Аварии в скважине с обсадными трубами

Аварии в скважине с обсадными трубамиАварии происходят главным образом в результате несоблюдения утвержденного режима бурения, неисправности бурового оборудования и бурового инструмента и недостаточной квалификации или халатности членов буровой бригады.

Виды аварий при бурении:

  • Аварии с буровыми долотами.
  • Аварии с забойными двигателями.
  • Аварии с бурильными трубами.
  • Аварии с обсадными трубами.
  • Аварии с наземным буровым оборудованием.
  • Аварии с геофизическими и другими измерительными приборами.
  • Аварии при освоении скважин.

Рассмотрим основные из них:

Поломка долот:

Аварии с долотами немногочисленны, но они значительно замедляют темпы углубления скважины. При аварии с долотами в скважине остаются или целые долота, или их узлы (шарошки, лапы с шарошками и др.).

В количественном отношении оставление целого долота в скважине встречается значительно реже, чем его узлов, но на извлечение каждого долота из скважины затрачивается значительно больше времени, чем на его узлы.

Меры предотвращения аварий, связанных с поломкой долот:

  • Перед опусканием долота в скважину производится проверка кольцевым шаблоном диаметр, замковая резьба, сварочные швы корпуса и лап, а также промывочные отверстия;
  • При бурении придерживаться указаний геолого-технического наряда. Нужно обращать внимание на тщательную очистку промывочной жидкости;
  • После поднятия из скважины долота его отвинчивают с помощью вставленной в ротор долотной доски, промывают водой, подвергают наружному осмотру
  • Периодические очистки забоя скважины от металла забойным шламоуловителем или магнитным фрезером

Аварии в скважине с обсадными трубами Аварии с бурильными трубами

Аварии с бурильными трубами часто возникают при роторном бурении скважины. Главная причина подобных аварий — совокупность всех напряжений, которые возникают в трубах. Также к авариям с бурильными трубами приводит недостаточная квалификация бурильщиков и других мастеров, входящих в состав буровой бригады.

Даже несложные поломки и аварии могут привести к колоссальным последствиям, поэтому, чтобы не бороться с негативными последствиями аварий, нужно принимать меры по их предотвращению.

Мероприятия по предупреждению аварий с бурильными трубами:

  • Применять высококачественные глинистые растворы, дающие тонкие плотные корки на стенках скважин, снижать липкость глинистого раствора, вводить смазывающие добавки
  • Обеспечивать максимально возможную скорость восходящего потока глинистого раствора; перед подъемом бурильной колонны промывка скважин должна производиться до полного удаления выбуренной породы и приведения параметров глинистого раствора в соответствие с указанными в ГТН
  • Обеспечивать полную очистку глинистого раствора от обломков выбуренной породы
  • Регулярно прорабатывать в процессе бурения зоны возможного интенсивного образования толстых корок
  • Утяжелять глинистый раствор при вращении бурильной колонны
  • Следить в глубоких скважинах за температурой восходящего глинистого раствора, так как резкое снижение ее свидетельствует о появлении разрыва резьбовых соединений в колонне бурильных труб выше долота

Так же, частой причиной  аварии являются прихваты, поломка в скважине долот и турбобуров, поломка и отвинчивание бурильных труб и падение бурильного инструмента и других предметов в скважину.

Прихваты бурильных и обсадных колонн происходят по следующим причинам. 

  1. Вследствие перепада давлений в скважине в проницаемых пластах и непосредственного контакта некоторой части бурильных и обсадных колонн со стенками скважины в течение определенного времени.

  2. При резком изменении гидравлического давления в скважине в результате выброса, водопроявления или поглощения бурового раствора.

  3. Вследствие нарушения целостности ствола скважины, вызванного обвалом, вытеканием пород или же сужением ствола.

  4. При образовании сальников на долоте в процессе бурения или во время спуска и подъема бурильного инструмента.

  5. Вследствие заклинивания бурильной и обсадной колонн в желобах. Попадание в скважину посторонних предметов, заклинивания нового долота в суженной части ствола из-за срабатывания по диаметру предыдущего долота.

  6. В результате оседания частиц выбуренной породы или твердой фазы глинистого раствора при прекращении циркуляции бурового раствора.

  7. При неполной циркуляции бурового раствора через долото за счет пропусков в соединениях бурильной колонны.

  8. При преждевременном схватывании цементного раствора в кольцевом пространстве при установке цементных мостов.

  9. При отключении электроэнергии или выходе из строя подъемных двигателей буровой установки.

Для предупреждения прихватов необходимо:Аварии в скважине с обсадными трубами 

  • применять высококачественные глинистые растворы, дающие тонкие плотные корки на стенках скважин, снижать липкость глинистого раствора, вводить смазывающие добавки
  • обеспечивать максимально возможную скорость восходящего потока глинистого раствора; перед подъемом бурильной колонны промывка скважин должна производиться до полного удаления выбуренной породы и приведения параметров глинистого раствора в соответствие с указанными в ГТН
  • обеспечивать полную очистку глинистого раствора от обломков выбуренной породы
  • регулярно прорабатывать в процессе бурения зоны возможного интенсивного образования толстых корок
  • утяжелять глинистый раствор при вращении бурильной колонны
  • следить в глубоких скважинах за температурой восходящего глинистого раствора, так как резкое снижение ее свидетельствует о появлении разрыва резьбовых соединений в колонне бурильных труб выше долота

Основными причинами поломок буровых вышек являются:

  • Затаскивание талевого блока под кронблок из-за неисправности противозатаскивателя или невнимательности бурильщика.
  • Перегрузка фонарей вышек при расхаживании прихваченных бурильных колонн.

Аварии из-за поломок буровых лебедок, силовых приводов и другого наземного оборудования встречаются редко, но они, как и аварии с фонарями вышек, имеют затяжной характер.

Аварии этого вида происходит там, где профилактическому осмотру оборудования не уделяется должного внимания, это и ведет к поломке подшипников, звездочек, валов, трансмиссий, компрессоров, редукторов и т.п.

в редких случаях причиной таких аварий является заводской дефект.

В нашей компании выгодные цены на буровые установки ГНБ. Мы можем гарантировать, что, покупая FORWARD, вы приобретаете полный и надежный сервис. 

  • Аварии в скважине с обсадными трубами Описание объекта:
    • Расположение: Стамбул, Турция
    • Труба: (ПЭ) труба
    • Глубина: 6 метров
    • Почва: Каменистый грунт
    • Диаметр: 630 мм
    • Длина: 225метров
    • Оборудование: Установка ГНБ RX40×160
  • Аварии в скважине с обсадными трубами Описание объекта:
    • Расположение: Стамбул, Турция
    • Труба: 3×110 (ПЭ) трубы
    • Глубина: 8-9 метров
    • Почва: Каменистый грунт
    • Вид работ: переход под автодорогой
    • Диаметр: 110 мм
    • Длина: 200 метров
    • Оборудование: Установка ГНБ RX40×160
  • Аварии в скважине с обсадными трубами Описание объекта:
    • Расположение: Джакарта, Индонезия
    • Труба: 3×200мм
    • Вид работ: прокладкой электрических кабелей HDPE x3 8″ 150 KVA
    • Диаметр: 600 мм
    • Длина: 250метров
    • Оборудование: Установка ГНБ RX33×120 Plus
  • Как вытащить обсадные трубы из скважины?

    После организации на загородном участке системы автономного водоснабжения владелец получает в пользование качественный источник воды. По технологии бурения все скважины на воду должны быть укреплены обсадными трубами.

    Поэтому при аварии необходимость демонтировать трубы из скважины теоретически может коснуться каждого. Но успокоим домовладельцев — процедура эта чрезвычайно редко используется, а при профессиональной обсадке не понадобится никогда.

    Тем не менее, расскажем о том, как достать трубу из скважины.

    Какие трубы используются для обсадки скважины?

    Для обсадной колонны могут быть использованы трубы нескольких типов. Основное их отличие — материал.

    Стальная труба

    Наиболее надежный вариант для обсадки. Такие трубы выдержат любые нагрузки, которые могут возникнуть при давлении грунта, смещении геологических пластов и т.п. Обсадка из нержавеющей стали была бы идеальным решением, но они слишком дороги. Чаще используется обычная сталь 20.

    Да, стенки будут коррозировать в условиях постоянного контакта с водой, однако процесс этот небыстрый. Обсадная труба из черной стали со стенкой толщиной 4 мм сможет поддерживать герметичность скважины около 40 лет, так как скорость коррозии составляет приблизительно 0,1 мм в год.

    Срок службы 40 лет более чем достаточный для скважин, за это время многое может поменяться и, возможно, понадобится новая более производительная скважина взамен старой.

    Срок службы скважины со стальной обсадкой можно увеличить как минимум в два раза, если использовать двойную обсадку. То есть, если во внутреннее пространство стальной колонны будет помещена пластиковая эксплуатационная колонна.

    Пластик устойчив к коррозии, но в скважины ставится не так давно и поэтому предельный срок его службы в скважине опытным пока не определен. Теоретически считается, что пластик сможет продлить время жизни скважины на воду как минимум в два раза.

    При наличие пластиковой эксплуатационной колонны процесс демонтажа обсадных труб из скважины может осложниться.

    Аварии в скважине с обсадными трубами производство электросварных прямошовных труб из стали

    Пластиковая труба

    Пластик дешевле стали, гораздо легче по весу, имеет практически абсолютную устойчивость к водяной коррозии, но механически менее прочен, чем сталь. Обсадка одним пластиком не рекомендуется, так как смещение грунта может смять или сломать трубу.

    Даже небольшое сплющивание стенок недопустимо — уменьшение внутреннего диаметра обсадной колонны сделает невозможным поднятие на поверхность скважинного насоса. Обсадка пластиком возможна в случае, если скважина пробурена в прочных, стабильных грунтах на небольшую глубину.

    При этом рекомендуется использовать толстостенные трубы — толщина стенок 7-12 мм.

    Асбоцементные трубы

    Данный вид дешевле стальных, но обладают большим весом и высокой хрупкостью, что вызывает проблемы при доставке и монтаже. Асбест считается вредным для здоровья химическим соединением, что особенно опасно при постоянном контакте трубы с водой.

    В отличие от стальных и пластиковых колонн, стыки асбоцементных трубных соединений делаются не резьбой, а муфтами. Такое соединение не гарантирует достаточный уровень герметичности обсадной колонны.

    Техническая специфика использования соединительных муфт вынуждает либо увеличивать диаметр бурения скважины, что повышает цену, либо уменьшать диаметр обсадной колонны, что затрудняет подбор скважинного насоса необходимой мощности.

    Демонтаж скважинных труб

    Что может стать причиной демонтажа труб? Необходимость поднять обсадные трубы из скважины может понадобиться при ремонте источника водоснабжения, при критическом снижении уровня воды или ее чрезмерном загрязнении, выход из строя водоподъемного оборудования.

    Основными препятствиями для демонтажа могут стать материал трубной колонны, тип грунта и глубина скважины. Очевидно, что влажная глинистая почва будет с огромной силой удерживать трубы даже в при небольшой глубине.

    Читайте также:  Двойной крепеж для медных труб

    Сухая рыхлая почва даст шанс поднять трубы из более глубокой скважины. Большой вес и хрупкость асбоцементных колонн не позволит поднять их из пробуренного отверстия.

    В связи с этим список доступных методов ремонта скважины значительно сужается.

    Аварии в скважине с обсадными трубами вывинчивание обсадной трубы

    Пластиковые трубы легкие, их гладкие внешние стенки имеют более низкий коэффициент сопротивления. Однако и здесь недостаточная механическая прочность материала не позволяет тянуть трубы из-под земли с очень большим усилием.

    Существует риск отрыва части обсадной колонны по корпусу или по резьбовому соединению.

    Часто различные технически ухищрения по подъему обсадных труб настолько усложняют и удорожают этот процесс, что проще и дешевле пробурить новую скважину.

    Только стальные трубы увеличивают шанс подъема на поверхность всей обсадной колонны. Но даже прочная сталь не может гарантировать успешность этого процесса.

    При большой глубине скважины сила прилипания внешней стенки к влажному грунту может превышать энерговооруженность привода буровой машины.

    Учитывая, что в Подмосковье грунты в основном отличаются высоким содержанием воды, процесс демонтажа обсадных труб всегда проходит непросто. Другой осложняющий фактор — время. Чем дольше период нахождения в грунте, тем сложнее их достать.

    Методы демонтажа обсадных труб

    Демонтаж обсадных труб — это очень сложная задача. Как и в случае с обсадкой скважины, вытаскивать из земли установленные трубы должны профессиональные буровики, имеющие специальное оборудование. Кратко расскажем о нескольких способах.

    Трубы из мелких скважин можно поднять простым рычагом, на коротком конце которого будет петля или обжимной хомут. На длинное плечо рычага потребуется воздействовать определенным усилием. Рычаг можно заменить домкратом значительной мощности, учитывая то большое усилие, с которым почва держит колонну.

    Аварии в скважине с обсадными трубами ручное и машинное вытягивание обсадной трубы

    Метод раскачки и вращения обсадной колонны в сочетании с промывкой, которая облегчает движение в грунте и минимизирует трение. В данном случае высокая влажность грунта не мешает, а помогает поднять трубу, так как раскачка создает зазор между стенкой скважины и внешней поверхностью обсадной трубы, снижая степень сцепления.

    Если поднять надо большую обсадную колонну из стали, соединенную между собой резьбовыми соединениями или сваркой, можно использовать талевую оснастку (систему), также называемую полиспаст. На верхний конец крепится хомут, к хомуту — стальные тросы.

    Полиспаст начинает тянуть колонну из отверстия. Если часть колонны оторвется, то поднятый фрагмент удаляется, а в землю опускается приспособление для захвата оставшейся части.

    Метод не будет эффективен при большом диаметре скважин, а также при наклонном расположении выработки.

    Обсадные трубы б/у?

    Аварии в скважине с обсадными трубами трубы, бывшие в употреблении

    Категорически не советуем обсаживать даже мелкую скважину трубами, бывшими в употреблении. Не известно, для каких целей их использовали и что по ним перекачивали.

    Трудно определить реальный износ стенок и предположить, сколько еще они прослужат. А как же старый материал, бывший в употреблении, попадает на рынок? Такой «товар» является результатом ремонта скважины.

    В основном колонны, которые были вытащены, идут на металлолом.

    Демонтировать трубы или нет?

    Окончательное решение демонтировать обсадные трубы или ликвидировать старую скважину и бурить новую, в каждом конкретном случае можно принять только учтя все факторы и сделав расчет денежных затрат. Вариант с подъемом обсадных труб рассматривается в самую последнюю очередь, когда другие способы оживить скважину и улучшить качество водоснабжения признаны неэффективными.

    Причины замены обсадной трубы в скважине

    При постоянной эксплуатации скважины может произойти ее засорение или повреждение. Обсадная колонна служит порядка 40-50 лет при правильном использовании, но иногда поломки случаются чаще. Скважина – это котлован, из которого на поверхность поступает вода. Обсадка нужна для перекачки воды со дна котлована к поверхности и защиты стенок от обрушения.

    Чаще всего обсадка повреждается из-за:

    • нарушения целостности канала;
    • образования затора па пути водоподачи;
    • коррозии;
    • заиливания воды.

    В некоторых случаях поможет незначительный ремонт, например, вставка вкладыша из полимера. Но чаще всего приходится прибегать к замене обсадной трубы.

    Если вода начала мутнеть или плохо поступать по каналу, вызывайте специалистов. Откладывание ремонта может привести к выходу из строя всего оборудования. Для замены обсадки скважины специалисты составят смету.

    Компания «Биикс» использует инновационную технику и оборудование, чтобы быстро осуществить замену обсадки на любой глубине. Перед ремонтом проводится полная диагностика, которая дает возможность определить причину и сложность дефекта.

    Мастера могут сделать:

    • капитальные ремонтно-восстановительные работы;
    • полную замену механизма;
    • герметизацию канала без удаления элементов.

    При засоре они прочистят канал, проверят давление и герметичность. Цена рассчитывается по сложности работы.

    Аварии в бурении

    Бурение скважин — сложный и трудоемкий процесс, требующий высокой квалификации буровой бригады и применения качественного бурового оборудования.

    Использование подъемных механизмов, мощных двигательных приводов, агрегатов работающих с высоким давлением делает эту работу опасной как в плане травматизма так и с точки зрения аварийности .

    Бурение скважин на нефть и разведку полезных ископаемых контролируется инспекторами Ростехнадзора — организации выполняющей надзор за всеми видами сложных и опасных работ с применением машин и механизмов. Кроме того на подобных работах должны жестко соблюдаться нормы техники безопасности и охраны труда.

    Бурение неглубоких бытовых скважин на воду в Тюмени конечно не представляет опасности для жизни и здоровья заказчика и буровой бригады, но аварии происходят с завидной регулярностью — как правило они приводят к тому что довести скважину до рабочего состояния не удается. Это чаще всего отражается на заказчике — в основном потеря времени и денег, а также материальный ущерб нанесенный его имуществу при бурении.

    Основные причины аварий в бурении скважин на воду — как и везде — либо человеческий фактор либо неисправное (или заведомо неправильно сконструированное) оборудование для бурения.

    При бурении нам часто приходится слышать истории о некачественно пробуренных скважинах от наших заказчиков.

    Ниже приведены несколько из них — все аварии происходили в Тюмени при бурении скважин с помощью переносных ручных установок.

    1. Выброс обсадной трубы из скважины

    При бурении скважины в СНТ «Суходолье» малогабаритной установкой была пробурена и обсажена скважина глубиной 24 метра.

    Из-за неопытности буровой бригады при спуске обсадной колонны фильтровая водоприемная часть была «замазана» глиной из водоупорного вышележащего слоя — в итоге фильтр не пропускал воду вообще. Попытки промыть фильтр насосом результата не дали.

    При пробной откачке из скважины откачали всю воду досуха (это делать категорически запрещено — но на установке работали наемные сезонные работники, которым показали как собирать и включать установку, на этом обучение закончилось).

    Поскольку затрубное пространство было заполнено до уровня земли буровым раствором с высокой плотностью — колонна труб из-за излишней плавучести «выстрелила» вверх как пустая бутылка из воды — произошел выброс обсадной колонны.

    Трубы выдавило на высоту примерно 16 метров, после чего, не выдержав запредельной нагрузки труба обломилась по резьбовому соединению и упала, оборвав при этом линию электропередач проходящую по границе участка — вся улица осталась без электроэнергии.

    Горе-буровикам еще повезло — труба упала буквально в паре метров от дорогой иномарки хозяина. Излишне говорить что скважину пришлось бурить заново.

    Во избежание подобных эксцессов при бурении трубы при первичной прокачке зажимаются в специальный трубный захват который закреплен на раме буровой установки на базе автомобиля.

    При бурении переносной ручной установкой это делать бессмысленно ее вес около 150 кг и при подобных авариях ее просто опрокидывает.

    Усилие трубы на всплытие составляет как правило 300-400 кг, удержать ее с помощью ручных захватов 2-3м рабочим обычно входящим в состав бригады переносной установки тоже нереально.

    2. Обрыв бурового инструмента

    Еще одна распространенная причина аварий в бурении скважин — обрыв колонны буровых штанг. Чаще всего это происходит из-за низкого качества самого инструмента — как правило ручные установки комплектуются буровыми штангами изготовленными в кустарных гаражных условиях из обычной водопроводной трубы с приваренными встык замками.

    Такие «штанги» не выдерживают сколько-нибудь серьезных нагрузок, и при попадании в слой гравия сцементированного глиной (как правило он встречается в подошве водоноса) просто обламываются по сварному шву.

    Подобный случай был у заказчика СНТ «Дубрава» в районе Решетниково. Бурильщики уже прошли водоносный слой и решили еще заглубиться под отстойник — в итоге бур обломился и вместе с 2-мя штангами остался в скважине.

    Специализированного ловильного инструмента у буровиков не было — в итоге скважину пришлось бросать и бурить на следующий день новую, отступив 3 метра в сторону — что доставило заказчику большие неудобства, место было выбрано специально для дальнейшего обустройства скважины и ввода воды в дом.

    3. Прихват бурового инструмента и обвал стенок необсаженой скважины при попадании на плывун

    Одна из частых причин аварий при бурении скважин в Тюмени — попадание на плывун. Он заполняет ствол скважины и не позволяет опустить обсадные трубы на нужную глубину, также возможен обвал стенок и заклинивание бурового инструмента.

    При установке фильтра в зону плывуна — так часто делают при использовании малогабаритных переносных установок, не имея мощности и технологии чтобы его «пробить» — скважина будет постоянно давать мутную воду с песком и в итоге очень быстро заилится.

    Читайте также:  Самодельные банные котлы из трубы

    Мы уже выполняли бурение на плывун в СНТ «Солнечный» после неудачной попытки буровиков с переносной ручной установкой. При первичном осмотре хозяин показал нам итог работы «буровиков» — из земли торчала труба обмотанная каким-то подобием строительной сетки с крупной ячеей, прикрученной на саморезы.

    Пробурив 10 метров «буровики» смогли опустить только три метра труб! При этом они не постеснялись взять с хозяина оплату за эти три метра как за разведочное бурение. Естественно что никакой воды из этой «скважины» получить не удалось.

    В паре метров от этого «безобразия» нами была пробурена полноценная скважина глубиной 14 метров и дебитом около 3-4 куб. м. в час.

    Наша буровая установка УБМ-30 специально предназначена для проходки песчаных плывунов и неустойчивых пород в районе озера Андреевское — п.Боровский, Юрты, СНТ «Промстроевец», СНТ «Солнечное», СНТ «Мичуринец-2», р-н музея-заповедника и т.п.) — на их территории бурение переносными буровыми установками зачастую заканчивается авариями или осложнениями.

    Мы используем технологию сепарации бурового раствора, которая позволяет эффективно осаждать даже мелкий песок который составляет основную фракцию плывунов и тем самым обеспечивать стабильную обсадку.

    Также при необходимости мы применяем специализированные химические высокотехнологичные реагенты для обеспечения устойчивости стенок скважины до обсадки (бентопорошки, гелевые составы и т.п.

    — широко применяются в бурении скважин для нефтедобычи и в горизонтальном направленном бурении).

    Это позволяет нам добиться почти 100%-й результативности при бурении скважин по сложным разрезам, по которым малогабаритные переносные установки зачастую бессильны. Мы постоянно выполняем работы в этих районах и успешно справляемся с такими сложными скважинами.

    4. Сдавливание обсадных труб и прихват насоса

    Аварии в скважине с обсадными трубами

    Ради удешевления погонного метра закупается дешевое сырье. Один из наших коллег-буровиков приобрел дешевые обсадные трубы у компании-перепродавца из соседнего региона. В итоге при установке их в скважину произошло сдавливание трубы на глубине около 20 метров и заклинивание насоса — скважина стала непригодной для использования. Как оказалось в дальнейшем трубы были изготовлены из дешевого вторичного сырья — в итоге марка полиэтилена оказалась сильно заниженной, не способной выдержать необходимую нагрузку. Извлечь трубы не удалось, верхняя труба оборвалась по резьбовому соединению — пришлось бурить новую скважину.

    Застревание насоса в обсадной трубе также может произойти из-за низкой компетенции буровой бригады и неправильного выбора фильтра либо установки фильтра в плывун.

    Через слишком крупный фильтр в скважину попадает мелкий песок, в силу своей подвижности и текучести он может подниматься по стволу скважины практически до динамического уровня. Насос засасывает в песок и извлечь его можно только с помощью услуги промывки скважины водой или эрлифтом.

    Подобная услуга по извлечению насоса стоит примерно 7-10 тысяч рублей, и не всегда оказывается успешной, да и скважину с неправильно подобранным фильтром скорее всего придется перебуривать по новой.

    5. Провал грунта вокруг скважины

    Аварии в скважине с обсадными трубами

    Провал грунта вокруг скважины Еще одной аварией которая встречается довольно редко но все таки встречается является провал грунта вокруг ствола скважины в процессе бурения. Самым известным примером такой аварии является газовый кратер Дарваза в Туркменистане — в результате бурения скважины для добычи природного газа буровики угадали на обширную полость заполненную газом. Произошел провал и образовалась воронка диаметром в несколько сот метров куда рухнула буровая установка. Это место является местной достопримечательностью для туристов, выходящий оттуда газ до сих пор горит, образуя незабываемую картину особенно в ночное время.

    Конечно, в бурении скважин на воду таких опасностей не предвидится, но, тем не менее, при нарушении технологии бурения на неустойчивых плывунных разрезах возможна просадка грунта. Именно по этой причине не рекомендуется бурить скважины близко к фундаментам и капитальным строениям.

    С другой стороны, в местах, где водоносный слой перекрыт мощной толщей глиняных пластов — так называемой кровлей, вероятность таких провалов ничтожно мала и ее практически можно не брать в расчет.

    Сан самыч

    Аварии в скважине с обсадными трубами Здравствуйте уважаемые читатели «Сан Самыча». В предыдущей части статьи мы разобрали, какие могут быть скважины и какие обязательные элементы должны быть у любых источников подземной воды.  Также я рассказал историю про своего приятеля, который, доверившись мастерству бурильщиков, в результате получил скважину, по сути — абиссинский колодец, мягко сказать, очень неудобную в эксплуатации.

    В продолжение статьи мы разберем другие типичные ошибки при обустройстве скважины и их последствия.

    Ошибка №2. Давайте его поднимем

    Позвонила знакомая с жалобой, что очень часто приходится менять картриджи фильтров тонкой очистки. У неё скважина глубиной 27 метров, насосная станция на основе погружного насоса.

    Первый вопрос, который я задал ей по приезде: ставился ли на скважине фильтр? Ответ меня не удивил: «А я не помню. А он должен стоять? А давайте поднимем его и почистим».

    Аварии в скважине с обсадными трубами Вообще-то, скважинный фильтр, сделанный по всем правилам, это еще то сооружение. По-моему, его невозможно не запомнить. Это перфорированная (с дырками) труба, обмотанная проволокой или сеткой с мелкой ячейкой, длиной иногда больше двух метров. Кроме того, перед посадкой обсадной трубы или в процессе её опускания, на дно скважины бурильщики должны высыпать несколько ведер щебенки.

    Фильтры, как правило, ставятся на все время эксплуатации скважины, и почистить его – задача не менее сложная, чем пробурить новую скважину. Пытаются чистить, правда, заливая скважину водой под напором, накачивая её компрессором и даже взрывая внутри небольшие заряды. На некоторое время, возможно, хватает.

    Подняв насос, я прочистил встроенные в нем грубые фильтры и немного укоротил напорную трубу, чтобы насос занял положение в скважине  на метр выше прежнего. Увы, не зная, стоит ли в скважине фильтр, я сделать и посоветовать больше ничего не мог. Разве что сыпануть на дно скважины ведро-другое мелкой щебенки.

    Я надеюсь, Вы поняли, что желательно проконтролировать тех, кто Вам делает скважину, в плане установки скважинного фильтра, чтобы они ни в коем случае на этом не экономили. Я нередко встречал скважины вообще без фильтров. Последствия, я Вам скажу, плачевные, как для насосов, так и для их хозяев.

    Ошибка №3. Почему весной вода мутная?

    Как то  по весне заехали к подруге жены, живущей в своем доме. И в разговоре она заметила, что у неё каждую весну вода из скважины становится мутной и непригодной для питья. Я, подойдя к скважине, скрытой на дне небольшого кессона, сделанного из большой выварки, подковырнул землю носком ботинка.

    Все стало понятно. Ни о каком глиняном замке здесь, похоже, даже не слышали. Мало того, импровизированный кессон ни на сантиметр не возвышался над окружающей почвой и был прикрыт обыкновенной для этой большой кастрюли крышкой. А вокруг еще лежали остатки снега.

    Открыв крышку, я увидел остатки старого матраца, прикрывающего устье скважины и выходящую из неё трубу. И все.

    Вода просачивалась в сам кессон. Вода по стенкам выварки проходила в землю. И также легко  по стенкам обсадной трубы она попадала в воду скважины, смешиваясь с ней и неся с собой поверхностную муть.

    Объяснять что-либо этой женщине было бесполезно. Тем более, что она уже привыкла каждую весну бегать за питьевой водой к соседям. Видимо, так проще и легче.

      Другие ошибки. И чего они только не делают…

    Признаться честно, очень редко встречал обустроенные по всем правилам скважины. И совершенно непонятно кто именно пытался сэкономить на этом. То ли мастера по добыче воды, уменьшая себестоимость скважины и увеличивая свой навар, то ли сами хозяева, уменьшая объем оплачиваемых работ и увеличивая по незнанию  собственную головную боль.

    Неполная, но оплаченная обсадка трубой скважины приводит к обвалу основания скважины и уменьшению полезного объема и высоты водяного столба, а может привести и к выходу из строя насоса или насосной станции.

    Плохо сделанные сварные швы между трубами обсадки могут пропускать грунтовые воды и уже оставили на дне скважин не один десяток погружных насосов, которые никогда не увидят своих хозяев.

    В принципе, можно продолжить в том же духе, но стоит ли?! Мне кажется, и так понятно, что, несмотря на кажущуюся простоту, скважина или колодец не совсем простое сооружение. И, как источник водоснабжения Вашего дома, иногда единственный, требует к себе, особенно при обустройстве, повышенного внимания.

    Добыча нефти и газа

      Авариями в процессе бурения называют поломки и оставление в скважине частей колонн бурильных и обсадных труб, долот, забойных двигателей, потерю подвижности (прихват) колонны труб, спущенной в скважину, падение в скважину посторонних металлических предметов.

          4.2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АВАРИЙ И ИХ ПРИЧИНЫ.

          Основными видами аварий являются прихваты, поломка в скважине долот и турбобуров, поломка и отвинчивание бурильных труб, падение бурильного инструмента и других предметов в скважину.

          В основном прихваты бурильных и обсадных колонн происходят по следующим причинам.

          1.  Вследствие перепада давлений в скважине в проницаемых пластах и непосредственного контакта некоторой части бурильных и обсадных колонн со стенками скважины в течение определенного времени.

          2.  При резком изменении гидравлического давления в скважине в результате выброса, водопроявления или поглощения бурового раствора.

    Читайте также:  Труба фазоинвертора сделай сам

          3.  Вследствие нарушения целостности ствола скважины, вызванного  обвалом, вытеканием пород или же сужением ствола.

    •       4.  При  образовании сальников на долоте  в процессе  бурения  или во время
    • спуска и подъема бурильного инструмента.
    •       5.  Вследствие заклинивания бурильной и обсадной колонн в желобах,  заклинивания бурильного инструмента из-за попадания в скважину посторонних предметов, заклинивания нового долота в суженной части  ствола из-за сработки по диаметру
    •  предыдущего долота.

          6.  В результате оседания частиц выбуренной породы или твердой фазы глинистого раствора при прекращении циркуляции  бурового раствора.

          7.  При неполной циркуляции бурового  раствора через долото за счет пропусков в соединениях бурильной колонны.

          8.  При преждевременном схватывании цементного  раствора в кольцевом пространстве при установке цементных мостов.

          9.  При отключении электроэнергии или выходе из строя подъемных двигателей буровой установки.

          Поломка долот вызывается спуском дефектных долот при отсутствии надлежащей проверки их, чрезмерными нагрузками на долото и передержкой долот на забое. Заклинивание  шарошек возникает вследствие  прекращения вращения шарошек на  забое скважины, т. е. происходит прихват их на осях. Чаще всего происходит поломка подшипников шарошек колонковых и трехшарошечных долот.

    1.       Поломки турбобура происходят вследствие разъедания буровым раствором, развинчивания и вырывания верхней резьбы корпуса из нижней резьбы переводника и отвинчивания ниппеля с оставлением в скважине турбины.
    2.       Наибольшее число аварий с бурильными трубами при бурении гидравлическими забойными двигателями связано с разъеданием резьб промывочной жидкостью.
    3.       Падение бурильной колонны в скважину, являющееся одним из самых тяжелых видов аварии, происходит вследствие толчков и ударов бурильной колонны о выступы на стенках скважины, открытия элеватора при случайных задержках бурильной колонны во время спуска, резкой посадки нагруженного элеватора на ротор при неисправности тормоза лебедки и при обрыве талевого каната и падении талевого блока на ротор.

          4.3.  МЕРЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ АВАРИЙ:

          4.3.1. С БУРИЛЬНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ.

    •       Для предупреждения прихватов необходимо:
    •       1.  применять высококачественные  глинистые растворы, дающие тонкие плотные корки на стенках скважин, снижать липкость глинистого раствора, вводить смазывающие добавки;
    •       2.  обеспечивать максимально возможную  скорость восходящего потока глинистого раствора; перед подъемом бурильной колонны промывка скважин должна производиться до полного удаления выбуренной породы и приведения параметров глинистого раствора в соответствие с указанными в ГТН;
    •       3.  обеспечивать полную очистку глинистого раствора от обломков выбуренной породы;
    •       4.  регулярно прорабатывать в процессе бурения зоны возможного интенсивного образования толстых корок;
    •       5.  утяжелять глинистый раствор при вращении бурильной колонны;
    •       6.  следить в глубоких скважинах за температурой восходящего глинистого раствора;
    •       7.  при вынужденных остановках необходимо;
    •        (а)   через каждые 3-5 мин. расхаживать бурильную колонну и проворачивать ее ротором;
    •     (b)   при отсутствии электроэнергии подключить аварийный дизель-генератор бурильную колонну периодически расхаживать;  при его отсутствии  бурильный инструмент следует разгрузить примерно на вес, соответствующий той части колонны труб, которая находится в необсаженном интервале ствола, и прекратить промывку, периодически возобновляя ее при длительной остановке;
    1.     (с)   в случае выхода из строя пневматической муфты подъемного, механизма следует немедленно установить аварийные болты  расхаживать бурильную колонну или поднимать ее;     8.  для предотвращения прихвата бурильной колонны при использовании утяжеленного глинистого раствор следует систематически применять профилактические добавки
    2.       Основными мерами предупреждения аварий с бурильными трубами являются:
    3.      1.  организация учета и отработка бурильных труб в  строгом соответствии с инструкцией;
    4.      2.  технически правильный монтаж труб и замков,  обеспечиваемый  предварительным осмотром и обмером;
    5.      3.  организация обязательной профилактической проверки всех труб после окончания бурения скважины путем наружного осмотра,  проверки основных размеров и гидравлического испытания;
    6.      4.  обязательное крепление всех замковых, соединений машинными;
    7.      5.  использование предохранительных колпаков или колец, навинчиваемых на резьбу замков;

         6.  бесперебойное снабжение буровых специальными  смазками.

          Для предотвращения открытия элеватора  при  спуске бурильной  колонны бурильщикам необходимо хорошо знать состояние ствола скважины, наличие в ней уступов и при приближении к ним замедлять спуск.

          4.3.2. С ДОЛОТАМИ.

          Чтобы предотвратить аварии, связанные с поломкой  долот, необходимо:

          1.  перед спуском долота в скважину проверить его  диаметр, а также проверить замковую резьбу, сварочные швы  лап и корпуса и промывочные отверстия — наружный осмотр, насадку шарошек на цапфах — вращением от руки;

          2.  бурить в  соответствии с  указаниями геолого-технического наряда. Особое внимание должно быть обращено на очистку промывочной жидкости;

          3.  поднятое  из скважины долото отвинчивать при помощи долотной доски, промывать водой, подвергать наружному осмотру и замеру.

          Рекомендуется  периодически очищать забой скважины от металла магнитным фрезером или забойным шламоуловителем.

          4.3.3. С ЗАБОЙНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ.

          Для предотвращения аварий с турбобурами надо проверять крепление гайки, переводника, ниппеля и вращение вала у каждого турбобура; такая проверка турбобура, поступившего с завода-изготовителя, производится на базе бурового предприятия, а турбобура, поступившего из ремонта — на буровой. Аварии с бурильными трубами часто бывают при роторном бурении, скважин. Одна  из основных причин этих аварий  совокупность всех напряжений, возникающих в трубах, особенно при местных пороках в отдельных трубах. С последним относятся разностенность труб, наличие внутренних напряжений в трубах, особенно  в их высаженной части, как следствие неправильно проведенного технологического процесса по изготовлению труб, и дефекты резьбового соединения труб.

    Ликвидация аварий в скважине

    Авария может быть успешно ликвидирована при правильном выборе способа извлечения аварийного буро­вого  снаряда из скважины.

    При обрыве бурильных труб вначале определяют причину, место и характер обрыва. Место обрыва и расположение труб в скважине определяют путем спуска в скважину печати. По характеру обрыва выбирают ловильный инструмент (метчики ловильные, колокола ловильные).

    Если бу­ровой снаряд не прихвачен, то его подъем из скважины не вызывает затруднений.

    В процессе обрыва могут возникнуть следующие затруднения: уход верхней части оборванных труб в сторону при наличии каверны или интенсивной разра­ботки ствола скважины; прихват оборванного снаряда в сква­жине; расклинивание оборванного снаряда бурильными тру­бами или соединениями при двойном обрыве или падении бурильных труб в скважину.

    • При уходе оборванного снаряда в сторону ловильный инст­румент спускают в скважину совместно с отводными крючка­ми или приспособлениями с целью его центрации в скважине и облегчения операции по соединению с ловильным инстру­ментом.
    • В случае расклинивания аварийного снаряда и его прихвата в скважину спускают ловильный инструмент с левой резьбой и аварийный снаряд развинчивают и извлекают по частям.
    • Если аварийный снаряд значительно расклинен соедине­ниями, особенно муфтово-замковыми, что вначале их разбу­ривают твердосплавной коронкой, а потом развинчивают сна­рядом с левой резьбой.

    Наиболее распространенными и сложными авариями по их ликвидации являются прихваты. При обнаружении прихва­та вначале пытаются восстановить циркуляцию промывочной жидкости и выяснить возможность вращения бурового снаря­да.

    Если это возможно, то следует попытаться поднять буро­вой снаряд с вращением при максимальной промывке.

    При невозможности поднять бурильные трубы этим способом, сле­дует пытаться поднять их с помощью натяжки лебедки или гидравлической системой станка.

    Если эти меры не дают положительного результата, то ко­лонну бурильных труб нужно отвинтить в противоаварийном переходнике и поднять ее из скважины.

    В случае отсутствия противоаварийного переходника колонну развинчивают бу­рильными трубами с левой резьбой, оснащенными левым мет­чиком или колоколом и поднимают ее по частям. После этого пытаются поднять колонковый набор из скважины.

    Если ко­лонковая труба прихвачена, то можно попытаться ее освобо­дить с помощью погружного гидравлического вибратора.

    При невозможности освободить трубу этим способом (в случае прижога твердосплавной коронки) выбуривают переходник у колонковой тру­бы и керн внутри нее колонковым набором меньшего диамет­ра и продолжают бурение скважины.

    Если по геологическим причинам перейти на меньший диаметр невозможно, то при­хваченную трубу разбуривают фрезой типа ФН. В зависимо­сти от конструкции скважины можно осуществить обурива-ние колонковой трубы снарядом большего диаметра. При не­возможности обуривания или разбуривания колонковой тру­бы следует разрезать ее труборезом и поднять по частям. В случае невозможности ликвидации аварии из-за ее осложне­ния устанавливают отклоняющий клин над аварийным снаря­дом и забуривают новый ствол скважины.

    При ликвидации аварий с обсадными трубами пользуются следующими методами. В случае развинчивания нижних труб обсадной колонны и отклонения их в сторону, вначале пыта­ются их отцентрировать с помощью деревянного корпуса, спущенного на бурильных трубах. Затем путем вращения верхней части колонны обсадных труб пытаются соединить ее с нижними трубами.

    Если трубы не удается соединить этим способом, то необ­ходимо поднять верхнюю часть обсадной колонны из скважи­ны, а затем захватить и поднять развинтившиеся трубы с по­мощью трубного метчика или труболовки, спускаемых на бу­рильных трубах. Таким способом ликвидируются и аварии, связанные с протиранием стенок обсадных труб в процессе бурения.

    Для ликвидации аварий, связанных с наличием мелких предметов в скважине (падение ключей, куски матриц и др.), применяют фрезерные коронки, механические и магнитные ловушки.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector