Что такое фитинг с байпасом

Что такое фитинг с байпасомДаже самые незначительные сбои в работе инженерных коммуникаций потенциально могут перерасти в острые проблемы и, как результат, стать причиной серьезного дискомфорта для всех домочадцев. Именно поэтому осмотрительные хозяева стараются всеми силами предупредить подобные неудобства, устанавливая в своих жилищах разного рода вспомогательные устройства. Один из них – байпас, активно эксплуатирующийся в системах отопления и водоснабжения. О нем далее и пойдет речь: разберемся, что это за приспособление, каковы принципы его работы, в чем его плюсы и зачем он нужен. А напоследок расскажем и покажем видео, как выполняется установка байпасного клапана своими руками.

Конструкция и принцип действия

Конструктивно байпас представляет собой трубу-перемычку с запорно-регулирующей арматурой. Его главная задача – создавать параллельный поток рабочей жидкости в обход определенного прибора инженерной системы. Иными словами байпас создает обводную линию.

Принцип работы устройства чрезвычайно прост: при нормальном функционировании системы отопления или водоснабжения перемычка свободно пропускает через себя поток жидкости, но как только этот поток необходимо ограничить, запорный элемент байпаса закрывается, и жидкость начинает проходить в обход определенного отрезка системы. Такая блокировка возможна за счет разницы диаметров самого байпаса и подводящей трубы – первый всегда меньше второго.

Что такое фитинг с байпасомРазмещение байпаса

Использование байпаса дает немало преимуществ. Во-первых, существенно упрощается обслуживание систем отопления и водоснабжения. Во-вторых, при большом количестве батарей отопления увеличивается общее КПД системы и уменьшаются расходы энергии.

В-третьих, исчезает проблема завоздушивания труб и батарей из-за их разгерметизации. В-четвертых, появляется возможность использовать оборудование даже в нештатных и аварийных ситуациях.

Как все эти преимущества становятся реальностью? Выясним, познакомившись с особенностями применения перемычек в разных инженерных системах. Но перед этим узнаем, какими бывают современные байпасы.

Разновидности байпасов

Байпасы классифицируют по двум критериям:

  • тип запорной арматуры;
  • назначение.

По первому признаку различают два вида байпасов:

  1. С краном. Механический вариант байпаса, управление которым осуществляется посредством ручного открывания и закрывания крана. Последний, как правило, расположен по центру трубы-перемычки. Байпасы могут оснащаться двумя типами кранов: шаровым и трехходовым. Друг от друга они отличаются лишь конструкцией, а вот принцип работы обоих кранов практически одинаковый.Что такое фитинг с байпасомРазновидности байпасов
  2. С клапаном. Автоматический байпас, работающий в автономном режиме и не требующий регулировки со стороны пользователя. Клапан представляет собой резиновый шар повышенной плавучести. Такой байпас используется вместе с циркуляционным насосом: при его включении клапан под давлением открывает путь для носителя, а при выключении – автоматически закрывает.

Важно! Автоматический байпас с клапаном можно устанавливать только в тех системах отопления и водоснабжения, где используется исключительно чистый носитель – окалина, накипь, ржавчина и другие грязные примеси при попадании на клапан могут спровоцировать его деформацию, вследствие которой запорный механизм перестанет полностью закрываться.

Исходя из назначения, байпасы делятся на:

  • радиаторные – устанавливаются на подходах к батареям отопления и используются для их отключения при необходимости;
  • насосные – монтируются вместе с насосами и используются или для изменения их режима работы, или для полного отключения;

Особенности применения

Чаще всего байпасы используются для таких целей:

  • Обслуживание отдельных приборов без остановки всей системы. Если по каким-то причинам нужно снять оборудование в системе отопления или на линии водопроводной сети, например, для его ремонта или замены, следует просто перекрыть краны входа и выхода рабочего носителя и тогда жидкость пойдет по байпасу, а вы сможете без последствий демонтировать необходимый прибор.

Что такое фитинг с байпасомБайпас в системе отопления

  • Усовершенствование работы однотрубной схемы отопления. Главный минус однотрубной системы – неравномерное распределение теплоносителя: так как батареи здесь подключены последовательно, то по мере движения рабочая жидкость остывает и последним приборам достается уже почти холодный носитель. Чтобы этого избежать, перед каждым радиатором устанавливается байпас – благодаря ему определенная часть носителя двигается в обход батарей и в результате доходит горячей даже к дальнему прибору.

Совет. Аналогичным образом можно регулировать теплоотдачу радиаторов и в двухтрубной системе – просто перекройте кран в выбранном месте, и горячий носитель будет двигаться в те зоны, которые действительно нуждаются в обогреве.

  • Поддержание работы системы отопления без электропитания. Если в системе используется электрический насос, то, логично, что при отключении электропитания, он перестанет работать и остановит процесс отопления. Но байпас спасет и в этой ситуации: перекрыв подающий кран насоса и пустив ход носителя через перемычку, можно активизировать естественную циркуляцию жидкости и восстановить работоспособность системы.

Установка байпаса

Чтобы выполнить грамотный монтаж байпаса, следует обязательно учитывать следующие правила и нюансы:

  • диаметр перемычки должен быть уже диаметра трубы, к которой она подключается, иначе носитель попросту не будет попадать в подводящее устройство;
  • байпас должен быть максимально удален от стояка – его располагают как можно ближе к прибору, который он будет обслуживать;
  • перемычка должна располагаться горизонтально, чтобы избежать эффекта завоздушивания;
  • перед началом монтажа нужно слить весь носитель из системы.

Непосредственно установка может выполняться двумя способами.

Что такое фитинг с байпасомУстановка байпаса

Первый – посредством сварки. Сначала снимите прибор, который будет перекрывать байпас – чаще всего это батарея, поэтому будем рассматривать процесс на ее примере.

Затем в наиболее удобном месте подводящей трубы сделайте отверстия по диаметру перемычки, плотно вставьте ее и приварите. Далее на резьбу, где раньше был радиатор, установите запорную арматуру.

В финале приставьте батарею на новое место, подсоедините к системе и зафиксируйте кронштейнами на стене.

Второй – с помощью муфт. Тут также сначала снимите прибор. Потом на входную трубу посредством заводских муфт накрутите байпас, а на противоположных краях установите запорную арматуру. Далее перенесите крепления снятого прибора, поставьте его на новое место, подключите и зафиксируйте кронштейнами.

Как видите, на первый взгляд простейший отрезок трубы, выполняющий роль обводной перемычки, может подсобить во многих ситуациях. Байпас успешно закрывает самые различные потребности в системах водоснабжения и отопления – от поддержания работы в критические моменты до защиты оборудования, так что без его установки полноценное функционирование инженерных коммуникаций будет очень затруднено.

Что такое байпас: видео

Байпас: фото

Что такое фитинг с байпасом

Что такое фитинг с байпасом Что такое фитинг с байпасом

Что такое фитинг с байпасом

Что такое фитинг с байпасом

Байпас в системе отопления: как работает, для чего нужен | Советы и полезная информация

Что такое байпас, можно объяснить довольно просто, — это отрезок трубопровода системы водоснабжения или отопления, устанавливаемый в ключевых местах контура.

Таким простым инженерным решением облегчается ремонт и обслуживание трубопроводной арматуры, насосов, повышается экономичность работы и качество обогрева помещений.

При помощи байпаса можно отключить рабочий элемент системы, вернее, пустить в обход него поток теплоносителя.

Устройство байпаса

Что такое фитинг с байпасомБайпас еще называют байпасным обводом, то есть, трубопроводом для перенаправления потока рабочей среды в обход определенной точки отопительной системы, где находится радиатор отопления, насос, разветвление и т.п. Обводная труба одним концом подсоединяется к входящей трубе контура, другим — к отводящей. Перед входом байпаса на участке до элемента системы монтируется запорная арматура: кран, вентиль, задвижка. Поток носителя перекрывается или полностью, или выполняется регулировка количества его поступления на прибор.

Обходные трубы сначала применяли с целью проведения ремонтов или обслуживания трубопроводных магистралей без полной остановки функционирования. В последствии это простое решение стало обязательным условием при монтаже однотрубных систем и стало называться байпасом. В двухтрубных контурах в устройстве совсем нет потребности.

Какие бывают виды байпасов

Запорную арматуру устанавливают не только после входного или перед выходным отверстием обвода, но и на нем. Относительно этой особенности, а также в зависимости от типа запорных механизмов, обходы разделяют на три вида:

  1. С механическим (ручным) управлением.
  2. Статичные (нерегулируемые).
  3. Автоматические.

Каждой разновидности свойственны свои конструкционные особенности, а также способы использования.

В вертикальных схемах разводки труб конструкции байпасов состоят из подсоединенных патрубков с тройниками, распределяющими потоки по нескольким отопительным радиаторам.

Нерегулируемый байпас

Если на обводной трубе или перед входной трубой отопительного прибора нет никаких элементов запорной арматуры, то такой байпас — неуправляемый.

В таких случаях конструкция трубопровода сделана по упрощенной схеме, но предусматривающей установку в будущем дополнительных приборов отопления. После их установки уже будут задействованы байпасы.

Когда проектируются новые трубопроводные системы, то подразумевается отсутствие регулирующей запорной арматуры, и расчеты производятся только с условием свободного перемещения рабочей среды без гидравлических сил.

Что такое фитинг с байпасом

Проходное сечение обходной вертикальной трубы всегда меньше внутреннего диаметра основных магистральных разветвлений.

Это необходимо для того, чтобы свободный поток теплоносителя под действием тяжести не уходил целиком в ближе расположенную обводную трубу.

Если диаметры будут одинаковы, тогда большая часть рабочей среды по обходной трубе не будет доходить до отопительного прибора, а будет циркулировать перед ним.

Другие физические законы используются в горизонтальных разводках отопительных систем. Здесь расчеты делаются на стремлении горячей среды из-за меньшего удельного веса подниматься вверх.

Диаметры обводных контуров в нижних разводках должны быть такие, как и сечения основных магистральных труб, а диаметры отводов к отопительным приборам — меньше.

Так в регулируемых элементах системы напор увеличивается, теплоноситель распределяется по контуру более равномерно.

Байпас с ручным регулированием

Что такое фитинг с байпасом

На заметку: поверхностям шаровых механизмов кранов, если они не используются длительное время, свойственно прикипать одна к другой, поэтому краны нужно периодически проворачивать, даже без необходимости.

Байпасы с кранами ручной регулировки делают, как правило, в индивидуальных отопительных системах частных домов.

Если запорные устройства будут установлены на обводных перемычках в многоэтажных жилых домах, то возникает риск неосторожного перекрытия поступления воды соседним потребителям.

Регулируемые вручную — также применяются для обвязки гидравлических насосов в однотрубных отопительных системах.

Автоматический байпас

Обводные трубы с автоматической трубопроводной арматурой применяют для обвязки гидравлических насосов со свободным перемещением рабочей среды без перекачивающих агрегатов. В них нагнетающие насосы могут быть установлены в качестве ускорителя потока в многоэтажных зданиях для уменьшения теплопотери и увеличения КПД для более равномерного прогрева помещений.

Читайте также:  Марка бетона для фундамента: прочность, водостойкость, морозостойкость

При автоматическом управлении потоками их перенаправление происходит в зависимости от установленных температурных значений носителя без участия человеческого фактора.

При работающем насосе вода проходит только через него, в это время электрический обвод перекрыт. Если насос перестает работать (при отсутствии электричества или вследствие неисправности), тогда рабочая среда проходит по обходной трубе.

Поток частично или полностью перекрывают обездвиженные лопасти агрегата.

Байпасы с автоматическим управлением подразделяются на два типа:

В автоматических байпасах с клапанным распределением носителя шаровые краны врезают в обходные трубы. Так удается уменьшать гидравлическое сопротивление, чтобы обеспечить максимально свободное перемещение рабочей среды самотеком.

Что такое фитинг с байпасом

В механизме обратного клапана есть стальной шарик, который при обратном движении рабочей среды плотно прижат в седле регулирующего устройства, а при прямом ее движении оставляет проходное отверстие открытым.

Включенный насос создает давление, и теплоноситель поджимает шарик к седлу, перекрывая прямую линию. Если насос выключается, то рабочая среда начинает проходить через обводные трубы.

Следует учитывать, что клапанные обводы чувствительны к загрязнениям носителя (окалинам, ржавчине, хлопьям накипи), поэтому в них необходимо использовать фильтры.

В числе трубопроводной арматуры есть специальные врезные отстойники со сменными фильтрующими элементами и сливными кранами.

Инжекционные байпасы функционируют по схеме действия гидроэлеватора. В трубу главной магистрали врезают насосный узел таким образом, чтобы входная и выходная труба байпаса имели продолжение внутри основной трубы водопроводной магистрали.

Что такое фитинг с байпасом

В тепломагистралях с инжекционными байпасами импульс перемещению жидкости передается от энергии напора. Здесь также запорное оборудование требует поддержания чистоты рабочей среды при помощи фильтров.

Назначение байпасных участков

В обводных трубопроводах сохраняется циркуляция теплоносителя в случаях выхода из строя насосного агрегата, или во время отсутствия электроснабжения.

Любой отопительный элемент, находящийся под управлением байпасом, можно отключить или вовсе отсоединить от общей магистрали, направив поток по обходной трубе путем закрытия кранов на входном и выходном патрубках.

Таким образом при плановом обслуживании отопительной системы, нет необходимости ее отключать и полностью сливать жидкость.

В индивидуальных отопительных системах частных домов обводы используются для:

  • врезки дополнительных радиаторов
  • обвязки циркуляционных насосов
  • при обустройстве теплых полов для подсоединения распределительного коллектора
  • создания малого контура в системе отопления твердотопливным котлом.

При обвязке циркуляционного насоса обвод выполняет функцию основного трубопровода. Поэтому именно в обходную трубу врезают запорную арматуру, а не на входных или выходных патрубках. Только таким способом монтажа можно исключить рециркуляцию носителя.

Обводы для радиаторов отопления

Что такое фитинг с байпасом

В последовательно подключенных радиаторных батареях в однотрубной системе вода быстрее охлаждается в процессе прохождения по всем контурам. На выходе она будет тем холоднее, чем больше теплоотдача радиатора. Но, если в однотрубной системе байпасов нет, тогда ближние к основной магистрали батареи будут принимать максимум тепла (будут чрезмерно горячими), а последние — лишь слегка нагретыми. Соединенные перемычкой обратная и подающая трубы разделяют на две части поток рабочей среды, один из которых отдает тепло в помещение, а второй, сохраняя температуру, поступает через обходную трубу к следующей батарее. С байпасами вся цепь радиаторов будет работать равномерно с одинаковой температурой как на ближнем к основной магистрали отопительном приборе, так и на дальнем.

Байпас в обвязке насоса

Что такое фитинг с байпасом

Подключенный насос на обводе предотвращает противоток теплоносителя и его перемещение по замкнутому кругу, поддерживая таким образом его высокую температуру. Но даже при наличии в обводе насоса, в него необходимо врезать обратный клапан, который также предотвратит конвекционное реверсное перемещение рабочей среды. В инжекционном, обратное движение теплоносителя исключается.

Гидравлический насос можно установить на байпас самостоятельно, но в продаже есть и готовые насосные узлы. Разводка труб делается так, как позволяет свободное место.

Байпас в разводке систем теплых полов

Что такое фитинг с байпасом

Байпас в системе теплого пола, это часть его смесительного узла. Обводная труба работает постоянно, благодаря чему обеспечивается правильное функционирование теплого пола. 

Если в подающей трубе температура теплоносителя достигает 80°С, то через байпас на контур пола вода подается уже с рабочей температурой 40-45°С.

Чтобы теплоноситель для пола подготавливался правильно, в смесительном узле применяется трехходовый клапан, пропускающий строго нужное количество нагретой воды.

Оставшийся теплоноситель проходит через байпас, смешивается с остывшей водой из коллектора и направляется по магистральной трубе к котлу.

Функция трехходового клапана — дозировано пропускать рабочую среду для нагрева, а избыток возвращать по байпасу в магистраль.

Байпас в отопительной системе с твердотопливным котлом

Что такое фитинг с байпасом

К твердотопливному котлу такую обвязку делать необходимо, так как от холодной воды на его стенках будет образовываться конденсат, что чревато быстрой коррозией и преждевременным выходом котла из строя.

Заключение

Как видим, простой отрезок трубы может исполнять ключевую роль в эффективности систем тепло обеспечения.

Байпас распределяет поток рабочей среды так, чтобы обеспечить должную температуру теплоносителя на все радиаторные батареи независимо от их расположения относительно основной магистрали.

При помощи обводных труб можно обслуживать отопительные контуры и ремонтировать их нагревательные элементы без необходимости остановки работы всей системы.

Нижнее подключение радиаторов отопления с байпасом

Обустраивая систему отопления, домовладельцы иногда устанавливают радиаторы с нижним подводом труб, которые находятся под стяжкой. Для удобства замены, технического обслуживания и равномерности прогрева в разводку монтируют байпас. Узел нижнего подключения батарей с байпасом дает возможность подсоединения обогревающих элементов к трубопроводам, выполненных из разных материалов.

Что такое фитинг с байпасом

Что такое узел с нижней подводкой?

Узел подключения радиатора с нижней подводкой («бинокль») представляет собой н-образную сантехническую арматуру с двумя параллельно размещенными фитингами в местах подсоединения батареи, и крепкой перемычкой между ними. С одной стороны у данного элемента находится фитинг с запрессованной накидной гайкой и прокладкой с внутренним сечением ¾ дюйма, а с другой стороны на фитинг насечена ¾ дюймовая наружная резьба.

Внутри каждого ввода установлен винтовой вентиль либо шаровый кран, которые предназначены для регулировки или перекрытия тока поступающего теплоносителя, во время снятия радиаторов для их последующего ремонта или замены используются запорные свойства.

Отопительное оборудование нижнего подключения радиатора делает возможным подсоединение алюминиевых или стальных батарей с отводами труб внизу, на которых имеется наружная резьба. К этим трубкам в полу или стене с помощью углового или прямого н-образного переходника «американка» подключаются радиаторы.

Эффективность подключения к отопительным системам снизу в том случае когда подводящие трубы проходят под полом, в редких случаях для сохранения эстетичности интерьера , а также для удобства они заводятся в стены на небольшой высоте – благодаря угловым фитинга, трубы можно подключить к корпусу батарей отопления.

Кроме регулирующих и запирающих вентилей, ради увеличения эффективности функционирования в арматурные подключающие узлы часто внедряют наружные и внутренние байпасы, для стабилизации температурного режима применяются терморегуляторы.

Что такое байпас в системе водоснабжения и отопления? Данная деталь является обыкновенной перемычкой, благодаря которой теплоноситель может свободно двигаться по магистрали, обходя какое-либо оборудование.

Что такое фитинг с байпасом

Преимущества нижнего подключения

Радиаторная арматура, при помощи которой осуществляется нижнее подключение, подходит непосредственно только для стальных панельных теплообменников, и не может быть использована для алюминиевых отопительных батарей – из-за чего у стальных радиаторов в этом случае больше преимущества. У нижнего подключения в сравнении с прочими видами есть следующие плюсы применения арматуры:

  1. Экономия отводов и труб – на стене или в конструкции пола для подключения отопительных батарей есть всего два коротких вывода, в трубах нет необходимости для подведения к верхнему входному отверстию.
  2. Нижнее подключение более эстетично, а в том случае, когда трубопровод выведен из стены, он практически незаметен под корпусом и тем самым не создается лишнего препятствия при уборке и мытье полов.
  3. Запорно-регулирующая арматура (вентили и шаровые краны) в «бинокле» дает возможность регулировать интенсивность поступающей в теплообменник жидкости, а в случае полного перекрытия дает возможность для демонтажа радиаторов для их последующего ремонта либо замены.

Узел нижнего подключения оборудованный вертикальным байпасом позволяет равномерно распределить теплоноситель по батареям отопления, для того чтобы обогреть его более холодные верхние углы, данное явление не редко при нижнем подключении. Даже в случае однотрубной разводки байпас позволяет выравнивать температуры подачи и обратки, что естественно равномерно нагревает встроенные в линию приборы.

Что такое фитинг с байпасом

Разновидности узлов подключения снизу

Индивидуальные жилища оборудуются двухтрубной или однотрубной отопительной системой. Чтобы подключить отдельно стоящий теплообменник используют комбинированный метод, в котором в случае двухтрубной разводки его включают только в подающую магистраль в узле по схеме ленинградка.

Таким образом, узлы с нижним подключением в отоплении или водопроводе должны использоваться с арматурой в однотрубных двухтрубных и комбинированных контурах, и обладают следующими особенностями:

  1. В однотрубной линии во время тока теплоносителя последовательно по всем отопительным устройствам, его температура снижается, из-за чего первые в цепи радиаторы нагреваются очень сильно, а последние остаются холодными. Чтобы выровнять температуру теплоносителя, применяется метод термокомпенсации, который осуществляется при помощи байпасной разводки. Она делит входящий поток на два – один из которых отправляется в отопительную батарею и нагревает ее, а другой без помех направляется к следующей, смешиваясь с охлажденным потоком, который выходит из первой батареи.
  2. Температура нагрева в двухтрубных системах для всех приборов одинакова и в этом случае нет необходимости в использовании метода температурной компенсации. В данном типе разводки используется конструкция типа «бинокль», представляющая собой фитинг с запорными либо регулирующими клапанами, один которого патрубок подключается к подаче, а второй к обратке.
  3. Комбинированный узел с байпасным каналом используется как в однотрубной, так и двухтрубной отопительной системе, в первом случае байпасный канал немного приоткрыт, во втором закрыт полностью.
Читайте также:  Самое лучшие трубы для водяных теплых полов

Конструктивное исполнение корпуса имеет две главные разновидности фитингов нижнего подключения:

  1. Прямые. Используются для подключения радиаторов к трубам, которые вертикально выходят из пола, так как у выходного патрубка узла есть внешняя резьба, у труб должны быть выходные фитинги с накидной гайкой (американкой) либо быть оборудованы компрессионной муфтой с переходом на американку.
  2. Угловые. Системы угловой фиксации – представляют собой наиболее удачную конструкцию с точки зрения эстетики, при такой конфигурации трубы на небольшой высоте над уровнем пола выходят из стены, а резьбовые патрубки углового фитинга подключаются к ним с помощью накидных гаек, которые установлены на концах труб.

Для того чтобы соединить узел с магистралью, которая сделана из стальных труб, используют американку, в случае сшитого полиэтилена (металлопласта) применяется специальный компрессионный разъем, который называется евроконус.

Его штуцер необходимо вставить в трубу и прижать к ней наружным кольцом с прорезью при помощи накидной гайки, которая вращается вокруг своей оси, она в свою очередь вкупе с конусным уплотнением соединяет стыкуемые друг с другом части.

Что такое фитинг с байпасом

Кроме стандартной конструкции оборудованной встроенной запорно-регулирующей арматурой, строительный рынок предлагает достаточно широкий выбор товаров, которые отличаются от типового узла конструкции. Основные модификации узлов, которые встречаются в продаже:

  1. С регулирующими или запорными вентилями. Данный фитинг предназначается для подключения к двухтрубной системе, встроенные в корпус винтовые или шаровые вентили дают возможность при необходимости балансировки по отдельности регулировать потоки подачи и обратки, а кроме этого полностью отключать радиатор от основной магистрали.
  2. Со встроенным байпасом. Подобная схема есть у радиаторов Hummel – у нее в нижней части есть байпасный канал, у которого регулируется диаметр прохода при помощи винтового клапана. Подобная конструкция особо эффективна для однотрубных систем, где должна поддерживаться одинаковая температура теплоносителя на входе всех радиаторных теплообменников.
  3. С вынесенным байпасом. Такая схема подключения радиаторов дает возможность увеличить температуру проходящего потока для того чтобы сильнее нагреть следующие батареи тем самым выровнять их теплоотдачу во всей цепи. Подводка с байпасом подключается к отопительной батарее сбоку, байпасный патрубок подсоединяется к ее верхней точке при помощи фитинга, который оборудован терморегулирующей головкой. Поскольку вода движется через байпас в верхнюю часть радиатора, после чего стекает вниз, таким образом, возвращаясь в контур через обратку, показатель эффективности данного обогрева значительно выше, по сравнению с модификациями с чисто нижним подключением у которых теплопотери составляют порядка 20%.
  4. Инжекторный. Еще одной разновидностью устройств с подводкой снизу можно считать инжекторные приспособления, которые подключаются к боковой части к радиатору сбоку, в данную схему входит трубка, которая вставляется в выходной корпусной патрубок. Теплоноситель с подачи вливается в отопительную батарею через входное отверстие, располагаемое вокруг трубки, а затем через трубку поступает в обратку. В боковой части инжектора обустроен клапанный регулятор.

Кроме перечисленных ранее устройств, существует также ряд других фитингов Н-образной модификации, у которых есть разнообразные особенности конструкции арматуры – устройства с перекрестным направлением потоков, детали с отводом в боковые части для дренажа теплоносителя, с переходными эксцентриками, смещенной соосностью входа и выхода.

Монтаж батарей с нижним узлом

  • Основными видами батарей отопления с нижней подводкой подключения являются панельные стальные и биметаллические (могут выдерживать достаточно высокое давление), реже встречаются алюминиевые радиаторы трубчатой модификации с выводами, которые находятся снизу.
  • В виду того что нижнее подключение можно применять как и в однотрубной, так и в двухтрубной схеме, данный метод подключения никоим образом не отличается от прочих методов подключения и соединения отопительных батарей.
  • В случае однотрубной разводки стандартная схема отопления должна быть настроена, данная операция осуществляется автоматически или вручную, довольно сильно поможет упростить балансировку разводка Тихельмана (попутная), суть которой заключается в том, что общая длина отопительного контура подачи и обратки одинакова для всех радиаторов.
  • Что такое фитинг с байпасом
  • Во время установки механизма с нижним подключением необходимо помнить о следующих правилах:
  1. Когда производится монтаж термостатической головки или сервопривода, необходимо снять колпачок ручной регулировки термостатического клапана.
  2. При выполнении установки клапана, рычажные ключи нельзя использовать. Для муфтовых соединений применяется уплотнительные материалы из фторопласта.
  3. При осуществлении установки узла, к прибору вначале подключаются патрубки полусгонов. На них обязательно должны быть резиновые уплотнительные кольца.
  4. Настройка клапана нижнего подключения в однотрубной системе осуществляется при помощи шестигранного ключа SW6.

Подключение узлами панельных обогревателей осуществляется при помощи простейшего инструмента, который представляет собой гаечный ключ, при осуществлении регулировки используют плоскую отвертку или шестигранник. В виду того, что все патрубки оборудуются герметичными уплотнителями из резины или фторопласта, необходимость в использовании пакли, нитей и прочих гидроизолирующих материалов отпадает.

Внимание! Для монтажа полусгона необходимо использовать специальный сгонный ключ.

Во время нижнего подключения к распространенному трубопроводу из металлопласта поступают следующим образом:

  1. На торцевые трубные выходы одевается муфта Евроконус с накидной гайкой, она отличается от обычных компрессионных фитингов тем, что прижим полиэтиленовой оболочки к внутреннему штуцеру через внешнее кольцо с прорезью и подключение к патрубку бинокля осуществляется при помощи всего одной накидной гайки. Конус на конце разъема с резиновой прокладкой плотно и герметично входит в ответное посадочное отверстие во время закручивания гайки.
  2. При помощи ключа к радиатору снизу прикручивают Н-образный узел гайкой американки с применением обычных и конусных прокладок, которые входят в комплект по установке терморегулирующего фитинга, монтируют радиатор на пол либо навешивают на стену, на необходимую высоту.
  3. При помощи гаечного ключа подсоединяют накидные гайки муфты Евроконус от трубных концов арматурным входным патрубкам нижнего подключения.

Во время проведения работ необходимо не пережать ключом соединения, из-за чего может случиться необратимый разрыв прокладок и как следствие потеря герметичности, наиболее удачным решением будет прикручивание гаек руками с максимальным усилием, а как только будет подана вода, в местах утечек немного поджать при помощи разводного ключа.

Таким образом, главными преимуществами нижнего подсоединения батарей являются экономия материалов и эстетика.

Однако за это приходится расплачиваться плохим прогревом углов радиатора и снижением эффективности обогрева на 15%.

Чтобы избежать этих неприятностей, необходима установка наружного байпаса, который подает жидкость сразу наверх батареи.  При этом этот элемент немного нарушает эстетику.

Байпас и его использование в отопительных системах

Что такое фитинг с байпасом

Слово «байпас» пришло к нам с английского языка (bypass) и переводится, как «обход». Например, байпас для циркуляционного насоса – это не что иное, как резервный или основной путь для обратного движения теплоносителя при выключенном двигателе. Эту функцию может выполнять либо сама обратка, либо дополнительная обходная труба вокруг насоса подкачки. Такая конструкция (принцип) также используется в газовых и жидкостных трубопроводах, в системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания и в электронных приборах.

Байпас в сборке с циркуляционным насосом Источник ultra-term.ru

Для чего нужен байпас в отопительных контурах

Чаще всего байпас на радиатор отопления или, как его ещё называют, перемычка на батарее, устанавливается в однотрубных системах. Но это далеко не единственное его применение для отопительных контуров. Можно сказать, что такая конструкция применима в тех местах, где требуется обойти основную схему.

Врезка байпаса может понадобиться:

  • для циркуляционного насоса;
  • на однотрубных системах перед радиатором;
  • для полотенцесушителя в ванной комнате.

На однотрубном контуре часто врезают перемычку Источник ribler.ru

Дополнительные циркуляционные насосы

Циркуляционный насос (далее в тексте ЦН), как правило, устанавливается на трубе возврата теплоносителя (обратке).

Классическое место врезки байпаса с установленным насосом находится в непосредственной близости у газового, электрического, дизельного, твердотопливного котла, но это не может быть правилом.

К примеру, для двухэтажного дома может не хватать мощности интегрированного или околокотельного ЦН и тогда его монтируют на втором этаже, чтобы обеспечить должный подъём воды. Кроме того, ЦН может врезаться в удаленном крыле здания, чтобы обеспечить равномерную циркуляцию жидкости по всему трубопроводу.

1 – байпасом служит отопительный контур; 2 — байпасом служит обводная труба Источник cementequipment.org

Как уже упоминалось выше, в качестве байпаса может быть задействована либо основная, либо обходная ветка контура (см. фото вверху). Чаще всего сечение под ЦН и основной проход имеют разный диаметр, но это не обязательно.

Учитывая принудительное всасывание жидкости, диаметр на байпасе с насосом обычно меньше, например, обход Ø 32 мм, а на ЦН — 25 мм.

Но здесь следует отметить, что не только расчёты, но и многолетний опыт сантехников говорит о том, что диаметр труб на этом узле должен быть разным.

Примечание! Материал в узле может быть разным. Например, в доме, где уже давно смонтирован стальной отопительный контур, возникла потребность в установке ЦН.

В таком случае байпас для циркуляционного насоса можно делать не только из стали, но и из PPR (полипропилена) PN20 или PN25.

Нужно только правильно подобрать Dy (внутренний диаметр), хотя в небольших системах позволительно (да и удобнее) ориентироваться на Dn (наружный диаметр).

Купив байпас для ЦН, его придётся собирать самостоятельно Источник scparts.co.uk

Если вас интересует автоматический байпас, то это из области фантастики: полый профиль или bypass нельзя автоматизировать, так как это всего лишь кусок металла (сталь, медь, латунь) или полипропилен.

Если говорить об установке ЦН, то этот узел можно приобрести в магазине и на нем заранее предусмотрены патрубки для монтажа насоса.

Если у вас металлический отопительный контур, то это очень удобно, но когда обвязка сделана из PPR, то этот узел придётся сваривать самостоятельно, впрочем, это не так уж и сложно.

Перед сборкой придётся решить, как вы будете паковать стыковочные узлы: фум-лентой или кабалкой.

Читайте также:  U образные блоки из газобетона: технические характеристики, установка

Старые сантехники времён СССР всегда ратуют за второй вариант, но многолетняя практика подсказывает, что оба материала прекрасно подходят для этой цели, к тому же фумка гораздо практичней в работе.

Но, какому бы материалу вы ни отдали предпочтение, сантехническая паста «Унипак» никогда не будет лишней – её подмазывают по ленте или пакле, чтобы гарантировать надёжность соединения (без протечек).

Стрелка на насосе должна соответствовать направлению теплоносителя Источник homedepot.com
Что такое фитинг с байпасом

После полной сборки этого узла (обход и ЦН) обратите внимание, в какую сторону указывает стрелка на корпусе насоса (её хорошо видно на верхней фотографии).

Она должна указывать направление потока теплоносителя и, так как установка делается на обратку, то это будет «на котёл».

Запомните эту важную мелочь и тогда турбинные лопасти будут вращаться в режиме всасывания, а именно такой вариант и будет правильным.

Врезку осуществляют по-разному: кто-то нарезает резьбу и монтирует с одной стороны на сгон, с другой — на американку (самый лучший вариант), кто-то соединяет трубы сваркой (газо или электро), а кто-то крепит узел на резиновую муфту, обжимая её хомутами, предварительно подмазав герметиком. Здесь уместен любой вариант: давление в автономных отопительных системах невысокое (всего 1,5-2 атм), да и вода на исходе уже не горячая.

Отступив от котла не менее полуметра, нужно разметить трубу обратной подачи теплоносителя для врезки. Сделать это несложно: достаточно приставить ранее собранный узел и сделать отметки чертилкой или маркером.

Затем строго по разметке болгаркой с обрезным диском ампутируют участок трубы. Если все было сделано без ошибок, то сборка на посадочное место станет впритык или её даже придётся забить молотком.

Исключение составляет ситуация, когда монтаж делают при помощи американки и сгона – там вполне допустимы зазоры, но не более 0,5-3,0 мм.

Остается только запустить ЦН и испытать систему Источник tacomaworld.com

На фотографии выше показан собранный узел – остаётся закачать в систему теплоноситель, включить насос в розетку и опробовать работу контура. Здесь обвод играет другую роль, нежели перемычка на батарее.

Вода в нашем случае не сбрасывается: она может циркулировать по основному контуру в обычном режиме либо разгоняться турбинкой двигателя (работает на всасывание, изредка на подачу).

Получается, что при выключенном ЦН обогрев системы будет менее интенсивным из-за низкой скорости движения теплоносителя.

Однотрубные системы

Слева: врезанная перемычка; справа: врезанный радиатор Источник teplosten24.ru

Байпас в системе отопления с моноконтуром обычно врезается для снижения теплопотерь: часть воды сбрасывается в основную трубу, не попадая в ребра радиатора, следовательно, жидкость меньше охлаждается при движении. Но этот вариант несёт в себе существенный недостаток: батарея не нагревается до желаемой температуры.

Самой эффективной однотрубной системой является «ленинградка», но там нежелательно монтирвать больше трёх-четырёх батарей – при увеличении количества все последующие радиаторы окажутся малоэффективными. Но такие конструкции не подходят для многоэтажек, поэтому там основная разводка имеет Ø 50-75 мм, а отводы и байпасы Ø 20-25 мм, то есть, в два-три раза меньше.

Кран позволяет перенаправить воду по радиатору Источник gscomplect.com

К сожалению, в многоэтажных домах отопительные системы не всегда соответствуют требованиям СНиП и ТУ (то ли проектировщики просчитались, то ли монтажники попались недобросовестные). Эта проблема знакома многим людям: в квартире холодно, а коммунальщики ничего не могут сделать.

В таких случаях отчаявшиеся жильцы врезают кран на самом байпасе, чтобы перенаправить поток теплоносителя непосредственно через радиатор. Конечно, это не панацея, так как перекрытый байпас на радиаторе отопления принесёт пользу жителям данной квартиры, но принесёт ущерб соседу – к нему пойдёт более холодная вода.

Отсюда можно сделать вывод: кран на байпасе – это экстренная мера, от неё лучше отказаться при первой возможности.

Примечание: на вопрос «нужен ли байпас для двухтрубных систем отопления», ответ однозначно будет отрицательным. В таких конструкциях сброс жидкости в обратку происходит непосредственно через радиатор.

Смешанные системы отопления

1 – котел; 2 – радиаторы; 3 – водяной теплый пол; 4 – коллектор; 5 – трехходовой клапан; 6 – байпас Источник remontu.com.

ua

Чтобы разобраться, для чего нужен байпас в системе отопления при совмещении радиаторов (2) с водяным тёплым полом (3), нужно понять, как это работает.

Итак, из одного котла (1) теплоноситель поступает по двум направлениям, но для крыла №2 всегда потребуется более высокая температура, нежели для крыла №3. Так будет всегда, вне зависимости от типа котла и его мощности.

Чтобы в трубу подачи (A) по направлению №2 поступала более горячая вода, чем на коллектор (4), туда врезается автоматический трехходовой клапан (5). На схеме указаны температурные режимы 70°C и 50°C, поэтому от них мы и будем отталкиваться (выбор режима можно менять по вашим предпочтениям).

На схеме показано положение открытого клапана Источник vteple.xyz

Теперь посмотрите на схему работы трёхходового клапана, расположенную выше (там же и схема байпаса) и будем отталкиваться от указанного выше температурного режима.

Вы задаёте на котле температуру 70°C, а на терморегуляторе клапана 50°C, но понизить нагрев этот прибор не может.

Теплоноситель от котла поступает именно с таким показателем, проходя через клапан, систему тёплого пола и возвращаясь по обратке, но при этом жидкость также попадает в перемычку, контактируя с электронным датчиком термоголовки.

Детали, находящиеся внутри клапана Источник ssanteh.ru

Как только жидкость в системе тёплого пола нагреется выше 50°C, датчик сработает и перекроет клапан, сбрасывая горячую воду в обратку, минуя крыло №3.

То есть, схема установки байпаса останется такой же, но стрелка возле него будет указывать в противоположном направлении.

Когда температура теплоносителя в крыле №3 опустится ниже 50°C, датчик термоголовки подаст сигнал, трёхходовой клапан переключится, и байпас будет работать в прежнем направлении (на сброс воды). Цикл повторяется постоянно.

Детали, находящиеся внутри крана Источник tvin270584.livejournal.com

Поэтому автоматических байпасов не существует, так как это просто обходная труба и не более того. Кроме того, трёхходовой клапан можно заменить трёхходовым краном, только перенаправлять поток придётся вручную.

Чтобы как-то упростить себе жизнь и избавиться от круглосуточного контроля этого механизма, его попросту устанавливают в полуоткрытом положении.

Так байпас на обвязке котла будет задействован постоянно: часть горячей воды пойдет по контуру тёплого пола, а часть сбросится в обратку, тем самым понизив температуру в крыле №3 по сравнению с крылом №2.

Сушилка

На полотенце сушитель врезали байпас для обхода Источник stroyday.

ru

А зачем нужен байпас в системе отопления у полотенцесушителя, который в 99% случаев монтируют в ванной комнате? Представьте себе такую ситуацию: маленький совместный санузел площадью 2,7 м2 в доме хрущевского типа, где отопление сделано правильно и жильцы никогда не жалуются на холод (бывает и такое). Так как система в таких зданиях всегда имеет однотрубный контур, то изначально в качестве полотенцесушителя там просто был вварен регистр из трубы большего диаметра (обычно это Ø 50-60 мм при стояке Ø 25 мм). 

Такую сушилку приходится менять не только из-за дизайна, но и по причине протечек Источник yandex.ru

Продолжаем разбирать ситуацию дальше: хозяева делают ремонт и, вполне естественно, вырезают этот безобразный кусок трубы, который зачастую уже имеет протечки, и тем самым разрывают контур системы. Для жилого повешения площадью 2,7 м2 достаточно отопителя мощностью 270 W, но для санузла вполне хватит и 100 W, так как эта комнатка не граничит с улицей плюс горячий стояк.

Наши люди даже не задумываются над какими-то расчётами отопления для ванной: главное, чтобы прибор был оригинальным, блестящим и большим.

Если этот обогреватель будет, к примеру, 200 W, то там будет самая настоящая жара и без байпаса в систему отопления никак не обойтись.

В данном случае эту перемычку лучше всего сделать из полипропилена PPR-25 PN20 или PN25 – она почти не будет греться, зато превосходно выполнит функцию обхода для сброса воды.

Запорная арматура на перемычке позволит не только перенаправить воду, но и отремонтировать полотенцесушитель, не причиняя соседям неудобств Источник vannayasovety.ru

Кто-то, возможно, усомнится, что в ванной может быть жарко, но все опасения такого человека можно легко развеять, если на байпас для системы отопления врезать шаровый кран (см. фото вверху). Такой ход позволит выполнить, как минимум, три функции:

  • Если bypass перекрыть запорной арматурой, полотенцесушитель станет не придатком, а продолжением отопительного контура.
  • Мощность сушилки можно уменьшить или увеличить, выбрав нужное положение ручки (флажка).
  • Открытая перемычка позволит снять этот радиатор, не разрывая контур (соседи не предъявят претензий).

Примечание: порой в поисковики вбивают запрос «байпас с обратным клапаном», не понимая, что такого устройства не существует. Регулировка сброса воды осуществляется либо трёхходовым клапаном, либо проходным/трёхходовым шаровым краном.

Заключение

Почему-то в представлении многих людей bypass представляется как циркуляционный насос с какими-то дополнительными трубками, сгонами и гайками, но это всего лишь широко распространённое заблуждение. Ведь байпас врезают на батарею отопления и полотенцесушители, а не только у источника обогрева (котла). В сантехнике это всего лишь обходная труба, и не более того.

Прочитать позже

Отправим материал на почту

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector