Литература по ремонту запорной арматуры

Аннотация:
Высоконагруженная запорная и регулирующая арматура ТЭС и АЭС является одним из основных источников возникновения аварийных ситуаций. Наибольшему износу подвергаются уплотнительные
поверхности арматуры.

Ремонт деталей арматуры осуществляется различными методами, включая методы ручной дуговой сварки, наплавки в среде
защитных газов, плазменнопорошковой наплавки. В последние годы для этой цели стала успешно применяться технология порошковой лазерной
наплавки.

Дается сравнение характеристик функциональных покрытий наиболее ответственных поверхностей деталей запорной арматуры,
восстановление которых выполнено с использованием плазменной и лазерной наплавки.

Тепловая схема любой ТЭС и АЭС включает в себя большое число запорной и регулирующей арматуры.

Так, например, в тепловой схеме энергоблока ТЭС мощностью 800 МВт используется около 20 тыс. единиц арматуры.

 Только коррозионный и эрозионный износ деталей запорного узла арматуры
при высоких давлениях рабочей среды (до 36 МПа) и значительных контактных давлениях (до 120 МПа) приводят к большому числу аварийных остановов энергоустановок (например, за 2010 год на ТЭС страны произошло 164 аварийных останова энергоблоков [1]). Значительное число остановов было по причине дефектов арматуры.

Наибольшему износу подвергаются уплотнительные поверхности арматуры. При ремонте оных традиционно применяют технологии ручной дуговой сварки, наплавки в среде защитных газов, плазменно-порошковой наплавки. Технические требования к наплавке уплотнительных поверхностей арматуры ТЭС и АЭС установлены в [2], а последовательность ремонтных работ арматуры высоких параметров – в [3].

 Помимо упомянутых выше способов ремонта уплотняющих поверхностей арматуры, для аналогичной цели стали применяться технологии, использующие высококонцентрированные источники энергии, в частности лазерная наплавка (ЛН) порошкового или проволочного материалов.

 Целью настоящей работы является исследование свойств
покрытий, сформированных методами плазменной [4] и лазерной [5] наплавки порошкового стеллита. Для строительства энергоблока мощностью 225 МВт Черепетской ГРЭС им. Д. Г. Жимерина были поставлены главные паровые задвижки Ду 300/250 Ру 250 типа S43 123-N-250-300/250 0010/2012
производства «MOSTRO Valves» (Чехия).

В свое время чешской компанией был получен сертификат соответствия на поставляемую в РФ продукцию. Задвижки указанного типа были установлены на паропроводах свежего пара, поступающего из парогенератора (энергетического котла) на турбоустановку К-225-12,8-4Р.

В ходе дефектации задвижки в конце первого межремонтного периода турбины было обнаружено отслоение и частичное разрушение плазменной наплавки (ПН) контактной рабочей поверхности клина задвижки (материал клина – сталь Х10МоVNb9-1 (сталь Рi91), материал наплавки – стеллит 6).

Следует заметить, что при строительстве после миллениума энергоблоков на повышенные параметры пара перед турбиной (565 оС) на Харанорской ГРЭС и Черепетской ГРЭС, паропроводы свежего пара и пара промперегрева изготавливались из стали марки Рi91. При этом сварка участков паропроводов тепловой схемы электростанций, выполненных из указанной марки стали, в случае длительного предварительного хранения труб была затруднена,
для выполнения работ требовались опытные сварщики, имевшие ранее дело именно с данной маркой стали. Восстановительный ремонт клина задвижки в сжатые сроки был выполнен ООО «Технологические системы защитных покрытий» (ООО «ТСЗП») путем ЛН порошкового стеллита 6. Высота наплавки после мехобработки наплавленной поверхности относительно боковых поверхностей тарелок клина составила 6,5 мм. Энергоблок ГРЭС после ремонта был введен в
эксплуатацию в 2018 г. Внешний вид восстановленной рабочей поверхности клина задвижки энергоблока мощностью 225 МВт Черепетской ГРЭС показан
на рис. 1.

Литература по ремонту запорной арматуры

  • Рисунок 1 – Внешний вид восстановленной
    путем лазерной наплавки контактной рабочей
    поверхности клина главной паровой
    задвижки Ду 300/250 Ру 250
    типа S43 123-N-250-300/250 0010/2012 произ-
    водства «MOSTRO Valves» (Чехия) энергоблока
    мощностью 225 МВт филиала «Черепетская
  • ГРЭС» ОАО «ИНТЕР РАО – Электрогенерация»

ОПЫТ ООО «ТСЗП» ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ДЕТАЛЕЙ АРМАТУРЫ

Литература по ремонту запорной арматуры
Рисунок 2 – Внешний вид растрескивания
и отслоения слоя плазменной наплавки

Рассмотрим особенности выполненной ТСЗП работы [6–8] и отличие технологий плазменной (ПН) [4] и лазерной (ЛН) [5] наплавки. На рис.

2 показан характер разрушения уплотняющей рабочей поверхности клина задвижки паропровода свежего пара энергоблока мощностью 225 МВт Черепетской ГРЭС.

Установка лазерной наплавки используется ООО «ТСЗП» для повышения ресурса, восстановительного ремонта металлических деталей оборудования для различных отраслей экономики, изготовленных из различных сталей и сплавов. Установка ЛН состоит из источника лазерного излучения,

шкафов управления комплексом и роботом, пульта управления, промышленного робота, питателя порошкового материала, холодильника, оптики с порошковыми соплами. Характеристики установки ЛН – табл. 1.

Таблица 1 – Характеристики установки порошковой лазерной наплавки

№ п/п Наименование показателя Значение показателя
Режим прямого лазерного синтеза
1 Источник лазерного излучения • Режим работы – непрерывный, квазинепрерывный, импульсный
• Мощность 3000 Вт
• Управляющий интерфейс на основе промышленного контроллера
2 Оптическая система • Диаметр фокального пятна – 2 мм
• Тип подачи порошка – коаксиальный
• Длина транспортного волокна – 10 м
Подсистема подачи порошковых материалов
3 Порошковый питатель • Количество бункеров порошка – 2
• Максимальная подача – 8 кг/чф
• Количество миксеров – 2
Робот-манипулятор
4 Промышленный робот-манипулятор • Число степеней свободы – 8
• Грузоподъемность на руке – 60 кг
• Точность позиционирования – ±0,1 мм

Литература по ремонту запорной арматуры

Рисунок 3 – Нанесение защитного покрытия методом высокоскоростного напыления на
уплотнительную поверхность шара и шибера

ООО «ТСЗП» имеет опыт упрочнения методом ЛН уплотнительных поверхностей деталей запорного узла (тарелки – рис. 5, седла) и напыления приводных
элементов запорной арматуры разных типов [7, 8] (рис. 3). Применение ЛН является перспективным методом реновации поверхности уплотнительных узлов арматуры [9].

Сравнительная оценка эксплуатационных свойств покрытий, полученных методами плазменной и лазерной наплавки

ООО «ТСЗП» проведено сравнение технологий ПН (рис. 4) и ЛН (рис. 5) при выполнении ремонтных работ на деталях арматуры.

Преимущества ПН:
— высокая концентрация тепловой мощности и минимальные величины ЗТВ;
— минимальная толщина перемешивания наплавляемого и основного материалов.
Литература по ремонту запорной арматуры

Рисунок 4 – Схема работы плазмотрона

Литература по ремонту запорной арматуры

  1. Рисунок 5 – Технологический процесс лазерной
    порошковой наплавки уплотняющей поверхности
  2. тарелки задвижки запорной арматуры ТЭС

Эксплуатация и ремонт

Недостатки ПН: высокая стоимость оборудования; неблагоприятные условия работы персонала; относительно невысокая производительность (2,5–5 кг/ч).

Преимущества ЛН: минимальное перемешивание наплавочного материала с основой; минимальные ЗТВ; малые остаточные напряжения, что позволяет проводить процесс без предвари-
тельного и последующего подогрева детали. Недостатки: высокая стоимость и сложность оборудования.

Конкурентные преимущества технологии ЛН уплотнительных поверхностей арматуры

К числу конкурентных преимуществ ЛН уплотнительных поверхностей арматуры могут быть отнесены малая величина зоны термического влияния,
высокая скорость охлаждения расплава, высокая локализация процесса наплавки.
1.

Минимальные величины зон термического влияния (не более 500–600 мкм), влекущие за
собой: снижение уровня остаточных напряжений, минимизацию термических поводок, возможность проведения процесса без предварительного
подогрева и последующей термообработки.

Литература по ремонту запорной арматуры

Рисунок 6 – Микрошлиф наплавки (сплав на основе
железа) на сталь 12Х1МФ

Литература по ремонту запорной арматуры

Рисунок 7 – Тепловое поле при наплавке тарелки
DN 150 мм, толщина наплавки 3,0 мм, время наплавки 1 ч

2. Высокая скорость охлаждения расплава (до 4,5 103 К/с), позволяющая уменьшить толщину наплавки за счет минимальной доли участия материала основы (рис.

6, 7) и повысить механические свойства наплавленного материала за счет формирования мелкодисперсной структуры наплавки (рис. 8, 9).

Твердость наплавленного слоя после термообработки, НRC (методы ПН/ЛН): ЦН-6: 36–39/45–48, ЦН-12: 43–49/51–54; Стеллит 6: 43–48/51–52.

Литература по ремонту запорной арматуры

  • Рисунок 8 – Результаты исследования распределения
    химических элементов по сечению образца с наплавкой
  • материалом 10Х16Н9С6Г (ЦН-6)

Литература по ремонту запорной арматуры

Рисунок 9 – Микроструктура наплавки (материал типа
10Х17Н8М5С5Г4Б)

3. Высокая локализация процесса наплавки, дающая возможность уменьшить припуск под последующую мехобработку (рис. 10), выполнять наплавку в условиях ремонтных производств. Припуск под механическую обработку при наплавке на тарелку DN 175 составил: 1,0–1,2 мм (ПН), 0,7–0,8 мм (ЛН).
Методом ЛН могут залечиваться трещины в деталях арматуры (рис. 11).

Литература по ремонту запорной арматуры

  1. Рисунок 10 – Фотография выполненной кольцевой
    наплавки на тарелку DN 175:
    5 слоев, ширина поля наплавки 35 мм, толщина наплав-
  2. ки 2,8–3,0 мм
  3. Рисунок 11 – Ремонт трещин методом ЛН [10]

Сравнительная оценкка эксплуатационных свойств (количество теплосмен, стойкость к образованию задиров) покрытий, полученных методами ПН и ЛН

Условия проведения испытания: нагрев в печи до 320 оС, охлаждение в воде (20 оС) (методика и место проведения испытаний – ОАО НПО «ЦНИИТМАШ»): ПН – 2–3 теплосмены (материал наплавки ЦН-12); ЛН – более
18 теплосмен. Схема проведения испытания на задир (рис.

12): материал наплавки – стеллит 6; температура – 600 оС; удельное давление – 100 МПа; количество циклов – 10 (путь трения 150 мм); среда – воздух. Характер взаимодействия: ПН – тонкий натир, максимальная глубина микроборозд 30–45 мкм; ЛН – тонкий натир, максимальная глубина микроборозд 16–20 мкм.

В рамках завершающейся реализации договоров поставки мощности
(ДПМ) на ТЭС страны для вновь сооружаемых энергоблоков было поставлено порядка 70% импортного оборудования, включая запорную и
регулирующую арматуру.

В условиях санкций, предъявляемых странами Запада к Российской Федерации, энергетикам страны целесообразно
обратить внимание на импортозамещение, на внедрение новых прогрессивных технологий, в частности на технологию ЛН функциональных покрытий.

  • Рисунок 12 – Схема испытаний на задир: 1 – непод-
    вижные образцы с наплавкой; 2 – подвижный контр-
    образец с наплавкой; 3 – наплавка; F – нагрузка; Vx –
  • скорость перемещения подвижного контр-образца

Выводы

1.

Достигнутый при ЛН уровень свойств упрочняющего покрытия клина главной паровой задвижки Ду 300/250 Ру 250 типа
S43 123-N-250-300/250 0010/2012 (материал клина – сталь Х10МоVNb9-1, иначе, сталь Рi91, материал наплавки – стеллит)
производства «MOSTRO Valves» (Чехия) паропровода свежего пара энергоблока мощностью 225 МВт Черепетской ГРЭС превосходит
характеристики свойств, полученных путем ПН стеллита 6.
2. Для восстановления уплотнительной контактной поверхности клина
задвижки ООО «ТСЗП» разработан и применен техпроцесс ЛН порошкового материала на основе железа и
кобальта. Технологический процесс обеспечивает получение бездефектного равномерного слоя с высокими служебными
характеристиками. Твердость наплавленного покрытия после термообработки составила 51–52 HRC.
3. Преимущество технологии ЛН по сравнению с технологией ПН заключается: в автоматизации процесса ЛН функционального покрытия (рабочая зона ограничена лишь
размерами планшайбы и рабочим пространством робота);
отсутствии деформации клина задвижки; равномерности получаемой структуры наплавки, малой зоне термического влияния (до 0,5 мм), отсутствии внутренних и внешних
макродефектов, вызванных процессом ЛН; соблюдении геометрических форм и размеров детали, что минимизирует последующую механическую обработку наплавленной по-верхности.
4. В условиях экономических санкций, предъявляемых странами Запада к Российской Федерации, энергетикам
страны целесообразно обратить внимание на импортозамещение и внедрение новых прогрессивных технологий.

Читайте также:  Самый громкий звук из трубы

Литература

1.

Неуймин В. М. ТЭС России на рубеже веков. Аспекты надежности и безопасности. – Сб. матер. 1 Евразийской выставки и конференции. Екатеринбург: ООО «ЦОУ УМЦ УПИ», 2012.
2. РД 2730.300.06-98. Арматура атомных и тепловых электростанций. Наплавка уплотнительных поверхностей. Технические требования, 1998.
3. РД 153-34.1-39.603-99. Руководство по ремонту арматуры высоких параметров, 1999.
4. Плазменная наплавка / П. В. Гладкий, Е. Ф. Переплетчиков, И. А. Рябцев. – Киев: Изд. Екотехнологiя, 2007. − 96 с.
5. Григорьянц А. Г., Шиганов И. Н., Мисюров А. И. Технологические процессы лазерной обработки. Учеб. пособ.:
Под ред. А. Г. Григорьянца. – М.: Изд. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2006. – 664 с.
6. Новые технологии упрочнения деталей запорной и регулирующей арматуры ТЭС. / О. Н. Грачев, А. М. Ахметгареева,
С. А. Маньковский, С. Л. Балдаев, С. С. Мухаметова // Трубопроводная арматура и оборудование. – 2013. – № 2 (65). – С. 36–38.
7. Опыт применения технологии лазерной наплавки для реновации уплотнительных поверхностей запорной арматуры / Балдаев Л. Х., Степин В. С., Грачев О. Е., Киселев М. А. // Трубопроводная арматура и оборудование. – 2014. – № 2 (71). – С. 96–98.
8. Грачев О. Е., Бобошко В. А. Новые технологии нанесения покрытий на детали трубопроводной арматуры для энергетики // Технологии обработки поверхности. – 2013. – № 4 (65). – С. 60–63.
9. Татаринов Е. А. Лазерная наплавка элементов запорной арматуры // Известия ТулГТУ. Технические науки. Машиностроение и материаловедение. – 2017. – Вып. 11. Ч. 1. – С. 101–107.
10. Sekhar N. C. and Hilton P. A., TWI, and Tilsley M., Magnox Generation BNFL, Berkeley, Gloucestershire, GL139PB, UK.
Remote crack repair welding in steels using high power Nd: YAGlasers. / Presented at ICALEO 2000, 19th International
Congress on Applications of Lasers and Electro-Optics, Hyatt Regency, Dearborn, Michigan, USA, 2–5 October 2000.

Библиотека

Литература по ремонту запорной арматурыЛитература по ремонту запорной арматурыЛитература по ремонту запорной арматурыЛитература по ремонту запорной арматуры

Самые популярные

Литература по ремонту запорной арматуры Трубопроводная арматура ТЭС. Справочное пособие. Москва, 2001, изда… подробнее.. Литература по ремонту запорной арматуры В справочнике даны классификация и нормы точности металлорежущих ст… подробнее.. Литература по ремонту запорной арматуры В справочнике рассмотрены элементы аэродинамики и гидравлики напорн… подробнее..
Литература по ремонту запорной арматуры Книга предназначена для инженерно-технических работников предприятий -изготовителей, проектных организаций, торгующих организаций в различных сферах деятельности в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве и многих других отраслях народного хозяйства , для специалистов, не имеющих достаточного опыта работы с трубопроводной арматурой, студентов и преподавателей учебных заведений, ремонтных предприятий. Литература по ремонту запорной арматуры

Трубопроводная арматура в истории науки и техники. О.Н. Шпаков, С.А. Федин

Авторы осветили роль арматуры в жизни людей, отметили необходимость организации производства разных типов арматуры для удовлетворения все возрастающих потребностей общества в различных сферах своей жизнедеятельности, привели некоторые сведения о состоянии науки, техники и культуры на разных этапах развития социума, а также рассказали некоторые интересные особенности творчества великих изобретателей прошлого.

Трубопроводная предохранительная арматура Эйсмонт В.П.

Книга содержит сведения по всем этапам создания автоматически действующей газовой, паровой и жидкостной предохранительной арматуры, защищающей системы трубопроводов, емкости и другие объекты от недопустимых превышений давления в технологических процессах; подробно рассматривает вопросы ее конструирования, испытаний, выбора, монтажа и особенностей производства. Приведены примеры современных конструкций и схем их применения. Намечены пути развития рассматриваемых видов трубопроводной арматуры. Достоинством книги является ее практическая направленность. Она предназначена для широкого круга специалистов, участвующих в прикладных исследованиях, конструировании, испытаниях, производстве, монтаже и эксплуатации описываемой арматуры и в проектировании технологических систем. Книга также может быть полезна студентам и молодым специалистам, изучающим системы безопасности и их оборудование. Данное издание размещено исключительно в целях ознакомления. Администрация сайта рекомендует обратиться к автору или издательству за приобретением полноценной версии издания.

Эволюция конструкций трубопроводной арматуры Шпаков О.Н.

Эволюция конструкций трубопроводной арматуры / О.Н. Шпаков. Санкт-Петрбург — Барнаул, 2017. В книге систематизированы сведения о возникновении и развитии трубопроводной арматуры. Приведены исторические данные о периодах развития науки и техники на разных этапах истории человеческого общества.
Трубопроводная арматура ТЭС. Справочное пособие. Москва, 2001, издательство МЭИ, Кузнецов В.А. , Черноштан В.И. В представленном издании имеются технические характеристики и нормативы, относящиеся к трубопроводной арматуре и ее комплектующим. Даны рисунки и описания конструкций, основные технические данные по отечественной серийной трубопроводной арматуре и комплектующим
Станционные трубопроводы, их изготовление и монтаж. Учебник для учащихся энергетических и энергостроительных техникумов. Изд. 2-е., перераб. и доп. И., «Энергия», 1977. В книге освещаются вопросы устройства, условий работы, изготовления деталей и монтажа трубопроводов тепловых электростанций
Расчет и конструирование трубопроводной арматуры: Расчет трубопроводной арматуры. Изд. 5-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 480 с. Гуревич Давид Файвушев (Классика инженерной мысли: нефтяные технологии.) Предлагаемая книга, состоящая из трех частей, содержит данные по вопросам конструирования и расчета трубопроводной арматуры. Приведены конструкции арматуры для работы при различных условиях и на различных средах, а также приводы, применяемые для управления арматурой
Каталог деталей к арматуре энергетической ТЭС, выпускаемой ОАО ЧЗЭМ — 2002, Зарубина Р.С., Митин А.В. Первое издание, выпущенное ОАО»ЧЗЭМ» совместно с ООО «АМИКС». В каталоге приведена информация о деталях, входящих в состав энергетической арматуры, изготавливаемой ОАО «Чеховский завод энергетического машиностроения» для тепловых электростанций, которая наиболее распространена в теплоэнергетике
Энциклопедия. Измерения, контроль, испытания и диагностика. Т. III-7, Клюев В.В. (1996) Машиностроение. В справочнике рассмотрены качество и технические измерения, широкий спектр параметров, подлежащих измерению, и технологии их измерения, метрологическое обеспечение измерений, анализ обработки измерительной информации; испытания, виды внешних воздействий, технология механических испытаний на растяжение, сжатие, удар, вибрацию, твёрдость и т.д.; испытания на акустический шум, герметичность и т.д.
Энциклопедия. Технологии заготовительных производств. Т. III-2, Мануйлов В.Ф. (1996) Машиностроение. В представленном справочнике изложены сведения о кузнечно-штамповочном и литейном производствах, изготовлении изделий из порошковых материалов. Основное внимание уделено новым технологическим процессам, САПР технологической подготовки производства, механизации и автоматизации производственных процессов, методам и средствам контроля качества продукции.

Активные темы форума трубопроводной арматуры Облако товаров

Обслуживание и ремонт запорной арматуры

Виды изнашивания и особенности ремонта Как продлить ресурс запорной арматуры?

Литература по ремонту запорной арматуры

Запорная арматура, позволяющая перекрывать прохождение потока среды в случае необходимости, устанавливается на любой трубопровод независимо от его вида и назначения.

По способу установки запорная арматура подразделяется на резьбовую, фланцевую и приварную

В бытовых трубопроводах чаще всего устанавливают резьбовую арматуру, в промышленных – фланцевую. Приварные устройства в последнее время практически не используются.

Детали арматуры любого типа в процессе эксплуатации изнашиваются, в результате чего изменяются их размеры и форма. Предельный износ влечет за собой отказ устройства. Для восстановления работоспособности требуется ремонт запорной арматуры.

Необходимость в последнем может возникнуть и вследствие внезапного отказа, вызванного заеданием подвижных сопряжений, заклиниванием затвора, поломкой деталей привода и т. п.

Детали арматуры могут подвергаться различным видам изнашивания:

  • Механическому
  • Эрозионному
  • Тепловому
  • Химическому и др.

Механический износ арматуры – результат взаимного трения деталей, например, уплотнительных колец задвижек, шпинделя и ходовой гайки в их резьбовом соединении, валов в подшипниках скольжения и т. п.

Степень изменения деталей зависит от числа циклов срабатывания арматуры, прочности и твердости металла, износостойкости трущихся поверхностей.

Решающую роль в интенсивности механического износа могут играть окислительные процессы, происходящие в поверхностном слое металла (окислительное изнашивание), микрорезание абразивными частицами (абразивное изнашивание), схватывания металла и др.

Снизить механический износ деталей можно путем повышения твердости материала, из которого они изготовлены. Для этой цели применяются различные методы: поверхностная закалка токами высокой частоты, химико-термическая обработка (цементация), азотирование, диффузионное хромирование и др.

Для защиты от повреждений и коррозии резьбовые элементы запорной арматуры подвергают гальванизации или покрывают специальными антифрикционными материалами на основе твердых смазок.

Антифрикционные покрытия сегодня приобретают все большую популярность, так как, по сравнению с гальваническими, они более устойчивы к износу и продолжают действовать после многократных циклов монтажа-демонтажа арматуры.

В России антифрикционные твердосмазочные покрытия (АТСП) выпускаются под брендом MODENGY.

Для резьбового крепежа запорной арматуры применяется линейка АТСП с добавлением политетрафторэтилена – MODENGY 1010, MODENGY 1011 и MODENGY 1014 (последнее покрытие содержит также дисульфид молибдена).

Эти материалы позволяют защитить металл от коррозии и износа, стабилизировать коэффициент закручивания, избежать «закусывания» резьбы.

Литература по ремонту запорной арматуры

Покрытия успешно прошли испытания на химическую стойкость, поэтому могут эксплуатироваться в условиях агрессивных перекачиваемых сред.

Читайте также:  Deep rock galactic нет трубопровода

Эрозионному изнашиванию подвергаются детали арматуры, осуществляющие дросселирование жидкости: плунжеры и седла регулирующих клапанов.

Различают щелевую и ударную эрозии, а также процесс кавитационого разрушения металла. При щелевой эрозии поверхности деталей размываются под действием струи влажного пара, проходящего с большой скоростью через щель между седлом и плунжером.

При ударной эрозии материал разрушается из-за ударов капель воды о поверхность детали. При кавитационном режиме движения в потоке среды образуются пузырьки (пустоты).

Схлопываясь, они создают местные гидравлические удары, которые разрушают металлические поверхности.

Снизить интенсивность эрозионного изнашивания можно, изменяя режимы работы арматуры и применяя эрозионно-стойкие материалы.

Тепловое изнашивание (старение) материала – результат изменения его структуры при нагревании. Старение наиболее характерно для резины – она теряет эластичность, становится хрупкой и ломкой. Сальниковая набивка под действием высокой температуры выгорает и твердеет.

Химическое изнашивание – не что иное как коррозия, которой подвергаются детали запорной арматуры под воздействием рабочих сред.

Литература по ремонту запорной арматуры

Коррозия может быть общей (по всей поверхности металла), щелевой, межкристаллитной, питтинговой (точечной). Наибольшую опасность представляет коррозионное растрескивание стали, возникающее при одновременном воздействии среды и механических напряжений.

Коррозионному растрескиванию сильнее всех подвержены стали и ее сплавы.

Снизить интенсивность химического износа можно, используя легированные стали, коррозионно-стойкие металлические и неметаллические покрытия. Некоторые из них – например, уже названные выше MODENGY – обладают очень высокими антикоррозионными свойствами и при этом просты в применении.

  • В отличие от пассивирования, электрохимической защиты и других процессов, требующих специализированного оборудования, работа с АСТП предполагает использование стандартных инструментов для окраски.
  • В процессе эксплуатации запорной арматуры процессы изнашивания деталей происходят непрерывно, поэтому для своевременного обнаружения возможных неисправностей необходимо наблюдать за ее техническим состоянием.
  • Наиболее тщательного контроля требуют детали сальникового и ходового узлов, фланцевые или резьбовые соединения крышки с корпусом и корпуса с трубопроводом.

В отсутствие каких-либо проблем будет достаточно визуального осмотра деталей. В обязательном порядке проверяется легкость открывания и закрывания задвижек, кранов, вентилей.

Если в процессе работы арматуры наблюдались протечки или другие признаки ее неисправности, запорное устройство демонтируется для ремонта.

Нормативно-технической документацией предусмотрены текущий, средний и капитальный ремонт. Критериями разделения видов являются характер работ (возможность их выполнения без демонтажа арматуры) и их стоимость относительно цены нового изделия.

Текущий ремонт не требует снятия арматуры с трубопровода. Стоимость его выполнения не превышает 7 % от первоначальной цены устройства. В ходе текущего ремонта выполняется очистка арматуры, набивка сальника, подтяжка гаек, восстановление подвижности шпинделя и устранение других незначительных неисправностей.

Средний ремонт предназначен для восстановления работоспособности арматуры, стоимость работ при нем составляет от 7 до 23 % от цены изделия. При среднем ремонте проверяется техническое состояние всех узлов арматуры. Изделия разбираются без снятия с трубопровода или после демонтажа.

Все детали, особенно резьбовые элементы, очищаются от следов коррозии, накипи и иных загрязнений. Для этого целесообразно использовать специальный очиститель металла. Мелкие детали, поврежденные коррозией, прокладки, набивка сальника заменяются. Затем изделие собирается и испытывается на прочность, плотность металла и герметичность.

Капитальный ремонт включает в себя объем работ стоимостью до 75 % от цены нового изделия. Арматура демонтируется с трубопровода, промывается и направляется на ремонтный участок, где ее разбирают и диагностируют.

Литература по ремонту запорной арматуры

Разборка запорных устройств предполагает снятие крышки, извлечение маховика вместе со штоком (шпинделем) и запорным органом (клином, плашками, клапаном или пробкой).

При осмотре штока и запирающих поверхностей определяют характер ремонта. Клин, плашку у задвижек и клапан у вентиля осматривают через лупу, а седла, которые часто не видны – с помощью системы зеркал.

Ремонт позволяет выявить и устранить следующие неисправности запорной арматуры:

  • Потеря герметичности из-за утечки среды между уплотнительными кольцами затвора и седла, седла и корпуса, шпинделем и набивкой сальника
  • Задиры на шпинделе в зоне сальниковой набивки
  • Защемление шпинделя в сальниковом узле
  • Повреждение ходовой резьбы шпинделя и гайки
  • Нерегулируемый расход среды в регулирующей арматуре
  • Выход из строя крепежных деталей
  • Поломка управляющих маховиков
  • Сбои в работе привода
  • Выход из строя сильфона в соответствующей арматуре

При обнаружении на уплотнительных поверхностях участков и раковин глубиной до 0,5 мм их шлифуют; износ глубиной до 0,1 мм ликвидируется в процессе взаимного перемещения детали и притира – плиты или оправки из мелкозернистого чугуна, поверхность которых покрыта абразивным материалом (наждачным, корундовым или кварцевым порошком, карбидом кремния или бора и пр.).

Многие притирочные работы производятся с помощью паст. Самая распространенная паста носит название места, в котором она была разработана – ГОИ (Государственный оптический институт).

Основная составляющая данной пасты – окись хрома. Она тонким слоем наносится на очищенную сухую поверхность притираемой детали.

После их взаимного перемещения с другой деталью или притиром слой пасты удаляется керосином и меняется на новый.

В зависимости от состава и характера содержащихся абразивных веществ различают грубую, среднюю и тонкую пасты. Последняя обычно завершает процесс притирки уплотнительных поверхностей арматуры.

При сильном износе поверхностей клина, плашек, клапана, пробки и корпуса их восстанавливают путем наплавления, а затем обрабатывают на станке. Сменные уплотнительные кольца в корпусе заменяют новыми.

В процессе ремонта предохранительных клапанов тщательно проверяют пружины. После разборки их промывают в керосине и осматривают. Детали с забоинами, рисками и вмятинами подлежат замене. На предмет выявления остаточной деформации, которой быть не должно, пружины трехкратно сжимают статической нагрузкой.

Предохранительные клапаны регулируют и испытывают воздухом на специальном стенде. Отрегулированный клапан при заданном давлении открывается, а при его снижении закрывается с хлопком.

После ремонта арматура испытывается на прочность и плотность опрессовкой.

Трубопроводная арматура // Библиотека технической литературы

Литература по ремонту запорной арматуры

Для специалистов, обслуживающих холодильные установки.

Читать далее »

В книге приведены сведения о конструкциях трубопроводной арматуры, используемых в автоматически управляемых трубопроводных системах. Описано устройство и назначение арматуры. Указаны серийно выпускаемые изделия, их габаритные размеры и масса.

Рассмотрены приводы для управления арматурой. Приведены рекомендации по выбору арматуры и приводов.

Книга предназначена для инженерно-технических работников, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией трубопроводных систем с автоматическим управлением.

Читать далее »

Литература по ремонту запорной арматуры

  • Справочник предназначен дня инженерно-технических работников электростанций, монтажных, ремонтных и проектных организаций.
  • Читать далее »

В книге содержатся технические данные трубопроводной арматуры тепловых электростанций, приведены различные конструкции арматуры и ее конструктивные и эксплуатационные параметры, характерные неисправности арматуры, электроприводов и способы их устранения, краткие сведения о допусках, посадках и технических измерениях, вопросы организации труда и техники безопасности. Даны материалы, применяемые при ремонте, большое внимание уделено организации и технологии ремонта арматуры, описаны станки и приспособления, способствующие повышению качества и сокращению сроков ремонта.

Читать далее »

В книге приведены классификация энергетической арматуры, основные относящиеся к ней термины и определения. Даны номенклатуры арматуры, установленной на энергетических блоках, и основные технические характеристики.

Приведены рекомендации монтажу и ремонту арматуры, выпускаемой отечественной промышленностью.

Книга является практическим пособием для инженерно-технических работников тепловых электростанций, монтажных, ремонтных проектных организаций.

Читать далее »

Справочное пособие по выбору, монтажу и эксплуатации арматуры содержит необходимые для этого данные. Приведены сведения об арматуре, используемой на установках и трубопроводных системах АЭС.

Основное внимание уделено специальной арматуре ответственных контуров установок большой мощности с реакторами ВВЭР и РБМК. Приведены современные конструкции арматуры, их габаритные и монтажные размеры.

Для инженерно-технических работников, связанных с проектированием, строительством и эксплуатацией АЭС. Будет полезна также студентам вузов соответствующих специальностей.

Читать далее »

Приведены общие технические данные в нормативы, относящиеся к трубопроводной арматуре. Даны краткое описание, основные технические характеристики, габаритные и присоединительные размеры конструкций, выпускаемых серийно арматурными заводами. Приведены рекомендации по выбору арматуры. Второе издание (1-е в 1975 г.

) пособия дополнено новыми данными о современных конструкциях арматуры, а также нормативными материалами. Книга предназначена для инженерно-технических работников проектных и строительных организаций, конструкторских бюро, работников эксплуатационных и ремонтных служб предприятий различных отраслей промышленности.

Читать далее »

Большое количество арматуры используется в судостроении, холодильной промышленности, жилищном и промышленном строительстве и других отраслях народного хозяйства. Книга содержит данные по вопросам конструирования и расчета трубопроводной арматуры.

Приведены конструкции арматуры для работы при различных условиях и различных средах и приводы, применяемые для управления арматурой. Представлены сведения о материалах, применяемых для деталей арматуры. Рассмотрены вопросы для конструирования основных узлов и деталей.

Подробно изложены методы расчета арматуры. Приведены справочные данные, необходимые для конструирования и расчета.

Книга предназначена для инженерно-технических работников заводов, конструкторских бюро и проектных институтов, а также может быть полезна студентам и аспирантам высших учебных заведений.

Читать далее »

Трубопроводная арматура

Приведены общие технические данные в нормативы, относящиеся к трубопроводной арматуре. Даны краткое описание, основные технические характеристики, габаритные и присоединительные размеры конструкций, выпускаемых серийно арматурными заводами. Приведены рекомендации по выбору арматуры.

Второе издание (1-е в 1975 г.) пособия дополнено новыми данными о современных конструкциях арматуры, а также нормативными материалами.

Книга предназначена для инженерно-технических работников проектных и строительных организаций, конструкторских бюро, работников эксплуатационных и ремонтных служб предприятий различных отраслей промышленности.

Читайте также:  Фитинги тройник из нержавейки

ЕЩЕ

Здравствуй уважаемый читатель. Книга «Трубопроводная арматура» Гуревич Давид Файвушев относится к разряду тех, которые стоит прочитать. Юмор подан не в случайных мелочах и не всегда на поверхности, а вызван внутренним эфирным ощущением и подчинен всему строю. С помощью намеков, малозначимых деталей постепенно вырастает главное целое, убеждая читателя в реальности прочитанного.

Небезынтересно наблюдать как герои, обладающие не высокой моралью, пройдя через сложные испытания, преобразились духовно и кардинально сменили свои взгляды на жизнь. Отличный образец сочетающий в себе необычную пропорцию чувственности, реалистичности и сказочности.

Актуальность проблематики, взятой за основу, можно отнести к разряду вечных, ведь пока есть люди их взаимоотношения всегда будут сложными и многообразными. Значительное внимание уделяется месту происходящих событий, что придает красочности и реалистичности происходящего. Динамичный и живой язык повествования с невероятной скоростью приводит финалу и удивляет непредсказуемой развязкой.

На протяжении всего романа нет ни одного лишнего образа, ни одной лишней детали, ни одной лишней мелочи, ни одного лишнего слова. Благодаря динамичному и увлекательному сюжету, книга держит читателя в напряжении от начала до конца. Интрига настолько запутанна, что несмотря на встречающиеся подсказки невероятно сложно угадать дорогу, по которой пойдет сюжет.

«Трубопроводная арматура» Гуревич Давид Файвушев читать бесплатно онлайн очень интересно, поскольку затронутые темы и проблемы не могут оставить читателя равнодушным.

Литература по ремонту запорной арматуры Литература по ремонту запорной арматуры 0

Решила помочь подруге? Доброта наказуема! Добро пожаловать в таинственный мир Города Теней. Пропуск …

0

Оливия отправляется вместе с Самаэлем в Преисподнюю, где ее ожидает еще одно испытание — обряд пер…

Справочник по трубопроводной арматуре

Применяемую на магистральных газопроводах запорную арматуру различают по конструктивным особенностям, условным проходу и давлению, приводной системе и прочим признакам.

Основные элементы запорной арматуры любого вида: запорный орган, привод и система управления. Запорное устройство представляет собой закрытый герметичный корпус, внутри которого размещен затвор.

Для монтажа на трубопроводе корпус запорной арматуры как правило оснащен двумя, реже более, присоединительными патрубками. Затвор предназначен для герметичного разобщения частей трубопровода.

Состоит он из запорного тела и седла, которые при герметичном разобщении частей трубопровода соприкасаются по поверхности, называемой уплотнительной, и образуют запорную пару.

Привод представляет собой исполнительный механизм, перемещающий запорное тело внутри запорного устройства относительно седла открывая или закрывая арматуру. Система управления приводами (электропривод, пневмопривод, пр.) служит для подачи управляющего сигнала местно или дистанционно к исполнительному механизму с целью установки затвора в положение «открыть» или «закрыть».

Конструктивные особенности запорных устройств определяются направлением перемещения запорного тела относительно седла. По этому критерию различают следующие типы запорных
устройств (запорной арматуры):

  • вентильный, при котором запорное тело, представляющее собой затвор (золотник) , перемещается поступательно вдоль оси прохода седла; запорный узел такого типа называют вентилем, он имеет незначительный коэффициент трения, для него не требуются приводы большой мощности, недостаток – при изменении направления потока создается повышенное гидравлическое сопротивление;
  • задвижечный, при котором запорное тело, представляющее собой клин или диск , перемещается в плоскости, перпендикулярной к оси прохода седла, и скользит по седлу; запорные
    устройства, работающие по этой схеме, применяют в задвижках различных моделей; задвижки имеют небольшое гидравлическое сопротивление и незначительный коэффициент трения, применение различного рода смазывающих материалов снижает эти (помимо этого смазка герметизирует затвор);
  • крановый, при котором запорное тело, представляющее собой пробку , вращается в корпусе вокруг своей оси; особенность конструкции кранов, например пробкового крана — постоянный контакт запорного тела с седлом, это дает довольно высокий коэффициент трения, снизить который возможно применяя различные уплотнительные смазки; к арматуре этого типа относят шаровые краны, в которых запорное тело, имеющее форму шара, находится в постоянном контакте с двумя седлами;
  • заслоночный, в этом случае поворотный затвор представляет собой диск, вращающийся вокруг оси, которая перпендикулярна к оси трубопровода; данный способ запирания применяется и во многих конструкциях обратных клапанов.

Условный проход — одна из основных характеристик запорной арматуры. Под условным проходом арматуры, фитингов и трубопроводов понимают минимальный внутренний диаметр указанных деталей, запорной арматуры — минимальный внутренний диаметр присоединительных концов.

Условный проход обозначают через Ду (например условный проход 100 мм запишем так: Ду 100 мм) Условные проходы (в мм) для стальных и чугунных труб, арматуры, фитингов, а также для деталей машин, приборов и аппаратов, соединяемых с трубами и арматурой, могут быть следующими: 3, 6, 10, 15, 20, 25, 32, 40, 50, 65, 100, 125, 150, 200, 250, 300, 350, 400, 500, 600, 700, 1000, 1200, 1400, 1600, 2000, 2400, 3000, 3400, 4000.

Условные проходы 32, 40, 65, 125, 350, 600 мм применяют редко.

Правильность выбора диаметра проходного канала запорной арматуры особо важна, если трубопровод, на котором осуществлен ее монтаж периодически подвергается внутренней чистке скребками. Проходной канал запорной арматуры отличается по форме и сечению.

По этим параметрам арматура делится: с полностью открывающимся каналом или частично открывающимся. В свою очередь арматура с полностью открывающимся каналом бывает полнопроходной и полнооткрывающейся.

Полнопроходная арматура (клиновые и параллельные задвижки, многие шаровые и некоторые пробковые краны) имеет цилиндрический проходной канал, диаметр которого соответствует внутреннему диаметру трубопровода. Такой вид арматуры обладает низким гидравлическим сопротивлением, турбулентность потока минимальна.

Соответственно она менее подвержена загрязнениям различными частицами, которые могут содержаться в рабочей среде, и обеспечивает беспрепятственное прохождение очистных скребков, шаров и других устройств.

Полнооткрывающаяся арматура (многие пробковые краны, вентили, некоторые шаровые краны и задвижки, арматура с проходным каналом в виде трубки Вентури) имеет канал, который по конфигурации и площади поперечного сечения отличается от канала трубопровода.

Примером запорной арматуры с частично открывающимся каналом является трехходовой обратный клапан.

Такая арматура применяется в случае, если разница давлений, связанная с уменьшением площади поперечного сечения проходного канала с площадью сечения присоединительных патрубков, не влияет на режим работы газопровода.

Условное давление (ГОСТ 356—80) зависит от рабочего давления, на которое рассчитано запорное устройство, температуры среды и свойств материала.

За условное давление принимают наибольшее допустимое рабочее давление среды при температуре до 200°С — для стали, до 120 °С — для чугуна, бронзы и латуни.

Запорную арматуру и соединительные части трубопроводов следует изготовлять На условные давления (в МПа): 0,1; 0,25; 0,4; 0,6; 1; 1,6; 2,5; 4; 6,4; 75; 80; 100; 160; 200; 250. Условное давление обозначают через р (например условное давление 80 МПа запишем так: ру80 МПа).

При эксплуатации арматуры учитывается факт снижения рабочего давления с увеличением температуры рабочей среды, вследствие изменения механических свойств металла.

Проверку на прочность запорной арматуры, соединительных частей и трубопроводов проводят под пробным давлением, т. е. под избыточным давлением.

Проверка на прочность и плотность материала изделия проводят на специальных стендах водой при температуре ниже 100 °С (гидроиспытание). Пробное давление зависит от условного давления.

Существуют особые условия эксплуатации арматуры, когда рабочее давление устанавливают органы технического надзора по специальным техническим условиям с поправочными коэффициентами.

Это делается, когда арматура постоянно или периодически испытывает динамические нагрузки (гидроудар, вибрация от различных аппаратов, пульсирующие давления) или когда по трубопроводу перекачивают коррозионно-активный продукт.

Техническими стандартами и техническими условиями норматируются методы испытаний арматуры на прочность и герметичность, продолжительность испытаний, замена воды другими жидкостями, с более высокими показателями текучести, величина давления испытания при проверке на герметичность.

Монтаж запорной арматуры на трубопроводе может быть осуществлен разъемным соединением — муфтовым, цапковым, фланцевым, и неразъемным — сварным, паяным. Каждое из них имеет свои достоинства, недостатки, спектр применения.

Арматура с патрубками под приварку чаще всего применяется на трубопроводах, работающих под давлением, т.к. сварное соединение обладает высокой прочностью и герметичностью.

Но вместе с тем такая арматура должна применяться по максимальному сроку эксплуатации, поскольку затруднительно осуществлять демонтаж с трубопровода для текущего ремонта и доступ к изнашиваемым частям изделия ограничен.

Самое распространенное соединение арматуры с оборудованием и трубопроводами при помощи фланцевого соединения, размеры которого выбирают в соответствии с государственными стандартам. Демонтаж арматуры для замены или ремонта проводится достаточно быстро и не требует больших затрат.

Арматура с муфтовым соединением может быть резьбовой или присоединяемой быстросъемными накидными муфтами. Резьба может быть внутренней или наружной.

В основном муфтовая арматура, это арматура с небольшим условным проходом, применяется в том случае, когда в схеме монтажа предусмотрено достаточное пространство для работы с гаечными или газовыми ключами.

Для тонкостенных труб, где применение фланцевой или резьбовой арматуры затруднительно, применяют арматуру с накидными быстросъемными. Муфтовые соединения применяют в основном для трубопроводов и арматуры диаметром до 50 мм.

Привод арматуры, выпускаемой отечественной промышленностью, может быть ручным, электрическим, пневматическим, электродвигательным, гидравлическим или электромагнитным (соленоидным).

Арматуру с ручным приводом применяют на трубопроводах небольших диаметров или при редком открытии (закрытии) ее в процессе эксплуатации.

В зависимости от требуемого усилия и скорости срабатывания запорного устройства привод осуществляют через шестеренчатый (червячный) редуктор или при помощи ручного насоса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector