Трубайчук проблемы дошкольного образования

1 Концептуальные положения примерной ООП для ДОУ Трубайчук Л.В., доктор пед.наук, профессор, зав.кафедрой педагогики и психологии детства

2 Главная цель образовательной политики в сфере дошкольного образования – реализация права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

3 Девиз: Все для ребенка –Все вместе с ребенком Все в интересах личностного развития ребенка

4 1.Концептуальной основой ФГТ является культурно-историческая теория личности Л.С.Выготского, объясняющая механизм развития личности. Л.С.

Выготский, анализируя личность ребенка, делает вывод о том, что ее развитие происходит по спирали и скачкообразно, тем самым обеспечивается постоянный прогресс в развитии определенной личности.

Процесс развития личности детей дошкольного возраста составляет действительное содержание воспитания и развития современного дошкольного образования.

5 Л.С.Выготский определяет развитие как «непрерывный процесс самодвижения, характеризующийся в первую очередь непрестанным возникновением и образованием нового, не бывшего на прежних ступенях». Л.С.

Выготский ввел понятие двух уровней развития: актуального (имеющегося в наличие) и потенциального (которого можно достичь при наличии определенных условий). Применительно к развитию ребенка дошкольного возраста «уровень актуального развития» — стартовый уровень.

«Уровень потенциального развития» — тот, который может достичь ребенок при создании определенных условий.

6 Таким условием является процесс обучения и воспитания, который должен идти впереди детского развития Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самопознания и индивидуальности

7 Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Программа должна: соответствовать принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

8 Ребенок-дошкольник в процессе восприятия окружающего мира одновременно организует свои психические функции, активно обследует свое окружение, сам ищет впечатления, необходимые ему как «питательный материал» для развития. Жизнь в дошкольном детстве, по мысли М.Монтессори, соответствует состоянию «психического эмбриона», а ребенок в этот период подобен «сухой губке», впитывающей влагу.

9 Современные научные представления позволяют рассматривать развитие живого организма как развертывание, раскрытие изначально имеющихся свойств через реализацию в реальных условиях развивающей среды, наследственной программы.

10 Четыре линии развития: Под познавательно-речевым развитием понимаем целенаправленный процесс движения ребенка к ценностям познания окружающего мира разнообразными способами, и самоутверждение своей индивидуальности в гармоничном взаимодействии своего мира с миром другого.

Художественно-эстетическое развитие дошкольника трактуется как созидание и актуализация неповторимого мира чувств и эмоций ребенка в творческом образовательном пространстве, определяется как нацеленность на открытие, самовыражение своего образа «Я», самодвижение собственного потенциала к оригинальному творческому продукту деятельности.

11 Четыре линии развития: Физическое развитие дошкольника – это развитие ловкости, силы воли, физической активности.

Социально-личностное развитие ребенка дошкольного возраста определяется как целенаправленный процесс непрерывного и органического социально контролируемого вхождения ребенком в социум, процесс присвоения им социальных норм и культурных ценностей под непосредственным участием значимого взрослого, на основании чего происходит самопознание и самоизменение человека уже на раннем этапе онтогенеза. Ребенок входит в мир социальных отношений, познает себя и других.

12 Основные направления развития детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Кругозор Социализация Труд Безопасность

13 2. Деятельностный подход (А.Н.Леонтьев, И.А.Зимняя и др.), где личность рассматривается как субъект деятельности, которая формируется в деятельности, сама определяет характер этой деятельности и общения.

Деятельностный подход позволяет определить доминанту взаимоотношений ребенка с окружающим миром, актуализировать реализацию потребностей в осознании себя субъектом деятельности. Деятельность – проявление человеком активности, реализации им своего отношения к окружающему миру и к самому себе.

Ее существенные признаки: продуктивно-преобразующий характер, социальность, сознательное целеполагание.

14 Развитие личности воспитанника есть развитие его деятельности, деятельность ребенка есть сфера, в которой происходит процесс воспитания, то есть педагогическим инструментом воспитания служат различные виды деятельности: игровая, изобразительная, музыкальная, трудовая, общественная и др

15 Структура образовательного процесса В образовательном процессе включено два основных составляющих блока, формирующих деятельность: совместная партнерская деятельность взрослого с детьми; свободная самостоятельная деятельность детей.

Такая структура образовательного процесса должна быть принята как каркасная для всего дошкольного возраста (3 – 7 лет) и как единственно возможная для младшего дошкольного возраста (3 – 5 лет).

Специфика дошкольного образования заключается в том, что обучение является по сути процессом усвоения содержания в видах деятельности (Д.Б. Эльконин.) Схема развития любого вида деятельности в соответствии с концепцией Л.С.

Выготского такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребенка.

16 «Совместная деятельность взрослого и детей» — деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослых и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время.

Отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации работы с воспитанниками.

17 «Самостоятельная деятельность детей» — 1) свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно- развивающей образовательной среды, обеспечивающая выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; 2) организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (эмоциональное благополучие других людей, помощь другим в быту и др.).

18 Основные характеристики деятельности дошкольников — тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми ( Н.А. Короткова) 1. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми. 2.

Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.) 3. Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.) 4. Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.

) Коснемся еще одного важного момента, к которому должны стремиться сегодня практики: мы должны заменить привычное для современной дошкольной педагогики разделение игра учебные занятия, приводящее к разрыву целостности образовательного процесса, на более психологичную и соответствующую возрасту структуру: игра и родственные ей виды деятельности.

  • 19 Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
  • 20 Формы непосредственно образовательной деятельности Детская деятельность Примеры форм работы Двигательная Подвижные игры с правилами, подвижные дидактические игры, игровые упражнения, Соревнования Игровая Сюжетные игры, игры с правилами Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, реализация проектов Чтение художественной литературы Чтение, обсуждение, Разучивание
  • 21 Формы непосредственно образовательной деятельности Детская деятельностьПримеры форм работы Познавательно- исследовательская Наблюдение Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры (сюжетные, с правилами) КоммуникативнаяБеседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление и отгадывание загадок Игры (сюжетные, с правилами)

22 Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

23 3.

Компетентностный подход в построении образовательного процесса формирование таких характеристик личности ребенка, как: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; способность увидеть новые проблемы в знакомых стандартных условиях; умение увидеть и выбрать альтернативные решения; умение определить первоочередные проблемы и найти их правильное решение; умение комбинировать ранее известные способы решения проблемы с целью определения нового, более рационального способа решения; умение создавать оригинальный способ решения при известных других.

  1. 24 Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
  2. 25 «Интеграция содержания дошкольного образования» – состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. Образовательная область Интеграция с другими образовательными областями Физическая культура Здоровье Коммуникация Музыка Социализация Безопасность
  3. 26 Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
  4. 27 Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);
  5. 28 Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования основываться на комплексно- тематическом принципе построения образовательного процесса;
  6. 29 Образовательные задачи решаются в процессе: Совместной деятельности ребенка со взрослым в самостоятель- ной деятельности детей в ходе режимных моментов в непосредственно образовательной деятельности (в процессе организации детских видов деятельности)
  7. 30 Сочетание формы работы с детьми и детской деятельности Двигательная Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнования Игровая Сюжетные игры Игры с правилами Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов Коммуникативная Беседа Ситуативный разговор Речевая ситуация Составление отгадывание загадок Трудовая Совместные действия Дежурство Поручение Реализация проекта
  8. 31 Сочетание формы работы с детьми и детской деятельности Познавательно- исследовательская Наблюдение Экскурсии Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование Реализация проекта Игры с правилами Музыкально- художественная Слушание Исполнение Импровизация Экспериментирование Музыкально-дидактические игры Чтение художественной литературы Чтение Обсуждение Разучивание
Читайте также:  Какой газобетон лучше: фирма, производитель, отзывы

32 4.Гендерный подход Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и родителей дошкольник должен усвоить половую роль, или гендерную модель поведения, которой придерживается человек, чтобы его определяли как женщину или мужчину.

33 Образовательные задачи гендерного воспитания и в детском саду: Воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Углублять знания детей о содержании понятий «мальчик», «девочка», о делении всех людей на мужчин и женщин Освоение гендерных ролей

34 Спасибо за внимание!

Современные проблемы дошкольного образования

  • Выполнила магистрант 1 курса
  • заочной формы обучения
  • направления подготовки

44.04.01 «Педагогическое образование»

  1. профиля подготовки «Управление
  2. дошкольным образованием»
  3. группы 17.1-629

Шпурова Г.Д.

  • старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 107
  • комбинированного вида» Московского района г. Казани
  • СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

Дошкольное образование, как и образование в целом — процесс постоянно меняющийся и преображающийся. В каждом временном периоде существует ряд проблем и приоритетов. В детском саду осуществляется работа с дошкольниками, что является важной ступенью жизни ребёнка.

В этот период закладываются основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Отсутствие должного развития влечет за собой ряд проблем в школьном возрасте.

Однако в настоящее время в дошкольной образовательной системе существует ряд проблем.

Одна из проблем- наполняемость групп. В муниципальных дошкольных учреждениях группы, как правило, переполнены и превышают численность детей. Отсюда следует, что педагоги детского сада уделяют времени каждому ребёнку меньше, чем полагается.

Главная особенность детского развития в учреждении- это социализация, то есть взаимодействие со сверстниками, сравнение себя с другими, возможность адекватных решений различных ситуаций. Этому ребёнок может научиться только во взаимодействии со сверстниками.

Детский сад выступает как организация, предупреждающая «педагогическую запущенность ребёнка», ведь дети поступают из разных социальных семей. «Педагогически запущенный ребёнок» фактически имеет мало шансов для получения хорошего школьного образования.

Следующая проблема- педагогические кадры. Фигура педагога является центральной в вариативном и разнообразном образовании. Но чтобы реализовать свое право на академическую свободу, он должен обладать соответствующими компетенциями, должен понимать, как именно строить образовательный процесс в условиях вариативности.

Педагогу необходимо знать не только образовательные методики, а разбираться в разных областях медицины, дефектологии, олигофренопедагогике, сурдопедагогике, тифлопедагогике. Также активно участвовать в жизни детского сада, городских мероприятиях при том, что воспитатели работают три человека на две группы.

Из-за этого может произойти педагогическое перегорание и стрессовые ситуации, которые негативно сказываются на здоровье педагога. А уровень зарплат дошкольных работников никак не соответствует самой высокой ответственности за судьбу ребенка. Многие педагоги не готовы к инновационным методам, работают, используя методику прошлых лет, что недопустимо в отношении современных детей.

В ходе инновационного образования происходит слияние разпредметного содержания, что дает возможность образовывать новые формы интегрированного педагогического процесса. Учитывая индивидуальные особенности детей дошкольное образование необходимо строить при помощи партнерского общения ребёнка и взрослого.

По ФГОС ДО педагогический работник, реализующий Программу, должен иметь сформированные основные компетенции для создания ситуации развития дошкольников в соответствии с возрастными особенностями.

Данные компетенции дают возможность ребёнку чувствовать эмоциональное благополучие, поддержку индивидуальности, инициативы, взаимодействия в разных ситуациях, вовлечение в образовательный процесс.

Большую роль при реализации ФГОС ДО играет предметно-пространственная среда , которая должна быть трансформируемой, общедоступной, полифункциональной, вариативной, содержательно-насыщенной. В данном аспекте учитываются возрастные особенности, удовлетворение ребёнка в сенсорном развитии, учет психо-физиологических особенностях, удовлетворении в потребности ближайшего развития.

В группе детского сада ребёнок должен себя чувствовать комфортно. Существует проблема отсутствие надлежащей соответствующей стандартам образовательной среды. Государство не выделяет должного финансирования на данный аспект. Педагоги не всегда правильно могут оформить документы при безвозмездном дарении родителями детскому саду игрушек в группу, где находится их малыш. Так же плохо финансируется приобретение педагогами дидактической и методической литературы, которая необходима для работы с детьми. Поэтому специалисты должны приобретать за свой счет, и стоимость их не низкая.

Одной из самых тревожных тенденций XXI века стало неуклонно увеличивающееся число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями. Проблемы образования этих детей в нашей стране весьма актуальны.

В настоящее время ведущим направлением в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья является инклюзивное образование.

Модель инклюзивного образования предполагает создание для детей с особыми потребностями безбарьерной среды обучения, приспособление образовательной среды к их нуждам и оказание необходимой поддержки в процессе совместного обучения со здоровыми сверстниками.

Инклюзия (от inclusion – включение) – процесс реального включения людей с инвалидностью в активную общественную жизнь. Инклюзия предполагает разработку и применение конкретных решений, которые позволят каждому человеку равноправно участвовать в общественной жизни.

Согласно СанПину дети должны каждый день находиться на свежем воздухе. В детском саду прогулки совершаются на отведенных участках, которые необходимо озеленять и приводить в порядок, и на этот момент также необходимо финансирование.

Одной из главных задач государства в сфере дошкольного образования – обеспечение его общедоступности – до сих пор остается нерешенной в полной мере.

Причин, порождающих такую ситуацию много: дефицит свободных мест в дошкольных учреждениях, желание родителей воспитывать ребенка дома, отсутствие у родителей возможности вносить оплату за детский сад, наличие неблагополучных семей и педагогически запущенных детей, наличие детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями, которым противопоказан режим дошкольного учреждения.

Вследствие этого дети приходят в школу с разным уровнем развития качеств личности, необходимых для успешной адаптации к школе. Поэтому необходимы детские заведения с кратковременным пребыванием, частичным пребыванием в детском саду и коллективе.

На сегодняшний день существует большое количество неполных семей, и родителю порой некогда заниматься своим ребёнком. Ребёнок предоставлен сам себе. У родителя нет времени и сил играть с ребёнком, а именно игра в дошкольном звене играет ключевую роль.

Ведь именно в игре ребёнок усваивает правила поведения, социальные роли, методы, развивает коммуникативную сторону, проявляет творчество, инициативу, развиваются различные виды деятельности.

Некоторые родители не желают сотрудничать с образовательными заведениями, а педагоги не всегда могут подобрать нужные слова для передачи информации. Без сотрудничества невозможно полноценное развитие ребёнка.

Одной из задач общего среднего образования в России является развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в психолого-педагогической коррекции.

Тенденция увеличения в нашей стране количества детей-инвалидов, недостаточность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и способностям детей данной категории, многочисленные проблемы их адаптации и социальной интеграции в общество (как следствие ущербной вторичной социализации) позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития. До сих пор в образовательной политике российского государства господствующей является ориентация на традиционное образование детей- -инвалидов в специализированных учебных заведениях. В развитых странах Запада взят курс на инклюзивное образование детей-инвалидов в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, дающее лучшие результаты в подготовке детей к последующей жизни и их включению в общество.

Развитие инклюзивного образования в России — веление времени и обязанность социального государства, взявшего на себя как член ООН ряд обязательств по отношению к детям-инвалидам.

Успешность реализации этих обязательств зависит не только от государства, но и от позиции общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями вообще и к образованию этих детей-инвалидов, в частности.

Идея совместного обучения и воспитания детей-инвалидов и здоровых детей встречает возражения со ссылками на отсутствие условий для их осуществления: материальных, организационных, финансовых, менталитета населения и педагогических работников.

Следующей проблемой можно назвать отсутствие согласованности дошкольного образования и школы. Школьные педагоги не принимают игровую форму обучения, которая преобладает у детей первого класса. Это влечет стрессовую ситуацию первоклассника, сопутствующие заболевания, дисбаланс в учебе, и, как правило, нежелание посещать школьное заведение.

Таким образом, можно сделать вывод, что в настоящий момент основной задачей развития системы дошкольного образования является создание пребывания ребёнка дошкольного возраста в системе, оптимально отвечающим его интересам, интересам семьи, во взаимосвязи ребёнок-семья-педагог.

Литература

  1. Гребешова С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 29-30.

  2. Лашков Л.Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования//Концепт-2013-Спецвыпуск № 6.-ART13556/-0,4п.л-URL:htt://е-koncept.ru/2013/13556.htm.-Гос.рег.Эл№ФС7749965.-ISS№2304-120Х.

  3. Марина Лемуткина Заголовок в газете: Отдохнуть от детства. Опубликован в газете «Московский комсомолец» №26958 от 9 ноября 2015 Тэги: Школа, Дети, Общество, Власть Места: Россия, Москва

  4. ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е. С. Попова ДОД ЦДТ «Азино», г. Казань, республика Татарстан, Россия

Актуальные проблемы дошкольного образования

  • Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
  • детский сад № 2 г. Сычёвки
  • Актуальные проблемы дошкольного образования
  • Подготовил: воспитатель

Петракович Н.В.

  1. 2020 год
  2. Введение
  3. Дошкольное образование по новому закону «Об образовании в РФ» становится первым уровнем общего образования и регулируется федеральными документами, определяющими вектор дальнейшего его развития, первое направление которого качество и доступность дошкольного образования для каждого ребенка. Несомненно, система современного
  4. дошкольного образования очень важна и актуальна.

В настоящее время есть и проблемы современного образования. Хочется отметить, что именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество дальнейшего его физического и психического развития. Если проигнорировать особенности развития ребенка в этом возрасте, то это может неблагополучно сказаться на его дальнейшей жизни.

Читайте также:  Трубные отводы условный проход

Вырастить и правильно воспитать ребёнка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоёмкий. Современный педагог в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которых практически не существовало ещё десятилетие назад.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно – правовых документов. Так, в законе «Об образовании» записано, что «родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». [Статья 18 п.1.]

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения

          На сегодняшнем этапе можно выделить одну большую проблему – проблему социально – нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка. Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы социально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования.

Опорой и поддержкой педагогам, в ведение в мир детей, должны быть родители. Недаром существует высказывание: «Самое трудное в работе с детьми – это работа со взрослыми». Семья обеспечивает необходимые ребёнку личностные взаимоотношения, формирование чувства защищённости, любви к близким и родным, доверия и открытости миру.

Но, увы, не все семьи могут способствовать этому. Семья в России переживает тяжёлый кризис: растёт число внутрисемейных конфликтов, разводов, увеличилось число семей социального риска, матерей – одиночек и безработных женщин. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание своего ребёнка.

Поистине, вспомнишь слова В. Г. Белинского «Как много вокруг родителей, и мало отцов и матерей!» Можно смело говорить, что сегодня в каждой семье имеется компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, и другие разновидности гаджетов. Отсюда и проблема номер один: сокращение времени для общения родителей с детьми.

Если гаджеты занимают всё сознание ребёнка, то можно говорить о формирующейся зависимости. Тесное общение ребёнка с родителями отодвигается на второй план, ребёнок предпочитает проводить время с планшетом или компьютером.

Ребёнок не знает, чем себя занять в свободное время, игрушки, книжки его мало интересуют, нет стремления общаться со сверстниками. Каждый родитель должен помнить, что сидя в планшете ребёнок не научится разговаривать, договариваться и сотрудничать.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что родитель должен обращать внимание на своего ребёнка с маленького возраста, постараться не упустить благодатное время воспитания из чистых душ, вложить в них по максимому и попытаться сохранить всё самое светлое, лучшее, накопленное человеческим опытом.

Хочется перейти непосредственно к самому современному образованию. Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же всё – таки должно быть современное образование.

А что же даёт детский сад ребёнку? Главное преимущество детского сада – наличие детского сообщества, благодаря которому создаётся пространство социального опыта ребёнка. Одним из важных моментов воспитания, является выбор доверительного, партнерского стиля общения между взрослыми и детьми.

Технологии сотрудничества, педагогическая поддержка, и индивидуализация ребенка, как новые ценности образования, особенно актуальны.

На первый план выдвигаются технологии личностно-ориентированного обучения и воспитания в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности педагога и детей, и самостоятельной деятельности ребенка.

Личностно – ориентированный подход к ребенку основывается на педагогической поддержке, направленной на создание благоприятных условий для развития индивидуальности каждого ребенка.

При этом в обучении учитываются характер, темперамент, уровень уже полученных знаний и умений, а также степень сформированных умений и навыков, необходимых для дальнейшего обучения и развития.

Педагогическая поддержка направлена на создание условий, совокупности поддерживающих усилий, длительного ненавязчивого содействия развитию акцентирующих самостоятельность детей для того, чтобы:

  • Помочь обрести уверенность
  • Подкрепить положительное начало в личности
  • Удержать от того, что мешает развитию

С целью включения дошкольников в социум и приобретение социально – коммуникативных умений и навыков в современном образовании и воспитании, приоритетно использовать такие технологии личностно – ориентированного обучения как:

  • Разноуровневое обучение
  • Модульное обучение
  • Развивающее обучение
  • Обучение в сотрудничестве
  • Метод проектов
  • Коллективное взаимообучение

Социализация и индивидуализация в растущем человеке, необходимым для развития личности ребёнка. Дети рождаются с множеством разнообразных потенциалов, и у каждого ребёнка своё предназначение.

Так вариативно используя все компоненты – помощь, защиту, содействие, взаимодействие педагогическая поддержка оказывается каждому ребёнку: в режимных моментах, на прогулках, в организации питания, в игровой деятельности, НОД.

Я предлагаю уделять больше времени беседам, дидактическим и сюжетно – ролевым играм с расстановкой социальных приоритетов, нравственных, семейных ценностей. Включать в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты. Проектная тематика проектов может быть разной.

Развитие детей во многом зависит от окружающей их предметной среды: игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др. К сожалению, государство в малой мере выделяет денежные средства, также плохо финансирует приобретение педагогами дидактической и методической литературы.

Ребёнок должен выходить из детского сада общительным, любознательным и готовым к восприятию новой информации. Он должен научиться следовать социальным нормам. Вне сомнения, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности.

Говоря об обновлении дошкольного образования, хочется подчеркнуть, что федеральные государственные образовательные стандарты привлекут в работу дошкольных учреждений много нового.

Главными критериями названы социализация и индивидуальное развитие ребёнка, а не подготовка его к школе, как это было до сих пор.

Главный элемент любой структуры системы – это люди.

Именно поэтому в детском саду должны работать те, кто действительно хочет и умеет работать с детьми, кто любит и готов учиться общению, кто стремится постоянно расти, осваивать всё лучшее, новое и привносить это в детский сад.

Но, чтобы обеспечить детский сад такими сотрудниками, им должны платить достойную зарплату. Это необходимое условие для того, чтобы перспективные сотрудники полноценно трудились на воспитательском поприще.

Переход образовательных учреждений на стандарты я рассматриваю как системный инновационный процесс, который предполагает проектирование новой системы деятельности. Большое значение приобретает информатизация образовательного процесса.

Считаю, что сегодня образовательные проекты, как и рабочее место воспитателя в детском саду, должны быть подкреплены наличием компьютерной техники и мультимедийными возможностями.

Все исследователи данного вопроса говорят, что в современном мире с каждым годом возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач.

Особо подчеркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно­ – творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя шире, раскрыть свои возможности в рамках образовательных программ.

Так же необходимо поговорить о работе с родителями. Большинство современных родителей тяжело идут на контакт с ДОУ ссылаясь на занятость. Задача педагога заинтересовать родителей, расположить к взаимодействию.

Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.

Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи.

При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями (родительские собрания, педагогические гостиные, совместное проведение праздников, проведение конкурсов, организация выставок, консультационные пункты, родительские клубы, проекты и т.д.

) дает возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Читайте также:  Трап вертикальный с сухим сифоном с выпуском под трубу sml чугун dn50 hl310npr sml

Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Перечисляя проблемы образования, хочется выяснить, каким же всё – таки должно быть современное образование? Педагоги сами строят работу с детьми, которые до школы впитывают в себя информацию как «губка». Ребёнок часто активен в познании нового, и заинтересован новым, значит необходимо внедрение современных технологий и методик в современное дошкольное образование, отвечающих новому времени.

В заключение, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных социально –педагогических условий, среди которых определяющими являются гуманизация образовательного процесса, учет социальной и этнической обусловленности, мотивация нравственного патриотического поведения и эффективное управление. Социальное воспитание дошкольников через личностно ориентированное обучение с применением тактик педагогической поддержки требует дальнейшего изучения, развития и внедрения в практику дошкольных образовательных учреждений.

Воспитание самостоятельности у детей дошкольного возраста | Педагогический опыт | Воспитатель детского сада / Всероссийский журнал, публикация статей, конкурсы и конференции для воспитателей

Ненич Оксана Геннадьевна

Организация: ГБОУ «Школа №1353»

Населенный пункт: г. Москва, г. Зеленоград

В требованиях ФГОС ДО подчёркивается осуществление практико-ориентированного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса.

Данный подход подразумевает, что дети в процессе воспитания и обучения в детском саду научатся самостоятельно ставить цель и задачи своей деятельности, анализировать ее условия, формулировать проблемы и гипотезы, предположения о вариантах решения проблемных ситуаций, находить для этого средства, преодолевать разногласия, организовывать и корректировать ход как индивидуальной, так и совместной деятельности, достигая положительного результата.

«Толковый словарь русского языка» даёт следующие определения самостоятельности: это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи.

Самостоятельность — способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. В педагогике самостоятельность рассматривается как волевая сфера личности.

Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и побуждений.

Исследования по проблеме самостоятельности детей дошкольного возраста в их игровой и трудовой деятельности, в повседневном поведении, позволяют уточнить некоторые признаки самостоятельности ребенка:

Во-первых, самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого.

Во-вторых, уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия.

В развитии самостоятельности дошкольников можно выделить два основных этапа.

Первый этап — когда малыш действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки. Ребёнок действует без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

На втором этапе дошкольник уже самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но сходных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, девочка без подсказки взрослых сама подмела кухню, убрала книги в шкаф. Без просьбы мамы мальчик бежит в комнату и приносит стул соседке, которая зашла к маме в гости.

На третьем этапе освоенное действие приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Можно отметить, что самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы дошкольника. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.

Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенком разных видов деятельности (игровой, трудовой), в которых ребёнок приобретает возможность проявлять свою субъектную позицию. Каждая детская деятельность оказывает влияние на развитие разных компонентов самостоятельности: игра способствует развитию активности и инициативы.

Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности. Учёный отмечал, что в дошкольном возрасте игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников.

Развитой самостоятельности присущи следующие черты:

  • умение действовать по собственной инициативе, замечать необходимость тех или иных действий (устранить беспорядок, полить цветы и т.д);
  • умение действовать без посторонней помощи, без постоянного контроля взрослого;
  • сознательность действий, наличие элементарного планирования (умение понять цель деятельности, предвидеть результат);
  • рефлексия и элементарный самоконтроль;
  • умение переносить известные способы действия в новые условия.

При воспитании у ребёнка самостоятельности педагогам и родителям необходимо знать следующие правила:

  • нельзя оценивать по одним и тем же меркам самостоятельность людей разного возраста, разного уровня умственного и психического развития, разного социального статуса.
  • самостоятельность — не столько умение исполнять какое-то действие без посторонней помощи, сколько способность ставить перед собой новые задачи и находить их решения. Как только новое действие становится доступным, отношение к нему меняется как у самого ребенка, так и у взрослых;
  • самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда соответствует принятым в обществе нормам и правилам;
  • необходимо, чтобы ребёнок знал об определенных правилах и нормах поведения, а также имел постоянное поручение, соответствующее его возрасту;
  • воспитание самостоятельности предполагает также формирование у ребенка умения найти самому себе занятие и какое-то время заниматься чем-то, не привлекая к этому взрослых;
  • главной ошибкой взрослых в воспитании детской самостоятельности является, чаще всего, гиперопека и полное устранение от поддержки его действий;
  • показывать ребёнку те возможности, которые есть у него в той или иной ситуации, и давать ему право самому выбрать, как поступить.

Самостоятельность не дается человеку от рождения, она формируется по мере взросления детей и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Родителям и педагогам необходимо учитывать это, уважать детскую независимость, поддерживать стремления, поощрять и тактично направлять его самостоятельные действия.

Список источников:

  1. Беседин, А.Н. Книга практического психолога / А.Н. Беседин, И.И Липатов. — Харьков, 2011.- 145с.
  2. Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы / Б.С. Волков, Н.В.- СПб.: Питер, 2009.- 160с.
  3. Горшенина, В.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания/ В.В. Горшенина. — Волгоград: Панорама. 2007.- 123с.
  4. Гуськова, Т.В. Что такое самостоятельный ребёнок / Т.В. Гуськова //Дошкольное воспитание. — 2007. — №5.- С.60-64.
  5. Гозман, Л.Я. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы / Л.Я. Гозман, Ю.Е. Алешина // Вестник МГУ. — Сер.14. Психология. — 2005. — №4. — С.80-84.
  6. Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье / В.П. Дуброва.- М.: «Просвещение», 2008.- 253с.
  7. Зеньковский, В.В. Психология детства/ В.В. Зеньковский. — М.: Школа — Пресс, 2008.- 76с.
  8. Иванов, В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами / В.Д. Иванов.- М.: Просвещение, 2007.-78с.
  9. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника / Р.Р. Калинина. — Санкт-Петербург: Издательство «Речь», 2007.- 95с.
  10. Козлова С.А.; Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Козлова. — М.: Издательский центр «Академия», 2008.-213с.
  11. Кон И.С. Психология самостоятельность/ И.С. Кон // Педагогика здоровья. -2009.- №7. — С.96- 100.
  12. Люблинская А.А. Детская психология / А.А. Люблинская.- М.: «Просвещение», 2008.- 156с.
  13. 13Микляева Н.В. Несколько слов о развитии и поддержке детской активности и самостоятельности/ Н.В. Микляева // Детский сад от А до Я. — 2008. -№ 17. — С.23-30.
  14. 14Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов/ В.С. Мухина. — М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 85с.
  15. Осницкий А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики/ А.К. Осницкий // Москва-Нальчик. Изд. Центр «Эльфа», 2007.- №12. — С.173- 178.
  16. Платохина Н.А. Организация самостоятельной деятельности детей в процессе ознакомления с историей и культурой родного края/ Н.А. Платохина // Детский сад от А до Я. — 2008. — №6. — С.108- 115.
  17. Петровский, А.В. Коллектив / А.В. Петровский //Общая психология. — 2008.- №8. — С.7- 10.
  18. 18Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. — М.: Дрофа, 2008.- 253с.
  19. 19Смирнова, Е.О. Дошкольник в современном мире/ Е.О. Смирнова — М.: Дрофа, 2006.- 157с.
  20. Смирнова, Е.О. Структура и динамика отношения в онтогенезе ребенка./ Е.О. Смирнова // Вопросы психологии.- 2007.- С.28-31.
  21. Солодянкина, О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста/О.В. Солодянкина. — М.: АРКТИ, 2006.-182с.
  22. 22Теплюк С. Истоки самостоятельности/ С. Теплюк //Дошкольное воспитание. 2005. -№32. — С.67-70.
  23. 23Трубайчук Л.В. Социальная компетентность дошкольника/ Л.В. Трубайчук// Актуальные проблемы дошкольного образования: теоретические и прикладные аспекты социализации социального развития детей дошкольного возраста: Материалы V Международной научно-практической конференции. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2007.- 307 с.
  24. Чехонина О.И. Самостоятельная поисковая деятельность детей в образовательном процессе детского сада/ О.И. Чехонина // Детский сад от А до Я. — 2008. -С. 101- 107.
  25. Шапарь Б.В. Практическая психология. Инструментарий/ Б.В. Шапарь — Ростов н/Д: Издательство «Феникс», 2006.- 211с.
  26. Шептихина Г.В. Семейные взаимоотношения как условие развития активной жизненной позиции у детей старшего дошкольного возраста/ Г.В. Шептихина // Детский сад от А до Я.- 2008. — №32. — С.32-39.
  27. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей/ Г. Юсупова //Дошкольное воспитание.- 2006. — №21. — С.28-29.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector