Теплый асфальтобетон в дорожном строительстве
Крупные российские дорожно-строительные компании не только поддерживают парк техники на современном уровне, но и активно занимаются самостоятельными исследованиями, а также внедрением новых технологий. Среди них, например, и использование присадок к битумам, и применение геосинтетических материалов.
Без введения новинок в производство сейчас не обойтись также и при строительстве мостовых конструкций. У нас с успехом применяются современные способы продления срока их службы. Надо отметить, что внедрение инноваций, как правило, ведет к удорожанию проекта.
Но если подрядчик будет заключать комплексный договор и на реконструкцию, и на обслуживание, а также должен будет за свой счет устранять дефекты покрытия в течение длительного гарантийного периода (именно такой законопроект находится сейчас на рассмотрении в Госдуме), то новые технологии в итоге оправдают себя – межремонтный период значительно увеличится.
Одно из перспективных направлений сегодня – применение теплых асфальтобетонных смесей.
Теплые асфальтобетоны (ТАБ) – это общий термин, охватывающий множество технологий, позволяющих производить, транспортировать, укладывать и уплотнять асфальтобетонные смеси при более низких, чем предусмотрено для обычных (горячих) смесей, температурах.
Данный метод позволяет снизить степень старения материала, увеличить срок службы дорожной одежды в среднем на 2–3 года.
Остывание теплой смеси происходит медленнее, что позволяет выйти за пределы обычного сезона и продолжать работы при температуре окружающего воздуха до –5 °С и ниже. Кроме того, исследования специалистов показали, что такая укладка характеризуется меньшей степенью загрязнения окружающей среды. Понижение температуры смеси на 25 °С уменьшает выделение вредных веществ более чем на 70%.
Асфальтовый завод также потребляет меньше энергии и производит меньше выбросов в атмосферу. Битум меньше окисляется, продлевается общий срок его службы. Современные технологии для ТАБ были разработаны в 1998–99 гг. в Германии и Норвегии.
Международная строительная индустрия быстро восприняла идею производства и укладки асфальта с пониженной температурой. К концу 2012 г. примерно 77 млн. т теплого асфальтобетона было успешно произведено и уложено в США, что составляет примерно 25% от их общего объема.
Значительные объемы были уложены в Европе, особенно во Франции, Голландии и Германии. В Азиатско-Тихоокеанском регионе лидером по внедрению теплого асфальта оказался Китай.
Казалось бы, ничего особенного в такой инновации нет, так как речь идет всего лишь о понижении температуры смеси. Однако США только за счет этого нововведения планируют сэкономить на дорогах к 2020 г. до $3,6 млрд. Европейские стандарты для битумных смесей не ограничивают возможностей использования ТАБ. Они регламентируют только максимальные температуры конкретных смесей.
Минимальную температуру укладки смеси должен заявлять сам производитель. Российский ГОСТ 9128 2009 года делит смеси на горячие и холодные по вязкости битума и температуре (соответственно выше или ниже 120 °С). Учитывая, что характерная температура для теплой смеси – 100–130 °С, она может относиться к обеим категориям. В мире существуют десятки различных способов получения теплого асфальтобетона.
Самый распространенный в России вариант – это внести добавки в связующее вещество (битум) для понижения его вязкости при температуре выше 90 °С. Нужно учесть, что необходимо тщательно подбирать добавку, которая подойдет лучше всего для конкретного объекта.
Температура ее плавления должна быть выше, чем максимально возможная температура асфальтобетона при эксплуатации, иначе может возникнуть остаточная деформация.
Свойства добавки не должны способствовать растрескиванию материала при низких температурах. Органические добавки – это обычно синтетические парафины или амиды жирных кислот. Они могут добавляться как прямо в смесь, так и в битум.
Синтетические парафины по свойствам отличаются от собственных парафинов с низкой температурой плавления, которые содержатся в битуме и могут негативно влиять на качество смеси. Другой вид добавок – это поверхностно-активные вещества, которые уменьшают силы трения между наполнителем и связующим.
Обычно добавки позволяют снизить температуру смеси на 20–40 °С, а также улучшают сопротивление деформациям.
На первый взгляд никакой сложности в применении этой технологии нет – достаточно высыпать необходимое количество гранул или влить жидкость в бункер со связующим, в зависимости от того, в каком виде выпускается добавка. К недостаткам данного метода необходимо отнести высокие переменные затраты, так как необходимо постоянное приобретение дорогостоящих компонентов.
При работе с добавками могут возникнуть сложности с поддержанием нестандартного температурного режима, так как большинство АБЗ настроены на горячие смеси. Для смешивания добавок с битумом тоже не предусмотрено специальных режимов работы. Этот процесс может занять немалое время.
Добавки изменяют физические свойства смеси, поэтому может потребоваться корректировка ее рецептуры.
Наиболее известная в России комплексная присадка Evotherm (производитель – MeadWestvaco, США) позволяет снизить рабочие температуры производства и укладки асфальтобетонных смесей, улучшить обволакиваемость щебенок битумом, а также повысить удобство укладки смеси, улучшить адгезию битума к каменному материалу.
Смесь с добвалением Evotherm становится более податливой к уплотнению дорожными катками. В состав этой присадки входят продукты конденсации полиаминов жирных кислот. Evotherm в количестве 0,2–0,5% (по массе) может добавляться к битуму как на стадии предварительной подготовки вяжущего в рабочей емкости, так и непосредственно в линию подачи к смесителю АБЗ.
Добавка пригодна для любых типов смесей, в том числе приготавливаемых с применением модифицированных битумов. Она совместима с силикатами и известняками, а также эффективно работает при добавлении асфальтобетонной крошки, полученной при переработке старого покрытия.
Из особенностей смесей с добавкой Evotherm можно отметить высокую обволакиваемость щебенок и частиц песка, снижение расхода топлива на подготовку материалов и выбросов дыма почти вдвое, а также лучшую уплотняемость по сравнению с обычными смесями.
Другой путь для снижения вязкости битумов – это механическое вспенивание. При инжекции небольшого количества холодной воды (менее 2% по массе) в горячий битум она мгновенно превращается в пар. Объем битума при этом временно увеличивается, и он лучше обволакивает инертный материал.
Данная технология получила наиболее широкое распространение в США, где около 90% теплых смесей получают именно этим способом. Дополнительные затраты на покупку дополнительного оборудования полностью оправдывают себя при больших объемах работ.
Существует несколько производителей оборудования для вспенивания битума.
Американская компания Stansteel со 100-летним опытом производства асфальтовых заводов разработала систему Accu-Shear, которая позволяет добавлять в смесь до четырех компонентов, включая воду.
Она состоит из блока смешивания, который включает миксер с большим сдвиговым усилием, блока подачи воды, который обеспечивает давление в 70 атм., электрического блока и блока управления.
Такая система может быть установлена на заводы различных типов любых производителей.
Система AQUABlack от компании Maxam (США) проста в установке и также подходит для большинства АБЗ. «Сердцем» системы является вспенивающая пушка.
Ее специальные форсунки предназначены для обеспечения равномерного проникновения воды в битум в виде микропузырьков, так чтобы пена была как можно более стабильной и сохранялась во время перемешивания, перевозки и укладки.
Пушка врезается прямо в подающий трубопровод и не требует текущего технического обслуживания.
Для производства теплых асфальтобетонов американская компания Astec предлагает компактную высокоэффективную систему Double Barrel Green System. В мире продано уже более 500 таких установок.
В комплект входит сам коллектор Green System, в котором происходит образование пены, и сушильно-смесительный агрегат Double Barrel, хорошо зарекомендовавший себя, в нем также воплощены самые передовые технологии. Double Barrel обеспечивает однородность смеси за счет сочетания последовательного и принудительного смешивания.
Процесс происходит без доступа кислорода, который вызывает окисление, и битум дольше сохраняется. Пары углеводорода из зоны смешивания подаются в зону пламени горелки. По желанию заказчика комплекс может быть изготовлен в стационарном, полумобильном или мобильном варианте.
Установка Green System – компактный агрегат с самоочищающимися форсунками для воды. Для замены или обслуживания форсунок не требуется разборки, это можно сделать, не снимая крышки коллектора. Камеры, где происходит образование пены, не имеют подвижных частей.
Как показывает практика, на вспененном битуме можно также производить и укладывать щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) с температурой на 15–30 °С ниже обычной. При этом отмечается улучшение пластичности и физико-механических свойств ЩМА и уменьшаются потери при перевозке смеси от АБЗ до участка укладки.
Компания Gencor (США), которая также занимается производством АБЗ более 100 лет, разработала простой метод вспенивания с использованием энергии потоков. Установка Ultrafoam GX2 может генерировать пену без смешивающего устройства только за счет раздельного регулирования расхода воды и битума.
В результате указанные потоки, сильно различающиеся по температуре и скорости, находятся в тесном контакте, что позволяет эффективно использовать энергию их смешивания.
В процессе производства вспененного битума небольшое количество воды (от 1,25 до 2% по массе) впрыскивается в центр битумного потока.
Конструкция системы включает подпружиненный клапан, который открывается, когда давление воды за клапаном возрастает. С внешней части форсунки, расположенной по центру, находится специально разработанная мембрана, которая обеспечивает направление и скорость потока битума при постоянном давлении.
Не менее важно, что поток битума направляется прямо к точке впрыска воды. Преимущества такой конструкции: вода смешивается с битумом в точной пропорции в непрерывном режиме, нет потерь давления, генерируются пузырьки одного размера. Функция реверсивной работы насоса позволяет эффективно очищать магистрали при необходимости.
Система подогрева насоса предохраняет его от замораживания при низких температурах.
Производство теплого асфальтобетона в последнее время получило широкое распространение и в скандинавских странах. Компактная установка Amofoam для вспенивания битума – разработка финской компании Amomatic OY.
Установка включает водяной насос высокого давления и «реактор» для смешивания небольшого количества воды с потоком битума, движущегося из резервуара к мешалке смесителя.
Распыленный водяной пар формирует битумную пену с пониженной вязкостью и улучшенными характеристиками обволакивания минеральных материалов, позволяющими понизить температуру при смешивании и укладке.
Amomatic OY обладает большим опытом производства асфальтовых заводов циклического типа производительностью от 160 до 300 т/ч. Продукция компании поставляется в основном в Россию. Особенностью данного бренда является модульный принцип конструкции.
Монтаж модулей значительно ускорен за счет оригинальных конструкторских решений и простых соединений. Полный цикл монтажа и пусконаладки такого завода требует меньше недели.
Модуль Amofoam может быть легко подключен к уже работающему АБЗ и интегрирован в систему управления асфальтовым заводом Amocontrol.
Теплые асфальтобетонные смеси идеально вписываются в «зеленый» тренд, который охватил уже почти весь мир. Существует мнение, что через несколько лет ТБА полностью вытеснит с рынка традиционный горячий асфальтобетон. Так это или нет, покажет время.
Несмотря на успех технологии механического вспенивания в США, рынок добавок, которые могут изменять свойства асфальтобетона, вероятнее всего, будет развиваться опережающими темпами, так как исследования в этой области имеют неограниченный потенциал.
Для российских условий необходимы собственные технологии, которые бы учитывали особенности нашего климата.
Не исключено, что в ближайшем будущем фактор сезонности при строительстве дорог благодаря теплым смесям будет сведен к минимуму, что станет способствовать ускорению реконструкции дорог, в котором так нуждается Россия.
Источник: https://os1.ru/article/7567-tepliy-asfaltobeton-v-dorojnom-stroitelstve
Литой асфальтобетон — преимущества, особенности состава, применение
Литой асфальтобетон
Основные составляющие литого асфальтобетона, который относится к классу горячих смесей, – песок, щебень, минеральный порошок и тугоплавкий битум, выполняющий функцию вяжущего вещества. Приготовленный с соблюдением пропорций и технологических процессов он обеспечивает длительную эксплуатацию дорожного покрытия.
В отличие от горючего асфальтобетона литой содержит большее количество минерального порошка и битума, а также отличается технологией и методом укладки. В Европе в строительных сферах такой асфальтобетон применяют уже более 50 лет. Смесь называется литой, потому что она текучая и пригодная для литья.
Где используют литой асфальтобетон • В качестве дорожного покрытия на автодорогах и велосипедных дорожках. • На проезжей части мостов, железнодорожных платформ, трамвайных путей.
• Для устройства полов на производствах, в промышленных зданиях, в цехах, зимних садах, вестибюлях, холлах, террасах. • Для обустройства паркингов – подземных и наземных. • В качестве дорожной одежды при ямочном ремонте. • Для гидроизоляции подземных тоннелей.
• Для устройства полов в помещениях с повышенной влажностью – в бассейнах, душевых. • В качестве водоотводящей гидроизолирующей цокольной отмостки.
• Как основу под полированные полы с декоративным наполнителем в гипермаркетах, автосалонах, на лестничных площадках жилых зданий. • В качестве покрытия детских площадок, тротуаров. • Как рельефное покрытие пешеходных дорожек.
• В качестве защитного слоя от прорастания корней под озелененными поверхностями.
Особенности приготовления и состава
В состав пластичной черной смеси, как правило, входит щебень мелкой фракции. Песок может быть как природным, так и искусственным.
Минеральный порошок должен содержать частицы, размер которых не превышает 0,071 мм. Укладку выполняют при температуре не менее +150 °С.
Доставка смеси происходит с помощью специального транспорта с системой принудительного перемешивания и поддержания необходимой температуры.
Разравнивание литого асфальтобетона проходит либо вручную, либо механизированными установками. Система металлических составляющих фиксирует толщину слоя, а электронные уровнемеры и нивелиры ведут контроль ровности покрытия. Ежедневно по мере укладки осуществляется контроль качества и берется отбор образцов, которые испытывают в течение суток, после чего выдают протокол испытаний материала.
Для производства низкомарочной асфальтобетонной смеси для оснований или покрытий пешеходных тротуаров может быть использован ФАЛ – фрезерованный асфальтовый лом, который образуется при подготовке ремонтных карт.
Он позволяет сократить расход дорогостоящего минерального порошка и битума. Однако этот процесс еще малоизучен, поэтому широко не применяется.
Добавляют также полимерные модификаторы, которые делают литые смеси более «удобными» при укладке, а литой асфальтобетон при этом приобретает характеристику высокой прочности.
4 типа литого асфальта В зависимости от модифицирующих добавок, которые используют для производства литого асфальта, выделяют 4 его типа: 1) Гусасфальт – стандартный литой асфальтобетон без добавок. 2) Эпоксиасфальт – литой асфальтобетон с эпоксидной смолой. 3) Сероасфальтобетон – асфальтобетон с добавлением технической серы.
4) Резинобитумный асфальтобетон – с резиновой или каучуковой крошкой.
Преимущества перед другими поверхностями Литой асфальтобетон обладает рядом преимуществ перед другими напольными и дорожными поверхностями. Среди них можно перечислить следующие: • Небольшая масса. • Высокая водонепроницаемость. • Повышенная долговечность, обеспеченная высокой износостойкостью (срок эксплуатации до 30 лет).
• Устойчивость к солям и химикалиям. • Возможность повторного использования почти в полном объеме при реконструкции дороги при минимальном добавлении новых материалов. • Высокая плотность, которая снижает негативное влияние больших нагрузок. • Морозоустойчивость. Литое покрытие не промерзает, не трескается, не образует ям и выбоин.
• Возможность круглогодичной укладки независимо от окружающей температуры. Минимальная температура укладки обозначается как -10 °С, и связана она не со свойствами асфальтобетона, а с некомфортными условиями работы для человека. • Идеально подходит для укладки на сложных рельефах.
• Высокая экологичность – не содержит вредных для окружающей среды и человека примесей.
• Устойчивость к гниению.
В отличие от бетонного покрытия на литом асфальтобетоне в процессе эксплуатации практически не образуется пыли, поэтому нет необходимости постоянно наносить обеспыливающие средства, а это, в свою очередь, существенно сокращает затраты на уборку.
Источник: http://legkoe-delo.ru/remont-doma/sovety-po-remontu/21406-litoj-asfaltobeton-preimushchestva-osobennosti-sostava-primenenie
Благодаря своим низким эксплуатационным затратам, технологичности строительства и простоте ремонта наибольшее распространение на дорогах с капитальными покрытиями получили асфальтобетонные покрытия.
Эти покрытия имеют высокие транспортно-экономические показатели: медленное изнашивание под воздействием тяжелых транспортных средств, сравнительно высокую прочность и устойчивость к воздействию климатических факторов и воды, гигиеничность (не пылят и легко очищаются от загрязнений), пониженную вибрацию автомобилей при движении, поглощение шума от шин автомобилей.
Строительство асфальтобетонных покрытий можно вести поточно-скоростным методом на основе комплексной механизации производственных процессов.
Для строительства покрытий этого типа на АБЗ приготовляют асфальтобетонные смеси.
Асфальтобетонная смесь — рационально подобранная и приготовленная путем смешения в нагретом состоянии щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него, с нефтяным битумом и, при необходимости, различных добавок (поверхностно-активных веществ, активаторов, пластификаторов, модификаторов битума и др.).
Асфальтобетон — уплотненная при рациональном температурном режиме до требуемой плотности асфальтобетонная смесь.
Асфальтобетонные дорожные, аэродромные смеси и асфальтобетон Должны удовлетворять требованиям ГОСТ 9128-97.
В зависимости от вида минеральной составляющей асфальтобетонные смеси и асфальтобетон подразделяют на щебеночные, гравийные и песчаные.
Асфальтобетонные смеси в зависимости от вязкости применяемого нефтяного битума и температуры укладки в конструктивный слой подразделяют на горячие и холодные.
Горячие асфальтобетонные смеси приготовляют с использованием как вязких битумов по ГОСТ 22 245-90 (марок БНД 40/60, БНД 60/90, БНД 90/130, БН 40/60, БН 60/90, БН 90/130, БНД 130/200, БНД 200/ 300, БН 130/200, БН 200/300), укладываемых при температуре не менее 12 °С, так и жидких битумов по ГОСТ 11 955-82 (марок СГ 130/200, МГ130/200, МГО 130/200), укладываемых при температуре смеси не ниже 70 °С.
В зависимости от^ наибольшего размера минеральных зерен горячие смеси и асфальтобетоны подразделяют на крупнозернистые — с размером зерен до 40 мм, мелкозернистые — до 20 мм и песчаные — до 5 мм.
По величине остаточной пористости различают высокоплотные — с остаточной пористостью от 1,0 до 2,5%; плотные — св. 2,5 до 5%; пористые — св. 5,0 до 10,0% и высокопористые асфальтобетоны — св. 10,0 до 18%.
Щебеночные и гравийные горячие асфальтобетонные смеси и плотные асфальтобетоны в зависимости от массовой доли щебня (или гравия) подразделяют на следующие типы: А — с содержанием щебня св. 50 до 60%; Б – св. 40 до 50%; В – св. 30 до 40%.
В зависимости от вида песка горячие песчаные смеси и соответствующие им асфальтобетоны подразделяют на типы: Г — на песках из отсевов дробления, а также на смесях с природным песком при содержании последнего не более 30% по массе; Д — на природных песках или смесях природных песков с отсевами дробления при содержании последних менее 70% по массе.
Строительство асфальтобетонных покрытий следует планировать в сухую погоду: из смесей на вязких битумах (марок БНД 40/60, БНД 60/ 90, БНД 90/130, БН 60/90, БН 90/130) весной и летом при температуре воздуха не ниже 5 °С, а осенью — не ниже 10 °С; из смесей на полувязких (марок БНД 130/200, БНД 200/300, БН 130/200, БН 200/300) и жидких битумах (марок СГ 130/200, МГ 130/200, МГО 130/200) при температуре не ниже минус 10 °С.
Асфальтобетонные смеси приготовляют в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-97 по технологическому регламенту, утвержденному в установленном порядке предприятием-изготовителем.
Зерновые составы минеральной части смесей и асфальтобетонов должны соответствовать в процентах по массе: установленным в табл. 10.1 — для верхних слоев покрытий, установленным в табл. 10. 2 — для нижних слоев покрытий и оснований.
В свою очередь показатели физико-механических свойств высокоплотных и плотных асфальтобетонов должны соответствовать указанным в табл. 10.3; пористых и высокопористых асфальтобетонов — в табл. 10.4.
Рекомендуемая область применения асфальтобетонов при устройстве верхних слоев: покрытия автомобильных дорог и городских улиц; взлетно-посадочные полосы и магистральные рулежные дорожки аэродромов; покрытия прочих рулежных дорожек, мест стоянок и перронов аэродромов.
При конструировании асфальтобетонных покрытий необходимо обеспечивать следующие основные требования, предъявляемые к ним: прочность, надежность и долговечность; ровность и достаточную шероховатость, создающую сцепление колес автомобиля или воздушного судна с покрытием; трещино- и морозостойкость; водонепроницаемость, препятствующую прониканию поверхностных вод в грунтовое основание; стойкость против действия топлива и смазочных материалов; беспыльность поверхности; сопротивляемость воздействию струи выхлопных газов реактивных двигателей; простоту ухода за покрытием при содержании и ремонте; возможность реконструкции покрытий;
экономичность и технологичность строительства при максимальной механизации работ.
При использовании материалов, укрепленных комплексными вяжущими, а также медленно твердеющими и гидравлическими вяжущими, толщина слоя может быть снижена на 20%; в условиях жарких и сухих районов IV-V зон с покрытиями из черных смесей толщина слоя покрытия может составлять 6—8 см.
Большие из значений толщин асфальтобетонных покрытий даны для дорог I—II категорий, а меньшие — для дорог III—IV категорий. Толщина слоя покрытия должна в уплотненном состоянии превышать размер наиболее крупных зерен каменных материалов не менее чем в 1,5 раза.
Реклама:
Читать далее: Структура технологического процесса строительства асфальтобетонных покрытий
— Строительство асфальтобетонных покрытий
Главная → Справочник → Статьи → Форум
Источник: http://stroy-technics.ru/article/klassifikatsiya-trebovaniya-i-oblast-primeneniya-asfaltobetonov
Асфальтобетонная смесь: виды и особенности применения | ООО Горно-добывающая компания
Для приготовления асфальтобетонной смеси используются специальные компоненты, такие как песок, щебень различного калибра, минеральный порошок, песок, а также битум, который придаёт смеси вязкость.
При условии соблюдения технологических требований, а также пропорций вышеприведенных компонентов, получается асфальтобетонная смесь, которая служит надёжным дорожным покрытием независимо от условий эксплуатации.
Разновидности асфальтобетонных смесей
В зависимости от принципа укладки асфальтобетонные смеси можно подразделить на холодные и горячие. Наиболее распространённым способом укладки является именно «горячий», температура смеси, при этом составляет от 140 до 170 °С.
Для того чтобы смесь сохраняла технологически обусловленную температуру, её доставляют на место укладки с помощью специальной техники. После того как асфальтобетонная смесь высыпается и распределяется по участку дороги, она уплотняется специальными асфальтными катками. Прежде чем эксплуатировать дорожное покрытие, состав асфальтобетонной смеси должен, как следует, застыть.
Условия применения горячей асфальтобетонной смеси
Главным условием эффективности покрытия является применение её в горячем состоянии, поэтому нельзя допускать её остывания до укладки. Температура смеси не должна опуститься ниже 120 °С.
Нарушение температурного режима может привести к преждевременному повреждению всего дорожного покрытия.
Кроме этого для формирования верхнего слоя необходимо использовать щебень, его оптимальная фракционность должна находиться в диапазоне от 20 до 40 мм.
На сегодняшний день горячая асфальтобетонная смесь гост 9128 2009 представляет собой наиболее прочный и выносливый материал для дорожного покрытия. Высокопрочные параметры смеси обеспечивает именно наличие битума в её составе.
Кроме надёжности, которая позволяет эксплуатировать дорожное покрытие на протяжении многих лет, дорога на основе горячей асфальтобетонной смеси, имеет ещё одно немаловажное преимущество, по ней можно ездить, как только температура асфальта сравняется с температурой окружающей среды, по сути, речь идёт о нескольких часах. Этого времени достаточно для того, чтобы смесь полностью сформировалась и окрепла до той кондиции, когда она сможет противостоять нагрузке, которую оказывает проезжающий по ней транспорт.
Применение мелкозернистой асфальтобетонной смеси
В случае проведения ремонтных работ следует применять смеси, которые по своему составу идентичны с тем материалом, на основе которого выполнено ремонтируемое покрытие. Если глубина выбоины не превышает 50 мм для её заполнения достаточно одного слоя, а в том случае, если дефект превышает 50 мм, рекомендуется выполнять два слоя.
Для ремонта выбоин, которые имеют небольшую площадь, используется пневматическое оборудование, в то время как ремонт больших повреждённых участков выполняется с помощью виброкатка.
Применение асфальтобетонных смесей возможно не только для дорожных покрытий, их широко используют для гидротехнических целей, на их основе формируют полы и даже плоскую кровлю.
Среди факторов, которые наиболее существенно влияют на стоимость асфальтобетонной смеси стоит выделить:
- технология приготовления смеси;
- оборудование, которое применяется в производстве смеси;
- качество компонентного состава.
Источник http://soborrus.ru
Источник: http://sibskam.ru/asfaltobetonnaya-smes-vidyi-i-osobennosti-primeneniya.html
Литой асфальтобетон: особенности материала, технология изготовления и применение
Схема изготовления обычного асфальтобетона такова: необходимые компоненты смешивают, приготовляют из горячей или холодной смеси, заливают и обязательно уплотняют. Последняя процедура обеспечивает достаточную прочность покрытия и стойкость к деформациям.
Литой асфальтобетон по своей сути – очень вязкая жидкость, и уплотнять его нет нужды.
Литой асфальт после охлаждения самостоятельно приобретает эксплуатационную плотность, что означает сокращение расходов при укладке и значительное ускорение дорожного строительства. Эта особенность материала обусловлена его не совсем обычным составом и способом изготовления.
Если для обычных асфальтобетонов решающим фактором выступает макроструктура, то есть, соотношение и форма щебня и песка или минерального порошка, то для литого асфальтобетона им является микроструктура, которая, в свою очередь, связана с качествами асфальтового вяжущего битума.
- Вяжущее вещество содержит минеральный порошок и битум. Его доля в составе литого АБ увеличена до 28%: 7,5–10% собственно битума, и 20–30% порошка. Столь высокая концентрация и обуславливает формирование полукаркасной структуры конечного продукта.
- Содержание щебня – с диаметром до 5%, колеблется от 0 до 50%.
Об особенностях литого асфальтобетона расскажет этот видеосюжет:
В зависимости от объема самых крупных зерен литой АБ разделяют на 3 типа:
- 1 – максимальный диаметр достигает 15 мм, а массовая доля камня достигает 45–55%. Такой состав используют и для строительства новых дорог и для ремонта старых.
- 2 – максимальный размер меньше – до 20 мм, а доля камня составит 20–25 %. Спектр применения так же широк.
- 3 – здесь максимальный диаметр достигает 40 мм, а доля щебня снова увеличивается – 45–65%. Этот состав подходит для нового строительства.
- 4 – используется только фракция с размером зерна менее 5 мм. Этот вариант АБ подходит для укладки тротуаров, велосипедных дорожек и прочее.
- 5 – максимальный диаметр зерна достигает 20 мм, доля камня – 35–50%. При этом объем битума составляет рекордно большое значение – 22–28%.
Другое главное отличие – особенность технологии. Литой АБ изготавливают при более высокой температуре асфальтной смеси и непрерывно перемешивают до места строительства при постоянном же подогреве. Затем материал укладывают специальными машинами. Уплотнять его не нужно, при охлаждении литой АБ набирает нужную прочность.
Несмотря на более высокую стоимость смеси ее применение окупается, так как такое покрытие служит намного дольше.
А далее будут рассмотрены свойства такого АБ как литой.
Технические характеристики и свойства
К верхнему покрытию дороги предъявляются очень высокие требования, так как кроме очевидной прочности и износоустойчивости «дорожная одежда» должна защищать нижние слои от дождя и снега. Поэтому к главным качествам литого асфальтобетона относится низкая пористость и, соответственно, высокая плотность (т/м3).
- Для типа 1 пористость минерального состава не превышает 20%, для остальных – 22% по объему.
- Водонасыщение (по объему) для 1 и 2 типа составляет 1%, а для остальных, соответственно, 5,7 и 0,5%. Поскольку материал не насыщается влагой, он может защитить нижние слои. Кроме того, это же качество объясняет и прекрасную морозостойкостью покрытия из литого АБ.
- Хорошую стойкость к низким температурам увеличивают и за счет получения щебня кубовидной формы из горных метаморфических пород. Его показатель соответствует классу F 50.
- Остаточная пористость литого АБ составит 2%.
- Прочность на сжатие равна не менее 1 для 1, 2, 3 и 5 типа и не менее 0,7 для 4.
- Плотность, а, значит, удельный вес или объемный литого асфальтобетона зависит в основном от доли каменной фракции. Соответственно, при разной массе щебня, вес и объемный вес материала будет колебаться, причем в значительных пределах. В среднем диапазон составит 1,5–2,2 т в 1 куб. м.
- Кроме того, для каждого региона разработаны свои нормативы при изготовлении АБ как литого, так и обычного. Поэтому точно узнать эти параметры можно лишь у специалистов завода-изготовителя.
- К важным характеристикам относится и долговечность. Литой АБ менее склонен к деформации: при +40 С глубина вдавливания составляет 1–6, 1–4 мм и 1–10 для 5 типа.
- Так как укладку литого АБ производят при более высокой температуре, то большой оказывается и адгезия к нижним слоям. Это означает своего рода «спекание» с материалами рулонной гидроизоляции. Таким образом водостойкость всей конструкции повышается.
- В литом АБ отсутствует эффект коррозии , к тому же покрытие из материала устойчиво к солям.
О применении литого асфальтобетона речь пойдет далее.
Среда применения
- Литой асфальтобетон успешно применяется при сооружении дорог, мостов, туннелей и множества других объектов. При этом важно подбирать материал, соответствующий условиям, так как показатели типов весьма различны.
- Литой асфальтобетон 1 и 2 типа ГОСТ рекомендует использовать при сооружении как нижних, так и верхних слоев при предполагаемой нагрузке более 3 тыс. авт. за сутки. Это скоростные участки шоссе, трассы, аэродромы и так далее.
Также материал 1 и 2 типа разрешается применять для сооружения трасс и при меньшей нагрузке, хотя в этом случае экономическая выгода будет не столь очевидна.
- Для обустройства пешеходных и велосипедных дорожек 1 тип не используется. 2, 3 и 4 применяют для формирования верхнего и нижнего слоя.
- При возведении мостов и туннелей, а также при любом виде ремонта – для формирования выравнивающего слоя, для покрытия, для ремонта выбоин и прочего, используются 1, 2 и 5 тип АБ.
- Предпочтение литого АБ обусловлено еще и его высокой шероховатостью. Это свойство обеспечивает сцепление покрышки колеса машины или велосипеды с дорожным покрытием, что особенно важно во время дождя или снегопада.
- Из-за высоких гидроизоляционных свойств литого АБ он используется и не совсем типичным образом, например, при обустройстве кровель, даже обогреваемых, а также полов, при гидроизоляции туннелей и прочего.
Технология приготовления, устройство литого асфальтобетона, оборудование для этого и состав будет рассмотрено ниже.
Изготовление материала
Для технических характеристик продукта одинаково важны и состав., и метод производства, и даже способ укладки. Готовый продукт – дорожное покрытие, является результатом соблюдения технологии на всех стадиях.
Состав
Состав и ингредиенты, используемые для производства литых АБ, несколько отличаются от обычных. В России ГОСТ регламентирует требования, предъявляемые к составу и материалам при изготовлении.
- Битум – допускается применение нефтяных битумов вязких марки БНД 40/60 или 40/90, но советуется использование улучшенных видов битума, обогащенных полимерными добавками. Особенно это касается АБ, предназначенного для мостовых сооружение или трасс с высокой нагрузкой. Например – стирол-бутадиен-стирол рекомендованных марок.
- Щебень – используется материал из изверженных и метаморфических пород при общем содержании зерен пластинчатой формы не более 20%.
- Песок в составе литого АБ входит природный и дробленый. При производстве АБ для верхнего слоя его использование ограничено.
- Минеральный порошок подбирают согласно указаниям ГОСТ Р 52129-2003.
- В состав могут входить различные модифицирующие добавки: красящие пигменты, дефлегматоры и так далее.
Приготовление литого асфальтобетона
Для изготовления литых АБ применяют битумы с высокой степенью вязкости, что означает более высокие температуры нагрева при смешивании ингредиентов. Однако чрезмерный нагрев может привести к изменению свойств, поэтому процесс приготовления стараются организовать так, чтобы ограничиться минимально возможным нагреванием.
- Так, битум подогревают до температуры не 250 С, а 160–180 С.
- Минеральные компоненты прогревают до 190-240 С.
- На выпуске температура асфальтобетонной смеси оказывается равной 200–220 С. Эту величину все же считают чрезмерной.
Лучше использовать активированный минеральный порошок: в этом случае удается добиться температуры смеси в 170–190 С.
Такой способ изготовления исключает производство на месте укладки, так как температурные режимы здесь надо выдерживать жестко. Этапы производства – по общей схеме, выглядят так:
- доставка компонентов в бункеры;
- передача в сушильный барабан – здесь ингредиенты смешиваются и прогреваются до нужной температуры;
- в битумной части подогревают вяжущее вещество и передают в миксер вместе с твердыми ингредиентами смеси. Время сухого перемешивания – только сухих частей материала, составляет 15–20 с. Перемешивание вместе с битумом занимает в 1,5–2 раза больше времени, чем при изготовлении обычных смесей. Для приготовления подходят любые асфальтосмесительные машины с мешалками принудительного типа;
- транспортировка проводится только в специальных подогреваемых котлах и при непрерывном перемешивании во время движения – кохерах. Полученная смесь по свойствам близка к суспензии и может расслаиваться. При перевозке без перемешивания эта опасность заметно увеличивается, а тогда литой АБ становится непригодным.
Укладка
Доставленная смесь выгружается в специальные асфальтоукладчики. Машины проводят укладку смеси слоем нужной толщины – от 3 до 7,5 см.
Перед этим на участке строительства укладывают опорные брусья, предупреждающие растекание смеси. Брусья удаляют после того, как температура АБ снизится до 60–70 С.
Уплотнять дорожный слой не нужно. Однако для повышения шероховатости рекомендуют втапливание черного щебня. Для этого используют самые легкие катки.
О том, как происходит укладка литого асфальтобетона, вы узнаете из видео ниже:
Изготовление литого дорожного асфальтобетона несколько сложнее, чем обычного горячего, а тем более холодного. В общем, доля производства литого асфальта в России составляет всего лишь 9–10,% хотя тенденция к увеличению наблюдается.
Лидерами на этом рынке выступают производители бетона и нефтепродуктов.
- Первое место заслуженно занимает первое же в России предприятие, специализирующееся на изготовлении асфальтобетонов – это ОАО «Асфальтобетонный завод №1» в Санкт-Петербурге. Здесь получают все возможные асфальты любого типа.
- «Сургутнефтегаз» специализируется на добыче и реализации нефти. Бетонное производство является для них побочным. Хотя по валовому объему предприятие находится в составе первой десятки.
- АОА «Асфальтобетонный завод №4» в г. Москва предлагает все виды АБ, в том числе и литой.
- ГУП «Башкиравтодор» – дорожно-строительная компания, занимающаяся как строительством и ремонтом дорог, так и производством требуемых для этого материалов.
- АО «Сверловскавтодор» – на 45 асфальтобетонных заводах предприятия выпускают все типы и марки АБ. Компания осуществляет полный спектр дорожных работ.
Стоимость материала заметно колеблется в зависимости от типа и региона изготовления. В среднем цена литого асфальтобетона варьируется от 3700 до 4200 р. за тонну или 5940–8800 р. за куб.м.
Про технологии укладки, ямочный ремонт литым асфальтобетоном поговорим ниже.
Текущий ремонт дорог проводят все же в теплое время года – так намного экономичнее. Однако в случае аварийной ситуации ремонт осуществляют вне зависимости от погодных условий. Заполняется выбоина горячей асфальтовой смесью необходимого класса и типа.
- На первом этапе поврежденный участок – карту, размечают и очищают. Проводят обрубку по контуру с помощью нарезчика швов, а также пневматического или гидравлического отбойного молотка. Им вырезают остатки покрытия внутри отмеченного участка, а затем удаляют образовавшийся мусор. При больших объемах работ используют самоходные дорожные фрезы навесного или прицепного типа.
- Затем дно и стенки выбоины покрывают жидким битумом или битумной эмульсией – своего рода грунтовка. Проводится она вручную кистью и лейкой, а при больших объемах – при помощи автогудронатора, ремонтера и так далее.
- Литой АБ доставляется на место ремонта только в специальных машинах – кохерах, в которых поддерживается определенный тепловой режим и режим перемешивания.
- Для заливки смеси в выбоину используют специальные аппараты. Уплотнять нужды нет.
- Для увеличения шероховатости, участок засыпают слоем черного щебня и втапливают ручным катком.
Литой АБ – один из лучших материалов для высококлассного дорожного покрытия, рассчитанного на изрядную нагрузку. А благодаря прекрасной водонепроницаемости он используется и в многочисленных работах по гидроизоляции.
О том, как производится мелкий ямочный ремонт при помощи литого асфальтобетона, расскажет следующее видео:
Источник: http://stroyres.net/beton/asfaltobeton/litoy.html
ПОИСК
Резко континентальный климат Казахстана благоприятен для устройства дорожных оснований и покрытий с применением как вязких, так и жидких нефтяных вяжущих.
На вязких вяжущих готовят горячие и теплые асфальтобетонные смеси, а также горячий и теплый черный щебень, на жидких— холодные битумоминеральные, холодные черные щебеночные и гравийные смеси по методу смешения в установке и на дороге, холодный черный щебень. [c.
59]
В зависимости от качества применяемых материалов и-физико-механических свойств плотные (горячие и теплые) асфальтобетонные смеси подразделяются на II, III и IV марки. Зерновой состав минеральной части плотных и пористых асфальтобетонных смесей принимают аналогичным асфальтобетонным смесям на стандартных битумах [17]. [c.60]
Требования, предъявляемые к пористым горячим и теплым асфальтобетонным смесям на вязких вяжущих, следующие для минерального остова пористость не менее 24 об.%, остаточная пористость 5—10, водонасыщение 3—9, набухание не более 1,5. [c.63]
Примечание. Числитель — физико-механические свойства для горячих, знаменатель — для теплых асфальтобетонов. [c.64]
Нижний слой крупнозернистой теплой асфальтобетонной смеси укладывали на выровненное и уплотненное щебеночное основание асфальтоукладчиком Д-150 слоем 6,5 см из расче та, чтобы после уплотнения толщина слоя составляла 5 см Дальность перевозки асфальтобетонной смеси составляла [c.72]
Работы по устройству дорожных одежд из кироминеральных смесей, приготовленных в установке, ведут аналогично работам с теплыми асфальтобетонными смесями. Температура укладываемой кироминеральной смеси без добавок полиэтилена должна быть не ниже 60, а с добавками полиэтилена не ниже 70°С. [c.206]
Битум БНД-2001300 применяют для поверхностной обработки покрытий в районах с холодным климатом, а также для приготовления теплых асфальтобетонных и битумо-минеральных щебеночных гравийных смесей. [c.334]
Температура укладки теплого асфальтобетона составляет 60-110 °С. В качестве вяжущих компонентов для теплого асфальтобетона применяют жидкие нефтяные битумы. [c.9]
Теплый асфальтобетон готовят с применением жидких нефтяных битумов пониженной вязкости.
Его укладывают и уплотняют при температуре смеси 60—110°С в зависимости от марки битума, которую выбирают, исходя из интенсивности движения транспорта, климатических условий и качества строительных материалов.
Продолжительность формирования структуры такого асфальтобетона несколько больше, чем горячего, но меньше, чем холодного. [c.82]
Теплую асфальтобетонную смесь рекомендуется укладывать в сухую погоду и заканчивать эту работу за 3—4 недели до начала осенних дождей в данном районе.
По сравнению с холодным теплый асфальтобетон обладает большей начальной прочностью и лучшими условиями формирования структуры.
Наиболее ответственной операцией при устройстве покрытий из теплого асфальтобетона также является уплотнение. [c.82]
Теплый асфальтобетон применяется для покрытия автомобильных дорог П, III и IV категорий. [c.82]
Показатели Результаты испытаний Требования ГОСТа 9128—76 тип В Ш марка теплый асфальтобетон [c.100]
Как видно, полученная смесь по своим физико-механическим свойствам полностью отвечает требованиям ГОСТа 9128—76 на III марку теплых асфальтобетонных смесей типа В. [c.101]
Требования ГОСТа 9128 -—76 теплый асфальтобетон, тип В, ГУ марка горячий асфальтобетон, тип В, IV марка [c.183]
СГ-70/130 1. Для приготовления битумоминеральных и битумогрунтовых смесей в установках с подогревом минерального материала 2. Для приготовления холодного асфальтобетона с большим сроком хранения 3. Для приготовления теплого асфальтобетона 4. Для розлива при устройстве поверхностей обработки дорожных покрытий [c.24]
СГ-130/200 1. Для приготовления битумоминеральных материалов в установке с подогревом минерального л.атериала 2. Для приготовления холодного асфальтобетона с малым сроком хранения 3. Для приготовления теплого асфальтобетона 4. Для ролива при устройстве поверхностной обработки дорожных покрытий 5. Для приготовления черного щебня [c.24]
В асфальтобетонных дорожных смесях (ГОСТ 9128-76) битумная пленка неоднородна. Наименьшая толщина ее в точках контакта между частицами минерального наполнителя. При движении транспортных средств в этих точках возникают напряжения, превышающие среднее значение.
Движущийся транспорт оказьшает преимущественно сжимающее действие, вызьшая периодическую эластическую деформацшо. Имеющийся опыт свидетельствует, что в этом случае наблюдается некоторое увеличение твердости дорожного покрытия, а предельное напряжение сдвига возрастает.
При сжимающем напряжении, превышающем предел прочности, происходит разрушение системы. В стандарте на плотные (горячие и теплые) асфальтобетоны определены величины предела прочности при сжатии для разных марок (1-4), мПа при 20 °С не менее — 2,4-1,6 (от [c.
762]
Добавка вязких промышленных битумов марок БИД 200/300 или БНД 130/200 в количестве 2 вес.
% (в расчете на 100% смеси) обеспечивает получение холодных и теплых асфальтобетонных смесей, удовлегворяюшдас требованиям стандартов на эти виды дорожно-строительных материалов.
Применяются в строительстве верхнего слоя дорожного покрытия на дорогах ГУ технической категории, нижних слоев покрытия и основания на дорогра Ш-1У технической категории в 1У-У дорожно-климатических зонах [c.301]
Нефтяные местные вязкие вяжущие могут быть использованы в дорожном строительстве для приготовления плотных и пористых горячих и теплых асфальтобетонных смесей. Физико-механические свойства названных смесей регламентированы техническими условиями ТУ 218 КазССР 66—80 (табл. 1.31). [c.63]
Применение вяжущих нефтяных местных вязких, обладающих рядом специфических свойств, позволило в ряде случаев для плотных горячих и теплых асфальтобетонных сме сей повысить требования к прочности при 50°С, в частности для типа А — П марки, Б и В — IV, Г — П и типа Д — IV марки. Учитывая склонность местных вязких вяжущих к ста рению, прочность при 0°С, согласно требованиям ТУ 218 КазССР 66—80, не должна превышать 100-10 Па (по ГОСТу 9128—76, для районов IV—V дорожно-климатических зон прочность при 0°С не должна превышать 120-10 Па). По всем остальным физико-механическим свойствам плотные и пористые горячие и теплые асфальтобетонные смеси на вяжущих нефтяных местных вязких соответствуют требованиям ГОСТа 9128—76, предъявляемым к соответствующим типам и маркам асфальтобетонов. [c.63]
Эффективные температуры начала уплотнения покрытий из горячих асфальтобетонных смесей 80—100, для теплых 65—80°С.
С учетом более низкой температуры уплотнения горячих и теплых асфальтобетонных смесей на вязких нефтяных вяжущих рекомендуется следующая технология уплотнения.
При использовании горячих смесей первоначально осуществляют прикатку 4—6 проходами гладковальцового катка массой 5 т по одному следу при ПО—80°С, а затем [c.67]
Физико-механические свойства приготовленных горячих и теплых асфальтобетонных смесей (табл. 1.38, 1.39) соответствуют требованиям ТУ 218 КазССР 66—80. [c.72]
Ниже приведены физико-механические свойства крупно зернистого теплого асфальтобетона, уложенного в нижний слой покрытия Желаевского элеватора г. Уральска, состава, % щебень берчогурский фр. 15—35 мм 30, 5—15 24 песчано-гравийная смесь р. Урал 46, БНЖ 200/300 5. Объемная масса 2,33 2,40 2,43 г/см водонасыщение 8,8 4,2 4,7 об.% набухание 1,0 0,77 0,74 об.%. [c.72]
Уплотнение покрытия из горячих песчаных асфальтобетонных смесей на вяжущих ВНМВ 90/130 и 60/90 начинали при 90—70°С, на ВНМВ 200/300 и 130/200 —при 80—60°С при 4—6 проходах легкого катка с последующим уплотнением катком Д-211 при 9—12 проходах по одному следу.
Покры тия из теплых асфальтобетонных смесей требуют значительных технологических перерывов между уплотнением 5- и 10-тонным катками, которые в условиях летних температур (25—30°С) достигают одного-двух часов.
Вальцы катков в процессе уплотнения поливали водой, что обеспечивало чистоту вальцов и улучшало условия уплотнения. [c.76]
Жидкие битумы применяют в качестве вяжущего материала при строительстве дорожных покрытий и для следующих дорожных работ обработки методом смешения на дороге Грайдерами или другими простейшими механизмами свяяных (суглинистых) грунтов и несвязных (супесчаных) гравийных материалов и щебеночных материалов приготовления битумно-минеральных смесей без подогрева минерального материала (грунтов, гравийных и щебёночных материалов) с укладкой в холодном состоянии приготовления смесей холодного асфальтобетона с малым сроком хранения и смесей теплого асфальтобетона поверхностной обработки гравийных дорог и щебеночных покрытий. [c.404]
Источник: https://www.chem21.info/info/1608822/
Если укладываем литой асфальт, то каток совсем не нужен
С 30-х годов 19-го века асфальт занимает доминирующее положение в дорожном строительстве. Благодаря технологиям его ровной укладки удается снизить шум проезжающих автомобилей. Если хоть на секунду нынешний поток автотранспорта окажется на булыжной брусчатке, трудно представить состояние наших барабанных перепонок.
Сосредоточенные дорожные рабочие с лопатами около дымящихся кучек горячего асфальта и катающийся туда-сюда восхищающий своей массивностью каток – привычное зрелище для горожан, не допускающих никакой альтернативы асфальтированию города как критерию его благоустройства.
Однако появление литого асфальта разрушило стереотипы укладочных работ на городских улицах. Оказывается, можно обойтись и без катка. В принципе, те же компоненты, но …изменилось их долевое соотношение. В результате несложного ноу-хау изменилась технология укладки асфальтового покрытия, улучшилось качество поверхностного слоя дорожной одежды.
Особенности состава литого асфальта
В литом асфальте сохранены составляющие традиционные ингредиенты среднестатистического асфальта, однако их соотношение принципиально иное, чем в классическом варианте.
В литом асфальте уменьшена доля песка и щебня, повышено содержание битума.
В литом асфальте может содержаться до 13% битумной составляющей, а температура приготовления и последующей укладки асфальта должна быть в пределах 200-250 градусов Ц.
Литой асфальт относится к разновидностям горячих асфальтобетонных составов.
Название литого эта модификация получила благодаря тому, что в разогретом состоянии асфальт литой для покрытий тротуаров и дорог приобретает вязко-текучую подвижную консистенцию, делающую ее пригодной для заливки подготовленных поверхностей. Смесь растекается ровным слоем, совершенно не нуждаясь в уплотнении, как этого требуется при использовании традиционных асфальтобетонных составов.
Наилучшие показатели по эластичности, износостойкости, фрикционным свойствам, водостойкости и усталостной долговечности демонстрируют литые полимерасфальтобетоны, получаемые при использовании модифицированных полимерно-битумных вяжущих. ГОСТ Р 54401 рекомендует применение литых полимерасфальтобетонов на всех типах мостовых сооружений и на дорогах, подвергающихся повышенным воздействиям нагрузок от транспорта.
Особенности укладки литых асфальтов
Процесс укладки литого асфальта сам по себе не сложен. Асфальтобетонная смесь заливается на поверхность участка и разравнивается с помощью специальных механизмов либо даже вручную. Никакие катки не требуются. Количество задействованных дорожных рабочих сведено к минимуму, дорога будет готова для приема нагрузок через несколько часов.
У литого асфальта высокая водостойкость, его можно укладывать и при дожде. Но для сохранения литым асфальтом своих функциональных свойств необходимо тщательное соблюдение технологии, требующей поддержания температуры смеси в строго регламентированных пределах.
Транспортировка произведенной асфальтовой смеси от производителя литого асфальта к месту потребления осуществляется в специальных транспортных средствах – кохерах.
Кохеры представляют собой передвижные резервуары-цистерны, поддерживающие нужное состояние смеси, подогревая ее и перемешивая в процессе транспортировки. Уже на объекте доставленная смесь разливается, обеспечивая равномерное распределение слоя асфальта по поверхности.
Толщина слоя заливки должна быть в пределах 25-30 мм, для большей толщины требуются несколько слоев.
Стоимость литого асфальта при такой кажущейся простоте укладки на порядок выше традиционных составов и технологий, поскольку удорожание происходит вследствие использования дорогих битумов и минеральных порошков, а также специальных дорожных укладчиков и кохеров. Поэтому применение литого асфальта в России весьма ограничено.
Источник: http://stroitel5.ru/esli-ukladyvaem-litojj-asfalt-to-katok-sovsem-ne-nuzhen.html