Состав и производство асфальта – особенности технологического процесса
Асфальт представляет собой многокомпонентную смесь на основе песка, камня и битумного связующего. «Правильное» название материала – асфальтобетон, что не мешает использовать термин «асфальт» даже в специализированных изданиях.
В состав асфальта входят битум, песок, разновидности щебня или гравия, а также минеральные добавки и наполнители. Единственным неизменным компонентом остается битум, а остальные составляющие могут добавляться в различных пропорциях.
Функции мелкодисперсных компонентов асфальтной смеси
Песок, содержащийся в составе асфальта, играет роль наполнителя и мелкой основы, способствует распределению давления от дороги к грунту. Без песка происходило бы вытекание битумного связующего и выдавливание наверх щебня.
В случае специальных асфальтов, содержащих цемент, песок участвует в процессе цементации и придает покрытию дополнительную твердость.
Минеральный наполнитель – представляет собой измельченную до пылеобразного состояния породу (песчаник, известняк или мел), предназначенный для заполнения остаточных пустот.
Песчаник наиболее универсален, так как инертен практически к любому химическому воздействию.
Карбонаты кальция (известняк и мел) обычно используют на дорогах общего назначения, тогда как песчаник можно использовать вблизи химических комбинатов.
Резина – добавляется в асфальт в виде резиновой крошки (1-1,5 мм), придает покрытию высокую гидроустойчивость и пластичность. Обработанные резиной асфальты гораздо реже трескаются, что увеличивает период между проведением ремонта. Минусом таких дорог является высокая стоимость, поэтому их использование ограничивается прокладкой наиболее ответственных участков магистралей.
Изменение в структуре асфальта при добавлении минерального наполнителя
Классификация
Одним из главных параметров является крупность применяемого щебня, разделяя асфальты на следующие группы:
- плотные – применяются для укладки верхнего слоя покрытия и содержат мелкий щебень. В случае фракции щебня менее 5 мм такие асфальты используются для покрытий с малой нагрузкой (тротуары и пешеходные переходы) и называются мелкозернистыми. Более крупные фракции щебня (5-15 мм) подходят для создания верхнего слоя автомобильных дорог;
- пористые – используются в нижней части многослойного покрытия и содержат меньше битума, чем плотные асфальты;
- высокопористые – оптимальные в качества основы для высоконагруженных автомобильных дорог. В их производстве применяется наиболее крупный щебень фракции 15-40 мм. Такие размеры обеспечивают необходимую водопроницаемость, создавая дренаж в низинах и болотистой местности. Большая крупность уменьшает сдвиг основания дороги и вдавливание в верхний слой грунта, уменьшая опасность вымывания и проседания покрытия.
Технология изготовления
Основа любого асфальтного производства заключается в подготовке исходных компонентов, смешивании при высокой температуре и хранении в специальных подогреваемых бункерах.
При прокладке дорог важно близкое расположение завода к месту строительства, поскольку материал необходимо довезти для укладки в разогретом состоянии. Если смесь остынет, ее будет очень сложно утрамбовать, а полученное покрытие окажется недостаточно прочным. Рассмотрим стадии производства асфальта.
Подготовка компонентов, из которых делают асфальт
Сюда относят просушку и просеивание. Песок, щебень и порода обычно поступают на завод во влажном или воздушно-сухом состоянии. Наличие остаточной влаги чревато снижением прочности покрытия и разбрызгиванием горячей битумной смеси при попадании в нее воды.
Чтобы устранить возможные последствия, материал подвергают сушке при температуре 150-160 ?С – такая температура позволяет избавиться от влаги, адсорбированной в порах материала.
Просеивание щебня проводят с использованием грохота. Минеральный наполнитель предварительно измельчают в дробилке, после чего также подвергают фракционированию. В зависимости от технологии производства, просушка может быть однократной или двойной, повторяясь после дробления или просеивания.
Смешивание компонентов
Щебень и песок подаются на ленточный конвейер, транспортирующий их в общий бункер. Смешивание с наполнителем и битумом может происходить одновременно или осуществляться после достижения однородной щебеночно-песчаной массы.
После добавления битума температура поддерживается на уровне 160-170 ?С. После достижения требуемой консистенции смесь (уже асфальт) попадает в бункер для хранения, где может оставаться нагретым до 4 дней. В течение этого срока ее необходимо отгрузить потребителю, чтобы избежать потери прочностных характеристик.
Модификация асфальта добавками, придающими полезные эксплуатационные свойства, производится одновременно с перемешиванием асфальта. При создании резиново-асфальтной смеси каучуковая крошка добавляется в нагретый, готовый к применению продукт.
Доставка
Перевозка асфальтобетона к месту строительства осуществляется автотранспортом. Чаще всего используют обычные самосвалы, имеющие устойчивый к воздействию горячего асфальта кузов. Для перевозки на большие расстояния могут применяться кохеры – автомобили со специальными термосберегающими контейнерами. Они предназначены для сохранения свойств асфальтобетона на протяжении 2 дней.
https://www.youtube.com/watch?v=spdTx-qkDnk
Как делают асфальт на заводе и можно ли его сделать самому своими руками расскажет видео:
Чтобы избежать приобретения некачественного асфальтобетона, следует требовать у продавца сертификат соответствия продукции. Его выдают только после прохождения комплекса испытаний, соответствующего ГОСТ или СНиП (в зависимости от сферы применения).
На рынке услуг по контролю качества существует ряд региональных лабораторий, которые проводят отбор проб и испытание асфальтных покрытий. При исследовании отбирается усредненный образец из общей массы материала. Анализ дорожного полотна проводится путем исследования керна, представляющего собой асфальтовый стержень, получаемый бурением дороги специальным полым буром.
Холодный асфальт своими руками
Сразу оговоримся, что холодный асфальт только укладывается самостоятельно, а его производство осуществляется только на заводе.
Сама технология отличается от традиционного покрытия меньшими рабочими температурами (70-110 °С) и добавлением комплекса защитных и полимерных присадок в его состав.
Последние необходимы для придания большей прочности и образования защитной антиокислительной пленки на поверхности битума.
Несмотря на название, холодный асфальт все же придется подогревать в морозы, чтобы перевести битум в пластичное состояние. Вместе с этим горелкой нужно подогреть место, куда асфальт будет укладываться. В зависимости от фирмы-изготовителя, проводить работы с холодными смесями можно даже при отрицательных температурах (до -20…-10 °С).
Плюсом холодного асфальта является длительный срок хранения. В отличие от классического асфальтобетона, его не нужно применять сразу после покупки. К минусам относится меньшая прочность, которая почти в 2 раза меньше, чем у горячего асфальта.
Для трамбовки покрытия применяется виброплита или подручные средства – толстый деревянный брус, автомобильное колесо. Окончательная доводка поверхности происходит после многократного проезда автомобилей. Не рекомендуется делать цельные участки дороги из холодного асфальта, поскольку они разрушаются при давлении транспортного средства массой свыше 3,5 т.
Модифицированный холодный асфальт:
Рециклинг старого асфальта
Высокая стоимость создания дороги вынуждает искать пути экономии средств. Одним из них является рециклинг – переработка отработанного асфальта, с целью его повторного использования. Производится переработка в стационарных условиях или в мобильных рециклерах.
Процесс осуществляется в несколько стадий:
- снятие слоя старого асфальта – выполняется ремиксером, удаляющим дорожное полотно путем фрезерования;
- дробление фрезерованного слоя до размеров щебня. Полученный продукт называется гранулятом и может использоваться для прокладки дорог и приготовления щебеночно-песчаных строительных смесей;
- нагрев в печи без прямого контакта с огнем (чтобы избежать воспламенения);
- добавление свежей порции битума и полимерных добавок, при необходимости.
Технология рециклинга имеет промышленное значение и обычно применяется при прокладке городских и междугородних автомобильных дорог. Если появилась возможность купить асфальт рециклинга для частных целей, не стоит колебаться – различия в эксплуатационных свойствах нет, тогда как цена будет существенно ниже.
Мобильные установки для рециклинга асфальта
Установка №1Установка №2
Модернизация покрытий из асфальтобетона
Несмотря на достаточную практичность, дорожные полотна можно улучшить. Одним из способов является применение специальных мастик для асфальта. В их состав входит битум или битумные эмульсии, содержащие добавки полимеров из резины.
Обычные битумные мастики используются в горячем состоянии, а эмульсии – в холодном. Принцип действия мастик заключается в герметизации трещин и пор на поверхности полотна. Это препятствует попаданию воды внутрь дороги и ее разрушению – вода способствует растрескиванию покрытия при замерзании и гидроударе при проезде транспорта.
Стоит отметить следующее:
- Для малотоннажного применения асфальты не очень дороги, в отличие от многомиллионных затрат при прокладке шоссе;
- При должном качестве асфальт незаменим в любую погоду.
- Из окна машины редко заметны многочисленные дефекты, которые отчетливо видны пешеходам;
- Производство разогретых и вязких смесей не является простой задачей, несмотря на автоматизацию процесса;
- Сложность применения разогретых смесей отчасти компенсируется появлением холодного асфальта;
- Асфальтные дорожки в саду не делают именно по причине неприятного запаха битума, хотя со временем смесь твердеет и доставляет неудобства лишь в жаркую пору.
Существующие альтернативы асфальту пока что слишком дороги и не так практичны. В отличие от других строительных материалов, совершенствование асфальта происходит не путем разработки новых материалов, а модернизацией старых.
Широкое внедрение полимерных модификаторов позволяет принципиально улучшить свойства дорожных покрытий и расширить пределы их технологического применения, что подтверждают многочисленные испытания материала.
Источник: http://stroyres.net/vyazhushhie-materialy/organicheskie/asfalt/sostav-i-proizvodstvo.html
Цветной асфальт
Цветной асфальт (цветная асфальтобетонная смесь) – это искусственный дорожно-строительный материал, состоящий из смеси минеральных компонентов, таких как щебень и минеральный порошок с органическим вяжущим (дорожный нефтяной битум, смолы) и красящих пигментов.
Цветной асфальт используют в декоративных целях (для устройства пешеходных дорожек, спортивных площадок, ландшафтом строительстве и т.п.
) и для организации движения (например, отделения велосипедной дорожки, выполненной из цветного асфальтобетона от основной проезжей части, на въезде в тоннели, при устройстве покрытий аэродромов).
Обычно, в целях экономии, тонкий слой цветной асфальтобетонной смеси укладывается поверх покрытия из асфальта обычного цвета.
Одной из особенностей приготовления цветной асфальтобетонной смеси является использование в ее составе, не обычного нефтяного дорожного битума черного цвета, а битума осветленного или иных вяжущих прозрачного цвета.
Цветная асфальтобетонная смесь, приготовленная на обычном битуме с подкрашиванием (красящие пигменты вводятся непосредственно в битум) значительно дешевле смеси, изготовленной с использованием прозрачных или бесцветных вяжущих.
Бесцветные вяжущие – это обычно вяжущие неорганического происхождения, выпускаемой ведущими европейскими производителями такими, как: Shell, Total, BP, Esso.
В качестве минерального наполнителя используется не обычный щебень темных оттенков, а щебень из кварцита, мраморная крошка. Часто используется щебень из гранитов цветных оттенков (например, отсевы из карьеров красного гранита). Для изготовления цветного асфальтобетона используют кирпичную крошку, щебень из лома кирпича и других керамических искусственных материалов.
Но, все таки, основной цвет асфальтобетонной смеси – это цвет, который обеспечивает добавление в смесь специального пигментного красителя.
Красящий пигмент может иметь органическое или неорганическое происхождение. Наибольшее распространение получили красящие пигменты неорганического происхождения. Органические пигменты используются редко, поскольку не являются достаточно устойчивыми к внешним воздействиям.
Из неорганических красящих веществ можно выделить:
- оксид железа (красно-коричневый цвет);
- оксид свинца (желтый цвет);
- оксид хрома (зеленый цвет);
- оксид цинка (белый цвет);
- свинцово-молибдатный оранжевый крон;
- желтый крон;
- синий кобальт;
- диоксид титана (осветляет цвет смеси).
Современные красители, вводящиеся в состав асфальтобетонных смесей, выпускаются в виде гранул, которые состоят из мелкодисперсного красителя, полимеров и других добавок.
Источник: http://pro-scheben.ru/cvetnoj-asfalt
Состав асфальтобетона
От дорожного покрытия требуется прочность и надежность, оно должно выдерживать многотонную нагрузку и не деформироваться под воздействием природных явлений.
Асфальтобетон обладает именно такими свойствами и поэтому используется при строительстве дорог. Асфальтобетонная смесь различается по составу, каждый вид предназначен для определенных дорожно-строительных работ.
«Все об асфальтобетоне: состав, использование, ГОСТы» — так звучит тема данной статьи.
Общие сведения об асфальтобетонной смеси
Во всем мире асфальтобетон является самым оптимальным материалом для создания и ремонта пешеходных и проезжих зон, территорий при аэродромах и взлетных полос.
Качество покрытия зависит от многих факторов: соблюдены ли технологии укладки и состава смеси, добавляются ли в нее дополнительные компоненты, повышающие стойкость и пластичность материала.
Основу асфальтобетонной смеси составляют измельченный в крошку гравий (или щебень) и песок, связывает эти компоненты битум. Подбор компонентов неслучаен, каждый отвечает за определенные задачи:
- Битум исполняет роль «клея», связывающего твердые и сыпучие компоненты. Получить битум можно при разработке природных асфальтовых залежей или путем химического синтеза нефтепродуктов.
- Щебень и песок заполняют пустоты, усиливая конструкцию и обеспечивая ее долговечность. Если данных компонентов в смеси недостаточно, асфальт не держит форму уже на этапе укладки, а в дальнейшем механическая прочность становится еще меньше.
- Минеральный порошок получают при размалывании известняка, шлаков и доломитов. Он необходим для придания битуму меньшей текучести. Кроме того, порошок позволяет существенно сократить расход битума.
Нужно отметить, что асфальтобетонные смеси используются не только для создания нового дорожного полотна, литой асфальт подходит для ремонта – он не требует уплотнения и выравнивания и не создает перепадов с уровнем старого покрытия.
Современные технологии изменили асфальтобетон
Современный мир диктует свои правила. Ремонт дорог (или укладка новых) желательно проводить быстро, без погрешностей и делать это в любую погоду. Литой асфальтобетон отвечает всем требованиям. Соответствующий ГОСТ Р 54401-2011 регламентирует технологию укладки без уплотнения.
Пластичность смеси обеспечивается ее высокой температурой – 190 и повышается за счет еще большего нагревания.
Читать по теме: Самые длинные дороги в России
Состав включает большее количество полимерных добавок и битума, но при этом уменьшается доля минералов, что минимизирует зернистость. Повышенная тягучесть позволяет не уплотнять смесь.
Для связки всех компонентов литого асфальта применяется полимерно-битумная смесь. Она также усиливает покрытие, наделяя его повышенной износостойкостью, не допуская быстрого появления трещин в течение эксплуатации.
Декорирование дорожных покрытий, тротуаров, площадок
Асфальтобетон может использоваться не только для стандартных типов покрытий, но и при создании особого дизайна пешеходных зон. С помощью цветного асфальта наносится разметка на проезжей части.
Нестандартный вид покрытия получается путем тиснения или рифления, цвет придают минералы и цветные инертные материалы. Яркость оттенков регулируется осветлением битума или использованием искусственного.
Главным недостатком данной технологии является ее высокая стоимость. Для сокращения расходов цветные гранулы не добавляются в основную смесь на стадии изготовления. Крошку втирают в верхний слой уже положенного, но не застывшего асфальта.
Физико-механические характеристики
ГОСТ 9128-97 фиксирует нормативы физических параметров, соблюдение которых влияет на качество полученной асфальтобетонной смеси:
- Плотность состава варьируется в зависимости от типа песка. Шлаковый дает плотность 2300 кг/м3, а кварцевый — 2100 кг/м3. Как видно, шлаковый песок лучше уплотняет смесь. Данные показатели важны при количественных расчетах материала перед его изготовлением.
- Нормы расхода материала при укладке прописаны в СНиПе 3.06.06-88.
ГОСТ 9128-97 регулирует вес смеси, он не должен превышать 2000-2200 кг/м3.
Расход дорожной смеси
При выведении средней величины расхода материала учитываются толщина слоя и площадь участка, структура исходной и конечной поверхностей.
Расход холодного асфальтобетона выше в 4 раза, но это компенсируется его эксплуатационными характеристиками и особенностями укладки.
Читать по теме: Нанесение разметки на дорогу
Несмотря на наличие формулы и регулирующих стандартов, расчеты объемов производятся специалистами после тщательного изучения участка. Нередко требуется лично посетить место будущей стройки, чтобы учесть все геодезические нюансы.
Прочный асфальтобетон с низкой себестоимостью
Продлить срок службы часто используемого дорожного покрытия (например, трасса между городами) можно путем долевого изменения состава классической асфальтобетонной смеси.
Увеличение количества измельченного щебня повышает износостойкость полотна и усиливает сцепление. ГОСТ 31015-2002 определяет пропорциональную составляющую щебня, она может доходить до 80%. Также в состав добавляется мастика, ее доля составляет до 7,5%.
Для снижения расхода материала используются целлюлозосодержащие добавки.
Основные составляющие заявлены в названии: «щебеночно-мастичный асфальтобетон», укладка производится в горячем виде. Высокое качество дорожного полотна из ЩМА является причиной приоритетного использования именно этой смеси для укладки международных трасс и взлетных площадок аэропортов.
Что входит в состав асфальтобетона?
Состав смеси предусматривает пропорциональные изменения в зависимости от характеристик строящегося участка и используемого на нем асфальтобетона.
Вяжущее вещество
Для связки сыпучих компонентов применяется смолоподобный продукт – битум. Каждая марка асфальта предусматривает свою величину, но не более 6% битума на всю смесь. Задача битума в обеспечении прочности, пластичности и влагостойкости дорожного покрытия.
Использование битума в разных пропорциях приводит к получению асфальтобетонной смеси с различными характеристиками. Делается это для облегчения работы с материалом в разных климатических зонах, а также для повышения прочности готового дорожного полотна.
Битум может быть вязким или жидким. При нагревании материала вязкость уменьшается. Жидкий битум используется в зимнее время. Добавляются растворители и присадки, которые возвращают битум в вязкое состояние при затвердевании.
Каменный наполнитель
Основа любой асфальтобетонной смеси – это различный по фракциям щебень и гравий. На консистенцию влияет каждая мелочь: размер и форма камней, их происхождение, характеристики сопротивляемости. Не последняя роль у процентного соотношения компонентов.
- Осадочные и метаморфические породы подходят для производства материалов высокой плотности.
- Щебень из шлака или гравия невозможно использовать для высокоплотного слоя покрытия.
Читать по теме: Мелкозернистый асфальтобетон
Зерновой состав тщательно проверяется. Соотношение зерен по диаметру, процент пыли и глины в составе влияет на качество покрытия. Недопустимо чрезмерное количество пластинчатых или игольчатых зерен. Согласно ГОСТу 8267, а также ГОСТу 3344 процентное содержание таких зерен не должно превышать 15% для плотной смеси, 25% для типа Б и 35% для типа А.
Песок
Нормативные данные прописаны в ГОСТ 8736. Песок обязательно входит в состав любой разновидности асфальтобетонной смеси. При том одинаково возможно использование отсева или карьерного материала.
- В зависимости от необходимой пористости используется материал разного класса прочности, чем выше пористость, тем ниже класс: от 800 или 1000, до 400.
- Глина в смеси влияет на морозостойкость, поэтому диаметр таких частиц не превышает 0,16 мм. Плотные смеси допускают содержание до 0,5 %, а пористые 1%.
Минеральный порошок
Цементная пыль применяется для заполнения мельчайших пустот в асфальтобетоне для обеспечения прочности покрытия. Зерна в размере не превышают 0,074 мм. Основные производители этого компонента — цементные и металлургические предприятия. Материал собирается при помощи системы пылеуловителей. ГОСТ 16557 регламентирует основные характеристики.
Дополнительные компоненты
Изменение классического состава возможно для придания асфальтобетону специфических особенностей. В этом случае добавляются компоненты, которые можно разделить на 2 типа:
- Специально разработанные для стабилизации или продления срока эксплуатации, пластификаторы. Этот тип компонентов дороже.
- Вторичное сырье, например, переработанные покрышки и сера. Стоимость таких компонентов ниже.
Как проходит производство асфальтобетонных смесей?
Прежде, чем приступить к производству смеси, проводится анализ будущего покрытия согласно его основному назначению. Состав асфальтобетонной смеси для тротуара будет существенно различаться от смеси для автобана.
Технологический процесс состоит из следующих этапов:
- Подготовка минеральных материалов, в нее входит сушка и нагрев.
- Подготовка битума. При подаче вяжущее вещество распыляется для равномерного обволакивания каждой фракции.
- Порционное деление всех компонентов.
- Смешивание всех компонентов, длительность варьируется в зависимости от зернистости. Очередность добавления компонентов влияет на качество смеси. Лучший эффект достигается единовременным смешиванием всех составляющих.
- Погрузка смеси в специальные бункеры или сразу в кузова самосвалов.
Источник: https://rovnayadoroga.ru/dorogi/sostav-asfaltobetona.html
Цветной асфальт и особенности его применения :
Главная » Это интересно » Строительство, обустройство быта, мебель |
|
|||||||
Строительство, обустройство быта, мебель |
Классификация асфальтобетонных смесей, выпускаемых по ГОСТ 9128-2009(-2013) | |||||||
№ | Виды смесей | Типы смесей | Содержание щебня, % | Классификация по наибольшему размеру минеральных зерен (щебня или песка) | Марки | ||
I | II | III | |||||
1 | Высокоплотная | — | 50-70 | Мелкозернистые (с размером зерен до 20 мм) | + | — | — |
2 | Плотные | А | 50-60 многощебенистая | Крупнозернистые (с размером зерен до 40 мм) | + | + | — |
Мелкозернистые размером зерен до 20 мм) | + | + | — | ||||
3 | Б | 40-50 среднещебенистая | Крупнозернистые (с размером зерен до 40 мм) | + | + | + | |
Мелкозернистые (с размером зерен до 20 мм) | + | + | + | ||||
4 | В | 30-40 малощебенистая | Мелкозернистые (с размером зерен до 20 мм) | — | + | + | |
5 | Г | на отсевах дробления | Песчаные (с размером зерен до 10 мм) | + | + | + | |
6 | Д | на природных песках | Песчаные (с размером зерен до 10 мм) | — | + | + | |
7 | Пористыещебеночные | — | 40-60 | Крупнозернистые (с размером зерен до 40 мм) | + | + | — |
8 | Пористыепесчаные | — | — | Песчаные (с размером зерен до 10 мм) | + | + | — |
9 | Высокопористые щебеночные | — | 40-60 | Крупнозернистые (с размером зерен до 40 мм) | + | + | — |
10 | Высокопроистые песчаные | — | — | Песчаные (с размером зерен до 10 мм) | + | + | — |
Для строительства верхних слоёв покрытий на дорогах с высокой интенсивностью движения применяют щебёночно-мастичный асфальт (асфальтобетон) (ЩМА), обеспечивающий больший срок службы и лучшие сцепные качества покрытия. Стоимость такого асфальта выше на 20-25% по сравнению со стандартным асфальтом типа А и типа Б. Различают также горячие и холодные асфальтобетонные смеси.
Горячие укладываются при температуре смеси не ниже 120°С.
Холодные укладываются при температуре смеси не ниже 5°С. Помимо описанных видов асфальта АО «АБЗ КАПОТНЯ» производит специальные смеси по заявкам заказчиков.
Холодные смеси(холодный асфальт) для аварийного ремонта, которые можно применять в зимний период. При этом сама смесь при укладке и уплотнении должна иметь положительную температуру (15-20°С).
Смеси на полимернобитумных вяжущих (ПБВ), применяются в верхних слоях покрытий для повышения сдвигоустойчивости.
Смеси на резинобитумном вяжущем «БИТРЕК» и добавлением модификатора «УНИРЕМ».
Литые смеси(литой асфальт) (Л) для ямочного ремонта в холодный период года имеют повышенную температуру. Перевозятся в кохерах и не требуют уплотнения.
Смеси с пониженным содержанием щебня для благоустройства территории (МВ-3).
Цветные смеси(цветной асфальт) для площадок, скверов, тротуаров и т.д.
Источник: https://abz4.ru/asphalt
Что такое асфальтобетон? Его производство и сфера применения
Асфальтобетон — это искусственно созданный материал, который изготавливается путем смешивания определенных минералов и горячего битума.
В состав асфальтобетона входят оптимально подобранные составы щебня или гравия мельчайшей фракции и природного, без каких-либо примесей песка, который может быть и дробленным из гранита. Также в смесь может добавляться тонкодисперсный минеральный порошок.
Все составляющие асфальтобетона перемешиваются в специальном бункере под определенной температурой.
Производство асфальтобетона
Содержание
- 1 Производство асфальтобетона
- 2 Использование асфальтобетона
Метод изготовления этого материала может быть исполнен в холодном, теплом и горячем виде. Отличие между ними состоит только в температуре приготовления смеси до состояния однородной массы.
https://www.youtube.com/watch?v=o47I88ctjNw
Смешивание асфальтобетонной массы горячим либо теплым способом производится таким образом. В подогретый до определенной температуры битум равномерно добавляются все остальные ингредиенты, предварительно нагретые примерно до такой же температуры, что и вяжущий битум. При холодном смешивании нагревается только один битум, а остальные составные засыпаются холодными.
Асфальтобетон, используемый для покрытия дорог и их ремонта, готовится горячим методом, при этом температура при укладке должна быть в пределах 190 градусов. Чем она выше, тем материал будет пластичнее.
Литой асфальтобетон по своей структуре немного отличается от обычного дорожного бетона количеством минеральных заполнителей.
Например, щебень может занимать только половину массы битума либо совсем отсутствовать, но зато много добавляется полимеров.
В итоге материал получается довольно тягучим и при укладке его не требуется уплотнять. Такое асфальтирование вы можете заказать на сайте https://asfaltirovanie.ru.
Использование асфальтобетона
Например, литой мелкозернистый асфальтобетон часто используется при устройстве кровельного покрытия на крышах с плоской формой. Также этот материал широко применяется для автодорожного покрытия, вертолетных площадок, в гидротехнических сооружениях, а также при благоустройстве различных территорий.
Кроме всего, литой дорожный асфальтобетон при добавлении в него красящих пигментов может использоваться как декоративный элемент для уличных тротуаров, при устройстве садовых дорожек и аллей.
На дорожном покрытии цветной асфальт используется при разметке разделительных полос, пешеходных переходов и предупреждающих разметок о приближении к зонам, где требуется повышенное внимание водителей.
Декоративный цветной эффект делается путем добавления в смесь цветных минералов, а также вдавливанием или рифлением в уже готовое дорожное покрытие.
Поделись этой инфой в соцсетях!
Источник: http://kayrosblog.ru/chto-takoe-asfaltobeton-ego-proizvodstvo-i-sfera-primeneniya
Разработка асфальтобетонной смеси с использованием отходов производства
УДК 691.168
К.Г. Пугин, В.С. Юшков
ФГБОУВПО «ПНИПУ»
РАЗРАБОТКА АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА
Представлен состав асфальтобетона с использованием отходов черной металлургии, позволяющий осуществлять разделение транспортного потока за счет цветовой гаммы, что в свою очередь приводит к снижению дорожно-транспортных происшествий. Приведены образцы, полученные в результате экспериментальных исследований, и химический состав смеси. Также рассмотрен зарубежный опыт создания цветного асфальтобетона в одном из Европейских технических университетов.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, цветной асфальтобетон, пыль, термопластик, краска, автомобильная дорога.
Интенсивный рост парка транспортных средств приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий. Существует множество технических средств организации дорожного движения, к которым относятся: светофоры, дорожные знаки, разметка, направляющие устройства и т.д., но, как показала практика, они не полностью справляются с обеспечением безопасности дорожного движения [1, 2].
В работе рассмотрен современный способ обеспечения безопасного движения транспортных средств с использованием цветного асфальтобетона, который является разновидностью горячего асфальтобетона, в состав которого входят красящие пигменты и поэтому он может иметь разнообразную окраску.
Как правило асфальтобетонная смесь состоит из мелкозернистого щебня (фракция 5…10 мм), гранитной крошки, мраморного песка, известняка. Окрашивание асфальтобетонной смеси производится с помощью цветного щебня и пигментирующих составляющих [3—5].
Содержание битума в этом виде дорожного покрытия — минимально, потому что он может повлиять на равномерность окрашивания или сделать цвет более темным. Для светлых оттенков асфальтобетона в качестве связующего компонента используют канифоль, светлый битум или кумароновый полимер [6—8].
Цветной асфальт используют в виде покрытия обычного асфальтобетона толщиной 10 мм [9].
Исследованиями цветного асфальтобетона также занимаются в европейских технических университетах. Например, в итальянском университете в Сан-Марино учеными Маурицио Бочча, Андреа Гриллиб, Фабрицио Кардонеа, Амедео Вирджилиа были проведены опыты и предложена технология создания цветного асфальтобетона [10, 11].
Для изготовления асфальтобетонной смеси ими был использован в качестве крупного заполнителя диорит (40 % совокупного веса), в качестве мелкого — ракушечник (52 %) и специальный наполнитель (8 %), а также связующее (5 % от общего веса). В частности, наполнитель, состоящий из 97 % СаС03 и
0,2 % Fe2O3, был получен из мраморного карьера и характеризуется отчетливой белизной. Чтобы подчеркнуть белизну асфальтобетонной смеси дополнительно, был использован порошкообразный диоксид титана (1 %).
Связующее было получено с помощью измененной технологии производства битума, включающей систему последовательных этапов: добычу асфаль-тенов и смешение их с полимерами.
Асфальтены, отвечающие за черный цвет битума, удаляют, добавляют связующий компонент, который в основном состоит из ароматических углеводородов и смол.
Затем этот состав смешивают с полимерами, чтобы получить соответствующую консистенцию и механическую устойчивость асфальтобетонной смеси.
Экспериментальные исследования были направлены на оценку механических, объемных и фотометрических характеристик асфальтобетонов. Была доказана их хорошая устойчивость к истиранию, водостойкость и прочностные характеристики [12, 13]. Полученная асфальтобетонная смесь рекомендована к широкому использованию в туннелях в качестве дорожной разметки.
На кафедре автомобилей и технологических машин в ПНИПУ были проведены исследования по созданию цветной асфальтобетонной смеси на основе отходов производства черных металлов.
В качестве красящего пигмента была использована пыль системы газоочистки электропечи ДСП-60 завода «Камасталь» г. Перми. Состав пыли, отходящей от печи, состоит из оксидов металлов и силикатов. Пыль газоочистки представляет тонкодисперсный порошок с высокой удельной поверхностью (1,2…2,5 тыс. см2/г) и объемной массой 3,7…4,2 г/см3. Цвет порошка темно-коричневый [14].
В качестве минеральной составляющей были применены песок, щебень и отсев дробления щебня Теплогорского карьера Пермского края при следующем соотношении компонентов, масс, доля, %: щебень — 40,5… 45,5; песок — 29,0…30,0; отсев дробления щебня — 15,0…
18,5; пыль системы газоочистки электропечи ДСП-60 производства стали 4,0…5,0. Полученная плотность образцов готового цветного асфальтобетона составляет 2,47…2,49 г/см2, а водонасыщение — 3,50…3,55 % (рис. 1). Графики зависимостей показаны на рис. 2—4.
Рис. 1. Образцы асфальтобетона (цветной асфальтобетон в центре)
В качестве связующего применялся битум БНД 90/130. Содержание битума в смеси 6,5 % (сверх 100 %); предел прочности при сжатии: при температуре 20 °С — 3,44 МПа; при температуре 50 °С — 0,93 МПа [15], что соответствует типу Б марки III ГОСТ 9128—97.
Срок службы цветного асфальтобетона достигает 3.. .5 лет, что значительно снижает затраты на эксплуатацию автомобильной дороги и повышает безопасность дорожного движения.
Рис. 2. График зависимости водонасыщения асфальтобетонной смеси от процентного содержания пыли
Рис. 3. График зависимости прочности асфальтобетонной смеси от процентного содержания пыли при t = 20 °С
Прочность. МПа
3 4 5 6 7 Пыль, %
Рис. 4. График зависимости прочности асфальтобетонной смеси от процентного содержания пыли при t = 50 °С
Разработанная асфальтобетонная смесь позволяет визуально разделять полосы движения на автомобильной дороге, при этом обладает соответствующей нормативным требованиям прочностью и водостойкостью. Дополнительная эколого-социальная привлекательность представленной технологии заклю-
чается в использовании отходов черной металлургии как сырья для создания горизонтальной разметки на автомобильной дороге. При этом снижается негативная нагрузка металлургического предприятия на окружающую среду за счет утилизации отходов производства и исключения их размещения в окружающей среде. На данный состав асфальтобетонной смеси получен патент 2508261 от 01.10.2012 г.
Библиографический список
1. Ищенко И.С., Калашникова Т.Н., Семенов Д.А. Технология устройства и ремонта асфальтобетонных покрытий. М. : Аир Арт, 2001. 176 с.
2. Королев И.В., Финашин В.Н., Феднер Л.А. Дорожно-строительные материалы. М. : Транспорт, 1988. 303 с.
3. Лещицкая Т.П., Юрченко A.M., Пахомов В.А. Ремонт и восстановление асфальтобетонных покрытий способами регенерации. М. : МАДИ, 2001.
4. Устройство асфальтобетонных покрытий методом вибролитья / Ю.В. Чепурной,
C.Б. Шастик, М.С. Мелик-Багдасаров, К.А. Гиоев, В.Ф. Денисенко, О.А. Балабанов // Наука и техника в дорожной отрасли. 1997. № 3. С. 8—11.
5. ШестиковВ.П., ПермяковВ.Б., Ворожейкин В.М. Технологическое обеспечение качества строительства асфальтобетонных покрытий. Омск : СИБАДИ, 1999. 239 с.
6. Васильев А.П., Шамбар П. Поверхностная обработка с синхронным распределением материалов. М. : Трансдорнаука, 1999. 80 с.
7. Илиополов С.К., Котов В.Л., Пронин В.В. Литой асфальтобетон с использованием полимерного модификатора // Новые технологии, конструкции и материалы в строительстве, реконструкции и ремонте автомобильных дорог : сб. материалов Всеросс. науч.-техн. конф. Краснодар, 2002. С. 68—71.
8. Истомин B.C. Практическое руководство по текущему ремонту асфальтобетонных покрытий городской дорожной сети. М. : Прима-Пресс, 2001. 58 с.
9. Пугин К.Г., Юшков В.С. Использование вторичных материалов для цементобе-тонных покрытий // Вестник ПНИПУ Охрана окружающей среды, транспорт, безопасность жизнедеятельности. 2013. № 1. С. 144—151.
10. Lee H., Kim Y. Laboratory Evaluation of Color Polymer Concrete Pavement with Synthetic Resin Binder for Exclusive Bus Lanes // Transportation Research Record. 2007. Vol. 1991. No. 1. Pp. 124—132.
11. Experimental testing of cool colored thin layer asphalt and estimation of its potential to improve the urban microclimate / A. Synnefa, T. Karlessi, N. Gaitani, M. Santamouris,
D.N. Assimakopoulos, C. Papakatsikas // Building and Environment. 2011. Vol. 46. Pp. 38—44.
12. Rheological characterization of synthetic binders and unmodified bitumens // P. Partal, F.J. Martinez-Boza, B. Conde, C. Gallegos. Fuel, 1999. Vol. 78. Pp. 1—10.
13. Raouf M.A., WilliamsR.C. General physical and chemical properties of bio-binders derived from fast pyrolysis Bio-oils. Proceedings of the 2010 Mid-Continent Transportation Research Forum, Madison (WI), USA. 2010.
14. Пугин К.Г., Юшков В.С. Отходы черной металлургии для дорожных одежд жесткого типа // Молодой ученый. 2012. № 6. С. 45—49.
15. Юшков Б.С., Пугин К.Г., Юшков В.С. Применение цветного асфальтобетона на основе отходов металлургии в качестве дорожной разметки // Вестник ПГТУ Урбанистика. 2011. № 1. С. 68—73.
Поступила в редакцию в апреле 2014 г.
Об авторах: Пугин Константин Георгиевич — кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой автомобилей и технологических машин, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ФГБОУ ВПО «ПНИПУ»), 614990, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29, 8 (342) 219-80-67, 123zzz@rambler.ru;
Юшков Владимир Сергеевич — аспирант, старший преподаватель кафедры автомобилей и технологических машин, заведующий лабораторией УНЛ автодорожного факультета, Пермский национальный исследовательский политехнический университет (ФГБОУ ВПО «ПНИПУ»), 614990, г. Пермь, Комсомольский проспект, д. 29, vova_84_07@mail.ru.
Для цитирования: Пугин К.Г., Юшков В.С. Разработка асфальтобетонной смеси с использованием отходов производства // Вестник МГСУ 2014. № 6. С. 99—104.
K.G. Pugin, V.S. Yushkov
DEVELOPMENT OF ASPHALTIC MIX WITH WASTE PRODUCTS USE
Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-asfaltobetonnoy-smesi-s-ispolzovaniem-othodov-proizvodstva
Adblockdetector