Диаметр труб хладагента жидкость

Диаметр труб хладагента жидкость

Спрос на кондиционеры растёт с каждым годом. Особенно популярным видом являются сплит-системы. Работают они тихо, а эффективность при этом высокая. К монтажу этого оборудования требуется особый и тщательный подход.

Эти системы включают в себя множество элементов, соответственно, и на расходные материалы спрос тоже увеличивается. Каждая из деталей выполняет свою определенную важную функцию. Одной из таких составляющих является медная труба для кондиционера.

Диаметр труб хладагента жидкость Диаметр труб хладагента жидкость

Медь является оптимальным материалом для изготовления труб, ведь этот металл является самым устойчивым к процессу коррозии. Обычно этот элемент нужно приобретать самостоятельно, потому что он редко входит в готовый набор. Широкий ассортимент этих изделий позволит без проблем подобрать наиболее подходящий вариант.

Медная труба обладает способностью выдерживать большое давление, а соответственно, прочностью и пластичностью.

Также медь устойчива к колебаниям температур, воздействию кислорода, солнечных лучей и не вступает в реакцию со многими хладагентами.

А в результате взаимодействия с хлором, который содержится в хладагентах, сразу после начала эксплуатации на внутренней части трубы образуется защитный слой.

Диаметр труб хладагента жидкость Диаметр труб хладагента жидкость

Температурный диапазон использования труб из этого цветного металла варьируется от -200ºC до +300ºC. Ещё одной особенностью материала является то, что он имеет свойство уничтожать вредные бактерии, поэтому его можно использовать и в системах с питьевой водой.

Небольшой вес данной детали способствует более легкому монтажу и эксплуатации. Меди существует более 20 разновидностей, но в любом случае она обладает целым рядом преимуществ перед алюминием или пластиком, несмотря на более высокую цену. Срок службы изделий достигает 100 лет, значит, использование таких труб очень быстро окупается.

Эстетичность – тоже их значимое преимущество. Стоит обратить внимание, что на концах готовых труб находятся заглушки, которые предотвращают воздействие пыли, насекомых и всего того, что может помешать правильной работе.

Диаметр труб хладагента жидкость Диаметр труб хладагента жидкость

Трубы производятся двух основных видов:

  • отожженные (мягкие);
  • неотожжённые (твёрдые).

Первые отличаются достаточно большой гибкостью и низкой склонностью к деформациям. Для кондиционеров используют именно отожженнные модели, потому что они более эластичны и просты в монтаже.

Диаметр труб хладагента жидкость Диаметр труб хладагента жидкость

Выбор правильного диаметра медной конструкции – залог максимальных эксплуатационных показателей оборудования. Обсуждаемая деталь используется для соединения двух блоков кондиционерных систем и нужна она разных диаметров.

Чаще всего в бытовых сплит-системах, которые ставят в квартирах и домах, используют 2 фреоновые магистрали с внутренним сечением в дюймах 1/4 (это 6.35 мм) и 3/8 (9.52 мм). Также в некоторых системах охлаждения применяют трубопровод с диаметрами в дюймах 1/2 (12.

7 мм), 3/4 (19.05 мм), 5/8 (15.88 мм).

Производительность систем кондиционирования в первую очередь влияет на выбор этой детали, так как, чем она выше, тем большим должен быть диаметр трубы.

Это связано с тем, что в более мощных моделях через трубки проходит больше хладагента.

  • Кондиционерная трубка размером 1/4 дюйма чаще используется в сплит-системах. Ее главным плюсом является соотношение цена-качество.
  • Деталь габаритами 3/8 дюймов в основном монтируют в кондиционеры, которые работают в помещениях площадью меньше 35 кв. м. А размером 1/2, наоборот, – больше 35 кв. м.

Диаметр труб хладагента жидкость

Как можно было заметить, размеры указаны в дюймах согласно ГОСТу. Для большего понимания и удобства нужно обратить внимание на следующую таблицу.

При обозначении размера трубы имеется в виду внешний диаметр. Оптимальной толщиной стенки трубы считается показатель, равный 0.7 мм.

Прокладка труб из меди имеет определенные нюансы, поэтому данную технологию можно разделить на следующие этапы:

  • разметка трассы;
  • штробление стен при необходимости;
  • непосредственно прокладка трассы.

А для того чтобы приступить к самому монтажу труб, нужно выполнить следующие действия.

  • Определить их размер, то есть длину. Расстояние между соединяемыми блоками кондиционера надо увеличить примерно на 0.5-1 м, тогда соединение будет проведено правильно.
  • Может произойти такое, что деталь оказалась больше или меньше нужной длины. В первом случае следует произвести нарезку трубы специальным инструментом (труборезом). Он позволяет получить очень ровный край среза, не такой, как получился бы от ножовки. Если же длина меньше требуемой, то проводится спайка нескольких труб или их соединение с помощью фитингов.

Рассмотрим более подробно оба варианта монтажа. В случае пайки нужно обратить внимание на отсутствие пыли и других посторонних частиц, так как они влияют на работоспособность всей системы и могут вывести ее из строя. Необходимо провести предварительную чистку и обезжиривание кондиционерных труб. В качестве припоя обычно используют стандартные материалы – олово или составы с долей серебра.

Пайка обеспечивает довольно прочное соединение, а сам монтаж будет совсем недорогим.

Процесс пайки представляет собой следующую последовательность действий:

  • очищается и обезжиривается рабочая поверхность;
  • проверяется правильность расположения скрепляемых деталей;
  • с внешней части соединения наносится флюс в совсем небольшом количестве;
  • место соединения нагревается до необходимой температуры;
  • наносится и равномерно распределяется припой;
  • удаляются остатки флюса максимально тщательно.

Соединение труб с помощью обжимных фитингов проще и легче. Как правило, фитинги изготавливаются из латуни, в связке с медью это соединение будет защищено от коррозии и окислов. Фитинги могут быть самых разных форм – уголки, муфты, тройники и т. д. Благодаря этому можно сделать конфигурацию трубопровода максимально оптимальной.

Такое соединение очень удобно, но менее надежно, так как гайка может «разболтаться» в процессе эксплуатации. Выполнять фитинговые соединения необходимо в местах с легким доступом для оценки состояния конструкции.

Крепление фитингом производится по следующей технологии:

  • для начала концы трубы очень тщательно зачищаются;
  • на них последовательно надеваются гайка, обжимное кольцо, сам фитинг;
  • последний удерживается в одном положении при помощи гаечного ключа;
  • гайка наворачивается на резьбу фитинга с использованием еще одного гаечного ключа.

Плотность соединения очень важна. В этом случае она достигается за счет того, что обжимное кольцо плотно прижимается по всему диаметру трубы. Одним из плюсов монтажа данным способом является то, что при необходимости соединение можно легко разобрать и собрать вновь.

Развальцовка концов медных трубок играет очень важную роль в работе кондиционера и защищает всю систему от протечек. Она производится при помощи специального оборудования – вальцовки и маленьких тисков.

Делается это для того, чтобы на концах каждой медной трубки установить гайки.

Помимо этого, необходимо наличие штуцеров, но, как правило, практически все вариации систем кондиционирования имеют их в местах подключения.

Порядок действий при развальцовке таков:

  • обратную гайку нужно надеть на конец трубы;
  • зажать его в тиски, оставив трубу немного высунутой;
  • разбортовать конец и сравнить с результатами в таблице, которая расположена ниже.
  • Рассмотрим, как правильно разрезать медные трубы. Тут очень важны точность и аккуратность. Для этого, как говорилось выше, потребуется труборез: на самом его конце нужно установить трубу и медленно начать вращать в противоположную от хода сторону. В итоге угол среза не должен быть больше или меньше 90 градусов.
  • Если для монтажа труб используется пайка, то очень важно соблюдать температурный режим при спаивании и обеспечивать достаточную вентиляцию помещения, так как пары кадмия и фтористые соединения, выделяемые при нагреве, могут быть опасны для здоровья!
  • При использовании варианта соединения медных труб фитингами, самое главное – тщательно зачистить их края от заусенцев.
  • В процессе затягивания гайки при монтаже обжимными фитингами, достаточно будет протянуть ее на 1-2 оборота от места начального упора.
  • Для того чтобы трубопровод не замерзал или не перегревался (иными словами, для создания изоляции), его иногда помещают в специальный рукав, который сделан из полиэтилена или вспененного каучука. Это также повышает энергетическую эффективность конструкции.

Установку медных труб можно провести самостоятельно, самое главное – грамотно подойти к этому вопросу, изучить достаточное количество информации и советов, тогда нежелательных проблем можно с легкостью избежать.

О том, как произвести монтаж кондиционера, смотрите в видео ниже.

Трубопроводы холодильного контура: основные особенности

В холодильном контуре любого кондиционера есть несколько важных элементов.

Среди них можно назвать конденсатор, компрессор, испаритель, регулятор потока, однако одним из главных все же является трубопровод, соединяющий все эти элементы между собой.

Без него организовать перемещение хладагента в агрегате будет попросту невозможно, и поэтому трубки требуют особого подбора и впоследствии особого ухода.

Диаметр труб хладагента жидкость

 

Какими бывают трубки?

В целом, трубопроводы внутри холодильного контура подразделяются на три основных разновидности:

  •     трубки нагнетания – по ним хладагент, находящий в газообразном состоянии и под высоким давлением, перемещается по направлению от компрессора к конденсатору;
  •     жидкостные трубки – по такому трубопроводу хладагент, находящийся в жидком состоянии, перемещается по направлению от конденсатора к испарителю;
  •     трубки всасывания – по ним хладагент, вновь ставший газообразным и находящийся под низким давлением, перемещается по направлению от испарителя к компрессору.

Чтобы холодильный контур работал правильно, все эти трубки должны быть подобраны и смонтированы максимально грамотно. И при их выборе следует учитывать все факторы, которые так или иначе могут сказаться на качестве этих элементов.

Какие проблемы могут угрожать трубопроводам?

В холодильном контуре может происходить множество нарушений работы, которые так или иначе связаны именно с состоянием трубок. Среди них особое место занимают потери давления в трубопроводе.

Читайте также:  Тосол из выхлопной трубы патриота

В результате них эффективность работы всей холодильной установки будет серьезно снижена, а ее тепло- и холодопроизводительность существенно уменьшатся. Чтобы этого не произошло, за давлением нужно следить, стараясь всеми силами уменьшить его потери.

Как правило, потери давления оцениваются потерями температуры кипения или конденсации и измеряются в градусах Цельсия. Это возможно потому, что температура конденсации и кипения напрямую зависит от давления.

В итоге, к примеру, для фреона марки R-22, который испаряется при температуре +5 градусов, давление  будет равно 584 кПа. Если же будет потеряно 18 кПа этого давления, температура кипения хладагента снизится на 1 градус.

  • При этом потери давления могут быть разными для различных трубопроводов:
  • Диаметр труб хладагента жидкость1. Потери в трубках всасывания
  • 2. Потери в трубках нагнетания
  • 3. Потери в жидкостных трубках
  • Они также напрямую повлияют на холодопроизводительность агрегата, вызывая при этом опасность закипания фреона. Это возможно по ряду причин:

В этом случае компрессор будет работать входном давлении, которое будет меньше давления испарения в испарители установки. Из-за этого снижается расход хладагента, который проходит через компрессор, а также уменьшается холодопроизводительность оборудования. Считается, что потери давления именно на этом участке являются наиболее критичными для работы всей холодильной установки. И если произойдет потеря, эквивалентная хотя бы 1 градусу, производительность будет снижена на целых 4,5%. Если они появятся, компрессор будет работать на более высоком давлении, превышающем давление конденсации. Производительность агрегата в результате будет снижена, и если потери давления будут эквивалентны хотя бы 1 градусу, производительность уменьшится на 1,5%.

  •     температура хладагента может повыситься вследствие уменьшения давления в трубке и превысит температуру конденсации;
  •     температура хладагента повысится вследствие его трения о стенки трубопровода – в такой ситуации механическая энергия движения фреона трансформируется в тепловую.

В результате этого кипение хладагента может начаться в самих трубках, ведущих к регулятору, а не в испарителе, как это должно быть.

Регулятор же попросту не сможет устойчиво работать на смешанном газообразном и жидком хладагенте, ведь расход последнего изрядно уменьшится.

Это заставит холодопроизводительность оборудования существенно снизиться, на что повлияет еще и дополнительное охлаждение не только воздуха в помещении, но и всего пространства вокруг трубок.

С другой стороны, определенные потери давления могут быть допустимыми. Это касается таких показателей:

  •     не более 1 градуса в трубках всасывания и нагнетания,
  •     не более 1 градуса в жидкостных трубках.

Еще одной проблемой, которая может стать угрозой для трубопровода, является проблема возврата в компрессор масла. Оно необходимо для этого агрегата, поскольку только эффективная смазка подвижных контактирующих деталей обеспечивает его нормальное функционирование.

Для этих целей используются особые масла, заливаемые в картер компрессора, когда производится заправка хладагента. Масла обычно бывает в 10 раз меньше, чем фреона. Когда кондиционер запускается, масло и газообразный хладагент перемещаются в трубопровод нагнетания, после чего смазка может вернуться в компрессор совместно с жидким хладагентом.

На этом участке никаких проблем не возникает. В трубопроводах всасывания и нагнетания хладагент находится в газообразном состоянии, поэтому он не смешивается с маслом, и оно перемещается по газовым линиям или под воздействием потока пара, или под действием силы тяжести. В горизонтальных плоскостях для транспортировки масла обычно достаточно даже малой скорости пара.

А если трубопровод еще и будет иметь слабый наклон в направлении движения масляного потока (достаточно 0,5%), этого позволит избежать проблем с движением смазки.

Хуже дело обстоит в вертикальных участках трубок. Для движения масла в них нужен довольно сильный поток пара – его скорость должна составлять не менее 5 м/с. Подобная скорость должна сохраняться даже при работе с пониженной мощностью.

Кроме того, есть показатель минимальной холодопроизводительност агрегата, при которой масло в газовых трубках может подниматься по вертикальным участкам.

Этот показатель напрямую зависит от диаметра трубопровода, и если разница высоты между испарителем и компрессором будет более 3-4 м, движение масла по трубкам будет затрудняться. Поэтому за размещением трубопроводов в этом плане нужно следить особо.

В целом, предусмотрено всего два варианта размещения элементов внутри холодильного контура:

Диаметр труб хладагента жидкость 1.    Компрессор располагается выше, чем испаритель. Если компрессор остановится (при выключении холодильной установки), масло скопится в нижней части трубок, и частично оно может даже стечь из испарителя. Когда кондиционер запустится снова, большое количества этого масла переместится во всасывающие полости компрессора, что может вызвать гидравлический удар. 2.    Конденсатор располагается выше, чем компрессор. Если компрессор остановится, масло также скопится в нижней части трубопровода. Туда же могут стечь и конденсированные пары хладагента (это произойдет при невысокой температуре воздуха), и при последующем запуске агрегата из-за скопления жидкостей в нагнетающих полостях компрессора опять-таки возможен гидравлический удар.

Почему так важны маслоподъемные петли?

Чтобы компрессор не сломался из-за скопления масла в его полостях, агрегат стоит снабдить маслоподъемными петлями – изогнутыми участками трубок, имеющими малый радиус изгиба. Такая петля устанавливается в нижней части подъема трубок нагнетания, а если разность высот составляет более 7 м, то такие петли стоит ставить через каждые 6-7 м.

По состоянию петель можно судить о скоплении масла: чем больше его в самой петле, тем выше его уровень, вследствие чего сечение прохода газа будет снижено, а скорость газа начнет увеличиваться. Чем выше она будет, тем быстрее капельки масла будут увлекаться в вертикальный трубопровод.

Впоследствии они образуют масляную пленку, которая будет двигаться по стенкам газовой линии.

Еще одной проблемой для трубопровода может стать перетекание хладагента. Когда кондиционер выключится, часть этого вещества, находящаяся в жидкостных трубках, конденсаторе и испарителе, начнет перетекать к более холодным деталям холодильного контура.

Если при этом испаритель был установлен выше, чем компрессор, остатки хладагента свободно стекут вниз под воздействием силы тяжести, смешаются с маслом и могут заполнить выпускные клапаны компрессора.

Это приведет к гидравлическому удару сразу же, как только кондиционер снова включится.

Чтобы избежать такой проблемы, нужно опять-таки воспользоваться маслоподъемной петлей – она устанавливается на трубке, которая соединяет компрессор и испаритель. Монтировать ее можно только в одном случае: если в жидкостном трубопроводе не был установлен электромагнитный клапан, перекрывающий ее, когда компрессор отключается.

Диаметр труб хладагента жидкость   Диаметр труб хладагента жидкость

Как выбрать диаметр трубок?

Диаметр труб хладагента жидкостьИдеальным трубопровод в холодильной машине можно назвать тогда, когда он обеспечивает:

  •     только допустимые потери давления,
  •     допустимый уровень шума (если этот показатель нормируется),
  •     скорость потока хладагента на вертикальном участке трубы на уровне не менее 5 м/с.

При этом следует учесть, что в разных местах трубопровода могут быть разные диаметры, поскольку в трубках нагнетания и всасывания, а также в жидкостных трубках, хладагент будет иметь разное агрегатное состояние и разное давление.

  Также стоит учитывать, что холодопроизводительность установки будет напрямую зависеть от диаметров трубок в разных линиях кондиционера.

Так, при использовании фреона марки R-22, давлении 0,731 кПа/м, температуре конденсации в 40 градусов и температуре испарения в 5 градусов, холодопроизводительность будет такой:

  •     если диаметр трубок составляет 10 мм, этот показатель на линиях всасывания и нагнетания будет нулевым, а в жидкостных трубках составит 4,37 кВт;
  •     если диаметр трубок составляет 12 мм, в трубке всасывания показатель будет равен 1,76 кВт, в трубке нагнетания – 2,60, в жидкостной трубке – 11,24;
  •     если диаметр трубок составляет 14 мм, в трубке всасывания показатель будет равен 2,83 кВт, в трубке нагнетания – 4,16, в жидкостной трубке – 18,10;
  •     если диаметр трубок составляет16 мм, в трубке всасывания показатель будет равен 4,19 кВт., в трубке нагнетания — 6,15, в жидкостной трубке – 26,80;
  •     если диаметр трубок составляет 18 мм, в трубке всасывания этот показатель будет равен 5,85 кВт, в трубке нагнетания – 8,59, в жидкостной трубке – 37,49;
  •     если диаметр трубок составляет 22 мм, в трубке всасывания этот показатель будет равен 10,31 кВт, в трубке нагнетания – 15,07, в жидкостной трубке – 66,10;
  •     если диаметр трубок составляет 28 мм, в трубке всасывания этот показатель будет равен 20,34 кВт, в трубке нагнетания – 29,70, в жидкостной трубке – 131,0;
  •     если диаметр трубок составляет 35 мм, в трубке всасывания этот показатель будет равен 37,31 кВт, в трубке нагнетания 54,37, в жидкостной трубке – 240,7;
  •     если диаметр трубок составляет 42 мм, в трубке всасывания этот показатель будет равен 61,84 кВт, в трубке нагнетания – 90,00, в жидкостной трубке – 399,3;
  •     если диаметр трубок составляет 54 мм, в трубке всасывания этот показатель будет равен 122,7 кВт, в трубке нагнетания – 178,1, в жидкостной трубке – 749,2;
  •     если диаметр трубок составляет 63 мм, в трубке всасывания этот показатель будет равен 188,9, в трубке нагнетания – 273,8, в жидкостной трубке – 1223,9.

Устанавливая несложные холодильные системы стандартным образом, достаточно выбирать трубопроводы тех размеров, которые указаны в документации кондиционеров.

При этом следует провести расчет потерь давления, однако он будет осложнен тем, что каждая трубка имеет ответвления, повороты и другие отклонения, которые могут оказывать сопротивление при движении хладагента.

Читайте также:  Газоблок aeroc(аэрок): характеристики, отзывы строителей

Увеличение диаметра трубопровода может сократить потери давления, правда при этом в паровых трубках могут возникнуть проблемы с возвращением масла в компрессор, а в жидкостных придется увеличить объем хладагента.

Каким должен быть трубопровод в системах, оснащенных тепловым насосом?

Диаметр труб хладагента жидкость

Медная трубка для кондиционеров: вопросы и ответы

Наверное, нет на свете такого человека, который, так или иначе, сталкиваясь с установкой кондиционера, не задавался вопросом, почему для создания фреонового контура используются исключительно медные, и далеко не самые дешевые трубы. Почему бы не использовать, к примеру, стальные или металлопластиковые, которые могут выдерживать приличное давление, не подвержены коррозии и к тому же на порядок дешевле?

[contents]

Причины использования медного трубопровода в климатической техники

На самом деле, причина, по которой в бытовых системах кондиционирования используется медный трубопровод, довольно проста: медь обладает целым рядом физических свойств, совокупности которых нет ни у стали, алюминия, ни у большинства полимеров.

  1. Медь не вступает во взаимодействие с фреоном, хладоном и другими распространенными хладагентами.
  2. Этот материал имеет минимальную шероховатость внутренней поверхности. Благодаря этому свойству обеспечивается высокая проходимость хладагента.
  3. Она устойчива к колебаниям температур.
  4. Медные изделия известны своей пластичностью, газонепроницаемостью, сопротивлению к коррозии и имеет малый вес 

Справедливости ради следует отметить, что не во всех системах кондиционирования используется медный трубопровод.

Например, в некоторых марках зарубежных автомобилей, для перемещения хладагента применяются алюминиевые магистрали, что вызывает немало проблем и вопросов: «Как запаять алюминиевую трубку кондиционера и почему на ней появились следы окисления».

Связано ли это с процессом удешевления себестоимости продукции современного автопрома или по идеологическим соображениям, история умалчивает.

Основные размеры трубопровода в бытовых сплит-системах

Для объединения внутреннего и внешнего блока бытового кондиционера используется трубы, причем с разными диаметрами: по одной фреон подается в виде жидкости, а по другой проходит в газообразном состоянии.

Обычно, трубопровод, по которому хладагент подается от испарителя к конденсатору всегда имеет больший диаметр.Диаметр труб хладагента жидкость

В климатической технике чаще всего применяются фреоновые магистрали с размером внутреннего сечения 1/4” (6,35 мм) и 3/8” (9,52 мм). Кроме этих распространенных размеров, в некоторых сплит-системах для создания холодильного контура используется трубопровод с диаметром:

  • 1/2” (12,7 мм);
  • 3/4” (19,05 мм);
  • 5/8” (15,88 мм). 

Основным критерием при выборе этих изделий является производительность кондиционера: чем она выше – тем диаметр трубопровода больше. От правильно подобранного диаметра трубок для кондиционера зависит скорость циркуляции фреона в замкнутом контуре.

Стандартная толщина стенок медного трубопровода для кондиционеров обычно не превышает 0,7 мм. Это связано с тем, что в дальнейшем мастеру придется гнуть и вальцевать трубки, а при большей толщине стенок эти работы выполнять качественно будет достаточно проблематично.

Как правило, большинство производителей выпускают медные трубы для климатической техники уже отожженными, сформированными в бухты по 15, 25 или 50 м. Отожженная медь более эластична и позволяет гнуться практически без изменения сечения.

На концах трубы должны находиться специальные заглушки, предотвращающие попадание влаги и мусора внутрь изделия. Медь, для трубопровода климатической техники может использоваться разных марок. Наиболее популярной является CU-DPH. Изделия из этой марки меди будут иметь наиболее высокую антикоррозийную устойчивость.Диаметр труб хладагента жидкость

Несмотря на высокую стойкость меди к коррозии, бывают случаи разгерметизации фреонового контура, которые происходят из-за окисления магистрального трубопровода кондиционера. Причины окисления медных трубок кондиционера имеют место по нескольким причинам, среди которых основными являются:

  1. Нерадивость некоторых «специалистов», которые при монтаже кондиционера пренебрегают такой процедурой, как вакуумирование системы.
  2. Незнание некоторых «ремонтников» о химических свойствах металлов и флюсов. 

Метод продувки системы фреоном

Вакуумирование контура является обязательным процессом перед первым запуском кондиционера. Делается это для удаления воздуха из системы перед тем, как пустить по ней хладагент.

Именно это правило чаще всего нарушается нерадивыми монтажниками, которые не считают нужным приобретать дорогостоящее оборудование, а именно вакуумный насос и манометрический коллектор.

Такие «специалисты» для удаления воздуха из холодильного контура применяют метод продувки системы фреоном, который, кстати, запрещен большинством изготовителей климатической техники.

Так как с завода кондиционеры поставляются частично заправленными хладагентом, то метод продувки выглядит так:

  1. Отпускается одна из гаек крепления трубопровода и открывается вентиль на кондиционере.
  2. Фреон должен замещать собой воздух, который будет выходить из системы из под отпущенной гайки.

После такой, с позволения сказать, процедуры удаления воздуха, как правило, влага на стенках медной трубы остается, вступает в реакцию с фреоном, что приводит к окислению участков медного трубопровода и повреждению компрессора.

Гальваническая пара и питтинговая коррозия

Теперь несколько слов о процессах, протекающих в металлах. При соприкосновении некоторых металлов, в месте их соединения начинается протекание микротоков, которые вызывают коррозийные процессы в менее «агрессивном» металле, вплоть до его полного разрушения.

При взаимодействии меди со сталью происходит окисление первого и разрушение второго металла.Диаметр труб хладагента жидкость

Представьте ситуацию, когда на медную трубу фреоновой магистрали надета обжимная гайка (фитинг) из нелегированной стали. Со временем место соединения окисляется, что приводит к постепенному разрушению стали и к нарушению целостности оксидной пленки, защищающей медь от атмосферных воздействий. В результате: окисление, коррозия и разгерметизация контура.

В таблице показана гальваническая совместимость металлов. Знаком «+» отмечены материалы, не создающие гальванических пар:Диаметр труб хладагента жидкость

Ситуация вторая: использование для пайки холодильного контура климатической техники неправильного припоя и флюса. На самом деле, доля таких ошибок составляет 15-20% от общего количества причин коррозии.

Неправильный припой может создать гальваническую пару, о которой говорилось выше, а остатки флюса в трубах после их пайки неизбежно приводят к появлению питтинговой коррозии, которая характеризуется быстрым течением и приводит к перфорации участка трубопровода.

Решение проблемы монтажа и ремонта холодильного контура кондиционеров видится в использовании правильных материалов, а также четкого соблюдения правил соединения и пайки медного трубопровода. Кроме того, для предотвращения окисления медных труб и разгерметизации контура можно «помирить» металлы, которые не очень «дружат между собой», процессом лужения наиболее «агрессивной» меди.

Установка фреоновой трассы

Сам процесс установки объединения внешнего и внутреннего блока сплит-системы уже описан много раз. Хотелось бы остановиться только на некоторых, заслуживающих особого внимания моментах. Процесс создания фреоновой магистрали включает в себя правильную порезку развальцовку и пайку медных трубок.

Порезка

Порезка трубки на отрезки определенной длины производится инструментом, под названием труборез. Использование ножовки и других режущих инструментов – недопустимо.

Применение ножовки и ей подобным инструментам приводит к образованию большого количества стружки, которую трудно извлечь из трубопровода.

Кроме того, использование таких инструментов не гарантирует ровный срез без зазубрин и заусениц, которые будут мешать вальцовке. Порезку труб производят с запасом в 5-10 см, для обрезки, в случае неудачной вальцовки.

Вальцовка

Вальцовка является второй по важности операцией после порезки. От правильной вальцовки зависит герметичность холодильного контура и долговечность работы кондиционера. Сам инструмент выглядит в виде струбцины, в нижней части которой находятся отверстия для труб разного диаметра.Диаметр труб хладагента жидкость

Алгоритм действий при развальцовке медных трубок для кондиционера:

  • надеть на отрезок трубы обжимную гайку;
  • вставить конец трубки в необходимое отверстие в нижней части самозажимной планки или тисков так, чтобы она выступала из-за края на 3-4 мм;
  • вращая поворотный механизм в верхней части струбцины, ввести в конец трубки вальцовочную насадку необходимого размера или конус эксцентрика (в зависимость от модели вальцовки);
  • постепенно проворачивая механизм произвести разбортовку трубки;
  • после окончания процесса вальцовки освободить конец трубки от механизма.

Развальцованный конец медной трубки должен иметь идеальную геометрию.

Диаметр труб хладагента жидкостьКак правило, стандартный набор для развальцовки трубок кондиционера состоит из трубореза и вальцовки. В зависимости от модели, в наборе с вальцовкой могут идти вальцовочные насадки под диаметр трубки 3/16″; 1/4″; 5/16″; 3/8″; 7/16″; 1/2″; 5/8″.

Соединение

После того, как отрезки труб развальцованы (аккуратно и правильно) следует соединить их с трубками, выходящими из внутреннего блока. Для этого необходимо как можно ровнее совместить выходной фланец с раструбной гайкой и от руки затянуть соединение.

Гайка изначально затягивается только от руки. Закручиваться она должна свободно по всей длине резьбы.

После чего гайка обжимается при помощи ключа. В идеале – динамометрического ключа, для контроля момента затяжки соединения. Если затянуть гайку сильно, развальцованную часть медной трубки попросту срежет. Если гайку недотянуть, то может произойти вытекание хладагента.

Таблица момента затяжки соединений медных трубок кондиционера находится в документах к конкретной марке климатической техники. Например: к кондиционеру Polaris таблица выглядит так:Диаметр труб хладагента жидкость

Если производитель не стал утруждать себя публикацией таблицы, то правильную затяжку можно выполнить и «на глаз»: после того как гайка туго затянута вручную, сделать еще ¾ оборота при помощи ключа.

Ремонт холодильного контура

Чаще всего, трубки кондиционера требуют ремонта из-за утечек хладагента в системе. Ремонт трубопровода заключается в выявлении места утечки, вырезании протекающего участка трубы с последующим наращиванием трубопровода и его пайки.

  • После разрезания трубопровода концы его необходимо подготовить: один конец развальцевать при помощи вальцовочной насадки так, чтобы концы трубопровода можно было вставить друг в друга.
  • После чего поверхность внутренней трубки следует зачистить от патины при помощи мелкой наждачной бумаги или абразивной пасты и вставить друг в друга.
  • Следующим этапом идет разогрев участка трубопровода на расстоянии 6-10 см от места соединения. Прогрев производится до такого состояния, пока припой не будет расплавляться при соприкосновении с местом стыка.
    Использовать для пайки можно исключительно медно-фосфорный или медно-серебряный припой
  • Залить припоем место соединения, равномерно распределив его по всему периметру стыка.
Читайте также:  Фитинг для установки внутрь трубы

Монтаж и подключение фреоновой трассы кондиционера, в принципе можно сделать самостоятельно. От правильности монтажа и качества выполнения работ зависит долговечность вашей сплит-системы. Доверьте эту работу профессионалам.

Трубки холодильного контура

Главные элементы холодильного контура — компрессор, конденсатор, испаритель и регулятор потока — соединены между собой металлическими трубками, по которым перемещается хладагент. Линии переноса хладагента делятся на три группы:

  1. Линии нагнетания, по которым хладагент в газообразном состоянии под высоким давлением проходит от компрессора к конденсатору.
  2. Жидкостные линии, по которым жидкий хладагент проходит от конденсатора к испарителю.
  3. Линии всасывания, по которым хладагент в газообразном состоянии под низким давлением проходит от испарителя к компрессору.

Для максимальной эффективности работы холодильного контура важно правильно подобрать трубки и смонтировать их. При выборе трубок нужно учитывать приведенные ниже факторы.

Потери давления в трубках холодильного контура

Потери давления хладагента в трубках холодильного контура снижают эффективность работы холодильной машины, уменьшая ее холодо- и теплопроизводительность. Поэтому нужно стремиться к уменьшению потерь давления в трубках.

Поскольку температура кипения и конденсации зависит от давления (практически линейно), потери давления часто оценивают потерями температуры конденсации или кипения в °С.

  • Пример: для хладагента R-22 при температуре испарения +5°С давление равно 584 кПа. При потере давления, равной 18 кПа, температура кипения снизится на 1°С.

Потери в линии всасывания

При потере давления на линии всасывания компрессор работает при меньшем входном давлении, чем давление испарения в испарителе холодильной машины.

Из-за этого снижается расход хладагента, проходящего через компрессор, и уменьшается холодопроизводительность кондиционера. Потери давления в линии всасывания наиболее критичны для работы холодильной машины.

При потерях, эквивалентных 1°С, производительность снижается на целых 4.5%!

Потери в линии нагнетания

При потере давления на линии нагнетания компрессору приходится работать с более высоким давлением, чем давление конденсации. При этом производительность компрессора тоже снижается. При потерях в линии нагнетания, эквивалентных 1°С, производительность снижается на 1.5%.

Потери в жидкостной линии

Потери давления в жидкостной линии слабо влияют на холодопроизводительность кондиционера. Зато они вызывают опасность закипания хладагента. Это происходит по следующим причинам:

  1. из-за уменьшения давления в трубке может оказаться, что температура хладагента будет выше, чем температура конденсации при этом давлении.
  2. хладагент нагревается из-за трения о стенки труб, поскольку механическая энергия его движения переходит в тепловую.

В результате кипение хладагента может начаться не в испарителе, а в трубках перед регулятором. Регулятор не может устойчиво работать на смеси жидкого и парообразного хладагента, поскольку расход хладагента через него сильно уменьшится. Кроме того, холодопроизводительность снизится, поскольку охлаждаться будет не только воздух в помещении, но и пространство вокруг трубопровода.

Допустимы следующие потери давления в трубках:

  • в линии нагнетания и всасывания — до 1°С
  • в жидкостной линии — 0.5 — 1°С

Проблема возврата масла в компрессор

Для нормальной работы компрессора холодильной машины его подвижные контактирующие части должны быть смазаны. Для смазки применяют специальные масла, которые заливают в картер компрессора перед заправкой хладагента. Количество масла примерно в 10 раз меньше объема хладагента.

При запуске кондиционера масло вместе с газообразным хладагентом выходит в трубки линии нагнетания. После этого оно может вернуться в компрессор, только пройдя весь холодильный контур. Если же масло не будет возвращено в компрессор, то он постепенно совсем обезмаслится и выйдет из строя.

Из жидкостных линий масло возвращается в компрессор в смеси с жидким хладагентом. Проблем здесь не возникает.

В линиях нагнетания и всасывания находится парообразный хладагент, не смешивающийся с маслом. Поэтому оно может передвигаться по газовым линиям или под действием силы тяжести (только вниз), или увлекаться потоком пара.

  1. В горизонтальных участках линий нагнетания и всасывания для переноса масла достаточно низкой скорости пара. Но для облегчения переноса масла часто предусматривают слабый наклон трубопровода в направлении движения потока хладагента (около 0.5%).
  2. В вертикальных участках линий нагнетания и всасывания для переноса масла снизу вверх нужен достаточно сильный поток пара. Скорость паров хладагента должна быть не менее 5м/с при любом режиме работы (даже с пониженной мощностью). Существует минимальная холодопроизводительность, при которой в газовых линиях масло может подниматься по вертикальным трубкам. Она зависит от диаметра трубок.

Если разность высоты между компрессором и испарителем превышает 3-4 м, перемещение масла по трубопроводу проблематично. Возможны 2 варианта их размещения:

Диаметр труб хладагента жидкость

  1. Компрессор выше испарителя. При остановке компрессора (выключении кондиционера) в нижней части трубопровода скопится масло. Частично масло может стекать и из испарителя. При последующем запуске холодильной машины большое количество масла попадет во всасывающую полость компрессора и вызовет гидравлический удар.
  2. Коденсатор выше компрессора. При остановке компрессора (выключении кондиционера) в нижней части трубопровода скопится масло. Если температура воздуха невысока, то конденсируются пары хладагента и тоже стекут в нижнюю часть трубопровода. При последующем запуске может возникнуть гидравлический удар из-за скопления жидкостей в нагнетающей полости компрессора.

Маслоподъемные петли

Диаметр труб хладагента жидкость

Чтобы избежать поломки компрессора из-за скопления масла, нужно устанавливать в нижней части подъема линий нагнетания и всасывания маслоподъемную петлю. Если же разность высот больше 7 м, то маслоподъемные петли надо устанавливать через каждые 6-7 м.

Маслоподъемная петля представляет собой изогнутый участок трубки с малым радиусом изгиба (см. схему выше). Чем больше масла скопилось в петле, тем выше его уровень.

При этом снижается сечение прохода газа, и скорость газа постепенно увеличивается. При высокой скорости газа с поверхности масла капельки масла увлекаются в вертикальный трубопровод.

Они образуют масляную пленку, передвигающуюся по стенкам газовой линии.

Перетекание хладагента

В момент выключения кондиционера часть хладагента находится в жидкостной линии, испарителе и конденсаторе. После выключения хладагент начинает перетекать к более охлажденным частям холодильного контура.

Если испаритель расположен выше компрессора, то остатки хладагента могут стечь вниз под действием силы тяжести. При этом они смешаются с маслом и могут наполнить выпускные клапаны компрессора. Это вызовет гидравлический удар при последующем запуске кондиционера.

Диаметр труб хладагента жидкость

Чтобы избежать гидравлического удара, надо сделать маслоподъемную петлю на трубке, соединяющей испаритель и компрессор (схема выше).

Замечание: Если в жидкостной линии установлен электромагнитный клапан, который перекрывает ее при отключении компрессора, можно не устанавливать маслоподъемную петлю.

Подбор диаметра трубок

Диаметр трубопровода холодильной машины должен быть таким, чтобы обеспечить:

  • допустимые потери давления
  • скорость потока на вертикальных участках — не менее 5 м/с
  • допустимый уровень шума (если нормируется).

Поскольку в линиях всасывания, нагнетания и жидкостных линиях хладагент имеет разные давление и агрегатное состояние, диаметры трубко в разных линиях будут различны.

В нижеприведенной таблице дана зависимость холодопроизводительности от диаметров трубок в разных линиях холодильной машины при использовании хладагента R-22 (при температуре конденсации 40 градусов, а испарения 5 градусов и Р = 0,731 кПа/м)).

Диаметр трубок, мм Холодопроизводительность, кВт линия всасывания линия нагнетания жидкостная линия 10

12

14

16

18

22

28

35

42

54

63

4.37
1.76 2.60 11.24
2.83 4.16 18.10
4.19 6.15 26.80
5.85 8.59 37.49
10.31 15.07 66.10
20.34 29.70 131.0
37.31 54.37 240.7
61.84 90.00 399.3
122.7 178.1 794.2
188.9 273.8 1223.9

При стандартной установке несложных систем достаточно выбрать трубки того размера, какой указан в документации на кондиционер.

Расчет потерь давления осложняется тем, что трубопровод имеет повороты, ветвления и другие элементы, оказывающие сопротивление движению хладагента.

При увеличении диаметра труб потери давления сокращаются. Но при этом в паровых линиях возникают проблемы с возвратом масла в компрессор, а в жидкостных линиях приходится увеличить количество хладагента.

Особенности трубопровода в системах с тепловым насосом

Обычно в холодильном контуре трубки линий нагнетания и всасывания имеют различные диаметры. Если кондиционер работает в режиме теплового насоса (Heat Pump), то линии нагнетания и всасывания как бы «меняются местами». В таком случае выбирать размеры трубок нужно особенно тщательно.

При работе на обогрев линия, работавшая ранее на всасывание, станет линией нагнетания. Часто для этой линии выбирают трубки большого диаметра, чтобы снизить потери давления. При работе этой линии на нагнетание большой диаметр приводит к уменьшению скорости потока.

Линия всасывания в режиме теплового насоса, напротив, будет иметь недостаточный диаметр. В результате при работе на обогрев возрастет скорость потока и потери давления.

Трубопровод в системах с тепловым насосом должен иметь такой диаметр, чтобы эффективность была достаточна как при работе на охлаждение, так и на обогрев.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector