Священномученик зосима трубачев пресвитер

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Священномученик зосима трубачев пресвитер
Сщмч. Зосима Трубачёв. 1920-е гг.

Зосима Васильевич Трубачев (1893 — 1938), протоиерей, священномученик

  • Память 13 февраля, в Соборах Архангельских и Московских святых, в Соборе Бутовских новомучеников, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и Соборе новомучеников и исповедников Радонежских
  • Родился 24 декабря 1893 года в селе Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье диакона Василия Трубачева.
  • В 1908 году окончил Устюжское духовное училище, затем поступил в Вологодскую духовную семинарию, а в 1914 году – в Московскую духовную академию, которую окончил в 1918 году.

Под руководством свящ. Павла Флоренского написал кандидатское сочинение «Космический элемент в богослужении по богослужебным книгам» [1]. В студенческие годы управлял вторым хором Духовной академии и хором при домовой церкви во имя равноап. Марии Магдалины в убежище сестер милосердия Красного Креста в Сергиевском посаде. Часто посещал старцев Зосимовой Смоленского пустыни.

За год до окончания академии он вступил в брак с Клавдией Санковой, дочерью железнодорожного мастера.

24 марта 1918 года был рукоположен во диакона, а 8 мая того же года рукоположен во священника патриархом Тихоном в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры.

Был направлен в Богородице-Рождественский храм с. Подосиновец Никольского уезда Вологодской губернии. Накануне приезда о. Зосимы здесь претерпел мученическую кончину прежний настоятель прот. Николай Подьяков, был убит и священник соседнего прихода. О.

Зосима не ограничивал свои труды храмовым богослужением, он посещал больных в отдаленных селениях прихода, устраивал воскресные беседы, проводил антисектантскую работу, изъяснял истины православной веры, приходил на помощь нуждающимся. Он взял на воспитание 13-летнюю дочку утонувшего помора.

На Рождество в доме о. Зосимы устраивалась елка для детей.

В Подосиновце у отца Зосимы родилось трое детей, в т.ч. Сергей (1919 — 1995). Однажды в семье произошел несчастный случай: младенец-сын выпал из окна со второго этажа, на по молитве о.Зосимы остался жив и невредим.

О.Зосима совершал службу внутренне собранно, сосредоточенно, истово, весь уходя в молитву. Возгласы произносил распевно, звучно, молитвы читал горячо и убежденно. На праздник Крещения водоосвящение происходило на реке Юг. Летом водосвятные молебны совершались перед храмом на огромном камне-валуне.

В 1922 г. арестован во время кампании по изъятию церковных ценностей, заключен в тюрьму г. Великий Устюг. Вскоре, однако, был освобожден.

С сентября 1924 г. служил в храме в с. Кохма Иваново-Вознесенских уезда и губернии.

В 1925 г. (по др. данным, 17 сентября 1926) возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем Введенского храма г. Иваново-Вознесенск, т. к. его настоятель отпал в обновленчество.

Приход оказался разрушенным, богослужение совершалось небрежно. О. Зосима потратил много сил, чтобы наладить уставное совершение богослужений и преодолеть привычку причта к небрежному отправлению чинопоследований.

Несмотря на угрозы, о. Зосима не согласился отменить крестные ходы (власти разрешили совершать их лишь обновленцам). Во время ночной пасхальной службы, когда с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…

» священство и верующие вышли из Введенского храма, их стали теснить безбожники, выкрикивая ругательства и угрозы. Отца Зосиму, как и все духовенство, охраняли прихожане храма – ивановские рабочие.

Они, взявшись за руки, оцепили процессию и не допустили избиения верующих.

О. Зосима выстроил колокольню при храме. По воскресеньям после вечернего богослужения проводил беседы на религиозные темы, привлекая к ним всех служивших в храме священников. Призывал не бояться исповедовать Христа, приводил примеры из жизни св. мучеников.

В 1926 г. священник обратился к прихожанам Введенского храма с просьбой оказать помощь дочерям арестованного еп. Августина.

С марта 1928 г. — член благочиннического совета Иваново-Вознесенска. Отказался прекратить поминовение за богослужением имени еп. Августина как правящего архиерея.

22 июля 1928 г. арестован с группой ивановских священнослужителей, которые обвинялись в том, что «возбуждали у верующих недовольство и протест против административной высылки бывшего еп. Августина». 7 сентября того же года приговорен ОСО при Коллегии ОГПУ к 3 годам ссылки в г. Вельск Вологодской губ.

В 1929 г. заключен в ИТЛ и отправлен на лесоразработки неподалеку от ст. Няндома Архангельской обл.

С 1932 г. жил в г. Юрьев-Польский. Власти запретили ему, как бывшему ссыльному, служить в храме. Работал счетоводом, в свободные дни управлял хором в Космодамиановском храме, причащался в алтаре.

Летом 1934 г. срок его высылки закончился. Сразу после этого о.Зосима навестил свою мать, которая жила в Архангельске. Потом приехал в Москву в августе 1934 г. и был направлен служить в храм в с. Раменье.

В 1934 г. из заключения вернулся еп. Августин (Беляев), перемещенный на Калужскую кафедру. О. Зосима встретился с епископом, и тот предложил ему поехать вместе с ним.

12 августа 1934 г. о. Зосима был назначен настоятелем Казанского храма г. Малоярославец и благочинным в Малоярославецком районе. О. Зосима окормлял ссыльных монахинь и духовенство, в т. ч. вернувшегося из заключения прот. Романа Медведя, которого во время его болезни Зосима посещал каждый день до самой кончины.

Священномученик зосима трубачев пресвитер
Протоиерей Зосима Трубачев. Москва, Таганская тюрьма. 1938 год

26 января 1938 г. арестован по обвинению в «активной контрреволюционной работе», заключен в Таганскую тюрьму в Москве.

Свидетели, которых допрашивали следователи, утверждали, будто отец Зосима говорил, что коммунисты, арестовывая священников, хотят запугать народ, но мы, верующие, должны до смерти защищать веру Христову; коммунисты надругались над православной верой, тысячи ни в чем не повинных священников томятся в тюрьмах, коммунисты силой принуждают народ к неверию в Бога, но это им не удастся… Свидетели говорили, что протоиерей Зосима имеет обширные связи с гонимыми советской властью людьми, которые высылаются ею как враги народа; эти люди пели у священника на клиросе, и к нему приезжало много духовенства из Москвы.

29 января следователь допросил священника, спросив, признает ли он себя виновным в том, что вел активную контрреволюционную работу против советской власти. Отец Зосима категорически отказался признать себя виновным в возводимых на него обвинениях. 19 февраля Особой тройкой УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу.

Расстрелян 26 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой. Погребен в безвестной общей могиле.

На письменный запрос родственников о судьбе о.Зосимы осенью 1938 г. последовал ответ: «10 лет без права переписки».

  1. В 1994 году был реабилитирован по 1938 году репрессий.
  2. Прославлен Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
  3. Решением Синодальной Комисии по канонизации святых от 19 мая 2011 года священномученик Зосима Трубачев был исключен из Собора Иваново-Вознесенских святых, поскольку основное его пастырское служение и мученическая кончина совершились не в Ивановской епархии [2].

Особо почитается в Ивановском Введенском женском монастыре, основанном при храме, где о. Зосима настоятельствовал в 1925-1928 гг.

В 2018 году его имя внесено в список собора святых Архангельской митрополии [3].

Награды

  • набедренник (1920)
  • камилавка (1921)

Сочинения

  • Космический элемент в богослужении по богослужебным книгам // Ныне и присно: Рус. ж. для чтения. М., 2006. № 3/4. С. 39-42.

Литература

  • Бацелин В. Отец Зосима Трубачёв // Он же. Золото Церкви: Ист. очерки и современность. Иваново, 1995;
  • Трубачёв С., диак. Прот. Зосима Трубачёв: Некр.-воспоминание // ЖМП. 1997. № 9. С. 60-66;
  • Зосима (Шевчук), архим. Монастыри земли Ивановской. Иваново, 1999. С. 6-8;
  • Дамаскин. Т. 5. С. 62-70;
  • Андроник (Трубачёв), игум. Житие сщмч. прот. Зосимы Трубачёва // Ныне и присно. 2006. № 3/4. С. 20-37;
  • ЖНИР. Февр. С. 241-248.

Использованные материалы

  • [1]  рукопись находится в фондах Музея П. Флоренского в Москве
  • [2]  Собор Иваново-Вознесенских святых // сайт «Азбука веры» — http://azbyka.ru/days/sv-sobor-ivanovo-voznesenskih-svjatyh
  • [3]  Патриарх Кирилл утвердил празднование Собора святых Архангельской митрополии, официальный сайт митрополии, 7 февраля 2018, http://arh-eparhia.ru/news/201/71640/

Священномученик Зосима Трубачёв — Радио ВЕРА

Священномученик зосима трубачев пресвитер

Мемуары, которые дети пишут о жизни своих родителей, отличаются особой теплотой и задушевностью.

Сегодня мы говорим о священномученике Зосиме Трубачёве и воспоминаниях об отце диакона Сергия Трубачёва.

Священномученик Зосима Васильевич Трубачёв родился в 1893 году в Вологодской губернии. Сын сельского диакона, он с успехом окончил Вологодскую Духовную Семинарию, а затем — Московскую Духовную Академию.

В апреле 1918 года Святейший Патриарх Тихон рукоположил Зосиму Трубачёва в священника. Молодой иерей был назначен настоятелем Богородице-Рождественского храма села Подосиновец под Великим Устюгом (на территории нынешней Кировской области), в близкие его сердцу северные края. Отец Зосима часто устраивал беседы с прихожанами, навещал больных в дальних сёлах.

О том, как служил отец Зосима, вспоминает его сын Сергей, который с четырёх лет прислуживал в храме и сопровождал отца в дальних поездках.

Служил отец Зосима внутренне собранно, сосредоточенно, в отдельные моменты Истово, весь уходя в молитву. Возгласы произносил распевно, звучно, молитвы читал горячо, убеждённо.

После революции 1917 года начались массовые аресты духовенства. В 1922 году отец Зосима тоже был арестован в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей. Его месяц продержали в тюрьме в Великом Устюге.

Вскоре отца Зосиму перевели в Ивановскую епархию. Став настоятелем Введенского храма в Иванове, он занимался реставрацией вверенного ему храма, который был уже под угрозой закрытия, после богослужений произносил смелые проповеди. В 1928 году отец Зосима провёл последний в советское время в Иванове Пасхальный крестный ход.

Вот как вспоминает об этом событии его сын, диакон Сергий Трубачёв.

Перед Пасхой отцу угрожали, требовали отменить крестный ход в Пасхальную ночь.

Когда с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси» священство и верующие вышли из храма, их стали теснить с безобразными выкриками заранее поджидавшие этот момент дюжие парни.

Читайте также:  Скамейка качалка из профильной трубы своими руками чертежи

Отца Зосиму, как и всё духовенство, охраняли ивановские рабочие — прихожане храма. Они оцепили процессию, взявшись за руки, и не допустили избиения…

В 1928 году ивановская Введенская церковь была закрыта, а её настоятель арестован и приговорён к трёхлетней ссылке. Он отбывал её на лесоповале под Вологдой. Но и после освобождения отцу Зосиме разрешалось жить только в маленьких городах.

Последним местом служения отца Зосимы стал город Малоярославец Калужской области. Здесь его и арестовали в 1938 году, обвинив в контрреволюционной деятельности.

Долгое годы о судьбе батюшки не было никаких сведений.

И лишь в конце 60-х годов 20 века его родные узнали, что протоиерея Зосиму Трубачёва расстреляли 26 февраля 1938 года и похоронили в общей могиле Бутовского полигона под Москвой.

Его сын Сергий, продолживший священнический род Трубачёвых, так написал в своих мемуарах:

Жизненный и пастырский путь моего отца окончен мученической смертью. Предвидя её, он остался верен своему священническому призванию. В памяти моей духовный облик его неотделим от наставления апостола Павла, читаемого на его иерейском кресте: «Образ буди верным словом, житием, чистотою».

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года протоиерей Зосима Трубачёв был причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских. Память о подвижниках веры — из рода в род.

Священномученик Зоси́ма Трубачев, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Зо­си­ма ро­дил­ся 24 де­каб­ря 1893 го­да в се­ле Пу­чу­га Соль­вы­че­год­ско­го уез­да Во­ло­год­ской гу­бер­нии в се­мье диа­ко­на Ва­си­лия Тру­ба­че­ва и его же­ны Ве­ры Пет­ров­ны.

Пер­во­на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние Зо­си­ма по­лу­чил в ду­хов­ном учи­ли­ще в го­ро­де Ни­коль­ске, за­тем по­сту­пил в Во­ло­год­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию, а в 1914 го­ду — в Мос­ков­скую Ду­хов­ную ака­де­мию, ко­то­рую окон­чил в 1918 го­ду.Ду­шев­ные ка­че­ства Зо­си­мы Ва­си­лье­ви­ча, лю­бовь к хра­му и бо­го­слу­же­нию пред­опре­де­ли­ли его свя­щен­ни­че­ский путь.

Имея пре­крас­ный слух и пев­че­ские дан­ные, он еще в се­ми­на­рии обу­чил­ся пев­че­ско­му ис­кус­ству и с успе­хом за­ме­нял ре­ген­та. В сту­ден­че­ские го­ды Зо­си­ма Ва­си­лье­вич управ­лял вто­рым ака­де­ми­че­ским хо­ром и хо­ром при до­мо­вой церк­ви во имя рав­ноап­о­столь­ной Ма­рии Маг­да­ли­ны в Сер­ги­е­во-По­сад­ском убе­жи­ще се­стер ми­ло­сер­дия Крас­но­го Кре­ста.

Го­ды обу­че­ния в ака­де­мии вос­пи­та­ли в нем вер­ность и пре­дан­ность Пра­во­слав­ной Церк­ви. Он ча­сто по­се­щал стар­цев Зо­си­мо­вой пу­сты­ни, по­лу­чая от них от­ве­ты на на­сущ­ные во­про­сы ду­хов­ной жиз­ни.

За год до окон­ча­ния ака­де­мии он всту­пил в брак с Клав­ди­ей Сан­ко­вой, отец ко­то­рой, Ге­ор­гий Про­хо­ро­вич, был же­лез­но­до­рож­ным ма­сте­ром и боль­шим по­чи­та­те­лем иеро­мо­на­ха Вар­на­вы (Мер­ку­ло­ва), к ко­то­ро­му ча­сто об­ра­щал­ся за со­ве­та­ми.

В мар­те 1918 го­да Зо­си­ма Ва­си­лье­вич был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, а 25 ап­ре­ля то­го же го­да Свя­тей­ший Пат­ри­арх Ти­хон в Тро­иц­ком со­бо­ре Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры ру­ко­по­ло­жил его во свя­щен­ни­ка.Пер­вым ме­стом его слу­же­ния стал Бо­го­ро­ди­це-Рож­де­ствен­ский храм в се­ле Под­оси­но­вец в Во­ло­год­ской епар­хии.

За несколь­ко ме­ся­цев до при­ез­да сю­да от­ца Зо­си­мы на­сто­я­тель хра­ма про­то­и­е­рей Ни­ко­лай По­дья­ков пре­тер­пел му­че­ни­че­скую кон­чи­ну от рук без­бож­ни­ков.

Уро­же­нец Во­ло­год­ской гу­бер­нии, отец Зо­си­ма хо­ро­шо знал жизнь мест­ных кре­стьян, за­ни­мав­ших­ся хле­бо­па­ше­ством и воз­де­лы­ва­ни­ем льна, из ко­то­ро­го тка­ли по­лот­но и ши­ли одеж­ду, — ее но­си­ли все мест­ные жи­те­ли. По­се­лив­шись в Под­оси­нов­це, он це­ли­ком по­свя­тил се­бя пас­тыр­ской де­я­тель­но­сти.

Со­вер­ше­ние бо­го­слу­же­ний, про­по­ведь сло­ва Бо­жия, оте­че­ская за­бо­та о вве­рен­ных ему при­хо­жа­нах, хри­сти­ан­ское вос­пи­та­ние де­тей ста­ло смыс­лом и со­дер­жа­ни­ем его жиз­ни.

Он по­се­щал боль­ных в от­да­лен­ных се­ле­ни­ях при­хо­да, устра­и­вал вос­крес­ные бе­се­ды, об­ли­чал сек­тан­тов, про­сто и до­ступ­но изъ­яс­нял ис­ти­ны пра­во­слав­ной ве­ры, при­хо­дил на по­мощь всем нуж­да­ю­щим­ся. Он взял на вос­пи­та­ние три­на­дца­ти­лет­нюю си­ро­ту, доч­ку уто­нув­ше­го по­мо­ра.Отец Зо­си­ма лю­бил де­тей.

На Рож­де­ство в до­ме свя­щен­ни­ка все­гда устра­и­ва­лась ел­ка для при­ход­ских де­тей, пе­лись рож­де­ствен­ские пес­но­пе­ния и дет­ские иг­ро­вые пес­ни.Слу­жил отец Зо­си­ма внут­ренне со­бран­но, со­сре­до­то­чен­но, ис­то­во, весь ухо­дя в мо­лит­ву. На празд­ник Кре­ще­ния во­до­освя­ще­ние в Под­оси­нов­це про­ис­хо­ди­ло на ре­ке Юг.

Ле­том во­до­свят­ные мо­леб­ны со­вер­ша­лись пе­ред хра­мом на огром­ном камне-ва­луне.В Под­оси­нов­це у от­ца Зо­си­мы и его су­пру­ги Клав­дии Ге­ор­ги­ев­ны ро­ди­лось трое де­тей. С млад­шим сы­ном свя­щен­ни­ка в мла­ден­че­ском воз­расте про­изо­шло со­бы­тие, ко­то­рое вся се­мья од­но­знач­но вос­при­ня­ла как чу­до.

В один из празд­нич­ных дней со­бра­лись род­ные и го­сти; отец Зо­си­ма дер­жал маль­чи­ка на ру­ках, но кто-то его по­звал. Он по­ло­жил ре­бен­ка на под­окон­ник и по­спеш­но вы­шел. Через несколь­ко мгно­ве­ний маль­чик упал со вто­ро­го эта­жа до­ма на ули­цу. Ко­гда его при­нес­ли, он впал в за­бы­тье и, по-ви­ди­мо­му, уснул.

Отец Зо­си­ма ушел в дру­гую ком­на­ту и стал го­ря­чо мо­лить­ся. Маль­чик проснул­ся вполне здо­ро­вым.В 1922 го­ду свя­щен­ни­ка впер­вые аре­сто­ва­ли во вре­мя кам­па­нии по изъ­я­тию цер­ков­ных цен­но­стей, и он был за­клю­чен в тюрь­му в Ве­ли­ком Устю­ге. Вско­ре, од­на­ко, он был осво­бож­ден и вер­нул­ся слу­жить в Под­оси­но­вец.

В 1924 го­ду отец Зо­си­ма пе­ре­шел слу­жить в Ива­нов­скую епар­хию, ко­то­рую воз­глав­лял то­гда епи­скоп Ав­гу­стин (Бе­ля­ев). Неко­то­рое вре­мя отец Зо­си­ма слу­жил в хра­ме в се­ле Кох­ма непо­да­ле­ку от го­ро­да Ива­но­ва.В се­ре­дине два­дца­тых го­дов пра­во­слав­ные Ива­но­ва пе­ре­жи­ва­ли один из са­мых тя­же­лых пе­ри­о­дов сво­ей цер­ков­ной ис­то­рии.

Об­нов­лен­цы при под­держ­ке вла­стей за­хва­ти­ли по­чти все хра­мы в го­ро­де. Епи­ско­пу Ав­гу­сти­ну за­пре­ти­ли жить в ка­фед­раль­ном го­ро­де, и он при­ез­жал в Ива­но­во толь­ко для со­вер­ше­ния бо­го­слу­же­ний.

В от­це Зо­си­ме вла­ды­ка на­шел твер­до­го и му­же­ствен­но­го за­щит­ни­ка пра­во­сла­вия и в 1925 го­ду на­пра­вил его слу­жить в Вве­ден­ский храм в Ива­но­ве, так как на­сто­я­тель это­го хра­ма от­пал в об­нов­лен­че­ство и мно­гие из кли­ра хра­ма скло­ня­лись к об­нов­лен­цам. Отец Зо­си­ма был на­зна­чен сю­да на­сто­я­те­лем и воз­ве­ден в сан про­то­и­е­рея.

При­ход ока­зал­ся раз­ру­шен­ным, бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­лось небреж­но, цер­ков­ное пе­ние к то­му вре­ме­ни бы­ло по­чти пол­но­стью за­ме­не­но кон­церт­ным ис­пол­не­ни­ем мо­литв.

Отец Зо­си­ма по­тра­тил мно­го сил, чтобы на­ла­дить устав­ное со­вер­ше­ние бо­го­слу­же­ний и пре­одо­леть сре­ди прич­та при­выч­ку к небреж­но­му от­прав­ле­нию чи­но­по­сле­до­ва­ний, и в осо­бен­но­сти та­ин­ства ис­по­ве­ди.

Он на­стой­чи­во от­ста­и­вал тра­ди­ции оби­ход­но­го цер­ков­но­го пе­ния, не сов­ме­сти­мые с кон­церт­но­стью, стре­мил­ся пе­ре­дать хо­ру свое мо­лит­вен­ное на­стро­е­ние.

Для то­го чтобы при­влечь пра­во­слав­ных к об­нов­лен­цам, вла­сти раз­ре­ши­ли по­след­ним со­вер­шать крест­ные хо­ды по го­ро­ду, в то вре­мя как пра­во­слав­ные на это пра­ва не име­ли, а в слу­чае непо­ви­но­ве­ния им угро­жа­ли раз­лич­ны­ми ка­ра­ми. Про­то­и­е­рей Зо­си­ма, несмот­ря на угро­зы, не со­гла­сил­ся от­ме­нить крест­ные хо­ды.

Во вре­мя ноч­ной пас­халь­ной служ­бы, ко­гда с пе­ни­ем «Вос­кре­се­ние Твое, Хри­сте Спа­се, Ан­ге­ли по­ют на небе­сех…» свя­щен­ство и ве­ру­ю­щие вы­шли из Вве­ден­ско­го хра­ма, их ста­ли тес­нить без­бож­ни­ки, вы­кри­ки­вая ру­га­тель­ства и угро­зы. От­ца Зо­си­му, как и все ду­хо­вен­ство, охра­ня­ли при­хо­жане хра­ма — ива­нов­ские ра­бо­чие.

Они, взяв­шись за ру­ки, оце­пи­ли про­цес­сию и не до­пу­сти­ли из­би­е­ния ве­ру­ю­щих.Вве­ден­ский храм по­стро­ен в на­ча­ле ХХ ве­ка. Внут­ри он был укра­шен рез­ным де­ре­вян­ным ико­но­ста­сом с ико­на­ми, ис­пол­нен­ны­ми в тра­ди­ци­ях древ­не­го пись­ма.

Ста­ра­ни­я­ми про­то­и­е­рея Зо­си­мы от­дель­но от хра­ма бы­ла за­ло­же­на и вы­стро­е­на неболь­шая ко­ло­коль­ня; он освя­тил ко­ло­ко­ла и уста­но­вил по­ря­док еже­днев­но­го зво­на. По вос­кре­се­ньям по­сле ве­чер­не­го бо­го­слу­же­ния отец Зо­си­ма про­во­дил бе­се­ды на ре­ли­ги­оз­ные те­мы, при­вле­кая к ним всех слу­жив­ших в хра­ме свя­щен­ни­ков.

Каж­дую неде­лю по втор­ни­кам чи­тал­ся ака­фист пе­ред чти­мой ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри «Неча­ян­ная Ра­дость».Про­по­ве­ди от­ца Зо­си­мы убеж­да­ли си­лой ве­ры са­мо­го про­по­вед­ни­ка; слу­ша­те­ли чув­ство­ва­ли, что пе­ред ни­ми че­ло­век, все­це­ло пре­дав­ший се­бя во­ле Бо­жи­ей.

Изъ­яс­няя Еван­ге­лие, он при­зы­вал неустра­ши­мо ис­по­ве­до­вать Хри­ста, не от­ре­кать­ся от Него, для укреп­ле­ния ве­ры в слу­ша­те­лях при­во­дил при­ме­ры из жиз­ни свя­тых му­че­ни­ков. Из рус­ских по­движ­ни­ков он осо­бен­но чтил пре­по­доб­но­го Се­ра­фи­ма Са­ров­ско­го.В июле 1926 го­да отец Зо­си­ма со­вер­шил вме­сте с при­хо­жа­на­ми по­езд­ку в Са­ров.

От Ар­за­ма­са па­лом­ни­ки дви­ну­лись на под­во­де. Боль­шую часть пу­ти отец Зо­си­ма про­шел пеш­ком. Они при­шли в мо­на­стырь к все­нощ­ной; на дру­гой день по­бы­ва­ли в пу­стынь­ке, у кам­ня, где мо­лил­ся пре­по­доб­ный, и на ис­точ­ни­ке. На об­рат­ном пу­ти оста­но­ви­лись в Ди­ве­е­ве и про­шли с мо­лит­вой вдоль Бо­го­ро­дич­ной ка­нав­ки.

Отец Зо­си­ма по­бы­вал у бла­жен­ной Ма­рии Ива­нов­ны, ко­то­рая, от­сту­пив от сво­е­го обык­но­ве­ния бу­ше­вать и ру­гать­ся при по­се­ти­те­лях, при­ня­ла его весь­ма лас­ко­во.Отец Зо­си­ма был ха­рак­те­ра об­щи­тель­но­го, лег­ко сбли­жал­ся с людь­ми и цер­ков­ны­ми и мир­ски­ми, к нему тя­ну­лись лю­ди и про­стые и об­ра­зо­ван­ные.

Но при этом он все­гда оста­вал­ся свя­щен­ни­ком, ли­цом, об­ле­чен­ным во иерей­ский сан, и ин­те­рес к раз­лич­ным сто­ро­нам жиз­ни не за­глу­шал в нем внут­рен­ней мо­лит­вен­ной на­стро­ен­но­сти.В 1928 го­ду в Ива­но­ве рас­кле­и­ли по го­ро­ду спис­ки «ли­шен­цев» — лю­дей, ли­шен­ных граж­дан­ских прав: фаб­ри­кан­тов, куп­цов, во­ен­ных и свя­щен­но­слу­жи­те­лей.

Про­дол­жа­лось глум­ле­ние без­бож­ни­ков над цер­ков­ны­ми празд­ни­ка­ми, по-преж­не­му устра­и­ва­лись ан­ти­ре­ли­ги­оз­ные кар­на­валь­ные ше­ствия.В 1926 го­ду вла­сти аре­сто­ва­ли епи­ско­па Ав­гу­сти­на и вы­сла­ли в Сред­нюю Азию. В Ива­но­ве оста­лись его до­че­ри, еще во мла­ден­че­стве ли­шив­ши­е­ся ма­те­ри.

Про­то­и­е­рей Зо­си­ма об­ра­тил­ся к при­хо­жа­нам Вве­ден­ско­го хра­ма с прось­бой ока­зать по­мощь си­ро­там.Как толь­ко это ста­ло из­вест­но вла­стям, они аре­сто­ва­ли свя­щен­ни­ка.

7 сен­тяб­ря 1928 го­да Осо­бое Со­ве­ща­ние при Кол­ле­гии ОГПУ при­го­во­ри­ло про­то­и­е­рея Зо­си­му к трем го­дам ссыл­ки в го­род Вельск Во­ло­год­ской об­ла­сти с за­пре­ще­ни­ем слу­жить в хра­ме. В 1929 го­ду на­ка­за­ние уже­сто­чи­ли, и свя­щен­ник был за­клю­чен в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь и от­прав­лен на ле­со­раз­ра­бот­ки непо­да­ле­ку от стан­ции Нян­до­ма Ар­хан­гель­ской об­ла­сти, где на­чи­на­лось то­гда стро­и­тель­ство но­вой же­лез­ной до­ро­ги.В 1932 го­ду от­цу Зо­си­ме бы­ло раз­ре­ше­но пе­ре­ехать в го­род Юрьев-Поль­ский Вла­ди­мир­ской об­ла­сти. Он устро­ил­ся ра­бо­тать сче­то­во­дом, а в сво­бод­ные дни управ­лял хо­ром в един­ствен­ном дей­ству­ю­щем в го­ро­де хра­ме во имя свя­тых бес­среб­ре­ни­ков и чу­до­твор­цев Кос­мы и Да­ми­а­на. На кли­ро­се под его ру­ко­вод­ством пе­ли то­гда ста­рые мо­на­хи­ни из за­кры­то­го вла­стя­ми Пет­ро­пав­лов­ско­го мо­на­сты­ря. По­сле ссыл­ки и за­клю­че­ния отец Зо­си­ма стал со­сре­до­то­чен и сдер­жан, но не из­ме­нил ни сво­их убеж­де­ний, ни твер­до­го на­ме­ре­ния про­дол­жать цер­ков­ное слу­же­ние.В 1934 го­ду в Моск­ву из за­клю­че­ния вер­нул­ся епи­скоп Ав­гу­стин, и за­ме­сти­тель Ме­сто­блю­сти­те­ля мит­ро­по­лит Сер­гий на­пра­вил его на Ка­луж­скую ка­фед­ру. Про­то­и­е­рей Зо­си­ма встре­тил­ся с епи­ско­пом, и тот пред­ло­жил ему по­ехать вме­сте с ним. Дав­но и хо­ро­шо зная вла­ды­ку Ав­гу­сти­на, отец Зо­си­ма с ра­до­стью со­гла­сил­ся и был на­зна­чен на­сто­я­те­лем Ка­зан­ско­го хра­ма в го­ро­де Ма­ло­я­ро­слав­це и бла­го­чин­ным при­хо­дов в Ма­ло­я­ро­сла­вец­ком рай­оне.Отец Зо­си­ма ду­хов­но окорм­лял свою паст­ву, мно­гих ссыль­ных мо­на­хинь и ду­хо­вен­ство, сре­ди них был и вер­нув­ший­ся из конц­ла­ге­ря про­то­и­е­рей Ро­ман Мед­ведь, ко­то­ро­го во вре­мя его смер­тель­ной бо­лез­ни отец Зо­си­ма по­се­щал каж­дый день до са­мой кон­чи­ны, по­сле­до­вав­шей 8 сен­тяб­ря 1937 го­да.26 ян­ва­ря 1938 го­да вла­сти аре­сто­ва­ли про­то­и­е­рея Зо­си­му и он был за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. Сви­де­те­ли, ко­то­рых до­пра­ши­ва­ли сле­до­ва­те­ли, утвер­жда­ли, буд­то отец Зо­си­ма го­во­рил, что ком­му­ни­сты, аре­сто­вы­вая свя­щен­ни­ков, хо­тят за­пу­гать на­род, но мы, ве­ру­ю­щие, долж­ны до смер­ти за­щи­щать ве­ру Хри­сто­ву; ком­му­ни­сты над­ру­га­лись над пра­во­слав­ной ве­рой, ты­ся­чи ни в чем не по­вин­ных свя­щен­ни­ков то­мят­ся в тюрь­мах, ком­му­ни­сты си­лой при­нуж­да­ют на­род к неве­рию в Бо­га, но это им не удаст­ся… Сви­де­те­ли го­во­ри­ли, что про­то­и­е­рей Зо­си­ма име­ет об­шир­ные свя­зи с го­ни­мы­ми со­вет­ской вла­стью людь­ми, ко­то­рые вы­сы­ла­ют­ся ею как вра­ги на­ро­да; эти лю­ди пе­ли у свя­щен­ни­ка на кли­ро­се, и к нему при­ез­жа­ло мно­го ду­хо­вен­ства из Моск­вы.

29 ян­ва­ря сле­до­ва­тель до­про­сил свя­щен­ни­ка, спро­сив, при­зна­ет ли он се­бя ви­нов­ным в том, что вел ак­тив­ную контр­ре­во­лю­ци­он­ную ра­бо­ту про­тив со­вет­ской вла­сти.

Читайте также:  Канализационные фитинги в казани

Отец Зо­си­ма ка­те­го­ри­че­ски от­ка­зал­ся при­знать се­бя ви­нов­ным в воз­во­ди­мых на него об­ви­не­ни­ях. 19 фев­ра­ля трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла его к рас­стре­лу.

Про­то­и­е­рей Зо­си­ма Тру­ба­чев был рас­стре­лян 26 фев­ра­ля 1938 го­да на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка. Фев­раль».Тверь. 2005. С. 241-248

Ис­точ­ник: http://www.fond.ru/

Священномученик протоиерей Зосима Васильевич Трубачёв

Дни памяти: 25 января (Новомуч.), 13 февраля

Священномученик протоиерей Зосима Васильевич Трубачёв родился 24 декабря 1893 года в селе Пучуга на Северной Двине Сольвычегодского уезда Вологодской губернии (ныне Архангельская область), в семье сельского диакона.

У Зосимы было ещё три брата.

Все они получили образование в духовном училище Никольска, но только Зосима продолжил обучение в Вологодской Духовной Семинарии, а по окончании её в 1914 году был направлен в Московскую Духовную Академию.

Душевные качества Зосимы — доброта, отзывчивость, любовь к храму и церковному Богослужению, рано предопределили его священническое призвание. Наделённый от природы музыкальным слухом и певческим голосом, он ещё в Семинарии овладел навыками управления хором и замещал регента. Годы обучения в М. Д. А.

(1914-1918) окончательно определили пастырскую направленность, воспитали преданность Православию в его святоотеческой традиции. Он прошёл через старческое руководство духовников Троице-Сергиевой Лавры и Смоленской Зосимовой пустыни.

В общении с любимыми преподавателями Академии архимандритом Иларионом (Троицким) и священником Павлом (Флоренским) укрепилось его стремление жить благодатной жизнью Церкви и послужить Ей. Юноша особенно любил поучаться святоотеческому богословию, заключённому в словах богослужебных песнопений.

Он глубоко почитал праведного отца Иоанна Кронштадтского, особенно близкого ему по родному северному краю.

В студенческие годы Зосима был одним из лучших регентов в Академии, управлял вторым академическим хором. За год до окончания Академии в 1917 году Зосима обвенчался с Клавдией Санковой, дочерью благочестивого жителя Сергиева Посада, венчание совершил отец Павел Флоренский.

Под руководством отца Павла студент Зосима Трубачёв написал в 1918 году кандидатское сочинение на тему: «Космический элемент в богослужении по богослужебным книгам». Участие отца Павла в судьбе отца Зосимы имело и дальнейшее продолжение: в послевоенные годы семьи их породнились, а внук отца Павла и отца Зосимы — ныне игумен Андроник (Трубачёв) стал продолжателем священства обоих родов.

В апреле 1918 года Зосима Трубачёв был рукоположен во священника Святейшим Патриархом Тихоном в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. В первые годы священства отец Зосима служил в селе Подосиновец Великоустюжской епархии, что в 50-ти верстах от станции Пинега, настоятелем Богородице-Рождественского храма.

Служение в сельском храме и знание трудовой крестьянской жизни сблизило его с народом, а смыслом и содержанием его жизни стали отеческая забота о вверенных ему прихожанах, христианское воспитание детей, проповедь слова Божия.

Он посещал больных в отдалённых селениях прихода, устраивал воскресные беседы с народом, обличал сектантов.

Батюшка взял на воспитание 13-летнюю сироту Наташу Груздеву, дочку утонувшего помора, которая впоследствии всюду следовала за его семьёй. Поселился он в большом церковном доме вместе с матерью, женой и братьями; женщины сами вели хозяйство и пекли просфоры. В Подосиновце родились дети: Сергий, Анастасия и Алексей.

Батюшка служил внутренне собранно, сосредоточенно, истово, весь уходя в молитву. Возгласы произносил распевно, звучно, молитвы читал горячо, убеждённо, иногда, казалось, даже властно. Зимой 1921 года батюшка заболел сыпным тифом и находился между жизнью и смертью. В Крещенский Сочельник пришёл священник из храма, окропил больного святой водой и батюшку, как умирающего, отвезли в больницу.

Тогда отец Зосима выжил, но пережитое оставило глубокий след в его душе.

В 1922 году, в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей, батюшку впервые арестовали и отправили в Великий Устюг, откуда он через месяц вернулся и продолжил своё служение.

В годы начавшихся расколов, оторванный от Москвы, батюшка, не зная истинного положения церковных дел, обращался за советом к отцу Павлу Флоренскому. Его письма исполнены ревности идти до конца за истиной: «Как быть, где правда, за кем идти и вести вверенное мне Богом малое стадо, чтобы не погубить их и самому не заблудиться?», — так вопрошал он отца Павла.

В сентябре 1924 года отца Зосиму перевели в Ивановскую епархию, где некоторое время он служил в Кохме — рабочем предместье Иванова, где снова, на короткое время, был арестован.

В 1926 году отец Зосима совершил паломничество в Саров на празднование обретения мощей преподобного Серафима. Он взял с собой семилетнего сына Сергия. Побывали они и в Дивеево у блаженной Марии Ивановны.

Она ласково простилась с путниками. Неизвестный юродивый предсказал нечто отцу Зосиме о нём и об открытии недостроенного собора.

Паломничество это укрепило отца Зосиму на вскоре предстоящее ему тяжёлое церковное послушание.

В 1926 году батюшка был назначен настоятелем Введенского (так называемого «красного» храма) в самом Иванове, где он совершал поистине подвижническое служение в сане протоиерея до осени 1928 года.

Отцу Зосиме, в условиях тяжелейшего противостояния обновленцам, приходилось отстаивать и защищать вверенный ему храм, который требовал больших работ по внутреннему убранству: усилиями батюшки был установлен красивый деревянный резной иконостас, восстановлена деревянная колокольня и установлен ежедневный уставный звон.

Батюшка настойчиво преодолевал всякую небрежность в отправлении чинопоследований, отстаивал обиходные традиции церковного пения, несовместимые с концертностью, проводил беседы на религиозные темы, привлекая к ним и других священников.

В 1928 году он бесстрашно провёл последний в советское время в Иванове Пасхальный крестный ход. С трудом верным прихожанам удалось с помощью охраны ивановских рабочих избежать боя с дюжими хулиганами, поджидавшими их на улице.

В 1928 году, вскоре после ареста правящего архиерея (Владыки Августина), Введенская церковь была закрыта, а батюшка арестован.

Его и других священнослужителей обвинили в «контрреволюционной деятельности», которую усмотрели в том, что ими собирались подписи и посылались в Москву петиции с просьбой вернуть из ссылки на епископство Владыку Августина.

Отец Зосима, «как один из наиболее рьяных тихоновцев» (так говорилось в доносе), был выслан на три года в Вологодскую губернию.

Ссылку батюшка отбывал в городе Вельск (120 вёрст от железной дороги). Служить ему не разрешали. В 1929 году ссылку ужесточили, отправили в лагерь на лесоразработки в район станции Коноша-Няндома Северной железной дороги. Однако, слабое здоровье отца Зосимы не выдержало тяжёлых условий работы, и его перевели на перевозку лесоматериалов к станции Коноша.

В 1932 году батюшке разрешили переезд в Юрьев Польский, но без права церковного служения. Там он работал в совхозе, а в свободные дни руководил клиросным пением в храме во имя святых безсеребреников Косьмы и Дамиана. Сын же его Сергей прислуживал в алтаре и пел в хоре.

В Юрьеве-Польском батюшка много читал творения Святителей Тихона Задонского, Игнатия (Брянчанинова), Феофана Затворника (Вышенского).

Там же батюшка встретился с высланным настоятелем Уссурийского Свято-Троицкого монастыря архимандритом Сергием (Озеровым), благодатным старцем, заочным наставником разбросанных по стране насельников дальневосточной обители.

Беседы с этим старцем, его неторопливые повествования о любимой обители на Уссури, куда перенёс он с Валаама строгий устав монастырской жизни, вместе с его благословением имели для отца Зосимы особый духовный смысл.

Это подготовило его к будущим испытаниям и воспитало в нём непрестанную внутреннюю молитву.

За годы ссылки батюшка стал сдержаннее в проявлении своих чувств.

По воспоминаниям его сына, диакона Сергия, ставшего церковным композитором, в отце преобладало светлое восприятие жизни, он был общителен, легко сближался с людьми и люди к нему тянулись.

Он очень любил детей, устраивал на Рождество в своём доме ёлку и приглашал всех знакомых детишек. Сам любя музыку, батюшка стремился и детям привить любовь к ней, играл и пел с ними «Песни для детей» П. И. Чайковского на слова А. Н. Плещеева.

Летом 1934 года закончился срок ссылки, ограниченный проживанием без права выезда и служения, и отец Зосима поспешил навестить свою мать — она жила в Архангельске. Затем он приехал в Москву для устройства своего церковного служения.

В том же году вернулся — из второй уже ссылки в лагерь на реку Свирь — Преосвященный Августин, которого митрополит Сергий назначил на Калужскую кафедру. В Москве произошла встреча отца Зосимы с любимым архипастырем, и Владыка предложил ему служение в Малоярославце. Отец Зосима с радостью согласился на предложение Владыки.

Читайте также:  Флюгеры для дымоходной трубы

Он служил в Малоярославце настоятелем Казанского собора и благочинным до своего последнего четвёртого ареста.

Отец Зосима был арестован 26 января 1938 года. После допроса, состоявшегося 29 января, отец Зосима был обвинён в «контрреволюционной деятельности», которая заключалась в том, что в церкви, где он служил, проводились сборы в пользу детей недавно арестованного Владыки Августина (Владыка был из вдовых священников). После допроса батюшка был переведён в Таганскую тюрьму.

В обвинительном заключении по словам свидетелей приводились такие высказывания отца Зосимы: «Коммунисты путём ареста хотят запугать народ. Мы должны умереть, но защитить веру Христову от антихристов-коммунистов… Вокруг советской власти сдвигаются тучи грозные — Япония завоевала весь Китай и готовится воевать против Советского Союза.

Германия в союзе с Польшей и Италией тоже приготовилась для войны с советской властью — и когда они пойдут против советской власти, наш долг помочь им уничтожить варваров-коммунистов…» По всем этим обвинениям батюшка себя виновным не признал.

Постановлением судебной тройки при Управлении НКВД СССР по Московской области, отец Зосима 19 февраля 1938 года был приговорён к расстрелу на основании обвинения в «контрреволюционной агитации».

13 (26) февраля 1938 года отец Зосима был расстрелян и погребён в общем могильнике Бутовского полигона под Москвой.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года, для общецерковного почитания.

Священномученик Зосима Трубачев пресвитер

Священномученик Зосима Васильевич Трубачев родился в 1893 году в селе Пучуга Сольвычегодского уезда Вологодской губернии в семье диакона. Окончил Вологодскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. Часто посещал старцев Зосимовой Смоленской пустыни. В 1918 году был рукоположен во священника патриархом Тихоном и направлен на служение в Богородице-Рождественский храм села Подосиновец Никольского уезда Вологодской губернии.

Отец Зосима посещал больных в отдаленных селениях прихода, устраивал воскресные беседы, проводил антисектантскую работу, изъяснял истины православной веры, приходил на помощь нуждающимся. Службу он совершал внутренне собранно, сосредоточенно, весь уходя в молитву. Возгласы произносил распевно, звучно, молитвы читал горячо и убежденно.

В 1925 году отец Зосима был удостоен сана протоиерея и назначен настоятелем Введенского храма города Иваново-Вознесенска. Несмотря на угрозы властей, он не согласился отменить крестные ходы.

Отцом Зосимой была выстроена колокольня при храме. По воскресеньям после вечернего богослужения он проводил беседы на религиозные темы.

Призывал не бояться исповедовать Христа, приводил примеры из жизни святых мучеников.

В 1928 году отец Зосима был арестован с группой ивановских священнослужителей, которые обвинялись в том, что «возбуждали у верующих недовольство и протест против административной высылки бывшего епископа Августина». Его сослали в город Вельск Вологодской губернии. В 1929 году он был отправлен на лесоразработки неподалеку от станции Няндома Архангельской области.

С 1932 года жил в городе Юрьев-Польский, не имея возможности служить в храме. Работал счетоводом, в свободные дни управлял хором в Космодамиановском храме, причащался в алтаре. В 1934 году отец Зосима был направлен служить в храм в селе Раменье, а в августе того же года назначен настоятелем Казанского храма города Малоярославец и благочинным в Малоярославецком районе.

Отец Зосима окормлял ссыльных монахинь и духовенство.

В январе 1938 года отец Зосима был арестован по обвинению в «активной контрреволюционной работе», заключен в Таганскую тюрьму в Москве, а 19 февраля приговорен к расстрелу. Расстрелян 26 февраля 1938 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в безвестной общей могиле.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Дни памяти: 26 февраля (13 февраля по ст. ст.), в Соборе святых Архангельской митрополии, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Трубачев Зосима Васильевич, протоиерей, священномученик | Духовенство Русской Православной Церкви в ХХ веке

Кандидатское сочинение «Космический элемент в богослужении по богослужебным книгам» Зосимой Васильевичем было написано под руководством свящ. Павла Флоренского.

 В студенческие годы управлял вторым хором Духовной академии и хором при домовой церкви во имя равноап. Марии Магдалины в убежище сестер милосердия Красного Креста в Сергиевском посаде.

Часто посещал старцев Зосимовой Смоленской пустыни.

С конца 1918 года стал служить в Богородице-Рождественском храме с. Подосиновец в Вологодской епархии. За несколько месяцев до приезда сюда о. Зосимы настоятель храма протоиерей Николай Подьяков претерпел мученическую кончину от рук безбожников.

Уроженец Вологодской губернии, он хорошо знал жизнь местных крестьян, занимавшихся хлебопашеством и возделыванием льна, из которого ткали полотно и шили одежду, ее носили все местные жители. Поселившись в Подосиновце, отец Зосима целиком посвятил себя пастырской деятельности.

Совершение богослужений, проповедь слова Божия, отеческая забота о вверенных ему прихожанах, христианское воспитание детей стало смыслом и содержанием его жизни.

Он посещал больных в отдаленных селениях прихода, устраивал воскресные беседы, обличал сектантов, просто и доступно изъяснял истины православной веры, приходил на помощь всем нуждающимся. Отец Зосима очень любил детей.

На Рождество в доме священника всегда устраивалась елка для приходских детей, пелись рождественские песнопения и детские игровые песни. Он взял на воспитание тринадцатилетнюю сироту Наташу Груздеву, дочку утонувшего помора и впоследствии она стала членом семьи священника.

С младшим сыном священника в младенческом возрасте произошло событие, которое вся семья однозначно восприняла как чудо. В один из праздничных дней собрались родные и гости; отец Зосима держал мальчика на руках, но кто-то его позвал.

Он положил ребенка на подоконник и поспешно вышел. Через несколько мгновений мальчик упал со второго этажа дома на улицу. Когда его принесли, он тотчас впал в забытье и по-видимому уснул. Отец Зосима ушел в другую комнату и стал горячо молиться.

Мальчик проснулся вполне здоровым.

Служил отец Зосима внутренне собранно, сосредоточенно, истово, весь уходя в молитву. Возгласы произносил распевно, звучно, молитвы читал горячо и убежденно. На праздник Крещения водоосвящение в Подосиновце происходило на реке Юг. Летом водосвятные молебны совершались перед храмом на огромном камне-валуне.

Стараниями протоиерея Зосимы при Введенской церкви в Иванове была заложена и выстроена небольшая колокольня; он освятил колокола и установил порядок ежедневного звона. По воскресеньям после вечернего богослужения отец Зосима проводил беседы на религиозные темы, привлекая к ним всех служивших в храме священников.

Каждую неделю по вторникам читался акафист перед чтимой иконой Божией Матери «Нечаянная Радость».

Он тратил много сил, чтобы наладить уставное совершение богослужений, преодолеть среди причта привычку к небрежному отправлению чинопоследований, в особенности таинства исповеди, настойчиво отстаивал обиходные традиции церковного пения, стремясь передать хору свое молитвенное настроение.

Для того, чтобы привлечь православных к обновленцам, власти разрешали им совершать крестные ходы по городу, в то время как православные на это права не имели, а в случае неповиновения им угрожали различными карами. Протоиерей Зосима, несмотря на угрозы, не согласился отменить крестные ходы.

Во время ночной пасхальной службы, когда с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на несебех…» священство и верующие вышли из храма, их стали теснить безбожники, выкрикивая ругательства и угрозы. Отца Зосиму, как и все духовенство, охраняли прихожане храма, ивановские рабочие.

Они, взявшись за руки, оцепили процессию и не допустили избиения верующих.

Проповеди о. Зосимы убеждали силой веры; слушатели чувствовали, что перед ними человек, всецело предавший себя воле Божией. Изъясняя Евангелие, он призывал неуклонно исповедовать Христа, не отрекаться от Него, для укрепления веры в слушателях приводил примеры из жизни святых мучеников. Из русских подвижников он особенно почитал прп. Серафима Саровского.

В июле 1926 года он совершил вместе с прихожанами поездку в Саров. От Арзамаса паломники двинулись на подводе. Большую часть пути отец Зосима прошел пешком.

Они пришли ко всенощной; на другой день побывали в пустыньке, на камне, где молился преподобный, и на источнике. На обратном пути остановились в Дивееве и прошли с молитвой вдоль Богородичной канавки.

Отец Зосима побывал у блаженной Марии Ивановны, которая, отступив от своего обыкновения при посетителях бушевать и ругаться, приняла его весьма ласково.

Отец Зосима был характера общительного, легко сближался с людьми и церковными и мирскими, к нему тянулись люди и простые и образованные. Но при этом он всегда оставался священником, лицом, облеченным во иерейский сан, и интерес к различным сторонам жизни не заглушал в нем внутренней молитвенной настроенности.

После ссылки и заключения о. Зосима стал сосредоточен и сдержан, но не изменил ни своих убеждений, ни твердого намерения продолжать церковное служение.

 Он духовно окормлял свою паству, многих ссыльных монахинь и духовенство, среди которых был и вернувшийся из концлагеря священноисповедник Роман (Медведь), которого во время его смертельной болезни о.

Зосима посещал каждый день до самой кончины.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector