Самая длинная труба органа

Самая длинная труба органа

Очередное пополнение нашей рубрики САМОЕ САМОЕ.

В большом спортивно-концертном зале Boardwalk Hall, что находится в американском городе Атлантик-Сити, расположен самый большой в мире орган. Уникальный музыкальный инструмент состоит из 33 000 труб и 1200 клавиш.

Воздух в трубы нагоняют вентиляторы, которые вращают электромоторы мощностью в 600 л. с. Сейчас орган находится далеко не в лучшем состоянии. В 1944 году он был поврежден во время урагана, а в 2001 году рабочие по халатности уничтожили часть основных труб.

Орган пытаются отреставрировать, однако, для этого потребуется несколько лет.

Давайте узнаем о нем подробнее …

Самая длинная труба органа

Исторический Бордуолк Холл в Атлантик-Сити является самым важным конференц-центром города. Все большие мероприятия в Атлантик-Сити проводятся именно там. Зал Бордуолк Холл провел многочисленные спортивные мероприятия (бокс, баскетбол, футбол, борьба, фигурное катание, и т.д.

), музыкальные концерты ( Битлз, Роллинг Стоунз, Мадонна и Lady Gaga лишь некоторые из знаменитостей), политические съезды и даже театрализованное шоу Мисс Америка. Этот развлекательный комплекс занимает 7 акров земли с собственной электростанцией, радиостанцией, кухнями и телефонной сетью. На момент открытия в 1929 году сооружение было невероятным подвигом разработчиков.

Еще одной выдающейся особенностью Бордуолк Холла является самый большой орган в мире, о котором и пойдет речь в этой статье.

Самая длинная труба органа
Самая длинная труба органа

В те времена органы являлись стандартным оборудованием для любого развлекательного комплекса, применяясь в основном для музыкального сопровождения кинофильмов (технология озвучки фильмов к тому времени еще не была разработана).

В те времена средний театр мог разместить 2,000 — 3,000 человек, но вместимость Зала Бордуолк составляла колоссальных 42,000 зрителей. Замкнутое пространство зала по площади достигало 5.

5 миллионов кубических футов и заполнить этот огромный объем  музыкой представляло большую техническую проблему.

Самая длинная труба органа

Задача строительства органа была поручена компании Midmer-Losh Inc. из Нью-Йорка. Они создали гигантский инструмент, который побил все возможные рекорды.

Зал Холла до сих пор является гордым владельцем самого большого органа в мире и одного из самых уникальных музыкальных инструментов на Земле.

Сделанный 33 000 труб, этот гигантский инструмент с легкостью справляется с огромной площадью холла и звучит громче самого громкого поезда.

Чтобы произвести такой оглушительный звук, орган использует электрический привод на 600 лошадиных сил, способный выдувать 36,400 кубических футов воздуха в минуту. Главный пульт органа является также самым большим в мире пультом управления. На строительство органа потребовалось три года — все работы проходили непосредственно внутри здания. Самая высокая труба достигает 20 метров в высоту.

Самая длинная труба органа
Самая длинная труба органа
Самая длинная труба органа
Самая длинная труба органа
Самая длинная труба органа

  • Фото 11.
  • Фото 12.
  • Фото 13.
  • Фото 14.
  • Фото 15.
  • Фото 16.
  • Фото 17.
  • Фото 18.
  • Фото 19.
  • Фото 20.

Узнайте еще Что такое «Телармониум» и прародителем чего он был. Давайте вспомним еще что нибудь интересно про музыку, вот например История гармоник , а вот Как появились ноты?. А еще я вам предлагаю Создать музыку своими руками Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=85229

Самые большие органы в мире (описание и ФОТО)

Попутешествуем по странам, и взглянем на самые большие органы в мире. Среди всего многообразия музыкальных инструментов, органы, несомненно, самые величественные и грандиозные. В переводе с древнегреческого языка, орган буквально означает «орудие», «инструмент». И действительно это музыкальное орудие способно ранить вас в самое сердце и завладеть душой.

Не верите? Внизу статьи мы разместили видео, которое вас должно разубедить.

Органы ещё и одни из самых древних инструментов. Их прародиной считается Вавилон, где около XIX столетия до нашей эры с вавилонской волынки началась история органов.

12

Церковь Св. Крусис. Эрфурт, Германия

  • Самая длинная труба органа
  • Один из самых громких органов мира радует своими завораживающими звуками и зачаровывает своей чудесной музыкой прихожан церкви Святого Крусиса в немецком городке Эрфурт.
  • Это один из старейших органов Европы, а сам город знаменит тем, что здесь в своё время учился Мартин Лютер.
  • 11

Церковь Св. Анны. Варшава, Польша

Самая длинная труба органа

Церковные органы — это настоящее искусство, и музыкальный инструмент собора в Варшаве не стал исключением.

Этот величественный шедевр один из самых монументальных. Длина его трубы равна 18 метрам, остальные чуть меньше. А находясь вблизи играющего инструмента, можно ненадолго оглохнуть, и даже повредить слух.

Самые красивые деревянные церкви в мире.

10

Кафедральный собор Гранады. Гранада, Испания

Самая длинная труба органа

А вот этот орган уникален тем, что у него самый широкий тембровый регистр, что позволяет извлекать великолепные звуки. Среди его рекордов стоит также отметить, что у него самые тяжёлые трубы, а также он выдаёт наибольшее давление в уникальной системе подачи воздуха.

Кроме того, стоит отметить и архитектурный стиль, которые украшают конструктивные элементы органа.

9

Кафедральный собор. Калининград, Россия

  1. Самая длинная труба органа
  2. В этом главном городском соборе находится самый большой музыкальный инструмент на территории России.
  3. Сам же собор славен не только своим уникальным органом, но и тем, что в одной из усыпальниц захоронен известнейший философ Имануил Кант.
  4. 8

Berlin Cathedral. Берлин, Германия

  • Самая длинная труба органа
  • В самой большой евангелической церкви Германии, среди уникального силезcкого гранита уютно уместился и удивительный орган.
  • С начала ХХ века он стал одной из главных достопримечательностей кафедрального собора, а во время богослужений его звуки слышны далеко за его стенами.
  • 7

Собор Св. Цесилии. Альби, Франция

  1. Самая длинная труба органа
  2. В одной из уникальнейших и популярной среди туристов достопримечательности Франции, Соборе в городе Альби расположен и один из крупнейших органов Европы.
  3. Как и всё внутреннее убранство церкви, орган украшен красивыми позолоченными фигурками ангелов.
  4. 6

Кафедральный собор Св. Стефана. Пассау, Германия

  • Самая длинная труба органа
  • Этот орган, созданный мастерами немецкой фирмы музыкальных инструментов «Stenmayer & Co» в 1993 году, на сегодня считается самым большим в Европе.
  • Сам собор построен в удивительном стиле Нового времени барокко, и архитектурная отделка органа гармонично вписалась в древние стены церковного здания.
  • 5

Monastero di San Giovanni Evangelista. Парма, Италия

  1. Самая длинная труба органа
  2. В церкви Сан Джованни Евангелиста, одного из самых крупнейших аббатств Италии, находится величественный орган, имеющий уникальнейшую манулу и разнообразные регистры.
  3. Как и сама церковь, орган красиво декорирован и гармонично вписывается в интерьер средневековой церкви.
  4. 4

Собор Святого Иоанна Крестителя. Рим, Италия

Самая длинная труба органа

В этом списке стоит упомянуть и орган собора, который был основан ещё императором Константином. Конечно, орган не такой древний, но уникальный по звучанию и убранству.

Часть его труб скрыта под уникальной лепкой, а сам музыкальный инструмент декорирован растительными и геометрическими архитектурными элементами с позолотой.

3

Базилика Св. Александра и Теодора в Бенедиктинском аббатстве. Оттобойрен, Германия

Самая длинная труба органа

Ещё один грандиозный музыкальный инструмент Европы смонтирован в базилике Святого Александра и Теодора.

Чарующее его звучание привлекает не только местных прихожан, но и туристов со всего мира. Сам собор является украшением аббатства Оттобойрен, а истинным шедевром самого собора, кроме уникальных фресок и архитектурных элементов, является большой музыкальный инструмент.

2

Спортивно-концертный зал Boardwalk Hall. Атлантик-Сити, США

Крупнейший из ныне бездействующих органов стоит, к сожалению, мёртвым грузом в городе Атлантик-Сити американского штата Нью-Джерси. Он состоит из 3 тысяч огромных труб и 1 200 клавиш.

У музыкального инструмента славная, местами трагическая история. В самом конце Второй мировой войны он пострадал в результате урагана, а в 1991 году рабочие повредили часть труб. Орган на реставрации, и в скором времени снова будут слышны его таинственные звуки.

1

Тц macy’s lord & taylor. филадельфия, сша

Вот мы и в Филадельфии, где в торговом центре «Macy’s Lord & Taylor» расположен самый большой орган, радующий и одновременно удивляющий посетителей чарующей музыкой. Он был собран в Лос-Анджелесе в 1904 году, и неоднократно реконструировался.

  • Общая масса всех его комплектующих элементов составляет 287 тонн, а сам он впечатляет размерами и невероятно красивой отделкой.
  • Как видим органы — это не только самые большие музыкальные инструменты в мире, но и по-настоящему неповторимые шедевры искусства, ведь большинство из них отделаны золотом и имеют уникальные архитектурные элементы.

Можно по-разному относиться к музыке, но вряд ли мелодии, извлекаемые музыкантами из органов, оставят кого-то равнодушным. Каждый находит в органной музыке что-то своё, для кого-то это средство общения с Богом, а для других величественные звуки органа погружают в романтические времена рыцарских турниров и великосветских приёмов Средневековья.

Читайте также:  Хомуты для крепежа стальных труб

Редакция TheBiggest просит вас написать в х какие самые большие органы произвели на вас наибольшее впечатление.

Примечание редактора: эта статья была обновлена с момента её первоначального опубликования в декабре 2017 года.

Organ pipe — Wikipedia

Хоровое отделение органа в соборе Святого Рафаэля, Дубьюк, штат Айова . На этой фотографии показаны деревянные и металлические трубы разных размеров.

Орган труба является издающим звук элемент трубы органа , который резонирует на определенное поле , когда давление воздуха (обычно упоминается как ветер ) приводятся в движении через него. Каждая труба настроена на определенную ноту музыкальной гаммы . Набор органных труб схожего тембра, составляющий полную гамму, известен как ранг ; один или несколько рядов составляют остановку .

Строительство

Материалы

Органные трубы обычно делают из металла или дерева . Очень редко можно увидеть стеклянные , фарфоровые , пластиковые , бумажные , папье-маше или даже каменные трубы. В историческом органе на Филиппинах есть трубы, сделанные исключительно из бамбука .

Металлические трубы обычно делают из свинца ; для повышенной жесткости он легированные с оловом , а также следовых количеств сурьмы и меди . Процентное содержание каждого металла в сплаве влияет на характеристики получаемой трубы.

Высокое содержание олова дает немного более яркий цвет (оптический цвет, а не тембр). Кроме того, большое количество олова дает блестящую и стойкую полировку, которая может быть желательной, если труба хорошо видна.

Стоимость каждого металла также имеет значение, поскольку олово дороже свинца. Соображения стоимости могут также привести к использованию прокатанного цинка более низкого качества, особенно для более низких тонов, для которых требуется много материала.

Кроме того, трубы были сделаны из многих металлов, включая медь , алюминий , гальваническое золото , серебро , латунь и железо .

Металлические трубы обычно изготавливают путем заливки желаемого свинцового сплава на длинную плоскую поверхность.

Когда металл остывает, его разрезают на куски, которые затем раскатывают в формы, называемые оправками, и спаивают вместе. Таким образом, сечение металлической трубы обычно круглое.

Низкая температура плавления, паяемость и ковкость металлического органа делают строительство труб относительно простым.

Древесина

Корпус деревянной трубы может быть изготовлен из хвойной или твердой древесины, хотя нижняя часть трубы (включая основание, колпачок, блок и горловину) почти всегда будет из твердой древесины, чтобы обеспечить точный край трубы. рот. С помощью шурупов и клея трубы собираются из деревянных кусков разной формы и размера. В отличие от круглого сечения металлической трубы, сечение деревянной трубы чаще всего квадратное или прямоугольное.

Стекло

Орган из стеклянной трубы с американским флагом Вильгельми

Стеклянные трубы были созданы Ксавером Вильгельми в технике теплого стекла и витражей . Три ряда стекла Wilhelmy существуют в Соединенных Штатах, два в частной коллекции в Западной Вирджинии и один в частной коллекции в Вирджинии. На изображении слева показан стеклянный трубочный орган Wilhelmy American Flag, созданный в рамках Мемориального предложения по Ground Zero после событий 11 сентября 2001 года.

Формы

Корпуса органных труб обычно делаются трех форм: цилиндрической, конической или прямоугольной. Цилиндрические трубы представляют собой простые цилиндры , а конические трубы имеют форму сужающегося или расширяющегося конуса . Прямоугольные трубы образуют кубовидную форму с квадратным или прямоугольным поперечным сечением, если смотреть сверху. Есть и неправильные формы: например, Flûte triangulaire имеет треугольное поперечное сечение, если смотреть сверху. Кроме того, цилиндрическая или прямоугольная труба может быть конической, то есть ее можно сделать шире внизу, чем вверху. Внутренняя форма трубы — главный фактор в цвете тона.

Конец трубы напротив тростника или горловины может быть открытым или закрытым (также известен как остановленный ). Закрытая дымовая труба с равномерным поперечным сечением звучит на октаву ниже , чем аналогичная открытой труба той же длину.

Кроме того , такая открытая труба производит тон , в котором как с четным номером и с нечетным номером парциальных присутствуют, в то время как остановились трубы, такие как gedackt , производит тон с нечетными номерами партиалов.

Тон остановленной трубки имеет тенденцию быть более мягким и сладким, чем тон открытой трубки, хотя это в значительной степени на усмотрение диктора.

Некоторые органные трубы также установлены горизонтально в форме рожка, чтобы распространять звук дальше. Эти трубы известны как en chamades .

Однако, когда желателен такой командный тон, но невозможно установить на футляр en chamade, используется трость с капюшоном.

Этот тип трубы стоит вертикально и имеет 90-градусный изгиб наверху, который направляет звук наружу так же, как и enchamade, но может быть помещен внутрь органа.

Подача

Дополнительные сведения о высоте органных упоров см. В разделе « Органная остановка: высота звука и длина» .

Высота звука органной трубы определяется двумя принципиально разными способами. Для тростниковой трубы это определяется в основном механическими свойствами тростника и длиной выступающей части.

Для дымоходов это определяется формой воздушного столба внутри трубы и тем, открыта ли колонна на конце. Для этих труб высота звука является функцией ее длины, длина волны звука, производимого открытой трубой, примерно в два раза больше ее длины. Труба на половину длины другой будет звучать на октаву выше.

Если самая длинная труба C имеет длину 8 футов (2,4 м), труба на одну октаву выше будет иметь длину 4 фута (1,2 м), а две октавы выше (средняя C) будут иметь длину 2 фута (0,61 м). Закрытая (остановленная) труба производит звук на октаву ниже, чем открытая труба.

Например, остановленная труба длиной 4 фута (1,2 м) будет иметь такой же шаг, как и открытая труба длиной 8 футов: на две октавы ниже средней C.

Номенклатура сортамента труб основана на размере открытой трубы, которая дает одинаковый шаг, независимо от типа или размера фактических труб в этой группе.

Например, ряд открытых трубок, обозначенных как 8 '(произносится как «восемь футов»), будет иметь трубку для C на две октавы ниже средней C, которая имеет длину примерно 8 футов.

Говорят, что ступень 8 'звучит с «унисонной высотой»: клавиши на органной консоли воспроизводят ожидаемую высоту (например, клавиша для средней C заставляет говорить среднюю трубу C), как на фортепиано.

В ряду заглушенных труб самая нижняя труба имеет длину 4 фута, но звучит в унисон, то есть с тем же шагом, что и открытая труба 8 футов, поэтому она известна как стопор 8 футов. Тростниковые трубы также маркируются так же, как и открытая труба с тем же шагом, независимо от фактической длины трубы.

Разновидности

Дымовые трубы

Комплект дымоходов разного диапазона в органе Schuke в Софии, Болгария .

Звук в дымоходе создается без движущихся частей исключительно за счет вибрации воздуха, так же, как звукозапись или свисток . Ветер от «уходящего», или windway управляется через открытое окно и против острой кромки называется Нижней губой . По принципу Бернулли это создает область более низкого давления чуть ниже окна. Когда вакуум под окном достаточно велик, воздушный поток втягивается под губу. Затем процесс происходит в обратном порядке: над губой формируется область низкого давления, которая снова вытягивает воздушный поток на другую сторону. Этот «порхающий» воздушный поток создает волны высокого и низкого давления в воздушном столбе трубы. Волна высокого и низкого давления образуют единый «цикл» тона трубы. (См. Духовой инструмент .)

Дымоходы обычно принадлежат к одному из трех семейств: флейты , диапазоны (или основные ) и струнные . Основной «фундаментальный» (от французского термина fonds ) звук органа состоит из различных комбинаций этих трех тональных групп, в зависимости от конкретного органа и исполняемой литературы .

Различное звучание этих тональных семейств труб обусловлено их индивидуальной конструкцией. На тон дымохода влияют размер и форма труб, а также материал, из которого они сделаны. Трубка с широким диаметром будет иметь тенденцию воспроизводить звук флейты, труба со средним диаметром — тон диапазона, а труба с узким диаметром — тон струны.

Труба большого диаметра будет благоприятствовать основному тону и ограничивать высокочастотные гармоники, в то время как более узкий диаметр благоприятствует высоким гармоникам и подавляет основную гармонику.

Наука об измерении и выборе диаметра трубы называется масштабированием трубы , а полученные измерения называются масштабом трубы.

Читайте также:  Транспортировку грузов по трубопроводам

Камышовые трубы

Звук тростниковой свирели издается бьющимся тростником : ветер направлен на изогнутый кусок латуни (тростник).

Частичный вакуум создается за счет более высокой скорости потока воздуха под тростником, который заставляет его прижиматься к твердой поверхности, называемой луком-шалотом . Это отключает вакуум и позволяет язычку снова открыться пружиной.

Настроенный резонатор выступает над этой сборкой и усиливает производимый звук. Принцип такой же, как у оркестрового кларнета . Шаг язычковой трубы определяется в первую очередь длиной язычка, но объем воздуха в резонаторе поддерживает эту частоту.

У большинства язычковых трубок есть ползунок, позволяющий регулировать вибрирующую длину язычка для точной настройки. Из-за точности, необходимой при изготовлении вибрирующего язычка, резонаторной трубы и сопутствующих деталей, язычковые трубы сложнее в изготовлении, чем дымовые трубы.

Изменяя любой из нескольких параметров (включая форму и объем резонатора, а также толщину и форму язычка), язычковая трубка может воспроизводить самые разные тональные цвета. Это позволяет тростниковым стопам имитировать исторические музыкальные инструменты, такие как крумхорн или царственный инструмент .

Поскольку резонатор частично останавливается / закрывается язычком, преобладают нечетные части / гармоники (например, в полых тонах остановок Крамхорна и Кларнета).

Если труба резонатора расширяется наружу до конической формы, геометрия позволяет воспроизводить как четные, так и нечетные части, в результате чего более полные тона трубы и гобоя останавливаются.

Свободные камышовые трубы

Это довольно необычно; см. «Свободные камыши» в статье «Камышовая труба» .

Трубы диафона

Диафон является уникальным и необычным орган трубы. Изобретенный Робертом Хоуп-Джонсом около 1900 года, он имеет характеристики как дымовых, так и тростниковых труб. Трубка говорит через резонатор, как тростник, но подпружиненный поддон вызывает вибрацию, а не тростник.

Обладая мощным басовым основным тоном, труба, как правило, сделана из дерева и может быть озвучена при разном давлении ветра. Диафон обычно находится с шагом 16 'и 32', однако есть несколько примеров 8 'диафонов.

Есть два 32' Diaphones в Филадельфии Wanamaker органа и 64 полнометражный 'установлен диафон-Dulzian в Boardwalk Hall Auditorium органа в Атлантик — Сити .

Хоуп-Джонс также разработала имитационную версию диафона , названную диафонным рожком , который имел более тростниковое качество, чем диафон, и звучал при более низком давлении ветра.

Wurlitzer построили версию диафонического рупора для своих театральных органов с шагом 32 и 16 футов с огромными деревянными резонаторами в качестве расширения диафонического диапазона и на 16 футов с металлическими резонаторами в качестве расширения меньшего по размеру открытого диапазона.

Компания Austin Organ Company также разработала металлический диафон с шагом 16 футов, известный как Magnaton. Из-за своего проницательного тона, рог диафонного типа также использовался в горнах тумана и пожарных сигналах.

Смотрите также

  • Большеберцовая кость (органная труба)
  • Тональное отверстие

Рекомендации

33 ТЫСЯЧИ ТРУБ: УСТРОЙСТВО ОРГАНА

Когда неприметная дверь, окрашенная в бежевый цвет, открылась, взгляд выхватил из темноты лишь несколько деревянных ступенек. Сразу за дверью ввысь уходит мощный деревянный короб, похожий на вентиляционный.

«Осторожнее, это органная труба, 32 фута, басовый флейтовый регистр, – предупредила моя провожатая. – Подождите, я включу свет». Я терпеливо дожидаюсь, предвкушая одну из самых интересных в моей жизни экскурсий. Передо мной вход в орган.

Это единственный музыкальный инструмент, внутрь которого можно зайти

Органу больше ста лет.

Он стоит в Большом зале Московской консерватории, том самом знаменитом зале, со стен которого на вас смотрят портреты Баха, Чайковского, Моцарта, Бетховена… Однако все, что открыто глазу зрителя, – это повернутый к залу тыльной стороной пульт органиста и немного вычурный деревянный «проспект» с вертикальными металлическими трубами. Наблюдая фасад органа, человек непосвященный так и не поймет, как и почему играет этот уникальный инструмент. Чтобы раскрыть его секреты, придется подойти к вопросу с другой стороны. В буквальном смысле.

Стать моим экскурсоводом любезно согласилась Наталья Владимировна Малина – хранитель органа, преподаватель, музыкант и органный мастер.

«В органе можно передвигаться только лицом вперед», – строго объясняет мне она.

К мистике и суевериям это требование не имеет ни малейшего отношения: просто, двигаясь назад или вбок, неопытный человек может наступить на одну из органных труб или задеть ее. А труб этих тысячи.

Главный принцип работы органа, отличающий его от большинства духовых инструментов: одна труба – одна нота. Древним предком органа можно считать флейту Пана.

Этот инструмент, существовавший с незапамятных времен в разных уголках мира, представляет собой несколько связанных вместе полых тростинок разной длины.

Если подуть под углом в устье самой короткой – раздастся тонкий высокий звук. Более длинные тростинки звучат ниже.

В отличие от обычной флейты менять высоту звучания отдельной трубки нельзя, поэтому флейта Пана может сыграть ровно столько нот, сколько в ней тростинок. Чтобы заставить инструмент издавать очень низкие звуки, нужно включить в его состав трубки большой длины и большого диаметра.

Можно сделать много флейт Пана с трубками из разных материалов и разного диаметра, и тогда они будут выдувать одни и те же ноты с разными тембрами. Но играть на всех этих инструментах одновременно не получится – их нельзя удержать в руках, да и дыхания на гигантские «тростинки» не хватит.

А вот если поставить все наши флейты вертикально, снабдить каждую отдельную трубку клапаном для впуска воздуха, придумать механизм, который дал бы нам возможность управлять всеми клапанами с клавиатуры и, наконец, создать конструкцию для нагнетания воздуха с его последующим распределением, у нас как раз и получится орган.

На старинном корабле

Трубы в органах делают из двух материалов: дерева и металла. Деревянные трубы, применяющиеся для извлечения басовых звуков, имеют квадратное сечение. Металлические трубы обычно меньшего размера, они цилиндрические или конические по форме и изготавливаются, как правило, из сплава олова и свинца. Если олова больше – труба звонче, если больше свинца, извлекаемый звук более глухой, «ватный».

Сплав олова и свинца очень мягкий – вот почему органные трубы легко поддаются деформации.

Если большую металлическую трубу положить на бок, через некоторое время она под собственной тяжестью приобретет овальное сечение, что неизбежно скажется на ее способности извлекать звук.

Передвигаясь внутри органа Большого зала Московской консерватории, я стараюсь касаться только деревянных частей. Если наступить на трубу или неловко схватиться за нее, у органного мастера появятся новые хлопоты: трубу придется «лечить» – выправлять, а то и запаивать.

Орган, внутри которого я нахожусь, – далеко не самый большой в мире и даже в России. По размерам и количеству труб он уступает органам Московского дома музыки, Кафедрального собора в Калининграде и Концертного зала им. Чайковского.

Главные рекордсмены находятся за океаном: например, инструмент, установленный в Зале съездов города Атлантик-Сити (США), насчитывает более 33 000 труб.

В органе Большого зала консерватории труб в десять раз меньше, «всего» 3136, но и это значительное количество невозможно разместить компактно на одной плоскости. Орган внутри – это несколько ярусов, на которых рядами установлены трубы.

Для доступа органного мастера к трубам на каждом ярусе сделан узкий проход в виде дощатого помоста. Ярусы соединены между собой лестницами, в которых роль ступенек выполняют обычные перекладины. Внутри органа тесно, а передвижение между ярусами требует известной ловкости.

«Мой опыт говорит о том, – рассказывает Наталья Владимировна Малина, – что органному мастеру лучше всего быть худощавого сложения и иметь небольшой вес.

Читайте также:  Газобетонные блоки: что это такое, характеристики, отзывы

Человеку с иными габаритами здесь сложно работать, не нанеся ущерба инструменту. Недавно электрик – грузный мужчина – менял лампочку над органом, оступился и выломал пару дощечек из дощатой кровли.

Обошлось без жертв и увечий, но выпавшие дощечки повредили 30 органных труб».

Мысленно прикидывая, что в моем теле легко поместилась бы пара органных мастеров идеальных пропорций, я с опаской поглядываю на хлипкие с виду лестницы, ведущие на верхние ярусы. «Не беспокойтесь, – успокаивает меня Наталья Владимировна, – идите только вперед и повторяйте движения за мной. Конструкция крепкая, она вас выдержит».

Свистковые и язычковые

Мы поднимаемся на верхний ярус органа, откуда открывается недоступный простому посетителю консерватории вид на Большой зал с верхней точки. На сцене внизу, где только что окончилась репетиция струнного ансамбля, ходят маленькие человечки со скрипками и альтами.

Наталья Владимировна показывает мне вблизи трубы испанских регистров. В отличие от прочих труб, они расположены не вертикально, а горизонтально. Образуя своего рода козырек над органом, они трубят прямо в зал. Создатель органа Большого зала Аристид Кавайе-Коль происходил из франко-испанского рода органных мастеров.

Отсюда и пиренейские традиции в инструменте на Большой Никитской улице в Москве.

Кстати, об испанских регистрах и регистрах вообще. «Регистр» – одно из ключевых понятий в конструкции органа. Это ряд органных труб определенного диаметра, образующих хроматический звукоряд соответственно клавишам своей клавиатуры или ее части.

В зависимости от мензуры входящих в их состав труб (мензура – соотношение важнейших для характера и качества звучания параметров трубы) регистры дают звук с различной тембровой окраской.

Увлекшись сравнениями с флейтой Пана, я чуть не упустил одну тонкость: дело в том, что далеко не все трубы органа (подобно тростинкам старинной флейты) являются аэрофонами. Аэрофон – это духовой инструмент, в котором звучание образуется в результате колебаний столба воздуха.

К таким относятся флейта, труба, туба, валторна. А вот саксофон, гобой, губная гармошка состоят в группе идиофонов, то есть «самозвучащих». Здесь колеблется не воздух, а обтекаемый потоком воздуха язычок.

Давление воздуха и сила упругости, противодействуя, заставляют язычок дрожать и распространять звуковые волны, которые усиливаются раструбом инструмента как резонатором.

В органе большинство труб – аэрофоны. Их называют лабиальными, или свистковыми. Идиофонные трубы составляют особую группу регистров и носят наименование язычковых.

Сколько рук у органиста?

Но как же музыканту удается заставить все эти тысячи труб – деревянных и металлических, свистковых и язычковых, открытых и закрытых – десятки или сотни регистров… звучать в нужное время? Чтобы это понять, спустимся на время с верхнего яруса органа и подойдем к кафедре, или пульту органиста.

Непосвященного при виде этого устройства охватывает трепет как перед приборной доской современного авиалайнера. Несколько ручных клавиатур – мануалов (их может быть пять и даже семь!), одна ножная плюс еще какие-то таинственные педали. Еще есть множество вытяжных рычагов с надписями на рукоятках.

Зачем все это?

Разумеется, у органиста всего две руки и играть одновременно на всех мануалах (в органе Большого зала их три, что тоже немало) он не сможет. Несколько ручных клавиатур нужны для того, чтобы механически и функционально разделить группы регистров, подобно тому как в компьютере один физический хард-драйв делится на несколько виртуальных.

Так, например, первый мануал органа Большого зала управляет трубами группы (немецкий термин – Werk) регистров под названием Grand Orgue. В нее входит 14 регистров. Второй мануал (Positif Expressif) отвечает также за 14 регистров. Третья клавиатура – Rеcit expressif – 12 регистров.

И наконец, 32-клавишная ножная клавиатура, или «педаль», работает с десятью басовыми регистрами.

Рассуждая с точки зрения профана, даже 14 регистров на одну клавиатуру – это как-то многовато. Ведь, нажав одну клавишу, органист способен заставить зазвучать сразу 14 труб в разных регистрах (а реально больше из-за регистров типа mixtura).

А если нужно исполнить ноту всего лишь в одном регистре или в нескольких избранных? Для этой цели собственно и применяются вытяжные рычаги, расположенные справа и слева от мануалов.

Вытянув рычаг с написанным на рукоятке названием регистра, музыкант открывает своего рода заслонку, открывающую доступ воздуха к трубам определенного регистра.

Итак, чтобы сыграть нужную ноту в нужном регистре, надо выбрать управляющий этим регистром мануал или педальную клавиатуру, вытащить соответствующий данному регистру рычаг и нажать на нужную клавишу.

Мощное дуновение

Финальная часть нашей экскурсии посвящена воздуху. Тому самому воздуху, который заставляет орган звучать. Вместе с Натальей Владимировной мы спускаемся на этаж ниже и оказываемся в просторном техническом помещении, где нет ничего от торжественного настроя Большого зала. Бетонный пол, белые стены, уходящие вверх опорные конструкции из старинного бруса, воздуховоды и электродвигатель.

В первое десятилетие существования органа здесь в поте лица трудились качальщики-кальканты. Четыре здоровых мужика вставали в ряд, хватались обеими руками за палку, продетую в стальное кольцо на стойке, и попеременно, то одной, то другой ногой давили на рычаги, надувающие мех. Смена была рассчитана на два часа.

Если концерт или репетиция длились дольше, уставших качальщиков сменяло свежее подкрепление.

Старые мехи, числом четыре, сохранились до сих пор. Как рассказывает Наталья Владимировна, по консерватории ходит легенда о том, что однажды труд качальщиков пытались заменить конской силой.

Для этого якобы был даже создан специальный механизм. Однако вместе с воздухом в Большой зал поднимался запах конского навоза, и приходивший на репетицию основатель русской органной школы А.Ф.

Гедике, взяв первый аккорд, недовольно водил носом и приговаривал: «Воняет!»

Правдива эта легенда или нет, но в 1913 году мускульную силу окончательно заменил электродвигатель. С помощью шкива он раскручивал вал, который в свою очередь через кривошипно-шатунный механизм приводил в движение мехи. Впоследствии и от этой схемы отказались, и сегодня воздух в орган закачивает электровентилятор.

В органе нагнетаемый воздух попадает в так называемые магазинные мехи, каждый из которых связан с одной из 12 виндлад.

Виндлада – это имеющий вид деревянного короба резервуар для сжатого воздуха, на котором, собственно, и установлены ряды труб. На одной виндладе обычно помещается несколько регистров.

Большие трубы, которым не хватает места на виндладе, установлены в стороне, и с виндладой их связывает воздухопровод в виде металлической трубки.

Виндлады органа Большого зала (конструкция «шлейфлада») разделены на две основные части. В нижней части с помощью магазинного меха поддерживается постоянное давление. Верхняя поделена воздухонепроницаемыми перегородками на так называемые тоновые каналы.

В тоновый канал имеют выход все трубы разных регистров, управляемые одной клавишей мануала или педали. Каждый тоновый канал соединен с нижней частью виндлады отверстием, закрытым подпружиненным клапаном. При нажатии клавиши через трактуру движение передается клапану, он открывается и сжатый воздух попадает наверх, в тоновый канал.

Все трубы, имеющие выход в этот канал, по идее должны начать звучать, но… этого, как правило, не происходит. Дело в том, что через всю верхнюю часть виндлады проходят так называемые шлейфы – заслонки с отверстиями, расположенные перпендикулярно тоновым каналам и имеющие два положения.

В одном из них шлейфы полностью перекрывают все трубы данного регистра во всех тоновых каналах. В другом – регистр открыт, и его трубы начинают звучать, как только после нажатия клавиши воздух попадет в соответствующий тоновый канал.

Управление шлейфами, как нетрудно догадаться, осуществляется рычагами на пульте через регистровую трактуру. Попросту говоря, клавиши разрешают звучать всем трубам в своих тоновых каналах, а шлейфы определяют избранных.

Благодарим руководство Московской государственной консерватории и Наталью Владимировну Малину за помощь в подготовке этой статьи

Январь 2009
Олег Макаров

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector