Асфальтобетон: виды, марки, технология изготовления, производство, укладка

Производство асфальта: асфальтобетонные заводы (оборудование), технология изготовления

Рассмотрим статью про производство асфальта (асфальтобетона), оборудование для него (заводы и мини-заводы) технологию изготовления.

Сразу отметим, что асфальт и асфальтобетон – это разные вещи. Асфальт – это греческое название битума – черной горной смолы, которая образуется в сланцевых и каменноугольных породах. Асфальтобетон – это любая смесь битумов с щебнем, гравием и/или песком, а также различных материалов (подробнее об них ниже).

Так как в обиходе чаще всего асфальтобетон называют просто асфальтом, то в статье чаще всего мы будем применять в качестве названия последний вариант.

Технология производства

ГОСТы

ГОСТы для битумов и асфальтобетонных смесей разные. У последних это ГОСТ 9128, а у битумов они отличаются исходя из целей применения:

  • Битумы нефтяные строительные – ГОСТ 6617;
  • Битумы нефтяные кровельные – ГОСТ 9548;
  • Битумы нефтяные дорожные вязкие – ГОСТ 22245.

Состав

Асфальт применяется для обустройства дорожного покрытия. Он представляет собой смесь, включающую песок, мелкую и среднюю фракцию щебня, минеральный порошок и битум, который выполняет функцию связывающего звена, между остальными компонентами материала.

85% асфальтного материала составляет гравий или щебень, 6% от общего объёма приходится на битум. Производство асфальта предполагает соединение и перемешивание всех необходимых компонентов и моментальная укладка дорожного покрытия данным материалом.

Связующая функция битума осуществляется только в горячем состоянии. Если асфальт был приготовлен, но уложен не сразу, тогда он является не пригодным к дальнейшему использованию, так как потерял свои свойства. В результате этого, асфальт невозможно утрамбовать до необходимого состояния, так как он становится довольно хрупким.

Виды

Различают три вида искусственного асфальта, применяемого для обустройства дорожного покрытия. При этом у каждого вида асфальта имеется своё предназначение.

  • Крупнозернистый. Данный асфальта применяется в процессе обустройства нижних слоёв дорожного покрытия. Для приготовления данного вида смеси применяется щебень мелкой фракции (от 5 до 15 мм) и щебень крупной фракции (от 20 до 40 мм).
  • Мелкозернистый. Данный асфальтобетон применяется во время укладки дорожных покрытий проезжей части. Этот асфальт применяется в качестве верхнего слоя в случае двухслойного покрытия. В состав смеси входит щебень мелкой фракции (от 5 до 15 мм).
  • Песчаный. Данный тип асфальта применяется во время мощения тротуаров и пешеходных дорожек. Состав смеси включает преимущественно песок и небольшое количество минерального порошка, битума и щебня имеющего мелкую фракцию (5мм).

Технология изготовления

По способу технологии производства различают три типа асфальта:

  • горячий;
  • тёплый;
  • холодный.

Разница данных способов заключается в уровне температуры доведения смешиваемых компонентов. Подогретую или горячую асфальтную смесь получают при помощи добавления в тёплое или горячее связующее вещество подогретых компонентов. В холодном асфальте используется только один из компонентов в подогретом виде.

Технология изготовления горячего асфальта выглядит следующим образом: 1) проводится сушка инертных материалов или их нагрев до 200°C; 2) при температуре 160°C производят смешивание компонентов с добавлением битума и минерального порошка; 3) хранение готовой асфальтной смеси при температуре 150-180°C.

Необходимое оборудование

В качестве оборудования для производства асфальта используются асфальтобетонные заводы. Они бывают мобильными и стационарными.

Еще существуют и ультрамобильные (сумермобильные) асфальтобетонные мини-заводы, но их так называют не то чтобы за какую-то компактность, а скорее за еще большую легкость в транспортировке.

Обычно стационарные асфальтные заводы (примерно от 80 тонн в час), конечно же, производительнее, чем мобильные (примерно 3-80 тонн в час). При этом цены на них совершенно разные. Купить стационарный асфальтобетонный завод можно от 7 000 000 руб. Мобильный мини-завод самый низкопроизводительный в 3-5 тонн в час будет стоить примерно от 1 200 000 руб.

Обратите внимание

Мобильный завод китайского производителя TIETUO, цена от 1 200 000 руб.Стационарный, цена от 7 млн. руб.

Важным моментом в бизнесе по производству асфальта является необходимость наличия фронтального погрузчика, необходимого для осуществления загрузки в бункер завода необходимого сырья.

Стоимость данного погрузчика начинается от 2 000 000 рублей. Поэтому оптимальным вариантом в данном случае будет аренда такого вида спецтехники. Однако вместе с этим увеличится и расходная часть.

Видео работы мобильного завода:

Для открытия производства асфальтобетонной смеси, имеющей минимальную мощность 10 тонн в час, следует учитывать следующие затраты.

Капитальные вложения:

  • покупка асфальтобетонного завода – 2 000 000 рублей;
  • транспортные расходы – 100 000 рублей;
  • закупка сырья – 500 000 рублей;
  • прочие расходы – 200 000 рублей.

Сумма данных вложений составляет 2 800 000 рублей.

Расчётные данные по выручке и прибыли:

  • производство асфальтобетона – 50 тонн в смену;
  • количество смен – 30 за месяц;
  • выработка – 1500 тонн в месяц;
  • оптовая цена – 2300 рублей за 1 тонну асфальта;
  • выручка –  3 450 000 рублей.

Основные потребители

Основными потребителями асфальтной продукции являются:

  • организации, которые отвечают за состояние федеральных и муниципальных дорог;
  • компании, которые специализируются на ремонте данных дорог;
  • представители бизнеса, отвечающие за состояние парковок, тротуаров и подъездных путей, которые располагаются на территории данных дорог.

Как известно, производство асфальта напрямую связано с его укладкой. Поэтому приобретение необходимого комплекта техники, предназначенной для асфальтирования дорог, позволяет обеспечить расширение бизнеса. При этом появляется возможность реализации асфальтной продукции подрядным организациям, которые производят её укладку, а также самостоятельное проведение всего комплекса дорожных робот.

Источник: http://www.ideibiznesa.org/proizvodstvo-asfalta-asfaltobetona.html

Состав и производство асфальта – особенности технологического процесса

Асфальт представляет собой многокомпонентную смесь на основе песка, камня и битумного связующего. «Правильное» название материала – асфальтобетон, что не мешает использовать термин «асфальт» даже в специализированных изданиях.

В состав асфальта входят битум, песок, разновидности щебня или гравия, а также минеральные добавки и наполнители. Единственным неизменным компонентом остается битум, а остальные составляющие могут добавляться в различных пропорциях.

Функции мелкодисперсных компонентов асфальтной смеси

Песок, содержащийся в составе асфальта, играет роль наполнителя и мелкой основы, способствует распределению давления от дороги к грунту. Без песка происходило бы вытекание битумного связующего и выдавливание наверх щебня.

В случае специальных асфальтов, содержащих цемент, песок участвует в процессе цементации и придает покрытию дополнительную твердость.

Минеральный наполнитель – представляет собой измельченную до пылеобразного состояния породу (песчаник, известняк или мел), предназначенный для заполнения остаточных пустот.

Песчаник наиболее универсален, так как инертен практически к любому химическому воздействию.

Карбонаты кальция (известняк и мел) обычно используют на дорогах общего назначения, тогда как песчаник можно использовать вблизи химических комбинатов.

Резина – добавляется в асфальт в виде резиновой крошки (1-1,5 мм), придает покрытию высокую гидроустойчивость и пластичность. Обработанные резиной асфальты гораздо реже трескаются, что увеличивает период между проведением ремонта. Минусом таких дорог является высокая стоимость, поэтому их использование ограничивается прокладкой наиболее ответственных участков магистралей.

Изменение в структуре асфальта при добавлении минерального наполнителя

Классификация

Одним из главных параметров является крупность применяемого щебня, разделяя асфальты на следующие группы:

  1. плотные – применяются для укладки верхнего слоя покрытия и содержат мелкий щебень. В случае фракции щебня менее 5 мм такие асфальты используются для покрытий с малой нагрузкой (тротуары и пешеходные переходы) и называются мелкозернистыми. Более крупные фракции щебня (5-15 мм) подходят для создания верхнего слоя автомобильных дорог;
  2. пористые – используются в нижней части многослойного покрытия и содержат меньше битума, чем плотные асфальты;
  3. высокопористые – оптимальные в качества основы для высоконагруженных автомобильных дорог. В их производстве применяется наиболее крупный щебень фракции 15-40 мм. Такие размеры обеспечивают необходимую водопроницаемость, создавая дренаж в низинах и болотистой местности. Большая крупность уменьшает сдвиг основания дороги и вдавливание в верхний слой грунта, уменьшая опасность вымывания и проседания покрытия.

Технология изготовления

Основа любого асфальтного производства заключается в подготовке исходных компонентов, смешивании при высокой температуре и хранении в специальных подогреваемых бункерах.

При прокладке дорог важно близкое расположение завода к месту строительства, поскольку материал необходимо довезти для укладки в разогретом состоянии. Если смесь остынет, ее будет очень сложно утрамбовать, а полученное покрытие окажется недостаточно прочным. Рассмотрим стадии производства асфальта.

Подготовка компонентов, из которых делают асфальт

Сюда относят просушку и просеивание. Песок, щебень и порода обычно поступают на завод во влажном или воздушно-сухом состоянии. Наличие остаточной влаги чревато снижением прочности покрытия и разбрызгиванием горячей битумной смеси при попадании в нее воды.

https://www.youtube.com/watch?v=spdTx-qkDnk

Чтобы устранить возможные последствия, материал подвергают сушке при температуре 150-160 ?С – такая температура позволяет избавиться от влаги, адсорбированной в порах материала.

Просеивание щебня проводят с использованием грохота. Минеральный наполнитель предварительно измельчают в дробилке, после чего также подвергают фракционированию. В зависимости от технологии производства, просушка может быть однократной или двойной, повторяясь после дробления или просеивания.

Смешивание компонентов

Щебень и песок подаются на ленточный конвейер, транспортирующий их в общий бункер. Смешивание с наполнителем и битумом может происходить одновременно или осуществляться после достижения однородной щебеночно-песчаной массы.

После добавления битума температура поддерживается на уровне 160-170 ?С. После достижения требуемой консистенции смесь (уже асфальт) попадает в бункер для хранения, где может оставаться нагретым до 4 дней. В течение этого срока ее необходимо отгрузить потребителю, чтобы избежать потери прочностных характеристик.

Модификация асфальта добавками, придающими полезные эксплуатационные свойства, производится одновременно с перемешиванием асфальта. При создании резиново-асфальтной смеси каучуковая крошка добавляется в нагретый, готовый к применению продукт.

Доставка

Перевозка асфальтобетона к месту строительства осуществляется автотранспортом. Чаще всего используют обычные самосвалы, имеющие устойчивый к воздействию горячего асфальта кузов. Для перевозки на большие расстояния могут применяться кохеры – автомобили со специальными термосберегающими контейнерами. Они предназначены для сохранения свойств асфальтобетона на протяжении 2 дней.

Как делают асфальт на заводе и можно ли его сделать самому своими руками расскажет видео:

Чтобы избежать приобретения некачественного асфальтобетона, следует требовать у продавца сертификат соответствия продукции. Его выдают только после прохождения комплекса испытаний, соответствующего ГОСТ или СНиП (в зависимости от сферы применения).

На рынке услуг по контролю качества существует ряд региональных лабораторий, которые проводят отбор проб и испытание асфальтных покрытий. При исследовании отбирается усредненный образец из общей массы материала. Анализ дорожного полотна проводится путем исследования керна, представляющего собой асфальтовый стержень, получаемый бурением дороги специальным полым буром.

Холодный асфальт своими руками

Сразу оговоримся, что холодный асфальт только укладывается самостоятельно, а его производство осуществляется только на заводе.

Читайте также:  Демонтаж стены из пеноблоков: этапы работы

Сама технология отличается от традиционного покрытия меньшими рабочими температурами (70-110 °С) и добавлением комплекса защитных и полимерных присадок в его состав.

Последние необходимы для придания большей прочности и образования защитной антиокислительной пленки на поверхности битума.

Важно

Несмотря на название, холодный асфальт все же придется подогревать в морозы, чтобы перевести битум в пластичное состояние. Вместе с этим горелкой нужно подогреть место, куда асфальт будет укладываться. В зависимости от фирмы-изготовителя, проводить работы с холодными смесями можно даже при отрицательных температурах (до -20…-10 °С).

Плюсом холодного асфальта является длительный срок хранения. В отличие от классического асфальтобетона, его не нужно применять сразу после покупки. К минусам относится меньшая прочность, которая почти в 2 раза меньше, чем у горячего асфальта.

Для трамбовки покрытия применяется виброплита или подручные средства – толстый деревянный брус, автомобильное колесо. Окончательная доводка поверхности происходит после многократного проезда автомобилей. Не рекомендуется делать цельные участки дороги из холодного асфальта, поскольку они разрушаются при давлении транспортного средства массой свыше 3,5 т.

Модифицированный холодный асфальт:

Рециклинг старого асфальта

Высокая стоимость создания дороги вынуждает искать пути экономии средств. Одним из них является рециклинг – переработка отработанного асфальта, с целью его повторного использования. Производится переработка в стационарных условиях или в мобильных рециклерах.

Процесс осуществляется в несколько стадий:

  • снятие слоя старого асфальта – выполняется ремиксером, удаляющим дорожное полотно путем фрезерования;
  • дробление фрезерованного слоя до размеров щебня. Полученный продукт называется гранулятом и может использоваться для прокладки дорог и приготовления щебеночно-песчаных строительных смесей;
  • нагрев в печи без прямого контакта с огнем (чтобы избежать воспламенения);
  • добавление свежей порции битума и полимерных добавок, при необходимости.

Технология рециклинга имеет промышленное значение и обычно применяется при прокладке городских и междугородних автомобильных дорог. Если появилась возможность купить асфальт рециклинга для частных целей, не стоит колебаться – различия в эксплуатационных свойствах нет, тогда как цена будет существенно ниже.

Мобильные установки для рециклинга асфальта

Установка №1Установка №2

Модернизация покрытий из асфальтобетона

Несмотря на достаточную практичность, дорожные полотна можно улучшить. Одним из способов является применение специальных мастик для асфальта. В их состав входит битум или битумные эмульсии, содержащие добавки полимеров из резины.

Обычные битумные мастики используются в горячем состоянии, а эмульсии – в холодном. Принцип действия мастик заключается в герметизации трещин и пор на поверхности полотна. Это препятствует попаданию воды внутрь дороги и ее разрушению – вода способствует растрескиванию покрытия при замерзании и гидроударе при проезде транспорта.

Стоит отметить следующее:

  1. Для малотоннажного применения асфальты не очень дороги, в отличие от многомиллионных затрат при прокладке шоссе;
  2. При должном качестве асфальт незаменим в любую погоду.
  3. Из окна машины редко заметны многочисленные дефекты, которые отчетливо видны пешеходам;
  4. Производство разогретых и вязких смесей не является простой задачей, несмотря на автоматизацию процесса;
  5. Сложность применения разогретых смесей отчасти компенсируется появлением холодного асфальта;
  6. Асфальтные дорожки в саду не делают именно по причине неприятного запаха битума, хотя со временем смесь твердеет и доставляет неудобства лишь в жаркую пору.

Существующие альтернативы асфальту пока что слишком дороги и не так практичны. В отличие от других строительных материалов, совершенствование асфальта происходит не путем разработки новых материалов, а модернизацией старых.

Широкое внедрение полимерных модификаторов позволяет принципиально улучшить свойства дорожных покрытий и расширить пределы их технологического применения, что подтверждают многочисленные испытания материала.

Источник: http://stroyres.net/vyazhushhie-materialy/organicheskie/asfalt/sostav-i-proizvodstvo.html

Технология литого асфальтобетона

Обычный асфальтобетон изготавливается по следующей схеме: все составные элементы перемешиваются, получается горячая либо холодная смесь, она заливается и непременно уплотняется. Данная операция упрочняет асфальт и придает ему устойчивость к деформированию. Литой же асфальтобетон представляет собой жидкость, хотя и вязкую, поэтому необходимости уплотнения нет.

Что такое литой асфальт

Когда литой асфальт охлаждается, он самостоятельно набирает плотность, достаточную для эксплуатации, что уменьшает затраты на его укладку и ускоряет процесс сооружения дороги. Этот материал имеет необычный состав и приемы изготовления.

Обычный асфальт основан на макроструктуре и состоит из щебня, песка с добавкой минерального порошка, а литой имеет в своей основе микроструктуру, определяемую битумом. Связывающее вещество состоит из битума с добавкой минерального порошка. В литом асфальте доля его достигает 28%, причем из них собственно битум занимает от 7,5 до 10%, а порошок составляет 20-30%.

Благодаря такому повышенному содержанию и формируется полукаркасная структура окончательного материала, в состав которой входит до 50% щебня размером до 5 миллиметров.

Разновидности литого асфальта

По максимальному размеру зерен литой асфальт делится на типы:

  1. Зерна имеют размеры до 15 миллиметров, а их содержание по массе – 45-55%. Асфальт такого состава применяется для постройки новых дорог и для ремонтных работ.
  2. Камни имеют размеры до 20 мм, а их процентное содержание достигает 20-25%. Этот тип обладает весьма широкой применяемостью.
  3. Диаметр камней достигает 40 миллиметров, их количество доходит до 45-5%. Область применения – новое дорожное строительство.
  4. Камни минимальной фракции – не больше 5 мм. Такой асфальт используют для велодорожек и тротуаров.
  5. Зерна достигают 20 мм, процентное содержание их – 35-50%. Объем битума при этом максимально велик – до 22-28%.

Отличается и технология изготовления. При приготовлении литого асфальта температура состава выше, смесь при доставке на место применения беспрерывно перемешивают и подогревают. Для укладки материала используются специальные машины. Уплотнение не требуется, литой асфальт, остывая, сам набирает необходимую прочность.

Литая смесь стоит дороже обычной, но ее стоимость окупается долгим временем службы.

Технические характеристики

Предъявляемые к наружному дорожному покрытию требования очень высоки, поскольку верхний слой должен быть не только прочным и износоустойчивым, но и предохранять внутренние слои от атмосферных осадков. Основными качествами литого асфальта являются пониженная пористость и повышенная плотность. Рассмотрим основные характеристики разных типов литого асфальта:

  • Первый тип имеет пористость каменных составляющих до 20% объема, а для прочих типов – до 22%.
  • Объемное водонасыщение для асфальта типа 1 и 2 равняется 1%, для прочих типов – 5, 7 и 0,5%. Асфальт воду не впитывает и способен предохранять нижележащие уровни. Это свойство обуславливает также повышенную морозоустойчивость поверхностей, выполненных из литого асфальта.
  • Устойчивость к пониженным температурам определяет также использование кубообразного щебня.
  • Параметр остаточной пористости данного асфальта — 2%.
  • Показатель прочности при сжатии не меньше 1 для типов 1,2,3 и 5 и не меньше 0,7 для четвертого типа.
  • Плотность литого асфальта или его удельный вес определяет в основном доля содержащихся в нем камней. Если щебень имеет различную массу, будет изменяться также объемный вес всего материала, причем диапазон этих колебаний составляет от 1,5 до 2,2 тонны на один кубометр.
  • Каждый регион имеет собственные нормативы на приготовление обычного и литого асфальта, поэтому точное определение всех параметров способен указать только завод-изготовитель.
  • Долговечность также относится к важным показателям. Деформируется литой асфальт меньше: при 40-градусной температуре он вдавливается на 1-6 мм (для пятого типа на 1-10 мм).
  • Поскольку литой асфальт укладывается при повышенной температуре, его адгезия к нижним слоям оказывается также высокой. С материалами рулонной гидроизоляции асфальт буквально «спекается», что приводит к повышению водостойкости конструкции.
  • Эффект коррозии в литом асфальте отсутствует, и это покрытие обладает устойчивостью к солям.

Области применения литого асфальта

Объекты, которые сооружаются с использованием литого асфальта, это мосты и дороги, туннели и многое другое.

Поскольку показатели типов во многом различаются, необходимо выбирать материал, оптимально пригодный для реальных условий.

Из литого асфальта первых двух типов изготавливают различные слои дороги, если по ней проходят больше 3 тысяч автомашин за день. Это могут быть скоростные участки дорог, шоссе, аэродромы и другое.

Можно использовать материал 1 и 2 типов и для не таких нагруженных автодорог, хотя это является экономически невыгодным.

Первый тип асфальта не применяют при создании дорожек для пешеходов и велосипедов. Типы 2,3 и 4 используют для базовых и покрывных слоев. Типы 1,2 и 5 применяют при разных видах ремонта, заделки выбоин, создании выравнивающих слоев в ходе постройки туннелей и мостов.

Технические показатели конечного продукта

Литой асфальт ценен своей повышенной шероховатостью. Колеса машин и велосипедов хорошо сцепляются с дорожным покрытием, это особенно важно при дождливой погоде или снегопаде. Повышенные гидроизолирующие свойства литого асфальта позволяют его использовать непривычным способом: с его помощью устраивают покрытие кровли, полы, гидроизолируют туннели.

Чтобы получить качественное дорожное покрытие, необходимо соблюдать технологию на всех этапах изготовления продукта. В одинаковой степени важны:

  • состав асфальта;
  • особенности производства;
  • технология укладки.

Рассмотрим подробнее все эти параметры.

Состав

Состав компонентов, применяемых при создании литого асфальта, имеет отличия от обычных и регламентируется ГОСТом:

  • Битум используется марок БНД 40/60 или 40/9о, хотя рекомендуется пользоваться улучшенным сортом битума, имеющим добавки полимеров. Прежде всего, это асфальт для покрытия мостов или высоконагруженных трасс. В качестве примера такой добавки можно назвать стирол-бутадиен-стирол.
  • Щебень применяется получаемый из вулканических материалов и лещадности (количества пластинчатых элементов) не выше 20%.
  • Песок, используемый в асфальте, может быть природным или дробленым. Для асфальта верхних слоев он применяется с ограничениями.
  • Добавка минеральных порошков выполняется в соответствии с ГОСТ Р 52129-2003.
  • Можно добавлять с состав асфальта всевозможные модификаторы – дефлегматоры, красители и другие.

Производство

Использование для литого асфальтобетона особо вязких сортов битума приводит к тому, что для смешивания составляющих требуется нагрев смеси до высокой температуры. Но излишний нагрев может оказать влияние на свойства продукта, поэтому желательно нагрев делать минимально возможным:

  • температура битума должна быть 160-180оС;
  • минеральные составляющие нагревают до 190-240оС;
  • температура готовой смеси получается 200-220оС, хотя это и считается чрезмерным.Если применить активированный минеральный порошок, температуру смеси удается снизить до 170-190оС.

Этот способ производства асфальта исключает его приготовление там, где он укладывается, поскольку требуется точное выдерживание температурного режима. Производственный процесс состоит из следующих этапов:

  • компоненты хранятся в бункерах;
  • компоненты поступают в сушильный барабан, где перемешиваются и нагреваются до требуемой температуры в течение 15-20 секунд;
  • битум подогревается и подается вместе с твердыми составляющими в миксер, где перемешивается вдвое дольше, чем при формировании обычной смеси. Перемешивание производится в асфальтосмесительных машинах с принудительными мешалками;
  • в специальных нагреваемых котлах-кохерах смесь при постоянном перемешивании привозится на место укладки. Состав смеси приближается к суспензии, так что расслоение не исключено. Если смесь в процессе доставки не перемешивать, опасность расслоения увеличивается, и литой асфальт становится негодным.
Читайте также:  Бетонные дороги в сша: подготовка основания, монтаж арматуры, заливка

Укладка

После доставки смесь загружают в особые асфальтоукладчики, которые выкладывают ее ровным слоем, толщина которого – 3-7,5 сантиметров.

Предварительно асфальтируемый участок обкладывается брусьями, не дающими смеси растекаться. Когда асфальт остынет до температуры 60-70оС, брусья можно убрать.

Слой асфальта уплотнения не требует, хотя с целью повышения шероховатости в поверхность утапливают черный щебень при помощи легких катков.

Стоимость литого асфальта и его основные производители

Приготовить литой асфальт значительно труднее, чем обыкновенный горячий асфальт и особенно холодный. В России этого типа асфальта производится не больше 9-10% общего производства, хотя наметилось стремление к росту. Лидирующими в сфере этого производства являются изготовители нефтяных продуктов и бетонов:

  • Бесспорным лидером изготовления всевозможных асфальтобетонов, включая литые, является ОАО «Асфальтобетонный завод №1», расположенный в Петербурге.
  • Объединение «Сургутнефтегаз» добывает и реализует нефть. Несмотря на то, что бетонное производство здесь считается побочным, валовый объем производства вывел производителя в лидирующую десятку по России.
  • «Асфальтобетонный завод №4», работающий в столице, выпускает все виды асфальта, не исключая литой.
  • ГУП «Башкиравтодор» — фирма, строящая дороги и производящая все необходимые для строительства материалы.
  • АО «Сверловскавтодор» имеет 45 предприятий, производящих асфальт всех типов. Фирма из собственных материалов строит автодороги.

В связи с типом асфальта и районом его производства стоимость литого материала может быть различной. Средняя цена составляет от 3700 до 4200 рублей за тонну или 5940–8800 рублей за кубометр.

Ямочный ремонт

Оптимальное время для ремонта поврежденных автодорог – лето, когда все работы выполняются дешево. Впрочем, если ремонт выполняется в аварийной ситуации, он может быть выполнен при любой погоде. Подбирается асфальт оптимального типа и класса, и им заполняются выбоины в дороге. Последовательность работ при этом следующая:

  1. Размечается и очищается поврежденный участок. Нарезчиком швов или отбойным молотком с пневмоприводом обрубается контур участка, внутри него удаляется мусор. Если объемы работ велики, применяются самоходные устройства для фрезерования навесные либо прицепного типа.
  2. Дно и боковые стороны очищенного повреждения покрываются битумом либо битумной эмульсией, выполняющей роль грунтовки. Делают это с помощью лейки и кисти, а при значительных объемах – автогудронатором.
  3. Литой материал привозят в готовом виде спецмашинами – кохерами, обеспечивающими горячую перевозку с непрерывным перемешиванием.
  4. Смесь специальным аппаратом заливается в выбоину. Уплотнения она не требует.
  5. Чтобы повысить шероховатость поверхности, отремонтированный участок присыпают черным щебнем и прикатывают ручным катком.

Из литого асфальта получается высококачественное дорожное покрытие, способное выдерживать немалую нагрузку. Отличная водонепроницаемость позволяет его применять в различных гидроизолирующих работах.

Наши преимущества

Спасибо, ваша заявка успешно отправлена!

Источник: https://iso-altair.ru/info/texnologiya-litogo-asfaltobetona/

Асфальтобетон: нормативная документация, технология изготовления, оборудование для производства

Немногие знают, что такое асфальтобетон и чем он отличается от традиционного асфальта. Первое, что хочется отметить, это то, что асфальт и асфальтобетонная смесь – это абсолютно разные вещи. Асфальт представляет собой битум – черную горную смолу. А асфальтобетоны – это смеси битума с щебнем, гравием и(или) песком, а также многими иными материалами.

Смесь для создания покрытия

Обратите внимание!
В разговорной речи асфальтобетоны зачастую называются просто асфальтом.

Нормативная документация

Нормативные документы существуют как на сам асфальтобетонный раствор, так и на различные битумы. Технические характеристики битумных смесей регламентируются ГОСТом 9128.

А параметры битумов, в зависимости от целей их применения, оговариваются следующими документами:

  • ГОСТ на строительные №6617;
  • ГОСТ на кровельные №9548;
  • ГОСТ на дорожные вязкие №22245.

Состав материала

Асфальто-бетонное покрытие используется в основном для обустройства дорожного полотна.

В такую смесь включают следующие компоненты:

  • Песок;
  • Щебень мелкого или среднего размера фракции, который составляет 85% от всей массы раствора;
  • Минеральный порошок;
  • Битум, являющийся связующим веществом для остальных компонентов раствора и составляющий 6% его массы.

Производство строительного материала такого типа предполагает соединение и тщательное перемешивание компонентов раствора, после чего производится моментальная его укладка.

Совет. Битум осуществляет свою связующую функцию только тогда, когда он является горячим.

Если смесь приготовили, укладку необходимо производить сразу же. Оставшаяся масса теряет свои основные свойства и становится непригодной для производства работ. Такой асфальт нельзя утрамбовать, и он становится хрупким.

Совет

Совет. Для того чтобы застывший асфальт не стал мусором, можно воспользоваться специализированным оборудованием таким, например, как установка для регенерации асфальтобетона ПМ 107.

Оборудование для регенерации

Многих владельцев загородных домов волнует вопрос о том, что лучше асфальт или бетон? Ответ на этот вопрос является довольно спорным, т. к. при составлении сравнительной характеристики можно выявить, что оба этих материала обладают не такими уж и серьезными отличиями, за исключением такого показателя, как цена ремонта покрытия.

Еще один достаточно частый вопрос — можно ли класть асфальт на бетон? Конечно, можно, тем более что такой вариант укладки позволит наделить покрытие положительными характеристиками обоих этих материалов.

Виды смесей

На фото – процесс укладки материала

Различают три основных вида материала, которые применяется для того, чтобы укладывать асфальтно-бетонное покрытие.

При этом каждый из представленных видов асфальта обладает своим предназначением:

  • Крупнозернистый. Данный тип раствора применяется для обустройства самых нижних слоев дорожного полотна. При его приготовлении используется мелкофракционный щебень для бетона с размерами зерна 5-15 мм и крупнофракционный 20-40 мм;
  • Крупнозернистый материал

  • Мелкозернистый. Такая смесь применяется в процессе укладки покрытий на проезжих частях. Именно такой слой материала является верхним при обустройстве двухслойной конструкции. Одним из ингредиентов такой смеси является мелкофракционный щебень 5-15 мм размером;
  • Песчаный. Такого типа раствор применяется для мощения тротуаров и пешеходных дорожек. В состав такого раствора входят в большом количестве песок и немного минерального наполнителя, битум и щебень с фракциями до 5 мм.
  • Технология изготовления

    Существует три метода, по которым производится приготовление горячей смеси:

  • Холодный;
  • Теплый;
  • Горячий.
  • Обратите внимание!
    Инструкция по изготовлению раствора по таким методам отличается только температурой, до которой доводятся смешиваемые материалы.

    Холодный метод приготовления предусматривает подогрев связующего вещества перед тем, как добавить его к остальным компонентам. Теплый и горячий методы предполагают добавление в подогретые компоненты горячего битума.

    Приготовление горячего раствора

    Технология приготовления такого типа материала своими руками предусматривает следующие этапы производства работ:

  • Сушка инертных компонентов и доведение их до температуры 200 градусов;
  • При температуре 160 градусов производится смешивание инертных компонентов с минеральным порошком и битумом;
  • Хранение готовой смеси до использования при температуре 150-180 градусов.
  • Оборудование для производства

    В роли оборудования для производства такого строительного материала используются асфальтобетонные установки или заводы.

    Такое оборудование бывает трех видов:

    • Мобильное;
    • Стационарное;
    • Ультрамобильное (Супермобильное).

    Обратите внимание!
    Ультрамобильность таких установок кроется не в их малых габаритных размерах, а в легкости транспортировки к месту производства работ.

    Мобильная установка

    Стационарные асфальтные заводы обладают производительностью приблизительно 80 тонн за час работы, а мобильные установки производят от 3 до 80 тонн. Цена мобильной установки напрямую зависит от ее производительности.

    Обратите внимание!
    Для организации бизнеса по производству асфальта придется приобрести также фронтальный погрузчик для транспортировки.

    Производство смесей — это процесс, напрямую связанный с его укладкой. Поэтому приобретение комплекта оборудования для асфальтирования дорожного полотна может предполагать необходимость купить керноотборник для асфальтобетона.

    В заключение

    Уложенное дорожное полотно

    Рассматриваемый материал – смесь, просто необходимая для обустройства качественного, пластичного и долговечного дорожного полотна. Правильно подобранные компоненты и точное соблюдение технологии изготовления согласно выбранного метода позволит создать поистине прочное бетонное покрытие, обладающее прекрасными эксплуатационными параметрами.

    А видео в этой статье позволит вам узнать еще больше о типах, методах изготовления и основных компонентов обсуждаемой смеси.

    Источник: http://rusbetonplus.ru/vidyi-i-harakteristiki/asfaltobeton-normativnaia-dokymentaciia-tehnologiia-izgotovleniia-oborydovanie-dlia-proizvodstva/

    Асфальтобетон литой: особенности строительства

    Укладка литого асфальтобетона

    Асфальтобетон литой — это строительный материал, изготовленный по литьевой технологии на основе битумного вяжущего, минерального порошка, песка, щебня и специальных поверхностно активных добавок. Литая асфальтобетонная смесь готовится в смесителях принудительного действия путем смешивания в определенных пропорциях, нагретых до определенной температуры заполнителей и нефтяного битума.

    Общая информация

    Литые асфальтобетонные смеси обладают высокой подвижностью, поэтому легко распределяются по поверхности, и при рабочей температуре в 220°С укладываются в конструкцию дороги без уплотнения. С понижением температуры, данный материал затвердевает, образуя при этом прочное трещиностойкое и водонепроницаемое покрытие (см. видео в этой статье).

    Асфальтобетоны, изготовленные с применением литой технологии, достаточно широко применяются при устройстве следующих видов дорожных покрытий:

    • автомобильных дорог;
    • городских улиц и площадей;
    • мостовых сооружений;
    • аэродромов;
    • тоннелей;
    • закрытых и открытых автостоянок;
    • также используются для проведения ямочного ремонта дорожных конструкций.

    Классификация и основные характеристики

    Литые композиты отличаются друг от друга свойствами, фазовым составом асфальтобетонного вяжущего, количеством и качеством исходных минеральных компонентов, а также технологией изготовления.

    Соотношение содержания компонентов асфальтовых смесей и область их применения, по ТУ на литой асфальтобетон, представлены в таблице ниже:

    Состав литого асфальтобетона

    В сравнении с классическими битумными растворами литые смеси обладают некоторыми отличительными характеристиками:

    • повышенное содержание нефтебитумного вяжущего (11%) и минерального порошка (25%);
    • большая вязкость;
    • намного выше температура изготовления и укладки (220­250°С).

    В зависимости от применяемого вяжущего, литые асфальтобетоны могут иметь следующие составы:

    1. Стандартная смесь, приготовленная с использованием теплоустойчивого не модифицированного битума.
    2. Полимерасфальтобетон — в качестве основного компонента применяется полимерно-битумное вяжущее.
    3. Сероасфальтобетон — композитный материал. В качестве вяжущего выступают: модифицированная сера и дорожный битум. Использование технической серы позволяет снизить содержание битума в растворе и несколько уменьшить температуру приготовления.
    4. Резиноасфальтобетон — в качестве основного наполнителя используется резиновая крошка. Применение данного материала способствует повышению износостойкости покрытия, увеличивает его долговечность, и в ряде случаев, помогает сократить расход щебня.

    Преимущества литого асфальтобетона:

    • отсутствует необходимость уплотнения укладываемых слоев;
    • повышенная коррозионная стойкость, износостойкость, водонепроницаемость;
    • повышенная пластичность, содействующая поглощению напряжений;
    • высокое сцепление с выше- или нижележащими слоями.

    Наряду с рассмотренными преимуществами литые асфальтобетонные смеси обладают рядом существенных недостатков:

    • высокая цена материала в сравнении с традиционными асфальтобетонами;
    • при повышении температуры наблюдается низкая устойчивость пластическим деформациям (гребенка, колея и др.) ;
    • невозможность укладки своими руками — устройство покрытий только с применением специальной техники и инструмента;
    • высокая паронепроницаемость, что может приводить к образованию вздутий на поверхности укладываемых слоев, особенно при устройстве покрытий на цементобетонных основаниях.

    Однако, исходя их многолетнего опыта использования материала, при технологически верно подобранном составе смеси, литой асфальтобетон 50 мм может с успехом выдерживать любые транспортные нагрузки в течении длительного промежутка времени.

    Читайте также:  Керамзитобетонные блоки с облицовкой: виды и применение

    Материалы

    В зависимости от назначения, технологии укладки и условий эксплуатации покрытия состав литого асфальтобетона может варьироваться в соответствии с предложенной проектной документацией.

    Стандартный набор компонентов представлен следующими материалами:

    • нефтяной дорожный битум;
    • песок;
    • щебень или гравий;
    • минеральный порошок.
    • черный щебень.

    Крупные заполнители — щебень

    Для производства щебня применяются прочные, морозостойкие горные породы или доменные металлургические шлаки. Прочность природных сырьевых материалов должна соответствовать 100–120 МПа, а пористых доменных шлаков более 80–100 МПа. Несколько пониженные требования к доменным шлакам компенсируются их хорошим сцеплением с вяжущим.

    Щебень для литых смесей должен иметь остроугольную форму (куб, тетраэдр и пр.). Содержание плоских (лещадных) зерен ограничено 15%.

    Требования, предъявляемые к щебню

    Мелкий заполнитель — песок

    Песок для приготовления литых асфальтобетонов получают путем дробления горных пород или кристаллических доменных шлаков. В зависимости от исходного материала, дробленый песок делят на два типа — марки 400 и 800.

    Для производства первого вида применяют породы с прочностью не ниже 40 Мпа, второго — с прочностью более 80 Мпа. По фракциям — это средне- и крупнозернистые пески.

    Характеристики песков и отсевов дробления, в зависимости от вида, марки и типа асфальта, должны соответствовать табличным значениям (см. фото).

    Требования к составу песка

    Минеральный порошок

    Данный материал является одним из главных структурирующих составляющих асфальтобетона.

    Основное назначение порошка как наполнителя — это перевод нефтяного битума из объемного состояния в пленочное. Тем самым увеличивается вязкость и прочность структуры горячей литой смеси.

    Вместе с дорожным битумом минеральный структурирующий порошок образует качественную дисперсную систему, которая выполняет функции единого связывающего материала в растворе. Производят минеральный порошок путем размалывания известковых или доломитных пород, битуминозных известняков, а также доменных шлаков.

    Обратите внимание

    Совместная работа порошка и битума определяется коэффициентом гидрофильности (набухания) порошковой присадки, который обычно равен 1, 25 мм и более. Набухание раствора битума и порошка не должно быть более 2,5%.

    В некоторых случаях, в качестве порошковой добавки, допускается применение местных материалов — порошкообразных отходов промышленности (топливная зола, зола-унос, отходы сахарного производства и др.). Качество этих материалов разнится поэтому, эффект действия и количество определенной добавки необходимо определять опытным путем для каждого конкретного типа смеси.

    Минеральный порошок характеристики

    Битум

    Класс и марку жидкого или вязкого битума подбирают в зависимости от типа асфальтобетона, категории дороги, климатических условий, действующих в определенных районах строительства.

    Для производства литых горячих смесей следует использовать дорожные битумы согласно ГОСТ 22245-90. Остальные технические характеристики представлены в таблице ниже.

    Битумы для литых асфальтобетонов требования

    Черненый щебень

    Для повышения износостойкости, улучшения сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием, поверхность из литого асфальтобетона покрывают черным щебнем.

    Черный, обработанный щебень

    Это материал, получаемый методом смешивания и горячей пропитки, в специальной установке, щебня из вулканических или осадочных пород органическим вяжущим.

    Для чернения щебня применяются смесительные агрегаты непрерывного или периодического действия. Вид вяжущего выбирают с учетом технологических особенностей конкретного типа дороги.

    Технология приготовления заключается в сушке и нагреве щебня с одновременным разогревом вяжущего. Рекомендуемая температура приготовления указана в таблице.

    Температура нагрева материалов

    Температурный режим процесса зависит от условий обработки и типа органического вяжущего. При теплой и сухой погоде (выше 10°С) руководствуются нижним пределом температуры (таблица), при температуре ниже 10°С — верхним.

    Объем органического вяжущего для обработки щебня назначают согласно данных представленных в таблице ниже.

    Ориентировочный расход вяжущего

    Технология производства и укладки литого асфальта

    Завод по производству литого асфальта

    Литая технология основывается на применении в качестве вяжущих вязких сортов нефтяных битумов.

    Поэтому, приготовление смеси происходит под действием сравнительно высоких температур:

    • температура битума — 160—180°С;
    • минеральные заполнители нагревают до 190—240°С;
    • температура готового асфальта составляет 200—220°С.

    Литой способ производства асфальтобетона исключает его изготовление в местах укладки смесей, поскольку весь процесс требует точного соблюдения температурного режима.

    Рекомендуемая температура

    Производство

    Принципиальная схема производства литого асфальта

    Технологическая инструкция приготовления литого асфальтобетона:

    1. Холодные и влажные минеральные материалы, в расчетных соотношениях, загружают в агрегат питания, откуда при помощи наклонного транспортера сырье поступает в сушильный барабан. Там его просушивают и доводят до рабочей температуры.
    2. Нагретые компоненты подаются элеватором в сортировочное устройство.
    3. Разделенные на фракции песок и щебень через бункеры, предназначенные для горячего материала, следуют в дозаторы и по окончанию взвешивания загружаются в смесительный агрегат.
    4. Холодный минеральный структурирующий порошок доставляется элеватором в нагреватель, где вещество сушится и нагревается до оптимальной рабочей температуры, после этого поступает в расходный бункер.
    5. Осажденная в пылеуловителях пыль (отходы производства) подается в сортировочный агрегат, где дозируются и смешивается с песком и минеральным порошком.
    6. Горячий битум из нагревателя поступает в смесительный агрегат, где дозируется и подается в бункер к остальным компонентам.
    7. В главном смесителе осуществляется перемешивание всех составляющих.
    8. После этого готовая продукция отгружается в специальные транспортные средства (кохеры), оборудованные котлом-термосом или резервуаром, снабженным системой обогрева и перемешивания материала в момент доставки потребителю.

    Укладка асфальта

    Строительство покрытий из литых асфальтобетонных смесей необходимо выполнять в сухую и теплую погоду при температуре не ниже 5°С. Асфальтобетон в момент укладки должен иметь температуру 185—235°С, в зависимости от технологических условий и типа битумного вяжущего.

    Работы по укладке литого асфальта проходят в следующей последовательности:

    • подготовительные работы;
    • разгрузка асфальтобетона;
    • укладка;
    • распределение и прессовка черного щебня.

    Устройство покрытий при помощи асфальтоукладчика:

    1. К установленному в рабочее положение укладчику подъезжает термос-миксер для перегрузки раствора в бункер агрегата.
    2. Открывают заслонку термоса, включают шнеки в приемном бункере укладчика и сливают готовый асфальт.
    3. После загрузки нормируемого количества, начинают укладку.
    4. Асфальт укладывают со скоростью 1–3 м/мин. Скорость регулируют в зависимости от проектной толщины слоя. По мере расхода материала, оператор добавляет его из рядом стоящего кохера.
    5. При вынужденной остановке или окончании рабочей смены раствор необходимо полностью выработать или удалить из приемного бункера, а готовое покрытие, в месте будущего стыка, нужно отсечь упорным брусом. В следующую смену: брус снимают, прогревают место стыка и продолжают процесс укладки.

    Устройство финишного покрытия из черного щебня

    Черный щебень доставляется на объект автосамосвалами под пологом или в специальном изолируемом контейнере. Материал в момент распределения должен иметь температуру минимум 100°С.

    Щебень укладывается способом рассева из расчета 10–15 кг/м2 по горячему основанию с рекомендуемой температурой 140—180°С. Материал может распределяться как вручную, так и механизированным способом (прицепной щебнераспределитель).

    Работу катка можно начинать после достижения температуры покрытия 120°С. Движение автотранспорта допускается после окончательного остывания покрытия, но минимум — через 3 часа после укладки.

    Литая асфальтобетонная смесь укладывается непрерывно и одновременно по всей ширине дороги, используя для этого нужное количество укладчиков, распределенных уступом на расстоянии друг от друга 25–30 м.

    Источник: https://beton-house.com/vidy/asfaltobeton/asfaltobeton-litoj-266

    Виды материалов и преимущества технологии изготовления асфальта

    Содержание

    Асфальт представляет собой смесь битума с минеральными материалами – песком и гравием. Асфальт часто подразумевается понятие «асфальтобетон» – полученный посредством уплотнения искусственный каменный материал.

    Асфальтобетон наиболее широко применяется при строительстве и возведении городских, аэродромных и кровельных покрытий, а также в постройке промышленных и жилищных сооружений.

    Асфальтовый бетон имеет большую стойкость к коррозии, чем цементный, однако более подвержен воздействию жидкого топлива и масел.

    Виды асфальтов

    По содержанию крупного заполнителя асфальтобетоны подразделяются так:

    • песчаные, в которых отсутствуют крупные заполнители вообще;
    • гравийные, состоящие из песка, минерального порошка, битума и гравия;
    • щебеночные, в состав которых кроме гравия входит битум.

    Горячий и теплый вид асфальта, в зависимости от их применения в дорожной конструкции, подразделяют на:

    • плотные – для верхних слоев покрытий дорог;
    • пористые и высокопористые – для нижних слоев и оснований дорожного покрытия.

    Производство асфальта

    Стандартная технология производства асфальта следующая:

    Влажные холодные песок и щебень попадают со склада в бункер агрегата питания при помощи погрузчика, крана или конвейера. Далее из бункеров материалы непрерывно подаются питателями на расположенный внизу агрегата питания сборный ленточный конвейер.

    Со сборного конвейера щебень с песком поступают на ковшовый наклонный элеватор, который грузит материал в барабан сушильного агрегата. В сушильном агрегате загруженные материалы высушиваются до нужной температуры. Нагревание происходит благодаря сжиганию газообразного или жидкого топлива в топке.

    С помощью вентилятора к форсунке специального бака подается необходимое количество для сгорания топлива воздуха.

    При вышеописанных процессах образуются горячие газы и пыль, поступающие далее в пылеулавливающую систему. Там пыль оседает и потом подается в смеситель для дальнейшего процесса использования.

    Технология производства асфальта с применением теплой и горячей регенерации асфальтобетонов «ANT»

    Данная технология производства асфальта позволяет:

    • снизить себестоимость производства регенерированной смеси за счет низкой стоимости материалов и стабилизатора;
    • снизить энергопотребление газа или дизельного топлива более чем на 50%;
    • дает возможность использовать регенерированные асфальтобетоны для кладки верхний и нижних слоев покрытия, а также оснований дорог всех технических категорий всех климатических природных зон.

    Применение технологий «ANT» решает не только вопросы с вторичным использованием отходов промышленности, но и экономит энергоресурсы. Данная технология проста в применении и общедоступна для всех типов асфальтных заводов и позволяет использовать общедоступную стандартную дорожно-строительную технику при строительстве дорог.

    Асфальт с резиновой крошкой

    Кроме стандартных добавок, в асфальт может быть добавлена резиновая крошка. Такая добавка служит препятствие для попадания внутрь асфальтированного участка жидкости – это препятствует его разрушению, и асфальт остается прочным на протяжении долгого времени эксплуатации. Метод асфальтирования с применением резины дорогостоящий и служит намного дольше.

    Это избавит от проведения повторных ямочных ремонтов и снизит затраты на последующие ремонты длительный период времени. Дорога, заасфальтированная обычным асфальтом, со временем начинает расслаиваться, особенно при высоких летних температурах, происходит окисление и высвобождаются мелкозернистые материалы.

    Трещины на поверхности такой дороги начинают появляться сравнительно быстро.

    Способ применения асфальтирования с резиновой крошкой увеличивает время образования трещин в несколько раз, так как этот материал асфальтирования включает в свой состав 7–9% связующего компонента – резины. Это не дает мелкозернистым материалам высвобождаться из общей массы на поверхность под солнечным воздействием.

    Важно

    Асфальт с резиновыми добавками может производиться на обычных асфальтовых заводах при помощи смешения (горячего), хотя для лучшего качества специалисты рекомендуют его производство на специализированных установках.

    Технология производства асфальта с резиновой добавкой включает в себя 2 этапа:

    1. На первом этапе производится смешивание асфальта и резины;
    2. На втором этапе идет выход готового продукта.

    После соединения двух компонентов на протяжении определенного отрезка времени происходит реакция. В качестве резиновой крошки применяется в большей степени резина от использованных шин автомобилей.

    Особенности технологии производства асфальта полученным материалом являются следующие:

    • асфальтируемую поверхность, освобожденную от изношенных материалов, необходимо обработать специальной битумной эмульсионкой;
    • рекомендуемая толщина асфальтового покрытия должна быть не менее 3–4см;
    • в момент укладки температура материала, содержащего резиновые добавления, должна быть высокой и составлять не менее +1500C.

    После утрамбовки асфальта вся поверхность должна быть обработана водой с содержанием извести. Известь необходима для того, чтобы после испарения воды улетучилась липкость, и покрытие приобрело стойкость и твердость. Такая обработка позволяет начать использование дорожного покрытия уже через 15 минут после окончания дорожно-строительных работ.

    Производство асфальта на заводе, видео-обзор

    Источник: http://hromax.ru/tehnologiya_proizvodstva_asfalta.html

    Ссылка на основную публикацию