Что представляют собой греющие опалубки, достоинства и недостатки систем
Все знают, что строительные нормы запрещают выполнять бетонирование при отрицательном температурном режиме. В процессе замерзания воды в структуре будущей конструкции деформируется материал, понижается показатель его прочности.
Важным условием считается обеспечение оптимальных условий застывающему бетонному раствору. Для этого используют электрическую энергию или пар, обогревают бетон с помощью инфракрасного излучения.
Вариантов много, и все же – что представляет собой греющая опалубка?
Что это
Каждый щит «теплой» опалубочной системы имеет вмонтированный с тыльной части нагревательный элемент, закрытый утеплительным слоем. Используется такая опалубочная конструкция при бетонировании в зимний сезон либо для ускоренного застывания бетонной конструкции летом, чтобы сократить сроки работ.
Конструкция
Опалубка с подогревом состоит из палубы, изготовленной из металлического или фанерного материалов. С тыльной стороны располагаются нагревательные устройства.
При изготовлении современных опалубочных конструкций для нагрева используются провода и кабели, покрытия, проводящие ток, сетчатые либо углеродные нагревательные элементы ленточного типа. Самым эффективным вариантом считается нагревательный кабель, представленный константановой проволокой в термоустойчивой оболочке, защищенной от возможных повреждений чехлом из металлического материала.
Применяют и нагреватели из графитопластика, представленные графитовой тканью, по всему контуру имеющей окантовку из электродов, к которым подведена коммутационная проводка. Такой нагреватель помещается в изоляционный слой из стеклопластика или полипропилена, при этом общая толщина полотна не превышает двух миллиметров.
Изготавливаются щиты по разным размерам, отличаются приемлемой стоимостью. Располагают их как с наружной, так и со внутренней стороны палубочного слоя, но самое грамотное решение – разместить их среди опалубочных щитов с шагом в пять – шесть миллиметров от внутренней стороны. Такой способ повышает их эксплуатационный период до 50 – 60 тысяч часов.
Сетчатые нагревательные элементы с обеих сторон укрыты тонкими листами из асбестоцементного материала, с тыльной стороны в качестве дополнения устраивается теплоизоляционный слой.
Технические характеристики
Основными параметрами, характеризующими работу греющей опалубки, считаются:
- температурный режим нагревания – 70 градусов;
- напряжение питающей сети – 220 В;
- показатель мощности – от 300 до 700 Вт на квадратный метр;
- термозащищенность – выключатели из биметаллического материала с возможностью автоматического возврата;
- глубина прогревания – 0.5 – 0.6 м;
- коммутация – согласовывается с пользователем.
Размеры опалубочной конструкции могут изготавливаться по индивидуальным заявкам покупателей. Гарантийный срок эксплуатации – один год.
Монтаж
Оригинальные палубы заменяются греющими опалубками. Чтобы осуществить их подключение, разработаны специальные приспособления – мобильные шкафы и крупногабаритные установки, предназначающиеся под высокую электромощность и подсоединение опалубок с большой поверхностью.
Установка оснащается инвентарным кабелем, температурными датчиками и приборами для контроля показателей. С помощью инвентарной разводки подключают отдельные опалубочные щиты либо их группы
Достоинства и недостатки
Основным преимуществом такой опалубочной конструкции считается высокий показатель эффективности. Работать с ней можно при отрицательном температурном режиме, достигающим двадцати пяти градусов ниже ноля, когда другие способы уже не помогают.
Этим объясняется частое использование греющих опалубочных систем в северных регионах, где температура воздуха зачастую опускается достаточно низко. Такая система исполняет одновременно две функции, существенно экономя время. Практикой доказано, что с помощью греющей опалубочной конструкции достигается высокий КПД.
Это особенно важно, если предстоят большие объемы бетонирования, потому что на данную операцию требуется много электрической энергии. Показатель рентабельности в несколько раз выше, чем обогрве кабелем либо электродами. Особенно актуальна оперативность монтажа, выполняемого в холодное время года.
В течение нескольких часов отдельные щиты составляются в большую конструкцию, и можно переходить к заливке бетонной смеси. Прогрев конструкции проводится равномерно. После демонтажа опалубку можно использовать на новом рабочем месте.
К сожалению, есть и некоторые моменты негативного характера. Дело в том, что конструкция стоит достаточно дорого, и на первоначальном строительном этапе появляются значительные расходы, что не особенно выгодно при больших объемах бетонирования монолита. Кроме того, на объектах с нестандартными проектными решениями греющую опалубку применять достаточно сложно.
Источник: https://betonov.com/fundament/opalubka/greyushchaya-opalubka.html
Монолитные работы в холодное время года
Строительство несущих колонн зимой
Частные застройщики, как правило, стараются отложить строительные работы до весны. Обычно в немасштабном строительстве в теплое время года заливается фундамент, и на этом работы временно прекращаются.
Бетон выстаивается в течение зимы, и в новом сезоне можно приступать к продолжению строительства.
Но профессиональные строительные подряды не могут позволить себе лишь сезонную работу, и вынуждены монтировать монолитную опалубку и заливать бетон и при отрицательных температурах окружающей среды.
Жара и холод
Почти всем известно, что избыточное тепло является губительным для бетона. Когда на улице палят лучи раскаленного солнца, влага из строительной смеси испаряется слишком быстро, и бетон схватывается, не успев набрать требуемой прочности. В результате он становится менее прочным, а бетонные поверхности покрываются паутиной трещин и довольно быстро начинают лущиться.
Но не меньшим врагом бетону является и холод, точнее отрицательные температуры.
При заливке бетона в опалубку для монолитного строительства в зимнее время влага в строительной смеси под воздействием холода кристаллизуется, и бетон дольше застывает, при этом, также не успевая набрать прочность.
Если работы ведутся при температуре воздуха ниже нуля, то демонтаж строительной опалубки можно производить не ранее, чем бетон наберет 50% своей расчетной прочности.
В жаркие дни бетону можно помочь, периодические поливая его водой и укрывая полиэтиленовой пленкой для минимизации испарений. Но зимой помочь бетонной смеси значительно сложнее.
Бетон сам себя… греет?
Подготовка опалубки стен для заливки бетоном зимой
Бетонные строительные смеси имеют в своей основе цемент, который при взаимодействии с водой выделяется значительное количество тепловой энергии. При этом количество тепла прямо пропорционально отношению объема цемента к общему объему строительной смеси, а также зависит от типа цемента.
Так, например, глиноземистый цемент при взаимодействии с водой выделяет максимальное количество тепла, а шлакопортландцемент – минимальное. Если при помощи монолитной опалубки создается не массивная конструкция, имеющая небольшой объем и поверхности, то для нормального застывания бетона достаточно его собственной тепловой энергии.
Но если речь идет о крупномасштабном строительстве, или морозы слишком сильные, то приходится прибегать к более сложным и дорогостоящим технологиям.
Модификаторы
Одним из способов получения «холодного» бетона является его легирование специальными модифицирующими присадками, которые снижают температуру замерзания воды (в зависимости от модификаторов до -20°C) и ускоряют процесс схватывания строительных смесей на основе цемента. В качестве примера можно привести хлористые соли (кальция и натрия), нитрит натрия, хлористый аммоний и поташ.
Однако такой метод получения бетона в монолитном строительстве имеет и существенные недостатки, в частности, многие модификаторы провоцируют коррозию армирующего каркаса (арматуры) и стальных элементов опалубки стен, перекрытий, фундамента, колонн и пр.
Вследствие чего железобетонные здания и сооружения раньше срока теряют прочность и устойчивость, а оборачиваемость металлической опалубки снижается. До недавнего времени такой способ получения «холодного» бетона использовался только для неармированных перекрытий.
Но рынок не стоит на месте, и сейчас некоторые производители предлагают модификаторы нового поколения, не провоцирующие коррозию арматуры и элементов строительной опалубки. Правда, и стоят такие присадки гораздо дороже.
Строительная опалубка с подогревом
Заливка в опалубку бетона при минусовой температуре
Для того чтобы монолитные строительные работы и скорость схватывания бетонной смеси проходили подконтрольно, профессиональные строительные подряды в зимнее время года используют специальную опалубку для монолитного строительства с подогревом. Такую монолитную опалубку также часто называют «греющей».
Конструктивно опалубочный щит схож с обычной съемной опалубкой. Существенное различие лишь в самой палубе.
Конструкция палубы – типа «сэндвич», где каждый слой выполняется свою функцию: 1 – слой из износостойкого и влагостойкого материала, контактирует с жидким бетоном и предохраняет остальные слои палубы от попадания на них влаги и мелкодисперсных включений;
2 – влагостойкая строительная фанера (аналогично обычной съемной опалубке, но меньшей толщины), выполняет несущую функцию, то есть, задает палубе прочность и жесткость;
4 – теплоизоляционный слой, дает возможность экранировать тепло внутри металлической опалубки и минимизирует тепловые потери в окружающую среду.
Источник: http://www.opalubka-system.ru/monolitnye_raboty_v_kholodnoe_vremya_goda.html
GardenWeb
Бетонные работы
Термоактивной (греющей) опалубкой называются многослойные щиты, которые оснащены нагревательными элементами и утеплены. Теплота через палубу щита передается в поверхностный слой бетона, а затем распространяется по всей его толщине.
Обогрев бетона таким способом не зависит от температуры наружного воздуха. Греющую опалубку применяют при возведении тонкостенных и среднемассивных конструкций, а также при замоноли.
чи—Н”- стыков и швов при температуре наружного воздуха до
https://www.youtube.com/watch?v=w7H1d5OBjuQ
Конструкции греющей опалубки многообразны. Основное требование, предъявляемое к ним,— равномерность распределения температуры по опалубке щита.
В качестве нагревательных элементов применяют трубчатые электронагреватели (ТЭНы), греющие провода и кабели, гибкие тканевые ленты, а также нагреватели, изготовленные из нихро-мовой проволоки, композиции полимерных материалов с графитом (углеродные ленточные нагреватели) и токопроводящими элементами и др.
Трубчатые электронагреватели состоят из трубок (стальных, медных, латунных) диаметром 9… 18 мм, внутри которых находится нихромовая спираль.
Пространство между спиралью и стенками трубки заполнено кристаллическим оксидом магния.
Температура разогрева ТЭНов 300…600 °С, поэтому они не должны контактировать с поверхностью опалубки, прилегающей к бетону, а располагаться от нее на расстоянии 15…20 мм.
Проволочные нагревательные элементы выполняют из нихро-мовой проволоки диаметром 0Д..З мм, которую наматывают на каркас из изоляционного материала и изолируют асбестом. Такие нагреватели менее надежны, так как подвержены деформациям при погрузочно-разгрузочных работах, поэтому требуют бережного отношения.
В качестве нагревательных кабелей применяют кабели типа КСОП или КВМС. Они состоят из константановой проволоки диаметром 0,7…0,8 мм, помещенной в термостойкую изоляцию. Поверхность изоляции защищена от механических повреждений металлическим защитным чулком.
Размещают нагреватели на щите опалубки в зависимости от режимов обогрева и мощности: греющие провода и кабели устанавливают вплотную к палубе, ТЭНы — на небольшом расстоянии от нее.
В фанерной греющей опалубке нагревательные кабели и провода запрессовывают в защитные покрытия, состоящие из пакета тонких полимерных пленок.
Углеродные ленточные нагреватели наклеивают специальными клеями на палубу щита. Для обеспечения прочного контакта с коммутирующими проводами концы лент подвергают меднению.
ТЭНы крепят к внутренней стороне палубы щитов с помощью специальных фиксаторов и прижимных планок, а греющие провода (кабели) — с помощью листовых пластин асбеста. Утеплитель предохраняется от повреждений защитным кожухом. Для соединения щитов опалубки между собой в защитном кожухе оставляют выемки в соответствии с положением крепежных отверстий.
Для подключения щитов используют вилочные разъемы 8.
Перед установкой термоактивной щитовой опалубки проверяют осмотром целостность изоляции и электрической разводки. Опалубку устанавливают в блок бетонирования отдельными щитами вручную или укрупненными панелями с помощью кранов. Крепят щиты и панели так же, как и в летних условиях.
После крепления щиты и панели подсоединяют к электрической сети. Установки для питания термоактивной опалубки и управления режимом прогрева бетона состоят из понижающего трансформатора, системы разводки, щита управления и помещения для дежурного электрика или оператора.
Установка обеспечивает питание 100… 150 м2 опалубки.
Рис. 1. Термоактивная опалубка с трубчатыми греющими элементами (а) и с нагревательными кабелями (б): 1 — каркас щита, 2— нагреватель, 3—прижимная планка, 4 — утеплитель (минераловатные маты толщиной 40 мм), 5 — защитный кожух (фанера толщиной 3…4 мм), 6—шпилька крепления кожуха, 7 — вырез для установки соединительных устройств, 8 — вилочный разъем, 9 — листовая пластина асбеста
Подключают опалубку к специальным клеммным коробкам, которые располагаются над поверхностью опалубки не ниже 0,5 м. При обогреве элементов каркаса (колонн, ригелей, балок) клеммные коробки подвешивают на раздвижные струбцины, устанавливаемые на расстоянии 50…70 см от прогреваемого элемента.
Перед бетонированием прогревают арматуру и ранее уложенный бетон. Для этого на непродолжительное время включают термоактивную опалубку, предварительно укрыв сверху блок бетонирования брезентом или полиэтиленовой пленкой.
Минимальная температура укладываемой бетонной смеси 5°С. Укладывают ее обычными методами, при этом следят за тем, чтобы не повредить электрокабель и не увлажнить утеплитель. При скорости ветра более 12 м/с опалубочные формы укрывают брезентом или полимерной пленкой.
Соблюдение технологического режима прогрева позволяет получить бетон требуемых физико-механических характеристик. Контролируемыми параметрами прогрева являются скорость разогрева бетона, температура на палубе щитов и продолжительность обогрева.
Транспортируют и хранят щиты в вертикальном положении в кассетах или штабелях. При хранении в штабелях устанавливают деревянные прокладки, чтобы не повредить электрические разъемы.
Зимой для обогрева монолитного бетона покрытий и оснований дорог, подготовки под полы, стыков между сборными конструкциями применяют термоактивные гибкие покрытия (ТАГП) — легкое, гибкое устройство с углеродными ленточными нагревателями и проводами, которые обеспечивают нагрев до 50 °С.
Изготовляют покрытие путем горячего прессования пакета, состоящего из слоя листовой невулканизированной резины, армирующих стеклотканевых прокладок, углеродных тканевых электронагревателей или проводов и утеплителя.
Термоактивные гибкие покрытия можно изготовлять различных размеров, что позволяет их использовать как нагреватели термоактивной опалубки.
Сборно-разборная швейная конструкция состоит из стеклотканевой прокладки с отверстиями по периметру, углеродных ленточных электронагревателей, прикрепляемых к стеклохолсту через отверстия, утеплителя и защитного чехла.
Собирают ее с помощью специальных фиксаторов.
В цельноклееной конструкции углеродные ленточные электронагреватели приклеены к листовой резине, а сверху укладывают теплоизоляционную прокладку, которую покрывают защитным чехлом.
Конструкция с источником теплоты в виде нагревательных проводов также многослойная: лист резины, лист алюминиевой фольги, слой утеплителя, защитный слой.
Коммутационную разводку выполняют из гибких медных проводов, сечение которых в 2…3 раза превышает сечение греющего элемента. Такая разводка сохраняет прочность и долговечность при многократных перегибах.
Для теплоизоляции используют штапельное стекловолокно с экранирующим слоем из фольги. Покрытие должно обладать хорошей гидроизоляцией, так как ее поверхность находится в контакте с жидкой фазой бетона. В качестве гидроизоляции используют прорезиненную ткань. Рабочий слой резины, как правило, армируют стекловолокном. Детали из хлопчатобумажной ткани пропитывают огнезащитными составами.
Рис. 2.
Конструкция термоактивных гибких покрытий (ТАГИ): а — сборно-разборная швейная, б — цельноклееная, в — с греющим проводом; 1 — прижимные планки, 2, 10 — вилочные разъемы токопривода и датчика, 3 — защитный чехол, 4 — утеплитель, 5 — стеклохолст, 6 — отверстия для крепления утеплителя, 7— углеродные ленточные электронагреватели, 8 — стекло-тканевая прокладка, 9—отверстие для крепления пакета утеплителя, 11—термоконтактор, 12 — отверстия для крепления покрытия, 13 — листовая резина, 14 — нагревательный провод, 15 — алюминиевая фольга, 16 — коммутационные выводы
Для крепления покрытий между собой предусмотрены отверстия 9 для пропуска тесьмы или зажимов. Покрытия можно располагать на вертикальных, горизонтальных и наклонных конструкциях.
Электропитание ТАГП осуществляется от понижающих трансформаторов напряжением 36… 120 В. Как и щиты термоопалубки, ТАГП снабжено датчиками температуры с выводом показателей на пульт управления.
Это позволяет оперативно контролировать режим прогрева.
Термоактивное гибкое покрытие удобно в эксплуатации, компактно и надежно в работе. По окончании производства работ его сворачивают в рулон и укладывают в специальный двухсекционный шкаф.
В одной секции расположен трансформатор с щитом управления, а в другой — отсеки для хранения покрытия.
Применяют специальные передвижные пункты, оснащенные трансформаторами, отсеками для хранения кабельной разводки и комплекта ТАГП.
Перед началом работ проверяют состояние и работоспособность греющей оснастки и автоматики температурного регулирования.
Общая схема укладки покрытия на бетонируемую конструкцию, его коммутация и режимы прогрева должны быть приведены в проекте производства работ.
Для соблюдения технологического режима прогрева бетона следует не реже чем через 1 ч измерять температуру бетона и не менее одного раза измерять температуру наружного воздуха.
Движение людей по обогреваемым конструкциям допускается при наборе прочности бетоном не менее 1,5 МПа.
Бетонные работы — Бетонирование в термоактивной опалубке
Источник: http://gardenweb.ru/betonirovanie-v-termoaktivnoi-opalubke
Прогрев бетона в зимнее время: методы и оборудование
Бетонирование производят круглый год. Останавливать процесс работ из-за «плохой» погоды никто не будет. Зимой нужно делать прогрев бетона, однако не всем ясно, зачем.
Поэтому вкратце следует рассмотреть процессы приготовления раствора. При отрицательных температурах вода замерзает, тем самым не принимает участие в химических реакциях в процессе приготовления бетона.
Значит, останавливается гидратация цемента, т.е. прекращается твердение бетона.
Прогрев проводом ПНСВ
До заливки закладывается греющий провод ПНСВ, который нагревается за счет низкого напряжения со специального трансформатора.
Плюсы такого способа заключаются в приемлемых затратах на электроэнергию и низкой себестоимости. Понижающим трансформатором на 80 kW можно прогреть до 90 м³ смеси.
Подробнее узнать о этом методе прогрева бетона можно из видео.
- К минусам можно отнести то, что подготовка к обогреву занимает много времени и требует больших усилий.
- Закладывать прогревочные петли не предоставляет особого удовольствия, особенно при неблагоприятных погодных условиях.
- Главной проблемой является неравномерный уровень интенсивности прогрева бетона. Смесь, находящаяся рядом с кабелем, быстрее нагревается и быстрее затвердевает. По мере удаления от кабеля затвердевание происходит менее интенсивно. Вследствие чего появляются микротрещины, отрицательно влияющие на прочность конструкции.
- Трансформатор, сам по себе, громоздкая конструкция.
Интересный метод прогрева, видео:
Греющая опалубка
В щитах опалубки находятся нагревательные элементы. При возведении многоэтажных стандартных домов опалубка одинакова для всех этажей. Оснащение такой опалубки нагревательными элементами мудрое решение для руководителей строительных организаций. Греющая опалубка действенный метод прогрева бетона и вытянет заливку даже при -25 °С мороза.
Преимущества греющей опалубки
- эффективность, высокое КПД;
- уходит мало времени на подготовку, что важно при крепком морозе;
- греющая опалубка гораздо бережливее по сравнению с проводами ПНСВ;
- многоразовое применение.
Недостатки
- достаточно дорога;
- невыгодна при возведении нестандартных построек.
Индукционный прогрев бетона
Это редко используемый способ. Прогрев производится за счет магнитной индукции, которая преобразуется в тепловую.
Говоря о недостатках метода, можно сказать, что он требует трудного расчета количества витков по отношению к металлу конструкции.
Инфракрасный прогрев
Производится при помощи направляемых инфракрасных установок. Достоинство этого способа в том, что достаточно поставить установку и можно греть бетон через форму. Также инфракрасной установкой разрешается греть отрытые бетонируемые поверхности. Регулирование тепла происходит за расчет изменения пространства между установкой и греющейся поверхностью.
Преимущества инфракрасного метода
- наибольшая эффективность;
- легкость применения;
- небольшие затраты на электроэнергию.
Недостатки
- высокая цена инфракрасной инсталляции, что невыгодно при больших масштабах бетонирования;
- происходит усиленное испарение влаги.
Тепловой шатер — древний способ прогрева бетона.
Тепляки — это временный шатер из водостойкой фанеры, полимерной пленки или брезента, который полностью закрывает сооружение или его часть, где происходит укладка и выдержка бетонной смеси.
При помощи калориферов в тепляке поддерживаются постоянные положительные значения температуры (от 5 до 25 °С) и влажность, поэтому достигаются благоприятные условия для работы. Для этого применяют электрические или газовоздушные нагревательные системы.
Преимущества теплового шатра
- достаточно действенный способ;
- приемлемые затраты на электроэнергию.
Недостатки
- только для не чрезмерно больших объемов бетонирования.
Основные схемы обогрева бетона
Используемые схемы зависят от вида бетонной конструкции. Не армированные и армированные монолиты, а также отдельные виды трансформаторов обладают своими схемами укладки и вариантами расчета проводов. Цепь электрооборудования для нагрева выглядит таким образом:
- Провод ПНСВ.
- Холодные концы.
- Трасса.
- Трансформатор.
- Силовой кабель.
Оборудование для прогрева
Распространенным оборудованием являются: тепляки, трансформаторы и термоматы.
Трансформаторы для прогрева
Для просушки и обогрева жидкого раствора разрешено применять оборудование с различными вариантами входных напряжений. На строительных площадках чаще применяются прогревочные станции КТПТО, СПБ, и ТСДЗ, которые могут развивать мощность в 20-100 кВа.
Трансформатор состоит из:
- активной части;
- автоматического выключателя;
- блока управления;
- кожуха.
Используя одну платформу, получается покрыть 100 м³ раствора, но строительные организации практикуют подключение одновременно сразу нескольких трансформаторов.
Это расширяет объемы и скорость исполнения бетонных работ. Чтобы подсоединить один трансформатор, потребуется 3-фазная электросеть с напряжением в 380 В.
Перед вводом в использование нескольких станций, нужно обеспечить стройплощадку электропитанием достаточной силы.
Провода могут нагреваться до температуры 80°С за счет электрического тока. Тепло распределяется по бетонной массе благодаря ее высокой теплопроводности, что позволяет нагреть бетон до 40-50°С зимой.
Для качественного обогрева бетона и обеспечения нужной прочности, используют провода с диаметром стальной жилы от 1,2 до 3 мм. Наиболее подходящими являются ПНСВ-1,2. Расход на 1 кубический метр смеси примерно 60 метров провода. Электрическое питание осуществляется через станции КТП-ОБ-20, КТП-ОБ-63, КТПТО-80 и КТП-ОБ-160.
Требования перед началом электрического обогрева
На арматурный каркас и между опалубкой без натяжки укладывается провод таким образом, чтобы не касаться опалубки и не выступать из бетона. Выходной нагревательный провод необходимо изолировать в месте соединения пластмассовой трубкой.
Его диаметр должен в 2-3 раза превышать диаметр провода, применяемого в опалубке. Равномерную загрузку фаз нужно обеспечить на низкой стороне станции при обогреве.
Перед заливкой опалубки смесью, вся цепь проверяется омметром на отсутствие обрывов.
Требования при осуществлении электрического обогрева
Монтаж проводов и контроль их работы могут проводить только квалифицированные люди.
Во время работ запрещается присутствие посторонних. Рабочие, которые выполняют работы вблизи трансформатора, должны пройти инструктаж по правилам техники безопасности.
Термоматы
Термоматы представляют из себя теплоизлучающие электрические маты. Термоэлектроматы применяют для обогрева металлических и пластиковых бочек, трубопроводов, разогрева мерзлой почвы.
Термоматы разрешено использовать в климатических зонах, где температурный показатель не ниже -40 градусов.
Электрические маты производят на основе гибкой теплоизлучающей пленки, согласно запатентованной технологии.
Термоматы, видео
- питающее напряжение 220В 50 Гц;
- максимальная потребляемая мощность 500 Вт/м2;
- встроенные терморегуляторы отопления (температура регулируется до 70°);
- размер 1,2×2,75 м (возможно изготовление по размерам заказчика);
- наличие штатных креплений для создания необходимой площади.
Конечно, никто не сможет соревноваться с природой, а когда наступают суровые морозы и холода, могут возникнуть различные проблемы с бетоном. Применив один из приведенных методов, не нужно будет останавливать строительство, а качество бетонного состава от этого никак не пострадает.
Источник: https://dvabrevna.ru/fundament/progrev-betona-v-zimnee-vremya.html
Обогрев бетона в термоактивной опалубке
Термоактивную опалубку (рис: Х.62) широко используют для прогрева горизонтальных и вертикальных поверхностей тонкостенной конструкции. Выполнена эта опалубка (греющая) в виде металлических утепленных щитов, в которые вмонтированы электрические нагреватели из кабеля, тканые, латунные или токопроводя-щие графитовые сетки, трубчатые электронагреватели и др.
Термоактивный (греющей) опалубкой называются многослойные щиты, которые оснащены нагревательными элементами и утеплены. Теплота через палубу щита передается в поверхностный слой бетона, а затем распространяется по всей его толщине.
Обогрев бетона таким способом не зависит от температуры наружного воздуха.
Греющую опалубку применяют при возведении тонкостенных и среднемассивных конструкций, а также при замоноличивании стыков и швов при температуре наружного воздуха до –40 0С.
Конструкции греющей опалубки многообразны. Основное требование, предъявляемое к ним – равномерность распределения температуры по опалубке щита.
В качестве нагревательных элементов применяют трубчатые электронагреватели (ТЭНы), греющие провода и кабели, гибкие тканевые ленты, а также нагреватели, изготовленные из нихромовой проволоки, композиции полимерных материалов с графитом (углеродные ленточные нагреватели) и токопроводящими элементами и др.
Трубчатые электронагреватели состоят из трубок (стальных, медных, латунных) диаметром 9-18мм, внутри которых находится нихромовая спираль. Пространство между спиралью и стенками трубки заполнена кристаллическим оксидом магния. Температура разогрева ТЭНов 300-6000С, поэтому они не должны контактировать с поверхностью опалубки, прилегающей к бетону, а располагаться от нее на 15…20.
В качестве нагревательных кабелей применяют кабели типа КСОП или КВМС. Они состоят из константановой проволоки диаметром 0,7…0,8мм, помещенной в термостойкую изоляцию. Поверхность изоляции защищена от механических повреждений металлическим защитным чулком.
Размещают нагреватели на щите опалубки в зависимости от режимов обогрева и мощности: греющие провода и кабеля устанавливают вплотную к палубе, ТЭНы – на небольшом расстоянии от нее.
В фанерной греющей опалубке нагревательные кабели и провода запрессовывают в защитные покрытия, состоящие из пакета тонких полимерных пленок.
Перед установкой термоактивной щитовой опалубки проверяют осмотром целостность изоляции и электрической разводки. Опалубку устанавливают в блок бетонирования отдельными щитами вручную или укрупненными панелями с помощью кранов.
После крепления щиты и панели подсоединяют к электрической сети. Установки для питания термоактивной опалубки и управления режимом прогрева бетона состоят из понижающего трансформатора, системы разводки, щита управления и помещения для дежурного электрика или оператора.
Установка обеспечивает питание 100…150 м2 опалубки.
Подключают опалубку к специальным клемным коробкам, которые располагаются над поверхностью опалубки не ниже 0,5м. При обогреве элементов каркаса (колонн, ригелей, балок) клемные коробки подвешивают на раздвижные струбцины, устанавливаемые на расстоянии 50…70см от прогреваемого элемента.
Перед бетонированием прогревают арматуру и ранее уложенный бетон. Для этого на непродолжительное время включают термоактивную опалубку, предварительно укрыв сверху блок бетонирования брезентом или полиэтиленовой пленкой.
Минимальная температура укладываемой бетонной смеси 50С. Укладывают ее обычными методами, при этом следят за тем, чтобы не повредить электрокабель и не увлажнить утеплитель. При скорости ветра более 12м/с опалубочные формы укрывают брезентом или полимерной пленкой.
Соблюдение технологического режима прогрева позволяет получить бетон требуемых физико-механических характеристик. Контролируемыми параметрами прогрева являются скорость разогрева бетона, температура на палубе щитов и продолжительность обогрева.
Зимой для обогрева монолитного бетона покрытий и оснований дорог, подготовки под полы, стыков между сборными конструкциями применяют термоактивные гибкие покрытия (ТАГП) – легкие, гибкие устройства с углеродными ленточными нагревателями и проводами, которые обеспечивают нагрев до 500С.
Изготовляют покрытие путем горячего прессования пакета, состоящего из слоя листовой невулканизированной резины, армирующих стеклотканевых прокладок, углеродных тканевых электронагревателей или проводов и утеплителя.
Термоактивные гибкие покрытия можно изготовлять различных размеров, что позволяет их использовать как нагреватели термоактивной опалубки. Покрытие можно располагать на вертикальных, горизонтальных и наклонных конструкциях. Электропитание ТАГП осуществляется от понижающих трансформаторов напряжением 36…120В.
Как и щиты термоопалубки, ТАГП снабжено датчиками температуры с выводом показателей на пульт управления. Это позволяет оперативно контролировать режим прогрева.
Перед началом работ проверяют состояние и работоспособность греющей оснастки и автоматики температурного регулирования.
Общая схема укладки покрытия на бетонируемую конструкцию, его коммутация и режимы прогрева должны быть приведены в проекте производства работ.
Для соблюдения технологического режима прогрева бетона следует не реже чем через один час измерять температуру бетона и не менее одного раза измерять температуру наружного воздуха.
Х.62 Термоактивная опалубка
а — панель опалубки с греющим кабелем; б — то же, с сетчатым нагревателем; а.
— панель элекроопалубкн; г — схема размещения панелей; 1 — кабель; 2 — клеммная колодка; 3 — листы асбеста; 4 — минеральная вата; 5 — лист фанеры; 6 — сетчатые нагреватели; 7 — разводящие шины; 8 — клеммннк; 9 — проволочный нагреватель; 10 — лист асбошифера; 11 — минераловатные пакеты; 12 — фанера; 13— силовая сеть напряжением 380 В; 14— понижающий трансформатор; 15 — шины софитов; 16 — электродные щиты опалубки
Термоактивная опалубка работает от электрического тока напряжением 40…121 и 220 В, ориентировочный расход электроэнергии на 1 м3 прогреваемого бетона 100…160 кВт-ч.
При использовании термоактивной опалубки температура бетонной смеси в момент укладки не должна быть ниже +5°С. Прогрев ведут в зависимости от модуля поверхности при 35…60°С со скоростью подъема температуры 5…10°С/ч.
Для уменьшения теплопотерь и создания в прогреваемой зоне режима пропаривания бетонируемые участки конструкций в процессе прогрева рекомендуется укрывать полиэтиленовой пленкой, брезентом или рубероидом. Это же рекомендуется и после снятия термоактивной опалубки, что исключает резкое охлаждение бетона и появление трещин в результате температурных напряжений.
Источник: https://megaobuchalka.ru/9/2998.html
Опалубка может выполняться греющей и утепленной (термоопалубка)
Разборно-переставная опалубка бывает мелко- и крупнощитовая, а также объемная (блочная). Мелкощитовая опалубка состоит из отдельных шитов небольшого размера (до 1 м2) и массы (до 50 кг), а также несущих и поддерживающих элементов, крепежных и соединительных узлов.
Крупнощитовая опалубка состоит из крупноразмерных щитов (массой более 50 кг), элементов их соединений и крепления.
Щиты этой опалубки воспринимают все технологические нагрузки без применения дополнительных несущих и поддерживающих конструкций.
Они включают в себя палубу, элементы жесткости и несущие детали, оборудованы подмостями для бетонирования, подкосами и анкерами для установки.
Объемно-переставная опалубка состоит из секций, образующих в рабочем положении опалубку П-образной формы для бетонирования стен и перекрытий.
Объемно-переставная опалубка используется для бетонирования коллекторов и тоннелей, блочная опалубка может состоять как из отдельных щитов, так и из специально изготовленных блоков. Она включает в себя опалубку для бетонирования ступенчатых фундаментов, ростверков (блок-формы).
Применяют также крупноразмерные, арматурно-опалубочные блоки. Разновидностью переставной опалубки является пневматическая (надувная) опалубка из прорезиненных и других специальных тканей. Она применяется для бетонирования купольных и сводчатых покрытий.
При нагнетании воздуха оболочка опалубки приобретает заданную форму, а по достижении бетоном распалубочной прочности воздух из нее выпускают и конструкцию освобождают от опалубки.
Виды катучей горизонтально и вертикально скользящей опалубки, несъемной и греющей
Рис. 13.2. Виды катучей горизонтально и вертикально скользящей опалубки (а,б,в,г), несъемной (д,е) и греющей опалубки (ж):
1 — тележки; 2 — щиты опалубки; 3 — бетонируемая конструкция; 4 — каркас; 5 — катки; 6 — поперечина; 7 — отверстия для болтов; 8 — рама наружной опалубки; 9 — опорная доска; 10 — стойка с домкратом; 11 — рама; 12, 13 — верхние и боковые щиты; 14 — рычаги; 15 — опорная наружная рама; 16 — подъемная внутренняя рама; 17 — привод винтового подъема; 18 — винт; 19, 20 — ригели подъемной опорной рамы; 21 — кружала; 22 — опорные пластины; 23 — короба; 24 — напорные рукава; 25 — подвесные леса; 26 — козырек; 27 — гидравлический домкрат; 28 — настил рабочей площадки; 29 — внутренние подвесные подмости; 30 — греющий кабель; 31 — крепление кабеля; 32 — утеплитель; 33 — защитный кожух; 34 — вырез для крепления щитов; 35 — вилочный разъем щитов
Катучая опалубка применяется для бетонирования стен (рис. 13.2, а) и тоннелей коллекторов (рис. 13.2, б). Рама опалубки установлена на катках для перемещения вдоль бетонируемых конструкций.
Внутренняя опалубка для прямоугольных коллекторов и тоннелей может раздвигаться на разные размеры по высоте и ширине. Ее устанавливают и распалубливают с помощью винтового домкрата.
Разновидностью катучей опалубки является горизонтально-скользящая конструкция, используемая для бетонирования прямо- и криволинейных стен сооружений.
Вертикально-скользящая опалубка (см. рис. 13.2, г) состоит из щитов, закрепленных на домкратных рамах, рабочего пола, домкратов и приводных станций. Вся система опирается на домкратные стержни, заделанные в бетон через 1,5-2 м по периметру стен, и поднимается по мере их возведения домкратами.
Применяют такую опалубку для возведения стен высотных сооружений типа водонапорных башен, градирен высотой 40-50 м и более. Преимуществами такой опалубки являются: значительная оборачиваемость (до 50 раз и более), высокое качество и прочность бетонируемых конструкций вследствие непрерывной укладки смеси.
Одним из ее недостатков является необходимость использования домкратных стержней. Более эффективной является новая конструкция бесстержневой подъемно-скользящей опалубки (см. рис. 13.2, в), подъемный механизм которой опирается на затвердевший бетон нижерасположенной возведенной стены.
Подъем опалубки обеспечивается двухсекционным подъемным механизмом шагающего действия. Источник статьи: www.sbh.ru
Несъемная опалубка устраивается из ребристых (рис. 13.2, д) или гладких железобетонных плит (рис. 13.2, е); применяют также армо- и стеклоцементные плиты, пластмассовые и асбестоцементные листы, реже металл. Она выполняет одновременно две функции: опалубки при бетонировании и защитной облицовки.
Плиты имеют размеры 1 х 4 м и толщину 50—60 мм. Для лучшего сцепления с бетоном их делают с шероховатой поверхностью или снабжают анкерующими петлями-выпусками. Ребристые опалубочные плиты изготавливают шириной 0,6 м или 1,2 м и длиной до 6 м.
Применяют несъемную опалубку-облицовку при бетонировании массивных фундаментов, стен толщиной более 0,5 м, опускных колодцев и т.п.
Греющая опалубка (рис. 13.2, ж) включает в себя греющие элементы, из которых наиболее удобны в применении электрические нагреватели. Для увеличения долговечности, т.е.
оборачиваемости инвентарной опалубки и повышения качества поверхности бетонируемых конструкций применяют меры по уменьшению сил сцепления опалубки с бетоном. С этой целью используют различные гидрофобизи-рующие, т.е.
водоотталкивающие смазки, эмульсии, а также различные покрытия, особенно из полимеров (пластмассовая опалубка). Они почти полностью устраняют сцепление, не загрязняют бетон и выдерживают до 30 циклов оборачиваемости.
Сборку опалубки или ее монтаж ведут, как правило, из готовых элементов (щитов, панелей) и узлов крепления, изготовленных в опалубочных мастерских или цехах.
Качество опалубки должно удовлетворять требованиям ГОСТа и СНиПа. Конструкции опалубки, поддерживающих лесов, а также стоек и крепежных деталей должны обеспечивать прочность, жесткость и устойчивость при укладке бетона, легкость установки и разборки.
ПОДГОТОВКА ОПАЛУБ К БЕТОНИРОВАНИЮ
Прежде чем приступить к бетонированию, необходимо тщательно осмотреть опалубку и поддерживающие ее леса, проверить надежностьустановки стоек лесов и клиньев под ними, креплений опалубки, отсутствие щелей в опалубке.
Деревяннуюопалубку надо тщательно очистить от щепы и мусора и обильно полить водой. При этом все мелкие щели в опалубке забухают, а дерево впитывает воду и в дальнейшем не отсасывает влаги из уложенного в опалубку бетона.
При больших объемах работ очистку опалубки производят сжатым воздухом, подаваемым по шлангу от компрессора. Металлическая опалубка должна быть покрыта смазкой.
Наблюдение за состоянием опалубки и лесов надо вести и во время бетонирования.
Приступать к бетонированию разрешается лишь после того, как мастер или производитель работ проверит уложенную арматуру. Бетонщику необходимо проверить, можно ли при уложенной арматуре получить защитный слой бетона требуемой толщины. Там, где арматура лежит непосредственно на опалубке (например, сетки в плитах), надо уложить подкладки для образования защитного слоя.
Большинство железобетонных сооружений имеют такой объем, что забетонировать их в один прием — без перерыва — не удается. Бетонирование ведется поэтому отдельными участками. В местах перерывов бетонирования образуются рабочие швы.
Сооружения, где требуются особо высокая плотность или водонепроницаемость бетона (например, резервуары, а также фундаменты под оборудование, работающее со значительными сотрясениями), бетонируются без перерыва; при этом работа ведется круглые сутки. Железобетонное сооружение будет монолитным, т. е. цельным и прочным, лишь при хорошем сцеплении свежего бетона со старым.
Достичь хорошего сцепления можно, если перед бетонированием произвести обработку рабочего шва. Шов необходимо
очистить от цементной пленки, образовавшейся на его поверхностиОчистку швов следует производить струей воды под напором или металлическими щетками, пока цементная пленка подсохла, но еще не затвердела (й жаркую погоду через 6—8 ч после бетонирования предыдущего участка, в прохладную —через 12—24 ч).
При обработке водой поверхностей бетона в раннем возрасте струя воды из шланга с металлическим наконечником под давлением 3—5 кгс/см2 снимает тонкий слой бетона и обнажает отдельные зерна крупного заполнителя. Вода направляется на бетон под углом 40—50°, при этом наконечник шланга должен отстоять от поверхности бетона на 400—600 мм.
Величина слоя бетона, снимаемого струей воды, должна быть не более 10 мм. Для равномерности обработки струю воды слегка распыляют, надевая на отверстие специальный наконечник.
Если при действии струи воды на бетон получаются значительные выбоины (более 20 мм) и отскакивают крупные частицы гравия и щебня, то обработку следует приостановить на несколько часов.
Если же при обработке струей воды остаются участки, покрытые цементной коркой и не поддающиеся размыву даже при увеличении давления струи до 5 кгс/см2, то обработку водой следует прекратить и произвести насечку этих поверхностей либо зачистку механическими щетками или пескоструйными аппаратами (с последующей продувкой сжатым воздухом).
При укладке бетонной смеси на грунт основание должно быть специально подготовлено. Поверхность скального основания должна состоять из здоровой невы- ветрившейся породы.
Трещины небольшого размера до укладки бетонной смеси должны быть заделаны цементным раствором, трещины значительных размеров — бетонной смесью; переборы в скальных основаниях следует заполнять смесью, соответствующей бетону низких марок (25—50).
При подготовке грунтового основания с него должны.
удаляться все илистые, растительные, торфянистые и прочие грунты органического происхождения; сухой несвязный грунт основания перед урладкой бетонной смеси следует слегка увлажнять поливкой; переборы Грунта ниже проектной отметки должны быть заполнены песком с тщательным уплотнением.
О готовности основания под укладку бетона должен быть составлен акт. Актом должна быть подтверждена также правильность установки опалубки поддерживающих лесов, арматуры и закладных частей (пробок, анкерных болтов и др.) для всех конструкций пролетом более 8 м и для предварительно напряженных конструкций.
Непосредственно перед бетонированием на поверхность рабочего шва укладывают тонкий слой цементного раствора (того же состава, что и в бетоне).
Категорически запрещается «проливка» поверхностей рабочих швов «цементным молоком», нарушающая однородность и монолитность конструкции и резко ослабляющая сцепление свежего бетона со старым. Бетонирование конструкций должно сопровождаться записями в журнале бетонных работ
ЕЩЕ ВАРИК
Источник: https://stydopedia.ru/2x10f4.html
Термоактивная опалубка и инфракрасный обогрев бетона
ТРАНСПОРТНЫЕ ЗДАНИЯ.. ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
В последние годы получило свое дальнейшее развитие такое направление зимнего бетонирования как применение термоактивных опалубок (контактного нагрева бетона).
Под термоактивной опалубкой подразумевается опалубка, в состав которой включены греющие элементы. Теплоносителем может быть электрический ток, пар, разогретые минеральные масла и т. д.
Применение термоактивной опалубки рационально для периферийного прогрева тонкостенных конструкций с большими поверхностями. На рис.4.5 приведено поперечное сечение коробчатого блока пролетного строения автодорожного моста.
Термоактивная опалубка состоит из дискретных греющих элементов, которые могут объединяться в независимые группы, что позволяет подводить различное количество теплоты к отдельным частям обогреваемой конструкции. Греющие элементы 1 размещены по боковым поверхностям, в нижнем поясе и на консолях верхней плиты.
Необогреваемые поверхности снабжены теплоизоляцией. Температура изотермического прогрева —70°С, скорость разогрева бетона 10°С/ч, теплоноситель — пар.
Приведенная конструкция термоактивной опалубки в сочетании с местной теплоизоляцией позволяет управлять температурным режимом изделия не только во времени на всех этапах тепловой обработки, но и выравнивать или изменять температурные градиенты в отдельных узлах или частях конструкции.
Одним из направлений развития термоактивных (греющих) опалубок является покрытие из полипропилена, в состав которого включают токопроводящий наполнитель и добавки, улучшающие физико-механические характеристики этого покрытия.
Рис.4.5. Термоактивная опалубка блока пролетного строения автодорожного моста. 1- греющий щит; 2 — теплоизоляция; 3 — сеть теплоносителя. |
Для обогрева открытых бетонных поверхностей, возводимых из монолитного бетона (перекрытия, полы, дорожные основания и т. п.) при температурах до -50°С применяют различные конструкции термоактивных гибких покрытий (ТАГП) с электронагревателями на основе углеродистых тканей. Они совмещают в себе функции нагревательного и паротеплоизоляционного покрытия.
ТАГП могут изготавливаться путем горячего прессования и вулканизации пакета исходных материалов, в состав которых входит сырая резина. Пример устройства термоактивного гибкого покрытия приведен на рис.4.6.
Рис.4.6. Конструкция термоактивного гибкого покрытия. 1 — защитный чехол; 2 — утеплитель; 3 — стеклохолст; 4 — углеродные ленточные электронагреватели; 5 — стеклотканевая прокладка; 6 — вилочный разъем токопровода. |
ТАГП по сравнению с электропрогревом, «плавающими» электродами и электродными панелями значительно сокращают расход стали и удельный расход электроэнергии (более чем на 20%), а также снижают трудоемкость работ, примерно на 0,5 чел.-дн. на 1 м3 монолитного бетона.
Инфракрасный обогрев. В условиях отрицательных температур бетон, уложенный в неутепленную опалубку, может обогреваться инфракрасным излучением. При инфракрасном обогреве используют способность инфракрасных лучей поглощаться телом и преобразовываться в тепловую энергию, повышая температуру этого тела, в нашем случае — бетона.
Тепло от источника инфракрасного излучения к нагреваемому телу передается непосредственно без какого-либо дополнительного устройства или переносчика тепла.
В качестве генератора инфракрасного излучения используют различные источники: электроспирали, кварцевые излучатели и т. д. Для создания направленного потока тепла излучатели заключают в плоские или параболические рефлекторы.
В Финляндии широкое распространение получили системы инфракрасного излучения с использованием малогабаритных установок, работающих на сжиженном газе. Газ испаряется в емкостях и через предохранительные клапаны подается к горелке с излучателем.
В излучателе предусмотрено устройство, которое не допускает подачу газа в погасший излучатель. Мощность одного излучателя 1-1,2 кВт/м2.
Температура бетона при инфракрасном обогреве с использованием электроспирали с рефлектором может повышаться до 60-80°С, при этом продолжительность обогрева составляет примерно 15ч, в том числе изотермическое выдерживание — 5ч. При использовании в качестве инфракрасного излучателя электроспирали раскол электроэнергии — в зависимости от характера конструкции составляет 60-140кВт. ч на 1м3 бетона.
Инфракрасный прогрев применяют при следующих технологических процессах: отогреве бетонных поверхностей, промороженных оснований, прогреве стыков омоноличивания, ускорения твердения бетона при устройстве междуэтажных перекрытий, возведении стен, возведении высотных тонкостенных сооружений в скользящей опалубке и других случаях, когда контактный метод прогрева затруднен либо нецелеосообразен.
Инфракрасный обогрев допустим только тогда, когда имеются необходимые технические средства контроля продолжительности обогрева и его температурного режима.
Все варианты кирпичной кладки. Сплошная, облегченная, армированная, декоративная и другие виды кладки кирпича.
Сущность бетонирования с предварительным разогревом бетонной смеси заключается в быстром подъеме ее температуры до 40-80°С перед укладкой в конструкцию, укладке ее в горячем состоянии и твердении бетона до заданной прочности …
Использование бетона с противоморозными добавками, так называемого «холодного бетона» основано на введении в воду затворения бетонной смеси солей хлористого натрия и хлористого кальция, благодаря которым значительно понижается точка замерзания воды, …
Источник: https://msd.com.ua/transportnye-zdaniya-texnologiya-stroitelstva/termoaktivnaya-opalubka-i-infrakrasnyj-obogrev-betona/