Как называется технология одним из приемов которой является прием подзорная труба

Теория решения изобретательских задач одна из самых противоречивых методик. Кто-то активно внедряет в свои проекты, а кто-то до сих пор не может разобраться, что это такое и как это работает. Разбираемся.

В 1946 году советский инженер, учёный и писатель-фантаст Генрих Альтшуллер начал изучать приёмы решения задач, чаще всего используемые изобретателями. Всего он выделил 40 приёмов, которые назвал теорией решения изобретательских задач.

Он пришёл к выводу, что решение технической задачи приводит к моменту, когда ответа на вопрос ещё нет, а вариантов много. В такой ситуации оказывается каждый изобретатель. Также Альтшуллер заключил, что самое эффективное решение задачи достигается при помощи ресурсов (материальных, временных, пространственных, человеческих и так далее), которые у вас уже есть. Тогда ответ станет очевидным.

В 80-х годах эту теорию брали за основу методики преподавания в советских школах и использовали на заводах. Но позже эта практика забылась.

Как называется технология одним из приемов которой является прием подзорная трубаГенрих Саулович Альтшуллер

Сегодня ТРИЗ имеет широкое признание во всем мире. Ведущие производственные компании используют методы и инструменты ТРИЗ в своей работе — Samsung, LG, Gillette, HP, Intel, Boeing, Xerox, Ford, Toyota, Kodak, Johnson&Johnson и другие.

Каждый год проходят всемирные конференции ТРИЗ, активно ведут свою деятельность Международная, Азиатская и Европейская ассоциации ТРИЗ. В 1998 году в США открылся Институт Альтшуллера для обучения инженеров и менеджеров.

ТРИЗ, или теория решения изобретательских задач — набор методов решения задач и усовершенствования систем, в основе которых лежит креативный подход. То есть это едва ли не единственная системная теория обучения творчеству, поэтому в решении задач по ТРИЗ нет оценок и единственного правильного ответа.

Цель ТРИЗ: развитие гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящным и эффективным способами.

Например, как избавиться от шнуровки на кроссовках, но сделать их закрытыми?

  • Одно из решений — найти лоскуток и перемотать им кроссовок вместе с подошвой.
  • Второе — пришить крючки или даже пуговицы.
  • Третье — склеить части кроссовках с помощью скотча, лоскутка ткани или просто пришить липучку.

Сейчас мы легко представляем эту фурнитуру в своей повседневной жизни. До 80-х годов липучки не существовало. Её роль выполняли плоды репейника. Так что липучка — изобретение, которое появилось в ходе решения какой-то подобной задачи.

Как называется технология одним из приемов которой является прием подзорная труба

Расшифровка аббревиатуры ТРИЗ намекает, что есть некие изобретательские задачи. И именно тогда, когда они возникают, начинается потребность в применении теории.

Изобретательская задача — это задача, которую не удается решить известными или очевидными способами. Поэтому возникает необходимость в изобретении, которое позволит выиграть, при этом ничего не проиграв.

Первый шаг на пути к изобретению: переформулировать задачу так, чтобы сама формулировка отсекала неэффективные пути решения.

  • Всё должно остаться так, как было,
  • ЛИБО должно исчезнуть вредное, ненужное качество,
  • ЛИБО появиться новое, полезное качество.

Таким образом, обычная задача становится изобретательской, когда для её решения необходимо устранить противоречие или другими словами — прийти к идеальному конечному результату (ИКР).

Например, автобус должен быть коротким, чтобы иметь высокую маневренность на узких улицах. С другой стороны, автобус должен быть длинным, чтобы вмещать больше пассажиров. Это простой пример противоречия — автобус одновременно должен быть длинным и коротким.

Прорывное решение — автобус с гармошкой или двухэтажный автобус: одновременно и длинный и короткий.

Как называется технология одним из приемов которой является прием подзорная труба

Противоречие — отношение двух понятий и суждений, каждое из которых является отрицанием другого.

В ТРИЗ существует три вида противоречий. В списке они расположены от самого простого по разрешению к самому сложному:

  • Административное противоречие возникает, когда «нужно улучшить систему, но я не знаю как или не имею на это права».

Это противоречие может быть нейтрализовано изучением дополнительных материалов или принятием административных решений — то есть поиском ресурсов, с помощью которых это противоречие можно разрешить.

  • Техническое противоречие возникает, когда улучшение одного параметра системы приводит к ухудшению другого параметра.

Например, крыло самолёта должно быть прочным — для этого нужно больше материала. Но оно должно быть лёгким — но тогда оно не будет прочным.

  • Физическое противоречие: «для улучшения системы какая-то её часть должна находиться в разных физических состояниях одновременно, что невозможно».

Это самое сложное противоречие, потому что оно упирается в физические законы природы.

Пример ТРИЗ-задачи. От «морской болезни» страдают ещё и космонавты. В космосе лекарства усваиваются организмом иначе, чем на суше, поэтому принимать их нужно часто и небольшими порциями, потому что в больших дозировках препарат будет вреден для организма.

Как сделать так, чтобы космонавтам не приходилось регулярно отвлекаться на приём лекарства, учитывая, что большая доза препарата будет слишком вредна для организма?

Вариант решения. Нужно, чтобы при минимуме действий препарат поступал в организм и при этом усваивался поэтапно. Для этого учёные изобрели пластырь, избавляющий от симптомов морской болезни: активное вещество проникает в организм через кожу, и дозировка при этом не нарушена. По этому же принципу появились противозачаточные и противоникотиновые пластыри.

Как называется технология одним из приемов которой является прием подзорная труба

Как мы написали выше, устранение противоречия должности привести к идеальному конечному результату (ИКР).

Идеальный конечный результат (ИКР) — это ситуация, когда нужное действие получается без каких-либо затрат (потерь), использования внешних ресурсов, усложнений и нежелательных эффектов.

При формулировании идеального конечного результата желательно применять слово «самостоятельно» (сам, сама, само, сами). Обычно используют три формулировки:

  • Система самостоятельно выполняет данную функцию.
  • Системы нет, а функции её выполняются с помощью ресурсов.
  • Функция не нужна.

Правильная формулировка ИКР заставляет сделать так, чтобы достижение решения задачи было по возможности бесплатным, то есть с использованием только тех ресурсов, которые у нас уже есть.

Для начала обозначим, что ресурсами называется всё, что может быть полезно для решения задачи.

Классификация ресурсов:

  • Материально-вещественные: деньги, детали, оборудование.
  • Информационные: социальные каналы, носители информации — книги.
  • Время.
  • Пространство: площадь, объем и так далее.
  • Человеческие (сюда же относятся каналы человеческого восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание).
  • Другие ресурсы: события прошлого, имидж, культура.
  • Энергетические ресурсы и поля: тепловая, электрическая, атомная энергия, звуковые сигналы и так далее.

 Курсы Нетологии

Узнать больше

  • Soft skills — это надпрофессиональные навыки, которые помогают любым специалистам в любой отрасли быть востребованными
  • Сможете прокачать навыки, чтобы быстро решать задачи, убедительно аргументировать свою позицию, грамотно выстраивать коммуникацию — без лишних эмоций и стресса ????

Всего по Альтшуллеру выделяется 40 приёмов. Расскажем о нескольких из них:

 Принцип дробления

  • Разделить объект на независимые части.
  • Выполнить объект разборным.
  • Увеличить степень дробления объекта.

 Принцип объединения

  • Соединить однородные или смежные объекты.
  • Объединить во времени однородные или смежные операции.
  • Один объект разместить внутри другого.

 Принцип посредника

  • Использовать промежуточный объект, передающий или переносящий действие.
  • На время присоединить к объекту другой (легкоудаляемый) объект.

 Принцип проскока: вести процесс или отдельные его этапы (например, вредные или опасные) на большой скорости.

 Принцип дешевой недолговечности взамен долговечности: заменить дорогой объект набором дешёвых объектов, поступившись при этом некоторыми качествами (например, долговечностью).

Так как ТРИЗ изначально применялась для решения технических изобретательских задач, была разработана специальная таблица, в которой по вертикали располагаются технические характеристики, которые по условиям задачи необходимо улучшить, а по горизонтали — характеристики, которые недопустимо ухудшить.

На пересечении граф таблицы указаны номера приемов, которые с наибольшей вероятностью могут устранить возникшее техническое противоречие.

Таблица в полном размере по ссылке

ТРИЗ основывается на следующих методах поиска решений:

 Мозговой штурм — когда проблема активно обсуждается несколькими участниками. Каждому из них нужно высказывать как можно больше вариантов решения задачи, в том числе самых фантастичных.

 Синектика или метод аналогий — сравнение и нахождение сходства между объектами. Или представление себя в качестве предмета или явления в проблемной ситуации. Этот метод эффективен в паре с мозговым штурмом.

 Морфологический анализ — поиск решений для отдельных частей задачи. С целью последующего сочетания этих решений.

 Метод фокальных объектов — поиск ассоциаций исследуемого объекта со случайными объектами. К объекту примеряются свойства других, никак не связанных с ним объектов.

 Метод Робинзона — поиск максимально разнообразных способов применений к предмету.

 Системный оператор — поиск связей между объектами, которые в дальнейшем можно связать в систему

  •  Сформулируйте изобретательскую задачу.
  •  Определите, к какому виду противоречий она относится.
  •  Сформулируйте идеальный конечный результат.
  •  Определите, какие ресурсы, которыми вы обладаете, могут быть использованы для ее решения.
  •  Примените один из приемов решений одним из методов решения.
  •  Проанализировать результат.

Таким образом, ТРИЗ — это поиск решения нестандартных проблем в известном поле знаний. Несмотря на множество терминов, как можно увидеть из описания приёмов и методов, ТРИЗ — это то, что мы ежедневно применяем в своей жизни, но просто не называем этой аббревиатурой.

Читать также

Soft skills: что это и зачем они нужны в работе

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Теодолиты: устройство, правила работы — надо брать!

Теодолит представляет собой геодезический прибор, предназначенный для измерения горизонтальных и вертикальных углов. Он используется при топографических, геодезических работах, в строительстве, при монтаже промышленных механизмов, элементов машин, возведении сооружений и т.д.

Устройство теодолита

Основные элементы стандартного теодолита следующие:

— лимб. Угломерный круг, на который нанесены градусные деления – от 0 до 360.

— алидада. Подвижная часть прибора, к которой крепятся зрительная труба и система отсчитывания по лимбу. Изменение положения алидады осуществляется путем регулировки подъемных винтов.

Читайте также:  Мрт маточных труб снимки

— зрительная труба (крепится к алидадной части)

— вертикальный круг. Предназначен для измерения вертикальных углов.

— подставка (также называемая трегер). На ней располагаются подъемные винты.

— зажимные (стопорные) винты, а также винты перестановки лимба и винты фокусировки зрительной трубы

— уровни горизонтального и вертикального круга

Более детальное устройство теодолита представлено на рисунке.

Обозначения: 1 – головка штатива; 2 – основание; 3 – подъемный винт; 4 – наводящий винт алидады; 5 – закрепительный винт алидады; 6 – наводящий винт зрительной трубы; 7 – окуляр зрительной трубы; 8 – предохранительный колпачок сетки нитей зрительной трубы; 9 – кремальера; 10 – закрепительный винт зрительной трубы; 11 – объектив зрительной трубы; 12 – цилиндрический уровень; 13 – кнопочный винт для поворота лимба; 14 – закрепительный винт; 15 – окуляр отсчетного микроскопа с диоптрийным кольцом; 16 – зеркальце для подсветки штрихов отсчетного микроскопа; 17– колонка; 18 – ориентир-буссоль; 19 – вертикальный круг; 20 – визир; 21 – диоптрийное кольцо окуляра зрительной трубы; 22 – исправительные винты цилиндрического уровня; 23 – подставка.

Как называется технология одним из приемов которой является прием подзорная трубаКак называется технология одним из приемов которой является прием подзорная труба

Принцип работы теодолита

Как называется технология одним из приемов которой является прием подзорная труба

Основной принцип работы теодолита заключается в следующем: при наведении зрительной трубы на исследуемую область (при условии, что центр визирной линии попадает на нужный объект), можно измерить угол каждой из осей  (горизонтальной и вертикальной). Измерения проводятся при помощи шкалы, градуированной в угловых секундах. Стороны угла, который необходимо измерить, проектируются на плоскость лимба подвижной вертикальной плоскостью (ее также называют коллимационной, она образуется при вращении зрительной трубы вокруг своей оси). Далее отсчет производится по горизонтальному кругу.

Работа с теодолитом требует соблюдения определенных правил (геометрических условий): ось цилиндрического уровня при алидаде горизонтального круга должна быть перпендикулярна к оси вращения алидады; ось вращения алидады должна находиться в строго вертикальном положении; визирная ось и ось вращения трубы должны располагаться перпендикулярно друг к другу; ось вращения алидады также должна быть перпендикулярна оси вращения трубы; одна из нитей сетки должна располагаться в вертикальной плоскости. Регулировка прибора для достижения этих правил называется юстировкой.

Как пользоваться теодолитом?

Перед тем, как пользоваться теодолитом желательно пройти обучение ну и, конечно же, обязательно следует ознакомиться с  инструкцией по эксплуатации прибора. Помните, что действия наобум не дадут нужных результатов.

  • В этой статье обозначим лишь основные нюансы, как работать с теодолитом.
  • Порядок действий следующий:
  • — сначала теодолит надежно закрепляется на штативе, при необходимости проводится калибровка.
  • — выбираются две точки объекта измерения (к примеру, назовем их А и Б).
  • — с помощью фокусирующего винта и диоптрийного кольца  зрительная труба наводится на выбранные точки.

— далее зрительная труба вертикальной нитью наводится на точку А, по горизонтальному кругу считываются показания (результаты измерений фиксируются в журнале). Ослабив фиксирующий винт, зрительная труба перемещается по часовой стрелке на точку Б, снимаются показания.

Следующий полуприем выполняется при ином положении круга, переведя зрительную трубу через зенит.  Измерения при каждом полуприеме должны быть примерно одинаковыми (допустимое расхождение — не более двойной точности микроскопа).

Итоговое значение определяется как среднеарифметическое.

При работе с теодолитом можно пользоваться так называемым круговым приемом, он целесообразен в том случае, если необходимо произвести измерения из одной точки. Выполняется этот прием следующим образом:

— Теодолит устанавливается непосредственно над точкой. Обратите внимание, что лимба в данном случае должна быть приближена к нулю.

— Алидаду вращают, соединяя нулевой штрих микроскопа со штрихом нулевого давления на лимбе. Далее, чуть ослабить винт, необходимо закрепить алидаду и навести трубу на точку.

  1. — После закрепления стопорного винта проводятся расчеты.
  2. — Для снятия отсчета со следующей точки необходимо, двигая трубу по часовой стрелке, направить ее на цель.  
  3. — Затем алидада переводится в исходное положение, зрительная труба переводится через зенит и точно таким же образом снимаются отсчеты второго полуприема.
  4. — Далее необходимо вычислить среднее значение, при этом важно учитывать погрешность.

4203482

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами ТРИЗ – РТВ технологии

Развитие речи — основа полноценного развития личности. Оно является одним из важнейших направлений образовательной работы ДОО, обеспечивающее своевременное психическое и личностное развитие ребенка.

Речевое развитие предполагает овладение словарным запасом языка, грамматически правильной монологической и диалогической речью, развитие речевого творчества. Чем богаче, выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

  • Отмечено, что у детей с ОНР страдают все структурные компоненты речи:
  • — бедный словарь;
  • -нарушение грамматического строя речи;
  • -нарушение логической цепочки в передаче смысловых отношений при построении связного высказывания, при этом дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2-3, редко 4 слов.

Наряду с указанными речевыми особенностями, характерна и недостаточная сформированность психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: снижены память, внимание, мышление; отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой, артикуляционной. Наблюдаются нарушения ориентировки в пространстве, сужение полей зрения.

Для полноценного развития связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста необходимо использование наиболее эффективных, целесообразных, интересных методов и приёмов, средств, направленных на формирование речевых умений и навыков.

Как известно, развитие речевой деятельности теснейшим образом связано с формированием мышления и воображения (творческие способности).

Сегодня, на наш взгляд, одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ — Теория решения изобретательских задач.

Она возникла в нашей стране в  50-х  годах  усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера.

ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

  1. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире.
  2. Учитывая актуальность данной темы и педагогическую ценность ТРИЗ –технологии определили цель и задачи:
  3. Цель: создание условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами ТРИЗ – РТВ технологии.
  4. Задачи:
  5. 1. Создать соответствующую предметно-развивающую среду в группе;
  1. Обогащать словарный запас;

  2. Совершенствовать грамматический строй речи, осознанность в построении лексико-грамматических конструкций;

  3. Развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире;

  4. Привлечь внимание родителей к данной теме, вооружить их элементарными знаниями и навыками в использовании ТРИЗ – технологии.

  • Изучив ТРИЗ – технологию, опыт работы в данном направлении других педагогов, определили основные методы и приемы развития связной речи,
  • которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. А именно:
  • Метод противоречия (проблемные ситуации).
  • Метод мозгового штурма.
  • Прием прямой, функциональной, фантастической аналогии.
  • Прием эмпатии.
  • Типовые приёмы фантазирования (ТПФ).
  • Метод фокальных объектов.
  • Метод «Системный анализ».

Подробнее расскажем об элементах ТРИЗ- технологии, которые применяем при рассматривании картин и составлении рассказов по картине, т. к. именно этот вид речевой деятельности вызывает у детей затруднения. Игровая форма приемов ТРИЗ значительно облегчает этот сложный процесс, позволяет поддерживать устойчивый интерес воспитанников к содержанию картины.

  1. Работу с картиной можно условно разделить на четыре этапа.
  2. I этап – подготовительный
  3. II этап – Знакомство с картиной в НОД
  4. III этап – Приемы ТРИЗ –технологии для более детального осмысления содержания картины
  5. IV этап – составление рассказа по картине.
  6. На первом этапе необходимо подготовить детей к восприятию картины, а именно – обогатить их интеллектуальный и сенсорный опыт яркими впечатлениями.

Так, например, знания, полученные детьми в непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, пригодились ребятам при рассматривании картины «Зима в городе». Дети установили место действия, назвали характерные признаки зимы, изображенные на картине, определили состояние погоды, род занятий людей.

Использование приема «Вхождение в картину»дает возможность детям воспринимать картину через разные органы чувств. Дети «входят» в пространство картины и, с помощью волшебников «Я слышу», «Я ощущаю», прислушиваются, вдыхают запахи, дотрагиваются рукой до предметов, отражают возможные ощущения в речи.

Оказавшись на месте действия картины, ребята ощутили запах морозного свежего воздуха, запах работающих машин. Услышали звук шагов людей, разговоры, скрип снега, вой ветра, звук работающих моторов машин и т.д. А так же поиграли в снежки, прокатились на машинах и почувствовали обжигающий холод морозного ветра.

Следующий прием ТРИЗ – «Превращения» позволяет определить состояние, настроение героев картины. Предлагаем ребенку вжиться в образ персонажа и составить рассказ от первого лица.

  • Например, шофер снегоуборочной машины напевает песенку и думает: «Хорошо мне в кабине, тепло».
  • Мужчина торопится на работу, у него замерзли руки.
  • Машины устали, им хочется в гараж отдохнуть.
  • III этап
  • Следующие приемы ТРИЗ-технологии используем для более детального изучения картины, установления взаимосвязей и отношений между изображенными предметами, объектами.

Прием «Живые картинки»- учит детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта. Эта игра развивает умение ориентироваться в пространстве.

Каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).

Прием «Подзорная труба» упражняет детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.

Так же это упражнение позволяет фокусировать внимание детей в определенной части картины и активизировать в речи пространственные ориентировки: центр картины, вверху, внизу, правый верхний угол, правый нижний угол, справа, слева и т. д.

Читайте также:  Труба хромированная в волжском

Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: многоэтажный дом, фонари на столбе, синяя машина, гора снега и т. д.

Прием «Кто в кружочке живет», учит детей производить замену выделенных объектов схемами. Это упражнение развивает мышление, начальные приемы моделирования.

Каждый ребенок на своем листе бумаги фломастером схематично зарисовывает обнаруженный с помощью подзорной трубы предмет или объект и обводит в кружок, а затем называет, кто из персонажей картины живет в кружочке. В этом упражнении действует игровое правило: в кружке должен находиться только один объект.

  1. Прием «Ищу родственников» формирует умение классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями. Предлагаем детям найти однородные объекты по заданному классификационному принципу:
  2. 1) Нерукотворный мир — рукотворный мир;
  3. снег, вьюга, люди – природный (нерукотворный ) мир;
  4. одежда людей, дома, машины – рукотворный мир;
  5. 2) живая — неживая природа;
  6. Живая: люди
  7. Неживая: снег
  8. 3) целое — часть;

Руки, ноги, голова — часть, люди – целое; колеса, кабина, кузов– часть, машина – целое и т.д.

4) по месту нахождения;

В центре картины – снегоуборочная техника, в ней люди;

Дальний план – дома и т. д.

Прием «Ищу друзей (недругов)» способствует установлению эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами, а так же упражняет в использовании предложений со сложноподчинительной связью.

Люди дружат с домами, потому что в них они спасаются от холода. Шофер и машина друзья, потому что машина помогает шоферу убирать снег с проезжей части. Дома дружат, потому что они в одном городе. Люди не дружат с вьюгой, метелью, потому что они холодные.

Заключительный этап работы с картиной – это составление сюжетного рассказа по картине. Предлагаем детям стать авторами рассказа и написать книгу.

Для понимания детьми структуры связного рассказа используем модель «Домик», которая символизирует структурные части текста – «начало», «середину», «конец».

Затем вместе с детьми определяем, что сюжет картины относится к середине рассказа.

Для того, чтобы узнать, что было раньше, чем закончилась история, на воображаемой машине Времени отправляемся в прошлое, затем в будущее.

Этот прием называется «Преобразование объектов во времени», он формирует у детей умение представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ.

Объекты живой природы, изображенные на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении сюжетного рассказа по картине «Зима в городе», дети рассуждали на тему «Что делали люди накануне вечером», «Что было с машинами поздним вечером».

Оказавшись в будущем, дети предположили, чем могла закончиться эта история: люди вернулись домой, метель закончилась и машины убрали снег с дороги. При этом каждый ребенок предлагал свой вариант событий, затем все вместе выбирали наиболее понравившийся вариант.

В результате получился интересный, содержательный рассказ, который дети записали, с помощью схематических изображений, чтобы прочитать его для своих родителей, сестер и братьев.

Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ – технологии эффективно влияют на развитие связной речи детей с ОНР старшего дошкольного возраста: способствуют формированию словаря, лексико-грамматических категорий, развивают умение детей строить предложения разнообразных конструкций.

Использование индивидуального офтальмотренажера "Подзорная труба" в процессе образовательной деятельности, как средство укрепления зрения дошкольников. методическая разработка

Методическая  разработка

индивидуальный офтальмотренажер «Подзорная труба».

Зрительная система очень хрупка и уязвима, особенно в детском возрасте. В современный век детское зрение страдает из-за повального увлечения компьютерными технологиями.

Обычные игрушки и традиционные детские развлечения: лепка, рисование, настольные и подвижные игры все чаще заменяют мобильные телефоны, планшеты и прочие гаджеты. Печальный итог технического прогресса фиксирует неумолимая медицинская статистика.

Сегодня до 10% будущих первоклассников имеют диагноз «близорукость» или пограничное к нему состояние. Поскольку организм ребенка очень восприимчив ко всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание.

Поэтому профилактическая работа с органами зрения выступает сегодня как необходимый компонент образовательной деятельности ДОУ.

Одной из форм работы по профилактике переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика.

Гимнастика для глаз — это один из приемов оздоровления детей, относящийся к здоровьесозидающим технологиям наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.

Главной задачей гимнастики для глаз дошкольников является формирование правильного представления о том, что о зрении необходимо заботиться.

В целях сохранения и укрепления остроты зрения дошкольников мною, воспитателем подготовительной группы Жуковой А.В., был разработан и изготовлен тренажер «Подзорная труба».

 Данный тренажер помогает осуществлять упражнения профилактического характера при работе с нормально видящими детьми. Представленный тренажер многофункционален.

Он помогает не только выполнять упражнения, направленные на укрепление зрительного аппарата, но и закреплять раннее полученные знания в процессе НОД (ФЭМП, развитие речи и пр.)

  • Материалы для изготовления тренажера:Рейка 50 сантиметров, катушка от ниток пластмассовая, картон для карточек, кольцо, синтетическая нить. (Приложение1)
  • Способ работы с тренажёром:
  • Цель: укрепление глазодвигательных мышц, улучшение координации глаз и работы зрительного отдела мозга.

Ребенок берет тренажер в левую руку. Закрывает один глаз, а вторым смотрит в кольцо  и начинает двигать нить на которой закреплена катушка , пока изображение на картинке,  вставленное в  прорезь катушки,   не станет более четким. А потом наоборот. Придвигает карточку ближе к глазу, пока изображение не начнет расплываться. Затем тоже самое задание выполняется с другим глазом. (Приложение 1)

  1. Цель: развитие способности глаза лучше видеть какую-то одну точку; улучшение управления фокусирующими механизмами глаз. 
  2. Черно-белые картинки стимулируют развитие зрения, способствуют фокусировке взгляда.
  3. Острота зрения достигает своего максимума к 5 годам, но полностью формируется к 10 годам.
  4. Катушка с нитью снимается, на рейке остается только кольцо. (Приложение 2)

Ребёнок сидит на стуле на расстоянии 5 метров от доски, на которой висит таблица. Смотрит в кольцо одним глазом, второй закрыт. В прорезь на кольце вставлен кружок диаметром 3 см.

  • 1 вариант: (Приложение 3)
  • На кружке — фон темного цвета. На нем нарисован белый контур фигуры ( например: овощи или фрукты)
  • 2 вариант: (Приложение 4)
  • На кружке — фон белого цвета. На нем нарисована черная тень предмета (например: животные или птицы)

Ребенок внимательно рассматривает изображение предмета, нарисованное на кружке. Потом переводит взгляд на доску с таблицей  и должен определить где (в каком столбике и строчке) находиться изображение данного предмета.

Для детей старшего и среднего возраста представлен другой вариант работы с тренажером. (Приложение 5)

Отдельно на картон размером 50х50 см в центре приклеить липучку.На отдельных карточках изображаем рисунки такие же как и на кольце. Ребёнок отходит на расстояние 5 метров.

Смотрит одним глазом в кольцо, второй закрыт.

Потом переводит взгляд на картон с изображениями фигур и должен сказать, где находиться картинка, которая вставлена в прорезь: вверху или внизу, справа или слева от центрального предмета.

Новизна моей разработки состоит в том, что тренажер не имеет аналогов. Он принадлежит к инновационным технологиям зрениясбережения и является разновидностью зрительной гимнастики.

Во время занятий с нормально видящими детьми возникла идея изготовления индивидуального офтальмотренажёра, при помощи которого ребёнок зрительно прослеживает движение предмета (картинки), при этом сам передвигает предмет по траектории.

Данный тренажер предназначен для активного упражнения глазодвигательных мышц и развития прослеживающей функции глаз.  

Опыт работы показывает, что профилактика глазных заболеваний, основанная на специальных двигательных упражнениях для зрительного прослеживания с применением специальных тренажеров, очень эффективна.

Применение зрительных тренажеров позволило увеличить работоспособность, внимательность, активность и устойчивый интерес к знаниям.

Все это позволяет не только сохранить здоровье дошкольника, но и улучшить его.

Методические приемы показа

Методические приемы показа

Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, «видеть» не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.

Прием предварительного осмотра. Этот прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема.

Первый начинается со слов экскурсовода: «А это такой-то памятник, ознакомьтесь с ним». Тем самым он приглашает экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали.

После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность: а) составить представление об исторической местности, где происходили рассматриваемые события; б) представить данный объект в естественной обстановке; в) дать определенную оценку объекту; г) получить представление о его природном окружении.

Второй вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что началом служит краткое вступительное слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения.

Прием панорамного показа дает возможность экскурсантам наблюдать (например, с панорамной площадки Воробьевых гор в Москве) вид местности. Для панорамного показа могут быть использованы башни, колокольни, крепостные стены, мосты и другие высокие точки, откуда открывается панорама города, поля сражения, долины, реки.

Для активизации восприятия экскурсантами широкой картины, открывающейся перед ними, необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы. Другая особенность панорамного показа состоит в том, что в поле зрения экскурсантов попадает много объектов.

Читайте также:  Пазогребневые плиты или газобетон что лучше: сравнение газобетонных блоков и пазогребневых плит

Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Как уже говорилось ранее, термин «реконструкция» означает восстановление первоначального вида (облика) чего-либо по остаткам или письменным источникам.

Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Делает это экскурсовод, опираясь на зрительные впечатления экскурсантов.

Этот прием широко используют при показе памятных мест, где проходили военные сражения, народные восстания, забастовки, революционные маевки, митинги и другие события. Сюда же относят места, связанные с жизнью и деятельностью государственных деятелей, известных писателей, ученых, композиторов, художников.

Задача указанного приема дать экскурсантам возможность «зрительно» восстановить памятное место, здание, сооружение в их первоначальном виде, историческое событие, которое произошло на данном месте.

Если здание превратилось в руины (следы войны, землетрясения, времени), произвести зрительную реконструкцию экскурсоводу помогают его уцелевшие части и детали.

Если же постройка не сохранилась, на помощь приходят наглядные пособия «портфеля экскурсовода».

Используются фотографии объекта, рисунка, чертежи, схемы, изобразительный материал, характеризующий обстановку, в которой происходили события.

Успех использования приема зрительной реконструкции зависит от степени подготовленности экскурсовода. Компетентность его позволяет не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представление о нем.

Прием зрительного монтажа является одним из вариантов методического приема реконструкции.

Экскурсовод, используя прием зрительного монтажа, составляет нужный образ, суммируя внешний облик нескольких памятников, а также их отдельных частей.

Составные части могут быть «заимствованы» из тех объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов. В зрительном монтаже могут быть использованы фотографии, чертежи, рисунки.

Прием локализации событий. Важную роль в конкретизации событий играет методический прием локализации, т.е. связь событий с конкретным местом. Этот прием дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие.

При изложении материала этот прием предусматривает переход от общего к частному. (Например, эффективно использование приема привязки событий к определенному месту в экскурсиях на производственные темы: «В этом цехе был построен первый в стране трактор».)

Прием абстрагирования представляет собой мысленный процесс выделения из целого каких-либо частей с целью последующего глубокого наблюдения. Этот методический прием позволяет экскурсантам рассмотреть те признаки предмета (памятника истории и культуры, монументальной скульптуры), которые служат основой для раскрытия темы (подтемы).

Прием абстрагирования построен на наблюдении: а) одного из объектов с помощью мысленного отвлечения от других объектов, расположенных рядом, на той же площади или улице; б) одной из частей здания (этажа, балкона, крыльца и др.) при отвлечении от других его частей, которые менее существенны или не нужны для рассмотрения данной темы.

Этот прием получил свое название от термина «абстрагирование», означающего мысленное выделение, вычленение отдельных признаков, свойств, связей и отношений конкретного предмета[56]. Использованию этого приема предшествует объяснение экскурсовода, какие части предмета, здания явятся предметом показа.

Абстрагирование позволяет экскурсантам «не видеть» того, что не имеет отношения к данной экскурсии.

Прием зрительного сравнения.

В экскурсионной методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение зрительно воспринимаемого объекта с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее.

Данный прием построен на зрительном сопоставлении различных предметов или частей одного объекта с другим, находящимся перед глазами экскурсантов. При этом сравнивают друг с другом как схожие, так и разные по своему внешнему облику объекты.

Использование приема зрительного сравнения дает возможность экскурсантам представить действительную величину объекта (например, высоту памятника, длину крепостных стен, ширину улицы), позволяет сократить количество цифр в рассказе, число используемых фактов и примеров, время, затрачиваемое на объяснение.

Одна из задач данного методического приема – выявить характерные черты, особенности объекта, показать его оригинальность, неповторимость. Подведя итоги «наблюдения» экскурсовод называет сходные элементы двух объектов или их отличие друг от друга.

Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных частей наблюдаемого объекта в единое целое.

Использование приема интеграции не вызывает трудностей, ведь для каждого человека познание окружающего мира начинается с изучения единичных предметов и фактов.

Показывая здание, сооружение, памятное место, экскурсовод идет путем интеграции, т.е. объединения различных сторон, деталей, свойств в единое целое.

Действие методического приема интеграции в экскурсии связано с методом синтеза – соединения отдельных частей, деталей, обобщения разорванных фактов в единое целое. Например, прием интеграции может быть использован при показе архитектурного ансамбля.

Сначала показывается каждое здание в отдельности, затем экскурсовод объединяет (интегрирует) зрительные впечатления, полученные экскурсантами при наблюдении отдельных объектов. На заключительном этапе показа группа наблюдает ансамбль как единство нескольких зданий.

И экскурсовод формулирует выводы, характеризуя ансамбль в целом.

Прием зрительной аналогии основан на действии одного из общих методов научного познания – метода аналогии.

Прием аналогии построен на сравнении: а) данного объекта с фотографией или рисунком другого аналогичного объекта; б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые экскурсанты наблюдали ранее.

Механизм действия этого приема состоит в том, что экскурсовод «ставит» перед экскурсантами два объекта, причем только один из них физически находится перед их глазами.

Например, в экскурсии «Архитектурные памятники Вологды» он предлагает сравнить находящуюся перед экскурсантами колокольню Софийского собора с колокольней Ивана Великого в Москве; стены Кирилло-Белозерского монастыря со стенами Московского Кремля. Они толще стен Московского Кремля и созданы с учетом достижений фортификационной техники своего времени.

Прием зрительной аналогии более сложен, чем прием зрительного сравнения. При зрительном сравнении сопоставляются два схожих между собой здания, сооружения, монумента, растения, памятных места, портрета, находящихся в данный момент перед экскурсантами.

Задача экскурсовода, использующего этот прием при показе объекта, – привлечь экскурсантов к активному поиску аналогии, вызвать в памяти представление о внешнем виде аналогичного объекта, который они видели на прежних экскурсиях.

При этом у каждого экскурсанта может быть своя аналогия.

Прием зрительной аналогии иногда называют приемом ассоциации. Особенно часто этот прием показа строится на ассоциации по сходству. Реже используются ассоциации по противоположности (черное – белое, холод – тепло, свет – темнота), по порядку времен, по единству места расположения объектов или действий (исторических событий).

Прием переключения внимания.

После наблюдения объекта экскурсанты по предложению экскурсовода переносят свой взгляд на другой объект (например, перенос взгляда с дома, построенного в начале прошлого века, на нынешнее многоэтажное здание или переход от наблюдения панорамы города к наблюдению объектов природы). Наличие контраста обогащает новыми впечатлениями. Сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Методический прием движения. Следует различать два понятия: «движение» как признак экскурсии и «движение» как методический прием. Это разные вещи.

Движение в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью лучшего его наблюдения (например, осмотр крепостных стен, движение экскурсантов вдоль конвейера на заводе и др.).

В ряде случаев движение группы используется для того, чтобы экскурсанты получили представление о крутизне склона горы, высоте башни (колокольни, минарета), глубине рва, расстоянии объекта и т.п.

Кроме этого, движение в экскурсиях используется как методический прием показа экскурсионных объектов отдельных зданий, сооружений, улиц, архитектурных ансамблей, площадей. В ряде случаев используют замедленное движение на автобусе вокруг комплекса объектов.

Во время такого движения комплекс наблюдаемых объектов на глазах экскурсантов как бы вращается, выявляя все новые объекты.

Иногда движение пешеходной группы организуется при панорамном показе, например, можно повести движение экскурсионной группы вдоль смотровой площадки на Воробьевых горах, напротив высотного здания МГУ им. М. В. Ломоносова и др. Этот методический прием дает возможность вести многоплановый показ панорамы, позволяет выявлять повторяемость деталей, сходство объектов, их различия, характерные особенности.

Другой вариант движения как методического приема – обход вокруг здания, сооружения, памятника. Движение вокруг жилого микрорайона помогает выявить преимущество новой застройки города, показать рациональность расположения зданий – жилых, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и др., выявить их функциональные особенности.

Третий вариант – движение к памятнику. Методически оно построено таким образом, что в ходе передвижения автобусной или пешеходной группы объект начинает постепенно вырисовываться все явственней, возникая и увеличиваясь в размерах на глазах экскурсантов.

Это позволяет экскурсоводу выявить особенности объекта, обращая на них внимание группы, подвести экскурсантов к необходимым выводам.

Наибольшую эффективность дает использование приема движения в тех случаях, когда по замыслу авторов экскурсии ее участники должны ощутить динамику конкретного события.

Экскурсовод во время показа (например, поля, где проходило сражение) предлагает участникам самим проделать путь, которым следовали герои события.

С этим приемом, в частности, связан показ Брестской крепости или Малахова кургана в Волгограде, памятных мест, где действовали партизанские отряды в Белоруссии. Такое передвижение (обход) позволяет ощутить расстояние, размеры древнего города, ратного поля.

Профессионально подготовленные экскурсоводы умело используют формы и варианты движения в экскурсии, добиваясь тем самым более эффективного усвоения наглядного материала.

Показ мемориальной доски. При наличии на экскурсионном объекте мемориальной доски экскурсоводу следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных.

Только после этого внимание экскурсантов обращается на мемориальную доску, которая на данном объекте установлена.

Если мемориальная доска хорошо видна экскурсантам и они уже прочли надпись на ней, экскурсоводу не следует зачитывать ее вслух.

Освещение подтемы может быть начато с мемориальной доски в том случае, если она установлена на здании (сооружении, мемориале), воздвигнутом на месте, где произошло историческое событие, т.е. объект, о котором идет речь, не сохранился.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector