Правила безопасной эксплуатации запорной арматуры

Виды изнашивания и особенности ремонта Как продлить ресурс запорной арматуры?

Правила безопасной эксплуатации запорной арматуры

Запорная арматура, позволяющая перекрывать прохождение потока среды в случае необходимости, устанавливается на любой трубопровод независимо от его вида и назначения.

По способу установки запорная арматура подразделяется на резьбовую, фланцевую и приварную

В бытовых трубопроводах чаще всего устанавливают резьбовую арматуру, в промышленных – фланцевую. Приварные устройства в последнее время практически не используются.

Детали арматуры любого типа в процессе эксплуатации изнашиваются, в результате чего изменяются их размеры и форма. Предельный износ влечет за собой отказ устройства. Для восстановления работоспособности требуется ремонт запорной арматуры.

Необходимость в последнем может возникнуть и вследствие внезапного отказа, вызванного заеданием подвижных сопряжений, заклиниванием затвора, поломкой деталей привода и т. п.

Детали арматуры могут подвергаться различным видам изнашивания:

  • Механическому
  • Эрозионному
  • Тепловому
  • Химическому и др.

Механический износ арматуры – результат взаимного трения деталей, например, уплотнительных колец задвижек, шпинделя и ходовой гайки в их резьбовом соединении, валов в подшипниках скольжения и т. п.

Степень изменения деталей зависит от числа циклов срабатывания арматуры, прочности и твердости металла, износостойкости трущихся поверхностей.

Решающую роль в интенсивности механического износа могут играть окислительные процессы, происходящие в поверхностном слое металла (окислительное изнашивание), микрорезание абразивными частицами (абразивное изнашивание), схватывания металла и др.

Снизить механический износ деталей можно путем повышения твердости материала, из которого они изготовлены. Для этой цели применяются различные методы: поверхностная закалка токами высокой частоты, химико-термическая обработка (цементация), азотирование, диффузионное хромирование и др.

Для защиты от повреждений и коррозии резьбовые элементы запорной арматуры подвергают гальванизации или покрывают специальными антифрикционными материалами на основе твердых смазок.

Антифрикционные покрытия сегодня приобретают все большую популярность, так как, по сравнению с гальваническими, они более устойчивы к износу и продолжают действовать после многократных циклов монтажа-демонтажа арматуры.

В России антифрикционные твердосмазочные покрытия (АТСП) выпускаются под брендом MODENGY.

Для резьбового крепежа запорной арматуры применяется линейка АТСП с добавлением политетрафторэтилена – MODENGY 1010, MODENGY 1011 и MODENGY 1014 (последнее покрытие содержит также дисульфид молибдена).

Эти материалы позволяют защитить металл от коррозии и износа, стабилизировать коэффициент закручивания, избежать «закусывания» резьбы.

Правила безопасной эксплуатации запорной арматуры

Покрытия успешно прошли испытания на химическую стойкость, поэтому могут эксплуатироваться в условиях агрессивных перекачиваемых сред.

Эрозионному изнашиванию подвергаются детали арматуры, осуществляющие дросселирование жидкости: плунжеры и седла регулирующих клапанов.

Различают щелевую и ударную эрозии, а также процесс кавитационого разрушения металла. При щелевой эрозии поверхности деталей размываются под действием струи влажного пара, проходящего с большой скоростью через щель между седлом и плунжером.

При ударной эрозии материал разрушается из-за ударов капель воды о поверхность детали. При кавитационном режиме движения в потоке среды образуются пузырьки (пустоты).

Схлопываясь, они создают местные гидравлические удары, которые разрушают металлические поверхности.

Снизить интенсивность эрозионного изнашивания можно, изменяя режимы работы арматуры и применяя эрозионно-стойкие материалы.

Тепловое изнашивание (старение) материала – результат изменения его структуры при нагревании. Старение наиболее характерно для резины – она теряет эластичность, становится хрупкой и ломкой. Сальниковая набивка под действием высокой температуры выгорает и твердеет.

Химическое изнашивание – не что иное как коррозия, которой подвергаются детали запорной арматуры под воздействием рабочих сред.

Правила безопасной эксплуатации запорной арматуры

Коррозия может быть общей (по всей поверхности металла), щелевой, межкристаллитной, питтинговой (точечной). Наибольшую опасность представляет коррозионное растрескивание стали, возникающее при одновременном воздействии среды и механических напряжений.

Коррозионному растрескиванию сильнее всех подвержены стали и ее сплавы.

Снизить интенсивность химического износа можно, используя легированные стали, коррозионно-стойкие металлические и неметаллические покрытия. Некоторые из них – например, уже названные выше MODENGY – обладают очень высокими антикоррозионными свойствами и при этом просты в применении.

  • В отличие от пассивирования, электрохимической защиты и других процессов, требующих специализированного оборудования, работа с АСТП предполагает использование стандартных инструментов для окраски.
  • В процессе эксплуатации запорной арматуры процессы изнашивания деталей происходят непрерывно, поэтому для своевременного обнаружения возможных неисправностей необходимо наблюдать за ее техническим состоянием.
  • Наиболее тщательного контроля требуют детали сальникового и ходового узлов, фланцевые или резьбовые соединения крышки с корпусом и корпуса с трубопроводом.

В отсутствие каких-либо проблем будет достаточно визуального осмотра деталей. В обязательном порядке проверяется легкость открывания и закрывания задвижек, кранов, вентилей.

Если в процессе работы арматуры наблюдались протечки или другие признаки ее неисправности, запорное устройство демонтируется для ремонта.

Нормативно-технической документацией предусмотрены текущий, средний и капитальный ремонт. Критериями разделения видов являются характер работ (возможность их выполнения без демонтажа арматуры) и их стоимость относительно цены нового изделия.

Текущий ремонт не требует снятия арматуры с трубопровода. Стоимость его выполнения не превышает 7 % от первоначальной цены устройства. В ходе текущего ремонта выполняется очистка арматуры, набивка сальника, подтяжка гаек, восстановление подвижности шпинделя и устранение других незначительных неисправностей.

Средний ремонт предназначен для восстановления работоспособности арматуры, стоимость работ при нем составляет от 7 до 23 % от цены изделия. При среднем ремонте проверяется техническое состояние всех узлов арматуры. Изделия разбираются без снятия с трубопровода или после демонтажа.

Все детали, особенно резьбовые элементы, очищаются от следов коррозии, накипи и иных загрязнений. Для этого целесообразно использовать специальный очиститель металла. Мелкие детали, поврежденные коррозией, прокладки, набивка сальника заменяются. Затем изделие собирается и испытывается на прочность, плотность металла и герметичность.

Капитальный ремонт включает в себя объем работ стоимостью до 75 % от цены нового изделия. Арматура демонтируется с трубопровода, промывается и направляется на ремонтный участок, где ее разбирают и диагностируют.

Правила безопасной эксплуатации запорной арматуры

Разборка запорных устройств предполагает снятие крышки, извлечение маховика вместе со штоком (шпинделем) и запорным органом (клином, плашками, клапаном или пробкой).

При осмотре штока и запирающих поверхностей определяют характер ремонта. Клин, плашку у задвижек и клапан у вентиля осматривают через лупу, а седла, которые часто не видны – с помощью системы зеркал.

Ремонт позволяет выявить и устранить следующие неисправности запорной арматуры:

  • Потеря герметичности из-за утечки среды между уплотнительными кольцами затвора и седла, седла и корпуса, шпинделем и набивкой сальника
  • Задиры на шпинделе в зоне сальниковой набивки
  • Защемление шпинделя в сальниковом узле
  • Повреждение ходовой резьбы шпинделя и гайки
  • Нерегулируемый расход среды в регулирующей арматуре
  • Выход из строя крепежных деталей
  • Поломка управляющих маховиков
  • Сбои в работе привода
  • Выход из строя сильфона в соответствующей арматуре

При обнаружении на уплотнительных поверхностях участков и раковин глубиной до 0,5 мм их шлифуют; износ глубиной до 0,1 мм ликвидируется в процессе взаимного перемещения детали и притира – плиты или оправки из мелкозернистого чугуна, поверхность которых покрыта абразивным материалом (наждачным, корундовым или кварцевым порошком, карбидом кремния или бора и пр.).

Многие притирочные работы производятся с помощью паст. Самая распространенная паста носит название места, в котором она была разработана – ГОИ (Государственный оптический институт).

Основная составляющая данной пасты – окись хрома. Она тонким слоем наносится на очищенную сухую поверхность притираемой детали.

После их взаимного перемещения с другой деталью или притиром слой пасты удаляется керосином и меняется на новый.

В зависимости от состава и характера содержащихся абразивных веществ различают грубую, среднюю и тонкую пасты. Последняя обычно завершает процесс притирки уплотнительных поверхностей арматуры.

При сильном износе поверхностей клина, плашек, клапана, пробки и корпуса их восстанавливают путем наплавления, а затем обрабатывают на станке. Сменные уплотнительные кольца в корпусе заменяют новыми.

Читайте также:  Заправочные фитинги для автокондиционеров

В процессе ремонта предохранительных клапанов тщательно проверяют пружины. После разборки их промывают в керосине и осматривают. Детали с забоинами, рисками и вмятинами подлежат замене. На предмет выявления остаточной деформации, которой быть не должно, пружины трехкратно сжимают статической нагрузкой.

Предохранительные клапаны регулируют и испытывают воздухом на специальном стенде. Отрегулированный клапан при заданном давлении открывается, а при его снижении закрывается с хлопком.

После ремонта арматура испытывается на прочность и плотность опрессовкой.

Причины и виды неисправностей запорной арматуры

Правила безопасной эксплуатации запорной арматуры

Существует целый ряд причин, по которым трубопроводная арматура выходит из строя. Все их условно можно разделить на три группы:

  • Производственные;
  • Конструкционные;
  • Эксплуатационные.

Производственные причины и виды неисправностей запорной арматуры связаны с недостаточным техническим уровнем технологических процессов, используемых на предприятии, производящем изготовление отдельных деталей и сборку арматуры.

Снизить количество брака запорной арматуры позволяет технический контроль всех производственных этапов и повсеместная технологическая дисциплина.

 Услуги промышленная безопасность это предупреждение опасных чрезвычайных ситуаций на предприятии абсолютно любого рода деятельности и залог уверенной работы.

Положительно сказывается и использование стандартных узлов и деталей: сальников, электроприводов, редукторов, крепежных деталей, штоков и т.д.

Конструкционные (структурные) причины отказов и неисправностей запорной арматуры связаны непосредственно с конструкцией самой арматуры. От того насколько она грамотно выполнена и насколько продумана ее конструкция для проведения технического обслуживания, зависит своевременность и быстрота выполнения ремонтных работ.

Эксплуатационные причины отказа запорной арматуры связаны со способностью арматуры сохранять свои эксплуатационные качества во время работы в пределах, указанных в технической документации. Эксплуатационными параметрами арматуры являются:

  • крутящий момент маховика, либо усилие на рукоятку управления;
  • герметичность прокладок, сальников, затворов;
  • пропускная способность предохранительного клапана;
  • иные характеристики;

Если один из параметров начинает не соответствовать определенной для него норме, то наступает параметрический отказ. Гидравлическое испытание запорной арматуры и стенды для испытания запорной арматуры способны предупредить и снизить риск дальнейшего отказа запорной арматуры в процессе её эксплуатации на предприятии.

Правила безопасной эксплуатации запорной арматуры

Отказ запорной арматуры — выход ее из строя в связи с поломкой одного или целой группы элементов. Отказ может быть частичный, при котором возможно дальнейшая эксплуатация, и полный, в случае которого требуется срочное выполнение ремонтных работ.

Полный отказ может быть следующего характера:

1) в запорной арматуре.  Отсутствие возможности поднять или отпустить запорный орган для ее открытия или закрытия. В связи с этим становится невозможной регулировка потока рабочей среды и отказ от эксплуатации оборудования, на котором установлена запорная арматура.

Протекание жидкости через неплотности соединения или свищи в корпусе. В данном случае значительно повышается износ оборудования и появляется опасность травмирования сотрудников обслуживающего персонала.

2) в предохранительной арматуре. Не работоспобность запорного клапана: не срабатывает при повышении или понижении давления в установленных пределах. В результате этого появляется опасность поломки основного оборудования, вследствие отсутствия должной защиты от негативных факторов. Возникает повышенный износ, обслуживающий персонал рискует получить травмы.

3) в регулирующей арматуре. Любая неисправность, приводящая к невозможности выполнения регулировки, соответственно полной потери контроля за расходными характеристиками. Потеря герметичности вследствие разрушения уплотнительных материалов и появления свищей на корпусе.

Частичный отказ запорной арматуры может быть следующего характера:

В предохранительной и запорной арматуре — частичный пропуск рабочей среды через запорное устройство, который позволяет эксплуатировать оборудование, но приводит к снижению экономичности и качества функционирования объектов.

В регулируемой арматуре — любые неисправности, которые приводят к частичному изменению параметров регулирования. Потеря плавности хода и возникновение люфта в местах сочленения становятся причиной снижения экономичности работы.

С характерными неисправностями, возникающими в трубопроводной арматуре и электроприводах можно ознакомиться в следующей таблице.

ТАБЛИЦА. ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ И ТРУБОПРОВОДНОЙ АРМАТУРЫ. МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

Неисправность Возможная причина Способ устранения
Рабочая среда протекает, несмотря на полностью опущенный запорный орган Потеря герметичности вследствие износа уплотнительных поверхностей корпуса: появление трещин, вмятин задиров. или повреждения запорного органа (диска, клина, тарелки. Произвести разборку, очистку, промывку и дефектацию. Различные механические повреждения (задиры, вмятины) отшлифовать и притереть. Более серьезные дефекты (отслоения, трещины, глубокие задиры) исправить путем наплавки нового уплотнительного слоя с последующей притиркой. Произвести замену уплотнительных колец с притиркой.
Приложено слишком малое усилие на маховик. Усилие на маховик усилить до расчетного.
Электропривод запорного органа развивает недостаточный крутящий момент. Произвести осмотр и настройку муфты, отвечающей за крутящий момент. Проверить работоспобность электродвигателя.
Через сальник протекает рабочая среда Сальник набит недостаточно плотно Ослабить болты, произвести дополнительную набивку с последующей равномерной подтяжкой болтов
Сальник износился Удалить старую набивку и набить новую
Коррозионный износ поверхности шпинделя Произвести шлифовку цилиндрической поверхности с последующим азотированием и шлифовкой.
Наблюдается потение или течь сквозь детали корпуса Корпус имеет дефекты, возникшие в процессе литья. На его поверхности присутствуют пустоты, поры, раковины, свищи. Возможны трещины в местах изменения радиуса корпуса. Путем шлифовки снять слой металла в месте протечки до обнаружения дефекта. При наличии трещин, для недопущения их дальнейшего расползания, произвести сверление на концах. Все дефектные места зачистить и заварить.
Протекает рабочая среда в точке сопряжения крышки с корпусом. Недостаточная затяжка шпилечного соединения Равномерно в последовательности, исключающей перекос фланца крышки относительно корпуса, затянуть гайки.
Износилась прокладка Заменить прокладку.
Присутствуют повреждения на уплотнительных поверхностях крышки и фланца корпуса. Произвести шлифовку поврежденных мест и наплавку нового уплотнительного слоя с последующей проточкой и шлифовкой.
Запорный орган перемещается со значительным задержками. Изношены направляюще клиньев Выполнить демонтаж направляющих клиньев с последующей заменой или ремонтом.
В резьбовой втулке или шпинделе повреждена трапецеидальная резьба. Выполнить демонтаж и произвести замену дефектной втулки и или шпинделя.
На поверхности направляющих скопилась смола или осадок в виде твердых частиц Разобрать корпус задвижки и произвести очистку.
Невозможно переместить запорный орган в любом из направлений. Вышла из строя деталь или группа деталей привода управления: ходовой гайки, шпинделя, шестерни и др. Разобрать корпус, выполнить ревизию деталей и произвести замену дефектных.
Рабочая среда проходит сквозь сильфонный узел В сильфоне присутствуют повреждения Произвести разборку вентиля или клапана с заменой сильфонной сборки.
В гидравлической характеристике регулирующего клапана наблюдаются изменения. В регулирующем органе имеется эрозионный износ. Разобрать клапан и произвести замену шибера (плунжера). Если износилось седло, то его необходимо заменить на другое с последующей притиркой.
Срабатывает предохранительный клапан при нормальный условиях эксплуатации. В импульсном клапане нарушена герметичность. 1. Убедиться в правильности расположения груза на рычаге.2. Произвести разборку импульсного клапана и устранить обнаруженные дефекты уплотнительных поверхностей. При необходимости выполнить притирку дефектов корпуса.3.Убедиться в работоспособности электромагнитного клапана. Если его сердечник залипает, то необходимо заменить электромагнит, пружину, сердечник. Осмотреть ручной дублер.
Нарушена герметичность в главном предохранительном клапане. 1. Осмотреть пружину на наличие дефектов и правильность расположения.2. Произвести притирку уплотнительных поверхностей.
Не закрывается главный предохранительный клапан Оборвало шток.Заклинило ходовую часть Произвести замену штокаВыполнить разборку клапана с последующим осмотром и проверке качества сопряжения всех деталей. При обратной сборкеРазобрать клапан. Проверить сопряжения основных деталей ходовой части.При сборке особое внимание следует уделить сборке сальниковых уплотнении поршней и штока, с тем чтобы не сделать эти уплотнения чрезмерно тугими.
Пружинный пре-дохранительный клапан не закрывается. Поломка пружины Разобрать клапан и заменить пружину.
Происходит холостое вращение маховика при переходе в режим ручного управления. Не происходит сцепление кулачков муфт в результате поломки. Осмотреть узел ручного управления и устранить неисправность.
Усилие на маховик настолько велико, что нет возможности полностью закрыть или открыть арматуру Заедает подвижные части в электроприводе или арматуре. Попытаться устранить неисправность путем вращения в обратную сторону. Если проблема не решается, то разобрать узел и перебрать его.
Стрелка указателя во время хода не вращается. Неисправна передача между приводным валом привода и кулачковым валиком путевого выключателя. Осмотреть передачу и устранить неисправность
Винт, который останавливает диск со стрелкой, ослаб Разобрать указатель и затянуть винт, отвечающий за стопор стрелки.
После нажатия на пусковую кнопку двигатель начинает работу в холостом режиме. Не включен режим дистанционного управления Перевести электропривод на дистанционное управление.
Изношена шпонка вала или червяка на электродвигателе Изучить содержимое электропривода и устранить неисправность
Электропривод при этом стоит на месте. В результате ослабления стопорного винта сдвинулась муфта электродвигателя. Снять электродвигатель, поставить муфту на место и застопорить винтом. Демонтировать электродвигатель, установить муфту в рабочее положение и затянуть винтом.
Не запускается электродвигатель после нажатия на одну из управляющих кнопок Неисправности в силовой цепиНе исправен пускатель.Нет напряжения на щите управления. Осмотреть силовую цепь на наличие дефектов и исправить ихОтремонтировать или заменить пускательПроизвести диагностику системы питания и устранить проблему
Читайте также:  Какого диаметра полипропиленовые трубы лучше для отопления в частном доме

Гост р 53672-2009 арматура трубопроводная. общие требования безопасности / 53672 2009

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

Правила безопасной эксплуатации запорной арматуры НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСТ Р 53672-2009

Арматура трубопроводная

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

  • Москва
  • Стандартинформ
  • 2010

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»

  1. Сведения о стандарте
  2. 1 РАЗРАБОТАН Закрытым акционерным обществом «Научно-производственная фирма «Центральное конструкторское бюро арматуростроения» (ЗАО «НПФ «ЦКБА») и Некоммерческой организацией «Научно-промышленная ассоциация арматуростроителей» (НО «НПАА»)
  3. 2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 259 «Трубопроводная арматура и сильфоны»
  4. 3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15 декабря 2009 г. № 1057-ст
  5. 4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты».

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты».

Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

СОДЕРЖАНИЕ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Арматура трубопроводная
  • ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
  • Pipeline valves. General safety requirements

Дата введения — 2011-01-01

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на трубопроводную арматуру и приводные устройства к ней и устанавливает общие требования безопасности при ее проектировании, изготовлении, монтаже, эксплуатации, ремонте, транспортировании, хранении и утилизации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.568-97 Государственная система обеспечения единства измерений. Аттестация испытательного оборудования. Основные положения

ПОИСК

    Установлено, что наиболее часто аварии в наземных хранилищах сжиженного газа происходят вследствие утечки газов и загазованности территории складов при разрыве трубопроводов и гибких шлангов, разгерметизации фланцевых соединений и сальниковых уплотнений, арматуры, насосов и компрессоров, переполнении и разрушении резервуаров. На отдельных предприятиях допускается эксплуатация резервуаров без достаточного оснащения необходимыми КИП и средствами автоматического регулирования. Способствует авариям также отсутствие или недостаточная надежность средств и систем противоаварийной защиты, локализации и тушения пожаров. Отмечены случаи установки неработоспособных приборов замера уровней, неудачно запроектированных схем гашения вакуума, нарушения требований безопасной эксплуатации оборудования, трубопроводов и арматуры. [c.288]

    Резервуары для хранения сжиженных газов. Ответственными за безопасную эксплуатацию всех сосудов, работающих под давлением, приказом по ГРС назначаются лица из числа ИТР, сдавшие экзамены по Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением и Правилам безопасности в газовом хозяйстве Госгортехнадзора СССР.

На резервуарный парк хранилища сжиженного газа составляют технологическую схему, в которой указывают расположение резервуаров, всех технологических трубопроводов и запорной арматуры.

На каждый резервуар должен быть технический паспорт, составленный заводом-изготовителем, в который при эксплуатации заносят сведения о всех работах по ремонту и техническому освидетельствованию сосудов. [c.128]

    Трубопроводы пара и горячей воды должны изготовляться по ОСТ 24.03.004 Трубопроводы пара и горячей воды тепловых электростанций. Технические условия. Изготовление .

Стандарт распространяется на изготовление деталей, элементов, трубопроводных блоков, опор, подвесок и ручных дистанционных приводов к арматуре для трубопроводов всех категорий, предусмотренных Правилами устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды Госгортехнадзора СССР, он обязателен для всех заводов и организаций, проектирующих и изготавливающих трубопроводы тепловых электростанций. [c.243]

эксплуатации элементов, составляющих трубопроводную сеть, в значительной степени зависит от правильного их выбора в соответствии с нормативами. Такими нормативными документами являются ряд СНиП, Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов для горючих, токсичных и сжиженных газов (ПУГ—69) , и Правила устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды .

На нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятиях действуют обобщающие Руководящие указания по эксплуатации, ревизии, ремонту и опробованию технологических трубопроводов под давлением до 100 кгс/см (РУ—75). [c.319]

    Большое значение для безопасной эксплуатации трубопроводов имеет применение специальной арматуры, к которой относятся  [c.

325]

    Устанавливаемая на трубопроводах и оборудовании арматура должна выбираться в соответствии с параметрами транспортируемых сред. Арматура для трубопроводов, подлежащих действию Правил устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов пара и горячей воды> б. Госгортехнадзора СССР должна соответствовать указаниям этих правил. [c.599]

    В технологических схемах современных химических производств большой объем занимают трубопроводы и арматура, от состояния которых зависят условия безопасности. Для повышения безопасности на химических предприятиях разработаны и в 1970 г.

изданы специальные Правила устройства и эксплуатации трубопроводов горючих, токсичных и сжиженных газов, в соответствии с которыми в промышленности проведена большая работа по улучшению состояния трубопроводов.

Однако все еще известны случаи аварий, обусловленные недостатками эксплуатации трубопроводов. [c.10]

    Для предупреждения аварий и несчастных случаев в производстве синильной кислоты принимают специальные меры, обеспечивающие безопасную эксплуатацию производства.

К таким мерам относятся автоматическое регулирование основных параметров с выносом систем управления всеми стадиями процессов на щит управления в центральную операторную тщательная герметизация аппаратуры, трубопроводов, арматуры бесперебойная работа вентиляционных систем и др. [c.78]

    Качество выполненных работ подтверждается Удостоверением о качестве ремонта трубопровода , которое подщивается к паспорту или эксплуатационному журналу трубопровода и хранится у лица, ответственного за безопасную эксплуатацию трубопроводов.

При сдаче трубопровода из ремонта исполнитель ремонтных работ передает заказчику указаннное Удостоверение и предъявляет первичные документы, подтверждающие качество выполненных работ и примененных материалов сертификаты на примененные материалы, сварочные электроды, детали трубопроводов, паспорта на трубопроводную арматуру и компенсаторы, заключение о качестве сварных швов, акты на промывку, продувку и испытание трубопровода. [c.220]

    Организует надзор за правильным монтажем и эксплуатацией оборудования, трубопроводов, арматуры, предохранительных устройств в соответствии с требованиями паспортов заводов-изготовителей, инструкций, технологических регламентов, правил и норм техники безопасности. Принимает меры для устранения отступлений. [c.41]

    Выявляет причины нарушения правил технической эксплуатации оборудования, арматуры и трубопроводов, возникновения в них неисправностей и неполадок, ведения ремонтных работ с нарушением правил безопасности. Разбирает их с механиками (мастерами) установок, отделений цеха, смев на совещаниях и собраниях рабочих. Определяет меры, исключающие повторение подобных нарушений в дальнейшем. [c.51]

Читайте также:  Течь из трубы автомобиля

    Участвует в разработке инструкций для рабочих мест и профессий, а также планов ликвидации аварий в части правильной эксплуатации оборудования, арматуры, трубопроводов, предохранительных устройств, безопасного ведения работ при ремонте и в условиях аварии. [c.51]

    Ведет учет и анализирует допущенные нарушения правил технической эксплуатации оборудования, арматуры, трубопроводов, зданий и сооружений, а также нарушений безопасных приемов труда при выполнении ремонтных работ. Разбирает их на собраниях и совещаниях рабочих. Определяет меры, исключающие повторение подобных нарушений в дальнейшем. [c.54]

    С целью обеспечения безопасной эксплуатации складов трубопроводы следует, как правило, отключать от резервуара двумя запорными арматурами. [c.218]

    Усилия по безопасности эксплуатации окладов жидкого хлора следует прежде всего направить на улучшение герметичности и надежности сосудов, арматуры и трубопроводов на технические решения по уменьшению количеств пролитого хлора ограничение поверхности испарения пролитого хлора уменьшение времени ликвидации аварий. [c.85]

    Межцеховые технологические коммуникации работают в знакопеременном температурном интервале, соответствующем изменению температуры окружающего воздуха. Вследствие этого в трубопроводах возникают растягивающие, сжимающие и изгибающие напряжения.

В процессе монтажа при неравномерной затяжке болтов или шпилек фланцевых соединений арматуры в ней возникают такие же напряжения. Для надежной и безопасной эксплуатации внешних технологических коммуникаций целесообразно устанавливать на них стальную арматуру.

[c.110]

    ОСНОеНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРУБОПРОВОДОВ И АРМАТУРЫ [c.258]

    С целью повышения надежности работы пневмоприводов арматуры и, как следствие, улучшения безопасности эксплуатации технологических трубопроводов воздух или инертный газ должен быть сухим, исключающим выпадение конденсата в пневмоприводах в зимнее время. [c.111]

    Ввиду особой опасности производства жидкого хлора при проливе значительных количеств жидкого хлора, а также разрыве трубопроводов и аппаратов возможны тяжелые последствия не только для обслуживающего персонала цеха, но и для персонала смежных цехов и предприятий.

Поэтому расположение, устройство аппаратов, трубопроводов, арматуры, их содержание и эксплуатация, методы контроля производства, предотвращения аварий и неполадок оговорены специальным государственным документом Правила и нормы техники безопасности и промышленной санитарии для проектирования, строительства и эксплуатации производства жидкого хлора . Указанные Правила утверждены Госгортехнадзором, ЦК Союза рабочих нефтяной и химической промышленности и Министерством химической промышленности и имеют обязательный характер. Как видно из самого названия Правил , они охватывают все стадии производства жидкого хлора (проектирование, строительство и эксплуатацию). Поэтому основы безопасности производства закладываются уже при проектировании, а именно выбор метода и аппаратуры, конструкция аппаратов, трубопроводов и арматуры, их расположение внутри цеха, приборы и средства контроля за ходом процесса и сигнализации основных параметров, конструкция зданий, меры и технические средства защиты от проливов и аварий, вентиляция и т. п. Многолетняя практика эксплуатации цехов жидкого хлора, насчитывающая лишь небольшое количество аварий и неполадок, показала, что строгое соблюдение Правил и местных инструкций по ведению технологического процесса и технике безопасности — надежная гарантия безаварийной и безопасной работы. [c.66]

    Существенным достоинством применения фреона является также практически полная безопасность эксплуатации фреоновых холодильных установок.

В отличие от аммиака фреон не образует взрывоопасных смесей с воздухом и нетоксичен.

Однако вследствие крайне высокой текучести фреона значительно повышаются требования к герметичности трубопроводов и арматуры фреоновых холодильных установок. [c.111]

    Арматуру из ковкого чугуна марки не ниже КЧЗО—6 (ГОСТ 1215—79) и из серого чугуна марки не ниже СЧ 15—32 (ГОСТ 1412—79) для трубопроводов, транспортирующих среды групп В и Г, на которые распространяются Правила устройства п безопасной эксплуатации трубопроводов пара н горячей воды Госгортехнадзора СССР, допускается устанавливать в пределах параметров, указанных в табл. 1.18. [c.90]

    Безопасность эксплуатации трубопроводов во многом зависит от применяемой арматуры. Арматура должна удовлетворять требованиям повышенной герметичности запорных и сальниковых устройств.

Согласно ПБВХП—74, арматура, предназначенная для сжиженных углеводородных газов, а также ЛВЖ с температурой кипения ниже +45 °С, независимо от температуры и давления среды, должна быть стальной.

Нормативные материалы предусматривают применение арматуры из чугуна, титана и специальных материалов для определенных сред, температур и давлений. [c.198]

    Ограничения по выбору конструкционных и прокладочных материалов трубопроводов- для горючих, токсичных и сжиженных газов.

Для трубопроводов с опасными средами должна выбираться арматура, которая в заданных условиях будет работать надежно.

В соответствии с Правилами устройства и безопасной эксплуатации трубопроводов для горючих, токсичных и сжиженных газов (ПУГ—69) арматура из ковкого чугуна марки не ниже КЧЗО-6 [c.195]

    Для безопасной эксплуатации технологических установок в зимнее время еще до наступления холодов следует провести ряд профилактических мероприятий.

Необходимо отеплить оборудование, прежде всего контрольно-измерительные приборы и пинии подачи воздуха к ним, трубопроводы различного назначения, аварийные линии, предохранительные клапаны и арматуру резервуаров, пароцроводов, дренажных линий и водяных стояков. [c.149]

    Лабораторные установки среднего и высокого давления по окончании проектирования должны иметь следующую документацию монтажную и технологическую схемы план расположения оборудования рабочие чертежи на нестандартное оборудование механические, технологические расчеты аппаратов (при необходимости) и расчеты на предохранительные устройства схемы КИПиА электротехническую часть спецификацию обэрудования, приборов, КИПиА, трубопроводов, арматуры и т. д. инструкцию по эксплуатации установки инструкцию по технике безопасности и пожарной безопасности пояснительную записку. [c.279]

Установка запорной арматуры на промысловых нефтепроводах при переходе через водные преграды

Разъясните вопрос применения НТД в части установки УЗА с э/пр на подводных переходах согласно ГОСТ 55990 и СП 284.1325800.2016.

  • В настоящий момент разрабатываем проект на промысловый нефтепровод Ду400.
  • Проектирование выполняется в соответствии с ГОСТ 55990.
  • Согласно ГОСТ 55990 проектируемый нефтепровод относится ко II классу.

В проекте предусмотрено выполнение переходов через водные преграды шириной более 10м и глубиной более 1.5м.

При этом на переходах установлена категория «С» средняя.

Согласно п.9.2.1 ГОСТ 55990 требуется установка УЗА на подводных переходах нефтепроводов категории В при пересечении водных преград шириной более 10м и глубиной более 1.5м.

Соответственно в случае перехода категории «С» установка УЗА согласно ГОСТ 55990-2014 не требуется.

В соответствии с СП 284.1325800.2016:

«9.2.

1 На трубопроводах надлежит предусматривать установку запорной арматуры…:

… — на обоих концах перехода трубопровода через водные преграды в зависимости от рельефа трассы, с каждой стороны перехода — для исключения поступления транспортируемого продукта в водоем, при этом запорная арматура должна быть установлена на отметках выше ГВВ 10 %-ной обеспеченности;».

Т.о., согласно СП 284.1325800.2016, следует устанавливать запорную арматуру на подводных переходах в независимости от ширины и глубины водной преграды, что противоречит ГОСТ 55990.

При этом в случае установки УЗА на подводных переходах для нефтепроводов II класса необходимо оснащении дистанционным управлением согласно ГОСТ 55990:

«9.2.

2 Охранная запорная арматура устанавливаемая на входе подключения трубопроводов к площадкам УКПГ УППГ ГС КС ПХГ ДКС ГПЗ ЦПС ПС а также на нефтепроводах нефтегазопроводах и конденсатопроводах I и II классов при переходе их через водные преграды и при прокладке их выше отметок зданий и сооружений населенных пунктов и промысловых объектов энергетического диспетчерско-производственного и жилищно-бытового назначения должна быть оборудована системой мониторинга».

СП 284.1325800.2016:

«9.2.

2 Запорная арматура, устанавливаемая на нефтепроводах, нефтепродуктопроводах и конденсатопроводах I и II классов, при переходе их через водные преграды и при прокладке выше отметок зданий и сооружений должна быть оборудована устройствами, обеспечивающими дистанционное управление и сигнализацию в случае утечек продукта».

Прошу уточнить, какие имеются риски при прохождении ГГЭ в случае не установки электроприводной УЗА согласно ГОСТ 55990. В качестве решения также рассматривается возможность установки ручной УЗА.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector