Система промысловых трубопроводов это

Промысловые трубопроводы предназначены для транспортирования: продукции скважин (нефть), отделенной от нефти сточной (подтоварной) воды, попутного нефтяного газа, газового конденсата, природного газа. Промысловые трубопроводы бывают: межпромысловые, промысловые и технологические (технологическая обвязка промыслового оборудования, например трубопроводы, расположенные на площадке сепарации нефти).

  • Анализ литературных источников [1, 3…5] позволяет выделить несколько подходов к классификации промысловых трубопроводов (ПТ).
  • Они заключаются в том, что ПТ классифицируют
  • • по способу прокладки;
  • • по виду перекачиваемого продукта;
  • • по назначению;
  • • по рабочему давлению;
  • • по функции;
  • • по способу соединения;
  • • по форме расположения в пространстве;
  • • по материалу;
  • • по типу изоляции;
  • • по степени заполнения сечения трубопровода;
  • • по диаметру;
  • • по размерам;
  • • по гидравлической схеме.
  • ПТ по способу прокладки классифицируют: подземной прокладки,

наземной и надземной. Кроме того, современные тенденции развития большого количества морских месторождений свидетельствуют о развитии четвертого способа прокладки трубопроводов – подводного. Выбор того или иного способа определяется условиями строительства и окончательно принимается на основании технико-экономического сравнения различных вариантов.

  1. Согласно [4] ПТ и технологические трубопроводы по виду транспортируемой среды классифицируют:
  2. • нефтепроводы;
  3. • нефтепродуктопроводы;
  4. • газопроводы;
  5. • нефтегазопроводы;
  6. • метанолопроводы;
  7. • конденсатопроводы;
  8. • ингибиторопроводы;
  9. • водопроводы;
  10. • паропроводы;
  11. • канализация.
  12. Классификация ПТ по назначению:
  13. • самотечные;
  14. • напорные;
  15. • смешанные.
  16. Классификация ПТ по функции:
  17. • выкидные линии (от устья скважин до ГЗУ);
  18. • сборные коллекторы (принимают продукцию от нескольких тру-
  19. бопроводов);
  20. • товарные (товарная продукция).
  21. Классификация ПТ по способу соединения:
  22. • разъемные а) фланцевое; б) раструбное; в) резьбовое; г) резьбовое муфтовое соединение
  23. • неразъемные (сварные, склеенные).
  24. Классификация ПТ по форме расположения в пространстве:
  25. • линейные (сборный коллектор – одна линия);
  26. • кольцевые (сборный коллектор – замкнутая кольцевая линия);
  27. • лучевые (сборные коллектора сходятся лучами к одному пункту) различают: телескопическую систему и лупинговую систему.
  28. Классификация трубопроводов по материалу изготовления:
  29. • стальные;
  30. • чугунные;
  31. • полиэтиленовые;
  32. • стеклопластиковые;
  33. • полимерметаллические;
  34. • железобетонные;
  35. • алюминиевые;
  36. • комбинированные.
  37. Классификация трубопроводов по изоляции:
  38. • внешняя;
  39. • внутренняя;
  • • без изоляции.
  • Классификация трубопроводов по характеру заполнения сечения трубопровода:
  • • с полным заполнением сечения трубопровода (напорные нефтепроводы, транспортирующие товарную нефть);
  • • с неполным заполнением сечения трубопровода (напорные и безнапорные нефтепроводы, нефтесборные коллекторы).
  • Классификация трубопроводов по размерам:
  • • Малого диаметра: 57 – 426 мм;
  • • Большого диаметра: 530 – 1420 мм.
  • Классификация трубопроводов по гидравлической схеме:
  • • простые трубопроводы, не имеющие ответвлений;
  • • сложные – имеющие ответвления, переменный по длине расход,
  • вставку трубопровода другого диаметра, параллельный участок, а
  • также кольцевые.

Нефтепроводом принято называть трубопровод, предназначенный для перекачки нефти и нефтепродуктов. Когда хотят подчеркнуть, что перекачиваются именно нефтепродукты, то употребляют термин нефтепродуктопровод. В зависимости от вида перекачиваемого нефтепро­дукта трубопровод называют также бензинопроводом, керосинопро­водом, мазутопроводом и т. д.

По своему назначению нефтепроводы и нефтепродуктопроводы де­лятся на следующие группы:

— внутренние — соединяют различные объекты и установки на про­мыслах, нефтеперерабатывающих заводах и нефтебазах;

Система промысловых трубопроводов это

— местные — по сравнению с внутренними имеют большую протяжен­ность (до нескольких десятков километров) и соединяют нефтепро­мыслы или нефтеперерабатывающие заводы с головной станцией ма­гистрального нефтепровода или с пунктами налива на железной до­роге или в наливные суда;

— магистральные — характеризуются большой протяженностью (сотни и тысячи километров), поэтому перекачка ведется не одной, а несколькими станциями, расположенными по трассе. Режим работы трубопроводов — непрерывный (кратковременные остановки носят случайный характер или связаны с ремонтом).

Согласно СНиП 2.05.06—85 магистральные нефтепроводы и нефте­продуктопроводы подразделяются на четыре класса в зависимости от условного диаметра труб (в мм): I — 1000—1200; II — 500—1000; III — 300—500; IV — менее 300.

Магистральным газопроводом называется трубопровод, предназ­наченный для транспортировки газа из района добычи или произ­водства в район его потребления, или трубопровод, соединяющий от­дельные газовые месторождения.

Ответвлением от магистрального газопровода называется трубопровод, присоединенный непосредст­венно к магистральному газопроводу и предназначенный для отвода части транспортируемого газа к отдельным населенным пунктам и промышленным предприятиям.

Магистральные газопроводы в соответствии со СНиП 2.05.06—85, в зависимости от рабочего давления в трубопроводе, подразделяются на два класса: I — 2,5—10 МПа; И — 1,2—2,5 МПа.

Пропускная способность действующих однониточных магистраль­ных газопроводов зависит от диаметра трубопровода и составляет 10—50 млрд. м3 газа в год.

Назначение и классификация промысловых

Трубопроводов

Промысловые трубопроводы (ПТ)– это капитальные инженерные сооружения, рассчитанные на длительный срок эксплуатации и предназначенные для бесперебойной транспортировки природного, нефтяного попутного газа, нефти, воды и их смесей от мест добычи до установок комплексной подготовки и далее к местам врезки в магистральный трубопровод, или для подачи на другой вид транспорта (железнодорожный, морской, речной).

Основной составляющей ПТ является линейная часть – непрерывная нить, сваренная из отдельных труб или секций и уложенная в грунт тем или иным способом.

К линейной части относятся собственно нитка трубопровода с переходами через естественные и искусственные преграды, резервные нитки, лупинги (параллельные нитки на отдельных участках для переноса транспортировки при остановке основной нитки), крановые узлы, камеры запуска и приема очистных устройств и диагностических приборов.

Линейная часть трубопроводов прокладывается в различных топографических геологических, гидрологических и климатических условиях, в грунтах с различной несущей способностью (болота, скальные грунты, многолетние мерзлоты).

ПТ предназначены для транспортировки продукции скважин: нефти, природного и нефтяного газа, попутной воды, их смесей. ПТ бывают межпромысловые, промысловые и технологические.

ПТ принято классифицировать по следующим параметрам.

¾ по способу прокладки – подземной, наземной, надземной, подводной. Подземный способ предусматривает прокладку ПТ на глубине, превышающей диаметр трубы, и после окончания укладки трубопровода земля может быть возвращена в хозяйственный оборот.

Наземные схемы прокладки используются преимущественно в сильно обводненных, заболоченных районах, при высоком уровне стояния грунтовых вод, на солончаковых грунтах, при наличии скальных подстилающих пород, при пересечении с другими коммуникациями. При наземной прокладке верхняя образующая трубопровода располагается на уровне дневной поверхности или на небольшой глубине.

При этом для увеличения устойчивости укладка ведется в траншею глубиной 0,4-0,8 м с последующим сооружением насыпи необходимых размеров. Наземный способ менее затратен, чем подземный.

Но при этом способе прокладки увеличивается вероятность ускоренного коррозионного разрушения и деформации при смене температурного режима и, как следствие, сокращается срок безопасной эксплуатации.

Надземный способ прокладки рекомендуется в пустынях, горных районах, болотистых местностях, районах горных выработок, оползней, многолетней мерзлоты, сейсмических районах, а так же на переходах через естественные и искусственные препятствия.

К недостаткам этого способа прокладки следует отнести загроможденность территории, необходимость устройства опор, специальных проездов для техники и миграции животных, подверженность трубопровода сильным колебаниям температуры, что требует принятия специальных мер.

  • Подводный способ прокладкииспользуется преимущественно при обустройстве шельфовых месторождений
  • ¾ по виду перекачиваемого продукта: нефтепроводы, газопроводы, нефтегазопроводы, водопроводы, конденсатопроводы, ингибиторопроводы, паропроводы, канализация;
  • ¾ по назначению: самотечные, напорные, смешанные;
  • ¾ по рабочему давлению (напору) классифицируют: ПТ, транспортирующие газ и газовый конденсат: 1 класс – от 20 до 32 МПа; 2 класс – от 10 до 20 МПа; 3 класс – от 2,5 до 10 МПа; 4 класс – до 2,5 МПа. ПТ, транспортирующие нефть: высоконапорные (выше 2,5 МПа), средненапорные (от 1,6 до 2,5 МПа), низконапорные (до 1,6 МПа), безнапорные (самотечные);
  • ¾ по функции: выкидные линии – от устья скважины до ГЗУ, сборные коллекторы – принимают продукцию от нескольких трубопроводов, товарные – перекачка товарной нефти;
  • ¾ по способу соединения – разъемные (фланцевое, раструбное, резьбовое, резьбовое муфтовое соединения) неразъемные (сварные, склеенные)
  • ¾ по форме расположения в пространстве – линейные, кольцевые, лучевые (телескопические, лупинговые);
  • ¾ по материалу: стальные, чугунные, полиэтиленовые, стеклопластиковые, полимерметаллические, железобетонные, алюминиевые, комбинированные
  • ¾ по типу изоляции: внешняя, внутренняя, без изоляции
  • ¾ по степени заполнения сечения трубопровода: с полным заполнением сечения трубопровода (напорные товарные нефтепроводы) и с неполным заполнением сечения (напорные и безнапорные нефтепроводы, нефтесборные коллекторы);
  • ¾ по диаметру ПТ для транспорта нефти подразделяют на три класса: 1 – Ду – 600 мм и более; 2 – Ду – 600-300 мм; 3 – Ду – менее 300мм
  • ¾ по размерам: малого диаметра (57 – 426 мм), большого диаметра (530 – 1420 мм)
  1. ¾ по гидравлической схеме работы: простые, не имеющие ответвлений; сложные – имеющие ответвления, переменный по длине расход, вставку другого диаметра, параллельный участок, кольцевые трубопроводы.
  2. Состав и категория ПТ. В соответствии с «Правилами по эксплуатации, ревизии, ремонту и выбраковке нефтепромысловых трубопроводов» (РД 39-132-94) выделяют следующий состав ПТ для нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений:
  3. ПТ на газовых и газоконденсатных месторождениях:
  4. ¾ Газопроводы, газовые коллекторы неочищенного газа, межпромысловые коллекторы, трубопроводы для транспортирования газа и газового конденсата от УКПГ, УППГ до ГС, ДСК, КС, ПХГ, ГПЗ, независимо от протяженности
  5. ¾ Газопроводы-шлейфы, предназначенные для транспортирования газа и конденсата от скважин и от ПХГ до УКПГ, УППГ, и от КС ПХГ до нагнетательных и газлифтных скважин
  6. ¾ Трубопроводы, для подачи очищенного газа и ингибитора в скважины и на другие объекты обустройста месторождений
  7. ¾ Трубопроводы сточных вод давлением более10 МПа для подачи их в скважины для закачки
  8. ¾ метанолопроводы
  9. ПТ на нефтяных месторождениях:
  10. ¾ Выкидные трубопроводы от нефтяных скважин, за исключением участков, расположенных на кустовых площадках скважин, для транспортирования продукции скважин до ГЗУ
  11. ¾ Нефтегазосборные трубопроводы для транспортирования продукции от ЗУ до сепарационных пунктов 1 ступени
  12. ¾ Газопроводы для транспортирования нефтяного газа от сепарационных установок до УКПГ, УППГ или потребителей
  13. ¾ Нефтепроводы для транспортирования газонасыщенной или разгазированной обводненной или безводной нефти от НСП и ДНС до ЦПС
  14. ¾ Газопроводы для транспортирования газа к газлифтным скважинам
  15. ¾ Трубопроводы системы ППД и захоронения попутных вод
  16. ¾ Нефтепроводы для транспортирования товарной нефти от ЦПС до МТ
  17. ¾ Ингибиторопроводы
  18. Все внутрипромысловые трубопроводы в зависимости от их назначения, диаметра, рабочего давления, газового фактора, коррозионной активности перекачиваемой среды подразделяются на 4 категории. Категория ПТ определяется суммой баллов:
Читайте также:  Укладка плит перекрытия на керамзитобетонные блоки: можно ли, как класть

Система промысловых трубопроводов это

где Кi определяется по зависимостям, полученным на основании экспертных оценок влияния указанных факторов на надежность работы трубопровода.

К 1 категории относятся трубопроводы с суммой баллов K > 50; ко второй – 33 < K < 50; к третьей 16 < K < 33; к четвертой – K < 16

Коэффициент К1 определяется в зависимости от назначения трубопровода (табл.3.1).

Таблица 3.1

Значение К1 для различных видов трубопроводов

Назначение трубопровода Значение коэффициента К1
Газопровод внутриплощадочный
Нефтегазопровод внутриплощадочный
Нефтепровод внутриплощадочный
Водовод внутриплощадочный
Газопровод внутрипромысловый
Нефтепровод внутрипромысловый
Нефтегазопроводный коллектор 1 порядка*
Нефтегазопроводный коллектор 2 порядка**
Водовод внутрипромысловый
Выкидная линия скважин
  • * Коллектор 2 порядка – нефтегазосборный трубопровод, отводящий продукцию нескольких кустов скважин до его врезки в коллектор 1 порядка.
  • **Коллектор 1 порядка – нефтегазосборный трубопровод, объединяющий продукцию нескольких коллекторов 2 порядка до входа его в пункт подготовки.
  • Коэффициент К2 учитывает ответственность трубопровода в зависимости от диаметра:
  • К2 = 0,01Dн,
  • где Dн — наружный диаметр ПТ
  • Коэффициент К3 учитывает влияние рабочего давления на относительную опасность его для людей и окружающей среды и определяется по зависимости:
  • К3 =Pраб,
  • где Рраб – рабочее давление в трубопроводе, МПа
  • Коэффициент К4 учитывает влияние газового фактора на надежность работы трубопровода и определяется по зависимости:
  • К4 = 0,06 Гф
  • где Гфгазовый фактор данного месторождения, м3/м3
  • Коэффициент К5 учитывает влияние скорости коррозии трубопровода (внутренней или внешней в зависимости от ее преобладающего влияния) на надежность работы трубопровода и определяется по зависимости:
  • К5 = 20 vкор
  • где vкорскорость коррозии трубопровода, мм/год

3.2. Проектирование промысловых трубопроводов.

Все существующие методы проектирования ПТ должны отвечать следующим критериям: оптимальная металлоемкость, современное техническое обслуживание, учет существующей системы сбора продукции скважин, учет очередности ввода скважин, безопасность для окружающей среды, оптимальные сроки строительства.

Проектирование ПТ сводится к решению следующих задач:выбор трассы, выбор рациональной длины и диаметра ПТ, гидравлический, прочностной и механический расчеты.

На выбор трассы оказывают влияние следующие факторы: сейсмостойкость, экология, надежность, перспективы развития месторождения, затраты на сооружение перекачивающей станции.

Трассы выбирают с учетом размещения скважин на площади месторождения и ее размеров, характеристики продуктивных пластов и дебитов скважин, принятой схемой подготовки скважинной продукции, климатических условий и рельефа площади промысла.

Трассу между двумя заданными пунктами выбирают по карте местности крупного масштаба, близкой к прямой линии, с обходом болот, водоемов, дорог, промышленных объектов, и пр.

  1. Основные требования к трассам заключаются в следующем:
  2. ¾ выбор трассы производится на основе вариантной оценки экономической целесообразности и экологической допустимости из нескольких возможных вариантов;
  3. ¾ прокладка ПТ по территории населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий не допускается;
  4. ¾ газопроводы должны располагаться над нефтепроводами при их пересечении;
  5. ¾ допускается совместная в одной траншее или на общих опорах прокладка трубопроводов одного или различного назначения.
  6. ¾ Количество ПТ, укладываемых в одну траншею, определяется проектом, исходя из условий надежности и безопасности эксплуатации ПТ, удобства выполнения строительно-монтажных и ремонтных работ.

Выбор рациональных длин и диаметров ПТ. Расчеты проводят для заданной пропускной способности с учетом плотности и вязкости перекачиваемой среды для двух значений температуры, принимая во внимание диаметры соседних ПТ большего и меньшего значения, чем у рекомендуемого.

Технологические расчеты проводят с использованием укрупненных экономических показателей, отвечающих минимальной металлоемкости и минимуму затрат на строительство и эксплуатацию ПТ. По результатам расчетов принимается ближайший в сторону увеличения внутренний диаметр трубы по сортаменту.

Гидравлический, тепловой, и механический расчет ПТ. В основе гидравлического описания работы ПТ, по которому осуществляется перекачка, лежит уравнение Бернулли.

Механический и прочностной расчеты сводятся к оценке толщины стенок труб с учетом максимально возможного рабочего давления и диаметра труб, выбору марки стали.

Тепловой расчет проводится для правильной расстановки подогревателей и настройки режима их работы на основе уравнений теплового баланса.

  • Гидравлический расчет ПТ должен выполняться :
  • – на максимальную добычу жидкости, принимаемую по проектным документам, и эффективную вязкость, соответствующую обводненности скважинной продукции на этот период;
  • – на максимальную эффективную динамическую вязкость и соответствующую ей добычу жидкости.

Для обеспечения трубопроводного транспорта высоковязкой нефти с температурой замерзания выше минимальной температуры грунта на глубине укладки ПТ, следует предусматривать специальные инженерные решения: путевой подогрев, ввод деэмульгаторов, смешение с маловязкой нефтью, газонасыщение и т.д.

  1. Выкидные линии должны проектироваться в одну нитку с соблюдением принципа коридорной прокладки с другими инженерными коммуникациями.
  2. Раздельный сбор и транспорт разносортных нефтей и нефтяных газов и однотипных пластовых нефтей в каждом случае должен проектироваться на основании технико-экономических обоснований с учетом:
  3. – целевого назначения использования нефти и ПНГ
  4. – возможности осуществления технологических процессов совместной подготовки разносортных нефтей, ПНГ и добываемой воды;
  5. – магистрального их транспорта до потребителей
Читайте также:  Фитинги для труб 400

Промысловый трубопровод

Промысловый трубопровод — система технологических трубопроводов для транспортирования углеводородов на месторождении

Промысловый трубопровод — система технологических трубопроводов для транспортирования нефти, конденсата, газа, воды на нефтяных, нефтегазовых, газоконденсатных и газовых месторождениях. Подразделяются: 

  • по назначению — нефте-, газо-, нефтегазо-, нефтегазоводо-, конденсато-, ингибиторо- и водопроводы;
  • по величине рабочего давления — высокого (6,4 МПа и выше), среднего (1,6 МПа) и низкого (0,6 МПа);
  • по способу прокладки — подземные, надземные, наземные, подводные; по гидравлической схеме работы — простые, не имеющие ответвлений, и сложные — с ответвлениями, к последним относятся также замкнутые (кольцевые) трубопроводы;
  • по характеру напора — напорные и безнапорные.

Различают промысловые трубопроводы с полным заполнением сечения трубы жидкостью (напорные) и с неполным заполнением сечения трубы жидкостью, которые могут быть как безнапорными, так и напорными.

Промысловые трубопроводы на нефтяных месторождениях (промысловые нефтепроводы)

подразделяются на выкидные линии, нефтяные сборные коллекторы, промысловые газопроводы для сбора нефтяного газа, промысловые ингибиторопроводы, промысловые водопроводы. Выкидные линии служат для транспортировки нефти и её примесей от скважины до групповой замерной установки.

Диаметр выкидных линий в зависимости от дебита скважин Ø75-150 мм, протяженность определяется технико-экономическими расчетами и может достигать 4 км и более. Нефтяные сборные коллекторы прокладываются для транспортировки нефти от групповой замерной установки до дожимной насосной станции или до установки подготовки нефти.

Диаметр нефтяных сборных коллекторов Ø100-350 мм, протяженность достигает 10 км и более.

Различают нефтепроводы:

  • самотечные (нефть движется под действием гравитационных сил, обусловленных разностью вертикальных отметок в начале и конце трубопровода), 
  • напорно-самотёчные (в нефтепроводе движется только нефть, газовая фаза отсутствует),
  • свободно-самотёчные, или безнапорные (нефть и газ движутся раздельно).

Промысловые газопроводы для сбора нефтяного газа

 — газопроводы, работающие при давлении газа выше атмосферного, и вакуумные газопроводы. По назначению промысловые газопроводы для сбора нефтяного газа подразделяют на подводящие газопроводы (аналогичны выкидным линиям промысловых нефтепроводов), сборные коллекторы (аналогичны нефтяным сборным коллекторам) и нагнетательные газопроводы.

Нагнетательные газопроводы

служат для нагнетания газа от компрессорных станций в газовую шапку месторождения с целью поддержания пластового давления и продления срока фонтанной эксплуатации нефтяных скважин; для подачи газа через газораспределительные будки к устьям скважин, эксплуатируемых компрессорным способом; для транспортировки газа на газоперерабатывающие заводы или газофракционирующие установки потребителям.

Промысловые ингибиторопроводы

служат для подачи ингибиторов и других химических реагентов в скважины и на другие объекты обустройства нефтяных, нефтегазовых, газовых и газоконденсатных месторождений.

Промысловые водопроводы

предназначены для подачи воды к нагнетательным скважинам с целью поддержания пластового давления и для сбора пластовых вод, добытых вместе с нефтью, в водоносные горизонты.

Подразделяются на магистральные, начинающиеся у насосных станций второго подъёма; подводящие, соединяющие магистральные водопроводы с кустовыми насосными станциями; разводящие, соединяющие кустовые насосные станции с нагнетательных скважинами.

Промысловые трубопроводы на газовых и газоконденсатных месторождениях (промысловые газопроводы)

служат для соединения газовых скважин с технологическими установками подготовки газа к транспортировке и промысловыми газораспределительными станциями, через которые газ поступает в магистральные газопроводы, а также для сбора и утилизации газового конденсата.

Промысловые газопроводы подразделяются на шлейфы-газопроводы, газосборные коллекторы-газопроводы, конденсатосборные коллекторы и промысловые водопроводы.

Промысловые шлейфы-газопроводы соединяют газовые скважины с установками сепарации и осушки газа, групповые установки подготовки газа к транспортированию, отдельные пункты сепарации газа с промысловыми газосборными коллекторами. Длина шлейфов (600 м — 5 км), диаметры до 200 м.

Промысловые газосборные коллекторы-газопроводы

соединяют групповые установки подготовки газа к транспортированию с промысловыми газораспределительными станциями. Форма газосборных коллекторов аналогична форме промысловых газопроводов, используемых на нефтяных месторождениях.

Промысловые конденсатосборные коллекторы (аналогичны промысловым нефтесборным коллекторам на нефтяных месторождениях)

применяются для транспортировки выделенного на групповых установках подготовки газа к транспортированию конденсата на промысловый газосборный пункт или на газобензиновый завод. Промысловые трубопроводы аналогичны промысловым водопроводам, применяемым на нефтяных месторождениях.

Промысловые сборные трубопроводы. Классификация трубопроводов

Трубопроводы системы сбора и подготовки нефти и газа предназначены для транспортировки продукции скважин от их устья до сдачи ее товарно-транспортным организациям, а также для перемещения ее в технологических установках, а трубопроводы системы ППД — для подачи сточных вод от установок подготовки воды (УПВ) до нагнетательных скважин.

Основной частью трубопроводов являются трубы, изготавливаемые из сталей различных марок. При выборе материала труб для строительства трубопроводов следует учитывать температуру и давление транспортируемой среды, а также коррозионную стойкость выбранного материала в данной среде.

В последние годы применяют трубы, гуммированные эбонитом или полимерами. Соединения труб бывают разъемными и неразъемными. Разъемные соединения могут быть фланцевыми, резьбовыми и раструбными; неразъемные соединяются сваркой, пайкой и склеиванием.

Для герметизации фланцевых соединений используют прокладочные материалы, которые должны обладать эластичностью, достаточной прочностью, стойкостью к агрессивным средам, способностью сохранять прочность в определенных пределах температур.

В фланцевых соединениях в качестве прокладки применяются следующие материалы: сталь, алюминий, паронит, картон, асбест, резина и другие. Трубы соединяют между собой и с устройствами, необходимыми для управления потоками транспортируемой среды, – так называемой арматурой.

Для перекрытия потока в трубе применяют запорную арматуру; для регулирования расхода (или давления) — регулирующую. Кроме того, к трубопроводной арматуре относят предохранительные и перепускные клапаны, обратные клапаны, спускные краны, фланцы и тд.

  • Трубопроводы нефтегазовых промыслов классифицируются на следующие категории:
  • 1 По назначению: выкидные линии, транспортирующие продукцию скважин от ее устья до автоматизированных групповых замерных установок (АГЗУ); нефтегазосборные коллекторы, расположенные от АГЗУ до ДНС; нефтегазосборные коллекторы, расположенные от ДНС до центрального пункта сбора; газосборные коллекторы, транспортирующие газ от пункта сепарации до компрессорной станции.
  • 2 По величине напора: высоконапорные (до 6,4 МПа ); средненапорные (до 1,6 МПа); низконапорные (до 0,6 МПа); безнапорные (самотечные).
  • 3 По типу укладки: подземные; наземные; подвесные; подводные.
  • 4 По гидравлической схеме: простые, не имеющие ответвлений; сложные, имеющие ответвления, к которым также относятся замкнутые (кольцевые).
  • 5 По характеру заполнения сечения: трубопроводы с полным заполнением сечения трубы жидкостью; с неполным заполнением.

Полное заполнение обычно бывает в напорных трубопроводах, транспортирующих товарную нефть, и реже в выкидных линиях, где имеет место высокое давление, под действием которого имеющиеся в составе нефти газовые компоненты находятся в растворенном состоянии или их слишком мало. А неполное заполнение может быть как в напорных, так и безнапорных трубопроводах.

Трубопроводы, по которым подается вода в нагнетательные скважины целью поддержания пластового давления, подразделяются: на подводящие, прокладываемые от установок подготовки воды (УПВ) до кустовой насосной станции (КНС); разводящие, прокладываемые от КНС до скважин.

Диаметры всех типов трубопроводов определяются гидравлическими расчетами, толщина стенок – прочностными расчетами.

Особые требования предъявляются к строительству трубопроводов газовых и газоконденсатных промыслов. Это связано с обстоятельствами, вызывающими коррозию трубопровода: газ транспортируется под большим давлением и с большей скоростью; газ зачастую содержит больше сероводорода и углекислого газа, чем нефть.

  1. Промысло́вый нефтепрово́д — единая система трубопроводов, используемая для транспортировки продукта добычи от скважины к центральному пункту сбора нефти (ЦСП).
  2.                    Трубопроводы, транспортирующие продукцию скважин на площадях нефтяных месторождений, подразделяются на следуюшие основные категории:
  3. 1) по назначению- нефтепроводы, газопроводы, нефтегазопроводы, нефтегазоводопроводы и вдопроводы;
  4. 2) по характеру напоров — напорные и безнапорные;
  5. 3) по величине рабочего давления — высокого 64*10^5 Па, среднего 16*10^5 Па и низкого 6*10^5 Па давления;
  6. 4) по способу прокладки — подземные, наземные и подводные;
  7. 5) по функции -а) выкидные линии, идущие от устья скважины до групповой замерной установки, б) нефтяные, газовые, водяные и нефтегазоводяные сборные коллекторы; в) товарные нефтепроводы;
  8. 6) по гидравлической схеме работы- простые трубопроводы, не имеющие ответвлений, и сложное трубопроводы, имеющие ответвления, к которым относят также замкнутые (кольцевые) трубопроводы.
  9.                    Трубопроводы, транспортирующие воду к нагнетательным скважинам с целью поддержания пластового давления, подразделяются на:
  10. а) магистральные водопроводы, начинающиеся у насосных станций второго подъема;
  11. б) подводящие водопроводы, прокладываемые от магистральных водопроводов до кустовых насосных станций (КНС);
  12. в) разводящие водоводы, прокладываемые от КНС до нагнетательных скважин.
  13.                    Все трубопроводы по характеру напора подразделяется на 2 группы: трубопроводы с полным заполнением трубы жидкостью и трубопроводы с неполным заполнением сечения трубы жидкостью.
  14.                    Трубопроводы с полным заполннием сечения трубы жидкостью называются напорными, а трубопроводы с неполным заполнением сечения могуть быть напорными, так и безнапорными.
Читайте также:  Агрегаты для снятия фаски торцов труб

                   Выкидные линии и нефтесборные коллекторы обычно работают с неполным заполнением сечения трубы нефтью, т.е. часть сечения выкидных линий или коллектора занята газом, выделившимся или в процессе движения нефти по ним, или увлечения нефтью из сепараторов в связи с плохой их работой.

                   Так же подразделяют трубопроводы на напорные и свободо-самотечные.

                   В самотечных нефтепроводах нефть движется под движением гравитационных сил, обусловленных разностью вертикальных отметок в начале и в конце нефтепровода. Если при этом в нефтепровое нефть т газ движутся раздельно, то такой нефтепровод называют свободно-самотечным или безнапорными, а при отсутствии газовой фаза- напорно-самотечные.

                   Движение нети и ее примесей по выкидным линиям до ГЗУ осуществляется за счет давления на устьях скважин. Выкидные линии в зависимости от дебита скважин принимаются диаметром от 75 до 150 мм и прокладываются под землей. Протяженность выкидных линий определяется технико-экономическими расчетами и может достигнуть 4 км и более.

  •                    От ГЗУ, к которой подводится по выкидным линиям продукция от 14 до 56 скважин ( по числу Спутников, определяемых технико-эконмическими расчетами), до ДНС или установки подготовки нефти (УПН) обычно прокладываются сборный коллектор диаметром от 100 до 350 мм и протяженностью 10 км и более.
  • Принцыпы проектирования промысловых трубопроводов.
  •                    При сос тавлении поекта обустройства площади нефтяного месторождения прежде всего руководствуются расположением скважин, предусмотренным проектом разработки данного месторождения, и дебит
  • этих скважин.

                   Трассой трубопровода является линия, определяющая положение трубпровода на местности.Это линия, нанесенная на карту или план местности, называется планом трассы.

  1.                    Проектирование трубопровода на площади месторождения сводится к решению следующих задач:
  2. 1) выбор рациональных длин и диаметров выкидных линий и сборных коллекторов, отвечающих минимум расхода металла, затрат на их строительство и эксплуатационных издержек;
  3. 2) гидравлический, тепловой и механический расчет трубопроводов, транспортирующих как однофазную, так и многофазную жидкость (нефть, газ, вода)
  4. 3) выбор трассы трубопроводов
  5. 4) составление продольных профилей , характеризующих вертикальное положение трубопроводов.
  6.                    При проектирование систем сбора для парафинистых нефтей особое внимание следует обращать на тепловые расчеты трубопроводов, так как этими расчетами определяется необходимое число печений для подогрева нефтит и затраты на их сооружение.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Cтраница 1

Промысловые трубопроводы проектируют для транспорта продукта РїСЂРё давлениях РґРѕ 40 — 50 РњРџР°.

РџСЂРё расчете магистральных трубопроводов, транспортирующих РїСЂРѕРґСѓРєС‚ РґРѕ 9 8 РњРџР°, РЅРµ учитывают радиальные напряжения РІРІРёРґСѓ РёС… относительной малости.  [1]

Промысловые трубопроводы диаметром РѕС‚ 32 РґРѕ 1420 РјРј служат для перекачки РѕС‚ скважины РґРѕ места подготовки продукта Рє дальнейшему транспорту.  [2]

Промысловые трубопроводы Рё оборудование подвержены химической Рё электрохимической РєРѕСЂСЂРѕР·РёРё.  [3]

Промысловые трубопроводы — это капитальные инженерные сооружения, рассчитанные РЅР° длительный СЃСЂРѕРє эксплуатации Рё предназначенные для бесперебойной транспортировки РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ газа, нефти, нефтепродуктов, РІРѕРґС‹ Рё РёС… смесей РѕС‚ мест РёС… добычи ( начальная точка трубопровода ( СЂРёСЃ. 1.1.) РґРѕ установок комплексной подготовки Рё далее Рє местам врезки РІ магистральный трубопровод или для подачи РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№ РІРёРґ транспорта — железнодорожный, речной, РјРѕСЂСЃРєРѕР№.  [4]

Промысловые трубопроводы при строительстве пересекают большое количество различных искусственных и естественных преград.

Такие преграды называются переходами.

Р’ зависимости РѕС‚ РІРёРґР° препятствий переходы подразделяют РЅР° подводные, воздушные Рё подземные.  [5]

Промысловые трубопроводы прокладывают в самых различных природно-климатических и гидрогеологических условиях.

При их сооружении приходится пересекать реки, ущелья, овраги, кар-стоопасные участки и другие естественные и искусственные препятствия.

В этих случаях нередко бывает единственно возможна надземная прокладка, что обусловливает строительство надземных трубопроводных переходов.

Разнообразие условий строительства требует применения соответствующих конструктивных форм переходов и методов их проектирования.

Каждый надземный переход или участок надземной прокладки должны удовлетворять производственным, эксплуатационным и экономическим требованиям.

Выход РёР· строя такого звена прекращает работу всего трубопровода протяженностью РІ сотни километров. Поэтому надземные переходы, часто находящиеся РІ более сложных эксплуатационных условиях, являются ответственными сооружениями.  [6]

Промысловые трубопроводы — это капитальные инженерные сооружения, рассчитанные РЅР° длительный СЃСЂРѕРє эксплуатации Рё предназначенные для бесперебойной транспортировки РїСЂРёСЂРѕРґРЅРѕРіРѕ газа, нефти, нефтепродуктов, РІРѕРґС‹ Рё РёС… смесей РѕС‚ мест РёС… добычи ( начальная точка трубопровода ( СЂРёСЃ. 1.1.) РґРѕ установок комплексной подготовки Рё далее Рє местам врезки РІ магистральный трубопровод или для подачи РЅР° РґСЂСѓРіРѕР№ РІРёРґ транспорта — железнодорожный, речной, РјРѕСЂСЃРєРѕР№.  [7]

Промысловые трубопроводы при строительстве пересекают большое количество различных искусственных и естественных преград.

Такие преграды называются переходами.

Р’ зависимости РѕС‚ РІРёРґР° препятствий переходы подразделяют РЅР° подводные, воздушные Рё подземные.  [9]

Промысловые трубопроводы прокладывают в самых различных природно-климатических и гидрогеологических условиях.

При их сооружении приходится пересекать реки, ущелья, овраги, кар-стоопасные участки и другие естественные и искусственные препятствия.

В этих случаях нередко бывает единственно возможна надземная прокладка, что обусловливает строительство надземных трубопроводных переходов.

Разнообразие условий строительства требует применения соответствующих конструктивных форм переходов и методов их проектирования.

Каждый надземный переход или участок надземной прокладки должны удовлетворять производственным, эксплуатационным и экономическим требованиям.

Выход РёР· строя такого звена прекращает работу всего трубопровода протяженностью РІ сотни километров. Поэтому надземные переходы, часто находящиеся РІ более сложных эксплуатационных условиях, являются ответственными сооружениями.  [10]

Промысловые трубопроводы защищаются РѕС‚ внутренней Рё внешней РєРѕСЂСЂРѕР·РёРё.  [11]

Промысловые трубопроводы проверяются на прочность и гидравлическое сопротивление. При проверке прочности расчет ведется на допускаемое давление.

РџСЂРё расчете гидравлических сопротивлений необходимо учитывать, что большинство справочных таблиц составлено РїРѕ условию перекачки РІРѕРґС‹, Р° РІ промысловой практике РїРѕ трубопроводу перекачиваются РІСЏР·РєРёРµ жидкости Рё смеси.  [13]

Промысловые трубопроводы классифицируют РїРѕ нескольким признакам.  [14]

Промысловые трубопроводы прокладываются от скважин к установкам подготовки газа, газового конденсата или нефти на промыслах.

РћРЅРё служат для СЃР±РѕСЂР° продуктов скважин Рё РёС… транспортирования РЅР° установки комплексной подготовки газа ( РЈРљРџР“) или нефти ( РЈРљРџРќ), Р° также для подачи очищенного газа, ингибитора Рё РІРѕРґС‹ РїРѕРґ большим давлением РІ нефтяные скважины. Обычно диаметры промысловых трубопроводов составляют 100 — 200 РјРј; диаметр промыслового коллектора — 500 — 1000 РјРј. Давления РІ промысловых трубопроводах достигают 32 РњРџР°1 Рё более.  [15]

Страницы:      1    2    3    4

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector