Развитие трубопроводного транспорта нефти в рамках Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года (данные представлены по состоянию на 28.10.2010 г.)
Компания ОАО «АК «Транснефть» для обеспечения развития трубопроводного транспорта и надежности эксплуатируемой системы магистральных нефтепроводов реализует инвестиционные проекты и программу технического перевооружения модернизации и ремонта объектов трубопроводной системы.
В рамках инвестиционной программы за период с 2010 по 2013 год планируется построить 3539 км трубопроводов и 18 НПС. На реализацию указанной программы запланировано освоение средств в сумме 509,6 млрд.руб.
Компанией также разработана долгосрочная, на период до 2017 года, программа модернизации и ремонта объектов трубопроводного транспорта, в рамках которой планируется заменить 6872,6 км трубы, в том числе 157,6 км подводных переходов, выполнить ремонт и реконструкцию резервуаров в количестве 563 шт общей емкостью 9906 тыс.м3, выполнить реконструкцию 105 НПС с заменой технологических трубопроводов и систем автоматики.
В 2010 году на реализацию Программы планируется затратить 78,9 млрд.руб., в 2011 году – 76,9 млрд.руб. До 2017 года на реализацию Программы планируется затрачивать в среднем 78,9 млрд.руб. ежегодно.
Реализуемые в настоящее время ОАО «АК «Транснефть» инвестиционные проекты:
Трубопроводная система ВСТО-II
Трубопроводная система ВСТО-II на участке Сковородино–СМНП «Козьмино» пропускной способностью 30 млн. т/год: строительство 2046 км линейной части и 8 НПС.
Срок завершения строительства — 2014 год.
Расширение трубопроводной системы ВСТО-I
Расширение трубопроводной системы ВСТО-I с 30 до 50 млн. тонн в год: строится 5 нефтеперекачивающих станций.
Срок завершения строительства -2013 год.
Нефтепровод «Сковородино — граница КНР»
В октябре 2010 года завершено строительство нефтепровода Сковородино граница КНР, обеспечивающего поставку нефти в Китай.
В ноябре 2010 года планируется начало заполнения нефтью китайского участка трубопровода.
Нефтепровод «Пурпе-Самотлор»
В Ханты-Мансийском автономном округе осуществляется строительство нефтепровода Пурпе-Самотлор, которое включает 430 км линейной части и строительство 2-х НПС.
Срок завершения строительства — 2012 год.
Балтийская трубопроводная система БТС-2
В Северо-Западном регионе осуществляется строительство нефтепровода БТС-2. Это 1000 км линейной части, строительство 2 НПС и нефтебазы в Усть-Луге.
Планируемый срок завершения строительства 2012 год.
Раздел развития трубопроводного транспорта нефти в Генеральной схеме развития нефтяной отрасли до 2020 года разработан для уровня добычи 505 млн.тонн в год.
Генеральной схемой развития нефтяной отрасли до 2020 года предусматривается:
- строительство и расширение пропускной способности нефтепроводов для приема нефти с новых месторождений;
- строительство и расширение пропускной способности магистральных нефтепроводов для обеспечения увеличения поставок нефти на НПЗ;
- расширение пропускной способности нефтепроводов для обеспечения перераспределения объемов для подачи нефти на НПЗ из магистральных нефтепроводов.
Для обеспечения приема нефти новых месторождений в систему магистральных нефтепроводов ОАО «АК «Транснефть» предусматривается реализация следующих проектов:
Нефтепровод «Заполярье-Пурпе»
Для транспортировки нефти новых месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа и севера Красноярского края планируется строительство нефтепровода Заполярье–Пурпе проектной пропускной способностью до 45 млн. т/год.
Общая протяженность нефтепровода около 500 км. Кроме того, нефтяным компаниям потребуется строительство подводящих трубопроводов общей протяженностью около 1200 км.
Предполагается поэтапный ввод нефтепровода в эксплуатацию: 1 этап в декабре 2013 года, 2 этап – в декабре 2014 года, 3 этап – в декабре 2015 года.
Расчетная стоимость строительства составляет 120 млрд. руб.
Расширение нефтепровода «Пурпе-Самотлор»
Расширение пропускной способности нефтепровода Пурпе–Самотлор с 25 до 40 млн. тонн к 2017 году.
В рамках данного проекта предусматривается строительство 2-х НПС. Расчетная стоимость расширения 6,5 млрд. руб.
Нефтепровод для транспортировки нефти месторождений Красноярского края
Строительство нефтепровода для транспортировки нефти от новых месторождений Красноярского края (Юрубчено-Тохомского и Куюмбинского месторождений) до ВСТО-1.
Проект предполагает строительство нефтепровода протяженностью около 600 км пропускной способностью до 18 млн. тонн в год. Ориентировочная стоимость строительства 63 млрд. руб.
Расширение пропускной способности нефтепровода Баку – Тихорецк
Расширение пропускной способности нефтепровода Баку–Тихорецк для обеспечения приема нефти месторождений Северного Каспия, разрабатываемых российскими нефтяными компаниями с 7,1 до 11,0 млн. т/год.
Планируется строительство 3-х НПС. Расчетная стоимость расширения составляет 10 млрд. руб.
Расширение пропускной способности нефтепровода Уса-Ухта-Ярославль
Расширение пропускной способности нефтепровода Уса–Ухта–Ярославль по участкам с 20,3 до 25,6 млн. тонн в год для приема нефти с месторождений ОАО «Зарубежнефть». Планируется строительство 2-х НПС и 3-х пунктов подогрева нефти.
Расчетная стоимость расширения 7,3 млрд. руб.
Магистральные нефтепроводы России
Лекция 12
Трубопроводный транспорт. Особенности его эксплуатации.
Трубопрово́дный тра́нспорт осуществляет перемещение (перевозку) по трубам жидких, газообразных или сухих рассыпчатых грузов на дальние, средние и близкие расстояния при помощи специальных устройств (насосов, компрессорных станций и т. д.).
На долю трубопроводного транспорта приходится св. 13 % мирового грузооборота. Трубопроводы различаются по размерам потока и назначению (трансконтинентальные, магистральные, фидерные[1], местные, промышленные), по диаметру сечения труб.
К трубопроводному транспорту обычно относят газопроводы и нефтепродуктопроводы. Однако в некоторых странах эксплуатируются трубопроводы для перекачки твёрдых материалов – угля, серы, строительной щепы, медной руды, извести, молока, вина, сахарного тростника и т.д.
Но основными грузами, перемещаемыми трубопроводным транспортом являются газ, нефть и нефтепродукты.
Строго говоря, трубопроводный транспорт не соответствует общепринятому определению понятия «Транспорт», т.к. здесь нет подвижного состава, пути и других присущих транспорту отличительных признаков. Подвижной состав – это сам груз, перемещаемый под давлением.
Путь – это трубопровод, по которому груз доставляется потребителю.
Насосные и компрессорные станции и системы автоматики, телекоммуникационной связи и управления работой оборудования на трассе и другое оборудование – элементы, обеспечивающие перемещение груза по трубопроводу.
- Нефте — и продуктопроводы подразделяются на магистральные, подводящие и промысловые.
- Магистральные трубопроводы – трубопроводы, предназначенные для транспортировки продукта из района добычи или производства в район потребления или трубопроводы, соединяющие отдельные месторождения.
- Подводящие трубопроводы – трубопроводы, по которым продукт подаётся к месту его сбора, хранения и подготовки перед отправкой по магистральному трубопроводу.
Промысловые трубопроводы – трубопроводы, прокладываемые внутри места добычи (технологические, специального назначения и т.д.).
Газопроводы делятся на магистральные и местные.
Местные трубопроводы (низкого давления) являются ответвлениями от магистральных и служат для подачи газа потребителям. Различают также кольцевые трубопроводы, сооружаемые вокруг городов для увеличения надёжности снабжения газом и равномерной подачи газа (нефтепродукта), а также объединения магистральных трубопроводов в Единую газотранспортную систему страны.
Российская Федерация, обладая 24% мировых запасов газа и значительными запасами нефти, относится к странам с наиболее развитым трубопроводным транспортом, т.к. является одним из крупнейших поставщиков углеводородного сырья в Центральную и Восточную Европу, Турцию, Балканы и страны Средиземноморья. На рис. 6.1 показаны основные российские нефтепроводы.
Основными экспортными трубопроводными системами, эксплуатируемыми в России и на территориях стран бывшего Советского Союза, являются: крупнейший нефтепровод «Дружба» протяжённостью 5116 км., который из района Самары через Белоруссию и Украину идёт в страны Восточной Европы, трансконтинентальный газопровод Уренгой – Помары – Ужгород длиной 4450 км.
, транссибирский нефтепровод Туймази – Иркутск имеющий длину 3700 км., «Союз» (от Оренбурга до западной границы страны) протяжённостью 2750 км., газопровод Ямбург – западная граница длиной 4605 км., построенный для экспорта газа в Германию, Францию, Австрию, Швейцарию.
На территории России создана крупная трубопроводная сеть для отечественных потребителей нефти и газа.
Рис. 6.1. — Основные нефтепроводы на территории России
Магистральный нефтепровод (см. рис. 6.2 [2]) состоит из линейных сооружений, представляющих собой:
- — собственно трубопровод,
- — системы противокоррозионной защиты,
- — линий связи и обслуживающих коммуникаций и объектов,
- — перекачивающих и тепловых станций, осуществляющих перекачку нефти или нефтепродуктов, а также подогрев, перекачиваемого продукта,
- — конечных пунктов нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, на которых принимают поступающий по трубопроводам продукт и распределяют его между потребителями, подают на завод для переработки или отправляют далее другими видами транспорта.
- В начале трубопроводной системы строится головная нефтеперекачивающая станция, а затем через определённое расстояние возводятся промежуточные насосные станции.
Принципиальная схема магистрального газопровода показана на рис. 6.3 [2].
|
|
Магистральный трубопровод чрезвычайно дорогостоящее сооружение. Например, стоимость первой очереди строящегося трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан оценивается более чем в 10 млрд. долларов. На нефтеперекачивающих станциях этой трубопроводной системы устанавливаются импортные насосы производительностью 1500 куб.м в час.
Для обеспечения бесперебойной работы этих агрегатов насосные станции[2] оборудуются грязеуловителями, устройствами для подогрева перекачиваемого продукта, оборудованием для автоматического управления работой перекачивающих агрегатов, автономными системами водоснабжения и дизель-генераторами на случай отключения стационарного электроснабжения, эффективными системами защиты и безопасности объектов. На головной нефтеперекачивающей станции этой трубопроводной системы, в районе г. Тайшет, сооружён резервуарный парк, вместимостью более 150 тыс. куб. м сырой нефти. На рис. 6.4 — 6.6 показаны отдельные объекты этой станции в процессе строительства. Резервуарный парк сооружается также и на конечной станции трубопроводной системы. Трубопровод между насосными станциями обычно укладывается в траншею, трасса может проходить в агрессивных грунтах, болотистой местности, в условиях вечной мерзлоты и т.д. В то же время, долговечность труб должна составлять не менее 30 лет. Для защиты трубопроводов от воздействия агрессивной среды на поверхность труб наносят защитное покрытие. Обычно, в качестве защитного используют эпоксидное покрытие. Поскольку эпоксидное покрытие хрупкое, то для его защиты при транспортировке и монтажных работах на трассе поверх эпоксидного наносят специальный клей-адгезив[3] и слой полиэтиленового покрытия. В итоге суммарная толщина защитного покрытия составляет 3 – 6 мм.
Участок трубопровода, подготовленный для укладки в траншею показан на рис. 6.7. При укладке в болотистых грунтах на трубу укладываются утяжелители в виде полимерных мешков с песком, как показано на рис. 6.8.
Компрессорные станции[4] газопроводов оборудуют поршневыми или центробежными компрессорами с приводом от двигателей внутреннего сгорания, газовых турбин или электродвигателей. Мощность одного агрегата достигает 10 МВт.
Обычно, центробежные нагнетатели объединяются последовательно в группы по два и более агрегатов. Несколько групп могут быть включены на параллельную работу. Производительность одного агрегата может достигать 30 млн. куб. м. в сутки, а давление на выходе станции – 5,6 – 7,5 МПа.
На всех компрессорных станциях газ очищается от механических примесей на пылеуловителях, на головной компрессорной станции осуществляется осушка газа, очистка его от сероводорода и углекислого газа, выполняется его одоризация[5].
Компрессорные станции, также как и насосные имеют вспомогательные сооружения: котельные, системы охлаждения, электроснабжения, канализации и т.д.
Трубопроводный транспорт эффективен на любых расстояниях. Основное его достоинство – самая низкая себестоимость транспортировки. Если принять среднюю себестоимость перевозок на транспорте за 100%, то на трубопроводном транспорте она составит 30%, на железнодорожном – 80%, а на автомобильном – 160%.
![]() |
Рис. 6.4 Общий вид на строительную площадку головной нефтеперекачивающей станции.
![]() |
Рис. 6.5 Монтаж ёмкостей резервуарного парка
![]() |
Рис. 6.6 Строительство производственных зданий и монтаж оборудования
![]() |
Рис. 6.7 Труба, сваренная в нитку для укладки в траншею
![]() |
Рис. 6.8. Утяжелители для укладки трубопроводов в болотистых местах
Одной из основных технологических проблем эксплуатации трубопроводов является повышение их провозной способности. По расчётам специалистов Германии [3], эффективность трубопроводного транспорта возрастает с увеличением диаметра трубопроводов, как показано в таблице 6.1.
Табл. 6.1 Себестоимость прокачки продукта по трубопроводу в зависимости от его диаметра
Диаметр трубопровода, мм | Расход, куб. м/с | Себестоимость транспортирования, % |
900 | 1,2 | 100 |
1200 | 2,1 | 78 |
1400 | 2,9 | 60 |
1600 | 3,6 | 56 |
- Зависимость провозной способности нефтепровода от диаметра трубы можно проиллюстрировать следующими цифрами:
- · — при диаметре трубопровода 720 мм – 15 млн.т в год;
- · — при диаметре трубопровода 1020 мм – 45 млн.т в год;
· — при диаметре трубопровода 1420 мм – 75 млн.т в год.
С увеличением диаметра трубы снижаются удельные капитальные вложения. Например, использование труб 1420 мм даёт уменьшение капиталовложений на 20%, а по эксплуатационным расходам – на 30% от уровня затрат при диаметре 1020 мм.
Трубы диаметром 1420 мм при давлении 10 МПа позволяют повысить производительность на 40%, а при давлении 12 МПа – в два раза. Таким образом, повышение провозной способности трубопровода может быть достигнуто либо увеличением его диаметра, либо повышением в нём рабочего давления.
Увеличение диаметра трубы встречает технологические сложности, связанные с необходимостью строительства прокатных станов, способных прокатывать штрипс[6] (лист-заготовку) требуемой ширины и длины.
Повышение рабочего давления ограничивается прочностными характеристиками отечественных и зарубежных трубных сталей, а также возможностями применяемых насосов или других агрегатов.
Высокая экономичность трубопроводного транспорта является причиной его быстрого развития в России и в мире. Способствует этому рост во всех регионах потребностей в энергоносителях.
При этом большое значение имеет экологический аспект.
В частности, при получении одного и того же количества энергии выбросы в атмосферу вредных веществ, при сжигании газа в два раза меньше, чем при использовании угля.
Фактическая и прогнозируемая доля природного газа в энергопотреблении по отдельным регионам мира в период 1970 – 2030 годы приведена в таблице 6.2.
Фактическое и прогнозируемое потребление нефти в мире приведено в таблице 6.3.
Таблица 6.2 Фактическая и прогнозируемая доля природного газа в энергопотреблении, %
Годы | 1990 | 2000 | 2010 | 2020 | 2030 |
Мир в целом | 21,8 | 25,3 | 30,0 | 33 — 34 | 37-39 |
Российская Федерация | 52,4 (1996 г) | 53 | 54 — 55 | 58 — 59 | 60 — 62 |
Япония | 10,5 | 12,2 | 16 — 17 | 18 — 19 | 24 – 25 |
Китай | 1,5 | 1,9 | 7 — 8 | 12 — 13 | 15 — 17 |
Южная Азия | 9,2 (1996 г) | 10 | 12 — 13 | 14 — 15 | 19 — 20 |
Таблица 6.3. Фактическое и прогнозируемое потребление нефти в мире
Годы | 1990 | 2000 | 2010 | 2020 |
Потребности транспорта, млн.бар./сутки* | 28 | 34 | 43 | 57 |
Прочие отрасли, млн.бар./сутки* | 39 | 42 | 44,5 | 52 |
Суммарная потребность, млн.бар./сутки* | 67 | 76 | 87,5 | 109 |
* — 1 баррель нефти = 158,987 литра |
Из приведённых данных видно, что к 2030 году потребление природного газа в мире должно возрасти примерно в два раза, по сравнению с 1990 годом, а в Китае примерно в 10 раз.
Как видно из табл. 6.3 мировая потребность в нефти к 2020 году возрастёт почти в 1,5 раза по сравнению с 1990 годом.
- Для обеспечения такого роста потребления нефти и газа потребуется прокладка новых ниток существующих и строительство новых трубопроводов.
- В рамках государственной программы развития нефтегазового комплекса России реализуется строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы, имеющей цель перевод большей части экспортного потока, отправляемого через порт Вентспилс на порт Приморск, строительство Северо – Западного трубопровода по дну Балтийского моря, который напрямую свяжет газовые месторождения на Севере России с Центральной Европой, а также Южной трубопроводной системы по дну Чёрного моря конечной точкой которого будут Балканские страны, Греция, Турция и Италия.
- Магистральные нефтепроводы России
Российская государственная компания Транснефть и её дочерние общества располагают крупнейшей в мире системой магистральных нефтепроводов, длина которой составляет 48,7 тыс. км (на июнь 2006) и по которой прокачивается более 90 % российской нефти[4].
- Действующие
- Нефтепровод «Дружба» (рабочая мощность 66,5 млн тонн в год) — крупнейшая экспортная магистраль России (Альметьевск — Самара — Унеча — Мозырь — Брест и далее в страны Восточной и Западной Европы);
- Альметьевск — Нижний Новгород — Рязань — Москва;
- Нижний Новгород — Ярославль — Кириши;
- Самара — Лисичанск — Кременчуг — Херсон, Снегирёвка — Одесса;
- Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск;
- Нижневартовск — Курган — Куйбышев;
- Туймазы — Омск — Новосибирск;
- Туймазы — Уфа;
- Калтасы — Языково — Салават;
- Шкапово — Салават;
- Сургут — Полоцк;
- Александровское — Анжеро-Судженск;
- Красноярск — Ангарск;
- Сургут — Омск — Павлодар — Чимкент — Чарджоу;
- Балтийская трубопроводная система (рабочая мощность 74 млн тонн в год);
- Восточный нефтепровод;
- Каспийский трубопроводный консорциум (рабочая мощность 28,2 млн тонн в год);
- Баку — Новороссийск;
- Узень — Атырау — Самара.
Система трубопроводного транспорта России
Трубопроводная система является центральным звеном как в нефтяной, так и в газовой промышленности. Трубопроводы связывают места добычи с местами переработки и потребления нефти и газа. Это своего рода «кровеносные сосуды» как нефтегазового комплекса, так и, пожалуй, всей экономики. Трубопроводы могут быть нескольких видов:
- — нефтепроводы – трубопроводы для транспортировки нефти;
- — продуктопроводы – трубопроводы для транспортировки нефтепродуктов;
- — газопроводы – трубопроводы для транспортировки газа;
- — промысловые трубопроводы – трубопроводы, соединяющие непосредственные места добычи с местами первичной обработки нефти или газа и подготовки их для магистральной транспортировки;
- — магистральные трубопроводы – трубопроводы, соединяющие пункты первичной обработки с пунктами потребления или переработки, имеют протяженность десятки тысяч километров.
После распада Советского Союза и последовавшего за этим развала промышленности объем строительства и реконструкции трубопроводов резко снизился. Однако в последние несколько лет появилась устойчивая тенденция возрождения нефтяной и газовой промышленности.
Принята Программа реконструкции и технического перевооружения газотранспортных систем Российской Федерации на период до 2015 г.
Ведущие нефтяные компании имеют собственные программы ремонта и реконструкции трубопроводов, однако, к сожалению, все они выполняются в недостаточной степени.
- К числу основных новых, а также строящихся и реконструируемых магистральных трубопроводов следует отнести:
- — газопровод Ямал – Европа протяженностью 977 км и диаметром 1420 мм;
- — газопровод СРТО – Торжок протяженностью 720,1 км и диаметром 1420 мм;
- — газопровод Заполярное – Уренгой (3 нитки) протяженностью 189 км и диаметром 1420 мм;
- — газопровод Россия – Турция («Голубой поток») протяженностью 372 км и диаметром 1220 и 1420 мм;
- — нефтепровод Тенгиз – Новороссийск протяженностью 1490 км и диаметром 1020 мм;
- — Балтийская трубопроводная система протяженностью 2718 км и диаметром от 500 до 800 мм.
Газопроводы.Подавляющее большинство построенных газопроводов имеют диаметр от 500 до 1400 мм, некоторые трубопроводы диаметром менее 500 мм включены в рассмотрение ввиду их региональной важности.
Многие трубопроводы, особенно идущие с западносибирских месторождений, проходят в так называемых коридорах, состоящих из ряда (до 6) ниток.
Общая протяженность магистральных газопроводов на территории России составляет более 200 тыс. км.
На компрессорных станциях используется более 20 различных типов компрессоров советского производства и несколько – иностранного производства. Всего более 5700 компрессоров, включая газотурбинные, электрические и газомоторные, находятся в действии.
Они установлены на 891 компрессорном цехе, в том числе на 247 КС (с 693 компрессорными цехами общей мощностью 41,7 млн кВт) на газопроводах РФ.
Следует отметить, что за рассматриваемый период не было новых технических решений КС, а темпы работ по ремонту и модернизации существующего парка компрессорных агрегатов были недостаточно энергичными.
Газопроводная система является связующим звеном между производителем и потребителем газа и единственным способом транспортировки газа. Поэтому развитие всего газового сектора зависит от развития газопроводной системы.
Так как в российском газе заинтересованы многие страны, то очевиден высокий интерес зарубежных инвесторов в реализации крупных газопроводных международных проектов.
В связи с этим необходимо кратко описать наиболее интересные перспективные направления, в рамках которых вероятно осуществление таких проектов.
Рисунок 1.3 – Общая схема единой системы газоснабжения России
Новый проект: «Ямал – Европа». Все прогнозы развития спроса и предложения на рынке газа показывают, что в газоснабжении Западной Европы возникнет дефицит.
Согласно этим прогнозам, существующие источники поставок природного газа в этот регион не смогут покрыть возрастающий спрос на это топливо.
Поэтому совершенно очевидно, что дополнительные поставки газа по проекту «Ямал – Европа» будут необходимы даже в случае продления всех действующих в настоящее время контрактов.
Все это является важной предпосылкой для реализации грандиозного проекта – сооружения трансконтинентальной газовой магистрали Ямал – Европа общей протяженностью 4000 км. Начало этой газовой магистрали находится на полуострове Ямал, запасы природного газа которого показывают, что ежегодная добыча на Ямале может составить в перспективе около 200 млрд м3.
Новые проекты в юго-восточной и южной Европе. Интересным во всех отношениях является российско-болгарский проект, предусматривающий сооружение газопровода для перекачки российского газа в Грецию через территорию Болгарии.
Собственно, Болгария уже начала это делать, проложив новый участок трубопровода длиной 70 км, который пересек греко-болгарскую границу и обеспечивает газоснабжение Афин и Салоник. До этого российский газ поступал через Болгарию только в Турцию.
В связи с сооружением нового газопровода через эту страну в Грецию протяженность газопроводной сети в Болгарии удвоилась, а поток российского газа в Грецию резко возрос.
Что касается дальнейшего расширения итало-российского сотрудничества в области энергетики, то ему будет способствовать реализация югославского проекта – сооружение Трансбалканского газопровода от Димитровграда (Болгария) через Южную Сербию и Черногорию с выходом к порту Бари, от которого должен быть проложен газопровод по дну Адриатического моря, к итальянскому порту Бари.
Новые пути российского газа через северную Европу – поставки природного газа в страны Западной Европы через Финляндию, Швецию и Данию по дну Балтийского моря.
Страны Восточной Азии. После 2005 г. в Иркутской области и Якутии наметилось создание нового крупного газодобывающего района, из которого будут исходить магистральные газопроводы, обеспечивающие природным газом не только Восточную Сибирь и Дальний Восток России, но и КНР, КНДР и Республику Корея.
Достаточно актуальным является расширение внутреннего рынка газа и развитие внутренней российской системы газопроводов. В рамках либерализации рынка газа это направление также представляется интересной предметной областью для международных проектов. Потребности в развитии газификации России сегодня очень велики.
Так, уровень негазифицированных квартир в городах и рабочих поселках составляет 44 %, а в сельской местности – 79 %. Ускоренное развитие сетей газораспределения возможно лишь с привлечением в этот бизнес отечественных и зарубежных инвесторов. При этом основными являются такие показатели, как целесообразность и финансовое состояние проектов газификации.
Инвесторы оценивают, насколько предлагаемый проект оправдан с экономической точки зрения. Необходимо организовать взаимодействие между всеми вероятными участниками инвестиционного процесса, учесть их интересы. Именно при таком подходе возможна реализация проектов по газификации областей Российской Федерации с привлечением иностранных партнеров.
Иностранный инвестор полезен тем, что, кроме внедрения новых технологий, он приносит с собой прогрессивный менеджмент.
Для российской стороны предоставляется возможность совершенствовать и диверсифицировать деятельность газораспределительных компаний с учетом зарубежного опыта.
Реализация проектов по газификации имеет большое социально-экономическое значение, так как в результате будут созданы условия для роста производства, повышения качества жизни населения, улучшения состояния окружающей среды.
Поэтому потенциальные инвесторы проекта могут рассчитывать на содействие федеральной и региональных властей, что обеспечивает, как минимум, снижение политических рисков.
Нефтепроводы и продуктопроводы. В 1991 г. общая протяженность нефтепроводов и продуктопроводов Советского Союза составляла 90 200 км. Это без учета более 600 тыс.
км промысловых трубопроводов и коллекторов диаметром от 57 до 700 мм. Более половины трубопроводов – 52 500 км – было построено из труб диаметром 700 мм и более. Протяженность трубопроводов для сырой нефти к началу 1991 г.
достигала 70 400 км. На трассах работали 572 перекачивающие станции.
Рисунок 1.4 − Сеть нефтепроводов России
объяснено включением в отчетность построенных, но не введенных в эксплуатацию трасс, а также тем, что некоторые из них относились к так называемым закрытым объектам).
Система нефтепроводов старше газопроводной системы. С этим связана их относительно большая аварийность (0,53 случая на 1 км в среднем).
К началу 1999 г. общая протяженность нефтепроводов СНГ составила 79 232 км, продуктопроводов – 21 900 км; в том числе, в Российской Федерации: нефтепроводов – 72 755 км, продуктопроводов – 19 405 км. За 1992 – 1999 гг. протяженность магистральных нефтепроводов России увеличилась на 2 тыс. км, продуктопроводов – на 1468 км.
Рисунок 1.5 − Нефтепродуктопроводы России
осуществляется силами АК «Транснефть», в состав которой входят следующие компании, имеющие статус АО: «Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы (МН)», «Приволжскнефтепровод», «Транссибнефть», «Северо-Западные МН», «Верхне-Волжские МН», «МН Центральной Сибири», «Северные МН», «Черномортранснефть», МН «Дружба», «Сибнефтепровод». Общая численность работников компании составляет около 60 тыс. человек.
В дополнение к этому АК «Транснефть» располагает специальными управлениями по ремонту и подразделениями по ликвидации аварий.
Все нефтепроводы имеют головные и промежуточные перекачивающие станции. Головные перекачивающие станции отличаются от промежуточных наличием резервуарного парка и некоторых других технологических элементов.
Нефтепроводы и продуктопроводы протяженностью менее 800 км работают по схеме «из насоса в насос». На промежуточных перекачивающих станциях при длине нефтепроводов более 600 км сооружаются емкости для хранения нефти.
В настоящее время нефтепроводы становятся главным узким местом, сдерживающим развитие российских экспортных возможностей и соответственно развитие нефтяного сектора экономики. В связи с этим именно строительство нефтепроводов становится основным вопросом при разработке и реализации международных нефтяных проектов.
93 % всей нефти, добываемой в России, транспортируется по магистральным нефтепроводам, оператором которых является «Транснефть». Сеть нефтепроводов охватывает обширную территорию Западной Сибири и Европейской части России, через нее нефть поступает на нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) компаний, а также на экспорт.
В результате разработки месторождений, роста добычи и выхода на новые рынки необходимость в новых экспортных маршрутах будет только увеличиваться. Российские нефтяные компании готовы нести существенные капитальные затраты на разработку новых маршрутов (прокладку нефтепроводов, строительство терминалов и т. п.
), но для более интенсивного трубопроводного строительства, естественно, необходимо участие зарубежных инвесторов и партнеров.
К наиболее привлекательным крупным проектам развития нефтяных транспортных трубопроводных систем можно отнести следующие:
Балтийская трубопроводная система (БТС). По ней предполагается прокачивать основные объемы экспортной нефти с месторождений Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций.
В составе первой очереди БТС протяженностью 457 км расширен и реконструирован нефтепровод Ярославль – Кириши, построены новый нефтепровод Кириши – Приморск и терминал по наливу нефти в Финском заливе в районе г. Приморска.
БТС предусматривает поэтапное развитие с доведением экспорта нефти до 30 млн т в год.
Соединение нефтепроводов «Дружба» и «Адрия». Интеграция этих нефтепроводов позволит российским нефтяникам выйти практически на все мировые рынки через глубоководный порт Омишаль (Хорватия), способный принимать танкеры дедвейтом до 500 тыс. т. Предполагается поэтапная реализация проекта. На первом этапе объем транспортировки составит 5 млн т нефти в год.
Строительство нефтепровода Бургас – Александруполис.
Реализация этого проекта даст возможность транспортировать нефть из России и стран СНГ на средиземноморский рынок, минуя пролив Босфор (пропускная способность маршрута из Черного моря в Средиземное жестко ограничена шириной пролива), из греческого порта Александруполис.
В этом проекте заинтересованы и Россия, и Казахстан, и Азербайджан, так как данный маршрут прежде всего нацелен на транспортировку каспийской нефти. Пока проект находится на стадии разработки.
Предполагается, что на первом этапе объемы транспортировки нефти по этому маршруту могут составить 15 –23 млн т в год (оценка компании «Транснефть»). Маршрут Бургас – Александруполис дополняет тем самым маршрут транспортировки каспийской нефти Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), предназначенный для перекачки нефти с казахстанских месторождений до Новороссийска.
Строительство нефтепровода в Китай.Стоимость проекта оценивается в 1,7 млрд долларов, протяженность нефтепровода должна составлять более 2400 км, пропускная способность 20 млн т в год.
Строительство нефтепровода от Ангарска до российского дальневосточного порта Находка.Этот вариант является хорошей альтернативой строительству нефтепровода в Китай.
Во-первых, это гораздо дешевле, а во-вторых, такой маршрут позволит экспортировать нефть не только в Китай, но и в другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где уровень цен на нефть выше (в Китае цены на энергоносители жестко регулируются государством).
Одной из проблем нефтегазового комплекса является недостаточность развития трубопроводной транспортной системы, что сдерживает развитие нефтегазового комплекса. Как было отмечено, общая протяженность нефтепроводов в Российской Федерации в 2002 г. составила 79 350 км.
Для сравнения: в Соединенных Штатах Америки нефтепроводная система имеет общую протяженность около 350 тыс. км. Кроме этого, российская трубопроводная система характеризуется высокой степенью износа и за последние 10 лет почти не ремонтировалась.
В последние годы по нескольку раз в году происходили аварии нефтепроводов, которые приводили к экологическим катастрофам местного масштаба. Большинство газовых магистралей – около 150 тыс. км – построено в 70 –90-х гг. 39 % газопроводов эксплуатируется более 20 лет, 16 % из них имеют возраст около 30 лет. 40 тыс.
км газопроводов выработали свой расчетный ресурс (33 года). Большая часть нефтепроводов также построена в 60 –70-х годах, доля нефтепроводов с возрастом свыше 20 лет составила 73 % и свыше 30 лет – 41 %.
- Подводя итог анализу состояния нефтегазового комплекса Российской Федерации, следует отметить, что одним из основных решений обозначенных проблем является увеличение количества международных нефтегазовых проектов, подразумевающих в первую очередь развитие транспортной трубопроводной системы нефтегазового комплекса. Международные нефтегазовые проекты позволят:
- — существенно увеличить вовлекаемые в нефтегазовый сектор инвестиционные ресурсы, которых на фоне спада в российской экономике с учетом высокой капиталоемкости отрасли даже у крупных российских нефтяных компаний недостаточно для обеспечения интенсивного развития;
- — использовать современные технологические решения и оборудование на льготных по сравнению с прямой покупкой условиях;
- — как следствие, повысить эффективность нефтегазовых проектов и интенсивность развития как нефтегазового, так и всего топливно-энергетического комплекса.
При всей важности перечисленных выше выгод от реализации международных нефтегазовых проектов следует особо выделить необходимость прямого использования и постепенного самостоятельного освоения в рамках совместной деятельности современных технологий и прикладных средств управления проектами (прожект-менеджмента). Если инвестиционные ресурсы можно на тех или иных основаниях привлечь, а технологии и оборудование – приобрести, то управленческие навыки необходимо развивать, причем наибольшего эффекта можно достичь, используя опыт иностранных специалистов.
Контрольные вопросы
1. Основные способы транспортировки нефти и газа.
2. Достоинства трубопроводного транспорта углеводородов.
3. Недостатки трубопроводного транспорта углеводородов.
4. Система нефтепроводного транспорта России и перспективы её развития.
5. Система газопроводного транспорта России и перспективы ее развития.
Состав нефтепроводов России — Пути российской нефти
Энциклопедия технологий
Оживление строительства нефтепроводов в нашей стране пришлось на 30-е годы ХХ века. В эти годы были построены нефтепроводы «Грозный-Туапсе», «Баку-Батуми» на Кавказе, «Гурьев-Орск» в Казахстане и «Ишимбай-Уфа» на Урале и др., так что к началу 40-х годов в нашей стране эксплуатировалось уже более 2,5 тыс. км магистральных нефтепроводов.
В годы Великой Отечественной Войны на Дальнем Востоке построили нефтепровод «Оха — Комсомольск на Амуре» для доставки на материк сахалинской нефти.
Особенно интенсивное строительство нефтепроводов в нашей стране началось после войны в 1950-х годах. Строительство происходило, главным образом, в основных нефтедобывающих районах. В эти годы были построены «Альметьевск — Горький», «Горький -Рязань», «Рязань — Москва», «Альметьевск — Пермь», «Ишимбай -Орск», «Туймазы — Омск-Новосибирск», «Тихорецк — Туапсе» и др.
В 60-х годах ХХ века был построен и введен в эксплуатацию крупнейший в Европе нефтепровод «Дружба» с общей протяженностью 5,5 тыс. км и диаметрами 1020 и 1220 мм; по этому трубопроводу нефть Урало-Поволжья должна была доставляться в Восточно-Европейские страны.
Были построены нефтепроводы «Шаим-Тюмень» (диаметр 720 мм, протяженность 400 км), «Усть — Балык — Омск» (диаметр 1020 мм, протяженность 1000 км), «Нижневартовск — Усть — Балык» (диаметр 720 мм, протяженность 250 км) и др.
для транспортировки нефти с месторождений Западной Сибири.
В 70-х годах ХХ века были введены в строй новые нефтепроводы «Усть — Балык — Курган — Уфа — Альметьевск», «Александровское — Анжеро-Судженск — Иркутск», «Нижневартовск-Курган-Куйбышев (Самара)», «Сургут — Горький — Полоцк», «Уса — Ухта-Ярославль — Москва», «Куйбышев (Самара) — Тихорецк-Новороссийск», «Куйбышев (Самара) — Лисичанск — Одесса», «Холмогоры — Сургут» и многие другие.
В 80-х годах ХХ века парк нефтепроводов обогатился трубопроводами «Холмогоры — Пермь —Альметьевск-Клин», «Павлодар-Фергана», «Грозный-Баку» и др.
К 2001 г. России была построена Балтийская трубопроводная система (БТС).
Эта система трубопроводов связала месторождения нефти Тимано-Печорского, Западно-Сибирского и Урало-Поволжского регионов с морскими портами «Приморск» и «Усть- Луга» на Балтийском море.
Общая протяженность нефтепровода около 1200 км, диаметр 1220 мм, проектная мощность 75 млн.т. нефти в год. Эта мощность была достигнута в 2006 г.
В начале 2000-х годов в России началось, а к 2012 г. в основном завершилось строительство нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» (аббревиатура «ВСТО»).
Эта наиболее протяженная трубопроводная система проходит от г.
Тайшет в Иркутской области до нефтеналивного порта «Козьмино» в заливе Находка на Тихом океане, причем в районе НПС «Сковородино» (Амурская область) сооружен отвод в Китай.
Общая протяженность ВСТО составляет 4740 км, диаметры — 42 и 48 дюймов (или 1067 и 1220 мм), пропускная способность в окончательном варианте развития может быть доведена до 80 млн. тонн нефти в год, перекачку осуществляет 41 НПС.
Нефтепроводная система ВСТО соединяет месторождения Западной и Восточной Сибири с рынками Азии и США. Оператор нефтепровода — государственная компания ОАО «АК «Транснефть»; сорт нефти, поставляемый на мировой рынок посредством ВСТО, получил название «ESPO».
Параметры некоторых других нефтепроводов современной России приведены в таблице.
Поскольку все нефтепроводы СССР сооружались как магистрали общесоюзного значения, то в силу своего монопольного положения они и сейчас находятся в ведении только одной компании ОАО «АК «Транснефть», контрольный пакет акций которой принадлежит государству. Исключение составляет лишь нефтепровод «Тенгиз-Новороссийск» (диаметр 1020/1067 мм, протяженность 1580 км), принадлежащей Каспийскому трубопроводному консорциуму (аббревиатура «КТК-Р», Р — Российский).
Нефтепроводы России | Автоматизация Техсервис
К основным средствам транспортировки нефти относят трубы. Только по трубам можно безопасно переправлять химические жидкости.
В связи с чем, нефтепровод является самым экологичным способом перевозки. К этому преимуществу можно добавить экономичность и масштабность, ведь по трубам можно транспортировать большие объемы.
Проложить нефтепровод можно в любых условиях, как под водой, так и под землей.
Виды нефтепроводов
Современные нефтепроводы изготавливают преимущественно из стали. Минимальный диаметр трубы — 10 см, максимальный – 120 см. Обычно трубопроводы прокладывают на глубину от 1 до 2 метров под землей.
Нефтепровод – надежное средство для транспортировки нефти на значительные расстояния. Они представлены тремя основными группами: внутренние, местные и магистральные.
Внутренние
Внутренний нефтепровод имеет небольшую протяженность. Он может функционировать внутри нефтебаз или нефтеперерабатывающих заводов.
Местные
Их основное назначение заключается в соединении элементов транспортной цепи. К примеру, местный нефтяной провод может соединять место, где осуществляется нефтедобыча с пунктом, где происходит ее транспортировка с помощью железнодорожных или судовых средств. Их протяженность значительно превышает длину внутренних, она может достигать от 10 до 100 и даже более километров.
Магистральные
Это самые протяженные трубопроводы, предназначенные для перемещения нефти из мест ее добычи к месту потребления или загрузки на другой транспорт. Они представляют собой сложный комплекс сооружений. Магистральный трубопровод применяется для массовой транспортировки нефти. По его трубам бесперебойно подается неограниченное количество нефти.
Крупнейшие нефтепроводы России
В России создана огромная сеть нефтепроводов. Одним из самых протяженных трубопроводов является «Восточная Сибирь – Тихий океан». Нефтяной трубопровод соединяет города Тайшет и Находку. Его общая длина составляет 4857 км.
Самый старый нефтепровод России «Дружба». Его протяженность по России составляет около 4000 км., а общая длина – 8900 км. Трубопровод пролегает по разным городам России и зарубежья.
Нефтяная промышленность в России достаточно развита, страна занимает второе место в мире по запасам. В настоящее время курс нефти постоянно меняется, что не может не сказаться на состоянии нефтяной промышленности.
Трубопроводный транспорт: нефтепроводы России
На сегодняшний день в РФ функционирует разветвленная сеть нефтепроводов, газопроводов и нефтепродуктопроводов различной значимости. Трубопроводный транспорт связывает территории большинства субъектов Федерации, а также служит для экспорта углеводородов и продуктов их переработки.
Классификация трубопроводов Трубопроводы подразделяются по своему назначению: Местные соединяют объекты в пределах промысла, нефте- и газохранилищ, нефтеперерабатывающих предприятий. Региональные трубопроводы имеют протяженность несколько десятков километров.
Связывают нефтепромыслы с главной станцией, с пунктами налива нефти (погрузкой) на водный или железнодорожный транспорт, магистральным трубопроводом. Магистральные — трубопроводы протяженностью свыше 50 км, диаметром труб от 200 мм до 1400 мм и выше.
Расстояние, на которое может подаваться продукция по таким трубопроводам, измеряется сотнями или тысячами километров. Перекачка ведется не одной компрессорной станцией, а несколькими, расположенными по маршруту трубопровода.
В зависимости от перекачиваемого нефтепродукта, магистральный трубопровод называют нефтепроводом (перекачка сырой нефти), продуктопроводом (нефтепродукты), мазутопроводом, бензопроводом, керосинопроводом и др. Магистральные трубопроводы работают непрерывно, их кратковременная остановка возможна в случае аварии, ремонта или плановой замены деталей.
Экспорт через нефтепроводы
В настоящее время на нефтепроводы России приходится 84% экспортируемой за пределы страны нефти. Остальные 13% приходятся на железнодорожные перевозки и 3% — на водный и речной транспорт. ОАО «АК «Транснефть» — единственная компания-оператор нефтепроводов в России.
На ее долю приходится 97% всей транспортируемой нефти, добываемой в стране. Протяженность трубопроводной системы компании – более 217 тыс. км, которая связывает основные регионы нефтедобычи в России с рынками сбыта в Европе. Из общей транспортной системы 46,7 тыс. км относятся к нефтепроводам и 19,3 тыс.
км приходится на нефтепродуктопроводы. Основные нефтепроводы России, задействованные в экспорте:
- Балтийский нефтепровод, пропускная способность — 74 млн т в год;
- Система трубопроводов «Дружба». Одна из веток этой магистрали уходит в Польшу, вторая — в Словакию. Общая пропускная способность — 90 млн т;
- Черноморские нефтепроводы – 43 млн т.
Достоинства трубопроводного транспорта Наиболее интенсивное развитие нефтепроводы и газопроводы России получили во второй половине XX века.
На сегодняшний день по объему и удельному весу транспортируемых углеводородов трубопроводный транспорт неуклонно вытесняет железнодорожные и водные способы перевозки нефти и нефтепродуктов.
Главными преимуществами нефте-, газопроводов являются: Значительная дальность перекачки, бесперебойная работа, существенная пропускная способность, минимальные потери. Широкий диапазон вязкости перекачиваемых нефтепродуктов. Стабильная работа в разных климатических зонах.
Возможность строительства трубопроводов практически в любых областях. Высокий уровень механизации при строительстве. Автоматизация систем контроля над технологическими процессами. Основным недостатком трубопроводного транспорта считается достаточно большие капиталовложения на стадии строительства.
Наиболее перспективным направлением для развития экспорта российской нефти является восточно-сибирское, в связи с оживленным ростом потребления нефти в Китае.
http://fb.ru
Нефть «на вынос»: экспортные нефтепроводы России
Энергоносители, в частности нефть, являются одним из главных ресурсов нашей страны. Но Россия не только богата нефтью — она обладает самой большой в мире трубопроводной системой для ее транспортировки.
Причем, в отличие от стран Ближнего Востока и США, мы имеем возможность доставки нефти по трубам (а это самый рентабельный способ транспортировки) не только на местные НПЗ и на морские нефтеналивные терминалы, но и конечному потребителю.
Это ставит Россию в исключительное положение на рынке нефти.
В XX веке нефть не зря получила название: «кровь экономики». Двигатели внутреннего сгорания, авиационные двигатели, ТЭЦ на мазуте, не говоря уже об органической химии, — всё это нефть.
Если раньше, коль верить арии Мефистофеля из одноименной оперы Шарля Гуно, «люди гибли за металл», то во второй половине XX — начале XXI веков люди все чаще гибнут за нефть.
По сути именно углеводороды стали предметом особой зависти к России со стороны стран Запада.
Именно конфликт вокруг крупнейшего в мире (причем и сегодня) трубопровода «Дружба», соединившего Волгоуральский нефтегазоносный район со странами Восточной Европы, стал одним из камней преткновения на пути политической разрядки в 60-е — 70-е годы прошлого века.
И, как думают отдельные экономисты, именно искусственное обрушение цен на нефть, которое Соединенным Штатам удалось инспирировать с помощью стран Ближнего Востока, и стало причиной разрушения СССР.
История
Россия стояла у истоков развития трубопроводной транспортировки нефти. Великий русский химик Дмитрий Иванович Менделеев предложил идею нефтепровода еще в 1863 году. Он заложил основные принципы строительства трубопроводов и их параметры. Ученый считал, что только в этом случае добыча и использование нефти достигнут промышленных масштабов.
Такие же идеи витали во всем мире и в это же время. Так, в 1865 году в США был построен первый нефтепровод длиной шесть километров. Нефтепроводы большей длины начали строить в США только в 1875 году.
В конце 1878 года на Апшеронском полуострове был введен в эксплуатацию первый российский нефтепровод протяженностью около десяти километров для перекачки нефти от Балаханского месторождения на нефтеперерабатывающие заводы в Черном Городе, пригороде Баку.
Проект трубопровода был разработан знаменитым инженером В.Г. Шуховым, известным нам по первой советской телебашне — это знаменитая Шуховская Шаболовская телевизионная башня.
Шухов был также автором проектов первых российских магистральных нефтепроводов: Баку — Батуми, протяженностью 883 км, построенный в 1907 году, и Грозный — Туапсе, общей длиной 618 км, построенный в 1928 году. Инженер одним из первых в мире описал процессы протекания по трубопроводам нефти и мазута, создав, таким образом, классическую теорию нефтепроводов.
Сегодня
Вообще очень часто можно услышать что-то про «нефтяную иглу, которая тормозит развитие высоких технологий в России». Всё обстоит с точностью до наоборот. Трубопроводный транспорт — сам по себе высокотехнологичная отрасль.
Это не просто трубы — это бесшовные трубы большого диаметра, которым приходится выдерживать высокое переменное давление.
При этом это давление надо поддерживать на протяженности в сотни километров, что требует применения весьма сложных систем насосов.
Производство всех необходимых для этого компонентов было освоено в Советском Союзе в самые кратчайшие сроки. При этом труботранспорт позволяет экономить работу свыше 700 тысяч рабочих. Стоит отметить, что отдельные технологии строительства нефтепроводов применяются также и в космической отрасли.
Сегодня российская компания «Транснефть», получившая в наследие от «Главтранснефти» советскую трубопроводную систему, является владельцем самой большой в мире системы транспортировки нефти.