Самый трубопроводный регион казахстана

Трубопроводные транспортировки обеспечивают уже половину всех доходов транспортного сектора Казахстана

За первое полугодие текущего года объёмы транспортировок по трубопроводам составили почти 140 млн тонн — на 1% больше, чем годом ранее. В целом за весь прошлый год показатель составлял 280,8 млн тонн — сразу +20,6% к 2017-му.

Напомним, к началу прошлого года протяжённость магистральных трубопроводов в стране, по данным Комитета по статистике, достигала 23,3 тыс. км, две трети из которых составляли газопроводы (15,3 тыс. км).

По данным Национального оператора АО «КазТрансГаз», сегодня эксплуатируется более 19 тыс. км магистральных газопроводов с годовой пропускной способностью до 224 млрд куб. м и газораспределительными сетями протяжённостью более 47 тыс. км. АО «КазТрансГаз» — важнейший и технологически самый мощный оператор газовых потоков в Центральной Азии.

Заметим, газовой отрасли РК 60 лет. За первые полвека было построено всего 10 тыс. км магистральных газопроводов, и ещё 9 тыс. км — за последние 10 лет. Таким образом, протяжённость магистральных газопроводов (МГП) только за последнее десятилетие увеличилась почти в два раза.

Все МГП собраны в единую систему транспортировки, которая значительно обновилась.

Можно утверждать, что Казахстан максимально воспользовался своим газотранспортным и транзитным потенциалом за счёт строительства новых газопроводов, современных компрессорных станций, газоперекачивающих агрегатов и внедрения других новейших технологий.

Согласно сообщению оператора, объём реализации товарного газа за первое полугодие этого года составил 11,6 млрд куб. м, в том числе объём реализации газа на внутренний рынок — 7,3 млрд куб. м, на экспорт — 4,3 млрд куб. м.

Самый трубопроводный регион казахстана

Экспорт природного газа за январь-май текущего года составил 12,4 млрд куб. м (плюс 8,4% за год), в денежном выражении достигнув 1,16 млрд долл. США (сразу на 50,1% больше, чем годом ранее).

По поставкам в натуральном выражении на первом месте Россия (4,1 млрд куб. м), в денежном выражении — Китай (680,7 млн долл. США).

Самый трубопроводный регион казахстана

Доходы от транспортировок трубопроводным транспортом за первое полугодие 2019-го составили уже 701,4 млрд тг, против 642,5 млрд тг годом ранее.

Заметим, именно трубопроводный транспорт является ключевым драйвером транспортно-логистической сферы: так, трубопроводные транспортировки обеспечили уже почти половину доходов от перевозок всех транспортных предприятий (48,8%) и сразу почти 60% — от грузоперевозок.

Для сравнения: по итогам 2018 года доля трубопроводного транспорта в доходах транспортных предприятий составляла 47,5%, а в 2014 году — всего 35,4%.

Согласно данным АО «КазТрансГаз», Национальный оператор остаётся одним из крупнейших налогоплательщиков страны. Только за 1-е полугодие 2019 года было уплачено налогов и других платежей в бюджет на сумму более 56 млрд тенге.

Самый трубопроводный регион казахстана

Транспортно-логистический сектор страны в целом год от года растёт и обеспечивает 8-9% от ВВП страны. Так, по итогам прошлого года валовая добавленная стоимость сектора достигла уже 4,9 трлн тг, против 4,4 трлн тг годом ранее. При этом реальный рост в секторе составил 4,6%, против общего роста ВВП страны на 4,1%.

Только за I квартал текущего года ВДС сектора составила 1,1 трлн тг, реальный рост — 4,4%. При этом ВВП вырос всего на 3,8%. Таким образом, учитывая рост веса трубопроводных транспортировок в доходах транспортных компаний, этот сектор становится новой точкой роста экономики страны.

ktg

Фундамент газотранспортной системы на территории бывшего союза закладывался в середине прошлого века. Если говорить о Центрально-Азиатском регионе, то основной упор развития этой отрасли, тогда был сделан на Туркменском направлении.

Именно в этой, небольшой республике в составе СССР, были обнаружены одни из самых богатейших мировых месторождений природного топлива. В дальнейшем, в течении полувека, в карту магистральных газопроводов серьезных изменений не вносилось.

В данной статье предлагается посмотреть, как изменилась карта магистральных газопроводов в Центрально-Азиатском регионе за последние 20 лет и какие имеются перспективы у этой отрасли экономики.

На сегодняшний день два из трех самых протяженных магистральных газопровода в мире проходят по территории Казахстана и стран Центральной Азии.

Это газопровод «Туркмения – Китай» протяженностью 7 тысяч километров и газопровод «Средняя Азия – Центр», протяженностью 5 тысяч километров.

Для сравнения, самым длинным мировым газотранспортным маршрутом считается китайский газопровод «Запад-Восток». Его протяженность — 8 704 километра.

С распадом СССР в Центрально-Азиатском регионе сложилась новая геополитическая реальность. Это было предсказуемо, поскольку большая геополитическая игра, почти всегда, начинается там, где есть большие запасы энергоносителей и транспортной инфраструктуры к ним. В ЦАР имеются два ключевых магистральных газопровода, которые также входят в число трех самых протяженных газопроводов в мире.

  1. Магистральный газопровод «Туркменистан-Китай», проходящий по территории Туркмении, Узбекистана, Казахстана (всего более 1900 км) и Китая (4500 км) играет важную роль в обеспечении роста китайской промышленности.

    Казахстанская часть маршрута носит название газопровод Казахстан — Китай. Общая стоимость проекта составляет порядка 7 млрд долларов. Проектная мощность газопровода — 55 млрд кубометров в год.

    При этом мощность газопровода Центральная Азия — Китай может вырасти до 65 млрд кубометров в год и стать самой масштабной системой подачи газа в регионе.

  2.  «Средняя Азия — Центр» — третий в мире по протяженности газопровод — является важным элементом формирования общей ресурсной базы Российского «Газпрома». Этот газотранспортный маршрут проходит через территории сразу четырех государств.

    Согласно ряду соглашений между всеми участниками этого проекта, закупку и заполнение газопровода осуществляют Туркменистан и Узбекистан, а транзитом природного газа занимаются Казахстан и Россия.

    Этот магистральный маршрут является на сегодняшний день одним из ветеранов газовой отрасли. Окончание строительства его первой очереди состоялось в 1967 году и тогда он был самым крупным газопроводом в мире — его протяженность составляла около 3000 км.

    Уже к 1985 году САЦ превратился в многониточную систему магистральных газопроводов и газопроводов-отводов с ежегодной пропускной способностью 80 млрд. кубометров.

Если судить о динамике развития газотранспортной инфраструктуры в Центрально-Азиатском регионе, то наиболее подходящими показателями являются протяженность магистральных газопроводов, их техническое состояние, пропускные возможности, инновации в газоперекачивающем блоке, а также пути диверсификации.

Казахстан

Общая протяженность казахстанских магистральных газопроводов составляет более 19 тысяч километров, на которых работают 56 компрессорных станций, установлено 316 газоперекачивающих агрегата.

И если у соседей по региону, в большинстве своем, работает газовая инфраструктура оставшаяся «по наследству» и претерпевающая периодически лишь косметический ремонт, то в Казахстане газовая отрасль подверглась практически полному «апгрейду».

При этом вся строящаяся инфраструктура оснащается самым высокотехнологичным оборудованием, рассчитанным на увеличение газотранспортного потенциала на долгие годы вперед.

В конце прошлого года было завершено строительство линейной части газопровода Бейнеу-Бозой (протяженностью 311 км) магистрального газопровода «Бейнеу-Шымкент». Маршрут магистрального газопровода протяженностью 1 477 км и диаметром трубы 1067 мм прошел с запада на юг Казахстана по территории Мангистауской, Актюбинской, Кзылординской и Южно-Казахстанской областей.

Это крупнейший трубопроводный проект за всю историю независимого Казахстана, который призван сыграть важнейшую роль в повышении энергетической безопасности государства. Стратегическая задача, которую, как показала прошедшая зима, уже выполнил этот газопровод, обеспечив южные регионы страны, а также мегаполис Алматы и Алматинскую область отечественным природным газом.

Казахстан, предоставляя важнейший транспортный коридор «Казахстан-Китай», максимально воспользовался своим транзитным потенциалом за счет строительства современных компрессорных станций, газоперекачивающих агрегатов последнего поколения и внедрения других новейших технологий.

Это позволило получить максимальную выгоду для страны и улучшить всю газовую инфраструктуру. Только в прошлом году казахстанский газовый оператор АО «КазТрансГаз» ввел в эксплуатацию линейную часть третьей нитки и новые компрессорные станции на этом газопроводном маршруте.

Как заявляют международные эксперты, газотранспортная система Казахстана находится в отличном состоянии и способна пропустить до 85 млрд. кубометров газа, с перспективой увеличения объемов прокачки до 120 млрд. кубометров в год.

Туркменистан

По оценке специалистов, в настоящее время туркменская газовая отрасль, работает на «советском запасе прочности», практически не вводя новые объекты ни в добыче, ни в транспортировке газа, что обостряет проблему и без того высокой степени выработки ведущих месторождений.

Степень изношенности магистральных трубопроводов Туркменистана составляет от 72 до 87 процентов. Самым новым является магистральный газопровод «Туркмения – Китай», который был введен в строй в декабре 2009 года.

Согласно заключенным соглашениям, Туркменистан в течение 30 лет будет поставлять по нему в Поднебесную до 65 миллиардов кубометров природного газа в год.

При этом специалисты СNPC считают, что это не предел и, после ввода этой линии в полную эксплуатацию, способность подачи газа из Средней Азии в Китай сможет достигать 85 млрд кубометров в год.

Сегодня Туркменистан поставляет свой природный газ в Европу, используя при этом российские газопроводы. Более 80% от общего объема производства газа в стране приходится на долю Государственного концерна «Туркменгаз».

Что бы расширять рынки сбыта стране необходимо диверсифицировать свои экспортные маршруты. Одним из последних и самых перспективных проектов стало строительство магистрального газопровода Туркменистан-Китай. Его маршрут по территории Туркменистана составляет 188 километров.

При этом, Туркменистан поддержал строительство трубопровода Туркменистан-Афганистан-Пакистан-Индия (TAPI), который сейчас строиться пока на туркменском отрезке и, в случае успеха, объединит ресурсы в Центральной Азии с рынками на юге.

Однако у экспертов на этот счет иное мнение и далеко не радужные прогнозы относительно реалистичности проекта ТАПИ.

Узбекистан

Читайте также:  Фикс прайс средства для очистки труб

В Узбекистане развитие газовой сферы тоже нельзя назвать динамичным. Свои основные объемы газа, местный оператор Акционерная компания «Узтрансгаз», поставляет практически только по одному трубопроводу – «Средняя Азия – Центр».

На сегодняшний день газотранспортная система Республики Узбекистан представляет собой около 14 тысяч километров магистральных газопроводов, на компрессорных станциях которых эксплуатируются 252 газоперекачивающих агрегата.

До недавнего времени, здесь в основном функционировала вся газовая инфраструктура еще «советского» образца.

И только в последние несколько лет Узбекистан начал играть более самостоятельную роль среди участников газового рынка Центральной Азии, реализуя собственную стратегию развития газовой отрасли. При этом активно модернизируя газотранспортные сети.

Страна, являясь восьмым по величине производителем природного газа в мире, ограничена в экспорте нефти и газа из-за слабой пропускной способности трубопроводов. Большую часть своих природных газовых месторождений Узбекистан использует для производства электроэнергии.

Узбекистан в настоящее время экспортирует газ в Россию, Таджикистан, Казахстан и Кыргызстан. Самый новый газопровод, построенный на территории страны и пересекающий Узбекистан, между Туркменистаном и Китаем. Общая протяженность маршрута через Узбекистан составляет 530 километров.

Таджикистан

Таджикистан не рассматривается конкурентом на нефтегазовом рынке. Общая протяженность магистральных газопроводов, находящихся на балансе государственного оператора ОАО «Таджиктрансгаз», составляет всего 1000 километров.

Тем не менее, в сентябре 2013 года между Таджикистаном и Китаем было подписано Межправительственное соглашение о прокладке газопровода из Туркменистана в Китай по территории этой страны.

По 400-от километровому газопроводу ежегодно через территории Таджикистана и Кыргызстана в Поднебесную будет поставляться 25-30 млрд. куб. метров природного газа.

При этом Таджикистан в проекте выступает исключительно, как страна-транзитер и не может импортировать туркменский газ для удовлетворения своих нужд.

Резюмируя сравнительный анализ можно сделать вывод, что из всех стран региона за последние годы, более успешно реализуются проекты диверсификации, строительства и внедрения новых технологий в газотранспортной сфере, в Казахстане.

Если буквально несколько лет назад, по протяженности магистральных газопроводов лидерство принадлежало Узбекистану, то сегодня это место уверенно занял казахстанский национальный газовый оператор. Сделать прорыв в этой области удалось благодаря стратегическому менеджменту АО «КазТрансГаз».

Только в прошлом году компанией были введены в эксплуатацию нитка «С» магистрального газопровода «Казахстан-Китай» и участок Бейнеу-Бозой газопровода «Бейнеу-Бозой-Шымкент».

Расширение газотранспортного потенциала в Центральной-Азии, как важной экономической составляющей, становиться одним из приоритетных направлений.

Основываясь на принципах многовекторности поставок углеводородов на внутренние и внешние рынки, Республика Казахстан стремится развивать все экономически выгодные маршруты по транзиту и экспортным поставкам товарного газа.

При этом для страны остается важным ведение согласованной энергетической политики с сопредельными странами, так как транзитно-экспортные маршруты проходят по их территориям.

На сегодняшний день, для всего региона основным направлением транзита газа является Китай.  Как известно, Поднебесная, являясь самым густонаселенным государством мира, при этом обладает очень ограниченным запасом природных ресурсов.

В то же время, страны Центрально-Азиатского региона богаты ресурсами и их использование поможет Китаю компенсировать внутренний дефицит и достигнуть экономического эффекта.

В этом свете инвестиции Китая в данный регион имеют геополитические и экономические факторы.

Трубопроводная инфраструктура Казахстана

Казахстан обладает огромными подтвержденными запасами нефти и газа. Для транспортировки углеводородов в республике используется около 10715 км нефте- и газопроводов.

Тем не менее перед страной сегодня стоит ряд нерешенных проблем, связанных с поставкой нефти на внутренний и международный рынки.

Проблемы, касающиеся внутреннего рынка, заключаются в том, что большинство запасов и основные объемы добычи нефти сосредоточены на западе, в то время как ее потребители (крупные города и промышленные центры) находятся на юго-востоке и индустриальном севере.

Как наследие советской экономической системы, добываемая на западе нефть транспортируется через Россию на мировые рынки, а внутренняя потребность на востоке удовлетворяется путем импорта из Сибири.

Кроме того, большинство из существующих трубопроводов были построены несколько десятилетий назад и предназначались для реализации целей бывшего Советского Союза, а не Казахстана как независимого государства. В настоящее время несколько проектов, направленных на улучшение сложившейся ситуации, находятся на различных этапах развития, при этом наиболее значительным из них является трубопровод Каспийского трубопроводного консорциума (КТК).

Морские нефтепроводы

В 2014 году дочерними организациями АО НК «КазМунайГаз» транспортировано магистральными трубопроводами порядка 64 млн. тонн и морским транспортом 9,6 млн. тонн.

Транспортировка нефти по магистральным нефтепроводам осуществляется дочерней организацией по системе АО «КазТрансОйл» (общая протяженность 5495 км). Транспортировка нефти морским транспортом осуществляется дочерней организацией ТОО «НМСК «Казмортрансфлот» (6 танкеров дедвейтом 12 000-13 000 тонн на Каспийском море, а также зафрахтованными судами типа «Aframax» на Черном море).

  • Кроме того, АО НК «КазМунайГаз» владеет акционерным капиталом в нефтепроводе Каспийский Трубопроводный Консорциум в размере 20,75%.
  • На сегодняшний день основными действующими экспортными маршрутами казахстанской нефти являются:
  • o трубопровод Атырау-Самара (АО «КазТрансОйл»- 100%);
  • o трубопровод КТК (АО НК «КазМунайГаз»-20,75%);
  • o трубопровод Атасу-Алашанькоу (АО «КазТрансОйл»-50%);
  • o морской терминал Актау.

Наибольший объем казахстанской нефти в 2014 году экспортирован по нефтепроводу КТК – 35,2 млн. тонн и Атырау-Самара– 14,6 млн. тонн. В китайском направлении транспортировано – 11,7 млн. тонн. Морской экспорт составил – 5,5 млн. тонн.

Строительство морского трубопровода является одним из нескольких проектов, находящихся сегодня на стадии оценки казахстанскими властями. Хотя до внесения изменений и дополнений в Закон о нефти ни один законодательный акт в Казахстане, включая упомянутый, в действительности не регулировал деятельность морских трубопроводов. Изменения и дополнения направлены на устранение данного пробела.

Права на строительство морского нефтегазопровода могут быть предоставлены государственным органом путем выдачи разрешений. Компетентный орган соответственно предоставляет права на эксплуатацию морского нефтегазопровода.

Необходимо отметить, что Закон о нефти не ясен в отношении того, какой государственный орган должен функционировать в качестве Компетентного органа.

Хотя данный закон и определяет Компетентный орган как исполнительный орган, которому непосредственно делегированы права по заключению и исполнению контрактов, он все же не указывает на конкретный государственный орган.

8 Компетентным органом в настоящее время является Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан.

Предоставленные права на строительство и эксплуатацию морского трубопровода не могут быть переданы. Ведение деятельности на особых территориях, известных как морские природные заказники (такие как северный Каспий), требует исключительного использования трубопровода для транспортировки нефти на сушу9.

Данное требование также распространяется на ведение работ в любой акватории и прибрежной зоне Казахстана, после проведения начальных этапов испытания скважин и разработки месторождений10.

Это означает, что вся нефть, добытая на морских месторождениях, должна транспортироваться по трубопроводу на сушу для ее дальнейшей транспортировки как на внутренний, так и на международный рынок.

9 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О нефти» № 2350 от 28 июня 1995 г.

10 Инструкции по соблюдению норм экологической безопасности при проектировании и проведении нефтяных операций в акваториях и прибрежных зонах морей и внутренних водоемов.

В настоящее время в Казахстане, кроме КТК, рассматриваются и альтернативные маршруты экспортных трубопроводов:

Актау–Баку-Батуми (Транскавказский коридор). По участку Баку-Батуми уже транспортируется около 2 млн. т нефти в год. В соответствии с дополнительным соглашением о модернизации трубопровода, подписанным Казахстаном, Азербайджаном и Грузией, его пропускная способность возрастет до 10 млн. т.

Транскаспийский маршрут. Использование Транскаспийского маршрута позволит осуществить интеграцию с трубопроводом Баку-Джейхан. Стоимость проекта составляет $4 млрд., а пропускная способность — от 50 до 70 млн. т в год. По заявлению вице-президента КазТрансОйла К.М.

Кабылдина, после подтверждения больших запасов углеводородов в казахстанском секторе Каспия и освобождения от налогов в транзитных странах, проект может стать коммерчески жизнеспособным. Этот маршрут поддерживается правительством США и связан с множеством геополитических факторов.

Казахстан-Китай. Китай является привлекательным рынком для Казахстана, так как спрос на нефть в регионе постоянно растет. По предполагаемому маршруту западноказахстанская нефть будет транспортироваться в западные районы Китая.

Общая протяженность трубопровода составит около 2800 км, минимальная пропускная способность — 20 млн. т нефти в год. Завершено технико-экономическое обоснование проекта11.

Однако проблемы тектонического характера, которые могут возникнуть при прокладке трубопровода в горных районах, увеличат стоимость этого проекта.

Южный маршрут. Этот маршрут, пролегающий через Туркменистан и Иран до терминалов Персидского залива, обеспечивает самый короткий путь транспортировки казахстанской нефти.

Общая протяженность трубопровода составит 2137 км, пропускная способность – не менее 25 млн. т в год (для того чтобы возместить затраты на его строительство).

По сообщению НКТН «КазТрансОйл», уже идет подготовка технико-экономического обоснования.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ

Каспийский Трубопроводный Консорциум – успешный пример международного сотрудничества

Николай Николаевич, программу модернизации нефтепроводной системы КТК планировалось завершить к декабрю 2023 года. Как повлияла глобальная пандемия на проект расширения КТК?

Давайте сразу скорректируем термины. Речь идет не о программе модернизации и не о новом проекте расширения, как часто ошибочно пишут в СМИ.

Проект расширения мощностей трубопроводной системы до 67 млн т в год КТК успешно завершил в 2017 году, а сейчас мы приступили к реализации программы устранения узких мест (ПУУМ).

Читайте также:  Академик трубилин иван тимофеевич

По сути, ПУУМ представляет собой оптимизацию текущих мощностей нефтепроводной системы, полученных за счет реализации Проекта расширения. 

После проведения оценки влияния пандемии COVID-19 на ход реализации ПУУМ, могу сказать, что в целом ситуация, связанная с ограничениями на деятельность предприятий, не снизила темпов работы компании, набранных на старте реализации программы. Хотя конечно, определенные коррективы были внесены. 

В настоящее время проектирование и подготовка полномасштабной реализации ПУММ выполняются в рамках сроков графика ПУУМ, утвержденного акционерами в пакете Окончательного решения об инвестициях (FID). 


В связи с чем появилась надобность в такой программе? 

На сегодняшний день в Казахстане реализуются проекты по расширению мощностей Тенгизского и других крупных месторождений.

Согласно прогнозным заявкам, начиная с 2022 года потребности нефтепроизводителей могут превысить пропускную способность магистрального трубопровода, существовавшую на начало 2019 года.

Поэтому 21 мая 2019 года на годовом собрании акционеров КТК, которое проходило в г. Баку, была рассмотрена и принята эта программа. 

После реализации программы пропускная способность системы Тенгиз – Новороссийск позволит обеспечить транспортировку нефти с территории Казахстана по меньшей мере до 72,5 млн т. 

Напомню, что пакетом документов Окончательного решения об инвестициях были установлены сроки выполнения ПУУМ, обозначенные до декабря 2023 года и завершения строительно-монтажных работ в 2022 году. Пока все эти сроки сохраняются. 

Каким является общий объем инвестиций, который планируется привлечь в проект? 

Размер инвестиционных затрат на период 2019-2023 г.г. составит 599,9 млн долларов США, из них на АО «КТК-К» придется 156,4 млн долларов США и 443,5 млн долларов США – на АО «КТК-Р». 


Пожалуйста, расскажите об основных объемах и этапах работы в рамках указанного проекта. 

ПУУМ можно разбить на несколько основных этапов. Первый этап отведен на проектирование и выбор подрядных организаций для выполнения строительно-монтажных работ (СМР). Второй этап связан с экспертизой проекта и получением разрешений на строительство. В третий этап входит мобилизация и непосредственное выполнение СМР одновременно с поставкой необходимого технологического оборудования. 

Подчеркну, что работы в том или ином объеме будут вестись на всех пятнадцати нефтеперекачивающих станциях КТК и на морском терминале. Так, на НПС «Астраханская» по итогам ПУУМ будут введены в эксплуатацию новая магистральная насосная и новое закрытое распределительное устройство. 

Среди работ, намеченных на НПС «Атырау», имеются строительство нового магистрального насосного агрегата с газотурбинной установкой и модернизация насосной станции дизельного топлива. 

Также на НПС «Тенгиз» потребуются монтаж двух резервуаров РВСПК-20000, модернизация узла учета нефти, замена трех магистральных насосов, установка четырех подпорных насосных агрегатов и строительство подстанции. Однако, не повсеместно работы будут столь масштабными, на некоторых станциях достаточно осуществить замену рабочих колес насосов. 

Эти мероприятия позволят обеспечить гибкость режимов приема нефти от производителей и возможность перекачки дополнительных объемов сырой нефти с территории Республики Казахстан при оптимальных коэффициентах эксплуатации нефтепровода и эффективном расходе антифрикционной присадки. 


На какой стадии находится проект в данный момент? 

В рамках ПУУМ получено положительное заключение вневедомственной экспертизы Республики Казахстан на проект по демонтажу старой насосной дизельного топлива на НПС «Атырау».

Напомню, что несколько лет назад при реализации Проекта расширения была построена новая дизельная насосная станция, а на месте старой теперь планируется установить пятый магистральный нефтенасос с газотурбинным приводом.

Сейчас, когда проект по демонтажу утвержден, наши коллеги из Штаба строительства Восточного региона КТК готовы приступить к этим работам. 

Завершено согласование проекта строительства новой магистральной насосной станции и сопутствующих сооружений на НПС «Астраханская», а также уже получены разрешения на строительство в ФАУ «Главгосэкспертиза России». 

Проект по строительству новых систем измерения количества и показателей качества нефти на береговых сооружениях морского терминала уже направлен на портал Управление государственной экспертизы России. После получения подтверждения комплектности начнется его проверка. 

КТК также согласовал проекты технического перевооружения по оснащению магистральных насосных агрегатов частотно-регулируемыми приводами и демонтажу узлов регулирования давления (УРД). Экспертиза промышленной безопасности для данных проектов вошла в завершающую стадию.

Совсем недавно мы с группой руководства проехали по российской части нефтепровода и посетили места будущего расположения подобъектов на НПС, сооружаемых и реконструируемых в рамках ПУУМ. Также мы рассмотрели вопросы прокладки новых коммуникаций и подключения их к существующим. 

Мы также нанесли визит на НПС «Астраханская», где готовятся к строительству здания новой магистральной насосной, монтажу ЧРП, ЗРУ, новых магистральных фильтров-грязеуловителей, пеногенераторного блока и эстакад для прокладки кабельной продукции, определили расположение разделительных ограждений, которые позволят обособить площадки строительства от эксплуатируемых производственных зон. 

Дальше посетили А-НПС-4А и НПС «Комсомольская», где планируется установка по одному дополнительному насосному агрегату с газотурбинным приводом. Там мы определили дополнительные точки доступа строительного подрядчика на станцию и зоны разграничения между действующими и планируемыми к установке оборудованием и коммуникациями. 

Также были проинспектированы А-НПС-5А, НПС-2, НПС-3, НПС- 4 и НПС-5, где планируется установка блоков ЧРП. Там обсудили вопросы переноса действующих коммуникаций и оборудования с мест размещения новых подобъектов. Кстати, могу сказать, что уже сейчас все крупные поставки законтрактованы, первые из которых начнутся в ноябре 2020 года. 

Предусматривается ли обучение и переподготовка специалистов в рамках ПУУМ?

В конце 2019 года была разработана вводная обучающая программа для специалистов проекта. Она формирует общее понимание как объема работы, так и целей ПУУМ.

В дополнение к вводной информации новые сотрудники получают общее представление о КТК, основных целях организации и корпоративной культуре.

Обучающая программа содержит требования к работникам КТК, нормы поведения, правила безопасности и нормативно-техническую документацию. В дополнение к этому используется широкий спектр коммуникативых инструментов, внедренный в КТК. 


Пожалуйста, назовите конкретные цифры в части количества людей, которые будут мобилизованы на пике работ. Какой при этом будет последовательность мобилизации? 

Советом директоров и акционерами КТК была одобрена максимальная численность нового персонала в размере 330 человек. Фактически численность проектной команды напрямую зависит от качества работы подрядчиков, выполняющих строительно-монтажные работы на объектах.


Вы публикуете все тендеры и малые закупки на своем сайте. Хотелось бы узнать подробности из правил участия в данных тендерах для казахстанских компаний? 

В вопросе проведения торгов КТК идет в ногу со временем. Это делается с целью обеспечения максимальной открытости и конкурентной среды. Абсолютно все закупки размещаются в свободном доступе на сайте компании http://www.cpc.ru в разделе «Тендеры». 

Правила проведения тендеров максимально приближены к требованиям Федеральных законов. Принять участие в тендерной процедуре или в так называемой «малой закупке» может любое юридическое лицо, в том числе из стран Таможенного союза. 

Также непосредственно на сайте КТК в разделе «Закупки» любой участник процедуры может скачать весь пакет технической и тендерной документации, а также проект договора. Компания учитывает возможность участия нерезидентов в торгах, для которых специально размещены договоры, учитывающие всю таможенную специфику.

Основными требованиями, в первую очередь, является своевременность подачи предложения в сроки, указанные в Извещении. Вторым требованием являются полнота и качество заполнения представляемых документов.

В-третьих, от участников торгов требуется согласие следованию принципам и положениям Кодекса делового поведения АО «КТК-Р» и «КТК-К».

При этом, все предложения рассматриваются на общих основаниях, но участникам торгов следует внимательно ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к компаниям-участникам на старте процедуры.

К ним могут относиться требования к наличию у участника торгов необходимых лицензий, разрешительных документов или опыта каких-либо ранее выполненных специфических работ. Учитывая современные требования государственных органов по «должной осмотрительности», в КТК, как и в любых других организациях, внедрена система «проверки благонадежности» контрагентов, которая включает обычные в таком случае проверки. 

Хочу отметить также наличие возможности обратной связи. Участник тендера всегда может обратится за разъяснениями по вопросам оформления к специалистам компании по указанным в документации контактам. 

В настоящий момент, учитывая карантинные мероприятия, связанные с COVID-19, тендерные процедуры адаптированы для приема предложений участников в электронном виде. Безусловно, это облегчает участие в процедуре и снижает затраты контрагентов, особенно нерезидентов. Кроме того, в Республике Казахстан в рамках ПУУМ проводится множество закупок. 


В 2019 году существенное загрязнение нефти, поступающей из России по трубопроводу «Дружба», привело к остановке транспортировки добытых углеводородов. Предусмотрены ли системы предотвращения подобных аварий, связанных с загрязнением хлорорганическими соединениями в трубопроводе КТК? 

Мы проверяем содержание хлорорганики в соответствии с установленными нормативами один раз в десять дней. 

Николай Николаевич, благодарим Вас за время, уделенное интервью, и готовность к сотрудничеству с казахстанскими подрядчиками.

Трубоводный транспорт Казахстана

ВВЕДЕНИЕ 

Нефть, нефтепродукты и 
газ доставляются трубопроводным, железнодорожным, морским, речным и автомобильным 
транспортом.

Все эти виды транспорта имеют свои особенности. Они различаются 
по степени развития и регионального 
размещения, по уровню технической 
оснащённости и условиям эксплуатации, возможностями освоения различных 
грузопотоков по пропускной и провозной 
способности на отдельных направлениях и участках, по техническим параметрам и технико-экономическим показателям 
и другим данным.

Тема моей курсовой работы выбрана неслучайно. Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств, вернее, сама инфраструктура «по совместительству» является транспортным средством. Движение груза осуществляют насосные станции. Трубопроводный транспорт дешевле железнодорожного и даже водного. Он не требует большого персонала.

Тема привлекла меня своей актуальностью и в то же время неосвещённостью: не каждый, к сожалению, знает, что значит словосочетание «трубопроводный транспорт», хотя он играет важную роль в нашей обычной жизни. Например, самый повседневный вид трубопроводного транспорта — водопровод и канализация.

  • Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса 
    Республики Казахстан.
  • Системы трубопроводного 
    транспорта являются эффективным инструментом реализации государственной политики, позволяющим государству регулировать поставки нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.
  • Трубопроводный транспорт 
    активно влияет на формирование и 
    развитие ТЭК страны и отдельных 
    регионов, являясь его неотъемлемой частью, и обеспечивает:
  1. перекачку добытых и переработанных энергоресурсов;
  2. выполняет роль распределительной системы комплекса;
  3. транспортировку энергоресурсов на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.
Читайте также:  Фильтры для труб отопления

К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Республики Казахстан определяется значительной удаленностью основных месторождений 
нефти и газа от потребителей, а 
также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе Республики Казахстан.

  1. Преимущества трубопроводного 
    транспорта:
  2. — возможность повсеместной 
    укладки трубопровода.
  3. — низкая себестоимость 
    транспортировки.
  4. — сохранность качества 
    благодаря полной герметизации 
    трубы.
  5. — меньшая материало и 
    капиталоёмкость.
  6. — полная автоматизация 
    операций по наливу, перекачки, 
    транспортировки и сливу.
  7. — малочисленность персонала.
  8. — непрерывность процесса 
    перекачки.
  9. — отсутствие отрицательного 
    воздействия на окружающую среду.
  10. Главным недостатком является его узкая специализация, также 
    для рационального использования 
    требуется мощный устойчивый поток 
    перекачиваемого груза.

Роль трубопроводного 
транспорта в системе нефтяной и 
газовой промышленности чрезвычайно 
велика. Для нефти трубопроводный транспорт является основным видом 
транспорта в нашей стране. Характерной 
чертой трубопроводного транспорта является высокий уровень автоматизации 
производственных операций. В настоящее 
время в стране сформированы мощные нефтепроводные системы.

Трубопроводный транспорт 
нефти наиболее экономичен, экологически безопасен и легко автоматизируется. Этими преимуществами перед другими 
видами транспорта и объясняется 
его интенсивное развитие.

Система 
магистральных нефтепроводов, созданная 
в 1960-80 годах, была ориентирована на работу в централизованной плановой экономике по технологическому принципу, причем нефтедобыча и нефтепереработка были экономически разделены, а нефтепроводный транспорт выполнял функцию посредника между ними — покупая и продавая нефть по установленным ценам. С 
развитием рыночных отношением появилась 
необходимость перехода на тарифную систему оплаты за услуги нефтепроводного 
транспорта.

Требования к нефтепроводному 
транспорту в изменившихся условиях становятся качественно новыми, под 
которые система магистральных 
нефтепроводов не проектировалась 
технологически, так как в основном ориентировалась на поставку нефти 
по интегрированным показателям 
качества в одном потоке с учетом их смешения.

История развития трубопроводного 
транспорта Казахстана

Первый нефтепровод на территории Казахстана был сооружен в 1912 году обществом «Эмба». Он имел диаметр 6 дюймов и протяженность 65 км. По этому нефтепроводу нефть из Доссора через Искене транспортировали к пос. Ракуши.

Дальнейшее формирование и развитие сети нефтепроводов в Казахстане было связано с вводом в эксплуатацию нефтепровода Гурьев — Орск, имеющего большое народнохозяйственное значение.

Строительство трубопровода велось с 1932 по 1935 годы, и 5 октября 1935 г. он был сдан в эксплуатацию.

В 1936 г. были построены трубопроводы Кулсары – Косчагыл, Пекине-Байчунас, Пекине — Эстакада. В 1942 г.

был введен в эксплуатацию нефтепровод Комсомольск – Макат, длиной 47,6 км диаметром 219/250 мм. В 1955г.

в связи с открытием Кенкиякского месторождения на нефтепроводе Каспий — Орск были построены новые участки НПС с. Кемкмяно — НПС «Темир», НПС «Темир» — НПС-6 общей протяженностью 122 км.

Интенсивно развивался трубопроводный транспорт в республике в 1960 — 1970-х 
гг. в связи с освоением месторождений 
полуострова Мангистау — Узень и 
Жетыбай. В эти годы были построены 
нитки Узень — Жетыбай — Шевченко протяженностью 141,5 км, Сарыкамыс-Каратон — 70 км, Узень — Гурьев — 700 км, а также Гурьев — Куйбышев.

В 1977 г. сформировались предпосылки для развития химической промышленности на северо-востоке и юге Казахстана. Были введены в действие магистральный трубопровод Сургут — Омск — Павлодар, затем Павлодар — Шымкент. С сооружением этих нефтепроводов связан ввод в эксплуатацию Павлодарского (1978 г.) и Шымкентского (1984 г.) нефтеперерабатывающих заводов.

В 1989 г. с целью транспортировки сибирской нефти на Чарджоуский нефтеперерабатывающий завод был введен в эксплуатацию магистральный нефтепровод Шымкент — Чарджоу, являющийся продолжением нефтепровода Омск – Павлодар — Шымкент. В 1990 г. был построен нефтепровод Кумколь — Каракоин, год спустя — Доссор — Макат.

Увеличение промышленной добычи нефти требовало расширения транспортной системы, ориентированной 
на экспорт сырья.

В наследство от старой технологической системы 
единственным транспортным маршрутом 
для выхода на внешние рынки потребления 
оставался трубопровод Узень — Атырау — Самара.

Далее транзит экспортной нефти осуществлялся по территории России, Украины или Белоруссии по экспортной системе «Дружба».

ТРУБОПРОВОДНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА В КАЗАХСТАНЕ: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Казахстан обладает огромными подтвержденными запасами нефти и газа. Для транспортировки углеводородов в республике используется более 20 тыс. км магистральных трубопроводов.

Имеется ряд нерешенных проблем обеспечения поставок нефти и газа на внутренний рынок и на экспорт.

Проблемы внутреннего рынка заключаются в том, что запасы и добыча нефти сосредоточены на западе, в то время как потребители находятся на юго-востоке и индустриальном севере.

Как наследие советской экономической системы, добываемая на западе нефть транспортируется, преимущественно, через Россию на мировые рынки, а внутренняя потребность в углеводородах на востоке удовлетворяется путем импорта из Сибири. Кроме того, большинство из существующих трубопроводов были построены несколько десятилетий назад и предназначались для реализации целей бывшего Советского Союза, а не Казахстана, как независимого государства.

Казахстаном проделана большая работа по развитию трубопроводной инфраструктуры с учетом того, что трубопроводы являются самым дешевым и экологически безопасным способом транспортировки углеводородов.

Новые трубопроводы расширяют географию экспорта и воплощают идею создания много векторной системы транспортировки казахстанской нефти и газа.

Развивается газификация населенных пунктов в Казахстане, увеличивается экспорт казахстанского газа и транзит газа по территории республики.

Развитие трубопроводной инфраструктуры в Казахстане в значительной степени обусловлено внешней стратегией, политикой в сфере производства нефтепродуктов в Казахстане и газификации населенных пунктов республики.

Увеличение объемов добычи углеводородов привело к необходимости расширения транспортной инфраструктуры внутри страны, а также к реализации ряда проектов, призванных обеспечить транспортировку нефти и газа в импортирующие государства.

В настоящее время несколько проектов находятся на различных этапах развития.

 В Казахстане разработан проект закона «О газе и газоснабжении» и направлен на обсуждение в Парламент РК в ноябре 2011 года. В отличие от ряда стран, имеющих специальные законы о трубопроводах, в Казахстане такой закон пока не разработан.

Современное состояние трубопроводной инфраструктуры

В общем объеме перевезенных грузов в 2010 году доля трубопроводного транспорта составила 8%, в грузообороте – 23%. В объеме совокупных доходов от транспорта доля трубопроводного транспорта составляет 39,8%.

В Казахстане транспортировку нефти и газа осуществляют компании: «КазТрансОйл» («КТО») и «КазТрансГаз» («КТГ»). За 2010 год перекачано 194,0 млн. тонн нефти и газа по сравнению со 166,1 млн.

тонн за 2003 год

Трубопроводный транспорт вКазахстане представлен магистральными нефтепроводами – 7912,0 кми газопроводами – 12269,0 км (рис. 1.). Плотность трубопроводов в расчете на 1000 кв. км территории республики увеличилась в Казахстане в 2006 – 2010 годах с 6,0 до 7,4 км.

По мере увеличения объемов инвестирования в нефтедобычу Казахстан приступил к реконструкции магистральных трубопроводов.

Имевшее место некоторое снижение протяженности нефтепроводов в период 2003 – 2006 годов связано с их реконструкцией и демонтажем неиспользуемых трубопроводов.

 По системе магистральных трубопроводов в 2011 году транспортировано 32,8 млн. тонн нефти, с ростом к уровню прошлого года на 8%. Доля трубопроводного транспорта превалирует в общем объеме экспорта нефти и составляет 77,7%. Динамика транспортировки за 2003 – 2010 годы представлена на рис. 2

Рис.1. Динамика протяженности магистральных трубопроводов в 2003-2010 годах, км

[Источник: составлено по данным 
Агентства РК по статистике.]

В Казахстане в январе – 
июле 2011 года было добыто 39,2 млн. тонн сырой 
нефти (на 1% больше, чем за аналогичный 
период 2010 года), 7,4 млн. тонн газоконденсата (+5%) и 23,1 млрд. кубометров природного газа (+ 8,5%).Казахстан в январе – июле 2011 года экспортировал 42,2 млн.

тонн нефти 
и газового конденсата (+3%), что составляет 90,6% к объему добытого количества нефти 
и газового конденсата. Для сравнения 
в России на экспорт направляется 75%добываемой нефти. Экспортные поставки сырой нефти из Казахстана продолжают возрастать при недостаточности 
производства нефтепродуктов для внутреннего 
потребления.

В денежном выражении, по данным статистики, экспорт нефти 
и конденсата за 7 месяцев 2011 года составил $32,2 млрд. (+ 47%).

Рис. 2. Динамика транспортировки грузов по магистральным трубопроводам в 2003-2010 годах, млн. км.

[Источник: составлено по данным 
Агентства РК по статистике]

В транспортировке газа по казахстанским магистральным газопроводам между народный транзит составляет 90%. Объемы транзита возросли с 55 млрд. куб. м (1998 год) до 115 млрд. куб. м (2008 год). Авария в Туркменистане привела к пересмотру соглашения с «Газпромом» и снижению объема транзита газа более чем на треть.

Повышение Казахстаном в 
начале 2009 года тарифов за транзит газа на 21%* лишь частично компенсировало значительные потери прибыли от транзита. В структуре грузооборота доля газа значительно снизилась (рис. 3.).

Рис. 3. Структура грузооборота магистральных трубопроводов в 2003 и 2010 годах, в %

[Источник: составлено по данным 
Агентства РК по статистике.]

Развитие магистрального нефтепроводного транспорта определяется потребностями нефтяной промышленности. Значительная часть магистральных нефтепроводов эксплуатируется свыше 20-ти лет (рис. 4.

), что приводит к рискам возникновения на них аварийных ситуаций.

Стабильность их функционирования обеспечивается благодаря внедрению прогрессивных методов диагностики, проведению планово-предупредительных и ремонтных работ, которые «КТО» проводит, преимущественно, за счет своих средств.

– Основной нефтепровод 
вРоссию «Атырау – Самара» обеспечивает выход на рынки Восточной Европы.

– КТК является одним 
из наиболее важных современных проектов по транспортировке казахстанской нефти на экспорт. Его пропускная способность составляет 28 млн. т в год.

– В декабре 2005 года было завершено строительство нефтепровода «Атасу –Алашанькоу», который является первым экспортным маршрутом поставки нефти в Китай с территории постсоветского пространства. Протяженность нефтепровода составляет 962 км, пропускная способность от 10 до 20 млн. т нефти в год.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector