Литой асфальт: состав, рецепт, минимальная толщина, минимальная температура укладки

Технология литого асфальтобетона

Обычный асфальтобетон изготавливается по следующей схеме: все составные элементы перемешиваются, получается горячая либо холодная смесь, она заливается и непременно уплотняется. Данная операция упрочняет асфальт и придает ему устойчивость к деформированию. Литой же асфальтобетон представляет собой жидкость, хотя и вязкую, поэтому необходимости уплотнения нет.

Что такое литой асфальт

Когда литой асфальт охлаждается, он самостоятельно набирает плотность, достаточную для эксплуатации, что уменьшает затраты на его укладку и ускоряет процесс сооружения дороги. Этот материал имеет необычный состав и приемы изготовления.

Обычный асфальт основан на макроструктуре и состоит из щебня, песка с добавкой минерального порошка, а литой имеет в своей основе микроструктуру, определяемую битумом. Связывающее вещество состоит из битума с добавкой минерального порошка. В литом асфальте доля его достигает 28%, причем из них собственно битум занимает от 7,5 до 10%, а порошок составляет 20-30%.

Благодаря такому повышенному содержанию и формируется полукаркасная структура окончательного материала, в состав которой входит до 50% щебня размером до 5 миллиметров.

Разновидности литого асфальта

По максимальному размеру зерен литой асфальт делится на типы:

  1. Зерна имеют размеры до 15 миллиметров, а их содержание по массе – 45-55%. Асфальт такого состава применяется для постройки новых дорог и для ремонтных работ.
  2. Камни имеют размеры до 20 мм, а их процентное содержание достигает 20-25%. Этот тип обладает весьма широкой применяемостью.
  3. Диаметр камней достигает 40 миллиметров, их количество доходит до 45-5%. Область применения – новое дорожное строительство.
  4. Камни минимальной фракции – не больше 5 мм. Такой асфальт используют для велодорожек и тротуаров.
  5. Зерна достигают 20 мм, процентное содержание их – 35-50%. Объем битума при этом максимально велик – до 22-28%.

Отличается и технология изготовления. При приготовлении литого асфальта температура состава выше, смесь при доставке на место применения беспрерывно перемешивают и подогревают. Для укладки материала используются специальные машины. Уплотнение не требуется, литой асфальт, остывая, сам набирает необходимую прочность.

Литая смесь стоит дороже обычной, но ее стоимость окупается долгим временем службы.

Технические характеристики

Предъявляемые к наружному дорожному покрытию требования очень высоки, поскольку верхний слой должен быть не только прочным и износоустойчивым, но и предохранять внутренние слои от атмосферных осадков. Основными качествами литого асфальта являются пониженная пористость и повышенная плотность. Рассмотрим основные характеристики разных типов литого асфальта:

  • Первый тип имеет пористость каменных составляющих до 20% объема, а для прочих типов – до 22%.
  • Объемное водонасыщение для асфальта типа 1 и 2 равняется 1%, для прочих типов – 5, 7 и 0,5%. Асфальт воду не впитывает и способен предохранять нижележащие уровни. Это свойство обуславливает также повышенную морозоустойчивость поверхностей, выполненных из литого асфальта.
  • Устойчивость к пониженным температурам определяет также использование кубообразного щебня.
  • Параметр остаточной пористости данного асфальта — 2%.
  • Показатель прочности при сжатии не меньше 1 для типов 1,2,3 и 5 и не меньше 0,7 для четвертого типа.
  • Плотность литого асфальта или его удельный вес определяет в основном доля содержащихся в нем камней. Если щебень имеет различную массу, будет изменяться также объемный вес всего материала, причем диапазон этих колебаний составляет от 1,5 до 2,2 тонны на один кубометр.
  • Каждый регион имеет собственные нормативы на приготовление обычного и литого асфальта, поэтому точное определение всех параметров способен указать только завод-изготовитель.
  • Долговечность также относится к важным показателям. Деформируется литой асфальт меньше: при 40-градусной температуре он вдавливается на 1-6 мм (для пятого типа на 1-10 мм).
  • Поскольку литой асфальт укладывается при повышенной температуре, его адгезия к нижним слоям оказывается также высокой. С материалами рулонной гидроизоляции асфальт буквально «спекается», что приводит к повышению водостойкости конструкции.
  • Эффект коррозии в литом асфальте отсутствует, и это покрытие обладает устойчивостью к солям.

Области применения литого асфальта

Объекты, которые сооружаются с использованием литого асфальта, это мосты и дороги, туннели и многое другое.

Поскольку показатели типов во многом различаются, необходимо выбирать материал, оптимально пригодный для реальных условий.

Обратите внимание

Из литого асфальта первых двух типов изготавливают различные слои дороги, если по ней проходят больше 3 тысяч автомашин за день. Это могут быть скоростные участки дорог, шоссе, аэродромы и другое.

Можно использовать материал 1 и 2 типов и для не таких нагруженных автодорог, хотя это является экономически невыгодным.

Первый тип асфальта не применяют при создании дорожек для пешеходов и велосипедов. Типы 2,3 и 4 используют для базовых и покрывных слоев. Типы 1,2 и 5 применяют при разных видах ремонта, заделки выбоин, создании выравнивающих слоев в ходе постройки туннелей и мостов.

Технические показатели конечного продукта

Литой асфальт ценен своей повышенной шероховатостью. Колеса машин и велосипедов хорошо сцепляются с дорожным покрытием, это особенно важно при дождливой погоде или снегопаде. Повышенные гидроизолирующие свойства литого асфальта позволяют его использовать непривычным способом: с его помощью устраивают покрытие кровли, полы, гидроизолируют туннели.

Чтобы получить качественное дорожное покрытие, необходимо соблюдать технологию на всех этапах изготовления продукта. В одинаковой степени важны:

  • состав асфальта;
  • особенности производства;
  • технология укладки.

Рассмотрим подробнее все эти параметры.

Состав

Состав компонентов, применяемых при создании литого асфальта, имеет отличия от обычных и регламентируется ГОСТом:

  • Битум используется марок БНД 40/60 или 40/9о, хотя рекомендуется пользоваться улучшенным сортом битума, имеющим добавки полимеров. Прежде всего, это асфальт для покрытия мостов или высоконагруженных трасс. В качестве примера такой добавки можно назвать стирол-бутадиен-стирол.
  • Щебень применяется получаемый из вулканических материалов и лещадности (количества пластинчатых элементов) не выше 20%.
  • Песок, используемый в асфальте, может быть природным или дробленым. Для асфальта верхних слоев он применяется с ограничениями.
  • Добавка минеральных порошков выполняется в соответствии с ГОСТ Р 52129-2003.
  • Можно добавлять с состав асфальта всевозможные модификаторы – дефлегматоры, красители и другие.

Производство

Использование для литого асфальтобетона особо вязких сортов битума приводит к тому, что для смешивания составляющих требуется нагрев смеси до высокой температуры. Но излишний нагрев может оказать влияние на свойства продукта, поэтому желательно нагрев делать минимально возможным:

  • температура битума должна быть 160-180оС;
  • минеральные составляющие нагревают до 190-240оС;
  • температура готовой смеси получается 200-220оС, хотя это и считается чрезмерным.Если применить активированный минеральный порошок, температуру смеси удается снизить до 170-190оС.

Этот способ производства асфальта исключает его приготовление там, где он укладывается, поскольку требуется точное выдерживание температурного режима. Производственный процесс состоит из следующих этапов:

  • компоненты хранятся в бункерах;
  • компоненты поступают в сушильный барабан, где перемешиваются и нагреваются до требуемой температуры в течение 15-20 секунд;
  • битум подогревается и подается вместе с твердыми составляющими в миксер, где перемешивается вдвое дольше, чем при формировании обычной смеси. Перемешивание производится в асфальтосмесительных машинах с принудительными мешалками;
  • в специальных нагреваемых котлах-кохерах смесь при постоянном перемешивании привозится на место укладки. Состав смеси приближается к суспензии, так что расслоение не исключено. Если смесь в процессе доставки не перемешивать, опасность расслоения увеличивается, и литой асфальт становится негодным.

Укладка

После доставки смесь загружают в особые асфальтоукладчики, которые выкладывают ее ровным слоем, толщина которого – 3-7,5 сантиметров.

Предварительно асфальтируемый участок обкладывается брусьями, не дающими смеси растекаться. Когда асфальт остынет до температуры 60-70оС, брусья можно убрать.

Слой асфальта уплотнения не требует, хотя с целью повышения шероховатости в поверхность утапливают черный щебень при помощи легких катков.

Стоимость литого асфальта и его основные производители

Приготовить литой асфальт значительно труднее, чем обыкновенный горячий асфальт и особенно холодный. В России этого типа асфальта производится не больше 9-10% общего производства, хотя наметилось стремление к росту. Лидирующими в сфере этого производства являются изготовители нефтяных продуктов и бетонов:

  • Бесспорным лидером изготовления всевозможных асфальтобетонов, включая литые, является ОАО «Асфальтобетонный завод №1», расположенный в Петербурге.
  • Объединение «Сургутнефтегаз» добывает и реализует нефть. Несмотря на то, что бетонное производство здесь считается побочным, валовый объем производства вывел производителя в лидирующую десятку по России.
  • «Асфальтобетонный завод №4», работающий в столице, выпускает все виды асфальта, не исключая литой.
  • ГУП «Башкиравтодор» — фирма, строящая дороги и производящая все необходимые для строительства материалы.
  • АО «Сверловскавтодор» имеет 45 предприятий, производящих асфальт всех типов. Фирма из собственных материалов строит автодороги.

В связи с типом асфальта и районом его производства стоимость литого материала может быть различной. Средняя цена составляет от 3700 до 4200 рублей за тонну или 5940–8800 рублей за кубометр.

Ямочный ремонт

Оптимальное время для ремонта поврежденных автодорог – лето, когда все работы выполняются дешево. Впрочем, если ремонт выполняется в аварийной ситуации, он может быть выполнен при любой погоде. Подбирается асфальт оптимального типа и класса, и им заполняются выбоины в дороге. Последовательность работ при этом следующая:

  1. Размечается и очищается поврежденный участок. Нарезчиком швов или отбойным молотком с пневмоприводом обрубается контур участка, внутри него удаляется мусор. Если объемы работ велики, применяются самоходные устройства для фрезерования навесные либо прицепного типа.
  2. Дно и боковые стороны очищенного повреждения покрываются битумом либо битумной эмульсией, выполняющей роль грунтовки. Делают это с помощью лейки и кисти, а при значительных объемах – автогудронатором.
  3. Литой материал привозят в готовом виде спецмашинами – кохерами, обеспечивающими горячую перевозку с непрерывным перемешиванием.
  4. Смесь специальным аппаратом заливается в выбоину. Уплотнения она не требует.
  5. Чтобы повысить шероховатость поверхности, отремонтированный участок присыпают черным щебнем и прикатывают ручным катком.

Из литого асфальта получается высококачественное дорожное покрытие, способное выдерживать немалую нагрузку. Отличная водонепроницаемость позволяет его применять в различных гидроизолирующих работах.

Наши преимущества

Спасибо, ваша заявка успешно отправлена!

Источник: https://iso-altair.ru/info/texnologiya-litogo-asfaltobetona/

Технология приготовления и укладка литого асфальтобетона

Существует множество способов укладки и ремонта дорожного покрытия с использованием различных материалов. Одним из них является литой асфальтобетон, который отличается от других материалов способом приготовления и технологией укладки. В связи со своей дороговизной и обязательным наличием специальной техники применяется этот дорожно-строительный материал очень редко.

История появления материала

Применять этот материал в европейских городах стали довольно давно, еще в начале XIX века. В те времена во Франции, Германии и Швейцарии были обнаружены залежи известняка, в котором содержался природный битум или тяжелая нефть. Чтобы его сварить, изготовляли специальные большие котлы, а укладку литого асфальта проводили вручную.

Ближе к середине XX века особенно успешно это производство было налажено в Германии, где постоянно совершенствовали методы его приготовления и укладки. Именно в это время был изобретен и применен первый механический асфальтоукладчик для литого материала. Чуть позже стало возможным проводить бесшовную укладку шириной до 12 м и дорожные работы были сконцентрированы на скоростных магистралях.

Читайте также:  Опалубка дока: что это, конструкции, характеристики, производитель

При этом литая асфальтобетонная смесь насыщалась щебнем, что придавало покрытию высокую шероховатость и длительный срок службы. К сожалению, в России этот материал не получил широкого практического применения, кроме строительства ряда мостов, хотя в разработке были задействованы несколько научных центров страны.

Классификация и структура литого асфальта

От обычных асфальтобетонов этот материал отличается повышенным содержанием битума, составляющего по массе до 7,5—10%. А также почти треть в составе асфальта занимает минеральный порошок. По размерам и количеству применяемого щебня материал разделяют на 3 типа:

  1. Используется самая крупная фракция щебня размером до 20 мм, составляющая до 50% объема общей массы смеси. Применяется при строительстве новых дорог и ямочного ремонта.
  2. Размер минералов достигает до 15 мм и их доля в смеси до 30%. Используется как при укладке дорожного покрытия, так и для обустройства тротуаров.
  3. До 15% от общего объема материала составляет мелкая фракция щебня — до 10 мм. В основном применяется для укладки тротуаров тонким слоем.

Свойства дорожной смеси

В сравнении с традиционным асфальтобетоном этот материал обладает рядом преимуществ. Он практически не горит, так как имеет меньший коэффициент теплопроводности. Стоит также отметить следующие его свойства:

  1. В отличие от обычного асфальта, отлично препятствует проникновению влаги через толщу слоя.
  2. При укладке литого асфальта слоями благодаря межмолекулярному взаимодействию происходит полное прилипание их между собой, образуя единое целое.
  3. В течение долгой эксплуатации не образует трещин, что нехарактерно для традиционного асфальта.
  4. Материал способен гасить колебания, играя роль демпфера.
  5. Он устойчив к воздействию солей, бактерий и является экологически чистым продуктом.

Источник: https://TvoiDvor.com/beton/tehnologiya-prigotovleniya-i-ukladka-litogo-asfaltobetona/

Литой асфальтобетон: особенности материала, технология изготовления и применение

Схема изготовления обычного асфальтобетона такова: необходимые компоненты смешивают, приготовляют из горячей или холодной смеси, заливают и обязательно уплотняют. Последняя процедура обеспечивает достаточную прочность покрытия и стойкость к деформациям.

Литой асфальтобетон по своей сути – очень вязкая жидкость, и уплотнять его нет нужды.

Литой асфальт после охлаждения самостоятельно приобретает эксплуатационную плотность, что означает сокращение расходов при укладке и значительное ускорение дорожного строительства. Эта особенность материала обусловлена его не совсем обычным составом и способом изготовления.

Если для обычных асфальтобетонов решающим фактором выступает макроструктура, то есть, соотношение и форма щебня и песка или минерального порошка, то для литого асфальтобетона им является микроструктура, которая, в свою очередь, связана с качествами асфальтового вяжущего битума.

  • Вяжущее вещество содержит минеральный порошок и битум. Его доля в составе литого АБ увеличена до 28%: 7,5–10% собственно битума, и 20–30% порошка. Столь высокая концентрация и обуславливает формирование полукаркасной структуры конечного продукта.
  • Содержание щебня – с диаметром до 5%, колеблется от 0 до 50%.

Об особенностях литого асфальтобетона расскажет этот видеосюжет:

В зависимости от объема самых крупных зерен литой АБ разделяют на 3 типа:

  • 1 – максимальный диаметр достигает 15 мм, а массовая доля камня достигает 45–55%. Такой состав используют и для строительства новых дорог и для ремонта старых.
  • 2 – максимальный размер меньше – до 20 мм, а доля камня составит 20–25 %. Спектр применения так же широк.
  • 3 – здесь максимальный диаметр достигает 40 мм, а доля щебня снова увеличивается – 45–65%. Этот состав подходит для нового строительства.
  • 4 – используется только фракция с размером зерна менее 5 мм. Этот вариант АБ подходит для укладки тротуаров, велосипедных дорожек и прочее.
  • 5 – максимальный диаметр зерна достигает 20 мм, доля камня – 35–50%. При этом объем битума составляет рекордно большое значение – 22–28%.

Другое главное отличие – особенность технологии. Литой АБ изготавливают при более высокой температуре асфальтной смеси и непрерывно перемешивают до места строительства при постоянном же подогреве. Затем материал укладывают специальными машинами. Уплотнять его не нужно, при охлаждении литой АБ набирает нужную прочность.

Несмотря на более высокую стоимость смеси ее применение окупается, так как такое покрытие служит намного дольше.

А далее будут рассмотрены свойства такого АБ как литой.

Технические характеристики и свойства

К верхнему покрытию дороги предъявляются очень высокие требования, так как кроме очевидной прочности и износоустойчивости «дорожная одежда» должна защищать нижние слои от дождя и снега. Поэтому к главным качествам литого асфальтобетона относится низкая пористость и, соответственно, высокая плотность (т/м3).

  • Для типа 1 пористость минерального состава не превышает 20%, для остальных – 22% по объему.
  • Водонасыщение (по объему) для 1 и 2 типа составляет 1%, а для остальных, соответственно, 5,7 и 0,5%. Поскольку материал не насыщается влагой, он может защитить нижние слои. Кроме того, это же качество объясняет и прекрасную морозостойкостью покрытия из литого АБ.
  • Хорошую стойкость к низким температурам увеличивают и за счет получения щебня кубовидной формы из горных метаморфических пород. Его показатель соответствует классу F 50.
  • Остаточная пористость литого АБ составит 2%.
  • Прочность на сжатие равна не менее 1 для 1, 2, 3 и 5 типа и не менее 0,7 для 4.
  • Плотность, а, значит, удельный вес или объемный литого асфальтобетона зависит в основном от доли каменной фракции. Соответственно, при разной массе щебня, вес и объемный вес материала будет колебаться, причем в значительных пределах. В среднем диапазон составит 1,5–2,2 т в 1 куб. м.
  • Кроме того, для каждого региона разработаны свои нормативы при изготовлении АБ как литого, так и обычного. Поэтому точно узнать эти параметры можно лишь у специалистов завода-изготовителя.
  • К важным характеристикам относится и долговечность. Литой АБ менее склонен к деформации: при +40 С глубина вдавливания составляет 1–6, 1–4 мм и 1–10 для 5 типа.
  • Так как укладку литого АБ производят при более высокой температуре, то большой оказывается и адгезия к нижним слоям. Это означает своего рода «спекание» с материалами рулонной гидроизоляции. Таким образом водостойкость всей конструкции повышается.
  • В литом АБ отсутствует эффект коррозии , к тому же покрытие из материала устойчиво к солям.

О применении литого асфальтобетона речь пойдет далее.

Среда применения

  • Литой асфальтобетон успешно применяется при сооружении дорог, мостов, туннелей и множества других объектов. При этом важно подбирать материал, соответствующий условиям, так как показатели типов весьма различны.
  • Литой асфальтобетон 1 и 2 типа ГОСТ рекомендует использовать при сооружении как нижних, так и верхних слоев при предполагаемой нагрузке более 3 тыс. авт. за сутки. Это скоростные участки шоссе, трассы, аэродромы и так далее.

Также материал 1 и 2 типа разрешается применять для сооружения трасс и при меньшей нагрузке, хотя в этом случае экономическая выгода будет не столь очевидна.

  • Для обустройства пешеходных и велосипедных дорожек 1 тип не используется. 2, 3 и 4 применяют для формирования верхнего и нижнего слоя.
  • При возведении мостов и туннелей, а также при любом виде ремонта – для формирования выравнивающего слоя, для покрытия, для ремонта выбоин и прочего, используются 1, 2 и 5 тип АБ.
  • Предпочтение литого АБ обусловлено еще и его высокой шероховатостью. Это свойство обеспечивает сцепление покрышки колеса машины или велосипеды с дорожным покрытием, что особенно важно во время дождя или снегопада.
  • Из-за высоких гидроизоляционных свойств литого АБ он используется и не совсем типичным образом, например, при обустройстве кровель, даже обогреваемых, а также полов, при гидроизоляции туннелей и прочего.

Технология приготовления, устройство литого асфальтобетона, оборудование для этого и состав будет рассмотрено ниже.

Изготовление материала

Для технических характеристик продукта одинаково важны и состав., и метод производства, и даже способ укладки. Готовый продукт – дорожное покрытие, является результатом соблюдения технологии на всех стадиях.

Состав

Состав и ингредиенты, используемые для производства литых АБ, несколько отличаются от обычных. В России ГОСТ регламентирует требования, предъявляемые к составу и материалам при изготовлении.

  • Битум – допускается применение нефтяных битумов вязких марки БНД 40/60 или 40/90, но советуется использование улучшенных видов битума, обогащенных полимерными добавками. Особенно это касается АБ, предназначенного для мостовых сооружение или трасс с высокой нагрузкой. Например – стирол-бутадиен-стирол рекомендованных марок.
  • Щебень – используется материал из изверженных и метаморфических пород при общем содержании зерен пластинчатой формы не более 20%.
  • Песок в составе литого АБ входит природный и дробленый. При производстве АБ для верхнего слоя его использование ограничено.
  • Минеральный порошок подбирают согласно указаниям ГОСТ Р 52129-2003.
  • В состав могут входить различные модифицирующие добавки: красящие пигменты, дефлегматоры и так далее.

Приготовление литого асфальтобетона

Для изготовления литых АБ применяют битумы с высокой степенью вязкости, что означает более высокие температуры нагрева при смешивании ингредиентов. Однако чрезмерный нагрев может привести к изменению свойств, поэтому процесс приготовления стараются организовать так, чтобы ограничиться минимально возможным нагреванием.

  • Так, битум подогревают до температуры не 250 С, а 160–180 С.
  • Минеральные компоненты прогревают до 190-240 С.
  • На выпуске температура асфальтобетонной смеси оказывается равной 200–220 С. Эту величину все же считают чрезмерной.

Лучше использовать активированный минеральный порошок: в этом случае удается добиться температуры смеси в 170–190 С.

https://www.youtube.com/watch?v=o47I88ctjNw

Такой способ изготовления исключает производство на месте укладки, так как температурные режимы здесь надо выдерживать жестко. Этапы производства – по общей схеме, выглядят так:

  • доставка компонентов в бункеры;
  • передача в сушильный барабан – здесь ингредиенты смешиваются и прогреваются до нужной температуры;
  • в битумной части подогревают вяжущее вещество и передают в миксер вместе с твердыми ингредиентами смеси. Время сухого перемешивания – только сухих частей материала, составляет 15–20 с. Перемешивание вместе с битумом занимает в 1,5–2 раза больше времени, чем при изготовлении обычных смесей. Для приготовления подходят любые асфальтосмесительные машины с мешалками принудительного типа;
  • транспортировка проводится только в специальных подогреваемых котлах и при непрерывном перемешивании во время движения – кохерах. Полученная смесь по свойствам близка к суспензии и может расслаиваться. При перевозке без перемешивания эта опасность заметно увеличивается, а тогда литой АБ становится непригодным.

Укладка

Доставленная смесь выгружается в специальные асфальтоукладчики. Машины проводят укладку смеси слоем нужной толщины – от 3 до 7,5 см.

Перед этим на участке строительства укладывают опорные брусья, предупреждающие растекание смеси. Брусья удаляют после того, как температура АБ снизится до 60–70 С.

Читайте также:  Труба упонор для водоснабжения монтаж

Уплотнять дорожный слой не нужно. Однако для повышения шероховатости рекомендуют втапливание черного щебня. Для этого используют самые легкие катки.

О том, как происходит укладка литого асфальтобетона, вы узнаете из видео ниже:

Изготовление литого дорожного асфальтобетона несколько сложнее, чем обычного горячего, а тем более холодного. В общем, доля производства литого асфальта в России составляет всего лишь 9–10,% хотя тенденция к увеличению наблюдается.

Лидерами на этом рынке выступают производители бетона и нефтепродуктов.

  • Первое место заслуженно занимает первое же в России предприятие, специализирующееся на изготовлении асфальтобетонов – это ОАО «Асфальтобетонный завод №1» в Санкт-Петербурге. Здесь получают все возможные асфальты любого типа.
  • «Сургутнефтегаз» специализируется на добыче и реализации нефти. Бетонное производство является для них побочным. Хотя по валовому объему предприятие находится в составе первой десятки.
  • АОА «Асфальтобетонный завод №4» в г. Москва предлагает все виды АБ, в том числе и литой.
  • ГУП «Башкиравтодор» – дорожно-строительная компания, занимающаяся как строительством и ремонтом дорог, так и производством требуемых для этого материалов.
  • АО «Сверловскавтодор» – на 45 асфальтобетонных заводах предприятия выпускают все типы и марки АБ. Компания осуществляет полный спектр дорожных работ.

Стоимость материала заметно колеблется в зависимости от типа и региона изготовления. В среднем цена литого асфальтобетона варьируется от 3700 до 4200 р. за тонну или 5940–8800 р. за куб.м.

Про технологии укладки, ямочный ремонт литым асфальтобетоном поговорим ниже.

Текущий ремонт дорог проводят все же в теплое время года – так намного экономичнее. Однако в случае аварийной ситуации ремонт осуществляют вне зависимости от погодных условий. Заполняется выбоина горячей асфальтовой смесью необходимого класса и типа.

  1. На первом этапе поврежденный участок – карту, размечают и очищают. Проводят обрубку по контуру с помощью нарезчика швов, а также пневматического или гидравлического отбойного молотка. Им вырезают остатки покрытия внутри отмеченного участка, а затем удаляют образовавшийся мусор. При больших объемах работ используют самоходные дорожные фрезы навесного или прицепного типа.
  2. Затем дно и стенки выбоины покрывают жидким битумом или битумной эмульсией – своего рода грунтовка. Проводится она вручную кистью и лейкой, а при больших объемах – при помощи автогудронатора, ремонтера и так далее.
  3. Литой АБ доставляется на место ремонта только в специальных машинах – кохерах, в которых поддерживается определенный тепловой режим и режим перемешивания.
  4. Для заливки смеси в выбоину используют специальные аппараты. Уплотнять нужды нет.
  5. Для увеличения шероховатости, участок засыпают слоем черного щебня и втапливают ручным катком.

Литой АБ – один из лучших материалов для высококлассного дорожного покрытия, рассчитанного на изрядную нагрузку. А благодаря прекрасной водонепроницаемости он используется и в многочисленных работах по гидроизоляции.

О том, как производится мелкий ямочный ремонт при помощи литого асфальтобетона, расскажет следующее видео:

Источник: http://stroyres.net/beton/asfaltobeton/litoy.html

Асфальтобетон литой: особенности строительства

Укладка литого асфальтобетона

Асфальтобетон литой — это строительный материал, изготовленный по литьевой технологии на основе битумного вяжущего, минерального порошка, песка, щебня и специальных поверхностно активных добавок. Литая асфальтобетонная смесь готовится в смесителях принудительного действия путем смешивания в определенных пропорциях, нагретых до определенной температуры заполнителей и нефтяного битума.

Общая информация

Литые асфальтобетонные смеси обладают высокой подвижностью, поэтому легко распределяются по поверхности, и при рабочей температуре в 220°С укладываются в конструкцию дороги без уплотнения. С понижением температуры, данный материал затвердевает, образуя при этом прочное трещиностойкое и водонепроницаемое покрытие (см. видео в этой статье).

Асфальтобетоны, изготовленные с применением литой технологии, достаточно широко применяются при устройстве следующих видов дорожных покрытий:

  • автомобильных дорог;
  • городских улиц и площадей;
  • мостовых сооружений;
  • аэродромов;
  • тоннелей;
  • закрытых и открытых автостоянок;
  • также используются для проведения ямочного ремонта дорожных конструкций.

Классификация и основные характеристики

Литые композиты отличаются друг от друга свойствами, фазовым составом асфальтобетонного вяжущего, количеством и качеством исходных минеральных компонентов, а также технологией изготовления.

Соотношение содержания компонентов асфальтовых смесей и область их применения, по ТУ на литой асфальтобетон, представлены в таблице ниже:

Состав литого асфальтобетона

В сравнении с классическими битумными растворами литые смеси обладают некоторыми отличительными характеристиками:

  • повышенное содержание нефтебитумного вяжущего (11%) и минерального порошка (25%);
  • большая вязкость;
  • намного выше температура изготовления и укладки (220­250°С).

В зависимости от применяемого вяжущего, литые асфальтобетоны могут иметь следующие составы:

  1. Стандартная смесь, приготовленная с использованием теплоустойчивого не модифицированного битума.
  2. Полимерасфальтобетон — в качестве основного компонента применяется полимерно-битумное вяжущее.
  3. Сероасфальтобетон — композитный материал. В качестве вяжущего выступают: модифицированная сера и дорожный битум. Использование технической серы позволяет снизить содержание битума в растворе и несколько уменьшить температуру приготовления.
  4. Резиноасфальтобетон — в качестве основного наполнителя используется резиновая крошка. Применение данного материала способствует повышению износостойкости покрытия, увеличивает его долговечность, и в ряде случаев, помогает сократить расход щебня.

Преимущества литого асфальтобетона:

  • отсутствует необходимость уплотнения укладываемых слоев;
  • повышенная коррозионная стойкость, износостойкость, водонепроницаемость;
  • повышенная пластичность, содействующая поглощению напряжений;
  • высокое сцепление с выше- или нижележащими слоями.

Наряду с рассмотренными преимуществами литые асфальтобетонные смеси обладают рядом существенных недостатков:

  • высокая цена материала в сравнении с традиционными асфальтобетонами;
  • при повышении температуры наблюдается низкая устойчивость пластическим деформациям (гребенка, колея и др.) ;
  • невозможность укладки своими руками — устройство покрытий только с применением специальной техники и инструмента;
  • высокая паронепроницаемость, что может приводить к образованию вздутий на поверхности укладываемых слоев, особенно при устройстве покрытий на цементобетонных основаниях.

Однако, исходя их многолетнего опыта использования материала, при технологически верно подобранном составе смеси, литой асфальтобетон 50 мм может с успехом выдерживать любые транспортные нагрузки в течении длительного промежутка времени.

Материалы

В зависимости от назначения, технологии укладки и условий эксплуатации покрытия состав литого асфальтобетона может варьироваться в соответствии с предложенной проектной документацией.

Стандартный набор компонентов представлен следующими материалами:

  • нефтяной дорожный битум;
  • песок;
  • щебень или гравий;
  • минеральный порошок.
  • черный щебень.

Крупные заполнители — щебень

Для производства щебня применяются прочные, морозостойкие горные породы или доменные металлургические шлаки. Прочность природных сырьевых материалов должна соответствовать 100–120 МПа, а пористых доменных шлаков более 80–100 МПа. Несколько пониженные требования к доменным шлакам компенсируются их хорошим сцеплением с вяжущим.

Щебень для литых смесей должен иметь остроугольную форму (куб, тетраэдр и пр.). Содержание плоских (лещадных) зерен ограничено 15%.

Требования, предъявляемые к щебню

Мелкий заполнитель — песок

Песок для приготовления литых асфальтобетонов получают путем дробления горных пород или кристаллических доменных шлаков. В зависимости от исходного материала, дробленый песок делят на два типа — марки 400 и 800.

Для производства первого вида применяют породы с прочностью не ниже 40 Мпа, второго — с прочностью более 80 Мпа. По фракциям — это средне- и крупнозернистые пески.

Характеристики песков и отсевов дробления, в зависимости от вида, марки и типа асфальта, должны соответствовать табличным значениям (см. фото).

Требования к составу песка

Минеральный порошок

Данный материал является одним из главных структурирующих составляющих асфальтобетона.

Основное назначение порошка как наполнителя — это перевод нефтяного битума из объемного состояния в пленочное. Тем самым увеличивается вязкость и прочность структуры горячей литой смеси.

Вместе с дорожным битумом минеральный структурирующий порошок образует качественную дисперсную систему, которая выполняет функции единого связывающего материала в растворе. Производят минеральный порошок путем размалывания известковых или доломитных пород, битуминозных известняков, а также доменных шлаков.

Важно

Совместная работа порошка и битума определяется коэффициентом гидрофильности (набухания) порошковой присадки, который обычно равен 1, 25 мм и более. Набухание раствора битума и порошка не должно быть более 2,5%.

В некоторых случаях, в качестве порошковой добавки, допускается применение местных материалов — порошкообразных отходов промышленности (топливная зола, зола-унос, отходы сахарного производства и др.). Качество этих материалов разнится поэтому, эффект действия и количество определенной добавки необходимо определять опытным путем для каждого конкретного типа смеси.

Минеральный порошок характеристики

Битум

Класс и марку жидкого или вязкого битума подбирают в зависимости от типа асфальтобетона, категории дороги, климатических условий, действующих в определенных районах строительства.

Для производства литых горячих смесей следует использовать дорожные битумы согласно ГОСТ 22245-90. Остальные технические характеристики представлены в таблице ниже.

Битумы для литых асфальтобетонов требования

Черненый щебень

Для повышения износостойкости, улучшения сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием, поверхность из литого асфальтобетона покрывают черным щебнем.

Черный, обработанный щебень

Это материал, получаемый методом смешивания и горячей пропитки, в специальной установке, щебня из вулканических или осадочных пород органическим вяжущим.

Для чернения щебня применяются смесительные агрегаты непрерывного или периодического действия. Вид вяжущего выбирают с учетом технологических особенностей конкретного типа дороги.

Технология приготовления заключается в сушке и нагреве щебня с одновременным разогревом вяжущего. Рекомендуемая температура приготовления указана в таблице.

Температура нагрева материалов

Температурный режим процесса зависит от условий обработки и типа органического вяжущего. При теплой и сухой погоде (выше 10°С) руководствуются нижним пределом температуры (таблица), при температуре ниже 10°С — верхним.

Объем органического вяжущего для обработки щебня назначают согласно данных представленных в таблице ниже.

Ориентировочный расход вяжущего

Технология производства и укладки литого асфальта

Завод по производству литого асфальта

Литая технология основывается на применении в качестве вяжущих вязких сортов нефтяных битумов.

Поэтому, приготовление смеси происходит под действием сравнительно высоких температур:

  • температура битума — 160—180°С;
  • минеральные заполнители нагревают до 190—240°С;
  • температура готового асфальта составляет 200—220°С.

Литой способ производства асфальтобетона исключает его изготовление в местах укладки смесей, поскольку весь процесс требует точного соблюдения температурного режима.

Рекомендуемая температура

Производство

Принципиальная схема производства литого асфальта

Технологическая инструкция приготовления литого асфальтобетона:

  1. Холодные и влажные минеральные материалы, в расчетных соотношениях, загружают в агрегат питания, откуда при помощи наклонного транспортера сырье поступает в сушильный барабан. Там его просушивают и доводят до рабочей температуры.
  2. Нагретые компоненты подаются элеватором в сортировочное устройство.
  3. Разделенные на фракции песок и щебень через бункеры, предназначенные для горячего материала, следуют в дозаторы и по окончанию взвешивания загружаются в смесительный агрегат.
  4. Холодный минеральный структурирующий порошок доставляется элеватором в нагреватель, где вещество сушится и нагревается до оптимальной рабочей температуры, после этого поступает в расходный бункер.
  5. Осажденная в пылеуловителях пыль (отходы производства) подается в сортировочный агрегат, где дозируются и смешивается с песком и минеральным порошком.
  6. Горячий битум из нагревателя поступает в смесительный агрегат, где дозируется и подается в бункер к остальным компонентам.
  7. В главном смесителе осуществляется перемешивание всех составляющих.
  8. После этого готовая продукция отгружается в специальные транспортные средства (кохеры), оборудованные котлом-термосом или резервуаром, снабженным системой обогрева и перемешивания материала в момент доставки потребителю.

Укладка асфальта

Строительство покрытий из литых асфальтобетонных смесей необходимо выполнять в сухую и теплую погоду при температуре не ниже 5°С. Асфальтобетон в момент укладки должен иметь температуру 185—235°С, в зависимости от технологических условий и типа битумного вяжущего.

Работы по укладке литого асфальта проходят в следующей последовательности:

  • подготовительные работы;
  • разгрузка асфальтобетона;
  • укладка;
  • распределение и прессовка черного щебня.

Устройство покрытий при помощи асфальтоукладчика:

  1. К установленному в рабочее положение укладчику подъезжает термос-миксер для перегрузки раствора в бункер агрегата.
  2. Открывают заслонку термоса, включают шнеки в приемном бункере укладчика и сливают готовый асфальт.
  3. После загрузки нормируемого количества, начинают укладку.
  4. Асфальт укладывают со скоростью 1–3 м/мин. Скорость регулируют в зависимости от проектной толщины слоя. По мере расхода материала, оператор добавляет его из рядом стоящего кохера.
  5. При вынужденной остановке или окончании рабочей смены раствор необходимо полностью выработать или удалить из приемного бункера, а готовое покрытие, в месте будущего стыка, нужно отсечь упорным брусом. В следующую смену: брус снимают, прогревают место стыка и продолжают процесс укладки.

Устройство финишного покрытия из черного щебня

Черный щебень доставляется на объект автосамосвалами под пологом или в специальном изолируемом контейнере. Материал в момент распределения должен иметь температуру минимум 100°С.

Читайте также:  Как заострить трубу под конус

Щебень укладывается способом рассева из расчета 10–15 кг/м2 по горячему основанию с рекомендуемой температурой 140—180°С. Материал может распределяться как вручную, так и механизированным способом (прицепной щебнераспределитель).

Работу катка можно начинать после достижения температуры покрытия 120°С. Движение автотранспорта допускается после окончательного остывания покрытия, но минимум — через 3 часа после укладки.

Литая асфальтобетонная смесь укладывается непрерывно и одновременно по всей ширине дороги, используя для этого нужное количество укладчиков, распределенных уступом на расстоянии друг от друга 25–30 м.

Источник: https://beton-house.com/vidy/asfaltobeton/asfaltobeton-litoj-266

Если укладываем литой асфальт, то каток совсем не нужен

С 30-х годов 19-го века асфальт занимает доминирующее положение в дорожном строительстве. Благодаря технологиям его ровной укладки удается снизить шум проезжающих автомобилей. Если хоть на секунду нынешний поток автотранспорта окажется на булыжной брусчатке, трудно представить состояние наших барабанных перепонок.

Сосредоточенные дорожные рабочие с лопатами около дымящихся кучек горячего асфальта и катающийся туда-сюда восхищающий своей массивностью каток – привычное зрелище для горожан, не допускающих никакой альтернативы асфальтированию города как критерию его благоустройства.

Однако появление литого асфальта разрушило стереотипы укладочных работ на городских улицах. Оказывается, можно обойтись и без катка. В принципе, те же компоненты, но …изменилось их долевое соотношение. В результате несложного ноу-хау изменилась технология укладки асфальтового покрытия, улучшилось качество поверхностного слоя дорожной одежды.

Особенности состава литого асфальта

В литом асфальте сохранены составляющие традиционные ингредиенты среднестатистического асфальта, однако их соотношение принципиально иное, чем в классическом варианте.

В литом асфальте уменьшена доля песка и щебня, повышено содержание битума.

В литом асфальте может содержаться до 13% битумной составляющей, а температура приготовления и последующей укладки асфальта должна быть в пределах 200-250 градусов Ц.

Литой асфальт относится к разновидностям горячих асфальтобетонных составов.

Название литого эта модификация получила благодаря тому, что в разогретом состоянии асфальт литой для покрытий тротуаров и дорог приобретает вязко-текучую подвижную консистенцию, делающую ее пригодной для заливки подготовленных поверхностей. Смесь растекается ровным слоем, совершенно не нуждаясь в уплотнении, как этого требуется при использовании традиционных асфальтобетонных составов.

Наилучшие показатели по эластичности, износостойкости, фрикционным свойствам, водостойкости и усталостной долговечности демонстрируют литые полимерасфальтобетоны, получаемые при использовании модифицированных полимерно-битумных вяжущих. ГОСТ Р 54401 рекомендует применение литых полимерасфальтобетонов на всех типах мостовых сооружений и на дорогах, подвергающихся повышенным воздействиям нагрузок от транспорта.

Особенности укладки литых асфальтов

Процесс укладки литого асфальта сам по себе не сложен. Асфальтобетонная смесь заливается на поверхность участка и разравнивается с помощью специальных механизмов либо даже вручную. Никакие катки не требуются. Количество задействованных дорожных рабочих сведено к минимуму, дорога будет готова для приема нагрузок через несколько часов.

У литого асфальта высокая водостойкость, его можно укладывать и при дожде. Но для сохранения литым асфальтом своих функциональных свойств необходимо тщательное соблюдение технологии, требующей поддержания температуры смеси в строго регламентированных пределах.

Транспортировка произведенной асфальтовой смеси от производителя литого асфальта к месту потребления осуществляется в специальных транспортных средствах – кохерах.

Кохеры представляют собой передвижные резервуары-цистерны, поддерживающие нужное состояние смеси, подогревая ее и перемешивая в процессе транспортировки. Уже на объекте доставленная смесь разливается, обеспечивая равномерное распределение слоя асфальта по поверхности.

Толщина слоя заливки должна быть в пределах 25-30 мм, для большей толщины требуются несколько слоев.

Стоимость литого асфальта при такой кажущейся простоте укладки на порядок выше традиционных составов и технологий, поскольку удорожание происходит вследствие использования дорогих битумов и минеральных порошков, а также специальных дорожных укладчиков и кохеров. Поэтому применение литого асфальта в России весьма ограничено.

Источник: http://stroitel5.ru/esli-ukladyvaem-litojj-asfalt-to-katok-sovsem-ne-nuzhen.html

Услуги укладки асфальта зимой в Новосибирске — Дорожные Технологии

Проблема отечественных дорог в том, что даже если их отремонтировали летом, после оттепели все равно на дорожном полотне появляются ямы и ухабы.

Зимние осадки не могут быть оправданием некачественному дорожному покрытию, но при замерзании снег превращается в лед и разрушает даже очень стойкий материал, в особенности, если еще пройтись по нему острыми предметами, которые часто применяют коммунальные службы, чтобы очистить дорогу.

В последнее время стало актуально использование литого и холодного асфальта, который можно укладывать в любую погоду и даже при минусовых температурах.

Актуальность укладки асфальта зимой

В большинстве своем это волнует жителей северных регионов и городов, у которых наблюдаются продолжительные зимы, таких как Новосибирск.

В этом городе не так много фирм, которые согласятся ремонтировать и укладывать асфальт при отрицательных температурах.

Благодаря высокому качеству покрытия и быстрым срокам выполнения заказа компания «Дорожные Технологии» постоянно пользуется спросом, но всегда рада новым клиентам.

Совет

Для качественной укладки асфальта зимой она применяет технологию литого и холодного асфальта. Первый используется для укладки асфальта больших размеров, а второй для мелкого ремонта асфальтового покрытия.

Литой его вариант, в отличие от обычного горячего способа обладает рядом положительных сторон:

  • Специально используемая горячая смесь заполняет собой расчищенное под нее пространство на дороге и идеально ровно застывает, поэтому каток применять не нужно.
  • Долговечность покрытия.
  • Литой вид асфальта обладает высокими адгезионными свойствами, он крепко сцепляется с основой дорожного покрытия даже при отрицательных температурах.
  • При необходимости можно выполнить быстрый ремонт ям даже во время выпадения осадков.
  • Высокая степень износоустойчивости, даже зимой.
  • Преимущественно зимняя укладка асфальта, в летнее время из такой смеси возможен только ремонт ям.
  • Необходимость укладки меньшего слоя материала.
  • Обеспечение лучшего сцепления дорожного покрытия и колес авто.

Полное представление о литом асфальте может быть только после ознакомления с его отрицательными сторонами:

  • Процесс его укладки выходит дороже, чем обычного аналога, так как для перевозки его смеси требуется подключать специальную технику (кохлеры и бойлеры), которые постоянно ее перемешивают и поддерживают необходимую температуру.
  • При производстве смеси требуется выдерживать специальные условия, при несоблюдении которых материал будет долго застывать или не сможет образовать однородное полотно. Некачественная работа укладка асфальта будет требовать ремонта.

Рассматриваемый литой метод уже давно нашел применение в европейских странах, тогда как в России его освоили еще мало фирм.

Наряду с ним в любое время можно применить холодный асфальт. Смесь для него в большинстве своем используется при ремонтных работах. Его выбирают за счет очевидных плюсов, такой вид покрытия:

  • Он имеет длительный срок хранения смеси.
  • Обладает повышенной устойчивостью к истиранию поверхности, демонстрирует высокие гидроизоляционные свойства и адгезию.
  • Его можно применять зимой.
  • Он транспортируется в картонных бочках или мешках, в уже готовом виде. Для него не нужна специальная техника и подогрев.
  • Материал быстро застывает даже, если происходит укладка асфальта зимой.

Характеристики литого асфальта

Те, кто сталкивался с технологией его укладки, и видел результат после длительного использования дороги с ним, подтверждают целесообразность укладки асфальта в зимнее время, тогда его «схватываемость» с земляной подложкой выше. Летом на новом асфальте под действием высоких температур и автомашин образовываются углубления, которые нужно вновь выравнивать, а при отрицательных температурах это исключено.

Укладка асфальта зимой, несмотря на погоду, может выполняться длительное время, так как горячая масса имеет высокий коэффициент теплоотдачи и долго не остывает.

Состав литого асфальта

Он отличается от своего стандартного аналога тем, что в нем содержится твердый битум с высокой степенью вязкости. В его смеси также имеется песок, щебень (гравий) и молотый известняк.

В результате их соединения образуется однородная вязкая масса черного цвета. Технология ее производства предусматривает использование ряда добавок, таких как: целлюлоза и каучук, которые наделяют материал высокими прочностными характеристиками.

Поверхность дорог после укладки асфальта зимой имеет шероховатую структуру.

Смесь во время дорожно-строительных работ нагрета до +200 0С, поэтому ее можно применять при низких температурах или повышенной влажности. В летнее время ее высокая пластичность только вредит, так как покрытие после укладки асфальта таким методом проседает под тяжестью колес.

Укладка

Все дорожные работы выполняются согласно СНиП и ГОСТ, согласно которым зимой подготовленная смесь должна распределяться по земляному полотну, которое лучше подготовить еще летом. Укладка асфальта при отрицательных температурах хороша тем, что если при оттепели подготовить под него участок, то после замерзания он становить более устойчивым, чем летом.

После засыпания подготовленной площадки шлаком или щебнем, он уплотняется, и затем можно уложить тонкий слой смеси, который не должен превышать 30 мм. Это большой плюс в расходе материала, так как при горячем методе минимальный его слой составляет 40 мм.

Выравнивание уложенного полотна производиться вручную специальными рельсовыми валиками. По новому покрытию можно ездить через восемь часов, но нужно смотреть на его состояние, возможно понадобиться для его застывания больше времени.

Литой асфальт особенный еще и тем, что может применяться не только для дорог, но и для обустройства кровли, покрытия мостов и для внутренней отделки комнат.

Характеристики холодного асфальта

Он используется для мелких ремонтных работ: трещин в асфальте или при заделке канализационных люков. Его можно применять на тех участках дорог, куда тяжелая техника не может доехать.

За счет эластичного и пластичного битума, используемого в смеси, вязкие свойства которого усиливаются дополнительными добавками, холодный асфальт отлично заполняет собой пустоты между щебнем и образует вполне целостное полотно.

Обратите внимание

Укладка асфальта зимой в этом случае только усиливает его вязкость и клейкость с дорожной поверхностью. Некоторые его производители гарантируют беспроблемную укладку асфальта при -25 0С.

По такому полотну можно ездить практически сразу же, чего нельзя делать при использовании его горячего аналога.

Состав холодного асфальта

Он состоит щебня, битумной эмульсии, песка и цемента. В него могут входить специальные добавки, которые повышают качественные характеристики смеси. После приготовления она не теряет своих свойств от двух до восьми недель, все зависит от места хранения.

Процесс укладки

Он состоит из нескольких этапов, которые зимой максимально упрощены:

  1. Очищение старого покрытия и выравнивание краев ямы.
  2. В подготовленное углубление засыпается смесь из мешка.
  3. Происходит ручное уплотнение битумной массы.
  4. Сверху смесь присыпается песком или цементной пылью. Это необходимо, чтобы автотранспорт, проезжающий впервые по нему после укладки не прилипал к поверхности.

Работы по укладке и ремонту асфальта одним из вышеприведенных способов проводятся компанией в оговоренные сроки, на время их выполнения погодные условия не влияют. Хотите идеально ровное дорожное покрытие зимой, тогда Вы обратились по адресу.

Источник: http://nsk-asfalt.ru/ukladka-asfalta-zimoj/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector