеси, показатель 5,0-10,0 %.
  4. Высокопористые горячие смеси, показатель 10,0-18,0 %.

Остаточная пористость — это процентная величина объема пор в уплотненном асфальтобетонном покрытии.

Холодные асфальтобетоны имеют данный показатель в промежутке 6,0-10,0 %.

По содержанию щебня или гравия асфальтобетонные смеси (гравийные, щебеночные и горячие) разделяют на следующие типы:

  • 50-60 % — тип А.
  • 40-50 % — тип Б.
  • 30-40 % — тип В.

Холодные асфальтобетоны (гравийные и щебеночные) бывают:

По виду используемого песка асфальтобетоны (горячие, холодные и песчаные) различают:

  • По типу Г и Гх, применяется отсев дробления, смесь отсева дробления с природным песком (не более 30 %).
  • По типу Д и Дх, применяются природные пески или их смеси с отсевами дробления (менее 70 %).

 Асфальтирование и строительство автомобильных дорог

Источники стати —  Яндекс.Словари › БСЭ, 1969-1978 Н. В. Горелышев, М. А. Головня. 

Асфальтирование, устройство асфальтобетонных покрытий на автомобильных дорогах, улицах, аэродромах и т. п. путём укладки и уплотнения асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному основанию.

В зависимости от назначения покрытия асфальтобетонную смесь (асфальтобетон)укладывают в один или два слоя на основание из щебня, гравия (нежёсткое основание) или бетона (жёсткое основание).

Нижний слой толщиной 4—5 см устраивают из крупно- или среднезернистой смеси с остаточной пористостью 5—10% ; верхний слой толщиной 3—4 см — из средне- или мелкозернистой смеси (остаточная пористость 3—5% ). При тяжёлых нагрузках и интенсивном движении транспорта покрытия устраивают 3—4-слойными общей толщиной 12—15 см.

Важно

 Асфальтирование начинается с очистки основания от пыли и грязи механическими дорожными щётками и поливомоечными машинами, исправления неровностей основания, обработки его поверхности жидким битумом или битумной эмульсией.

Асфальтобетонная смесь приготовляется в асфальтобетоносмесителях на стационарных или полустационарных заводах (установках), доставляется на место автомобилями-самосвалами и загружается в приёмный бункер асфальтобетоноукладчика, который укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончательное уплотнение осуществляется катками дорожными.

Асфальтирование тротуаров

Перед тем как приступать к устройству дорожного покрытия, необходимо установить камни бортов дороги и тротуара. Для этого применяются асфальтобетонные смеси, состоящие из шлаков, щебня, боя из кирпича, и аналогичных строительных отходов.

Читайте также:  Керамзитобетонные блоки или газосиликатные: что лучше

Также популярным материалом для устройства тротуарных оснований является асфальтобетонная смесь, состоящая из асфальтовой крошки (или из «старого» асфальтобетона). Ориентируясь на грунты подстилающего слоя, тротуарное основание устраивают в 10-15 см толщиной.

После отсыпки асфальтобетонной смеси, ее тщательно выравнивают, а также уплотняют с помощью самоходных катков и выполняют расклинцовку, отсыпая мелкие шлаки и камни.

Само покрытие обычно, устраивается толщиной 3-4см, за исключением въездной части дороги, которая ведет в жилые кварталы или дворы – в этом случае устраивают 5см асфальтобетонного покрытия. Применяются асфальтобетонные смеси, преимущественно состоящие из песка. В качестве уплотнители используются малогабаритные катки.

 Битум

 Битумы применялись в качестве строительного материала еще в глубокой древности. За 3000 лет до нашей эры в Вавилоне и Ассирии, расположенных в междуречье Тигра и Евфрата, природный битум использовали в качестве цементирующего и водоизолирующего материала.

Органические вяжущие вещества делят на две основные группы: битумные и дегтевые.

К битумным материалам относятся следующие:

Природные битумы — вязкие жидкости или твердообразные вещества, состоящие из смеси углеводов и их неметаллических производных.

Природные битумы получились в результате естественного процесса окислительной полимеризации нефти. Природные битумы встречаются в местах нефтяных месторождений, образуя линзы, а иногда и асфальтовые озера.

Однако природные битумы в чистом виде встречаются редко, чаще они пронизывают осадочные горные породы.

Асфальтовые породы — пористые горные породы (известняки, доломиты, песчаники, глины, пески), пропитанные битумом. Из этих пород извлекают битум или их размалывают и применяют в виде асфальтового порошка.

Нефтяные (искусственные) битумы, получаемые переработкой нефтяного сырья, в зависимости от технологии производства могут быть: остаточные, получаемые из гудрона путем дальнейшего глубокого отбора из него масел; окисленные, получаемые окислением гудрона в специальных аппаратах (продувка воздухом); крекинговые, получаемые переработкой остатков, образующихся при крекинге нефти.

Гудрон — остаток после отгонки из мазута масляных фракций;

он является основным сырьем для получения нефтяных битумов, используется в виде связующего вещества в дорожном строительстве.

К дегтевым материалам относят различные виды дегтя и пеки.

Совет

Наиболее широкое применение органические вяжущие вещества получили в гидротехническом, дорожном, промышленно-гражданском строительстве в виде кровельных, гидроизоляционных материалов, асфальтобетона, асфальтораствора, уплотняющих материалов. Органические вяжущие хорошо совмещаются с резиной и полимерами, что позволяет значительно улучшить качество битумных материалов в соответствии с требованиями современного строительства.

Возникла новая отрасль, производящая гидроизоляционные материалы (изол, бризол и др.) из вторичного резинового сырья. Изготовление рулонных кровельных и гидроизоляционных материалов осуществляется на полностью механизированных поточных линиях непрерывного действия.

Источник: https://samasfalt.ru/articles/asfaltobetonnie-smesi/

Щебеночно-мастичный асфальтобетон и долговечность дорожного покрытия

С каждым годом на автомобильных дорогах увеличивается количество автомобилей, грузоподъемность транспортных средств, что в свою очередь увеличивает нагрузку на дорожное покрытие в целом.

В связи с этим проектировщики автомобильных дорог пытаются найти различные методы по сохранению прочности и ровности дорожного покрытия, увеличению сцепления автомобиля с дорожным покрытием, что, в конечном итоге, приведет к увеличению безопасности движения транспортных средств и срока службы конструкции дорожной одежды. 

На сегодняшний день одной из таких технологий может быть использование в верхнем слое покрытия дорожной одежды щебеночно-мастичного асфальтобетона, использование которого согласно различным данным увеличивает срок службы покрытия до 20 лет. 

Разработан этот материал в Германии в 60-х годах прошлого века. Широкое применение получил в последние десять – пятнадцать лет для устройства верхнего слоя покрытия на автомобильных дорогах с большой интенсивностью движения во многих странах и не только Европы.

 
Приготовление данной асфальтобетонной смеси не требует дополнительных технических устройств, процесс экономичен и функционален.

 И, что немаловажно, применение щебеночно-мастичного асфальтобетона дает возможность устраивать тонкослойные верхние слои дорожного покрытия, при этом сохраняя хорошие эксплуатационные характеристики, стабильность и долговечность покрытия. 

В настоящее время в мире насчитывается более 10 марок щебеночно-мастичного асфальтобетона, отличие которых заключается в различной крупности применяемого щебня, от размера которого и зависит толщина верхнего слоя покрытия (от 3см до 6см).

 
При эксплуатации автомобильных дорог одной из насущных проблем является образование колеи на асфальтобетонном покрытии, причина возникновения которой обусловлена рядом различных факторов.

 Прежде всего, это связано со свойствами материала, используемого для устройства покрытия верхних слоев дорожной одежды, самой конструкции дорожной одежды в целом и нагрузками на покрытие, связанными с движением автомобильного транспорта. 

Все это в итоге ведет к нарушению безопасности и комфортности движения на дорогах.

Обратите внимание

Поскольку уменьшить нагрузку на дорожное покрытие в силу динамично развивающейся интенсивности движения и увеличивающейся грузоподъемности мы не в силах, то применить материал, который будет способствовать улучшению качества покрытия возможно. Материалом, который в большей степени обладает этими качествами, является вышеупомянутый щебеночно-мастичный асфальтобетон.

Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМАС) – это смесь минеральных материалов (щебня, песка, минерального порошка), стабилизирующей добавки и битума, дозированных в заданных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии.

ЩМАС по праву завоевал высокую популярность по всему миру как довольно износостойкий материал, применяемый для дорожных покрытий на высоконагруженных трассах, в аэропортах и морских портах.

Верхний слой покрытия, устраиваемый с применением ЩМАС, обладает комфортными и безопасными качествами, сам материал обладает большой шероховатостью и, что очень важно, обладает способностью поглощать шум при движении транспортных средств.​

Этот материал представлен жесткой каркасной структурой из щебня, что позволяет формировать остов асфальтобетонной смеси и обуславливает высокую сопротивляемость пластическим сдвижным деформациям.

 Большое количества битумного вяжущего, которое заполняет пространство между зернами каменного материала, делает щебеночно-песчаный асфальтобетон долговечным материалом, который может противодействовать растягивающим напряжениям.

Жесткая каркасная структура щебеночно-мастичного асфальтобетона в отличие от обычных асфальтобетонов распределяет нагрузку по максимальной площади поверхности и уводит её в нижние слои дорожного покрытия, уменьшая тем самым износ «лицевой» части дороги.

В результате существенно снижается деформация покрытия, в том числе, существенно снижается образование колеи и трещин. 
Щебеночно-мастичный асфальтобетон обладает качествами, которые дают ему преимущество перед другими видами асфальтобетона.

А именно:

  • сдвигоустойчивость при высоких температурах, которая означает способность сопротивляться пластическому деформированию при многократной нагрузке от транспортного средства;
  • шероховатая поверхность, способствующая хорошему сцеплению с колесом автомобиля;
  • высокая износостойкость к действию шипованных шин;
  • большая водонепроницаемость;
  • повышенная трещиностойкость при деформациях.

Появление трещин в верхнем слое покрытии дорог зависит от многих факторов, одним из которых является воздействие на дорожное покрытие шипованных шин легковых автомобилей, которые двигаются на высокой скорости, и, в меньшей степени, от обычных шин тяжелых грузовых автомобилей.

После проведения различных исследований можно прийти к выводу, что использование в верхнем слое дорожного покрытия щебеночно-мастичного асфальтобетона уменьшает повреждение поверхности покрытия на 25-50 %. Это может быть сравнимо с эффектом, полученным от замены шин с металлическими шипами на шины со специально разработанными «облегченными» шипами.

Также характерной способностью ЩМАС является получение высоких показателей шероховатости и сцепления покрытия с колесом автомобиля, в том числе, и на мокром покрытии, что в свою очередь увеличивает безопасность движения в целом.

Важно

В большинстве стран мира строительство дорожных покрытий с применением ЩМАС развивается ускоренными темпами, что, в конечном итоге, приведет к улучшению общей дорожной сети и безопасности движения.

Щебеночно-мастичный асфальтобетон получил широкое распространение в Скандинавских странах, Канаде, Австралии, а в последние годы — в США и Китае, постепенно вытесняя другие виды асфальтобетонных смесей.

Напрашивается вопрос: почему же ЩМА, обладая такими высокими качествами долго, не находил применения на наших дорогах?   Ответ прост: до настоящего времени отсутствовала необходимая техника, способная реализовать технологию приготовления и укладки щебеночно-мастичных смесей и позволяющая получить высококачественный кубовидный щебень, отвечающий высоким требованиям. 
С появлением такой техники для приготовления и устройства слоев из ЩМАС у дорожников появилась возможность строить качественные дороги с асфальтобетонным покрытием, учитывая все требования сегодняшнего времени.

При составлении статьи были использованы материалы учебного пособия Костина В.И.  «Щебеночно-мастичный асфальтобетон для дорожных покрытий» и статьи В.П. Батраковой «Особенности применения, технологии применения и укладки щебеночно-мастичного асфальтобетона».

Источник: https://ipit.ooo/ru/stone-mastic-asphalt-and-durability-of-road-surface

Асфальтобетонные дорожные смеси: все их типы, разновидности и марки, предусмотренные стандартами

При дорожном строительстве самым распространенным материалом является асфальтный бетон.

От обычного аналога он отличается тем, что в качестве вяжущего вещества в нем применяют нефтепродукты:

  • асфальт,
  • битум,
  • гудрон, а не цемент.

Асфальтобетон незаменим при укладке дорожного полотна.

Кроме этого, приготовление и отвердение материала происходит без участия воды (гидратации).

Вяжущие вещества

В переводе с греческого слово «asphaltos» означает «горная смола».

Что такое асфальт

Выход натурального асфальта.

Данный материал может быть природным или искусственным.

  • Природный аналог преобразуется из нефти в итоге улетучивания ее легких фракций и дальнейшего окисления под действием гипергенеза. Первоначально нефть становится вязкой и густой мальтой, потом твердым, легко расплавляющимся асфальтом. При уплотнении он превращается в асфальтит.
  • Данное вещество распространено в местах близкого залегания к поверхности либо выходов на нее нефтеносных пластов. Оно содержится в кавернах и трещинах известняков, доломитов и пр. Содержание вещества в породе по ее массе составляет 2/20%.

  • Искусственный асфальт является композитом битума (13/60%) и тонкомолотых минеральных заполнителей, чаще всего известняка. Инструкция предупреждает, что в отличие от природного аналога, такой асфальт содержит несколько процентов парафина, а объем нефтяных масел в нем больше.
  • Обратите внимание! Асфальт незаменим при дорожных и строительных работах. Применяется он, как правило, смешанный с песком, щебнем либо гравием. Такой материал носит название «асфальтовая мастика».

    Битум и гудрон

  • Натуральный битум – это твердое вещество либо вязкая жидкость, состоящая из композита углеводов, а также их производных. Получается он в ходе полимеризации (окислительной) нефти. Природный битум залегает в районах нефтяных пластов, образуя линзы в осадочных породах, а изредка и асфальтовые «озера».
  • Искусственный битум получают, перерабатывая сырую нефть. Известны три технологии его производства.
  • Остаточный материал получают из гудрона путем глубокого извлечения из него нефтяных масел. Окисленный аналог производят, окисляя гудрон в специальных установках при продувании воздухом. Крекинговый битум – это продут переработки остатков крекинга нефти.

  • Гудрон является остатком отбора масел из мазута. Это основное сырье для производства нефтяного битума. Он также применяется, как вяжущее вещество при дорожных работах.
  • Виды асфальтобетонных смесей

    Состав асфальтового бетона.

    Дорожные асфальтобетонные смеси по ГоСТу состоят из:

    • минеральных наполнителей;
    • органического вяжущего вещества.
    Читайте также:  Газосиликатные блоки: технические характеристики, состав, марки

    По типу производства, применяемым компонентам и способу укладки асфальтобетонные смеси делятся на множество категорий.

    По типу наполнителей асфальтобетоны делятся, согласно ГоСТу №9128/2009 на нижеследующие разновидности:

    • гравийные;
    • щебеночные;
    • песчаные.

    ГоСТ 9128 97 на аэродромные и дорожные асфальтные смеси делит их по уровню вязкости битума, а также допустимых показателях температуры укладки.

  • В горячих растворах вяжущим веществом выступают разогретые вязкие и жидкие нефтяные битумы. Укладка их должна осуществляться при температуре бетона не менее +120 градусов.
  • Холодные аналоги включают в себя жидкие виды нефтяных битумов. Укладку можно производить при режиме температур, начиная от +5 градусов.
  • Асфальтовый бетон имеет типовые различия и по фракционности заполнителей. Они приведены в нижней таблице.

                   Разделение смесей по размеру частиц  наполнителя
    №    Фракционность асфальтобетонной смеси    Размер зерен наполнителя
    1      Крупнозернистая                                               от 20 мм до 40
    2      Мелкозернистая                                                 от 5 мм до 20
    3      Песчаная                                                             до 5 мм

    При этом холодные разновидности материала бывают только мелкозернистыми или песчаными.

    Горячие смеси делят на категории, исходя из уровня их остаточной пористости. Данный показатель означает процентную величину числа пор в уложенном покрытии. Это демонстрирует таблица внизу.

                     Типы асфальтобетонов по плотности
    №       Уровень плотности горячей смеси         Показатель остаточной пористости
    1.         Высокоплотная                                        1/2.5%.
    2.         Плотная                                                    2.5/5%.
    3.         Пористая                                                  5/10%.
    4.         Высокопористая                                     10/18%.

    Холодные разновидности смесей обладают остаточной пористостью от 6 до 10%.

    По массовому содержанию гравия либо щебня горячие смеси делятся на нижеследующие виды:

    • тип А – 50/60%;
    • тип Б – 40/50%;
    • тип В – 30/40%.

    Холодные аналоги на гравии либо щебне разделяются по данному показателю на типы Бх и Вх.

    По разновидности применяемого песка горячие и холодные асфальтовые бетоны делятся на нижеследующие категории.

  • Тип Г или Гх. Используется отсев дробления либо его смесь с натуральным песком (не больше 30 процентов).
  • Тип Д или Дх. Используется натуральный песок либо его смесь с отсевом дробления (меньше 70 процентов).
  • Исходя из применяемого сырья, а также физико-механических качеств, горячие дорожные аэродромные асфальтобетонные смеси и асфальтобетон делятся на марки, представленные в таблице.

    №    Плотность смеси   Тип по содержанию наполнителя  Марка
    1      Высокоплотная                            —                                         М-I
    2      Плотная                                       А                                            М-I и М-II
    3      Плотная                                       Б и Г                                      М-I, М-II и М-III
    4      Плотная                                       В и Д                                     М-II и М-III
    5      Пористая и высокопористая       —                                         М-I и М-II

    Холодные смеси делятся на такие категории:

    • Типы Бх и Вх — на марки М-I и М-II;
    • Тип Гх – на марки М-I и М-II;
    • Тип Дх может иметь марку М-II.

    Подбор состава и производство материала

    На данный момент разработано несколько методик подбора композиции асфальтобетонных смесей. Любая из них содержит мероприятия по уплотнению горячего материала, определению пористости покрытия и включает испытания бетона на предмет определения его характеристик.

    Обратите внимание! Основополагающий фактор при этом — это проектирование смеси. Оно дает возможность соблюдения всех требований и норм, применяемых к качественности бетона. Главная цель проектирования – найти оптимальные характеристики дорожного покрытия и обеспечить долговечность его службы.

    Проектирование смеси

    Один из вариантов состава смеси при ее проектировании.

  • Подбор состава начинают с выбора характеристик компонентов смеси и установления их соответствия нормам, которые прописаны технической документацией.
  • Далее определяются оптимальные пропорции компонентов, которые будут гарантировать производство покрытия с заданными качествами.
  • Завершающий этап проектирования – оценивание вариантов подбора и производство пробной партии асфальтобетона на заводе.
  • Есть 2 подхода, касающиеся проектирования асфальтового бетона.

    Первый метод — это подбор состава смеси с постоянной гранулометрией наполнителей. 

  • Он гарантирует увеличенные механические качества дорожного полотна, из-за расклинивания мелкофракционным гравием/щебнем более крупных их зерен.
  • Покрытие, уложенное из материала, приготовленного с непрерывной гранолуметрией наполнителя, имеет высокий уровень шероховатости и стойкость к сдвигам.
  • Характеристики бетона не меняются, если есть отклонения в дозировании его компонентов. Материал легко укладывается, распределяется и уплотняется в ходе обустройства дорожного покрытия.
  • Сравнительная таблица проектированных вариантов смеси.

  • Для асфальтовых смесей подобного типа нужен щебень или гравий из прочных пород (например, гранита) с обколотой больше, чем на 50% поверхностью зерен.
  • Важно при этом использовать битум, стойкий к старению (в том числе, замещению фазового и группового состава). Он также должен иметь хорошую адгезию к каменным материалам, потому как для таких бетонов характерна открытая пористость.
  • Обратите внимание! Вторая методика подбора состава смеси использует принцип плотного бетона. При ее использовании применятся крупный наполнитель, имеющий окатанную форму частиц и прерывистая гранулометрия.

  • В ходе уплотнения подобной смеси получается покрытие, имеющее закрытую пористость, которое обладает большей водостойкостью и морозоустойчивостью.
  • Такой материал более склонен к неравномерности распределения в среде зерен крупного наполнителя битума и минеральных составляющих.
  • На физико-механические качества такого бетона большое влияние оказывают отклонения от нормативного дозирования вяжущего вещества и минерального порошка.
  • Для плотных асфальтных бетонов типичен низкий уровень шероховатости.
  • Замешивание партии

    Схема производства материала.

    Асфальтобетонные материалы вкратце производят так.

  • В первую очередь подбирается сырье для смеси и определяется его качественность.
  • Затем определяется объем нужных компонентов для заказанного количества смеси.
  • Зная качество и кубатуру асфальтобетона, специалисты определяют, какова будет цена заказа.
  • Затем сырье загружается в специальный бункер, в котором осуществляется предварительная его дозировка.
  • Там минеральные материалы сушатся и греются до нормативной температуры.
  • Потом они сортируются по фракционности и подаются на точный весовой дозатор.
  • Одновременно с этим осуществляется нагревание вяжущего вещества до температуры, величина которой зависит от разновидности асфальтобетонной смеси. Затем битум взвешивается и дозируется.
  • На заключительной стадии производства компоненты материала подаются в смеситель.
  • Дорожные работы

    На фото — укладка асфальта.

  • Исходя из предназначения покрытия (промышленный пол, дорога), асфальт рабочие укладывают своими руками в один либо два слоя. Основанием для него служит щебень/гравий либо бетон.
  • Нижний слой (толщина 4/5 см) делают из средне- либо крупнофракционной смеси, имеющей остаточную пористость 5/10%. Наружный слой (толщина 3/4 см) укладывается из мелко- либо среднефракционного асфальтобетона, обладающего остаточной пористостью 3/5%.
  • Если нагрузки будут тяжелыми (взлетная полоса аэродрома) или ожидается интенсивное передвижение автотранспорта, покрытие кладут в 3/4 слоя, которые обладают общей толщиной 11/15 см.
  • Слои дорожного полотна: 1 — асфальт, 2 – его основание, 3 – дополнительная прослойка основания, 4 — грунт.

  • В любом случае дорожные работы следует начинать с очищения основания от грязи и пыли машинами с установленными щетками и поливными системами. Затем выправляются неровности основания, и оно обрабатывается битумной мастикой.
  • Материал производится в асфальтобетонных смесителях на стационарных линиях заводов либо в передвижных установках. Транспортируется он до места укладки самосвалами, затем загружается в бункер машины-укладчика. Она распределяет, выравнивает, и первый раз уплотняет покрытие.
  • Окончательно бетон уплотняют дорожными автомобильными катками.
  • Обустройство тротуаров

    Толщина покрытия, исходя из его назначения.

  • Сначала устанавливаются бортовые камни, отделяющие тротуар и дорогу.
  • Далее укладывается основание – асфальтобетон с наполнителем из щебня, шлака, кирпичного боя. Часто используется и асфальтовая крошка («старый» асфальтобетон).
  • Исходя из типа грунта, основание тротуара может иметь толщину от 10 до 15 см.
  • После укладки смеси, она тщательно разравнивается, а потом уплотняется самоходными и ручными катками.
  • Далее производится расклинцовка мелкими камнями и шлаком.
  • Само тротуарное покрытие (обычно на песчаном наполнителе) имеет толщину 3/4 см. Исключение составляет въездная дорожная часть, которая ведет в кварталы и дворы. Она должна иметь толщину 5 см.
  • Вывод

    Асфальтобетон пока не имеет альтернативы при обустройстве дорог, взлетных полос аэродромов, а часто и промышленных полов, тротуаров. Этот материал надежен, долговечен и недорог. Существует много его марок и разновидностей. Поэтому к проектированию покрытия надо подходить очень внимательно.

    Видео в этой статье содержит в себе еще много полезного.

    Источник: http://rusbetonplus.ru/instrumenty-i-materialy/asfaltobetonnye-dorojnye-smesi-vse-ih-tipy-raznovidnosti-i-marki-predysmotrennye-standartami/

    Марки и состав асфальта

    Технология изготовления асфальтовых смесей, используемых в строительстве дорог, включает подогрев и сушку измельченной сортовой крошки, песка и крупного наполнителя, и дальнейшее смешивание всех компонентов с битумным вяжущим. Для изготовления используют один из способов — горячий, теплый или холодный. Все смеси вне зависимости от марки асфальтобетона можно изготовить как на асфальтобетонном заводе, так и непосредственно на месте укладки.

    Типы, виды, марки асфальта и сфера его применения определяются составом асфальтобетона и технологией его создания. Состав асфальта в обязательном порядке включает в себя следующие составляющие: песок, битумное вяжущее (2,5-9% по массе), минеральные порошки.

    Источник фото: euravitebsk.orgСостав асфальта определяет его характеристики, а также место использования

    Песок используется природный (образовавшийся естественным путем и добываемый из месторождений) и дробленый (размельченные скальные породы и кристаллические шлаки). Также добавляют отсевы продуктов дробления.

    При приготовлении различных марок асфальта используется щебень или гравий разных фракций и процентного соотношения, исключение составляют песчаные смеси — в этом случае крупный заполнитель не используется.

    Читайте

    Сколько получают и на чем работают? Репортаж с белорусских дорог

    Битум применяется в основном искусственный, который представляет собой продукт переработки сырой нефти.

    Минеральные порошки получают с помощью помола доломитов, известняков и других карбонатных пород.

    Они повышают вязкость, и, как результат, прочность асфальтобетона, но в то же время избыток в составе асфальтобетона минеральных порошков сделает готовое покрытие более хрупким. Их содержание в смеси должно быть невысоким — в пределах 6-12%.

    Помимо основного состава разные марки асфальтобетона могут включать различные добавки — специальные химические вещества, которые придают материалу ряд полезных свойств (таких как морозостойкость, звукоизоляция, шероховатость поверхности, которая обеспечивает лучшее сцепление с шинами автомобилей), повышает твердость и прочность готового покрытия. В качестве химических добавок могут использоваться зола, сера, каучук, резина, латексные материалы и др.

    Совет

    Поиск необходимого оборудования или запчастей стал еще проще — оставьте заявку и Вам перезвонят.

    Марки и состав асфальта (асфальтобетона)

    Состав асфальта Типы и виды асфальта ГОСТ, №
    Асфальт марки I   Песок или отсев, минеральный порошок, щебень, битум  — высокоплотные- плотные А, Б, Г- пористые- высокопористые щебеночные (горячие и холодные) — Бх, Вх- Гх   9128-2009 
    Асфальт марки II   Песок, отсев дробления, минеральный порошок, щебень, битум  — плотные А, Б, В, Г, Д- пористые- высокопористые песчаные- Бх, Вх- Гх- Дх   9128-2009 
    Асфальт марки III  Песок, отсев дробления, минеральный порошок, битум  — плотные Б, В, Г, Д  9128-2009 

    В зависимости от наличия в составе асфальтобетона крупного или мелкого наполнителя и его процентного соотношения, смеси делятся на следующие типы:

    •  А — содержание щебня 50-60%;
    •  Б — щебень или гравий составляет 40-50%;
    •  В — процент щебня или гравия в составе 30-40%;
    •  Г — не более 30% песка из отсева дробления;
    •  Д — до 70% природного песка или смеси природных песков с отсевами дробления.
    Читайте также:  Бетон м550: применение, технические характеристики, плотность

    Смотрите

    Все объявления о продаже асфальтобетонных заводов

    В зависимости от содержания в составе асфальтобетона минеральных компонентов (песок, щебень, минеральный порошок) и битума смеси классифицируют на:

    • песчаные (годятся для тротуаров и пешеходных дорожек);
    • мелкозернистые (применяются в строительстве дорог и городских улиц с высокой интенсивностью движения);
    • крупнозернистые (служат в качестве нижнего слоя для двухслойных асфальтовых покрытий);
    • полимерно-битумные (повышают долговечность покрытия, применяются в дорожном и мостовом покрытии, при строительстве паркингов и др.);
    • щебеночно-мастичные отличаются долговечностью и повышенной устойчивостью к появлению трещин, сфера применения — верхние слои покрытий дорог с интенсивным транспортным потоком, аэродромов, городских улиц, площадей);
    • резино-битумные (служат для покрытия стадионов, беговых и велосипедных дорожек).

    В зависимости от плотности теплых и горячих асфальтобетонов, меняется их предназначение — пористый и высокопористый асфальт подходит для нижних слоев и оснований дорожных покрытий, свойства плотных видов позволяют использовать их для верхних слоев покрытия дорог.

    Источник: https://exkavator.ru/main/news/inf_news/123746_marki_i_sostav_asfalta.html

    Классификация асфальтобетона по типу наполнителя и марке

    Методы, применяемые при производстве асфальтобетонных смесей, весьма разнообразны. Это и дробление, и сушка, и подогрев, и смешивание, и многое другое. Важным является то, что как характеристики материала, так и методы, примененные к нему, в одинаковой степени влияют на свойства конечного продукта.

    • В обязательном порядке будущий АБ включает в себя песок, битум – от 2,5 до 9%, и минеральные порошки.
    • Каменная фракция обязательной не является, хотя множество известных АБ изготавливается на основе щебня или гравия.
    • Кроме того, в состав могут входить различные модифицирующие добавки: для лучшего сцепления колеса с поверхностью, для увеличения шероховатости, для обеспечения звукоизоляции и так далее.

    Следующее видео на примере одного из известных асфальтобетонов расскажет более подробно о преимуществах его типа А:

    Понятие марки весьма обширно. Категорию материалам присуждают в соответствии с требованиями ГОСТ. Сложность заключается в том, что основой определения марки является множество физико-химических параметров, которые для разных компонентов асфальтной смеси разные.

    Понятно, что высокоплотный асфальтобетон на основе щебня из горных пород, относящийся к марке I будет иметь более высокие показатели, чем материал на основе шлакового щебня. Однако оба материала относят к марке I, при этом они отличаются показателями по плотности и водостойкости конечного продукта.

    Марка достаточно условно делит все возможные виды материалов на те, что демонстрируют наивысшие показатели, возможные для камня и битума указанного происхождения.

    • На те, что обладают усредненными параметрами, пригодными, однако, для большинства строительных работ.
    • И на те, что нельзя использовать в тяжелых климатических условиях или при серьезной нагрузке, поскольку их параметры недостаточны.

    Итак, поговорим теперь о типах (1, 2, 3) асфальтобетона, например, литого, пористого, плотного мелкозернистого типов А, Б, В, Г, Д.

    Виды марок

    Различают 3 известные марки АБ.

    • I включает весьма широкий спектр дорожных материалов. Это и высокоплотные, и плотные, и высокопористые материалы, на основе гравия и песка, хотя последние прочностью не отличаются. Однако именно такие смеси проявляют максимально возможные качества, разработанные для тех или иных условий. В составе АБ есть щебень, песок, битум, кварцевый песок или отсев от горной породы. Асфальты I марки используются очень широко, так как обеспечивают лучшее качество дорожного покрытия согласно своей области применения. Стоимость их наиболее высокая. Так, АБ мелкозернистый, смеси типа Б, марки I обойдется в 2480–3020 р.
    • II – отличается еще более широким выбором. Сюда входят и высокоплотные, и высокопористые любого типа, и песчаные, и так далее. Стойкость их к динамическим нагрузкам и климатическим особенностям несколько ниже. Однако распространение они получили еще большее. Для обустройства обычный городских улиц, большинства дорог, площадей и так далее применяют материалы марки II. Стоимость материалов несколько ниже. Упомянутый уже АБ типа Б, но марки II в среднем стоит 2400–2450 р. за тонну.
    • III – это АБ, в составе которых есть песок, отсев и минеральный порошок, но нет щебня. Плотность таких покрытий весьма значительна, но прочность ниже, чем у асфальтов на основе камня. Песчаные АБ всех типов используют для формирования покрытий на участках с небольшой нагрузкой – тротуары, детские площадки, аллеи в парках. На улицах материал можно использовать для «ямочного» сезонного ремонта. Стоимость материала – от 2300 р. за тонну. Цветной декоративный асфальтобетон будет стоить дороже.

    О том, почему тип Д асфальтобетонной смеси лучше остальных, расскажет это видео:

    Наличие или отсутствие щебня, а также его содержание в смеси определяет максимум их прочностных характеристик. Соответственно, классификация по содержанию каменного наполнителя является одной из самых важных.

    Их особенности

    Абсолютным показателем прочности или плотности тип асфальтобетона не является, так как свойства зависят не только от объема наполнителя, но и от его характера. В связи с этим само деление материалов по типу связано и с происхождением камня.

    • Так, в состав материалов первых 3 классов входит щебень и гравий любого происхождения. Чтобы в точности знать качества такого АБ, нужно знать и марку, и способ изготовления, и величину зерна.
    • 2 последних класса составляют АБ на основе песка, так что их свойства разительно отличаются от характеристик смеси с более крупным наполнителем.

    Используют следующее деление:

    • тип А – в составе асфальтобетона содержится не менее 50–60% камня. Зернистость их разная, однако смеси типа А могут быть только горячими;
    • тип Б – каменный наполнитель составляет 40–50% массы АБ. Это может быть любой щебневый на основе горячей смеси или холодной. Так как холодные асфальтобетоны могут быть только типа Б и В, но никак не А, в обозначении указывается вторая буква – х, что обозначает холодную смесь;
    • тип В – доля камня составляет 30–40%. Такой АБ производят на основе и холодных, и горячих смесей;
    • тип Г – при изготовлении применяют только песок, но полученный отсевом при дроблении горных пород. Твердость и износостойкость таких материалов выше;
    • тип Д – применяют при изготовлении смесь природных песков и отсева дробления осадочных пород.

    Разные марки (1, 2, 3) и типы (А, Б, В, Г, Д) асфальтобетона имеют разные цены и находят разное применение, что обусловлено и характеристиками материала, и его стоимостью.

    Нет смысла использовать высокоплотный АБ марки I для оборудования садовых аллей. В то же время, применение АБ типа Д никак не оправдано при строительстве шоссе.

    О сфере применения асфальтобетона типа Г рассказывается в этом видеоролике:

    Источник: http://stroyres.net/beton/asfaltobeton/klassifikatsiya-po-napolnitelyu.html

    Сравнение видов асфальтобетона

    Изобретение асфальта принесло много позитива автолюбителям. Это и снижение уровня шума на дороге, и уменьшение расхода топлива и атмосферных выбросов. С ростом требований к качеству дорожного покрытия изменяются стандарты качественного покрытия, а в зависимости от добавляемых модификаторов различают типы выпускаемого асфальта.

    Асфальт (правильно – асфальтобетон) – устойчивый материал, произведенный из песка, камня (щебня или гравия), связующего битума и минеральных наполнителей в различных пропорциях.

    В зависимости от фракции основного заполнителя (щебня, гравия, пека), асфальт подразделяют на крупнозернистый и мелкозернистый. Для крупнозернистого используются щебень с размерами 20 – 40 мм, для мелкозернистого, соответственно, менее 20 мм.

    Ответить на вопрос, какой из них лучше не возможно из-за различного предназначения этих типов асфальта. Нижние слои дорожного покрытия, призванные быть основанием и выровнять черновое полотно, должны быть жесткими и прочными, поэтому требуют зерен с большой фракцией.

    А вот верхние слои, отвечающие за форму и гладкость, выполняют из асфальтной смеси с мелкими зернами заполнителя.

    В разных климатических зонах асфальтное покрытие дорог должно выдерживать температурные и нагрузочные особенности. Например, не плавиться при высоких температурах, и застывать без потери качества – при низких. В зависимости от температуры, предусмотренной для укладки и застывания, асфальтовые смеси делят на горячие и холодные.

    Горячий асфальт производят из щебня (до 95%), песка и гравия, связывая их битумом при температуре 140-1800С. Это наиболее привычная и распространенная технология укладки дорожного покрытия, в которой требуется специальная техника.

    Обратите внимание

    Холодный асфальт произведен из щебня с мелкой фракцией (3-8 мм) с использованием жидкого битума и специальных добавок, повышающих эластичность, под температурой в 80-1200С. Добавки повышают эластичность смеси и показатель его сцепки с дорожным полотном.

    Горячий и холодный асфальт имеют множество различий, касающихся не только технологии их производства, но и процессов укладки.

    1. Температура укладки. Горячий асфальт не применяют в строительстве дорог, если температура воздуха ниже +50С или выше +250С. При показателях выше этой отметки горячая смесь очень плохо застывает. Для холодного асфальта граничные температуры составляют -300С и +400С. Таким образом, снимаются ограничения на сезонность выполнения ремонтных и строительных работ.
    2. Срок использования готовой смеси холодного асфальта ограничен двумя годами (срок годности). Хранится он может навалом под открытым небом (до 1 года) или в расфасованном виде в мешках по 25-50 кг. Свежеприготовленный горячий асфальт должен быть использован в течение 4-5 часов, а остатки не подлежат хранению и должны быть утилизированы.
    3. Процесс производства холодного асфальта дает минимальный парниковый эффект, в отличие от «соперника».
    4. До места использования горячий асфальт доставляется при температуре не ниже 1300С. Для холодного приемлема окружающая температура.
    5. Для укладки горячего асфальта надолго перекрываются дорожные магистрали. В работах принимают участие самосвалы, катки и виброплиты, а также бригада строителей численностью до 10 человек. Утрамбовать холодный асфальт можно вручную, и это под силу 2-3- рабочим. Останавливать или перенаправлять движение практически не требуется, поскольку после завершения очередного этапа работ, по только что уложенному асфальту могут двигаться автомобили.
    6. В процессе укладки оба вида смеси требуют сухого чернового покрытия (или ямы). Для горячей смеси важно, чтобы края ямы были обработаны битумом, а в холодное время ее нужно дополнительно прогреть.
    7. Стоимость изготовления холодного асфальта в разы выше, чем горячего. Но удобство его хранения и укладки для отдельных регионов нашей страны имеет больше преимуществ.

    Также хотелось бы отметить, что холодный асфальтобетон не сможет полностью заменить горячую смесь, ведь его основное предназначение — это ремонт полотна.

    Источник: https://www.thetastroy.ru/kakoy-asfalt-luchshe

    Ссылка на основную публикацию